УДК 351.761.3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СРЕДА ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЕЖНОГО НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ
А. Ю. Комбарова1
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, д. 15.
В течение последнего десятилетия одной из самых сложных и важных проблем российского общества, которая в значительной мере затрагивает высшие, средние профессиональные учебные заведения, является проблема здоровья молодого поколения. Образовательные учреждения как социальные институты обладают сегодня достаточным опытом и научным потенциалом для того, чтобы внести свой вклад в решение социально значимых теоретических и прикладных проблем в области профилактики наркомании и других социально-негативных явлений.
Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: наркомания; молодежная политика; здоровое поколение; первичная профилактика; социальные институты.
EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A SOCIAL AND ORGANIZATIONAL ENVIRONMENT TO PREVENT YOUTH DRUG TAKING A. Yu. Kombarova
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.
During the last decade one of the most difficult and important problem of Russian society, which largely affects the higher, secondary vocational schools is the problem of health of the young generation. Educational institutions as social institutes have now sufficient experience and scientific potential in order to contribute to the solution of socially important theoretical and applied problems in the prevention of drug addiction and other negative social phenomena. 6 sources.
Key words: drug addiction; youth policy; healthy generation; primary prevention; social institutions.
Проблема наркомании в начале XXI века является, пожалуй, самой острой и долгосрочной по своим негативным последствиям. Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и нравственное здоровье молодежи, социальную стабильность российского общества в ближайшей перспективе. Об этом свидетельствуют, прежде всего, статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов здравоохранения России, других министерств и ведомств. По сведениям Росстата, количество лиц, употребляющих наркотики, официально зарегистрированных органами здравоохранения, на начало 2007 года составило свыше 330 тысяч человек [1]. По неофициальным данным эта цифра возрастает на порядок.
Основная мишень наркомании - молодые люди в возрасте 13-28 лет. Особую тревогу вызывает то, что Иркутская область за последние годы продолжает входить в десятку нарконеблагополучных регионов России по уровню распространения наркомании.
Наркомания, как ни один из видов аддиктивного поведения [2], приводит к катастрофическим медико-социальным последствиям (увеличение числа носителей вируса СПИДа, ослабление генофонда, рост преступности, снижение образовательного и кадрового потенциала и т.д.), особенно если потребление наркотиков начинается в период физического, психологиче-
ского и нравственного формирования личности.
Доктор медицинских наук, профессор института Карнеги Нильс Бейерут, рассматривая эволюцию эпидемии наркомании в Швеции, стране, которая первой в Европе пережила её взрыв сразу после Второй мировой войны, досконально изучил и хорошо документировал это явление. Он выделил четыре основных этапа наркотизации общества.
На первом этапе злоупотребление наркотиками происходит в «богемных» кругах мечтательно настроенных любителей запретных удовольствий. Основная причина первого контакта с наркотиком - желание достигнуть необычных ощущений, экспериментировать с собственным сознанием.
Дальнейшее распространение наркомании за пределы этих первоначальных небольших групп происходит на втором этапе, охватывая людей, склонных к нарушению общественных норм (преступный мир).
Третий этап - распространение наркомании среди молодёжи из самых широких слоев населения бедных, и богатых, психически неустойчивых и людей с исходно нормальной психикой. Но, всё же, чаще других в этот водоворот втягиваются люди с неблагополучно развивающейся личной историей: дети из проблемных семей, люди с недостаточным волевым контролем, не занятые работой или учёбой.
На четвёртом этапе эпидемия захватывает лю-
1 Комбарова Анна Юрьевна, аспирант, тел.: (3952) 425274, 89641153636, e-mail: [email protected] Kombarova Anna Yurievna, postgraduate student, tel.: (3952) 425274, 89641153636, e-mail: [email protected]
дей более зрелого возраста, и всё большие слои общества втягиваются в орбиту наркогенной «субкультуры», когда потребление наркотиков не осуждается, не ограничивается, а становится некой «культурной нормой» [3].
