3.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Спиридонова Наталия Юриевна. Должность: старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. Место работы: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. Email: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается опыт развития системы образовательного кредитования в России. В результате исследования автор выделяет проблемы образовательного кредитования в России и формулирует принципы правового регулирования образовательного кредита.
Ключевые слова: право на образование, образовательный кредит, эффективность модели образовательного кредитования, принципы образовательного кредитования.
EDUCATIONAL CREDIT AS A GUARANTEE OF RECEIVING HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Spiridonova Nataliya Yurievna. Position: senior lecturer at civil law chair. Place of employment: Chuvash state university named after I.N. Ulyanov. E-mail: [email protected]
Annotation: In this report the author examined the evolution of the system of educational crediting in Russia. As a result of analysis the author defines problems and formulates general principles of educational crediting in Russia.
Keywords: right to education, educational credit, efficacy of the model of educational crediting, principles of educational crediting.
Образование является общественным благом, к обладанию которым должен стремиться каждый человек. Создание в России эффективно действующего института образовательного кредитования является важной и актуальной задачей, поскольку способствует решению проблемы доступности высшего профессионального образования.
Первым законодательным актом Федерального уровня, предусматривающим образовательное кредитование, стал Закон Российской Федерации «Об образовании»^]. Но формирование системы образовательного кредитования идет медленными темпами из-за барьеров нормативно-правового и экономического характера.
В январе 2006 г. Государственная Дума России приняла к рассмотрению проект Федерального закона «Об образовательных кредитах» (далее - законопроект).[1] Разработчики законопроекта исходили из того, что внедрение образовательного кредитования при условии государственной поддержки этой системы позволят оптимизировать бюджетные средства, направляемые на финансирование профессионального образования, повысить их эффективность за счет концентрации на приоритетных направлениях развития и модернизации, перейти на гибкие условия софинансирования профессионального образования, что будет иметь позитивные социально-экономические последствия. Кроме того, они считали, что принятие предлагаемого законопроекта
позволит создать реальный механизм образовательного кредитования, о котором только заявлено в Законе Российской Федерации «Об образовании». Однако указанный законопроект имел ряд недостатков и так и не был принят.
В августе 2006 г. Правительством России был одобрен проект Концепции государственной поддержки образовательного кредитования (далее - Концепция)[4], в котором говорилось об образовательном кредите как дополнительном способе финансирования высшей школы, повышения доступности качественного высшего профессионального образования и усилении социальной направленности системы образования. Во исполнение Концепции 23.08.2007 г. Правительство России приняло Постановление № 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию» [6]. Однако система образовательного кредитования в России не была создана.
С принятием Постановления Правительства от 28.08.2009 г. N 699 «Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию» [7] с 1 сентября 2009 г. стартовал новый эксперимент по государственной поддержке образовательных кредитов. Он продлится до 31 декабря 2013 г. Перечень высших учебных заведений, участвующих в эксперименте, будет обновляться ежегодно Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки РФ). Кредит будет предоставляться с учетом качества получаемого образования и востребованности специалистов соответствующего профиля.
Государственная поддержка распространяется на образовательные кредиты, отвечающие следующим требованиям:
1) в качестве заемщика может выступать студент вуза, являющийся гражданином Российской Федерации в возрасте от 14 до 18 лет или совершеннолетний гражданин Российской Федерации, отвечающий установленным Минобрнауки РФ критериям по успеваемости и заключивший с банком - участником эксперимента договор образовательного кредита;
2) заемщику предоставляется отсрочка по выплате на весь срок обучения в высшем учебном заведении (далее - вуз) и дополнительно на 3 месяца после его окончания основного долга по образовательному кредиту и части процентов за первый и второй годы пользования образовательным кредитом (или за период, оставшийся до окончания обучения в вузе, если он составляет менее 2 лет) из расчета не менее 60 процентов суммы платежа по процентной ставке в течение первого года пользования образовательным кредитом, не менее 40 процентов суммы платежа по процентной ставке в течение второго года пользования образовательным кредитом;
3) процентная ставка по выдаваемым банками - участниками эксперимента образовательным кредитам не может превышать максимальную процентную ставку. Максимальная процентная ставка банка, который выдает образовательный кредит, не может превышать одну четвертую ставки рефинансирования Центробанка плюс три процента;
4'2011
Пробелы в российском законодательстве
4) срок, в течение которого возвращается образовательный кредит после завершения обучения в вузе, составляет 10 лет;
5) банки - участники эксперимента не могут взимать дополнительные платежи (в том числе комиссии за ведение счетов заемщика), которые влекут увеличение максимальной процентной ставки по выдаваемым кредитам. В случае превышения максимальной процентной ставки по договорам образовательного кредита на такие договоры не распространяется государственная поддержка;
6) не предусматривается требование к заемщику по предоставлению обеспечения по образовательным кредитам;
7) досрочное погашение задолженности по образовательному кредиту осуществляется без штрафных санкций в соответствии с условиями договора образовательного кредита, заключаемого заемщиком с банком - участником эксперимента.
