Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВА НИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВА НИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КРАЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Наталья Владимировна

Рассматривается вопрос формирования краеведческой компетенции школьников. Исследовательская деятельность определяется в качестве инструмента в формировании данной компетенции. Показан образовательный потенциал исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции обучающихся общеобразовательной школы. Анализируются эмпирические данные, полученные в результате педагогического эксперимента, направленного на выявление образовательного потенциала исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции. Краеведческая компетенция рассматривается как поликомпетенция, соответственно, результат сформированности краеведческой компетенции представляется как сумма комбинаций овладения выделенными компетенциями. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют выявить позитивную тенденцию в формировании краеведческой компетенции обучающихся. Так, количество обучающихся с высоким уровнем сформированности краеведческой компетенции в процессе выполнения исследовательских работ выросло с 10 до 34 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE RESEARCH ACTIVITY IN THE CONTEXT OF FORMATION OF THE LOCAL HISTORY COMPETENCE OF PUPILS OF THE SECONDARY SCHOOL

The patriotic education of the younger generation is still relevant in modern educational system. There are a lot of multicultural regions. In order to form a socially active and tolerant personality special attention should be paid to the formation of the local history competence of schoolchildren. And according to the trends towards the activation of research activities in the educational space of students the formation of local history competence becomes not only a necessary condition of modernity, but also a fascinating process for pupils. The issue of formation of the local history competence of schoolchildren is under consideration. Research activity is defined as a tool in forming this competence. The purpose of the study is to show the educational potential of research activity in the context of the formation of the local history competence of students of the secondary school. The significance of the work is explained by the fact that the process of forming local history competence is based on the research activities of students. The work is carried out on the basis of general provisions of logic, theory of cognition, psychology and pedagogy using methods of theoretical analysis, questionnaire, testing, analysis and generalization of practical experience, pedagogical experiment. The theoretical analysis of works of leading researchers on the problem of formation of the local history competence allowed to consider formation of this schoolchildren competence in the integrated connection with the research activity. Examples of formation of the local history competence in students are given. The empirical data obtained from a pedagogical experiment aimed at identifying the educational potential of the research activity in the context of the formation of the local history competence are analysed. The local history competence is considered as a polycompetence. Accordingly to this the result of the formation of the local history competence is presented as the sum of combinations of mastery of the allocated competences. The results obtained during the pedagogical experiment reveal a positive trend in the formation of the local history competence of schoolchildren. Thus the number of subjects with a high level of the local history competence in the course of research works increased from 10 to 34 per cent. In the course of the study, the features of the formation of local history competence of students in the process of research activities are identified, the educational potential of research activities is indicated.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВА НИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 371

йО! 10.23951/2307-6127-2021-2-29-36

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Н. В. Андреева

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматривается вопрос формирования краеведческой компетенции школьников. Исследовательская деятельность определяется в качестве инструмента в формировании данной компетенции. Показан образовательный потенциал исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции обучающихся общеобразовательной школы. Анализируются эмпирические данные, полученные в результате педагогического эксперимента, направленного на выявление образовательного потенциала исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции. Краеведческая компетенция рассматривается как поликомпетенция, соответственно, результат сформированности краеведческой компетенции представляется как сумма комбинаций овладения выделенными компетенциями. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют выявить позитивную тенденцию в формировании краеведческой компетенции обучающихся. Так, количество обучающихся с высоким уровнем сформированности краеведческой компетенции в процессе выполнения исследовательских работ выросло с 10 до 34 %.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, формирование краеведческой компетенции, краеведческая компетенция, компетенции, краеведение.

Актуальность исследования формирования краеведческой компетенции обучающихся связана с качественными изменениями, происходящими в системе образования. Ключевым компонентом нормативных документов, отражающих концепцию развития образования на современном этапе, является формирование личности, осознающей и принимающей ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; любящей свой край и свое Отечество, знающей русский и родной язык, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции [1].