Подобная схема наркотизации характерна, как правило, для всех стран, с той лишь разницей, что к ней добавляются некоторые национальные особенности. Социально-демографическая структура наркотизации претерпела значительные изменения за последнее время. Всё чаще потребителями наркотиков в современной России становятся социально адаптированные и благополучные молодые люди (из полных семей, имеющие родителей с высоким образовательным уровнем).
Каковы причины этой неутешительной ситуации?
Мнение многих исследователей сводится к тому, что стремление к уходу от действительности, в иллюзорный мир, отрешение от проблем общества, его ценностей с помощью наркотических или психоактивных средств вызвано влиянием ряда факторов.
Социальные факторы
1. Нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения России, уменьшением деловой активности, существенным уровнем безработицы в ряде регионов, отсутствием видимых условий для быстрого улучшения ситуации - всё это приводит к состоянию так называемой «социальной депрессии», отсутствию чувства личной перспективы и значимости. Рекламируемые средствами массовой информации высокие стандарты индивидуального благосостояния, которые сформированы под влиянием зарубежной кино- и телепродукции, приводят к формированию у части психически незрелой молодёжи имитационных моделей поведения. Роль наркотических и психоактивных веществ в имитации «благоденствия» весьма существенна.
2. Отсутствие целостной информационной стратегии, ориентирующей молодое поколение страны на сохранение собственного здоровья и работоспособности как основного и обязательного фактора жизненного благополучия.
3. Тенденция к «гуманизации» в отношении к наркомании как общественному явлению, зачастую носящая абстрактный характер, без учёта реальных условий, к которым относятся:
- высокий уровень экономической и уголовной преступности в стране;
- недостаточно разработанная молодёжная политика, излишняя коммерциализация досуговых и образовательных учреждений.
4. Пробелы в федеральном законодательстве, особенно в вопросах обеспечения населения антинаркотической пропагандой и противодействия пропаганде наркотиков.
Микросоциальные факторы
Одним из основных негативных последствий снижения жизненного уровня населения является уменьшение роли семьи как ключевого социального института, обеспечивающего общественную стабильность.
Здесь, помимо традиционных семейных дисгармоний, следует выделить несколько совершенно новых факторов:
- изменение системы ценностей в сочетании с ревизией прошлого приводит к снижению авторитета старшего поколения в глазах молодёжи;
- низкая степень религиозности общества как основы для этических и моральных стандартов семьи на фоне разрушения этических концепций и постулатов времён социализма;
- недостаточная информированность родителей в вопросах формирования антинарко-тических установок в сознании детей;
- огрубление личности с нивелировкой понятий добра и зла, антисоциальными тенденциями, утратой интереса к учёбе и общественно полезному труду.
При этом личность может развиваться внешне вполне гармонично, отношения в семье и со сверстниками могут быть достаточно благоприятными. Речь идёт о случаях, когда наркомания развивается как будто на фоне полного психологического и психиатрического благополучия. Причиной начала наркотизации здесь нередко служит «информационная недостаточность». Психологические механизмы начала наркотизации заключаются в том, что окружающие микросоциальные условия не предоставляют хорошо развитому интеллектуально индивиду достаточных оснований для эмоционального и интеллектуального насыщения, поиски которого нередко провоцируют потребление «интеллектуальных» наркотиков (кокаин) или синтетических опиоидов.
Личностные факторы
Возрастная специфика, оказывающая большое влияние на потребностно-мотивационную сферу молодого человека, характеризуется, прежде всего, тем, что в этот период происходит его становление как индивида и личности. Поиск личной идентичности - центральная задача периода взросления. Проблемной ситуацией в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. В период взросления молодой человек решает несколько специфических задач, связанных с его развитием:
- принятие своей внешности и расширение возможностей своего тела (спорт, досуг, саморегуляция, трудовая деятельность, искусство);
- усвоение специфики поведения и образа своей мужской или женской роли; установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов;
- формирование эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
- подготовка к профессиональной карьере;
- формирование социально-ответственного поведения (подготовка к участию в деятель-ности общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина);
- построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.
Нерешённые по различным причинам задачи взросления оказывают влияние на дальнейшее развитие личности, блокируют возможности самораскрытия и личностного роста [4]. Как, каким образом помочь молодому человеку поставить перед собой эти задачи, как показать, что решение существует, включить его в осознанный процесс поиска решений? Сегодня этим в нашей стране специально и целенаправленно никто не занимается. Студенты оказались одной из наименее социально защищённых категорий населения.