При этом вузы обязаны представлять информацию о ходе проведения эксперимента в порядке и сроки, которые определяются Минобрнауки РФ. Вузы заключают с банками - участниками эксперимента соглашения об информационном сотрудничестве. Банк - участник эксперимента направляет средства на счет (лицевой счет) вуза, указанный в договоре на оказание платных образовательных услуг, на основании платежного документа вуза и справки вуза об успеваемости заемщика.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что эффективность подобной модели образовательного кредитования, а в итоге и реализация права на образование зависят от решения ряда вопросов, носящих комплексный характер.
Во-первых, остается не принятым Федеральный закон «Об образовательных кредитах». Сложность заключается в том, что необходимо в оптимальной форме учесть интересы и заемщиков, и банков, и государства. Законодательно остается не закрепленным понятие образовательного кредита. Однако без принятия Федерального закона невозможно ответить на целый ряд вопросов:
- можно ли за счет образовательного кредита полностью или частично оплатить образование за границей;
- какова будет судьба образовательного кредита при переходе заемщика из одного образовательного учреждения в другое, при смене им специальности, изменении условий обучения;
- будет ли неперечисление банком высшему учебному заведению платежа по договору образовательного кредита по обстоятельствам, не зависящим от заемщика, являться основанием для расторжения вузом договора возмездного оказания образовательных услуг, заключенного с заемщиком;
- будет ли распространяться образовательный кредит на филиалы вузов, имеющих собственные лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам;
- будет ли предоставлена заемщику отсрочка по выплате кредита в связи с его нахождением в рядах Вооруженных сил России, отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком;
- будет ли система образовательного кредитования распространяться на образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования.
Во-вторых, понятие образовательный кредит тесно взаимосвязано с понятием образовательная услуга, поскольку кредит должен способствовать заключению
договоров возмездного оказания образовательных услуг. На сегодняшний день законодательного закрепления понятия «образовательная услуга» нет.
В-третьих, в России невозможно построить систему образования, основанную только на образовательных кредитах, поскольку Конституция России гарантирует возможность бесплатного получения высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях на конкурсной основе (п. 3 ст. 43) [3]. Ряд экспертов считает, что привлечение дополнительных денежных средств должно благоприятно отразиться на образовательных учреждениях. Но они выражают опасение относительно того, что тем самым будет форсироваться переход на полностью платную систему образования. Другие же считают, что нужно перестраивать систему образования, сокращая количество бесплатных вузов. На наш взгляд, следует согласиться с позицией ряда авторов, которые говорят о реализации в России смешанной модели, сочетающей бюджетное и платное образование [2].
В-четвертых, остаются высокими риски невозврата кредитов. Остается не урегулированным вопрос о том, из каких сумм заемщик будет выплачивать проценты по образовательному кредиту во время обучения в вузе, как будет погашаться кредит в том случае, если заемщик по окончании вуза не сможет найти постоянное место работы. Заработные платы большинства работников бюджетной сферы не позволят вовремя вернуть полученные ранее образовательные кредиты. Участие государства в данном вопросе просто необходимо.
В-пятых, в настоящее время в России не существует критериев оценки качества образования. Да и сама формулировка «вузы, дающие некачественное образование» ставит под сомнение деятельность Минобрнауки РФ в области лицензирования образовательных учреждений.
В-шестых, доступность образовательного кредита должна быть обеспечена путем признания данного договора публичным. В связи с этим необходимо установить критерии кредитования для заемщиков, государства и банков. В качестве критериев для заемщиков можно выделить доступность и неоднократность образовательных кредитов, для банков - экономическая эффективность образовательных кредитов и обеспечение их возвратности. Отношения в сфере образования носят комплексный частно- публичный характер, несмотря на то, что предоставление кредита на образование регулируется нормами гражданского права. Но сочетание публичного и частного начал в сфере образования должно быть согласовано и не противоречить друг другу.
