4. Позднякова М. Е. Механизм приобщения к наркотикам. Наркомания как форма девиантного поведения. М.: Просвещение. 1997.
5. Государственный доклад «Молодежь Иркутской области» 2008 г. Министерства по физической культуре, спорту и
молодежной политике Иркутской области. Иркутск: типография ООО «Издательство «Аспринт», 2009. 217 с. 6. Чепурных Е. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании // Народное образование. 1999. № 10. С. 32-34.
УДК 37 (091)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В 1916-1920 ГГ.
О.Ю. Левченко1
Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, 672086, г. Чита, ул. Ленинградская, 16.
Представлен краткий анализ возникновения и развития кооперативного движения в Забайкалье. Особое внимание уделено изучению образовательной и культурно-просветительной деятельности забайкальской кооперации в 1916-1920 гг. На основании архивных документов и материалов периодической печати описана многосторонняя деятельность кооперативов, включающая организацию общеобразовательных и профессиональных курсов, библиотек, содействие распространению языка эсперанто. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: образовательная и культурно-просветительная деятельность; кооперация; Забайкалье.
EDUCATIONAL, CULTURAL AND SOCIAL ACTIVITIES OF TRANS-BAIKAL COOPERATION IN 1916-1920 O.O. Levchenko
Trans-Baikal Institute of Business Undertaking of the Siberian University of Consumer Cooperation, 16, Leningradskaya St., Chita, 672086.
The author gives a brief analysis of the origin and development of cooperative movement in TansBaikalia. Special attention is paid to the study of educational, cultural and social activities of the Trans-Baikal Cooperation 1916-1920 years. Based on archival documents and periodical press materials the author describes the many-sided activities of cooperatives, including the organization of general educational and vocational courses, libraries, promotion of the Esperanto language. 11 sources.
Key words: educational, cultural and educational activities; cooperation; Transbaikalia.
При решении современных социально-экономических проблем региона особую значимость приобретает изучение позитивного опыта предшествующих поколений, убедительно доказавшего, что кооперативная форма хозяйствования являлась одной из самых успешных в Забайкалье как в дореволюционный период, так и в период Дальневосточной республики (ДВР). Изначально кооперация возникла как экономическая, хозяйственная система, призванная удовлетворять различные потребности и нужды населения, в первую очередь - сельского. Принципы, лежащие в основе кооперативной деятельности, такие как добровольность, открытость, демократичность дали ей существенные преимущества по сравнению с другими формами хозяйствования. Кроме этого, по мере развития кооперация значительно расширила свои социальные функции, образовательной и культурно-просветительной деятельностью оказывая положительное влияние на социально-культурное и духовно-нравственное развитие страны.
При этом следует уточнить, что в дореволюционной России деятельность, направленная на просве-
щение, подъем образовательного и культурного уровня взрослых, обозначалась понятием внешкольное образование и представляла собой крупное общественное явление. Согласно «Российской педагогической энциклопедии» под внешкольным образованием понимается развившаяся во 2-й половине XIX - начале XX века просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленная на удовлетворение образовательных запросов населения [2, с. 153]. К внешкольному образованию относилась вся совокупность форм культурно-просветительной, общеобразовательной и воспитательной работы среди взрослого населения, реализуемая посредством воскресных и вечерних школ, общеобразовательных и профессиональных курсов для взрослых, народных чтений, публичных лекций, народных библиотек и театров.
Позднее, в советский период, внешкольное образование было включено в общую систему народного образования и получило название политико-просветительной, а позднее -культурно-просветительной работы. Однако изменение терми-
1Левченко Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: (3022) 326220, 89144794125, e-mail: [email protected]
Levchenko Olga, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the chair of Foreign Languages, tel.: (3022) 326220, 89144794125, e-mail: [email protected]
нологии мало повлияло на суть данной деятельности, и её цели остались неизменными - распространение общеобразовательных, профессиональных, научных и общественно-политических знаний, знакомство с достижениями науки, предметами литературы и искусства, развитие научно-технического и художественного творчества населения страны.
