Научная статья на тему 'Формирование информационной компетенции студентов в сфере туризма'

Формирование информационной компетенции студентов в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ADDITIONAL RESOURCES / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMON CULTURAL COMPETENCES / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATIONAL COMPETENCE / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / FORMATION OF INFORMATIONAL COMPETENCE / ПРАКТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / PRACTICAL ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздов Семен Владимирович, Алмазова Надежда Ивановна

В данной статье на основе двойственной природы дисциплины «Иностранный язык» и требований современных образовательных стандартов констатирована необходимость формирования информационной компетенции. Описан эксперимент, проведенный с целью выявления уровня сформированности информационной компетенции. Кратко описаны авторские ресурсы, позволившие достичь выявленных результатов. Описана шкала развитости информационной компетенции и методика диагностирования уровня владения информационной компетенцией. Также представлены результаты диагностики сформированности информационной компетенции на завершающем этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроздов Семен Владимирович, Алмазова Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN TOURISM SPHERE

This article outlines the necessity of informational competence formation on the basis of dual nature of “Foreign Language” discipline and demands of contemporary educational standards. The experiment, done in the benefits of determination of informational competence level, is described. The authors resources that helped to reach the determined results are described in short. The scale of informational competence development and the method of diagnosing of informational competence managing are outlined. The results of the experiment on the final stage of studying are also represented.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетенции студентов в сфере туризма»

DOI 10.5862/JHSS.220.21 УДК 372.881.111.1

С.В. Дроздов, Н.И. Алмазова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Авторы статьи, исходя из требований современных образовательных стандартов и двойственной природы дисциплины «Иностранный язык», констатируют, что в рамках этой дисциплины могут быть сформированы и развиты информационные компетенции, определенные для другой специальности. Описаны эксперимент, проведенный с целью определения уровня сформирован-ности компетенций у студентов направления подготовки «Туризм», и авторские ресурсы, позволившие получить выявленные результаты. Дано описание шкалы развитости информационной компетенции, а также методики диагностирования уровня владения ею. Представлены результаты диагностики сформированности информационной компетенции студентов на завершающем этапе обучения.

ЭКСПЕРИМЕНТ; ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ; ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ; ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ; ПРАКТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА.

После введения новых стандартов высшего профессионального образования руководство и кадровый состав высших учебных заведений столкнулись с необходимостью решения новых задач, требующих значительных перемен в ранее сформированных и актуальных педагогических технологиях и образовательных подходах. Так как новые стандарты [1] направлены преимущественно на интеграцию дисциплин (т. е. в рамках разных дисциплин необходимо сформировать как профессионально-ориентированные, так и интегративные, надпредмет-ные компетенции), особенно актуальным стал вопрос внедрения новых образовательных технологий для формирования требуемых компетенций, а также вопрос организации оценки их сформированности.

в данной статье описан эксперимент, проведенный на базе РГПУ им. А.И. Герцена на факультете менеджмента среди студентов направления 100400 — Туризм. Основополагающей идеей предпринятого нами исследования является идея актуализации гуманитарного потенциала дисциплины «Иностранный язык», в рамках которой могут быть сформированы и развиты компетенции, определенные для другой специальности. Данная идея на теоре-

тическом уровне подкрепляется признанием двойственной сущности дисциплины «Иностранный язык», коммуникативная природа которой обеспечивает совместимость с другими дисциплинами, профессионально ориентированными на коммуникацию, как в родном, так и иноязычном контексте. Такое понимание междисциплинарного взаимодействия позволяет рассматривать дисциплину «Иностранный язык» не только как цель обучения, но как средство формирования искомых компетенций, отражающих их общепрофессиональную и общекультурную природу. в качестве дополнительного технологического компонента междисциплинарного взаимодействия выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), определяющие сформированность такой надпредметной компетенции, как информационная.

Согласно гипотезе исследования, у будущих менеджеров туриндустрии в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» в вузе и при условии интегрирования в образовательный процесс ИКТ возможно формирование ряда общепрофессиональных компетенций на материале как родного, так и иностранного языка. К их числу можно отнести: способность

автономно искать и использовать различные источники информации, относящиеся к проекту туристического продукта; способность ре-ализовывать ранее созданный туристический продукт, используя ИКТ; способность находить, проводить анализ, а также обработку научно-технической информации в профессиональной сфере с использованием ИКТ [1, с. 5]. Данные компетенции формируются в рамках овладения профессиональными видами деятельности: проектной (ПК-3), производственно-технологической (ПК-6) и научно-исследовательской (ПК-13) [Там же. С. 4-5].

