ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 140.8
Ю.А. Ляшенко
канд. филос. наук, доцент, кафедра философии и правоведения, ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ потенциал философии В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация. В статье рассматривается роль философии в информационном мире, подчеркивается необходимость формирования философского мировоззрения в современном обществе.
Ключевые слова: философия, философское мировоззрение, информатизация, информационное общество.
Y.A. Lyashenko, Gorno-Altaysk Federal University
THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF PHILOSOPHY IN THE MODERN SOCIETY
Abstract. The article is dedicated to the role of philosophy in the information world. The need to form the philosophical worldview has been analyzed.
Keywords: information society, philosophical worldview, philosophy, informatisation.
Мы живем сегодня в новой эпохе - информационной, которая предполагает формирование и потребление информационных ресурсов на основе информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности. В новых условиях становится невозможным опираться на случайные факторы социализации, необходимо целенаправленно готовить личность к жизнедеятельности в информационном обществе. В данной ситуации у философа закономерно возникает вопрос о том, какой должна быть философия в современном информационном мире, какую роль она играет в жизни современного человека. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, необходимо детально разобраться в происходящих сегодня процессах, определяющих переход человечества к новому информационному мироустройству.
Становление информационного общества предполагает радикальные изменения не только в сфере производственных структур и технологий, но и, главным образом, в сфере социальных и экономических отношений, в культуре, духовной жизни и быту. В результате анализа исследований зарубежных и отечественных теоретиков можно выделить ряд характеристик современного общества.
1. Ориентированность экономики на производство, прежде всего, продуктов информационной и интеллектуальной деятельности, связанных с выработкой новой информации, а также преобразованием ее к виду, удобному для потребления другими людьми, и продажей всех этих продуктов. Информация нужна для создания привлекательных образов. Именно это приносит прибыль в современном обществе.
2. Зависимость производства и распространения товаров и услуг в решающей степени от производства, обработки и передачи информации. Обмен информацией все меньше становится фоновым, вспомогательным процессом, а все больше - институциональным и производящим. Другими словами, производство, обработка и передача информации становятся новой, мощной производительной силой.
3. Интеграция компьютерных технологий в производство в качестве орудия труда. Процесс внедрения компьютерных технологий во все сферы жизнедеятельности социума носит название компьютеризации общества.
4. Специализация и бурное развитие сферы услуг, увеличение численности людей, занимающихся обработкой информации. Сфера услуг (куда входят СМИ, маркетинг, рекламный бизнес) становится крупнейшей сферой экономической деятельности, состоящей в воздействии на человека, а не на природу.
5. Возрастание роли профессий, связанных с высокой насыщенностью информацией и знаниями, основанных на творческом труде и освобожденных от механической работы.
6. Развитие средств массовой информации, деятельность которых способна влиять на жизнедеятельность людей.
7. Высокая скорость коммуникационных процессов, которые обеспечиваются наукоемкими, высокотехнологичными средствами - микропроцессорными технологиями и сетью Интернет. Возникновение нового типа общения, опосредованного электронно-компьютерными средствами.
8. Появление Интернета как общемировой сети интерактивного взаимодействия людей.
9. Обеспечение свободного доступа к любому виду информации [4, с. 50-51].
В жизни общества наступают моменты, когда оно, сохраняя прежний уклад жизни, уже не может ответить на исторические вызовы, когда ранее сложившиеся архетипы уже не способны обеспечить совместное функционирование и взаимодействие новых и традиционных видов и способов деятельности, поведения и общения людей. В обществе такого типа многократно возрастают темпы изменений, появляются новые культурные и социальные формы, что сопровождается наличием противоречий.
Вот лишь некоторые наиболее существенные аспекты социальных противоречий в условиях информатизации общества.
1. Множество возможностей общения и одновременно ослабление социальных связей.
2. Неограниченный доступ к информации и, в то же время, формирование «лоскутного» мировоззрения.
3. Свобода для творческого развития личности и одновременно зависимость сознания от информационных потоков.
4. Необходимость выполнения определенных социальных ролей в обществе и разрыв человека с действительностью, появление виртуальных ролей.
Таким образом, с одной стороны, процессы информатизации ускоряют информационные процессы, предоставляют большой выбор жизненных возможностей, расширяют границы реализации творческого потенциала личности. С другой, - информатизация становится причиной нарастающих противоречий. Осмысливание предпосылок, сущности и конкретных проявлений этих противоречий - первостепенная задача философии. Еще какое-то время назад, когда общество было весьма устойчивым, так как его основания менялись редко и его исследование, казалось чем-то сугубо теоретическим, философская деятельность для многих казалась далекой от повседневной практики человека. Сегодня перед философией остро стоит задача не только выявления оснований общества и отыскания способов их возможных изменений, но также поиска и сохранения тех ценностей, без которых ни человек, ни культура невозможны.