По результатам социологического исследования «Распространение наркомании в молодёжной среде», проведённого в 2008 году в Иркутской области между студентами образовательных учреждений, выяснилось, что у 17,6% молодых людей есть знакомые, которые регулярно принимают наркотики. На это стоит обратить особое внимание в связи с тем, что каждый наркозависимый приобщает к потреблению наркотиков 6-12 человек в год. Основной возрастной группой, с точки зрения возможности пристрастия к наркотикам, является группа 14-18 лет, на неё указали 62,7% респондентов. Следовательно, важнейшая составляющая антинаркотической работы - воспитание.
Среди социальных институтов, которые должны заниматься профилактикой наркомании, молодые люди указали на семью - 27,4%, общеобразовательные учреждения - 18,8%, учреждения профессионального образования - 16,2% [5].
Именно учебные заведения должны стать центром воспитательного пространства учащейся молодёжи, инициировать и развивать взаимодействие всех участников профилактического процесса. При этом особое значение следует придавать первичной профилактике наркомании, в основе которой лежат социальные программы, обеспечивающие условия для здорового образа жизни. Директор программы по борьбе с наркоманией Всемирной организации здравоохранения Ганс Ембланд говорит: «Наркоманию часто изображают так, будто её можно ликвидировать путём объявления ей тотальной войны. Однако сейчас акцент смещается: не война с наркотиками, а поддержка стратегии «Здоровье для всех» [6]. То есть на первый план должно выступать формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни. Поэтому профилактическая работа должна проводиться со всем студенческим коллективом без исключения. Так же как для предупреждения инфекционных заболеваний делаются профилактические прививки, для предупреждения аддиктивного поведения необходимо специальное обучение. Продолжая аналогию, его можно назвать социально-психологической иммунизацией. Эффективная социално-психологическая иммунизация имеет следующие признаки:
1) универсальность. Единство факторов риска всех видов девиантного поведения, частным случаем
которого является поведение аддиктивное, означает, что при узконаправленном воздействии, предупреждающем лишь аддиктивное поведение, создаваемое массивом факторов риска, напряжение найдет другой выход. Девиантное поведение примет вид не аддиктивного, а, к примеру, суицидального. Социально-психологическая иммунизация должна предупреждать девиантное поведение в целом;
2) конструктивный характер, когда не преследуются цели разрушения или изменения неблагоприятных установок, а изначально строится желаемое. Конструктивная профилактическая политика служит предупреждению девиантного поведения, а не борется с ним и способствует формированию здоровой личности. Решаемые ею задачи: моральное развитие, построение ценностной сферы, развитие коммуникативности, устранение эгоистических позиций, построение отношений, способствующих развитию эмпатии и дружбы. Конструктивная профилактическая политика - не только психосоциальное, но и мощное развивающее средство;
3) опережающий характер воздействия профилактической политики. Создание стойких желательных установок возможно лишь до момента, когда молодые люди самопроизвольно усвоят распространённые традиции употребления психоактивных веществ. Попытки их создания позже более трудны и менее продуктивны, так как необходимо перестраивать уже готовые, например, «протабачные» или «проалкоголь-ные» установки.
Психолого-педагогические усилия могут быть направлены на факторы социальной среды, личностные и поведенческие факторы.
За последние годы подходы к профилактике зависимостей заметно изменились; профилактика проделала путь от устрашения и информирования до программ, ориентирующих на осознание причин приобщения подростков к наркотикам, и тренировки жизненно важных навыков.
Подводя итог вышесказанному, необходимо ещё раз отметить, что наркомания, являясь одной из важных проблем нашего общества, вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Основные усилия в учебных заведениях необходимо направить не только на ликвидацию последствий наркомании, но и на первичную профилактику наркотической зависимости, которая включает в себя комплекс мер и действий, направленных на исключение внешних и внутренних причин, обуславливающих употребление наркотиков. Особое значение имеет формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья студентов, развитие коммуникативных навыков и эмоционального опыта, создание для этого благоприятных условий.