Отмеченная выше двойственная природа дисциплины «Иностранный язык» объективизирована в трактовке тех целей и задач, которые отражены в образовательных стандартах. Наряду с такими целевыми установками при иноязычном образовании, как способность к письменной и устной коммуникации на иностранном языке (ОК-10), сформированность общекультурных компетенций в овладении культурой мышления (ОК-4), восприятие культуры и обычаев других стран (ОК-7), неизбежным и логически оправданным становится формирование интегративных компетенций, формирующих профессионально-ориентированный компетентностный ряд (ПК-3, ПК-6, ПК-13), при этом коммуникативная основа формируемых компетенций присутствует как необходимая целевая установка и как условие, обеспечивающее функционирование в профессиональном формате. основания для подобной трактовки междисциплинарного характера образовательного процесса в рамках дисциплины «Иностранный язык» были приведены в наших работах [2-4]. Формирование всех вышеперечисленных компетенций предписано в нормативных документах для каждой специальности на ступени высшего профессионального образования.

Формирование отмеченных компетенций должно происходить в условиях сознательно моделируемой образовательной стратегии, позволяющей реализовать принцип межпредметности и интеграции ИКТ в образовательный процесс. одним из компонентов образовательной стратегии является дидактическое обеспечение данного процесса, от содержания и способов внедрения которого зависит достижимость целевых установок. После определения

целей обучения в рамках дисциплины «Иностранный язык» нами был сформирован комплект ресурсов, являющийся дидактической основой реализации образовательной стратегии. Иноязычное обучение студентов направления «Туризм» традиционно ориентировано на базовые, как правило, иноязычные учебные пособия. В качестве таковых, например, выступают пособия серии «English for International Tourism». Данный курс (осваиваемый в аудиторное время) имеет коммуникативную направленность и предназначен для формирования общекультурных компетенций (ОК-4; ОК-7; ОК-10) в рамках получения высшего профессионального образования в сфере туризма и гостиничного сервиса. Как известно, дисциплина «Иностранный язык» в курсе подготовки студентов нелингвистического профиля имеет некоторые особенности, определяющие необходимость внесения дополнений и изменений в образовательную стратегию. К ним относятся: ограниченное количество аудиторного времени на освоение дисциплины, негомогенный состав групп, слабая мотивированность студентов, отсутствие жесткой привязки к профессиональному контексту. Именно поэтому возникает необходимость расширения номенклатуры дидактических ресурсов, способных снизить зависимость качества образования от упомянутых негативных факторов.

Нами были разработаны два дополнительных ресурса — компьютерный вводно-кор-ректировочный грамматический курс и курс «English for Professional Competences in Tourism». Компьютерный вводно-корректировочный грамматический курс ориентирован на самообразование и самопроверку и предназначен для использования в дистанционном формате. Целью данного курса является систематизация знаний грамматических структур английского языка, а также формирование продвинутого навыка в использовании системы времен английского глагола, как в активном, так и в пассивном залоге. необходимо отметить, что использование грамматического курса учитывает личностные характеристики обучаемых, предоставляя им возможность выбора темпов прохождения того или иного материала, выбора определенных тем, способов контроля и самоконтроля. данный курс не является обязательным и основывается на необходимости, которая может

быть констатирована педагогом при проверке входного уровня знаний иностранного языка.

Курс «English for Professional Competences in Tourism» предназначен для развития профессионально-ориентированных компетенций, основан на работе с ситуативным профессиональным контекстом и предлагает ряд заданий, формирующих совокупность иноязычных и профессионально-ориентированных компетенций. Этот курс ориентирован в основном на внеаудиторную работу. В нем предусмотрены разделы, позволяющие организовать срезовый, промежуточный и итоговый контроль с целью выявления степени освоения материала.