Другими словами, перед образовательными учреждениями стоит задача сформировать уважительное отношение к традициям предков, прошлому и настоящему своей земли [2]. В большинстве образовательных учреждений недостаточно внимания уделяется изучению родного края. Основой воспитания любви к своей земле является развитие интереса к культуре, истории, быту и традициям земляков [3]. Формирование краеведческой компетенции в этом смысле является актуальным и перспективным, практически значимым для воспитания патриотизма и повышения качества образования [4, 5]. Одним из возможных инструментов в решении проблемы формирования краеведческой компетенции обучающихся выступает исследовательская деятельность, так как векторы современного образования направлены именно на активизацию исследовательского подхода в обучении.

Обратившись к трудам А. С. Белкина, А. В. Хуторского, С. Е. Шишова, И. А. Зимней, Р. Л. Мильруда и других ученых, мы увидим, что компетенция - это владение соответствующими знаниями, умениями, навыками, достижение которых происходит в процессе приобретения опыта [6-8]. Краеведческая компетенция - совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности,

проявляющаяся в осознании ценностей родного края. Универсальные учебные действия, формируемые у ученика в процессе получения информации, являются вектором движения к результатам [9].

О необходимости формирования краеведческой компетенции упоминается в ряде работ современных исследователей: Г. Н. Ищук, П. В. Станкевич, О. Н. Шитиковой, Я. О. Пого-реловой, С. А. Шемшуриной и др. О необходимости использования краеведческого материала в обучении и воспитании писали Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег. В России эту идею развивали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росин-ский, А. С. Барков, В. Н. Буданов, В. К. Кондаков, Н. И. Новиков, Д. Д. Семёнов, Д. С. Лихачёв и многие другие.

Современная система образования представляет собой модель, в которой акцент на получение знаний смещен с репродуктивных методов, основанных на воспроизведении готового материала, в сторону самостоятельного поиска информации [10]. На важность развития исследовательских умений указывают труды В. В. Давыдова, Л. В. Занко-ва, И. А. Зимней, О. В. Киреевой, Г. В. Мухамадияровой, А. И. Савенкова, Н. А. Семеновой, П. М. Скворцова и др.

Краеведение обладает широким спектром благоприятных условий для активного привлечения школьников к использованию средств исследовательской деятельности в образовательном процессе [11]. Цель данной работы - показать образовательный потенциал исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции обучающихся общеобразовательной школы. Исследование выполнено с опорой на общие положения логики, теории познания, психологии и педагогики с использованием методов теоретического анализа, анкетирования, тестирования, анализа и обобщения практического опыта, педагогического эксперимента.

Теоретический анализ работ ведущих исследователей по проблеме формирования краеведческой компетенции позволил рассмотреть формирование данной компетенции у школьников в интегрированной связи с исследовательской деятельностью. Приведены примеры формирования краеведческой компетенции у обучающихся. Существенным обстоятельством в процессе формирования краеведческой компетенции является систематичность погружения школьника в исследовательскую деятельность. Обозначенная технология в практике формирования краеведческой компетенции обладает высоким образовательным потенциалом, в основе которого лежит синергия педагогических категорий.

Исследовательская деятельность понимается нами как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, главными компонентами которой выделяются поисковая и творческая активность, логическое мышление, эмоциональная включенность учащегося. Характерная особенность исследовательской деятельности заключается в сложности прогнозирования результата. Учитель играет роль научного руководителя, наставника, помощника, ученик же - роль исполнителя.

Погружаясь в исследовательскую деятельность, ученик осваивает методы научного познания, овладевает умением поиска информации, ее структурирования и анализа, логически объяснять полученные результаты, творчески подходить к оформлению и представлению работы. Исследовательская деятельность способствует формированию организационных, информационных, коммуникативных общеучебных умений и навыков учащихся, развивает интерес к изучаемым предметам, кроме того, она удовлетворяет основным категориям педагогики: образованию (знания, умения, навыки), воспитанию (правила поведения с одноклассниками, учителем, в общественных местах), развитию (развивается память, внимание, логика, воображение) [12, 13].

