УДК 378.016 ББК 74.484(2Рос)
ПОНЯТИЕ «ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»: мнения авторов образовательных стандартов педагогического образования и ученых
THE CONCEPT OF "ORGANIZATIONAL AND MANAGEREAL TASKS": THE OPINIONS OF THE AUTHORS OF THE EDUCATIONAL STANDARDS OF PEDAGOGICAL EDUCATION AND SCIENTISTS
Стройкина Любовь Владимировна
Аспирант кафедра физической культуры и спорта, старший преподаватель Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается понятие «организационно-управленческие задачи профессиональной деятельности» в двух аспектах: с точки зрения разработчиков ФГОС ВО по педагогическому образованию и с позиции ученых, занимающихся проблемами педагогического менеджмента. Анализ научных высказываний показал неоднозначность трактовок понятия. В данной работе предлагается рассматривать организационно-управленческие задачи, основываясь на характеристике общетрудовых функций, описанных в профессиональном стандарте «Педагог».
Ключевые слова: организационно-управленческие задачи, организационно-
Stroykina Lyubov V.
Post-graduate student at the Department of physical culture and sport, senior lecturer at Kemerovo State University, Novokuznetsk Institute (branch) E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the concept of "organizational and managerial tasks of professional activity" in two aspects: from the point of view of the developers of the FSES HE in pedagogical education and from the position of the scientists involved in the problems of pedagogical management. The analysis of scientific statements showed the ambiguity of interpretations of the concept. In this paper we suggest considering the organizational and management tasks, basing on the general functions described in the professional standard "Teacher".
Keywords: organizational and management tasks, organizational and management activity,
управленческая деятельность, professional standard, job description.
профессиональный стандарт, общетрудовые
функции.
С современным пониманием государственной политики в области образования связано понимание приоритетности образования как важнейшей интеллектуально емкой «отрасли» российской экономики. Исходя из этого, изменения стимулируются и поддерживаются на уровне социального заказа. Это подтверждается целым рядом новых документов, принятых в Российской Федерации на законодательном уровне. Одним из таких нововведений является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
Обратимся к анализу Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», утвержденного приказом Минобрнауки России 22 февраля 2018 г. № 121. «В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогический; проектный; методический; культурно-просветительский; организационно-управленческий; сопровождение» [1].
Целью данной статьи является рассмотрение понятия «организационно-управленческая задача» в двух аспектах: с точки зрения разработчиков ФГОС ВО по педагогическому образованию и с позиции ученых, занимающихся проблемами управления и педагогического менеджмента.
Изучив научную литературу по выбранной теме, точного определения понятия организационно-управленческие задачи мы не нашли.
Термин «задача» может быть определен как цель, поставленная перед решателем, как ситуация, которая включает в себя и цель, и условия, в которых она должна быть достигнута, и как словесная формулировка (знаковая модель) проблемной ситуации [2]. Таким образом, задача - это цель управленческого решения, которую необходимо достичь за определенное время, к определенному периоду времени. Задачи, функции управления, управленческие решения между собой взаимосвязаны. Невозможно принимать управленческие решения без формирования цели, как достигать цели без постановки задач или решать задачу, не выполняя основные функции управления - планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Необходимо обладать управленческими компетенциями и способностями. В переводе с английского menedgment - это управление, заведование, организация. Сущность термина «организационно-управленческая задача профессиональной деятельности» может вытекать из понятий «организационно-управленческая компетентность», «организационно-управленческие способности», «организационно-управленческая деятельность».
Организационно-управленческая компетентность в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению «Менеджмент» относится к видам профессиональной деятельности и выражается в способности менеджера образования к принятию управленческих решений, управлению деятельностью людей, решению организационных задач. «Организационно-управленческая компетентность
менеджера образования - интегральное профессионально-личностное качество, которое характеризует способность и готовность менеджера образования выполнять профессиональные действия по управлению и организации в конкретных условиях функционирования образовательных систем» [3, с. 355]. По мнению А. Е. Шастиной, под организационно-управленческой компетенцией «предлагается понимать интегральную динамическую интеллектуально-личностную характеристику, отражающую стремление, готовность и способность инженера профессионально решать задачи организации и управления производством, коллективом, предприятием на основании приобретенных организационных и управленческих знаний, умений, а также ценностных ориентаций» [4, с. 7].
По мнению О. В. Благовой, «организационно-управленческие компетенции представляют собой характеристики личности, выражающиеся в способности осуществлять целеполагание; организовывать, планировать, контролировать деятельность и предвидеть ее результат, осуществлять анализ; мотивировать и стимулировать деятельность учащихся; разрабатывать и применять разнообразные управленческие решения; извлекать и анализировать информацию из разных источников; к адаптации в новых ситуациях; к самоорганизации и рефлексии» [5].
