Научная статья на тему 'Образовательный потенциал современных стандартов и учебных программ подготовки педагогических кадров по вопросам семейного воспитания'

Образовательный потенциал современных стандартов и учебных программ подготовки педагогических кадров по вопросам семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Сергей Викторович

В данной статье выявляется образовательный потенциал государственных образовательных стандартов и учебных программ высшего профессионального образования, направленный на подготовку школьных работников к решению современных профессиональных задач в области педагогического взаимодействия с семьями воспитанников. Параметрами анализа являются: дидактические единицы; профессиональные компетенции в области семейной педагогики; трудовые функции; трудовые действия; необходимые знания и умения. Даётся оценка отражённости современных направлений развития института российской семьи в государственных образовательных стандартах высшего образования по педагогическому профилю и в учебных программах подготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал современных стандартов и учебных программ подготовки педагогических кадров по вопросам семейного воспитания»

Теория и практика проектирования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ СТАНДАРТОВ И УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ВОПРОСАМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ1

Яковлев Сергей Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», главный редактор журнала «Журнал педагогических исследований», Москва

В данной статье выявляется образовательный потенциал государственных образовательных стандартов и учебных программ высшего профессионального образования, направленный на подготовку школьных работников к решению современных профессиональных задач в области педагогического взаимодействия с семьями воспитанников. Параметрами анализа являются: дидактические единицы; профессиональные компетенции в области семейной педагогики; трудовые функции; трудовые действия; необходимые знания и умения. Даётся оценка отражённости современных направлений развития института российской семьи в государственных образовательных стандартах высшего образования по педагогическому профилю и в учебных программах подготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: семья, приоритетные направления развития института семьи, образовательный потенциал, учебные программы, педагогическое образование.

В современной России наблюдаются тенденции развития института семьи. Определена государственная политика социальной поддержки семьи. Проведённый анализ наблюдаемых новых явлений культурной жизни, результатов современных

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00092-19-00 на 2019 г. ФГБНУ ИИДСВ РАО по проекту «Научные основы семейного и социального воспитания детей и молодёжи и педагогическое обеспечение развития воспитания и социализации детей в системе образования».

социологических, демографических и психолого-педагогических исследований проблем семьи позволил нам выявить основные тенденции развития института семьи в современной России. К ним относятся:

■ расширение государственной поддержки многодетных и малообеспеченных семей;

■ возникновение новых социальных и демографических условий развития семьи;

■ проблема жестокого обращения родителей с детьми;

■ развитие ювенальной юстиции;

■ преодоление детской беспризорности при живых родителях и детских правонарушений;

■ усыновление детей из детских домов и приютов иностранными гражданами;

■ постарение материнства и планирование семьи;

■ развитие семейных детских садов и детских домов под патронажем общественных организаций;

■ борьба с безответственным отношением к детям;

■ помощь родителям в развитии их педагогической грамотности и культуры семейного воспитания;

■ развитие системы семейного консультирования и семейной психотерапии;

■ педагогическая поддержка семей в воспитании детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья;

■ вовлечение родителей в систему дополнительного образования школы;

■ организация семейного отдыха во время школьных каникул;

■ сохранение семейных традиций и ценностей традиционной культуры семьи;

■ проблемы педагогического взаимодействия школы и семей мигрантов;

■ развитие информационной культуры детей в условиях семейного воспитания;

■ развитие экономической культуры детей в условиях семейного воспитания;

■ развитие физической культуры детей в семье;

■ приобщение детей к прекрасному в условиях семьи;

■ развитие инфраструктуры детства в информационно-образовательной среде музеев;

■ проблема содержания домашних животных и растений в условиях семьи;

■ возрождение гувернёрства, развитие репетиторства и обучения детей-инвалидов на дому. Выявленные тенденции указывают на проблемы, связанные с развитием института семьи в современной России, и определяют приоритетные направления действий по их решению.