Главной ценностью информационного общества является информация, которая не просто создается людьми, она существует для них. Информация особым образом воздействует на интеллект и духовную сферу человека, выступая средством саморазвития и самовоспитания личности. С ее помощью человек развивается интеллектуально, проживая свою жизнь более осмысленно и целенаправленно. Информация только тогда приобретает ценность, когда личность на ее основе строит свое поведение и, тем самым, изменяется и совершенствуется. Ее задача - прививать человеку высоконравственные черты, чувство собственного достоинства и самоуважения, чтобы превратить его в «уникальную индивидуальность, действующую в условиях независимости» [4, с. 74].
В этих условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки
для эффективного оперирования информацией и должен обладать качествами, позволяющими ему самосовершенствоваться в соответствии с современной информационной ситуацией, обладать мировоззрением информационного общества. Другими словами, речь идет о формировании информационной культуры личности, целью которого является воспитание критического отношения к информационным технологиям, превращение человека в креативного пользователя возможностями, которые они предоставляют. В такой ситуации становится понятна необходимость философии. Нужна и новая программа человеческой жизнедеятельности. Для тех, кто это понимает, вопрос о необходимости философии сегодня не ставится. Философия выясняет сложившиеся мировоззренческие основания, исследует и анализирует их. Критикуя старые, философия одновременно вырабатывает какие-то новые смыслы и предлагает их людям.
В переломные моменты истории всегда возникают вопросы о стратегии развития, об идеях, способных объединить общество, о том, какие традиции сохранить и какие отбросить. Философия нужна именно для этого [5]. Любой может возразить, сказав, что человеку, в первую очередь, необходимы научные знания о мире. Да, но ему нужны еще и духовные ориентиры, игнорирование которых может привести к «кризису человечности», то есть к утрате человеком самоценности личности. А их вырабатывает именно философия. Философия ищет пути к укреплению духа человека, воспитывая в нем силу воли, уверенность в себе и в своих силах. Изменения в духовной сфере необходимы. Они должны привести к пониманию места человека в мире, его духовных возможностей и его судьбы. А ведь это - сугубо философские вопросы.
Сегодня, в условиях активного внедрения информационных технологий в познавательную деятельность личности, образование приобретает качественно новый характер. Оно осуществляется в условиях переплетения и возрастания информационных потоков, замещающих предметность знания и репрезентирующих себя в способностях человека, активности его сознания, в мыслительных процессах. Распространение информационных технологий, которые находят применение в образовании (это - информационные сети и, прежде всего, Интернет, компьютерные технологии, включающие в себя аудио- и визуальное воздействие, вся совокупность средств массовой информации) приводит к изменению всего образовательного пространства.
Философия как необходимый компонент образовательного процесса дает человеку целостный, совокупный взгляд на мир, в чем и состоит ее мировоззренческая функция. Еще немецкий философ И. Кант выделил четыре основных философских проблемы: что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться и что есть человек? Это вечные проблемы, но каждая историческая эпоха ищет свои ответы на них. Не является исключением и наше общество. Философия предлагает варианты мировоззренческих смыслов, она пробует все новые и новые постановки и формулировки все тех же вечных проблем и их новые решения, и новые методы этих решений. Помогая понять, что сегодня мысль должна предшествовать действию, философия необходима каждому культурно развивающемуся обществу и каждому отдельному человеку.
В.Ж. Келле на заседании клуба «Свободное слово» на тему «Нужна ли сегодня философия?» указывает на два начала жизненного процесса человека - интеллектуальное и духовное. «Интеллектуальная активность проявляется в познании действительности, в рациональной деятельности человека, в создании необходимых для нее средств. Духовность выражает субъективность человека как социального существа, живущего в постоянном общении с другими такими же существами и имеющего свой внутренний мир с его эмоциями, сознанием и самосознанием. Интеллектуальное и духовное не изолировано друг от друга, а способы и формы их взаимных отношений чрезвычайно многообразны. Философия является единственной формой сознания, в которой равноправно присутствуют и органично соединены интеллектуальное и духовное начала» [2, с. 98].