При организации данного курса нами было учтено положение приказа № 489, касающееся требований к условию реализации программы подготовки бакалавров по направлению 100400 — Туризм в сфере туриндустрии. Согласно данному положению, реализация компе-тентностного подхода предполагает введение в учебный процесс «активных и интерактивных форм проведения занятий», что включает в себя компьютерные симуляции, тренинги (в том числе и психологические), рассмотрение реальных ситуаций туристической деятельности, в том числе и проведение деловых и ролевых игр. также отмечено, что упомянутые виды учебной деятельности, в сочетании с внеаудиторной работой, должны быть нацелены на формирование и развитие профессиональных навыков студентов в рамках дисциплин гуманитарного, социального, экономического, математического, естественно-научного, а также профессионального циклов [1, с. 10]. Отмечено, что подобные интерактивные и активные занятия должны составлять не менее 20 % от общего количества аудиторных занятий. Если на изучение дисциплины «Иностранный язык» в первые два года обучения на аудиторные занятия отводится 198 часов, то активные и интерактивные занятия должны занимать в среднем около 40 часов за весь период обучения, т. е. 10 часов в каждом семестре. в разработанных нами дополнительных образовательных ресурсах данные нормы существенно превышены.

Характерной особенностью дополнительных дидактических ресурсов является их ин-новационность, т. е. использование икт, что предполагает широкое использование интернет-ресурсов и электронных программ. Имен-

но данное положение позволяет остановиться на вопросе формирования в рамках дисциплины «Иностранный язык» такой интегративной компетенции, как информационная.

исследованиями в сфере информационной компетенции как со стороны педагога, так и со стороны обучаемого занимались следующие ученые: О.Б. Зайцева [5], А.Л. Семёнов [6], А.Г. Пекшева [7], С.В. Тришина [8], Д.М. Гриц-ков, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев [9] и др. надо отметить, что единой точки зрения на определение информационной компетенции нет. Весьма объемным и отражающим также наше понимание этой компетенции является определение, данное С.В. Тришиной: инте-гративное качество личности, являющееся результатом отражения процесса сбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации, в особенности предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать, реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [8]. на основе анализа различных точек зрения на природу информационной компетенции исследователи подчеркивают, что информационная компетенция является универсальной компетенцией, т. е. характерной для всех видов и направлений высшего профессионального образования. Специфика определяется содержательным компонентом. С.В. Триши-на приводит следующий компонентный состав информационной компетенции:

1) когнитивный — умение использовать информацию в профессиональных целях;

2) ценностно-мотивационный — проявление мотивации к использованию информационных технологий в обучении, обработке и использованию информации, а в дальнейшем и к ее презентации;

3) технико-технологический — умение использовать технические средства в работе с информацией;

4) коммуникативный — использование вербальных и невербальных средств в информационных процессах;

5) рефлексивный — умение самооценки и критического анализа [Там же].

Стоит отметить, что компонентный состав как в теории С.В. Тришиной, так и в других исследованиях не позволяет провести оценочный анализ сформированности компетенции и спо-

собствует только глубокому теоретическому пониманию рассматриваемого понятия [10]. Между тем в случае расширении ряда формируемых компетенций при оценке сформированности той или иной компетенции обязательным условием состоятельности педагогической стратегии и новых подходов и технологий является создание и внедрение соответствующих контрольно-измерительных материалов, результаты которых будут являться констатацией успешного освоения программного материала.

Практической оценкой сформированно-сти информационной компетенции занимались Т.Г. Киселева [11], В.П. Беспалько, М.Г. Загребина, Г.С. Ковалева. На основе анализа работ исследователей данной проблемы Т.Г. Киселева успешно применила комплексный подход к оценке качества и уровня информационной компетенции. в статье «оценка информационной компетенции учащихся» (Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. Т. II. С. 65-67) она предполагает возможность введения трехуровневой модели оценивания. В свою очередь, уровни имеют следующую градацию: низкий (обязательный), средний (уровень возможностей), продвинутый (творческий) [Там же. С. 65-66]. При освоении базового (низкого) уровня обучаемый умеет проводить поиск соответствующей части информации, решать практические задачи как в знакомых ситуациях, так и в новых, а также проявляет самостоятельность при выполнении заданий [Там же. С. 66]. На творческом (продвинутом) уровне сформированности информационной компетенции обучаемый проявляет умения: в прогнозировании проблем при выполнении задания, проектировании комплексных процессов, полностью автономной деятельности, презентации результата проведенной работы, способен к перенесению умений при решении принципиально новых задач [Там же]. Т.Г. Киселева отмечает, что, согласно результатам практических исследований, выпускники старшей школы владеют информационной компетенцией на среднем уровне (65-70 % респондентов) [Там же]. Соответственно задачей данного исследования становится не только определение самого уровня владения информационной компетенцией, но и ее развитие до продвинутого (творческого) уровня. для оценки уровня сформированно-

сти информационной компетенции Т.Г Киселева предлагает ряд оценочных критериев:

• уровень действия: вещественный, вербальный, умственный;

• полнота действия (развернутость);

• разумность (рациональность);

• сознательность (осознанность);

• обобщенность (перенос действий и умений на незнакомые ситуации);

• критичность (функциональность действий в структуре);

• освоенность (временные характеристики) [Там же. С. 66-67].

