ь
Теория и методика естественнонаучного образования
Л )
Н.С. Максаковская, Н.В. Максаковский
Образовательный потенциал объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
Статья посвящена систематизации объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО с акцентом на их образовательный потенциал и возможности его использования в процессе преподавания естественных и гуманитарных предметов в российских школах и вузах. Особое внимание уделено преподаванию дисциплин географического блока. В круг рассмотрения попадают многообразные историко-культурные объекты, природные феномены, а также результаты сотворчества человека и природы, находящиеся под защитой Конвенции ЮНЕСКО «Об охране Всемирного культурного и природного наследия».
Ключевые слова: Всемирное наследие ЮНЕСКО; культурное наследие; природное наследие; культурно-природное наследие; образовательный потенциал; школьное образование; вузовское образование.
Объекты Всемирного наследия, то есть наиболее значимые историко-культурные памятники и феномены природы, находящиеся под защитой Конвенции ЮНЕСКО «Об охране Всемирного культурного и природного наследия», принятой в 1972 году1, обладают поистине неисчерпаемым образовательным (познавательным, просветительским, дидактическим) потенциалом. Этот уникальный ресурс можно (и должно!) активно использовать в процессе обучения подрастающего поколения как в школе, так и вузах. В первую очередь это касается таких естественных и гуманитарных дисциплин, как география, биология, естествознание, экология и природоведение, охрана природы и заповедное дело, геология, палеонтология, история, археология, культурология, мировая художественная культура, архитектура, религиоведение, краеведение, памятникове-дение, музееведение, туризм и рекреация. Каждый из перечисленных предметов,
1 Список Всемирного наследия, формируемый во исполнение данной Конвенции, включает, по состоянию на начало 2016 года, 1031 объект в 163 странах, среди которых 802 — объекты культурного генезиса, 197 — природного, 32 — культурно-природного. В России — 27 объектов, включая 17 памятников культурного наследия и 10 — природного.
в большей или меньшей мере, может опираться на яркие сюжеты, отраженные в списке ЮНЕСКО. Однако, как нам представляется, в наибольшей мере образы Всемирного наследия оказываются полезными в преподавании географии — как физической (особенно в курсах ландшафтоведения, гляциологии, гидрологии, климатологии, геоморфологии, биогеографии, океанологии), так и социально-экономической (особенно в курсах страноведения, географии городов, исторической и культурной географии), причем как в средней школе, так и высшей. Причина тому, как можно видеть, — комплексность географической науки, охват ею самых разных аспектов, связанных с природным и культурным наследием.
Действительно, памятники Всемирного наследия, отобранные международными экспертами среди десятков прочих объектов-кандидатов, тщательно оценивались перед тем, как быть включенными в глобальный свод мировых ценностей — список Всемирного наследия. Это был продуманный отбор, основанный на специально разработанных 10 критериях. Далее, учтем, что избранные памятники ЮНЕСКО очень разнообразны, и поэтому ими можно проиллюстрировать все основные аспекты развития мировых цивилизаций и самые разные типы ландшафтов в различных регионах Земли. Таким образом, список Всемирного наследия дает нам более тысячи уже готовых, специально отобранных, прекрасных образчиков буквально «на все случаи жизни»!
Объекты Всемирного культурного наследия
Выдающиеся историко-культурные памятники, удостоенные статуса Всемирного наследия, можно найти практически в любой стране мира и во всех регионах Земли, кроме Антарктиды. Однако распределены они весьма неравномерно. Особенно много их выявлено в Западной Европе и Юго-Восточной Азии, а также в Центральной Америке. Сравнительно мало их приходится на страны Центральной Азии, США и Канаду, Африку и Австралию.
По своим размерам такие объекты сильно различаются: от почти точечных (отдельные сооружения) до крупных ареалов площадью в тысячи гектаров (исторические центры крупных городов, культурные ландшафты, археологические зоны). Они сильно отличаются и по историческому возрасту: от находок остатков древних гоминид в Африке (несколько млн лет) до сооружений середины ХХ века (г. Хиросима, Сиднейская опера).
На примере культурных объектов ЮНЕСКО можно прекрасно продемонстрировать архитектуру разных стилей (храмы Новгорода Х1-ХШ века — древнерусское каменное зодчество; Кельнский собор — типичная готика; собор Св. Петра в Ватикане и Пизанская башня — эпоха Возрождения; Старая Рига — стиль модерн; Барселона — шедевры Антонио Гауди в стиле неоготики, и т. д.). Иорданский город Петра и армянский монастырь Гегард — шедевры скальной архитектуры.
