Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / RESEARCH ACTIVITY / FORMATION OF THE LOCAL HISTORY COMPETENCE / LOCAL HISTORY COMPETENCE / COMPETENCE / STUDY OF THE LOCAL HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Н.В.

Введение. В условиях современного образования патриотическое воспитание подрастающего поколения не теряет своей актуальности. Всё больше становится поликультурных регионов. В cтатье рассматривается вопрос формирования краеведческой компетенции школьников. Исследовательская деятельность определяется в качестве инструмента в формировании данной компетенции. Материалы и методы. Работа выполнена с использованием методов теоретического анализа, анкетирования, тестирования, анализа и обобщения практического опыта, педагогического эксперимента. Результаты. Анализируются эмпирические данные, полученные в результате педагогического эксперимента, направленного на выявление образовательного потенциала исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции. Краеведческая компетенция рассматривается как поликомпетенция, соответственно результат сформированности краеведческой компетенции представляется как сумма комбинаций овладения выделенными компетенциями. Обсуждение. Подчеркивается, что результативность формирования краеведческой компетенции учащихся происходит через овладение компетенциями, составляющими её основу, и повышается в процессе исследовательской деятельности. Заключение. Формирование краеведческой компетенции возможно через интегративную связь дисциплин, инструментом реализации которой может выступать исследовательская деятельность. Основные положения: - определены компоненты, составляющие основу краеведческой компетенции; - представлены результаты сформированности краеведческой компетенции; - проведен эксперимент, демонстрирующий образовательный потенциал исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITY IN THE FORMATION OF LOCAL HISTORY COMPETENCE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

Introduction. The patriotic education of the younger generation is still relevant in modern educational system. There are a lot of multicultural regions. In this work the issue of formation of the local history competence of schoolchildren is under consideration. Research activity is defined as a tool in forming this competence. Materials and methods. The work was performed using methods of theoretical analysis, questionnaire, testing, analysis and generalization of practical experience, pedagogical experiment. Results. The empirical data obtained from a pedagogical experiment aimed at identifying the educational potential of the research activity in the context of the formation of the local history competence are analysed. The local history competence is considered as a polycompetence. Accordingly to this the result of the formation of the local history competence is presented as the sum of combinations of mastery of the allocated competences. Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the formation of local history competence of students occurs through the acquisition of competencies that form its basis and increases in the process of research activities. Conclusion. The formation of the local history competence is possible through integrative communication of disciplines, the instrument of implementation of which can be research activities. Highlights: The study identified the components that form the basis of local history competence; The author presents the results of the formation of local history competence; In the course of the research, an experiment was conducted that demonstrates the educational potential of research activities.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

ческое воспитание подрастающего поколения не теряет своей актуальности. Всё больше становится поликультурных регионов.

В статье рассматривается вопрос формирования краеведче-

определяется в качестве инструмента в формировании данной компетенции.

Результаты. Анализируются эмпирические данные, полу-

на выявление образовательного потенциала исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции.

DOI 10.25588/CSPU.2020.154.1.001

УДК 371

ББК 74.20 В

Н. В. Андреева г

ORCID № 0000-0002-1889-0916 |

Аспирант кафедры педагогики и психологии образования, Томский государственный педагогический университет, учитель русского языка и литературы, МБОУ ООШ № 66 г. Томск, §

г. Томск, Российская Федерация. ^

к

E-mail: anv66@vtomske.ru §

№ а ж

So

К

о

2 е о

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ I

л

а -к

К К

о*

0

1

Введенке. В условиях современного образования патриоти- ^

ской компетенции школьников. Исследовательская деятельность 1

V М

л 5 а .к

1 1

Материалы и методы. Работа выполнена с использованием £ |

и

методов теоретического анализа, анкетирования, тестирования, ^ 5

анализа и обобщения практического опыта, педагогического экспе- ° ее

Р д

а

cv

римента. о е

У0 >5

§ 0

S В

ь §

ченные в результате педагогического эксперимента, направленного н

о S

в е

§ н

л -к

ы 5

Краеведческая компетенция рассматривается как поликомпетенция, соответственно результат сформированности краеведческой компетенции представляется как сумма комбинаций овладения выделенными компетенциями.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативность формирования краеведческой компетенции учащихся происходит через овладение компетенциями, составляющими её основу, и повышается в процессе исследовательской деятельности.

Заключение. Формирование краеведческой компетенции возможно через интегративную связь дисциплин, инструментом реализации которой может выступать исследовательская деятельность.