Ориентация на подобные критерии представляется оправданной, так как они сопряжены со структурой информационной компетенции, отмеченной другими исследователями [8]. При этом, как уточняет М.Г Загребина, необходимо понимать, что компетентностный подход оценивает не столько знания и умения, сколько саму деятельность и качество ее выполнения. Соответственно контрольные материалы в рамках компетентностного подхода будут иметь «открытый» характер, т. е. предполагать развернутые ответы [12].

На основе изложенных критериев коллектив авторов (М.Г. Загребина, М.Г. Плотникова, О.В. Севостьянова, И.В. Смирнова) предлагает успешно опробованную методику измерения сформированности информационной компетенции, которая предусматривает восемь уровней развития и способствует объективному оцениванию [Там же] (см. табл. 1).

в рамках нашего исследования была использована предложенная система оценки сформированности информационной компетенции студентов. В эксперименте, который длился два учебных года, приняли участие студенты РГПУ им. А.И. Герцена факультета менеджмента (направление 100400 - Туризм). Как было упомянуто ранее, наряду с основным учебным пособием использовалось дополнительное (профессионально-направленное) пособие, в котором задания имели сугубо профессиональный уклон и были направлены на использование большого ряда интернет-ресурсов. В начале прохождения обучающего курса было проведено тестирование, определяющее входной уровень сформированности информационной компетенции студентов. В тестировании участвовали две группы - 16 и 18 человек.

Таблица 1

Оценка степени сформированности информационной компетенции

Уровень О бъект деятельности (источник информации) Деятельность ученика

по извлечению и первичной систематизации искомой информации по обработке искомой информации

1 Один источник — простой, содержащий информацию, касающуюся только заданной темы Извлекает информацию по одному заданному основанию Излагает информацию, касающуюся вопроса задания

2 Два источника — простые, содержащие прямую избыточную информацию по теме (двум темам) Извлекает и систематизирует информацию по двум заданным основаниям Воспроизводит информацию в соответствии с заданием

3 Один источник — сложный, содержащий прямую информацию по теме (двум темам) Извлекает информацию по двум (и более) заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности (главное — второстепенное) воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований

4 Два источника — сложные, содержащие прямую информацию по двум темам, при этом одна информация конкретизирует другую Извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум и более) в соответствии с заданием воспроизводит информацию и обосновывает предложенные им основания

5 Два источника и более — простые и сложные, содержащие прямую и косвенную информацию по двум (и более) темам, в которых одна информация дополняет другую Самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, ранжирует их и извлекает искомую информацию Представляет информацию в виде связного текста (где это возможно), объясняя логику выбора и ранжирования оснований. Объем текста 150—180 слов

6 Два источника и более — простые и сложные, содержащие прямую и косвенную информацию по двум (и более) темам, в которых заключена противоречивая информация Извлекает информацию по заданным основаниям, систематизирует ее в рамках сложной заданной структуры, указывая на обнаруженные противоречия Представляет информацию в виде связного текста (где это возможно), указывая на суть противоречия. Объем текста 150—180 слов

7 Два источника и более — простые и сложные, содержащие прямую и косвенную информацию по двум (и более) темам, при этом одна информация пересекается с другой Извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной / предписанной сложной структуры Представляет в виде связного текста информацию, содержащую выводы, на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации. Объем текста 180—200 слов

8 Два источника и более — простые и сложные, содержащие прямую и косвенную информацию по двум (и более) темам, при этом одна информация противопоставлена другой Извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной / предписанной сложной структуры, аргументируя собственную позицию Представляет в виде связного текста информацию, содержащую вывод, сделанный на основе информации, подтвержденный собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки информации. Объем текста 180—200 слов

Задание предписывало найти проблемную тему в профессиональной сфере и провести анализ причин, следствий, а также возможных решений. Представить результаты работы необходимо было в форме презентации, сопровождающейся докладом и комментариями. Анализ работ и выступлений показал следующие результаты (см. табл. 2).