Библиографический список
1. Здравоохранение в России 2007: стат. сб. М.: Росстат, и право. 2001. № 9. С. 4-53.
2007. С. 102- 103. 3. Альтушер В.Б., Надеждин А.В. Наркомания: дорога в
2. Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон бездну. М.: Просвещение, 2000.
4. Позднякова М. Е. Механизм приобщения к наркотикам. Наркомания как форма девиантного поведения. М.: Просвещение. 1997.
5. Государственный доклад «Молодежь Иркутской области» 2008 г. Министерства по физической культуре, спорту и
молодежной политике Иркутской области. Иркутск: типография ООО «Издательство «Аспринт», 2009. 217 с. 6. Чепурных Е. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании // Народное образование. 1999. № 10. С. 32-34.
УДК 37 (091)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В 1916-1920 ГГ.
О.Ю. Левченко1
Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, 672086, г. Чита, ул. Ленинградская, 16.
Представлен краткий анализ возникновения и развития кооперативного движения в Забайкалье. Особое внимание уделено изучению образовательной и культурно-просветительной деятельности забайкальской кооперации в 1916-1920 гг. На основании архивных документов и материалов периодической печати описана многосторонняя деятельность кооперативов, включающая организацию общеобразовательных и профессиональных курсов, библиотек, содействие распространению языка эсперанто. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: образовательная и культурно-просветительная деятельность; кооперация; Забайкалье.
EDUCATIONAL, CULTURAL AND SOCIAL ACTIVITIES OF TRANS-BAIKAL COOPERATION IN 1916-1920 O.O. Levchenko
Trans-Baikal Institute of Business Undertaking of the Siberian University of Consumer Cooperation, 16, Leningradskaya St., Chita, 672086.
The author gives a brief analysis of the origin and development of cooperative movement in TansBaikalia. Special attention is paid to the study of educational, cultural and social activities of the Trans-Baikal Cooperation 1916-1920 years. Based on archival documents and periodical press materials the author describes the many-sided activities of cooperatives, including the organization of general educational and vocational courses, libraries, promotion of the Esperanto language. 11 sources.
Key words: educational, cultural and educational activities; cooperation; Transbaikalia.
При решении современных социально-экономических проблем региона особую значимость приобретает изучение позитивного опыта предшествующих поколений, убедительно доказавшего, что кооперативная форма хозяйствования являлась одной из самых успешных в Забайкалье как в дореволюционный период, так и в период Дальневосточной республики (ДВР). Изначально кооперация возникла как экономическая, хозяйственная система, призванная удовлетворять различные потребности и нужды населения, в первую очередь - сельского. Принципы, лежащие в основе кооперативной деятельности, такие как добровольность, открытость, демократичность дали ей существенные преимущества по сравнению с другими формами хозяйствования. Кроме этого, по мере развития кооперация значительно расширила свои социальные функции, образовательной и культурно-просветительной деятельностью оказывая положительное влияние на социально-культурное и духовно-нравственное развитие страны.
При этом следует уточнить, что в дореволюционной России деятельность, направленная на просве-
щение, подъем образовательного и культурного уровня взрослых, обозначалась понятием внешкольное образование и представляла собой крупное общественное явление. Согласно «Российской педагогической энциклопедии» под внешкольным образованием понимается развившаяся во 2-й половине XIX - начале XX века просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленная на удовлетворение образовательных запросов населения [2, с. 153]. К внешкольному образованию относилась вся совокупность форм культурно-просветительной, общеобразовательной и воспитательной работы среди взрослого населения, реализуемая посредством воскресных и вечерних школ, общеобразовательных и профессиональных курсов для взрослых, народных чтений, публичных лекций, народных библиотек и театров.
Позднее, в советский период, внешкольное образование было включено в общую систему народного образования и получило название политико-просветительной, а позднее -культурно-просветительной работы. Однако изменение терми-
1Левченко Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: (3022) 326220, 89144794125, e-mail: [email protected]
Levchenko Olga, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the chair of Foreign Languages, tel.: (3022) 326220, 89144794125, e-mail: [email protected]