Научная статья на тему 'Образовательный кластер для задач устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства'

Образовательный кластер для задач устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кластер / развитие / образование / устойчивость / хозяйство. / cluster / development / education / stability / economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. А. Полковников, Т. Ф. Бережная

В статье рассмотрены вопросы организации образовательного кластера для задач устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства с позиций эпистемотехнологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational cluster for the tasks of steady development of жилищно-коммунального economy

In the article the questions of organization of educational cluster for the tasks of steady development of gilishno-kommunalnogo economy from positions of epistemotehnologicheskogo approach are considered.

Текст научной работы на тему «Образовательный кластер для задач устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства»

- Мiжнародна та регшнальна економжа -

УДК 332.87:338

С. А. Полковников, Т. Ф. Бережная,

г. Луганск

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ДЛЯ ЗАДАЧ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важнейшими научными или практическими задачами

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) приобретает все большее значение как «площадка» для создания благоприятных условий развития бизнеса и привлечения инвестиций [1, с. 30] и тем острее ощущается дефицит квалифицированных управленцев в этой сфере.

То, что для задач устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, наиболее приемлемой формой является объединение совладельцев много квартирных домов (ОСМД), сегодня практически не вызывает возражений.

В тоже время, ОСМД как формирующийся социальный институт испытывает ряд серьёзных проблем: низкая грамотность и пассивность населения, у граждан нет желания вступать в ОСМД, у ОСМД нет информации кому и за какие услуги необходимо платить, ОСМД рискует потерять значительную сумму денег из-за неграмотного менеджмента, ведения бухгалтерии, мошенничества. У вновь назначенного директора ОСМД нет знаний и опыта, как работает жилищно-коммунальное хозяйство, отсутствует квалифицированный бухгалтер, и нет денег на его содержание, нет технических знаний (планы, сметы, подготовка к зиме, правила обслуживания, сроки и т.д.). В управлении ОСМД отсутствуют отработанные механизмы получения льгот и субсидий, нет практики взаимодействия с монополистами (поставщиками, воды, тепла, газа, вывоз ТБО), отсутствуют конкурентные предложения на рынке содержания жилья. Нет грамотного и ответственного человека, который сформирует заявку, соберет документы, разработает техдокументацию для получения бюджетных средств на капремонт [2, с. 4].

Появились случаи, когда возникающий спрос на квалифицированный управленческий персонал компенсируется, формированием своеобразной управленческой надстройкой над ОСМД, называющие себя «Управленческими кампаниями» и «Концернами», которые предоставляют централизованные технические, финансовые, организационные и административные услуги в сфере управления объектами ЖКХ [3, с. 1].

Эта практика управления, имея более продвинутый характер, по сравнению с традиционными ЖЭК — ами, не может быть основой устойчивого развития

ЖКХ, потому что сориентирована, прежде всего, на оперативное управление и задачи реструктуризации этой сферы решаются крайне слабо.

Проблема состоит в том, чтобы создать условия для формирования кластерных схем в сфере ЖКХ.

Анализ последних исследований и публикации, в которых начато решение проблемы и на которые опирается автор

Ряд особенностей ЖКХ требует обратить внимание на малоизвестный подход к построению кластеров — эпистемотехнологический.

Для того, чтобы на основе эпистемических (знань-евых) практик технологии и новые технологические решения могли бы переноситься из одних областей производства в другие, должны быть подготовлены специальные платформы, обеспечивающие подобный перенос. Вот собственно с построением подобных платформ и связано для нас формирование кластеров, поскольку на основе подобных платформ предполагается соединять вместе фундаментальную практико-ориентированную науку, проектно-конструкторские разработки и новые высокотехнологические производства [4, с. 34].

Центральным моментом формирования кластера при эпистемотехнологическом подходе является не просто территориально-географическое сближение, резиденциальное объединение производств нескольких разных отраслей, между которыми возможна синергия и взаимно функциональные отношения ( по типу поставщик-потребитель, разработка смежных решений и т. д.). Задача состоит в том, чтобы довести ряд принципиально новых лабораторных технологий, действие которых основано на новых физических принципах и эффектах до новых систем деятельности и практики. На основе сформировавшихся новых систем деятельности и практики возможно перевооружения всего массива отраслей предшествующего техно-промышленного уклада [4, с. 37].

