УДК 37.016:811
В. В. Лиха нов а
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КРАЕВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В данной статье автор описывает образовательные возможности краеведения, выделяет его основные функции и задачи в процессе обучения иностранным языкам. Речь идет о необходимости использования материалов краеведческого характера с целью формирования лингвистически компетентной личности.
Ключевые слова: краеведение, процесс обучения иностранному языку, функции, задачи краеведческого материала, образование, воспитание, развитие личности, межкультурная компетенция, региональный компонент.
V V Li'khanova
EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF REGIONAL STUDIES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGES TRAINING
In the article the author describes educational opportunities of regional studies, allocates its basic functions and tasks in the process teaching of foreign languages. It comes to the necessity of use of materials of regional studies to formation of linguistically competent person.
Key words: regional studies, process of foreign languages training, functions, problems of regional studies, education, development of a person, intercultural competence, regional component.
В последние годы в поисках путей духовного возрождения общества, формирования нравственных идеалов молодого поколения ученые-исследователи и педагоги нашей страны вновь обратились к краеведению - направлению, казалось бы, утратившему свою актуальность.
Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку всегда привлекало внимание со стороны педагогов и методистов. Проблемы соизучения культуры родного края и культуры изучаемого языка стали особенно интенсивно исследоваться в наше время в связи с социальным заказом общества высококвалифицированных специалистов, владеющих всеми формами коммуникации.
Все острее ощущается необходимость формирования нового поколения социально активных граждан, достойных наследников опыта прошлых поколений, преемников духовной культуры народа, традиций этноса и вместе с тем равноправных граждан всей России и мирового сообщества. В связи с этим перед учеными, методистами, учителями и воспитателями возникает необходимость по-новому осмыслить роль краеведения в теории и практике обучения и воспитания.
В своей методологической основе, на наш взгляд, краеведение является комплексом естественнонаучных и общественно-научных исследований, в который входят изучение природы и природных богатств края, хозяйственной деятельности на его территории, истории и культуры местного населения.
Мы рассматриваем краеведение как систему, как основу, базу, которая позволяет учебному заведению конкретизировать воспитательную и образовательную работу. Именно системный подход наряду с педагогической эффективностью краеведения позволяет установить закономерные связи между его элементами и определить его организационную структуру и методы. Нам наиболее близка следующая схема, отражающая систему краеведения (рис. 1).
Краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:
— приоритет воспитательных задач;
— возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
— интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.);
— применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
— широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
2010/1
— реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
— внешняя привлекательность деятельности для обучаемых, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию обучаемых;
— практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.
Рис. 1. Краеведение как система
Все это требует особого подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методике организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования каждого региона. С этих позиций нами было организовано преподавание иностранного языка студентам неязыковых специальностей.
Краеведение по своей сути является региональным компонентом содержания образования, предназначенного для изучения в общеобразовательных учреждениях отдельного региона. Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура отдельного региона. Цель краеведческого образования - формирование знаний, умений и ценностных ориентации, соответствующих культуросообразному поведению в стране и отдельном регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
Образовательная - содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности отдельного региона.
Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.
Деятельностная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей региона в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Исходя из обозначенных содержательных линий, исследователи выделяют следующие принципы изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной работы, региональность.
Понимание значимости краеведения в учебно-воспитательном процессе привело к возведению его в ранг краеведческого принципа (подхода), который трактуется как обще-
педагогический и дидактический принцип, ориентирующий преподавателя на систематическое рациональное использование местного материала в учебно-воспитательном процессе.
Выделение краеведческого принципа в учебно-воспитательном процессе вполне закономерно и рационально. Именно краеведческий подход является методом в достижении практического или теоретического освоения действительности последовательно от локальнотерриториального к глобальному уровню познания мира. Краеведческий подход, на наш взгляд, один из путей решения проблемы связи содержания образования с реальной перспективой жизни обучаемого.
Особенностью иностранного языка как учебной дисциплины является то, что он, по определению И.А.Зимней, «беспредметен» [1]. Он изучается как средство общения, а тематика речи привносится извне. Иностранный язык открыт для использования содержания из различных областей знаний. Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития образования, совершенствование которого идёт по пути интеграции знаний. Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого. В обучении она может осуществляться путём слияния в одном синтезированном курсе учебных предметов, суммирования основ наук, раскрытия комплексных учебных тем и проблем.
В связи с этим правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума обучаемых, для активизации процесса обучения и, как в данном случае, для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранному языку.
На уроках иностранного языка мы использовали знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла - музыки, изобразительного искусства. Мы считаем, что необходимо учить студентов извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении других предметов. Это помогает студентам строить для себя общую картину мира и вырабатывать собственное отношение ко всему.
На наш взгляд, краеведческий подход в обучении иностранным языкам - это средство формирования лингвистически интересной личности. Если краеведческий материал может быть использован при изучении различных предметов, то межпредметный характер обусловливает необходимость его применения и на уроках иностранного языка. А ведь задачи обучения, развития и воспитания решаются с помощью многосторонних межпредметных связей, посредством которых также закладывается фундамент для комплексного подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании.
Как подчеркивает И.Л. Бим: «Важно усилить роль обучения иностранному языку в воспитании человека культуры, использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка как межпредметной дисциплины, способствующей приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым к лучшему осознанию своей собственной культуры» [2].
Концепция диалога культур предполагает наличие как минимум двух различных культур в процессе обучения. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом процесса обучения иностранным языкам и культуре, так как она сама является ключом к пониманию культуры иностранной. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.
Как известно, общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в процессе преподавания иностранного языка значительное место отводится родной национальной культуре. Н.В. Барышников справедливо подчеркивает, что доминирование иноязычной культуры в процессе обучения иностранному языку может сослужить плохую службу обучаемым - они неизбежно окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнеров по общению. С этой позиции именно краеведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополняет содержательную сторону речи.