В Списке ЮНЕСКО можно найти многочисленные примеры исторических городов: европейских (центральные части Рима и Парижа, Праги и Будапешта, Берна и Вены, Риги, Таллина и Вильнюса, Санкт-Петербурга
и Ярославля), арабских (Марракеш, Стамбул, Каир), африканских (Ламу в Кении), латиноамериканских (Гавана, Мехико, Рио-де-Жанейро).
Среди объектов ЮНЕСКО много археологических памятников, начиная с единственного из семи чудес света, дошедшего до наших дней, — египетских пирамид с их знаменитыми захоронениями фараонов. Это также «хрестоматийные» руины древних городов Трои, Карфагена и Помпеев; это и всемирно известный Стоунхендж в Англии. К этой же группе относятся и наскальные рисунки, созданные безвестными доисторическими художниками, — например, в испанской пещере Альтамира, в урочище Тамгалы в Казахстане, в азербайджанском Гобустане.
Примеры религиозных святынь, обладающих статусом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, представляют все основные религии мира: христианство — вифлеемская церковь Рождества Христова в Израиле; Ватикан — центр мирового католицизма; Троице-Сергиева Лавра и Соловецкий монастырь в России; святой Эчмиадзин — центр григорианской армянской церкви и т. д.; ислам — мусульманские памятники Самарканда, Стамбула и Каира; буддизм — Лубини — место рождения Будды в Непале, статуя «Большой Будда» в Китае, храмовый комплекс Борободур в Индонезии; индуизм — храмы в Ангкоре в Камбодже.
Древние фортификации — это средневековые замки, бастионы и укрепления (которых особенно много в Испании и Франции), но наиболее яркий пример — Великая китайская стена, протяженностью около 9 тысяч км, которая прекрасно различима из космоса. Старинная крепость в Дербенте — классическая восточная цитадель. К этой же группе объектов принадлежат несколько русских кремлей, представляющих специфический для Древней Руси тип крепостных сооружений (Московский, Новгородский, Соловецкий, Суздальский, Казанский).
Культурные ландшафты — категория материального наследия, которой в последние годы уделяется повышенное внимание. Их число в списке Всемирного наследия постоянно возрастает (ныне их около 90). Подавляющая их часть проходит в список ЮНЕСКО по номинации «Всемирное культурное наследие». Примерами культурных ландшафтов могут служить: российско-литовский объект — Куршская коса с ее рукотворным «дюнно-лесным» ландшафтом, исторический агроландшафт на шведском острове Эланд, рисовые террасы на Филиппинах и в Китае, дворцово-парковый ансамбль Леднице-Валтице в Чехии, священная роща Осун-Осогбо в Нигерии, ирригационный ландшафт Гран-Пре в Канаде; это также несколько знаменитых винодельческих районов — Порто (Португалия), Токай (Венгрия), Лаво (Швейцария).
Уникальные инженерные сооружения: древнеримский акведук Пон-дю-Гар во Франции, первый железный мост в мире — Айрон-бридж в Англии, радиостанция начала ХХ века в Варберге, Швеция, Большой канал в Китае, и т. д.
Исторические промышленные объекты: это старинные заводы и фабрики, а также горные разработки, основанные еще несколько веков назад, а сейчас превращеные в музеи — например, соляные шахты в Величке,
близ польского города Краков, или же бывший шахтерский городок Сьюэл в чилийских Андах.
В Список ЮНЕСКО вошли наиболее известные примеры дворцово-парковых ансамблей: королевские дворцы и парки Потсдама близ Берлина, Версаль и Фонтенбло, а также замки Луары во Франции, дворец и парк Шен-брунн в Вене, Синтра в Португалии; это также бывшие резиденции русских царей (а ныне — знаменитые музеи) под Санкт-Петербургом — в Петергофе, Павловске и Пушкине.
Ботанические сады и парки: королевский ботанический сад Кью в Лондоне; ландшафтный парк Мускау, совместный германо-польский памятник садово-паркового искусства, сады Карлтон в Мельбурне и некоторые другие.