Таблица 2

Диагностика уровня сформированности информационной компетенции студентов на входном этапе

Уро- Доля студентов группы от ее общей численности, %

вень Группа 1 Группа 2

1 53 67

2 45 32

3 2 1

4 0 0

5 0 0

6 0 0

7 0 0

8 0 0

В течение двух лет регулярно проводилась работа по основному обучающему курсу иностранного языка (учебные пособия «English for International Tourism») и дополнительному курсу, представленному в виде подборки упражнений, направленных на развитие информационной, научно-исследовательской и проектной компетенций. Условия выполнения упражнений предусматривали использование широкого спектра онлайн-ресурсов: новостных выпусков различных телеканалов; сайтов масс-медиа англоговорящих стран; репринтов газетных статей; статей, представленных на сайтах как англоязычных стран, так и Российской Федерации; сайтов туристических операторов; рекламных проспектов и видеотуров; научных и научно-популярных статей (на профессиональные темы) зарубежных авторов и др.

На основе найденного материала студенты должны были провести анализ: найти противоречия; констатировать проблему; дать оценку субъективных точек зрения; определить особенность туристического продукта; представить возможные туристические проекты на основе

созданных маршрутов или туров; определить достоинства и недостатки предоставляемой туристической информации с профессиональной точки зрения; представить альтернативные варианты по улучшению уже созданного туристического маршрута или экскурсии; тезисно изложить основные моменты и вопросы, обсуждаемые в научной литературе, на заданную или свободную тему; найти и представить альтернативную информацию по освещенной в литературе проблеме; выразить собственное мнение по поводу освещаемого вопроса и привести свои аргументы, касающиеся актуальности или неактуальности проблемы; представить собственный вариант решения поставленного вопроса или проблемы и т. д. Контроль выполнения и освоения данных заданий осуществлялся в аудиторное время в виде интерактивных и активных форм работы.

На завершающей стадии эксперимента студентам необходимо было выполнить задание на свободную тему. Формулировка задания схожа с представленной на входном этапе. Результаты диагностики сформированности информационной компетенции студентов на последнем этапе исследования приведены в табл. 3.

Таблица 3

Диагностика уровня сформированности информационной компетенции студентов на завершающем этапе

Уро- Доля студентов группы от ее общей численности, %

вень Группа 1 Группа 2

1 0 0

2 0 0

3 4 3

4 10 4

5 22 25

6 47 56

7 15 11

8 2 1

Основываясь на результатах проведенного исследования, можно утверждать, что на сегодняшний день выявлена необходимость изменения системы оценивания результатов обучения по дисциплинам, так как принятые стандарты высшего профессионального образования

предусматривают интегративное качество содержания предметов. Иными словами, в рамках каждой предметной области необходимо формировать и развивать «непрофильные» (ключевые, надпредметные, интегративные) компетенции. Целью данного изменения является выпуск конкурентоспособного бакалавра, обладающего рядом компетенций, которые не

имеют прямого отношения к приобретенной им профессии, но при выполнении определенных профессиональных задач будут адекватно задействованы в новых условиях. В данной статье приведена статистика успешного формирования информационной компетенции студентов в рамках изучения иностранного языка в цикле высшего профессионального образования.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/96991/ (дата обращения: 28.04.2014).

2. Дроздов С.В. Мотивация и мотивы к изучению английского языка как факторы педагогической стратегии (на примере специальности 100400 — Туризм) // Вопросы методики преподавания в вузе.

2013. № 2 (16). С. 67-76.

3. Дроздов С.В. Иноязычная подготовка студентов в сфере туризма // Науч.-техн. вед. СПбГПУ. Гу-манит. и обществ. науки. 2014. № 4 (208). С. 205-212.

4. Дроздов С.В. Определение стратегии обучения иностранному языку на основе личностных характеристик обучаемых (специальность 100400 — Туризм) // Вопросы методики преподавания в вузе.

2014. № 3 (17). С. 154—161.

5. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002. 19 с.

6. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000. 32 с.

7. Пекшева А.Г. К вопросу о подборе технологии представления контента учебно-методического

комплекса «Методика обучения информатике на предпрофильном этапе» // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Информатизация образования». Славянск-на-Кубани, 2008. С. 100—103.

8. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория. URL: http:// www.eidos.ru/journаl/2005/0910—11.htm (дата обращения: 02.01.2015).

