Научная статья на тему 'Образовательный проект «Экономика 16+»'

Образовательный проект «Экономика 16+» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный проект «Экономика 16+»»

модернизация профобразования

ГПОУ НТЭТ. Так, с 2014 года по 2016 год студенты успешно презентовали проекты «Открытие малого предприятия по производству печей для бань», «Открытие предприятия по выращиванию и переработке мяса кроликов», «Открытие малого предприятия по переработке пластиковых бутылок», «Открытие магазина для будущих мам», «Открытие магазина «Полезные продукты». Лучшие предпринимательские проекты студентов представляются для участия в Межрегиональном конкурсе студенческих бизнес-проектов развития малого предпринимательства «Золотая подкова».

В перечне тем дипломных работ, предлагаемых студентам, присутствуют бизнес-проекты по созданию собственного предприятия, например: «Открытие интернет-магазина», «Организация мелкорозничного предприятия по продаже товаров через торговые автоматы», «Открытие малого предприятия по оказанию рекламных услуг».

Таким образом, в НТЭТ проводится систематизированная работа по формированию у студентов специальности «коммерция» (по отраслям) компетенций предпринимательской деятельности.

образовательный проект «экономика 16+»

Ю. М. Проскурякова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

Задачи экономической грамотности населения с каждым годом становятся все более актуальными. В современном мире вне зависимости от того, субъектом предпринимательской деятельности или домохозяйства является человек, он представляет собой экономического агента, самостоятельно принимающего решения, планирующего и реализующего практические мероприятия в сфере экономической деятельности. Получив профессиональное образование, выпускники попадают в мир рыночных отношений. И на данном этапе при любом виде деятельности сформированность экономических компетенций обусловливает успешную социализацию и адаптацию молодых людей. Под экономическими компетенциями обучающихся мы понимаем совокупность экономических знаний, умений и возможность их успешного применения в профессиональной деятельности в области экономики, а также при решении соответствующих вопросов, возникающих в процессе социально-экономических отношений с людьми, организациями, государством и другими экономическими институтами.

По результатам опроса, уровень сформиро-ванности основных и специальных экономических компетенций обучающихся техникума составляет в среднем 20 %. Между тем экономические компетенции в особенности необходимы обучающимся всех специальностей, поскольку они, вступая во взрослую жизнь, сталкиваются с типичными для всех выпускников трудностями, большинство из которых носит экономический

характер (специфика начисления и выплаты заработной платы, листов нетрудоспособности, планирование собственного или семейного бюджета, налогообложение, страхование, кредитование, ценообразование и т. д.).

Вышеназванная проблема требует проведения мероприятий, способствующих развитию познавательных и коммуникативных способностей обучающихся, а также формированию у них специальных экономических компетенций, необходимых выпускникам в будущем. Для решения данной проблемы преподаватели экономических дисциплин С. В. Ковригина и Ю. М. Проскурякова в 2015/16 учебном году разработали и начали реализовывать образовательный проект «Экономика 16+».

Целью проекта является развитие экономических компетенций обучающихся по специальностям профиля в рамках работы студенческого экономического форума «Экономика 16+».

Для достижения данной цели нами были определены следующие задачи:

1. Активизировать познавательный интерес обучающихся к современным экономическим процессам.

2. Повысить успеваемость обучающихся по экономическим учебным дисциплинам.

3. Увеличить число обучающихся, участвующих в мероприятиях экономической направленности различных уровней.

Образовательный проект включает в себя три основных этапа. Первый этап — подготовительно-проектировочный. На данном этапе на основе опроса обучающихся целевых и статистических групп выявляется уровень сформированности основных и специальных компетенций, определяется направление работы и разрабатывается программа реализации проекта на учебный год.

Второй этап реализации проекта является основным и предполагает проведение аудиторных и внеаудиторных мероприятий по составленной программе. На аудиторных занятиях экономические компетенции обучающихся формируются за счет организации исследовательской работы, а также проведения занятий с использованием интерактивных методов обучения, деловых игр и кейс-стади. Внеаудиторная работа построена на участии обучающихся в таких мероприятиях, как научно-практическая конференция в техникуме «Учебно-исследовательская работа преподавателей и обучающихся в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста», олимпиада в техникуме «Как я изучал экономику...», Федеральная программа «Ты — предприниматель», областной конкурс департамента образования и науки Кемеровской области «Молодо-зелено», национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей «Карьера в России», экскурсия на ООО «Сибпромвентиляция», круглый стол с генеральным директором ООО «ИНПЦ «ИННОТЕХ» С. М. Никитенко.

Главным компонентом внеаудиторной деятельности являются мероприятия студенческого экономического форума «Экономика 16+» (СЭФ). СЭФ создан с целью организации и проведения в техникуме научно-образовательных и практических мероприятий в различных интерактивных формах во внеучебное время. В рамках работы СЭФ были проведены мероприятия на следующие темы: «Заработная плата: налоги и отчисления», «Бюджетирование», «Кредитование», «Трудоустройство и оплата труда», «Им-портозамещение в строительстве и ЖКХ», «Инновационное предпринимательство». Выбор тем мероприятий самими обучающимися позволяет выполнить основные поставленные задачи проекта, а также формировать экономические компетенции у заинтересованной аудитории обучающихся.

Завершающим этапом реализации проекта в конце каждого учебного года является по-

модернизация профобразования -

вторный опрос на выявление уровня сформированности основных и специальных компетенций обучающихся целевых и статистических групп. В настоящее время проект реализуется по направлению «Профессиональное самоопределение и занятость молодежи». Занятость молодежи, а также выбор будущей профессии на основе личностных способностей и психологических особенностей обучающихся — очень актуальная проблема не только для рынка труда, но и для каждого студента.

В настоящее время молодежь в возрасте от 16 до 30 лет представляет наиболее многочисленную группу безработных (более 30 % численности зарегистрированных безработных). Для решения этой проблемы в программе реализации проекта на текущий учебный год поставлены следующие задачи:

- проведение для обучающихся целевых и статистических групп мероприятий с использованием психодиагностических методик, методических блоков и в целом технологий индивидуальной и групповой работы, способствующих правильному выбору профессии или повышению интереса к выбранной профессии;

- изучение и анализ основных проблем при трудоустройстве молодежи в Кемеровской области;

- организация мероприятий СЭФ на основе информации о потребностях рынка труда.

Проблема дальнейшего обучения и трудоустройства выпускников продолжает оставаться актуальной. Проводимые мероприятия в рамках образовательной программы «Экономика 16+» по профессиональному самоопределению и развитию обучающихся выпускных групп — это возможность для молодых людей активизировать свою познавательную и творческую деятельность, сформировать необходимые экономические и профессиональные компетенции и выбрать достойную сферу реализации своих знаний, умений и способностей.

В связи с этим считаем, что необходимо целенаправленно работать над развитием экономических компетенций обучающихся не только в процессе проведения аудиторных занятий, но и во внеаудиторное время. Объединяющим компонентом данного проекта является работа студенческого экономического форума «Экономика 16+», предусматривающая использование интерактивных методов, способствующих формированию и развитию познавательной, творческой, коммуникативной, личностной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности за принятие собственных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.