Есть в числе памятников ЮНЕСКО примеры, если так можно сказать, «антинаследия», или наследия со знаком минус. К счастью, таковых — совсем немного. Прежде всего, это остатки нескольких разрушенных построек в Хиросиме, напоминающие об американской атомной бомбардировке 1945 года; это польский Освенцим, бывший фашистский лагерь смерти, ныне превращенный в музей; это, наконец, атолл Бикини в комплексе Маршалловых островов в Тихом океане — полигон ядерных испытаний США в годы холодной войны.
Объекты Всемирного природного наследия
Такие объекты можно найти во многих странах мира, однако распределены они также весьма неравномерно. Особенно много их выявлено на западе США и Канады, в странах Центральной Америки, в Экваториальной и Восточной Африке, в Юго-Восточной Азии. Сравнительно мало таких объектов приходится на Европу, что и понятно, если учесть сильную освоенность этой части света. Размеры резерватов и парков, обладающих статусом Всемирного наследия, очень сильно варьируют: от небольших (озеро Сребырна в Болгарии — 600 га) до гигантских коралловых рифов в акватории в районе архипелага Феникс, Республика Кирибати — 40 млн га!).
На примере природных объектов ЮНЕСКО можно наглядно представить: высочайшие горные системы мира (Гималаи, Памир, Тянь-Шань, Альпы, Кавказ, Кордильеры, Анды и т. д. — там везде имеются большие или меньшие по площади резерваты или национальные парки со статусом ЮНЕСКО, причем иногда по несколько таковых); озера разных типов и параметров (Байкал, Телец-кое, Малави, Туркана, Ишкель, и др.); участки крупных рек (Лена, Янцзы, Нигер, и др.); водопады (Йосемити, Анхель, Игуасу, Виктория); громадные карстовые пещеры (Аггтелек, Мамонтова, Карлсбадская); глубочайшие каньоны (Гранд-Каньон реки Колорадо, каньон реки Тара на Балканах); «каменные леса», останцы и другие причудливые формы выветривания (карст Южного Китая, Цинги-дю-Бемараха на Мадагаскаре и др.); гигантские горные ледники (Фед-ченко на Памире, Большой Алечский в Альпах, Перито-Морено в Андах); активные вулканы, гейзеры и термальные источники (Камчатка, Йеллоустоун,
Гавайские вулканы, и др.); последние убежища для крупных представителей дикой фауны — копытных и хищников (Беловежская пуща и Кавказский заповедник — в Европе, Ройял-Читван и Казиранга — в Южной Азии, Нгоронго-ро и Гарамба — в Центральной Африке, Вуд-Баффало — в Канаде); рощи стометровых деревьев, высочайших на планете (секвойи в национальных парках Редвуд и Йосемити в Калифорнии); водно-болотные угодья международного значения (Сандарбан — дельта Ганга, дельта Дуная, национальный парк Доньяна на юге Испании, топи Флориды — Эверглейдс, Пантанал и Центральная Амазония в Бразилии, и др.); примечательные участки морских побережий (бухта Ха-Лонг во Вьетнаме, девонское побережье южной Англии, норвежские фьорды и др.); острова, архипелаги и коралловые рифы в разных частях мирового океана (Большой Барьерный риф, Галапагосы, Гавайи, и др.); это также места нахождения уникальных палеонтологических находок (Мессель в Германии, Мигуаша и Дайносор в Канаде, Риверслей и Наракорт в Австралии, остатки гоминид в Африке и др.) и многое, многое другое.
Это также примечательные своей сохранностью яркие образцы зональных ландшафтов разных природных зон: тундры и лесотундры Арктики и Субарктики (остров Врангеля, плато Путорана — оба в России, ледниковый фьорд Иллулисат на юго-западе Гренландии, парки и резерваты Аляски, и др.); нетронутые лесные массивы умеренного пояса — хвойные, смешанные и широколиственные леса (Девственные леса Коми и Центральный Сихотэ-Алинь — в России, Беловежская пуща — на границе Беларуси и Польши); вечнозеленые леса и кустарники субтропиков (Гарахонай на Канарских островах, лес Якусима в Японии, национальные парки Редвуд и Грейт-Смоки-Маунтинз в США, резерваты Капской флористической области в ЮАР, и др.); участки степей, полупустынь и пустынь (Сарыарка — Казахстан, Убсунурская котловина — Тува-Монголия, Аир и Тенере — Нигер, и др.); тропические саванны и редколесья (классический пример — национальный парк Серенгети в Танзании); очаги высочайшего биоразнообразия — участки влажных экваториальных и субэкваториальных лесов (резерваты Гунунг-Мулу и Кинабалу в Малайзии, Салонга и Бвинди в Экваториальной Африке, Таламанка — в Коста-Рике, гигантский природоохранный комплекс Центральной Амазонии в Бразилии, и др.).