По мнению Е. В. Савенковой, «организационно-управленческая компетентность относится к видам профессиональной деятельности и выражается в способности к принятию управленческих решений, управлению деятельностью людей, решению организационных задач. Сформированная на основе организационной и управленческой компетентностей, она входит в состав профессиональной компетентности, проявляется в производственной деятельности. Процесс ее формирования происходит в течение всей жизни менеджера и соотносится с общей целью развития личности. При этом сформированность организационно-управленческой компетентности выражается в наличии специальных организационно-управленческих знаний, во владении управленческими, коммуникативными, организаторскими умениями» [6, с. 190-191].
По результатам научного исследования О. В. Усачевой, «в процессе формирования организационно-управленческой компетенции учителя ставились задачи развития способности организовывать самостоятельную деятельность, закрепления и совершенствования организационно-управленческих навыков и практических знаний и умений, обучения способам планирования, контроля и коррекции деятельности в образовательном процессе» [7, с. 190].
По мнению С. Б. Серяковой, Г. В. Никитовской, «в современных образовательных условиях изменяется структура и функции педагогической деятельности, формируется новая система требований к педагогической профессии, в основе которой - развитие организационно-управленческих способностей учителя: умения ставить реальные цели, быстро находить нужную информацию, грамотно планировать и применять наиболее эффективные приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, осуществлять контрольно-регулировочные действия» [8, с. 5].
Вышеперечисленные компетенции и способности формируются при подготовке к организационно-управленческой деятельности, - этот вид деятельности начал изучаться во второй половине XX в.
Как отмечает И. С. Носова, «учитель, владеющий организационно-управленческой деятельностью, мысленно выстраивает порядок выполнения необходимых на данный момент видов деятельности и оценивает состояние процесса их выполнения. Для этого педагогу необходимо иметь представление об управленческих операциях (например, поисковых, вычислительных, логических, описательных, графических, контрольных, коммуникационных) и управленческих задачах (установление организационного порядка и рациональной последовательности выполнения профессиональных и универсальных видов деятельности; обеспечение единства, непрерывности и согласованности собственных действий и действий администрации, родителей, обучающихся при принятии решений; обязательная осведомленность или даже участие вышестоящих руководителей; равномерное распределение собственной и ученической загруженности и обязательное выделение времени для отдыха и рефлексии)» [9, с. 852] .
Следовательно, организационно-управленческая деятельность - разновидность управленческой деятельности, где прослеживаются три варианта существования. Управление как деятельность направлено на обеспечение процесса деятельности. Организация как деятельность подразумевает эффективное функционирование организационной структуры. Руководство как деятельность имеет целью воздействовие на персонал организации и заинтересованные стороны для достижения целей.
По мнению М. И. Золотова, В. В. Кузина, М. Е. Кутепова, С. Г. Сейранова, ход осознания и формулирования цели менеджмента называют целеполаганием, в процессе которого производится декомпозиция главной цели, графическое представление взаимосвязей и соподчиненности в виде дерева целей, позволяющее установить и наглядно представить приоритет целей, подцелей, задач (подзадач) и, с другой стороны, вероятность их достижения с учетом имеющихся ресурсов.
Целеполагание осуществляется на основе определенных правил: описание конкретной ситуации; формирование желаемого результата; дифференциация цели на подцели; установление критериев достижения каждой подцели; формирование для объектов менеджмента подцелей в виде конкретных задач [10]. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.02 Менеджмент, утвержденный 12 января 2016 г., к задачам организационно-управленческой деятельности относит: «участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой). Участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации; планирование деятельности организации и подразделений; формирование организационной и управленческой структуры организаций; организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ; органа государственного или муниципального управления); контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников; мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей; участие в урегулировании организационных конфликтов на уровне подразделения и рабочей команды» [11].
Следовательно, организационно-управленческие задачи - это наиболее конкретные действия в области управления по планированию, организации, мотивации, координации,
контролю, решению проблем; управлению конфликтами, управлению изменениями, управлению информацией, маркетингу и управлению качеством.
В области педагогической деятельности организационно-управленческими задачами будут являться конкретные действия управленческой деятельности в образовательном процессе, которые можно конкретизировать, опираясь на профессиональные стандарты сферы образования, «представляющие собой формализованное описание профессиональной деятельности и оговаривающие требования к профессиональным знаниям и умениям, а также к практическому опыту, необходимым для качественного выполнения специалистами своих функциональных обязанностей» [12].