Важнейшим условием создание опытных производств нового поколения является постоянный процесс переподготовки менеджеров и разработчиков формируемого кластера, что позволяет его рассматривать в качестве обучающей организации, осваивающей новые институциональные схемы деятельности [4, с. 43]. То есть, одной из платформ трансфера технологий является образовательный кластер.

Формирование кластера предполагает выделение нескольких сценариев — своеобразных операций, обеспечивающих построение кластера. При построении кластера необходимо выделять: технико-реализационный сценарий, организационно -производственный сценарий, макретинговый сценарий, инвестиционный сценарий, кадровый сценарий, институционально-организационный сценарий [4, с. 45].

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья

Трансфер технологий в производственной сфере имеет достаточно обширный круг проблем, который мешает в полной мере реализовать инновационно — инвестиционную модель развития экономики. В социальной сфере, к которой относится ЖКХ, трансфер технологий существенно усложняется, прежде всего, тем, что направлен в домашнее хозяйство, где осуществляется непроизводственное потребление наукоёмких и капиталоёмких продуктов. Следовательно, возврат инвестиций идет не вследствие повышения эффективности производства, а вследствие экономии ресурсов на производство и воспроизводство рабочей силы. При высоком уровне благосостояния населения, целесообразность инвестирования домашнего хозяйства поддерживается такими критериями как: платежеспособный спрос, качество жизни, приращение человеческого капитала.

При низком уровне благосостояния населения, экономическая целесообразность трансфера технологий в ЖКХ приближается к нулю, и вопросы инвестирования этой сферы становятся проблематичными.

Формулирование целей статьи (постановка задачи)

Целью данной статьи является исследование возможностей эпистемотехнологического подхода к формированию образовательного кластера, для трансфера высоких технологий в ЖКХ и создания тем самым «площадки» для устойчивого развития этой сферы.

Особое внимание уделено институционально -организационному сценарию.

Основной материал исследования с полным обоснованием полученных, результатов

Замечено, что ослабление экономической роли государства и либерализация капиталистических отношений стали фактором восприимчивости систем к кризису [5, с. 3].

Усиление экономической роли государства, опять отведет нас от демократических ценностей, возродит «ручное управление» и администрирование. Порочный круг. И тем, не менее выход есть. Достаточно вспомнить, что еще в 1890 году, Иван Франко, отмечал: «каждое государство состоит из громад — сельских или городских, то все равно первое и самое главное задание тех, кто управляет государством, краями, уездами должно быть такое, чтобы хорошо упорядочить и мудрыми правами больше всего обеспечить

наименьшую, но основную единицу. Потому что когда общество плохо упорядочено, бедно, темно и сама в себе розлазиться, то очевидно, что и весь построенный на ней порядок повгтовий, краевой и государственный не может быть длительным» [6, с. 2].

Закон Украины «О местном самоуправлении «закреплено, что единственным субъектом местного самоуправления в Украине является территориальная громада, т. е. «... жители, объединённые постоянным проживанием в пределах села, посёлка, города, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, либо добровольное объединение жителей нескольких сёл, имеющих единый административный центр» [7, с. 5].

Современными исследованиями в Украине разработана достаточно обширная методическая база для формирования представлений об инструментах развития территориальных громад. Социологический, политико-правовой и социально педагогический подходы к пониманию территориальной громады (рис. 1), позволяют зафиксировать положения о том, что территориальная громада, является площадкой где, во — первых, формируется социальный капитал, во — вторых, осуществляются эпистемические (знаньевые) практики. Социализация—одна из этих практик.

Как только, предметом эпистемических практик станут технологии и новые технологические решения, можно будет говорить об организации трансфера технологий и реализации эпистемотехнологического подхода к развитию территориальной громады.

В контексте социального партнерства территориальная громада ни что иное, как механизм взаимодействия органов местного самоуправления, предпринимательства и негосударственных общественных организации (НГО) (рис. 2).

Органы местного самоуправления во многом ещё представляют собой представительства центральной власти, поэтому на схеме они слиты в один блок. Для решения задач реформирования ЖКХ такой тандем также является необходимым.

Крупный бизнес, средний бизнес и малое предпринимательство в реформировании ЖКХ играют различные роли и поэтому к оценке их влияния на территориальную громаду лучше рассматривать дифференцировано.