Объекты Всемирного культурно-природного (или смешанного) наследия
Это наименее многочисленная группа в списке ЮНЕСКО. Таких объектов сейчас — всего 31. Тем не менее они есть и в Европе, и в Азии, и в Америке, и в Африке, а также в Австралии. В России таких объектов пока не выявлено. В данную категорию входят довольно разнообразные объекты, однако во всех случаях речь идет о неразрывной связи, физической или ментальной, человека и окружающей его природной среды.
Так, это могут быть традиционные горные пастбища, как, например, высокогорья Пиренейских гор на границе Испании и Франции. Здесь сохраняется
пасторальный ландшафт, которому уже несколько веков — горные дороги, по которым гнали скот с одного пастбища на другое, каменные ограждения и загоны, горные жилища пастухов и их склады, и т. д.
Пример исторических форм природопользования островных жителей, включая добычу морских птиц, рыболовство, овцеводство и примитивное земледелие, дает нам небольшой архипелаг Сент-Килда в северной Атлантике (Великобритания).
Это могут быть обширные районы традиционного проживания малочисленных народов. Один из них — Лапландия, на севере Швеции, где и поныне проживают оленеводы-саами, или лаппы. Здешний ландшафт несет на себе следы пребывания человека на протяжении многих веков.
Это могут быть целые подземные поселения, как, например, Каппадокия в Турции. Убежища, хранилища, подземные проходы и даже небольшие церкви-часовни были выработаны монахами в мягкой вулканической породе — туфе.
Это могут быть целые скальные крепости, как, например, древний город индейцев-инков Мачу-Пикчу в горах Перу. Это неприступная крепость в Андах, которую так и не смогли взять европейцы-завоеватели. Выглядит она как гигантское орлиное гнездо, окруженное высокими скалами.
Наконец, это особый вид культурно-природного наследия: священные горы. Одна из таковых — знаменитая гора Афон в Греции, где сконцентрировано несколько десятков православных монастырей. Таких священных гор, которым был присвоен статус ЮНЕСКО, особенно много в Китае — Тай-шань, Хуаншань, Эмейшань, Уишань и т. д. К этому же типу можно отнести священный для аборигенов вулкан Тонгариро, в Новой Зеландии, и красную скалу Маунт-Ольга, в Австралии.
Все вышеописанные удивительные объекты — это продукты человеческого гения, его упорства и творческих навыков (Всемирное культурное наследие), это результат воздействия различных сил природы (Всемирное природное наследие), или же их совместные творения (Всемирное культурно-природное наследие). Эти памятники поднимают престиж страны, составляют предмет национальной гордости, многие из них уже давно являются притягательными туристскими центрами. Нередко их изображают на флагах и гербах, марках, монетах и купюрах, многие известные места овеяны легендами, изображены на полотнах художников и воспеты поэтами.
Воочию увидеть эти достопримечательные объекты — настоящая мечта любого исследователя, профессионального путешественника, фоторепортера и обычного туриста. Однако прежде как минимум про эти места надо получить хотя бы самую общую информацию. Эти сведения можно почерпнуть, конечно же, из многочисленных ныне путеводителей и туристских сайтов, однако, как нам представляется, заложить необходимую основу можно и в школьных курсах. Совершенно очевидно, что не использовать такой уникальный
познавательный потенциал, каким обладает список Всемирного наследия, для усиления наглядности учебников, пособий, да и процесса преподавания в целом, было бы большим упущением.
Однако на данный момент этот ресурс используется в отечественной системе образования пока явно недостаточно. В учебный процесс тематика Всемирного наследия еще только начинает внедряться, однако, попадая в учебники, атласы, рабочие тетради и иные пособия, эта яркая тема существенно обогащает типовые учебные программы.
В наиболее полном объеме проблематика Всемирного наследия отражена в учебных планах ассоциированных школ ЮНЕСКО, которых в нашей стране насчитывается около 200. Важнейшая цель таких школ — содействовать распространению идеологии ЮНЕСКО, и, естественно, что теме Всемирного наследия здесь уделяется повышенное внимание: периодически организуются тематические лекции, экскурсии, отмечается День ЮНЕСКО и т. д.