9. Грицков Д.М., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Подготовка педагогических кадров к разработке авторских интернет-ресурсов по иностранному языку // Материалы XII Междунар. науч.-практ. конф.-выставки. Тамбов, 2008. С. 33—35.

10. Полякова Р.Ф. Развитие информационной компетенции учителя. URL: http://novaya-shkola.su/ razvitie-informacionoi-kompetenci-uchitelja.html (дата обращения: 02.01.2015).

11. Киселева Т.Г. Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета. URL: http://www.openclass.ru/ node/62780 (дата обращения: 02.01.2015).

12. Загребина М.Г., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся / под ред. И.С. Фишман. Вып. 2. Самара, 2006. 315 с.

ДРОЗДОВ Семен Владимирович — аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48 e-mail: [email protected]

АЛМАЗОВА Надежда Ивановна — доктор педагогических наук, заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации института прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: [email protected]

S.V. Drozdov, N.I. Almazova

DEVELOPING THE INFORMATIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN TOURISM

This article outlines the necessity of informational competence development based on the dual nature of the Foreign Language subject and on the requirements of contemporary educational standards. The paper describes the experiment, the purpose of which is to determine the informational competence level; and it outlines the author's resources that helped to achieve the results. The author provides the scale of informational competence development and the technique to diagnose the informational competence level. The results of the experiment at the final stage of studying are also presented in the article.

EXPERIMENT; ADDITIONAL RESOURCES; COMMON CULTURAL COMPETENCES; INFORMATIONAL COMPETENCE; DEVELOPMENT OF INFORMATIONAL COMPETENCE; PRACTICAL ESTIMATION.

REFERENCES

1. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovaniya. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/96991/ (accessed 28.04.2014).

2. Drozdov S.V [Motivation and motives of studying English language as factors of teaching strategy (major 100400 Tourism)]. Teaching Methodology in Higher Education, 2013, no. 2 (16), pp. 67—76. (In Russ.)

3. Drozdov S.V [Foreign languages acquiring by students in tourism sphere]. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 2014, no. 4 (208), pp. 205-212. (In Russ.)

4. Drozdov S.V [Determination of a foreign language teaching strategy on the grounds of students' personality research (major 100400 Turizm)]. Teaching Methodology in Higher Education, 2014, no. 3 (17), pp. 154-161. (In Russ.)

5. Zaytseva O.B. Formirovaniye informatsionnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley sredstvami innova-tsionnykh tekhnologiy. Avtoref. kand. dis. [Formation of informational competence of future teachers with the means of modern innovative technologies. Abstr. cand. diss.]. Bryansk, 2002. 19 p. (In Russ.)

6. Semenov A.L. Rol' informatsionnykh tekhnologiy v obshchem srednem obrazovanii [The Role of Innovative Technologies in General Education]. Moscow, 2000. 32 p. (In Russ.)

7. Peksheva A.G. [To the question of selection of content representation of teaching materials]. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «In-formatizatsiya obrazovaniya» [«Informatization of education». Proc. of the Int. Conf.]. Slavyansk-na-Kubani, 2008. Pp. 100-103. (In Russ.)

8. Trishina S.V [Informational competence as a pedagogical category]. Available at: http://www.eidos.ru/ journal/2005/0910-11.htm (accessed 02.01.2015).

9. Gritskov D.M., Sysoyev PV, Yevstigneyev M.N. [Teachers' training for developing authors Internet-re-sourses in foreign language]. Materialy XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii-vystavki [Materials ofXII Int. Scientific-practical Conf.-exhib.]. Tambov, 2008. Pp. 33-35. (In Russ.)

10. Polyakova R.F. [Teacher's informational competence development]. Available at: http://novaya-shkola. su/razvitie-informacionoi-kompetenci-uchitelja.html (accessed 02.01.2015).

11. Kiseleva T.G. [Diagnostics and formation of unformational competence with the means of educational subject]. Available at: http://www.openclass.ru/ node/62780 (accessed 02.01.2015).

12. Zagrebina M.G., Smirnova I.V Testy vneshney otsenki urovnya sformirovannosti klyuchevykh kompetent-nostey uchashchikhsya [Tests of External Estimation of the Formed Level of Students' Key-competences]. Samara, 2006. 315 p. (In Russ.)

DROZDOV Semen V. — Herzen State Pedagogical University of Russia. Nab. Moyki, 48, St. Petersburg, 191186, Russia e-mail: [email protected]

ALMAZOVA Nadezhda I. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. e-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.