История образовательной и культурно-просветительной деятельности потребительской кооперации Забайкалья относится к числу малоисследованных как на общероссийском, так и региональном уровнях проблем, но весьма актуальных в условиях реформирования современной системы потребительской кооперации России. Хронологические рамки данной статьи охватывают период с 1916 по 1920 годы. Несмотря на историческую непродолжительность, исследуемый период отличается содержательным разнообразием, связанным со сменой государственного строя, что вызвало изменения во всех сферах государства и общества, в том числе и в деятельности потребительской кооперации.
Культурно-просветительная и образовательная деятельность забайкальской кооперации в этот период представляется не только частью истории культуры нашего края, но и отражением социально-экономической и общественно-политической жизни страны начала XX века. В контексте изучения истории образовательной и культурно-просветительной деятельности потребительской кооперации Забайкалья особого внимания заслуживает работа И.А. и Л.Х. Коряковых, где авторы проследили историю потребительской кооперации Забайкалья с момента её возникновения и до 60-х годов XX века, представив подробный анализ многоотраслевой кооперативной деятельности и показав вклад кооперации в развитие региона.
Следует подчеркнуть, что Забайкалье занимает особое место в отечественном кооперативном движении. Именно здесь, в Петровском Заводе, в 1831 году ссыльные декабристы создали первое потребительское общество «Большая артель», имевшее письменный устав, выборные органы управления и контроля. Заметим, что не только материальная, но и духовная жизнь декабристов была организована на кооперативных началах. Созданная ими газетно-журнальная артель позволяла выписывать множество периодических изданий и книг, которые использовались декабристами для самообразования и саморазвития. Таким образом, благодаря организации материальной и духовной жизни на артельных началах декабристы смогли выжить, не потерять физическое и душевное здоровье, сохранить высокую нравственность.
Исторические источники наглядно свидетельствуют о том, что кооперативное движение в Забайкалье развивалось довольно интенсивно и занимало одно из ведущих мест в стране по темпам и уровню кооперирования. В 1898 году в Чите было открыто «Общество потребителей почтово-телеграфных чинов», которое, получая значительную прибыль, активно занималось культурно-просветительной деятельностью. Спустя год, в 1899 году, служащие Забайкальской железной
дороги учредили самый крупный в России потребительский кооператив, успешная хозяйственная деятельность которого позволяла реализовывать многочисленные культурные и образовательные программы.
По данным, представленным в «Энциклопедии Забайкалья», в конце 1913 года в Забайкалье насчитывалось уже 55 кооперативов [3, с. 174]. Во втором десятилетии XX века происходит объединение кооперативов в союзы, что было вполне закономерно, так как количественный рост потребительский кооперации, расширение торговой, экономической, культурно-просветительной работы среди городского и сельского населения региона требовали координации её деятельности. Для этих целей в 1913 году был учрежден кооперативный союз «Забайкальское торгово-промышленное товарищество кооператоров», переименованный в 1916 году в областной «Союз Забайкальских кооператоров».
Забайкальские кооператоры были известны не только своей предпринимательской деятельностью, но и заметным вкладом в развитие образования и культуры региона, направляя значительную часть средств, получаемых путем отчисления специального процента, пропорционального доходам кооперативного общества. Анализируя деятельность потребительских кооперативов, И.А. и Л.Х. Коряковы приводят данные о том, что в различных местах Забайкалья товарищество имело 50 библиотек, 4 читальных зала. За 5 лет работы товарищество выделило около 10 тыс. рублей на проведение культурно-массовой работы среди населения края [1, с. 84].
Размах образовательной и культурно-просветительной работы забайкальских кооперативных организаций в 1916-1920 годы, возможно, явился следствием того, что кардинальные политические изменения в стране, сопровождавшиеся экономическими проблемами и социальными потрясениями, отодвинули вопросы образования и культуры на второй план. Население же, в свою очередь, тянулось к культуре и знаниям, стремилось разобраться в целях и характере свершившихся революций, пыталось понять выходившие постановления и декреты, т.е. народ хотел не только «хлеба насущного», но и «зрелищ». Пустующую нишу образовательной и культурно-просветительной деятельности заполнили именно кооператоры, одновременно решая две задачи: выполняя существовавший социальный заказ общества и пропагандируя идеи кооперации, увеличивая тем самым число её участников и сторонников.