Иногда проводятся крупномасштабные проекты, объединяющие все ассоциированные школы ЮНЕСКО в России. Так, в мае 2015 года состоялась деловая игра «Всемирное наследие ЮНЕСКО и его перспективы», посвященная 70-летию ООН, Году литературы и предстоявшему саммиту стран ШОС и БРИКС.
Ассоциированные школы ЮНЕСКО — активные участники проекта «Всемирное наследие в руках молодых» [3]. Эта программа была запущена в 1994 г. по инициативе Центра Всемирного наследия с целью усилить познания молодых людей в этой сфере и привлечь их к проблемам сохранения памятников ЮНЕСКО. Для этого была выдвинута генеральная установка — ввести изучение памятников ЮНЕСКО в школьную программу во всех странах мира.
В одной из московских школ — гимназии № 1306 (http://www.gymnasium 1306.ru/about/projects/274/index.php) проблематика Всемирного наследия прочно интегрирована в школьный учебный план и существует сквозная программа по курсу ЮНЕСКО для 5-11 классов [5].
При самом активном участии ассоциированных школ ЮНЕСКО к отдельным объектам наследия совершаются познавательные молодежные экскурсии. Так, в 2012 году Русское географическое общество спонсировало проект «Школьные экспедиции к объектам наследия ЮНЕСКО в России», который был проведен в 21 регионе России. При этом исследовались как уже статуи-рованные объекты наследия, так и находящиеся в так называемом предварительном списке.
В обычных школах тема Всемирного наследия ЮНЕСКО пока что не столь популярна, хотя и здесь встречаются отдельные учителя-энтузиасты, которые предлагают свои методические разработки по поводу более активного вовлечения обсуждаемой проблематики в процесс школьного образования (пример одного из элективных курсов для девятиклассников предлагается по ссылке: http://infourok.ru/material.html?mid=11092).
Главный источником постижения российскими школьниками Всемирного наследия пока являются несколько школьных учебников, в которых изложены общие определения и история вопроса, описаны и проиллюстрированы наиболее известные объекты, приведена общая статистика по отдельным странам и регионам мира, а также сформулированы вопросы для самопроверки. Так, на самом общем уровне тема Всемирного наследия присутствует в отдельных учебниках курса «Окружающий мир» («Мир вокруг нас»), который преподается в 1-4 классах начальной школы (автор «линейки» учебников — А.А. Плешаков). Более серьезно эта тема затронута в учебниках по географии для 5-6 классов (5), и для 10-11 классов [7], некоторых других. Еще более детальная информация о памятниках Всемирного наследия в разных регионах мира представлена во втором томе учебного пособия «Географическая картина мира» [8]: здесь небольшие (но самостоятельные!) разделы о Всемирном наследии присутствуют в конце описаний каждого из регионов: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка и др. Поэтому, как нам представляется, современный школьник может и должен узнать что-то о Всемирном наследии, прежде всего, именно через географию. И действительно, современные учебники и пособия по прочим традиционным школьным дисциплинам никакой существенной информации по обсуждаемой проблеме не содержат, сведения о Конвенции и памятниках ЮНЕСКО представлены в них в самом общем виде.
Естественно, что любой школьник, да и преподаватель, может легко воспользоваться различными общедоступными текстовыми и иллюстративными материалами, которые касаются проблематики Всемирного наследия ЮНЕСКО (красочные альбомные издания, путеводители, журналы, туристские сайты). Однако здесь необходимо иметь в виду, что, во-первых, речь там идет, как правило, о самых известных объектах, основная же масса ценных памятников остается как бы в тени. Во-вторых, объекты ЮНЕСКО перечисляются без особой системы — в основном по странам / регионам мира, без какой-либо группировки по ключевым признакам и без должного акцента на те уникальные особенности, благодаря которым эти объекты попали в список Всемирного наследия («выдающаяся универсальная ценность»). Наиболее часто встречаются издания под названием: «Самые знаменитые...», «Самые уникальные...», «Самые красивые...», «1000 (500, 100.) чудес света», «Сокровища человечества», и т. д. Как нам кажется, представление подобным «единым потоком» объектов ЮНЕСКО, даже при всей красочности изложения и яркости иллюстраций, не позволяет использовать полученную информацию в образовательном процессе достаточно эффективно. Популярность жанра явно довлеет над дидактичностью. Лишь в единичных случаях имеет место не простое перечисление ценных объектов с их характеристикой, а их определенная группировка, помогающая изучать разные типы культурного и природного наследия (например, [9; 10]).