Работа по организации исследовательской деятельности представляет собой структурированный план, выполняя пункты которого (вне зависимости от предметной области), обучающийся достигает неизвестного заранее результата.

Планирование и выполнение исследовательской работы состоят из нескольких этапов определенной последовательности:

- формулировка темы исследования;

- постановка проблемы, связанная с выбранной темой;

- выдвижение гипотезы исследования;

- теоретические и экспериментальные исследования (сбор собственного материала, его анализ и обобщение);

- анализ и оформление результатов исследований;

- представление результатов работы на разного рода конференциях, конкурсах, чтениях.

Результативность работы повышается в том случае, если ученику интересна тема, над

которой ему предстоит трудиться. Также выбранная тема исследования должна соответствовать возрастным особенностям ученика, его интересам, быть оригинальной и новой. При выполнении проектных и (или) исследовательских работ краеведческой тематики обучающиеся приобретают знания в области истории, литературы, искусства, экономики края, а также у них формируется познавательный интерес, повышается культурный уровень.

Краеведческая компетенция представляет собой поликомпонентную компетенцию, в состав которой, на наш взгляд, входят следующие компетенции: общекультурные, компетенции личностного самосовершенствования, коммуникативные, учебно-познавательные, информационные.

Их формирование ориентируется на организацию исследовательской деятельности (табл. 1). Погружение ученика в исследовательскую деятельность позволяет ему находиться в ситуации самостоятельного поиска информации и принятия решений [13].

Таблица 1

Формирование краеведческой компетенции в процессе исследовательской деятельности

Этап работ над исследованием Формируемые компетенции

Работа с информационными источниками Информационные Коммуникативные Учебно-познавательные

Теоретические и экспериментальные исследования Информационные Коммуникативные Общекультурные Личностного самосовершенствования Учебно-познавательные

Анализ полученной информации и выводы Информационные Коммуникативные Личностного самосовершенствования Учебно-познавательные

Представление результатов работы Информационные Коммуникативные Личностного самосовершенствования Учебно-познавательные

Применение технологии исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции дает возможность:

- развить навык самостоятельного планирования и расчет времени, затраченного на выполнение работы;

- обеспечить интеграцию различных предметных областей образовательного процесса;

- обеспечить интеллектуально-предметную заинтересованность обучающихся;

- обеспечить развитие творческих способностей школьников;

- развить навыки межличностного общения;

- вносить изменения в сроки изучения фактического материала [6, 7].

В основу педагогического эксперимента вошли общеобразовательные предметы.

Целью педагогического эксперимента является организация исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции, а также умение использовать полученные навыки для решения практических задач.

В педагогическом эксперименте приняли участие обучающиеся 7-х классов четырех школ г. Томска, всего 149 человек. Эксперимент включал несколько этапов, общая продолжительность эксперимента составила 9 мес (1 учебный год).

Образовательный потенциал исследовательской деятельности представляет собой совокупность познавательных учебных умений, практических, организационных, оценочных, т. е. микс ключевых компетенций. Исследовательские работы обучающихся были выполнены в ключе краеведческой тематики различных предметных областей: литературы, русского языка, английского языка, истории, географии, биологии, технологии. На начальном и завершающем этапе эксперимента проводилась диагностика с целью выявления сформированности компетенций при выполнении исследовательских работ краеведческой тематики. Диагностика выявила положительную динамику в развитии необходимых компетенций, результаты диагностики приведены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты диагностики сформированности компетенций обучающихся 7-х классов

в процессе выполнения исследовательских работ краеведческой тематики

Уровень сформированности компетенции, %

Наименование компетенции Не владеющие компетенцией С частично сформированной компетен- Демонстрирующие средний уровень сформи- Имеющие сформированную