По результатам анализа государственных образовательных стандартов профессионального обучения, профессионального образования

и дополнительного профессионального образования педагогов нами было выявлено частичное соответствие обозначенных в стандарте профессиональных компетенций, трудовых функций и действий, необходимых знаний и умений современным требованиям к профессии педагога в части организации взаимодействия школы и семьи. Например, в анализе профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в области семейной педагогики, можно выделить компетенции педагога, традиционно актуальные в решении практических задач педагогического взаимодействия семьями воспитанников, и компетенции, отвечающие новым социальным требованиям к работе педагога с семьёй воспитанника.

К традиционно востребованным компетенциям педагога относятся:

■ знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью;

■ умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития;

■ способность стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства;

■ определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития»2. При этом выявлено частичное соответствие требований образовательного стандарта решению задач приоритетных направлений развития института семьи в современной России в части организации помощи родителям в развитии их педагогической грамотности и культуры семейного воспитания, развития информационной культуры детей в условиях семейного воспитания с учётом новых социальных и демографических условий развития семьи, а также важности решения проблем педагогического взаимодействия школы и семей мигрантов. Например, новым требованиям к профессии педагога в части взаимодействия с семьями воспитанников отвечают обозначенные в стандарте профессиональные компетенции, связанные: с владением методами и средствами психолого-педаг о-гического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста;

2 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н

«Об утверждении профессионального стандарта

«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

умением выстраивать партнёрское взаимодействие с ними для решения образовательных задач; использованием специальных подходов и источников информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении; способностью вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками3.

В анализе профессиональных стандартов подготовки педагога были выявлены как традиционные трудовые функции, направленные на решение профессиональных задач педагога по взаимодействию с семьями воспитанников (проведение прак-тико-ориентированных профориен-тационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями))4, так и новые трудовые функции педагога, соответ-

3 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

4 Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015 № 38993).

ствующие решению его новых профессиональных задач в современных условиях развития системы семейного консультирования и семейной психотерапии, например информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора5.

Также в стандартах представлены трудовые действия по взаимодействию с семьями воспитанников, на освоение которых традиционно направлена профессиональная подготовка педагога. К ним относятся: разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребёнка; определение совместно с учащимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учи тель- де фектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития; разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития учащихся6; организация взаи-

5 Там же.

6 Профстандарт: 01.001 Педагог (педагогическая

деятельность в сфере дошкольного, начального общего,

основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6.12.2013, регистрационный № 30550. Редакция с учётом изменений и дополнений на 5.08.2016 // URL: https://classinform.ru/ profstandarty/01.001 -pedagog-vospitatel-uchitel.html

модействия членов педагогического коллектива, руководителей образовательной организации, родителей (законных представителей) при решении задач обучения, воспитания, профессионально-личностного развития студентов7.

Наряду с традиционными в стандартах обозначены новые трудовые действия, отвечающие современным требованиям к профессиональной подготовке будущего учителя, овладеть которыми педагогу необходимо в целях успешного взаимодействия с семьями учащихся. Решению задач вовлечения родителей в систему дополнительного образования школы отвечает подготовка будущего учителя к использованию конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) учащихся, к помощи семье в решении вопросов воспитания ребёнка8. Помощь родителям в организации семейного отдыха во время школьных каникул эффективно осуществляется при наличии у педагога

7 Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015 № 38993).

8 Профстандарт: 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6.12.2013, регистрационный № 30550. Редакция с учётом изменений и дополнений на 5.08.2016 // URL: https://classinform.ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitatel-uchitel.html

опыта планирования деятельности группы (курса) с участием учащихся, их родителей (законных представителей), сотрудников образовательной организации, в том числе планирования досуговых и социально значимых мероприятий, включения студентов группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность9.

Подготовка будущего педагога к успешному выполнению трудовых функций и действий осуществляется благодаря приобретаемым ими в ходе профессионального обучения необходимых профессиональных знаний и умений. К традиционно приобретаемым в рамках курса семейной педагогики необходимым знаниям относятся знания: основных закономерностей семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской об щес твенностью; социально-психологических особенностей и закономерностей развития детско-взрос-лых сообществ10; целей и задач, содержания, форм и методов работы

9 Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015 № 38993).