О важности образовательной и культурно-просветительной работы много писала периодическая печать тех лет. Подчеркивая исключительную важность данных вопросов, авторы статей настаивали на необходимости «вплотную подойти к вопросам культурно-просветительной деятельности», «поставить эту деятельность на твёрдые финансовые основания», «упорядочить её». А главное, следовало придать этой работе характер систематический, а не случайный, только в таком случае можно было рассчитывать на хорошие результаты. Представляется, что образова-
тельная и культурно-просветительная деятельность кооперации во многом была созвучна дореволюционным идеям гражданской ответственности, когда русская интеллигенция не только осознавала необходимость просвещения народа, но и предпринимала конкретные действия.
Значительную роль в приобщении населения к кооперации сыграла кооперативная печать, насчитывавшая в дореволюционной России около ста различных журналов и газет. Почти каждое потребительское общество Забайкалья, за редким исключением, выписывало периодические издания, которые поступали в лавку потребительского общества. Читки газет, организуемые кооператорами, неизменно собирали большую аудиторию, знакомя население отдалённых регионов с новостями жизни в стране и расширяя кругозор сельчан.
До 1914 года потребительская кооперация Забайкалья не имела своего печатного органа и сотрудничала с другими периодическими изданиями. В начале 1914 года кооператоры организовали свою типографию, в которой начал издаваться журнал «Наше дело», а позднее, с 1916 года, эстафету кооперативной печати продолжил журнал «Кооперативное слово», выходивший два раза в месяц. В журнале широко освещались вопросы теории и практики потребительской кооперации, описывался передовой отечественный и зарубежный опыт кооперативного строительства, затрагивались проблемы местных кооперативных обществ, публиковались стихи и рассказы.
По имеющимся сведениям, журнал «Кооперативное слово» пользовался популярностью среди населения не только потому, что предоставлял интересную и актуальную информацию, но и потому, что давал много практических советов, касающихся сельского хозяйства. Сохранившиеся номера журнала «Кооперативное слово» содержат богатый фактический материал, опираясь на который представляется возможным кратко описать образовательную и культурно-просветительную деятельность забайкальской кооперации в рассматриваемый нами отрезок времени.
Одной из самых больших заслуг забайкальских кооператоров, несомненно, является регулярная организация очень востребованных профессиональных и общеобразовательных курсов. При этом контингент слушателей курсов был самым разнообразным: представители местной интеллигенции, вернувшиеся с фронта солдаты, рабочие и крестьяне. Следует подчеркнуть, что, обучаясь на курсах, они не только получали общие и профессиональные знания и навыки, но и повышали свой культурный уровень, слушая лекции и организовывая самодеятельные спектакли, собиравшие большую зрительскую аудиторию.
В первую очередь следует назвать общеобразовательные курсы, организованные забайкальскими кооператорами. Данное направление деятельности было исключительно важно, так как образовательный уровень населения не был высоким. В журнале «Кооперативное слово», вышедшем в свет 29 ноября 1917 года, сообщается об открытии в Чите общеобразовательных курсов для взрослых, организаторами кото-
рых выступили областной Союз Забайкальских кооператоров и областной Союз кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. В рекламном объявлении говорилось, что по своей программе курсы будут соответствовать первым трём ступеням единой государственной школы: начальное училище, высшее начальное училище и старшие классы средних учебных заведений. Кроме общеобразовательных предметов в программе курсов значились такие дисциплины, как сельское хозяйство и кооперация. На курсы принимались лица обоего пола, не моложе 16 лет, умеющие читать и писать. Далее в объявлении указывалось, что преимуществом при поступлении пользовались кандидаты из сел, и «для недостаточных слушателей из сел» предполагалось обеспечить проживание в общежитии и учредить стипендии.