цией рованности компетенции компетенцию

Общекультурная: начальный этап 2 41 30 27

завершающий этап 0 19 46 35

результат -2 -22 +16 +8

Личностного самосовер-

шенствования: начальный этап 1 29 46 24

завершающий этап 0 12 59 29

результат -1 -17 +13 +5

Коммуникативная: начальный этап 3 24 47 26

завершающий этап 0 19 56 32

результат -3 -5 +9 +6

Учебно-познавательная:

начальный этап 9 36 38 17

завершающий этап 0 12 60 28

результат -9 -24 +22 +11

Информационная: начальный этап 2 27 41 30

завершающий этап 0 13 51 36

результат -2 -14 +10 +6

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике формирования компетенций учеников. Так, уменьшился процент обучающихся с частично

сформированной компетенцией: общекультурной на 22 %, личностного самосовершенствования на 17 %, коммуникативной на 5 %, учебно-познавательной на 24 %, информационной на 14 %, а обучающихся, не владеющих данными компетенциями, не осталось вовсе. На 16 % увеличилось количество учеников со среднем уровнем сформированности общекультурной компетенции, личного самосовершенствования на 13 %, коммуникативной компетенции на 9 %, учебно-познавательной на 22 % и информационной компетенции на 10 %. На 8 % увеличилось количество обучающихся со сформированной общекультурной компетенцией, на 5 % - с компетенцией личностного самосовершенствования, на 6 % - с коммуникативной, на 11 % - с учебно-познавательной и на 6 % - с информационной.

Используя исследовательскую деятельность в образовательном пространстве, мы наблюдаем повышение качественных показателей в образовании, воспитании и развитии обучающихся, что свидетельствует о взаимосвязи педагогических категорий и исследовательской деятельности, последняя, в свою очередь, доказывает наличие образовательного потенциала [14].

В ходе эксперимента использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа.

Применение технологии исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции позволяет:

- развить навык самостоятельного планирования и расчета времени, затраченного на выполнение работы;

- обеспечить интеграцию различных предметных областей образовательного процесса;

- обеспечить интеллектуально-предметную заинтересованность обучающихся;

- обеспечить развитие творческих способностей школьников;

- развить навыки межличностного общения;

- вносить изменения в сроки изучения фактического материала.

В процессе выполнения исследовательских работ краеведческой тематики проводимая диагностика учащихся выявила положительную динамику в развитии таких умений и навыков, как умение ориентироваться в информационном пространстве; умение представлять себя, свою работу, владеть приемами действий в ситуации общения, искать и находить компромиссы; умение самостоятельно овладевать знаниями; способность к расширению опыта по освоению учениками научной картины мира; способность к рефлексии, способность принимать себя как свободного и ответственного человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Исследовательский подход позволяет объединять учащихся в группы по интересам, у которых в процессе взаимодействия, при обсуждении результатов и представления своих работ формируются ключевые компетенции, в том числе являясь опорой для развития краеведческой компетенции.

Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют выявить позитивную тенденцию в формировании краеведческой компетенции обучающихся.

Сравнительная оценка уровней сформированности краеведческой компетенции обучающихся в процессе выполнения исследовательских работ представлена в табл. 3.

Результаты эксперимента свидетельствуют о повышение показателей уровня сформи-рованности краеведческой компетенции в процессе выполнения исследовательской работы у обучающихся с низким уровнем с 73 % на начальном этапе до 35 % на завершающем. Также у обучающихся со среднем уровнем сформированности краеведческой компетенции произошло увеличение показателей с 17 % на начальном этапе до 31 % на завершающем. Процент обучающихся с высоким уровнем сформированности краеведческой компетенции

на начальном этапе эксперимента не превышал 10, на завершающем этапе этот показатель достиг 34 %, таким образом увеличился на 24 %.