10 Профстандарт: 01.001 Педагог (педагогическая

деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 612.2013, регистрационный № 30550. Редакция с учётом изменений и дополнений на 5.08.2016 // URL: https://classinform.ru/ profstandarty/01.001 -pedagog-vospitatel-uchitel.html

с семьями учащихся; а также эффективных приёмов общения и организации деятельности в процессе практики (практического обучения), ориентированных на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития учащихся; знания методики построения беседы с учащимися и их родителями (законными представителями) по данным вопросам11.

Однако в новых условиях развития института семьи в современной России появляется необходимость в обновлённых знаниях, приобретаемых будущим учителем в процессе профессионального обучения, отражённых в образовательных стандартах высшего педагогического образования. Эти необходимые знания обеспечивают преодоление детской беспризорности при живых родителях и детских правонарушений и являются результатом изучения студентами педвуза особенностей работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями, а также обеспечивают вовлечение родителей в систему дополнительного образования школы при изучении студентами педа-

11 Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015 № 38993).

гогических возможностей и методики подготовки и проведения мероприятий для родителей (законных представителей) и с их участием12.

В государственных образовательных стандартах высшего педагогического образования отражены также умения, необходимые современному учителю в достижении целей эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. Определены необходимые умения во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования; устанавливать контакты с учащимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками13.

Согласно стандартам, педагог должен уметь также создавать педагогические условия для проектиро-

12 Там же.

13 Профстандарт: 01.001 Педагог (педагогическая

деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6.12.2013, регистрационный № 30550. Редакция с учётом изменений и дополнений на 5.08.2016 // URL: https://classinform.ru/profstandarty/01.001-pedagog-vos-pitatel-uchitel.html

вания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, включения студентов в различные виды деятельности в соответствии с их способностями, образовательными запросами учащихся и их родителей (законных представителей); координировать деятельность сотрудников образовательной организации и родителей (законных представителей); взаимодействовать с руководством образовательной организации при решении задач обучения и воспитания учащихся в соответствии со сферой своей компетенции; содействовать достижению взаимопонимания, профилактике и разрешению конфликтов; устанавливать контакт со школьниками и их родителями (законными представителями), стимулировать интерес и познавательную активность участников профориентаци-онных мероприятий, оказывать им эмоциональную поддержку; информировать школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам востребованности специалистов определённой квалификации на рынке труда, трудоустройства и карьерного роста выпускников образовательной организации14.

Новые требования к умениям педагога, необходимым для эффективной работы по оказанию помощи

14 Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015 № 38993).

родителям в развитии их педагогической грамотности и культуры семейного воспитания в условиях развития института семьи в современной России, выражаются в умении выстраивать партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения15; в умении организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) с целью информирования о ходе и результатах образовательной деятельности студентов, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), привлечения родителей (законных представителей) к организации внеурочной деятельности и общения учащихся группы16.

Новые требования к умениям педагога, необходимым для эффективной работы по развитию системы

15 Профстандарт: 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6.12.2013, регистрационный № 30550. Редакция с учетом изменений и дополнений на 5.08.2016 // URL: https://classinform. ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitatel-uchitel.html.

16 Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н

«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015 № 38993).

семейного консультирования и семейной психотерапии в условиях развития института семьи в современной России, выражаются в умении проводить консультации учащихся по программам профессионального образования и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации; умении проводить информирование и консультирование с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и их родителей (законных представителей)17.

Новые требования к умениям педагога, необходимым для эффективной работы по вовлечению родителей в систему дополнительного образования школы в условиях развития института семьи в современной России, выражаются в умении создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников18; умении поддер-

17 Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015 № 38993)

18 Профстандарт: 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6.12.2013, регистрационный № 30550. Редакция с учетом изменений

живать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребёнка; умении создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов19.