В-седьмых, необходимо решить вопрос о существенных условиях кредитного договора. В настоящее время отмечается отсутствие единого подхода к вопросу о существенных условиях договора банковского кредита как в юридической литературе, так и в судебной практике. Решение данного вопроса позволит избежать различных трактовок вопроса о существенных условиях договора банковского кредита.
В заключение можно выделить следующие принципы правового регулировании образовательного кредита:
- комплексность правового регулирования;
- общедоступность образовательного кредита;
- автономия воли личности, которая проявляется в возможности личности самостоятельно выбирать вуз, форму обучения, специальность;
- альтернативность, которая проявляется в возможности выбирать между государственным и частным вузом;
- неоднократность получения образовательного кредита для реализации права неоднократного получения высшего образования.
Таким образом, развитие системы образовательного кредитования будет содействовать реализации права граждан на образование. Но сложившаяся ситуация с образовательными кредитами вызывает целый ряд вопросов. На наш взгляд, должны быть предприняты меры для обеспечения соблюдения баланса интересов в системе взаимоотношений «заемщик - банк - государство».
Список литературы:
1. Досье на проект федерального закона N 220221-4 «Об образовательных кредитах» //СПС «Гарант».
2. Иванова Е.В., Малофеев А.О. Реализация права на образование: гражданско-правовой аспект // Государственный Совет Чувашской Республики - законодательный (представительный) орган государственной власти: сб.материалов межрегион. Научн.-практ. Конф., посвященной 15-летию Государственного Совета Чувашской Республики / отв. ред. Л.П. Кураков. -Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2009. - с.113-126.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// М., 2009.67 с .
4. Концепция государственной поддержки образовательного кредитования: одобрена на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ от 19 июня 2006 г. N ПК-7//официальные документы в образовании. - №13.- 2007.
5. Об образовании: закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1// Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 30.-Ст. 1797.
6. О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию: Постановление Правительство Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 534//Российская газета. 2007. 29 августа.
7. Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию: Постановление Правительства РФ от 28 августа 2009 г. N 699//СПС «Г арант».
Literature list:
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by national referendum on 12 December 1993 // Moscow, 2009. - P. 67.
2. Federal Law On Educational System No. 3266-1 of July 10, 1992 (with the Amendments and Additions) // The Vedomosti of SND RF and VS RF. 1992. No. 30. Article 1797.
3. Ivanova E.V., Malofeev A.O. The Right to Education Realization: Civil Law Aspect // The State Council of the Chuvash Republic - the public legislative authority: The Digest of the Interregional Theoretical and Practical Conference dedicated to the 15th anniversary of the State Council of the Chuvash Republic / managing editor Kurakov L.P. Cheboksary, the Chuvash State University Publishing House, 2009. - P. 113-126.
4. On Carrying out an Experiment According to the State Support of the Educational Crediting Students of Higher Education Institutions possessing the State Accreditation. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 534 of August 23, 2007 // The Rossiyskaya Gazeta. August 29, 2007.
5. On Clause Changes in Resolution of the Government of the Russian Federation “On Carrying out an Experiment According to the State Support of the Educational Crediting Students of Higher Education Institutions possessing the State Accreditation”. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 699 of August 28, 2009 // CALR “Garant”. (поясн. СПС по-английски -Computer-assisted legal research (CALR)
6. The Conception of the Educational Crediting State Support: approved at the Session of the Ministry Board of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. PK-7 of June 19, 2006 // public documents of the educational system. No. 13. 2007.
7. The File on the Bill of Federal Law On Educational Credits No. 220221-4 // CALR “Garant”.
«Образовательный кредит как средство обеспечения доступности высшею профессионального образования»
На современном этапе основным направлением общественного развития является формирование целостного правового пространства и обеспечение реального механизма всемерной «щиты прав и свобод, формирование основ «сильного государства», одним из обеспечительных механизмов которого является нормальное функционирование системы образования В ттой связи представляется актуальным обращение к исследованию проблем, связанных с обеспечением доступности высшего
Автор обращается к исследованию необходимого круга источников, выделяя проблемы образовательного кредитования, носящие комплексный характер: дает историко-правовую характеристику развитию
законодательства, регулирующего данную группу отношений, а также
В качестве концептуальных положении автор выделяет принципы правового регу лирования образовательного кредита
Автор достаточно подробно раскрывает вопросы, делает правильные выводы и обобщения. Заслуживают внимания выводы и рекомендации, сделанные исследователем по результатам анализа и рассмотрения
Представленная научная статья вы полнена и оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями и рекомендуется к публикации.
ФГОУ ВЛО «ЧГУ имени И I I. Ульянова» ( Е В Иванова