Таблица 3

Результаты оценки уровня сформированности краеведческой компетенции обучающихся

7-х классов в процессе выполнения исследовательских работ краеведческой тематики

Этап Уровень

Низкий Средний Высокий

Начальный 73 17 10

Завершающий 35 31 34

Для оценки уровня сформированности краеведческой компетенции обучающихся мы использовали следующие методы: объективные тесты с выбором ответа,тесты-опросники для диагностики личностных свойств, методы экспертной оценки.

Исследовательская деятельность расширяет объективные возможности для развития всех основных учебных умений - познавательных учебных, практических, организационных, оценочных, контроля.

Подводя итог, следует отметить, что активизация исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции обучающихся представляет собой синергию педагогических категорий. Развивающий потенциал исследовательской деятельности заключается в ее функциях как образовательной технологии, реализующей содержание образования, нацеленное на развитие личности. Качественные характеристики образовательного результата состоят из представления данных выполненного исследования, степени развитости личных качеств обучающегося сформированных в процессе реализации учебного исследования.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 13.04.2020).

2. Мурзина И. Я. Гражданско-патриотическое воспитание: к вопросу о формировании культурной идентичности на основе национальных традиций // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 140-147.

3. Жигунова М. А. Сибиряк как новая национальность: миф или реальность? // Родина. 2011. № 11. С. 11-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ахметшина Г. Х. О формировании гражданской идентичности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 83-85.

5. Менщиков В. В. Историческое краеведение в контексте современного гуманитарного знания // Регионоло-гия. 2003. № 3. С. 293-300.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

7. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос, 2012. 62 с.

8. Хуторской А. В. Современная дидактика. М.: Высшая школа, 2007. 638 с.

9. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

10. Разбегаева Л. П., Крутова И. В., Самоходкина Т. В. Школьное гуманитарное образование сквозь призму ценностного подхода // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 2. Серия: Акмеология образования. Психология развития. Вып. 2. С. 198-203.

11. Косова Л. С., Льготина Л. П. Краеведение: учеб.-метод. пособие. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. 132 с.

12. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / под ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 51-58.

13. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учеб. лит., 2004. С. 50-53.

14. Агранович М. Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 120-145.

Андреева Наталья Владимировна, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: anv66@vtomske.ru

Материал поступил в редакцию 24.01.2020

DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-29-36

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE RESEARCH ACTIVITY IN THE CONTEXT OF FORMATION OF THE LOCAL HISTORY COMPETENCE OF PUPILS OF THE SECONDARY SCHOOL

N. V. Andreyeva

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The patriotic education of the younger generation is still relevant in modern educational system. There are a lot of multicultural regions. In order to form a socially active and tolerant personality special attention should be paid to the formation of the local history competence of schoolchildren. And according to the trends towards the activation of research activities in the educational space of students the formation of local history competence becomes not only a necessary condition of modernity, but also a fascinating process for pupils. The issue of formation of the local history competence of schoolchildren is under consideration. Research activity is defined as a tool in forming this competence. The purpose of the study is to show the educational potential of research activity in the context of the formation of the local history competence of students of the secondary school. The significance of the work is explained by the fact that the process of forming local history competence is based on the research activities of students. The work is carried out on the basis of general provisions of logic, theory of cognition, psychology and pedagogy using methods of theoretical analysis, questionnaire, testing, analysis and generalization of practical experience, pedagogical experiment. The theoretical analysis of works of leading researchers on the problem of formation of the local history competence allowed to consider formation of this schoolchildren competence in the integrated connection with the research activity. Examples of formation of the local history competence in students are given. The empirical data obtained from a pedagogical experiment aimed at identifying the educational potential of the research activity in the context of the formation of the local history competence are analysed. The local history competence is considered as a polycompetence. Accordingly to this the result of the formation of the local history competence is presented as the sum of combinations of mastery of the allocated competences. The results obtained during the pedagogical experiment reveal a positive trend in the formation of the local history competence of schoolchildren. Thus the number of subjects with a high level of the local history competence in the course of research works increased from 10 to 34 per cent. In the course of the study, the features of the formation of local history competence of students in the process of research activities are identified, the educational potential of research activities is indicated.