Ключевые слова: исследовательская деятельность; формирование краеведческой компетенции учащихся; краеведческая компетенция; компетенции; краеведение. Основные положения:

- определены компоненты, составляющие основу краеведческой компетенции;

- представлены результаты сформированности краеведческой компетенции;

- проведен эксперимент, демонстрирующий образовательный потенциал исследовательской деятельности.

1 Введение (Introduction)

Актуальность исследования формирования краеведческой компетенции учащихся связана с качественными изменениями, происходящими в системе образования. Ключевым компонентом нормативных документов, отражающих концепцию развития образования на современном этапе, является формирование личности, осознающей и принимающей ценности человеческой жизни, се-| мьи, гражданского общества, многонационального российского ^ народа, человечества; любящей свой край и своё Отечество, знаю-cq щей русский и родной язык, уважающей свой народ, его культуру

и духовные традиции [1; 2].

Другими словами, перед образовательными учреждениями стоит задача сформировать уважительное отношение к традициям ^ предков, прошлому и настоящему своей земли [3].

В большинстве образовательных учреждений недостаточно внимания уделяется изучению родного края. Основой воспитания любви к своей земле является развитие интереса к культуре, истории, быту и традициям земляков [4].

Формирование краеведческой компетенции учащихся в

ского подхода в обучении.

Цель данной работы показать образовательный потенциал исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции учащихся общеобразовательной школы.

Новизна исследования заключается в установлении корреляции между использованием исследовательской деятельности в образовательном пространстве школьников и формированием их краеведческой компетенции.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Методологическую основу исследования по вопросу формирования краеведческой компетенции учащихся составили труды различных учёных. Обратившись к работам A. C. Белкина, A. B. Хуторского, С. Е. Шишова, И. А. Зимней, Р. Л. Мильруда и других, мы увидим, что компетенция — это владение соответствующими знаниями, умениями, навыками, достижение которых происходит в процессе приобретения опыта [7; 8]. Краеведческая компетенция -совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для

л

Й *

а ж

этом смысле является актуальным и перспективным, практически |

ж

значимым для воспитания патриотизма и повышения качества образования [5; 6].

Одним из возможных инструментов в решении проблемы формирования краеведческой компетенции учащихся выступает

исследовательская деятельность, так как векторы современного В

2

образования направленны именно на активизацию исследователь- &

№ а

к

орми и

р о в а н и

So

о* с

I

д

е So

р и о

у рм ч

аи

н о

с

и ои

р

е о

а е

воа еск ат о

S Й

ель ко

нь ом оп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Й е s е

ко ен

л -и £ и

продуктивной познавательно-краеведческой деятельности, проявляющаяся в осознании ценностей родного края. Универсальные учебные действия, формируемые у ученика в процессе получения информации, являются вектором движения к результатам.

О необходимости формирования краеведческой компетенции упоминается в ряде работ современных исследователей: Г. Н. Ищук, П. В. Станкевич, О. Н. Шитиковой, Я. О. Погореловой, С. А. Шем-шуриной и др. Кроме того, о необходимости использования краеведческого материала в обучении и воспитании писали Я. А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, А. Дистервег. В России эту идею развивали К. Д. Ушинс-кий, Л. Н. Толстой, С. Т. Шац-кий, В. Н. Сорока-Росинский, а также А. С. Барков, В. Н. Буданов, В. К. Кондаков, Н. И. Новиков, Д. Д. Семёнов, Д. С. Лихачев и многие другие.

Современная система образования представляет собой модель, в которой акцент на получение знаний смещен с репродуктивных методов, основанных на воспроизведении готового материала, в сторону самостоятельного поиска информации [9].

Краеведение обладает широким спектром благоприятных условий для активного привлечения школьников к использованию средств исследовательской деятельности в образовательном процессе [10].

Данное исследование выполнено с использованием методов теоретического анализа, анкетирования, тестирования, педагогического эксперимента.

Теоретический анализ работ ведущих исследователей по проблеме формирования краеведческой компетенции учащихся позволил рассмотреть формирование данной компетенции через использование исследовательской деятельности в образовательном а пространстве.

Существенным обстоятельством в процессе формирования

«о

д

^ краеведческой компетенции является систематичность погружения

сц

школьника в исследовательскую деятельность. Учитывая возраст-

ные особенности ребёнка, возможным вариантом могут быть индивидуальные или групповые проекты, мини-исследования в рамках одного урока или долгосрочные проекты, выполняемые в течение четверти или даже учебного года.