Кроме того, опора на сведения краеведческого характера содействует реализации такого основополагающего методологического принципа, как ситуативность [3]. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им опериро-
2010/1
вать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре, т.е. использование краеведческого материала отвечает принципам культурологического подхода в обучении иностранным языкам. В понятие культура включается совокупность всех факторов (материального и духовного содержания), которые окружают индивида и способствуют его социализации в данном обществе. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают ее с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют студенты, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.
Без изучения своей культуры и языка невозможно изучение иностранного языка. Однако практика показывает, что знания о своей стране или о регионе проживания используются в обучении иностранного языка фрагментарно или несистематически.
Таблица 1
Задачи использования краеведческого материала в процессе преподавания иностранных языков
Задачи
сформировать культурологический потенциал
Обучающие сформировать умения использовать знания, полученные на занятиях по другим предметам
раскрыть значимость окружающего мира для жизнедеятельности человека
пробудить познавательный интерес к родному краю
сформировать адаптивный тип жизнедеятельности
подготовить студентов к межнациональному и межкультурному общению
Социокультурные подготовить студентов к диалогу культур, т.е. сформировать умение анализировать, сравнивать политическую, экономическую, культурную жизнь разных стран
Воспитательные воспитать у студентов чувства любви, патриотизма к своему народу, гордости за его свершения
воспитать у студентов чувства толерантности, открытости и уважения к культуре других народов как части культуры своей родины и мировой культуры.
По мнению многих исследователей, в содержание образования необходимо включать элементы краеведения на каждом этапе обучения. Анализ работ по теме «Краеведение в обучении иностранным языкам» дает возможность выделить следующие группы краеведческих данных: географические, исторические, общественные, экономические [4]. В обучении иностранным языкам используется в основном материал географического характера (природа, достопримечательности, внешний вид города и т.д.). Однако материалы, связанные с историческими, экономическими и социальными фактами, не менее значимы для формирования языковой личности.
В последнее время выявились некоторые тенденции, проблемы и перспективы развития поисковой и исследовательской деятельности обучаемых в целях их всестороннего образования. Так, сегодня молодежь интересуют различные аспекты культурного наследия: культовая и гражданская архитектура, живопись и иконопись, поэзия и проза, журналистика и книжная графика, театр и скульптура, археология и аномальные явления, древние верования коренных народов, этнография и фольклор, музыка и жизнь композиторов, мировая культура и культурное наследие своей малой родины.
Рис. 2. Образование, воспитание и развитие средствами краеведческого компонента
2010/1
Таким образом, краеведческий аспект в процессе преподавания иностранных языков имеет цель формировать функциональную культурную грамотность. Анализ теоретической литературы по проблеме использования краеведческих материалов в процессе обучения иностранным языкам позволяет нам выделить следующие группы задач его использования (табл. 1).
С другой стороны краеведческий компонент, используемый на занятиях по иностранному языку, выполняет определенные дидактические функции:
— знакомит с методами и приемами научного познания, развивает исследовательские навыки и умения;
— способствует интеграции предметных полей и формирует новое мышление на основе целостного представления о мире;
— является средством поддержания мотивации учения;
— создает содержательную основу обучения иностранному языку;
— способствует формированию социокультурной и межкультурной компетенции студентов;
— является средством нравственного и патриотического воспитания;
— способствует становлению исторического сознания;
— способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде, социализации студентов;
— готовит к профессиональной деятельности;
— обеспечивает «диалог культур» не только на российском, но и международном уровне.
Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие,
воспитывающие и развивающие функции. Образование в рамках краеведческого компонента осуществляется через развитие определенных умений и формирование знаний о родном крае. Воспитание предполагает формирование у студентов определенного ценностного отношения к языку и культуре как своего народа, так и носителя языка. Развитие студентов осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих студентов, так и для других людей, в том числе говорящих на иностранном языке. В результате такого участия студенты приобретают определенные умения (рис. 2).
Однако процесс изучения культуры разных народов и сообществ вряд ли можно признать эффективным в полной мере, если он приводит лишь к формированию у обучаемых конкретных культуроведческих представлений о странах изучаемого языка, а не стимулирует формирование и развитие у студентов стратегий по изучению любой другой культуры. Поэтому важно не только что изучается на занятиях по иностранному языку в вузе, но и как это делается.
Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранным языкам активизирует мыслительную деятельность студентов, позволяет разнообразить методику занятий, вносит в процесс преподавания конкретность и убедительность.
Практика вузов и исследования учёных убедительно доказывают, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание студентов к фактам и явлениям самостоятельного творческого мышления, твёрдых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни.
Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности студентов, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Это пробуждает у студентов глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний, помогает студентам осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию.
Таким образом, использование краеведческого компонента в обучении иностранному языку, несомненно, повышает эффективность педагогического процесса - создаются благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников. Однако все это требует от преподавателя учета возрастных особенностей обучаемых, уровня их языковой подготовки, разработки программ использования явлений культуры отдельного региона при обучении иностранному языку, современных творческих приемов развития личности студентов.
Литература
1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1991. - №3. - С.25-27.
2. Бим И.Л. Подход к системе упражнений с позиции иерархии целей и задач // Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / сост. А.А. Леонтьев. - М., 1991. - С.43-50.
3. Перкас С.В. Систематизация и закрепление страноведческого и краеведческого материала на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. - 1993. - №6. - С.26-28.
4. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2006. - №7. - С.46-48.
Лиханова Виктория Валерьевна, старший преподаватель кафедры языкознания и культуры зарубежных стран Читинского государственного университета.
Likhanova Viktoriya Valerievna, senior teacher of department of language and culture studies of foreign countries of Chita State University.