По данным, приведённым в майском номере журнала «Кооперативное слово» за 1919 год, на общеобразовательных курсах обучалось 110 человек. Из сохранившегося протокола заседания культурно-просветительной комиссии от 15 сентября 1919 года узнаём, что обсуждались вопросы, связанные с функционированием общеобразовательных курсов для взрослых. Было принято решение: «ввиду незначительного количества обучающихся в первом классе в течение двух прошлых лет и в целях экономии средств, ассигнуемых на содержание общеобразовательных курсов», первый класс в текущем году не открывать. Что касается седьмого класса, открытие которого планировалось, то постановили открыть его только в том случае, «если слушатели шестого класса минувшего года явятся для продолжения образования, и общее количество учащихся в нем окажется достаточным» [10, л. 28].
Кроме общеобразовательных областной союз кооперативов организовывал и кооперативно-счетоводческие курсы, которые давали теоретическую и практическую подготовку для работы в потребительских кооперативах. Слушатели этих курсов изучали счетоводство, организацию и делопроизводство потребительских обществ, теорию и историю кооперации. В программу курсов входили также и общеобразовательные дисциплины, такие как арифметика, русский язык, география, а также «собеседования на общественно-политические темы». Продолжительность курсов составляла шесть недель, и, что особенно важно, обучение было бесплатным. Что касается вступительных требований, то на курсы принимались лица обоего пола, достигшие 17 лет, умеющие бегло читать, рассказывать о прочитанном, а также знающие 4 арифметических действия [9, л. 24].
Курсы открывались и успешно действовали не только в Чите, но и в других населённых пунктах Забайкалья. В журнале «Кооперативное слово», вышедшем в свет 7 февраля 1919 года, имелось объявление об открытии в Акше кооперативно-счетоводных курсов, имеющих целью дать слушателям теоретическую и практическую подготовку для работы в сельских кооперативах. Обучение на курсах также было бесплатным и продолжалось шесть недель. Спустя некоторое время, 9 мая 1919 года, данное издание,
описывая работу Акшинских кооперативно-счетоводных курсов, сообщает также о том, что курсанты поставили спектакли по пьесе А.П. Чехова «Хирургия» и пьесе драматурга-любителя М.А. Стаховича «Ночное», получившие хорошие отзывы зрителей. Данный пример иллюстрирует тот факт, что будущие кооператоры приобщались к культурно-просветительной деятельности прямо со школьной скамьи.
Наряду с упомянутыми выше существовали курсы и для других категорий населения. К примеру, журнал «Кооперативное слово» № 14 за 8 августа 1919 года сообщал об открытии в Чите курсов по кооперации и внешкольному образованию для сельских учителей.
Имеющиеся материалы наглядно свидетельствуют о том, что культурно-просветительный отдел активно содействовал организации народного театра. Театр, по мнению многих лидеров кооперативного движения, являлся наиболее доступным видом просвещения, который в то же время служил развлечением для народа. Проблемам организации народных театров посвящена серия статей, опубликованных в различных номерах журнала «Кооперативное слово» за 1918 год, авторы которых стремились доказать преимущества народного театра перед другими формами культурно-просветительной деятельности. К примеру, автор статьи «Народный театр (спектакли), как первая ступень культурно-просветительной работы в деревне», опубликованной в № 11 за 1918 год, заявляет, что народный театр «для неграмотного или малограмотного населения деревни является единственным средством удовлетворить его стремление к знанию, просвещению, к пониманию красоты» [4, с. 15]. Анализируя опыт культурно-просветительской деятельности потребительской кооперации Забайкалья, автор считает, что в ней имеются определенные недостатки, требующие устранения. Суть проблемы представлялась ему в том, что «деятели по внешкольному образованию стремились достичь умственного развития народа и прилагали все усилия по созданию библиотек, к устройству народных чтений, курсов для взрослых, и, таким образом, создавали односторонность в развитии народа, что теперь должно быть исправлено посредством организации народного театра» [4, с. 15].