3 Результаты (Results)

В данном исследовании в основу педагогического эксперимента положена технология исследовательской деятельности. Опираясь на определение Е. А. Шашенковой, исследовательскую деятельность следует рассматривать как специфическую деятельность, направленную на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей.

Технология исследовательской деятельности даёт возможность ученикам самостоятельного познания объектов, процессов и явлений на основе поисковой активности.

Работа по организации исследовательской деятельности представляет собой структурированный план, выполняя пункты которого (вне зависимости от предметной области) ученик достигает неизвестного заранее результата.

Планирование и выполнение исследовательской работы состоит из нескольких этапов определенной последовательности:

- формулировка темы исследования;

- постановка проблемы, связанной с выбранной темой;

- выдвижение гипотезы исследования;

- теоретические и экспериментальные исследования (сбор собственного материала, его анализ и обобщение);

- анализ и оформление результатов исследований;

- представление результатов работы на конференциях, конкурсах, чтениях.

Результативность работы повышается в том случае, если ученику интересна тема, над которой ему предстоит трудиться, т. е. он сам выбирает тему. Также выбранная тема исследования должна соответствовать возрастным особенностям ученика, его увлечениям, быть оригинальной и новой.

о

вн о

с т

о*

у

ч и

Й к

орг а

н

а

-к и

и

орми и

р о в а н и

So и

с

сл е

д о в а

о* с

I

д

е So

р и о

у рм ч

аи

н о

с

I н

и ои

р

е о

б д

8 о

в а т

ель

о* н

о Й

ч е с

ко Й

комп п

е

ко н

л "I £ и

При выполнении проектных и исследовательских работ краеведческой тематики учащиеся приобретают знания в области истории, литературы, искусства, экономики края, а также у них формируется познавательный интерес, повышается культурный уровень.

Краеведческая компетенция представляет собой поликомпонентную компетенцию, в состав которой, на наш взгляд, входят следующие компетенции: общекультурные; компетенции личностного самосовершенствования; коммуникативные; учебно-познавательные; информационные.

Их формирование ориентируется на организацию исследовательской деятельности (Таблица 1).

Таблица 1 — Формирование краеведческой компетенции в процессе исследовательской деятельности

Table 1 — Formation of local history competence in the process of research activity

a

50

е

е

д н

СЦ

Этап работы Формируемая компетенция

Работа с информационными источниками Информационные Коммуникативные Учебно-познавательные

Теоретические и экспериментальные исследования Информационные Коммуникативные Общекультурные Личностного самосовершенствования Учебно-познавательные

Анализ полученной информации и выводы Информационные Коммуникативные Личностного самосовершенствования Учебно-познавательные

Представление результатов работы Информационные Коммуникативные Личностного самосовершенствования Учебно-познавательные

Применение технологии исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции позволяет:

- развить навык самостоятельного планирования и расчета времени, затраченного на выполнение работы;

- обеспечить интеграцию различных предметных областей образовательного процесса;

- обеспечить интеллектуально-предметную заинтересованность учащихся;

- обеспечить развитие творческих способностей школьников;

- развить навыки межличностного общения;

- вносить изменения в сроки изучения фактического материала.

Для того чтобы показать влияние исследовательской деятельности на формирование краеведческих знаний школьников, был проведён педагогический эксперимент, основу которого составили следующие предметы: история, литература, география, биология, русский язык, изобразительное искусство.

Целью педагогического эксперимента является организация исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции, а также умение использовать полученные навыки для решения практических задач.

В педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся седьмых классов из четырех школ г. Томск, всего 149 человек. Эксперимент состоял из нескольких этапов, на которых оценивался уровень сформированности компетенций до начала выполнения исследовательских работ учениками и после завершения выполнения исследовательских работ, общая продолжительность эксперимента составила 9 месяцев (1 учебный год).

Исследовательские работы учащихся были выполнены в ключе краеведческой тематики различных предметных областей: литературы, русского языка, английского языка, истории, географии, биологии, технологии.

о §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

о*

V

Л

ж

Й *

и

а §

а -к ж

ж ^

ж

ж

3

о

№ а

§ ж ж

о

2 д о

№ а

О*

0

1

д

2

►а 3

ж ^ о

л § аж

н О

8 №

0 й

1 §

ж ож

н* 3

2 о

^ 8

8 о

№ а §

о* §

о Й

Л

2

о

0 Й

1

а

2

О § § ж

г ж

По итогам представления исследовательских работ и завершению эксперимента была проведена диагностика, которая выявила положительную динамику в развитии необходимых компетенций.