Новые требования к умениям педагога, необходимым для эффективной работы по педагогическому взаимодействию школы и семей мигрантов в условиях развития института семьи в современной России, выражаются в умении формулировать цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) с учётом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей студентов, а также особенностей социального и этнокультурного состава группы20.

Анализ образовательных стандартов высшего профессионального образования показывает, что их содержание обеспечивает подготов-

и дополнений на 5.08.2016 // URL: https://classinform.ru/ profstandarty/01.001-pedagog-vospitatel-uchitel.html.

19 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

20 Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015 № 38993).

ку будущего учителя к профессиональной деятельности в рамках приоритетных направлений развития института семьи в современной России лишь на 34,78%.

В государственных стандартах высшего профессионального образования не нашли отражение 15 выявленных нами тенденций развития института семьи. Среди них остались не затронуты вопросы, связанные с оказанием профессиональной помощи многодетным и малообеспеченным семьям; решением проблемы жестокого обращения родителей с детьми; деятельность ювенальной юстиции; проблемы усыновления детей из детских домов и приютов иностранными гражданами; увеличение возраста материнства и планирование семьи; вопросы организации семейных детских садов и детских домов под патронажем общественных организаций; борьба с безответственным отношением к детям и др.

Нами был проанализирован ряд учебных программ курса «Семейная педагогика», преподаваемого в Кемеровском государственном университете, Соликамском государственном педагогическом институте, Ишим-ском педагогическом институте им. П.П. Ершова, Кубанском государственном университете, Академии социального образования (г. Казань), Белгородском государственном национальном ис сле довательском университете, Балашовском институте Саратов ского государственного

университета и других вузах педагогического профиля.

Анализ образовательного потенциала учебных программ по курсу «Семейная педагогика» выявил частичное совпадение дидактических единиц, структурирующих содержание данных учебных курсов, и образовательного поля приоритетных направлений развития института семьи в современной России, актуального для отбора обновлённого содержания учебного материала в целях эффективной подготовки педагогических кадров.

В таблице представлены дидактические единицы содержания учебного курса «Семейная педагогика» в соответствии с приоритетными направлениями (тенденциями) развития института семьи в современной России.

Анализ учебных программ по предмету «Семейная педагогика» для студентов высшей педагогической школы показывает, что возможности их содержания способны обеспечить подготовку будущего учителя к профессиональной деятельности в рамках приоритетных направлений развития института семьи в современной России на 47,83%, что на 13,05% больше образовательного потенциала, заложенного в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Так, в учебных программах курса «Семейная педагогика» для студентов педвузов не нашли отражение 12 тенденций развития института

74

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

семьи. В содержании программ остались не рассмотрены вопросы, связанные с: новыми социальными и демографическими условиями развития семьи; вовлечением роди-

телей в систему дополнительного образования школы; организацией семейного отдыха во время школьных каникул; проблемы педагогического взаимодействия школы и

▼ Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дидактические единицы содержания учебного курса «Семейная педагогика»

Дидактические единицы, направленные на освоение студентами приоритетных направлений развития института семьи в современной России Приоритетные направления (тенденции) развития института семьи в современной России

Семья и семейные ценности. Духовные ценности семьи. Семейная экономика1 Семейные традиции и ценности традиционной культуры семьи. Развитие экономической культуры детей в условиях семейного воспитания

Экономическое и экологическое воспитание. Трудовое, эстетическое и религиозное воспитание2 Развитие экономической культуры детей в условиях семейного воспитания. Приобщение детей к прекрасному в условиях семьи

Ценность семьи как основа семейных традиций3 Семейные традиции и ценности традиционной культуры семьи

Педагогическая поддержка многодетной семьи. Помощь неблагополучной семье в воспитании детей. Психолого-педагогическое сопровождение молодой семьи. Особенности семейных отношений в семье, воспитывающей ребёнка-инвалида. Социальная и психологическая помощь семье4 Социальная помощь многодетным и малообеспеченным семьям. Преодоление детской беспризорности при живых родителях и детских правонарушений. Помощь родителям в развитии их педагогической грамотности и культуры семейного воспитания. Развитие системы семейного консультирования и семейной психотерапии. Педагогическая поддержка семей в воспитании детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья

1 Букакина Т.П. Программа семейного воспитания в условиях детского дома «Мой дом» // URL: https:// nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/03/02/programma-semeynogo-vospitaniya-v

2 Рабочая программа дисциплины «Семейная педагогика». Направление подготовки 44.03.01. Направленность (профиль) подготовки: Дошкольное образование. Педагогическое образование. Квалификация бакалавр. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2015. — 16 с.