НГО характеризуются следующим:

— они относительно независимы как от органов государственной власти так, и внегосударственных единиц производства и воспроизводства, т.е. от фирм и семей;

— способны планировать и осуществлять коллективные акции по защите / достижению своих интересов или устремлений;

—не стремятся подменить собой ни государственные структуры, ни частных (воспроизводителей или же принять на себя функции по управлению политикой;

Социально-педагогический

Громада - фактор социализации

Характеристики громады

Базовые характеристики Пояснения

Общие признаки Территория; Интересы; Вероисповедание; Ценности; Этническое происхождение

Сеть взаимоотношений Члены громады взаимодействуют между собой на разных уровнях: политическом, профессиональном, бытовом, разрешительном.

Общность действий Люди выясняют потребности и проблемы своей громады, объединяют усилия для удовлетворения и решения

Рис. 1. Подходы к пониманию территориальной громады [8, с. 3]

Субъекты территориальных громад

Рис. 2. Механизм социального партнерства в территориальной громаде

— согласны действовать в рамках уже сложившихся гражданских или правовых норм [9, с. 41].

Как любая организация, территориальная громада имеет в своем арсенале набор стратегических ресурсов (рис. 3).

Один из недостатков управления региональной экономики, состоит в том, что наличие финансового капитала рассматривается как панацея, а значение физического и особенно социального капиталов, недооценивается.

К пониманию социального капитала так же существует спектр подходов, один из которых, практически полностью укладывается в эпистемотехнологический подход: человеческий капитал — лишь один из трех компонентов интеллектуального капитала. Социальный капитал, то есть запас и перемещение знаний, благодаря сети взаимоотношений внутри и вне организации, знания, которыми реально владеет организация и, которые хранятся в её базах данных, инструкциях и разработках [10, с. 56].

Начинает также формироваться понятие «креативный капитал» связанное со специфической динамикой знаний в среде целого ряда профессий связанными с управлением инновациями [11, с. 77].

Если принять, что человеческий капитал — это конгломерат креативного, интеллектуального и управленческого капитала, то социальный капитал может рассматриваться как сумма человеческих капиталов плюс синергия взаимодействия (рис. 4).

Движущей силой территориальной громады является предпринимательство. Оно концентрирует стратегические ресурсы в виде физического, финансово -го и социального капиталов в конечном счете, для того чтобы, либо прорваться на новый рынок, либо расширить нишу в освоенном рынке. Рынок является единственной площадкой, где предпринимательство может капитализировать свои усилия.

Особенность рынка жилищно-коммунальных

Физический капитал

Финансовый капитал

Социальный капитал

Рис. 3. Стратегические ресурсы территориальной громады

НАУЧНЫЙ ПАРК:

система управления потоками знаний

Оболочка кластеров: субъекты малого предпринимательства

Рис. 5. Модель взаимодействия производственного и образовательного кластеров

услуг состоит в том, что без поддержки института власти в лице государства и органов местного самоуправления предпринимательство не может оказать услуги надлежащего качества. Особенно, если эти услуги нужно оказывать в режиме устойчивого развития территориальной громады. Именно, для этой задачи создается специальная организационная форма субъекта потребления — ОСМД. По институциональному признаку этот субъект — НГО.

-:-:- 41

Економiчний вюник Донбасу № 1 (23), 2011

Известно, что для организации производства кон-курентноспособного продукта и продвижения его на рынок создается производственный кластер, ядро которого составляют предприятия крупного и среднего бизнеса, а оболочка ядра—субъекты малого предпринимательства.

Теперь в ЖКХ обозначилось ядро образовательного кластера в виде ОСМД — НГО и ему также требуется оболочка из субъектов малого предпринимательства (рис. 5).

Конструктивность эпистемотехнологического подхода проявилось в данном случае в том, что он позволяет увидеть за экономической формой (домашнее хозяйство), юридической формой (ОСМД), институциональной формой (НГО) важный аспект: ОСМД — площадка для производства и воспроизводства человеческого капитала. Человеческий капитал, в свою очередь рассматривается как пакет знаний, который позволяет, как минимум зарабатывать на хлеб, как максимум — творить будущее.