Диагностика проводилась дважды на начальном и завершающем этапе эксперимента. Цель диагностики - выявление сформи-рованности компетенций при выполнении исследовательских работ краеведческой тематики. Для оценки уровня сформированности компетенций учащихся мы использовали следующие методы: объективные тесты с выбором ответа; тесты-опросники для диагностики личностных свойств; методы экспертной оценки. Результаты диагностики представлены в таблице (Таблица 2).

Таблица 2 — Результаты диагностики сформированности компетенций учащихся 7-х классов в процессе выполнения исследовательских работ краеведческой тематики Table 2 — Results of diagnostics of the formation of competencies of students in grades 7 in the process of performing research works on local lore

а

в

е

е р

д н

Таблица 2. Table 2.

Наименование компетенции Уровень сформированности компетенций, %

Учащийся, не владеющий компетенцией Учащийся с частично сформированной компетенцией Учащийся, демонстрирующий средний уровень Сформированности компетенции Учащийся, имеющий Сформированную компетенцию

Общекультурная начальный этап 2 41 30 27

Общекультурная завершающий этап 0 19 46 35

Результат -2 -22 +16 +8

Личностного самосовершенствования начальный этап 1 29 46 24

Личностного самосовершенствования завершающий этап 0 12 59 29

Результат -1 -17 +13 +5

Коммуникативная начальный этап 3 24 47 26

Коммуникативная завершающий этап 0 19 56 32

Продолжение таблицы 2 Continuation of table 2

Наименование компетенции Уровень сформированности компетенций, %

Учащийся, не владеющий компетенцией Учащийся с частично сформированной компетенцией Учащийся, демонстрирующий средний уровень сформированности компетенции Учащийся, имеющий сформированную компетенцию

Результат -3 -5 +9 +6

Учебно-познавательная начальный этап 9 36 38 17

Учебно-познавательная завершающий этап 0 12 60 28

Результат -9 -24 +22 +11

Информационная начальный этап 2 27 41 30

Информационная завершающий этап 0 13 51 36

Результат -2 -14 +10 +6

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике формирования компетенций учеников. Так, уменьшился процент учащихся с частично сформированной компетенцией: общекультурной на 22 %, личностного самосовершенствования на 17 %, коммуникативной на 5 %, учебно-познавательной на 24 %, информационной на 14 %, а учащихся не владеющих данными компетенциями, не осталось вовсе. Процентное увеличение продемонстрировали ученики со средним уровнем сформированности общекультурной компетенции на 16 %, личного самосовершенствования на 13 %, коммуникативной компетенции на 9 %, учебно-познавательной на 22 % и информационной компетенции на 10 %. Увеличение процента школьников со сформированными компетенциями распределилось следующим образом: общекультурная компетенция, увеличение на 8 %, личностного самосовершенствования на 5 %, коммуникативная на 6 %, учебно-познавательная компетенция на 11 %, информационная компетенция на 6 %.

Анализ таблицы, в которой сравниваются уровни сформиро-ванности компетенций до и после проведения эксперимента, позволяет сделать следующие выводы: при работе с краеведческим материалом в процессе выполнения исследований, в целом, повышается уровень знаний, умений и навыков учащихся. Применение технологии исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции позволяет:

- развить навык самостоятельного планирования и расчета времени, затраченного на выполнение работы;

- обеспечить интеграцию различных предметных областей образовательного процесса;

- обеспечить интеллектуально-предметную заинтересованность учащихся;

- обеспечить развитие творческих способностей школьников;

- развить навыки межличностного общения;

- вносить изменения в сроки изучения фактического материала.

о §

о с т

о*

у

ч и

№ к

орг а

§

а

и

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

орми и

р о в а § и

¡о и

с е д о в а

о* с

I

д

е ¡0

►а р

и о

у рм ч

аи

н о

с

I §

и ои

р

е о

^ д

8 о

в а т

ь

о* §

о Й

ч е с

ко Й

комп п

е

ко §

§ -и

г и

В процессе исследовательской деятельности диагностика выявила положительную динамику в развитии таких умений и навыков, как: умение ориентироваться в информационном пространстве; умение представлять себя, свою работу, владеть приемами действий в ситуации общения, искать и находить компромиссы; умение самостоятельно овладевать знаниями; способность к расширению опыта по освоению учениками научной картины мира; способность к рефлексии, способность принимать себя как свободного и ответственного человека, обладающего чувством собственного достоинства.