Попытка исправить это положение была предпринята издательством «Дрофа», которое выпустило в 2010 году учебное пособие «Памятники Всемирного
наследия. Природа и культура» [11]. В нем на конкретных примерах было показано, какие именно сюжеты из школьных курсов (прежде всего по географии) было бы целесообразно подкрепить рассмотрением тех или иных памятников ЮНЕСКО. Для этих целей было отобрано 100 объектов ЮНЕСКО разного типа. Пособие снабжено индексным указателем и глоссарием, а также схемами расположения уникальных объектов. Таким образом, была намечена некая «связка» между огромным массивом информации, заключенном в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, и содержанием некоторых школьных дисциплин. Что, по замыслу, должно было повысить усвояемость учебного материала.
Важным подспорьем для школьников явились также выпущенные в середине 2000-х гг. московским издательством «ДИК» обзорные учебные ламинированные карты по объектам Всемирного наследия в России и странах СНГ, Зарубежной Европе, Америке, Зарубежной Азии, Австралии и Океании. Однако надо учесть, что такие карты быстро устаревают, и потому они нуждаются в обновлении.
Что касается вузов нашей страны, то в этой среде проблематика Всемирного наследия — в качестве подспорья при овладении разными дисциплинами, да и в качестве самостоятельных курсов по выбору — распространилась более успешно, чем в школах, хотя и здесь ситуация еще далека от идеальной. Так, оказалось, что в учебные планы уже довольно многих институтов включены курсы, связанные — напрямую или косвенно — с Конвенцией ЮНЕСКО (это, например, МГУ, МПГУ, ГЦОЛИФК, МГПУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Казанский федеральный университет, Саратовский социально-экономический госуниверситет и др.).
Упрочению популярности темы Всемирного наследия в вузах служат более многочисленные и разнообразные, по сравнению со школьными, учебники и пособия. Это, к примеру, уже упоминавшееся издание «Географическая картина мира» (оно адресовано как старшим школьникам, так и студентам вузов). Некоторая общая информация по обсуждаемой теме представлена в ряде других учебных пособий по географии, а также культурологии, истории искусств, архитектуре, музееведению, археологии, заповедному делу и охране природы, туризму и рекреации, и так далее. Ряд пособий и статей выпущен давним разработчиком направления «Всемирное наследие в образовании» — Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена [1; 2].
Важную работу проводят кафедры ЮНЕСКО, организованные в нашей стране (всего их более 50). Их деятельность развивается в русле приоритетных направлений деятельности этой международной организации: образование, гуманитарные и естественные науки, культура, коммуникация и информация. Наиболее близко подходят к проблематике Всемирного культурного наследия кафедра ЮНЕСКО по сохранению градостроительных и архитектурных памятников, а также кафедра ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития при РМАТ — Российской международной академии туризма.
Упомянем, наконец, вклад в изучение Всемирного наследия Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия Министерства культуры РФ, который на протяжении долгого времени изучал нормы Конвенции и анализировал состав списка ЮНЕСКО, а также работал на конкретных объектах наследия. Одним из весомых итогов работы института в этом направлении стала единственная в своем роде русскоязычная версия списка Всемирного наследия с переводом кратких описаний каждого входящего в него памятника (www.institute-heritage.ru). Несомненно, что накопленная Институтом база данных, итоги его исследований и публикации (например, [4]), сослужат хорошую службу для всех, кто заинтересуется проблемой Всемирного наследия.
Таким образом, природные и культурные памятники ЮНЕСКО дают нам огромное количество наглядных примеров и ярких сюжетов, которые могут существенно обогатить процесс преподавания целого ряда предметов в российских школах и вузах, органично дополняя существующие учебные программы. Этот мощный ресурс, не используемый сейчас в должной мере и не имеющий единого научно-педагогического подхода, обязательно следует иметь в виду при планировании образовательной деятельности в будущем. А с учетом того, что в предварительных списках Всемирного наследия зафиксировано — в дополнение к тысяче объектов основного перечня — еще порядка 1,5 тыс. памятников в разных странах мира, роль этого ресурса еще более возрастает.