Существенной особенностью профессиональных стандартов, на наш взгляд, является признание приоритета функционального подхода к описанию профессиональной деятельности с точки зрения соответствующих формируемых компетенций (в отличие от традиционного должностного подхода). Анализ сфер и организационных условий применения профессиональных стандартов на рынке труда дает основания признать их значимость не только для разработки локальных должностных инструкций и нормативных актов организаций, но и для выявления и представления конкретных требований к квалификации работника при приеме на работу.
В связи с этим мы можем утверждать, что наличие актуальных (действующих) национальных профессиональных стандартов Российской Федерации в определенной области профессиональной деятельности или по конкретной профессии является важнейшим основанием уточнения (коррекции) системы профессиональной подготовки, методов и приемов ее реализации в вузе.
В соответствии с «профессиональным стандартом 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [13] организационно-управленческими задачами в рамках трудовой общепедагогической функции «обучение» будут планирование, разработка и реализация занятий и учебных программ; формирование мотивации к обучению; анализ эффективности путем контроля и оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся, на основе тестирования и других методов. В рамках функции «воспитательная деятельность» - управление учебными группами для вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, помощь оказавшимся в конфликтной ситуации, что является видом управленческой деятельности - работа в группах, командах, управление конфликтами.
В соответствии с профессиональным стандартом 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых в рамках трудовой функции «Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы» под организационно-управленческими задачами можно рассматривать планирование, организацию и подготовку досуговых мероприятий.
В трудовой функции «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания» - это взаимодействие с законными представителями обучающихся, что является видами управленческой
деятельности, такими как работа с заинтересованными сторонами. Функция «Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы» подразумевает выполнение организационно-управленческих задач по контролю, оценке анализа освоения разного вида дополнительных общеобразовательных программ учащимися [14].
Таким образом, понятие «организационно-управленческие задачи», представленное в образовательных стандартах по педагогическому образованию, авторами конкретно не описано и не разъяснено. Однозначного определения данного понятия в научной литературе не представлено. В нашем исследовании под организационно-управленческой задачей профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата по направлению «Педагогической образование» понимаются конкретные трудовые действия, умения и знания управленческой направленности при выполнении общетрудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог».
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121). - URL: http//fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 03.12.2018).
2. Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект: моногр. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
3. Савенкова Е. В. Организационно-управленческая компетенция менеджеров образования как объект управления в условиях реализации магистерских программ // Научная школа Т. И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конф. - М.: Изд-во МПГУ, 2018. - С. 355-357.
4. Шастина А. Е. Развитие организационно-управленческих компетенций в процессе повышения квалификации инженерно-технических кадров: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2014. - 25 с.
5. Благова О. В. Развитие организационно-управленческой компетентности педагога. - URL: http://edusafe.conf.udsu.ru/report?node=1299427671 (дата обращения: 03.12.2018).
6. Савенкова Е. В. Развитие организационно-управленческой компетенции будущих менеджеров образования менеджеров образования в условиях педагогического вуза // Педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 187-198.
7. Усачева О. В. Формирование организационно-управленческой компетенции как способность осуществления организационно-управленческой деятельности учителя // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 2 (060). - С. 185-190.
8. Серякова С. Б., Никитовская Г. В. Теоретическая модель формирования управленческой компетентности будущего педагога // Преподаватель XXI век. - 2017. -№ 4. - С. 56-64.
9. Носова И. С. Организационно-управленческая деятельность как составляющая инновационной деятельности // Научные исследования и разработки: сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф. - Астрахань, 2016. - С. 848-854.
10. Экономика и менеджмент физической культуры и спорта: учеб. пособие / М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов, С. Г. Сейранов. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 432 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриат) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 7) (с изм. и доп. от 20 апреля 2016 г., 13 июля 2017 г.). - URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/380302_B_15062018.pdf (дата обращения: 03.12.2018).
12. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Роль профессиональных стандартов в модернизации системы профессионального образования. - URL: http://2020strategy. ru/data/2011/07/15/1214721537/2.pdf (дата обращения: 03.12.2018).
13. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (зарег. в Министерстве юстиции РФ 6 декабря 2013 г., рег. № 30550 (с учетом изм. доп. на 5 августа 2016 г.)). - URL: https:// classinform.ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitatel-uchitel.html (дата обращения: 03.12.2018).
14. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых (зарег. в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 г., рег. № 52016, приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н). - URL: http://classinform.ru/profstandarty/01.003-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-i-vzroslykh.html (дата обращения: 03.12.2018).
15. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Развитие конкурентоспособной системы высшего образования России: анализ проблемных факторов // Проблемы современного образования. - 2017. - № 2. - С. 45-56. - URL: http://pmedu.ru/images/ pso2017-2/45-56.pdf (дата обращения: 03.12.2018).
16. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2014. - № 9. - С. 229-232.
References
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven bakalavria-ta) (utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22.02.2018 No. 121). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_16032018. pdf (accessed: 03.12.2018).
2. Ball G. A. Teoriya uchebnykh zadach: Psikhologo-pedagogicheskiy aspekt: monogr. Moscow: Pedagogika, 1990. 184 p.
3. Savenkova E. V. Organizatsionno-upravlencheskaya kompetentsiya menedzherov ob-razovaniya kak obyekt upravleniya v usloviyakh realizatsii magisterskikh program.
In: Nauchnaya shkola T. I. Shamovoy: metodologo-teoreticheskie i tekhnologicheskie resursy razvitiya obrazovatelnykh system. Proceedings of the X International scientific-practical conference. Moscow: Izd-vo MPGU, 2018. Pp. 355-357.
4. Shastina A. E. Razvitie organizatsionno-upravlencheskikh kompetentsiy v protsesse povysheniya kvalifikatsii inzhenerno-tekhnicheskikh kadrov. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Kazan, 2014. 25 p.
5. Blagova O. V. Razvitie organizatsionno-upravlencheskoy kompetentnosti peda-goga. Available at: http://edusafe.conf.udsu.ru/report?node=1299427671 (accessed: 03.12.2018).
6. Savenkova E. V. Razvitie organizatsionno-upravlencheskoy kompetentsii budush-chikh menedzherov obrazovaniya menedzherov obrazovaniya v usloviyakh peda-gogicheskogo vuza. Pedagogicheskiy zhurnal. 2016, No. 4, pp. 187-198.
7. Usacheva O. V. Formirovanie organizatsionno-upravlencheskoy kompetentsii kak sposobnost osushchestvleniya organizatsionno-upravlencheskoy deyatelnosti uchite-lya. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2014, No. 2 (060), pp. 185-190.
8. Seryakova S. B., Nikitovskaya G. V. Teoreticheskaya model formirovaniya uprav-lencheskoy kompetentnosti budushchego pedagoga. Prepodavatel XXI vek. 2017, No. 4, pp. 56-64.
9. Nosova I. S. Organizatsionno-upravlencheskaya deyatelnost kak sostavlyayushchaya innovatsionnoy deyatelnosti. In: Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Proceedings of the IX International scientific-practical conference. Astrakhan, 2016. Pp. 848-854.
10. Zolotov M. I., Kuzin V. V., Kutepov M. E., Seyranov S. G. Ekonomika i menedzh-ment fizicheskoy kultury i sporta: ucheb. Posobie. Moscow: ITs "Akademiya", 2001. 432 p.
11. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.02 Menedzhment (uroven bakalavriat) (utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12.01.2016 No. 7) (s izm. i dop. ot 20.04.2016, 13.07.2017). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380302_B_15062018.pdf (accessed: 03.12.2018).
12. Oleynikova O. N., Muraveva A. A. Rol professionalnykh standartov v modern-izatsii sistemy professionalnogo obrazovaniya. Available at: http://2020strategy.ru/ data/2011/07/15/1214721537/2.pdf (accessed: 03.12.2018).
13. Professionalnyy standart Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere dosh-kolnogo, nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego ob-razovaniya) (vospitatel, uchitel) (zareg. v Ministerstve yustitsii RF 06.12.2013, reg. No. 30550 (s uchetom izm. i dop. na 05.08.2013)). Available at: https://classinform.ru/ profstandarty/01.001-pedagog-vospitatel-uchitel.html (accessed: 03.12.2018).
14. Professionalnyy standart Pedagog dopolnitelnogo obrazovaniya detey i vzroslykh (zareg. v Ministerstve yustitsii Rossiyskoy Federatsii 28.08.2018, reg. No. 52016, prikazom Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity RF ot 05.05.2018 No. 298n). Available at: http://classinform.ru/profstandarty/01.003-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-i-vzroslykh.html (accessed: 03.12.2018).
15. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Razvitie konkurentosposobnoy sistemy vysshego obrazovaniya Rossii: analiz problemnykh faktorov. Problemy sovremennogo obrazovani-ya. 2017, No. 2, pp. 45-56. Available at: http://pmedu.ru/images/pso2017-2/45-56.pdf (accessed: 03.12.2018).
16. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Vysshee obrazovanie v rossiyskoy traditsii: opyt i sovremennost. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Krasnodar, 2014, No. 9, pp. 229-232.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 2
Статья поступила в редакцию 17.12.2018 The article was received on 17.12.2018