4 Обсуждение (Discussion)

Исследовательский подход позволяет объединять учащихся в группы по интересам, у которых в процессе взаимодействия, при обсуждении результатов и представления своих работ формируются ключевые компетенции, в том числе, являясь базисной опорой для формирования краеведческой компетенции.

Поскольку мы говорим о краеведческой компетенции как о комбинированной, то результат овладения ею мы можем оценить по сумме сформированности компетенций, составляющих ее основу. Диагностика уровня краеведческой компетенции учащихся проводилась дважды на начальном и завершающем этапе эксперимента. Цель диагностики — выявление уровня сформированности краеведческой компетенции при выполнении исследовательских работ краеведческой тематики.

Сравнительная оценка уровней сформированности краеведческой компетенции учащихся в процессе выполнения исследовательских работ краеведческой тематики представлена в таблице (Таблица 3).

Таблица 3 — Результаты оценки уровня сформированности краеведческой компетенции учащихся 7-х классов в процессе § выполнения исследовательских работ краеведческой тематики ^ Table 3 — Results of assessment of the level of formation of local

ж

^ history competence of students in grades 7 in the course of research ^ works on local history topics

Таблица 3. Table 3.

Этап Низкий уровень, % Средний уровень, % Высокий уровень, %

Начальный 73 17 10

Завершающий 35 31 34

Результаты эксперимента свидетельствуют о повышении показателей уровня сформированности краеведческой компетенции в процессе выполнения исследовательской работы у учащихся с низким уровнем с 73 % на начальном этапе до 35 % на завершающем, увеличение произошло на 38 %. Также у учащихся со средним уровнем сформированности краеведческой компетенции произошло увеличение показателей с 17 % на начальном этапе до 31 % на завершающем, данный показатель возрос на 14 %. Процент учеников с высоким уровнем сформированности краеведческой компетенции на начальном этапе эксперимента не превышал 10 %, на завершающем этапе этот показатель достиг 34 %, таким образом, процент учащихся увеличился на 24 %.

Значимость исследования даёт возможность рассматривать исследовательскую деятельность как инструмент для повышения образовательного уровня и формирования краеведческих знаний учащихся.

Практическое применение результатов исследования может быть полезным при организации уроков и внеурочных занятий.

5 Заключение (Conclusion)

Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют выявить позитивную тенденцию в формировании краеведческой компетенции учащихся с использованием технологии исследовательской деятельности.

Применяя данную технологию в образовательном пространстве, мы наблюдаем повышение качественных показателей в образовании, воспитании и развитии учащихся, что свидетельствует о взаи-

о §

о о S

о*

V

Л S

S §

л

Kl «

г

a §

a к

S

S ^

S

S

p

о

a §

S

Sa S

о §

л д

0

№ a

S

ь

ос

1

д

л

So

p S о

V Р

Л s aS

-S о

S № о

I § S

о S

4s p

е a о

^ 8

8 о

№ a

S §

0* §

о K

g

Л л

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

K

1

a

л

о §

§ S

s S

мосвязи педагогических категорий и исследовательской деятельности, последняя, в свою очередь, доказывает наличие образовательного потенциала [11]. Качественные характеристики образовательного результата состоят из: 1) формального представления данных выполненного исследования; 2) степени развитости личных качеств учащегося сформированных в процессе реализации учебного исследования.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 6 октября 2009 г. N 373. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Потанина Л. Т., Склярова Т. В. Развитие ценностно-нравст-венных представлений у учащихся в системе школьного образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 255-265. DOI: 10.32744/pse.2019.3.19.

3. Мурзина И. Я. Гражданско-патриотическое воспитание: к вопросу о формировании культурной идентичности на основе национальных традиций // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 140-147.

4. Жигунова М. А. Сибиряк как новая национальность: миф или реальность? // Родина. 2011. № 11. С. 11-15.

5. Ахметшина Г. Х. О формировании гражданской идентичности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 83-85.

6. Менщиков В. В. Историческое краеведение в контексте современного гуманитарного знания // Регионология. 2003. № 3. С. 293-300.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

8. Иванько А. Ф., Иванько М. А., Воронцова С. С. Новые обра-зовательные технологии // Молодой ученый. 2017. № 49. С. 364-368.

9. Щекудова С. С. Модель развивающей образовательной среды // Инновационные образовательные технологии. 2016. № 1 (45). С. 14-18.

10. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и ин-формальная модели образования // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1197-1200.