Действительно, философский подход включен в интеллектуальную деятельность чело-
века в ее высших проявлениях. Без философских категорий, без овладения навыками философского мышления невозможно оценивать различные ситуации, делать обобщения, выявлять тенденции и осмысливать перспективы развития. В этом плане философия удовлетворяет духовные потребности человека и общества, имеющие отношение к решению смысложизненных проблем, к самосохранению человека как личности.
Роль философии в процессе образования человека - не дать готовую истину, а обеспечить свободу ее научного поиска. Философия - это рациональный язык общения и публичной дискуссии свободных людей. Человек должен уметь выбирать, и объективные обстоятельства должны это разрешать. Ф. Энгельс писал, что свобода воли означает «способность принимать решения со знанием дела» [6, с. 116]. Но в современном информационном обществе сфера человеческой свободы сужается. Управляемые информационными технологиями, люди ощущают лишь кажущуюся, мнимую свободу. И только философия поможет нам понять смысл свободы и показать, что стоит на пути к ней.
Любое решение человек принимает, исходя из субъективного представления о мире -картины мира, которая не является чем-то застывшим, а постоянно корректируется индивидом в результате воздействия на него многочисленных информационных потоков. Человек должен понимать те основания, на которые он опирается при выборе того или иного пути. Человек хочет действовать рационально, он хочет принимать разумные решения и быть свободным. Иначе человек потеряется в огромном информационном потоке. И задача философии - дать ему систему исходных оснований.
В связи с этим, требуется такая система образования, которая научила бы человека производить знания, а не только усваивать уже имеющееся, готовое. Человек должен стать субъектом познавательной деятельности, а не объектом чьего бы то ни было воздействия. Необходимо противостоять поверхностной включенности человека в процесс образования средствами информационных технологий, не предполагающими глубокого анализа получаемой информации, а только формирующими навыки работы с ней. Цель современной системы воспитания и образования - формирование человека как высоконравственной личности, целостного, совершенного человека, носителя информационной культуры.
Определенный взгляд на мир вырабатывается у человека лишь на базе огромного культурного наследия, которое выступает средством формирования «многомерного человека», способного овладеть миром современных проблем и свободно в нем ориентироваться. Мировоззренческая ориентация личности - одно из главных требований, предъявляемых к личности информационной эпохи. «Философски знать, понять и осмыслить - это значит открыть личности возможность не только знать, но и определенным образом действовать...» [7, с. 47]. В процессе воспитания и образования нельзя не видеть роли важнейшей функции философии - интегрирующей, по сути, все составляющие интеллектуального, морально-этического и эмоционально-чувственного состояния личности. Именно освоение философского способа понимания мира и приобретение хотя бы элементарных навыков философского мышления позволяют мыслящему человеку ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире.
Цель философии - предоставить в распоряжение человека как можно более богатый арсенал осознанных критериев выбора и средств, обеспечивающих его свободу в информационном обществе и формирующих его как личность, способную к рационально обоснованному действию. Философия направлена на формирование мировоззренческих основ и методологических подходов, необходимых для правильного понимания человеком реальной действительности и практической деятельности в качестве будущего специалиста. Она призвана способствовать формированию у личности навыков самостоятельного мышления и способности с широких мировоззренческих позиций оценивать и анализировать сложные социально-экономические проблемы и процессы, связанные с развитием информационного общества. Результатом всего
этого должна стать активная, творческая личность, далекая от простой репродуктивной деятельности. «Философствовать - значит воистину жить и мыслью освещать и преображать сущность подлинной жизни» [3, с. 66].
Список литературы:
1. Арнольдов, А.И. Цивилизация грядущего столетия: (культурол. размышления) / А.И. Арнольдов. М.: Грааль, 1997. 328 с.
2. Бургете, М.Л. Нужна ли сегодня философия? / М.Л. Бургете // Вестник Российского философского общества. 2003. № 2(26). С. 85-106.
3. Ильин, И.А. Философия и жизнь / И.А. Ильин // Проблемы духовной культуры и религиозной философии / под ред. Н.А. Бердяева. Берлин, 1923. Т. 1. С. 63-81.
4. Ляшенко, Ю.А. Проблема отчуждения: от Маркса к информационному обществу. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. 116 с.
5. Ляшенко, Ю.А. Философия в информационном обществе // Социальные процессы в современной Западной Сибири. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. С. 111-113.
6. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1969. Т. 20.
7. Рубинштейн, Н.Н. Основная задача философии / Н.Н. Рубинштейн // Сборник трудов профессоров и преподавателей государственного Иркутского университета. Отдел 1. Науки гуманитарные. Иркутск, 1921. Вып. II. С. 47-55.