Заметим, что в центральном культурно-просветительном отделе Забайкальского областного союза потребителей имелось все необходимое для постановки спектаклей, успешно действовали костюмерная и декорационная мастерские. Более того, количество имеющегося в наличии оборудования и реквизита не только обеспечивало собственные потребности, но и позволяло давать их в прокат, получая при этом дополнительные доходы. Об этом читаем в рекламном объявлении, опубликованном на обложке журнала «Кооперативное слово» № 9 за 1918 год: «Существующий при культурно-просветительном отделе прокатный склад пособий по внешкольному образованию имеет: театральные костюмы, парики, пьесы и роли к ним, световые картины для волшебного фонаря и картины для стереоскопа».
При изучении вопросов образовательной и культурно-просветительной деятельности забайкальской кооперации наш интерес вызвала статья «Кооперация и дошкольное образование», опубликованная в № 16 журнала «Кооперативное слово» за 2 сентября 1919. Авторы статьи, опираясь на международный опыт и осознавая экономическую и социальную важность данной проблемы, заявляют о необходимости открытия дошкольных заведений в Забайкалье. Примечательно, что кооперация начала деятельность в этом направлении раньше появления первого детского сада, открывшегося в Чите в 1924 году. Занимаясь дошкольным воспитанием, кооперация, по мнению авторов статьи, решает две важные задачи. Во-первых, выполняя свою социальную миссию, она оказывает существенную помощь сельским матерям, «... идет навстречу, освобождает работниц с малыми детьми, снимает с них беспокойство за воспитание малолеток» [5, с. 11]. Во-вторых, повышает интерес и уважение к кооперации, привлекает новых членов в её ряды, так как «... возникают в деревне уголки, способные зажечь кооперативное сознание в мало просвещенной толпе» [5, с. 11]. В период страды в крестьянском хозяйстве каждая пара рук была на счету, а поэтому забайкальские кооператоры абсолютно обоснованно рассчитывали на ответную благодарность сельских жителей. «Такая организация умиляет крестьян. Матери не могут не быть благодарны», - написано в статье [5, с. 12].
Вот как представлялось забайкальским кооператорам устройство яслей: «это как бы созданные христианским (кооперативным) отношением колыбели, или люльки, служащие на время денного труда деревенских матерей-работниц приютом для их грудных младенцев. Тут несколько добровольно откликнувшихся, или специально нанятых нянек, которые и ухаживают за чужими малютками, как за своими, следят за их сном, кормят, моют, играют и т.д». По мнению автора статьи, ясли должны были действовать в страдную крестьянскую пору - июль, август и сентябрь.
Гораздо более сложной задачей виделась кооператорам организация детского сада, который «может сосуществовать круглый год и который по характеру своего названия содержит в себе как бы питомник детей» [5, с. 12]. К сожалению, информацией о том, как на практике были реализованы проекты кооператоров в области дошкольного образования, мы не располагаем. Однако само по себе обращение к этой проблеме, безусловно, заслуживает положительной оценки.
Не обходили вниманием кооператоры и детей более старшего возраста, организуя для них различные мероприятия. К примеру, культурно-просветительная комиссия при Амодовском, Черновском и Ново-Кукинском обществах потребителей организовала в середине мая 1919 года экскурсию учеников начальных школ в Читу.
Большую роль в организации образовательной и культурно-просветительной деятельности забайкальские кооператоры отводили библиотекам, стремясь вызвать у сельского населения потребность в чтении
книг. Из № 8 журнала «Кооперативное слово», вышедшего 9 мая 1919 года, узнаём, что в библиотеку (к сожалению, не указано какую), по данным за февраль, поступило 146 книг (что, в принципе, является внушительным числом), записалось 148 читателей, которым на дом было выдано 242 книги (!). Особое внимание придавалось личности библиотекаря; он должен был не только хорошо знать литературу, но и уметь организовать народные чтения и лекции, активно распространять кооперативные идеи.