Keywords: research activity, formation of the local history competence, the local history competence, competence, study of the local history.

References

1. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. no. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Russian Federation. Laws. Federal law from 29th of December, 2012 no. 273-FL "On education in Russian Federation"] (in Russian). URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (accessed 13 April 2020).

2. Murzina I. Ya. Grazhdansko-patrioticheskoye vospitaniye: k voprosu o formirovanii kul'turnoy identichnosti na osnove natsional'nykh traditsiy [Civil and patriotic education: To the question of formation of cultural identity on the basis of national traditions]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2017, no. 5, pp. 140-147 (in Russian).

3. Zhigunova M. A. Sibiryak kak novaya natsional'nost': mif ili real'nost'? [Siberian like a new nationality: myth or reality?]. Rodina, 2011, no. 11, pp. 11-15 (in Russian).

4. Akhmetshina G. H. About formation of civil identity in students. Obrazovaniye i samorazvitiye - Education and Self-Development, 2014, no. 3 (41), pp. 83-85 (in Russian).

5. Menshchikov V V. Istoricheskoye krayevedeniye v kontekste sovremennogo gumanitarnogo znaniya [Historical Local Studies in the Context of Modern Humanitarian Knowledge]. Regionologiya - Russian Journal of Regional Studies. Regionology, 2003, no. 3, pp. 293-300 (in Russian).

6. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tatov obrazovaniya [Core competencies -a new paradigm for education results]. Vyssheye obrazovaniye segodnya - Higher education today, 2003, no. 5, pp. 34-42 (in Russian).

7. Khutorskoy A. V. Sistemno-deyatel'nostnvypodkhodv obuchenii. Nauchno-metodicheskoyeposobiye [System and activity approach to teaching. Scientific-methodical manual]. Moscow, Eydos Publ., 2012. 62 p. (in Russian).

8. Khutorskoy A. V Sovremennaya didaktika [Modern didactics]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2007. 638 p. (in Russian).

9. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A. Formirovaniye universal'nykh uchebnykh deystviy v osnovnoy shkole: ot deystviya k mysli. Sistema zadaniy: posobiye dlya uchiteleya [The formation of universal educational activities in the primary school: from thought to action. Quest system: a Handbook for teachers]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010. 159 p. (in Russian).

10. Razbegayeva L. P., Krutova I. V., Samokhodkina T. V. Shkol'noye gumanitarnoye obrazovaniye skvoz' prizmu tsennostnogo podkhoda [Humanities in schools through the prism of value approach]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya - Izvestiya of Saratov University. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2012, vol. 2, is. 2, pp. 198-203 (in Russian).

11. Kosova L. S., L'gotina L. P. Krayevedeniye: uchebno-metodicheskoye posobiye [Regional studies: educational methodical manual]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2014. 132 p. (in Russian).

12. Podd'yakov A. N. Metodologicheskiye osnovy izucheniya i razvitiya issledovatel'skoy deyatel'nosti [The methodological basis of the study and the development of research activities]. Under the editorship of A. S. Obukhov. Moscow, NII shkol'nykh tekhnologiy Publ., 2006. Pp. 51-58 (in Russian).

13. Savenkov A. I. Metodika issledovatel 'skogo obucheniya mladshikh shkol'nikov [Methods of research training of junior schoolchildren]. Samara, Uchebnaya literatura Publ., 2004. 80 p. (in Russian).

14. Agranovich M. L. Indikatory v upravlenii obrazovaniyem: chto pokazyvayut i kuda vedyt? [Indicators in education management: What do they show and where do they lead to?]. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies, 2008, no. 1, pp. 120-145 (in Russian).

Andreyeva N. V., Graduate student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: anv66@vtomske.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.