Чтобы человеческий капитал проявил себя как социальный, нужна система управления потоками знаний. Недавно принятый Закон Украины «О научных парках» дает правовую основу для развития образовательного кластера и территориальной громады в целом.

Выводы:

1. Задача устойчивого развития ЖКХ требует устранить дефицит квалифицированных управленцев в этой сфере, путем организации образовательного кластера.

2. Эпистемотехнологический подход к построению кластеров открывает новые возможности в идентификации, проектированию и организации «площадок» для управления потоком знаний.

3. Одной из таких «площадок» является территориальная громада.

4. Территориальную громаду можно рассматривать как механизм социального партнерства, субъектами которого являются: государство, органы местного самоуправления, предпринимательство и негосударственные общественные организации.

5. Территориальная громада имеет в своем арсенале набор стратегических ресурсов: физический капитал, финансовый капитал, социальный капитал и рынки.

6. Конструктивность эпистемотехнологического подхода проявилось в данном случае в том, что он позволяет увидеть за экономической формой (домашнее хозяйство), юридической формой (ОСМД), институциональной формой (НГО) важный аспект: ОСМД — площадка для производства и воспроизводства человеческого капитала и отправная точка потока знаний.

7. Одна из важнейших функций научного парка — организация системы управления потоками знаний.

Литература

1. Стратепчний план тдвищення конкурентнос-проможност Центрально-Луганського субрегюну до 2015 року(проект). — Кив : ШАГО|ЛШК Украша, 2010, — 79 с. 2. Дресвянский А. Г. Практические вопросы создания ОСМД и реформирования ЖКХ / А. Г Дресвянский. — Киев : ЖКУ, 2010, — 17 с. 3. Лоянич Я. В. Лаборатория лучшего опыта реформирования ЖКХ Украины / Я. В. Лоянич. — Киев : ООО «КСУ», 2010, — 8 с. 4. Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? Эпистемотехно-

логический подход / Ю. В. Громыко //Альманах «Восток», Выпуск №1(42), июнь 2007, — с. 34 — 56. 5. Мельник С. В. Для подолання кризи суспшьству та владi не слад «покриватися кригою» / С. В. Мельник. — Режим доступу : /http://www.lir.lg.ua/ stat_itog/

— 34 c. 6. Зварич I. Т. Острова надп / I. Т. Зварич.

— 1вано-Франшвськ : 1ФНТУ, 2008. — 368 с. 7. Закон Украины «О местном самоуправлении». — К. : Парламентское издательство, 1997. — 100 с. 8. www.ucan-isc.org.ua / Сощальне тдприемництво/ 5 с. 9. Балабанова Н. В. Социальный диалог. Социальное партнерство. Социальное государство / Н. В. Балабанова, В. И. Жуков, В. Е. Пилипенко. — К. : АТСО, 2002. — 189 с. 10. Скосарев С. А. Значение инвестиционного подхода к персоналу и психологического контракта в повышении успешности организации / С. А. Скосарев // Труд и социальные отношения. — №6. — 2010, — с. 56 — 65. 11. Орланов Г. Б. «Креативный класс» — социальная база инновационных трансормаций российского общества / Г Б. Орланов // Труд и социальные отношения. — №6. — 2010. — с. 56 — 65.

Полковников С. А., Бережная Т. Ф. Образовательный кластер для задач устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства

В статье рассмотрены вопросы организации образовательного кластера для задач устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства с позиций эпистемотехнологического подхода.

Ключевые слова: кластер, развитие, образование, устойчивость, хозяйство.

Полковников С. А., Бережная Т. Ф. Осв^нш кластер для завдань стшкого розвитку житлово-комунального господарства

У статп розглянут питання оргашзаци освггньо-го кластера для задач сталогого розвитку житлово-комунального господарства з позиций этстемотехно-лопчного тдходу.

Ключовi слова: кластер, розвиток, осв^а, стшшсть, господарство.

Polkovnikov S. A., Berezhnaya T. F. Educational cluster for the tasks of steady development of жилищно-коммунального economy

In the article the questions of organization of educational cluster for the tasks of steady development of gilishno-kommunalnogo economy from positions of epistemotehnologicheskogo approach are considered.

Key words: cluster, development, education, stability, economy.

Стаття надiйшла до редакцл 23.09.2010

Прийнято до друку 15.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.