11. Агранович М. Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 120-145.

N. V. Andreeva

^RCID No. 0000-0002-1889-0916 | Postgraduate student of the Department of pedagogy and psychology

of education, Tomsk state pedagogical university, teacher of Russian Language and literature, Tomsk state educational institution No. 66, .V Tomsk, Russia.

^ E-mail: anv66@vtomske.ru

RESEARCH ACTIVITY IN THE FORMATION OF LOCAL HISTORY COMPETENCE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

Abstract

Introduction. The patriotic education of the younger generation is still relevant in modern educational system. There are a lot of multicultural regions.

In this work the issue of formation of the local history competence of schoolchildren is under consideration. Research activity is defined as a tool in forming this competence.

Materials and methods. The work was performed using methods of theoretical analysis, questionnaire, testing, analysis and sS generalization of practical experience, pedagogical experiment. |

Results. The empirical data obtained from a pedagogical c experiment aimed at identifying the educational potential of the research activity in the context of the formation of the local history competence are analysed. The local history competence is considered as a polycompetence. Accordingly to this the result of the formation of the local history competence is presented as the § sum of combinations of mastery of the allocated competences. ^

o

Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the § formation of local history competence of students occurs through the acquisition of competencies that form its basis and increases in the process of research activities.

Conclusion. The formation of the local history competence is possible through integrative communication of disciplines, the instrument of implementation of which can be research activities. e

o

Keywords: Research activity; Formation of the local his- d tory competence; The local history competence; Competence; ? Study of the local history. Highlights:

The study identified the components that form the basis of e

s

0

1 i

o

o

>1

e

e

s

o e

local history competence;

The author presents the results of the formation of local history competence;

In the course of the research, an experiment was conducted that demonstrates the educational potential of research activities.

References

1. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2009), N 373 ot 6 oktyabrya 2009 g.: Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [No. 373 dated October 6, 2009: Federal state educational standard of primary General education]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

2. Potanina L.T. & Sklyarova T.V (2019), Razvitiye tsennostno-nravstvennykh predstavleniy u uchashchikhsya v sisteme shkol 'nogo obrazovaniya [Development of value and moral ideas of students in the system of school education]. Perspektivy nauki i obrazovania, 3 (39), 255-265. (In Russian).

3. Murzina I.Ya. (2017), Grazhdansko-patrioticheskoye vospitaniye: k voprosu o formirova-nii kul'turnoy identichnosti na osnove natsional'nykh traditsiy [Civil-Patriotic education: to the question about the formation of cultural identity on the basis of national traditions]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 5, 140-147. (In Russian).

4. Zhigunova M.A. (2011), Sibiryak kak novaya natsional'nost': mif ili real'nost'? [Siberian like a new nationality: myth or reality?]. Rodina, 11, 11-15. (In Russian).

5. Ahmetshina G.H. (2014), O formirovanii grazhdanskoy identichnosti uchashcheysya molodezhi [On the formation of civic identity of student youth]. Obrazovanie i samorazvitie, 3 (41), 83-85. (In Russian).

6. Menshchikov V.V (2003), Istoricheskoye krayevedeniye v kontekste sovremennogo gumanitarnogo znaniya [Historical Local Studies in the Context of Modern Humanitarian Knowledge]. Regionologiya 3, 293-300. (In Russian).

7. Zimnyaya I.A. (2003), Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tatov obrazovaniya [Core competencies — a new paradigm for education results]. Vyssheye obrazovaniye segodnya, 5, 34-42. (In Russian).

8. Ivan'ko A.F., Ivan'ko M.A. & Vorontsova S.S. (2017), Novyye obrazovatel'nyye tekhnologii [New educational technologies]. Molodoy uchoynyy, 49, 364-368. (In Russian).

9. Shchekudova S.S. (2016), Model' razvivayushchey obrazovatel'noy sredy [Model of developing educational environment]. Innovatsionnyye obrazovatel'nyye tekhnologii, 1 (45), 14-18. (In Russian).

10. Gavrilova I.V. & Zaprudnova L.A. (2016), Formal'naya, neformal'naya i £ informal'naya modeli obrazovaniya [Formal, non-formal and informal models of

education]. Molodoy uchyonyy, 10, 1197-1200. (In Russian).

11. Agranovich M.L. (2008), Indikatory v upravlenii obrazovaniyem: chto pokazyvayut i kuda vedut? [Indicators in education management: what do they show

^ and where do they lead?]. Voprosy obrazovaniya, 1, 120-145. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.