3 Рабочая программа по дисциплине «Семейная педагогика». — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2012. — 6 с.

4 Семейная педагогика: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиля подготовки Начальное, дошкольное образование очной формы обучения. — Ишим: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета. — 28 с.

Дидактические единицы, направленные на освоение студентами приоритетных направлений развития института семьи в современной России Приоритетные направления (тенденции) развития института семьи в современной России

Изучение и анализ современных развивающих и здоровьесберегающих технологий в условиях семейного воспитания. Государственная политика в отношении семьи5 Педагогическая поддержка семей в воспитании детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. Ювенальная юстиция

Основы семейного консультирования6 Развитие системы семейного консультирования и семейной психотерапии

Ответственное родительство7 Борьба с безответственным отношением к детям

Единство целей и задач общественного Семейные детские сады и детские дома под и семейного воспитания8 патронажем общественных организаций

семей мигрантов; развитие информационной культуры детей в условиях семейного воспитания; и др.

Следует также отметить совпадение дидактического поля приоритетных направлений развития института семьи, отражённого в государственных образовательных стандартах педагогического образования, и дидактического поля приоритетных направлений развития институ-

та семьи, отражённого в проанализированных учебных программах курса «Семейная педагогика», лишь на 18,75%. Данный факт свидетельствует о неравномерности освещения тенденций развития института семьи в современной России, представленных в указанных нормативных документах.

К сожалению, не нашли отражения в содержании государственных

5 Рабочая программа дисциплины «Семейная педагогика». Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). — Краснодар: Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянск-на-Кубани, 2014. — 22 с. // URL: http://www.sgpi.ru/user/-302/umk

6 Рабочая программа дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание». Уровень высшего образования: Бакалавриат. Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Профиль подготовки: Психология и педагогика дошкольного образования. — Казань: Частное образовательное учреждение «Академия социального образования», 2016. — 19 c. // URL: http://www.aso-ksui.ru/documents/GEF/Ppid/psih-ped/ doshk/rpd

7 Рабочая программа дисциплины «Семейная педагогика». Направление подготовки: Педагогическое образование. Профиль подготовки: Дошкольное образование. Формы обучения: Очная /заочная. — Белгород: ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 2011 // URL: https://docplayer.ru/32875614-Rabochaya-programma-discipliny-semeynaya-pedagogika.html

8 Рабочая программа дисциплины «Семейная педагогика». Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое. Профиль подготовки: Психология и педагогика дошкольная. Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр. Форма обучения — очная и заочная. — Балашов: Балашовский институт Саратовского государственного университета, 2014 // URL: https://pandia.ru/text/80/015/23969.php

образовательных стандартов высшего профессионального образования и учебных программ подготовки педагогических кадров следующие современные направления развития института российской семьи:

■ проблема жестокого обращения родителей с детьми;

■ усыновление детей из детских домов и приютов иностранными гражданами;

■ постарение материнства и планирование семьи;

■ развитие физической культуры детей в семье;

■ развитие инфраструктуры детства в информационно-об ра зо ва тельной среде музеев;

■ проблема содержания домашних животных и растений в условиях семьи;

■ гувернёрство, репетиторство, обучение детей-инвалидов на дому. Выявленный образовательный

по тен циал современных стандартов и учебных программ подготовки педагогических кадров по вопросам семейного воспитания позволяет рационально учесть тенденции развития института российской семьи в разработке содержания учебных программ по курсу «Основы семейной педагогики» для студентов педвузов, что будет способствовать повышению качества их профессио-на льно-педа гоги ческой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.