В качестве первоочередных задач можно рекомендовать усиление координации между вузовским и школьным образованием в указанной сфере (начав, к примеру, с создания научно-педагогического электронного издания), организацию совместных просветительских мероприятий, а также выпуск новых методических пособий для учителей разных дисциплин, которые бы объясняли, как эффективно следует внедрять тематику Всемирного наследия в учебные планы и программы.
Литература
1. Всемирное культурное и природное наследие в образовании: учебное пособие / под ред. В.П. Соломина. СПб.: Лениздат, 2001. 316 с.
2. Всемирное культурное наследие: учебник / под ред. Н.М. Боголюбовой, В.И. Фокина. СПб.: Изд-во СПГУ, 2015. 367 с.
3. Всемирное наследие в руках молодых. М.: Моск. бюро ЮНЕСКО, 2008. 251 с.
4. Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.
5. Лобжанидзе А.А. География. 5-6 класс. Планета Земля (серия «Сферы»). М.: Просвещение, 2015. 160 с.
6. Максаковская Н.С., Максаковский Н.В. Значение объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО для развития туризма и образования (на примере России и других стран СНГ) // Наука, фитнес, рекреация - 2015: материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.: РГУФКСМиТ, 2015. С. 37-43.
7. Максаковский В.П. География. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2015. 416 с.
8. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира. М.: Дрофа, 2009. 480 с.
9. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М.: Просвещение, 2003. 608 с.
10. Максаковский Н.В. Всемирное природное наследие. М.: Просвещение, 2005. 400 с.
11. Максаковский Н.В. Памятники всемирного наследия. Природа и культура. М.: Дрофа, 2010. 249 с.
Literatura
1. Vsemimoe kul'tumoe i prirodnoe nasledie v obrazovanii: uchebnoe posobie / pod red. V.P. Solomina. SPb.: Lenizdat, 2001. 316 s.
2. Vsemirnoe kul'turnoe nasledie: uchebnik / pod red. N.M. Bogolyubovoj, V.I. Fo-kina. SPb.: Izd-vo SPGU, 2015. 367 s.
3. Vsemirnoe nasledie v rukax molody'x. M.: Mosk. byuro YuNESKO, 2008. 251 s.
4. Kul'turny'j landshaft kak ob''ekt naslediya / pod red. Yu.A. Vedenina, M.E. Kule-shovoj. M.: Institut Naslediya; SPb.: Dmitrij Bulanin, 2004. 620 s.
5. Lobzhanidze A.A. Geografiya. 5-6 klass. Planeta Zemlya (seriya «Sfery'»). M.: Prosveshhenie, 2015. 160 s.
6. Maksakovskaya N.S., Maksakovskij N.V. Znachenie ob''ektov Vsemirnogo naslediya YuNESKO dlya razvitiya turizma i obrazovaniya (na primere Rossii i drugix stran SNG) // Nauka, fitnes, rekreaciya - 2015: materialy' Vserossijskoj konferencii s mezhdu-narodnym uchastiem. M.: RGUFKSMiT, 2015. S. 37-43.
7. Maksakovskij V.P. Geografiya. 10-11 klassy'. M.: Prosveshhenie, 2015. 416 s.
8. Maksakovskij V.P. Geograficheskaya kartina mira. Kn. II: Regional'naya xarakte-ristika mira. M.: Drofa, 2009. 480 s.
9. Maksakovskij V.P. Vsemirnoe kul'turnoe nasledie. M.: Prosveshhenie, 2003. 608 s.
10. Maksakovskij N.V. Vsemirnoe prirodnoe nasledie. M.: Prosveshhenie, 2005. 400 s.
11. Maksakovskij N.V. Pamyatniki vsemirnogo naslediya. Priroda i kul'tura. M.: Drofa, 2010. 249 s.
N.S. Maksakovskaya, N.V Maksakovskiy
The Educational Potential of Objects of UNESCO World Heritage
The article is devoted to systematization of objects of UNESCO World Heritage, with an emphasis on their educational potential and the possibility of its use in the process of teaching natural sciences and humanities in Russian schools and universities. Particular attention is paid to teaching the disciplines of geographical unit. In the sphere of consideration diverse historical and cultural sites, natural phenomena, and the results of co-creation of man and nature, which are protected by UNESCO Convention «On the World Cultural and Natural Heritage» fall.
Keywords: UNESCO World Heritage; cultural heritage; natural heritage; cultural and natural heritage; educational potential; school education; university education.