Ещё одним направлением образовательной и культурно-просветительной деятельности было языковое образование. Имеющиеся в нашем распоряжении архивные документы позволяют утверждать, что кооперативные организации Забайкалья активно содействовали распространению в регионе эсперанто. Так, делегатский съезд Забайкальского кредитного кооперативного союза на своём заседании 13 апреля 1918 года, выслушав доклад об эсперанто и значении его для кооперации, приветствовал идею распространения этого «будущего международного языка демократии в кооперативной среде». Культурно-просветительному отделу было поручено выработать совместно с Забайкальским обществом эсперантистов план распространения эсперанто между работниками забайкальской кооперации [7, л. 53]. Результатом этого решения стало открытие обществ по изучению этого языка в нескольких населенных пунктах Забайкалья. Одно из них, действовавшее в Нерчинске, в письме, адресованном Забайкальскому обществу эсперантистов, 6 марта 1921 года сообщало, что имеется две группы по 20 человек, и прогнозировало возможность объединения в рядах организации еще 200 человек. В письме содержится настоятельная просьба выслать устав организации и «хотя бы немного какой-нибудь литературы», так как «на 40 человек всего 3 учебника» [11, л. 68].
Понимая, что отсутствие учебной литературы служит серьезным препятствием на пути распространения языка, кооператоры Забайкалья предпринимали конкретные шаги для решения этой проблемы. Из протокола № 21 заседания культпросвет комиссии Областного союза забайкальских кооперативов от 8 октября 1918 года узнаём, что одним из вопросов, стоявших на повестке дня, было обсуждение необходимости издания учебника эсперанто книжным скла-
дом областного союза. Культурно-просветительная комиссия нашла желательным издание учебника средствами книжного склада областного союза, что и зафиксировано в сохранившемся протоколе. Кроме этого, забайкальские кооператоры предпринимали многократные попытки ввести изучение эсперанто в программу общеобразовательных курсов, что подтверждается сохранившимися протоколами заседаний культпросвет комиссии Областного союза забайкальских кооперативов за октябрь 1918 года [8, л. 126].
В журнале «Кооперативное слово» имелся специальный раздел, посвященный изучению эсперанто, выходивший с эпиграфом «Эсперанто - международный язык демократии». К примеру, в номере за 7 февраля 1919 года опубликована статья о международном конгрессе эсперантистов, в которой приведены аргументы в пользу изучения этого языка. Передавая впечатления людей, говоривших на эсперанто, автор так описывает эмоциональное состояние людей: «Люди зрелые радуются, как дети». Особый интерес, по мнению участников, вызвала постановка комедии Мольера, которую «играли любители, принадлежавшие к шести разным нациям» [6, с. 57]. Ещё одна статья данного раздела посвящена опыту работы эсперантистов Владивостока, призывавших своих сторонников всячески способствовать распространению эсперанто.
Суммируя все вышеизложенное, можно заключить, что в 1916-1920 годах в Забайкалье сложилась и действовала система кооперативных обществ, успешно осуществлявших многогранную образовательную и культурно-просветительную деятельность. Основными направлениями данной работы, согласно архивным материалам и публикациям журнала «Кооперативное слово», являлась организация общеобразовательных и профессиональных курсов, читален, библиотек, народных театров и обществ по изучению эсперанто. На наш взгляд, именно в этот период кооперативное движение играло ведущую роль в социальной, экономической, культурной и общественной жизни Забайкалья. Исторический опыт потребительской кооперации Забайкалья имеет большое значение для её дальнейшего развития и может быть с успехом использован для организации дополнительного образования различными ведомствами и организациями.
Библиографический список
1. Коряков И.А., Корякова Л.Х. Очерки по истории потребительской кооперации Забайкалья (1931-1050 гг.) Чита: Изд-во газеты "Забайкальское село", 1992. Т.1. 289 с.
2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1: А-М. 608 с.
3. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. Т. I. Общий очерк / гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2000. 302 с.
4. Народный театр (спектакли), как первая ступень культурно-просветительной работы в деревне // Кооперативное
слово. 1918. № 11.
5. Кооперация и дошкольное образование // Кооперативное слово. 1919. № 16.
6. Из эсперантско-кооперативной хроники // Кооперативное слово. 1919. № 11.
7. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК), фонд 4, опись 5, дело 155.
8. ГАЗК. Фонд 35. Опись 4. Дело 761.
9. ГАЗК. Фонд 35. Опись 4. Дело 874.
10. ГАЗК. Фонд 35. Опись 4. Дело 956.
11. ГАЗК. Фнд р-467. Опись 1. Дело 1.