Научная статья на тему 'Образовательные технологии в развитии молодежного предпринимательства'

Образовательные технологии в развитии молодежного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
281
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ИНКОРПОРАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / INTENSIFICATION OF BUSINESS ACTIVITIES / YOUNG PEOPLE / INCORPORATIVE EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мельников Михаил Сергеевич

Вопрос вовлечения молодежи в экономику страны, в решение социальных, государственных, региональных задач актуальная проблема, требующая всестороннего изучения и решения. В статье рассматривается возможность повышения профессиональной подготовки молодежи путем развития и применения инкорпоративных образовательных программ, реализуемых с применением интерактивных деловых игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Technologies and Business Opportunities for Young People

Attracting young people to national economy, getting them involved in finding solutions to social as well as governmental and regional problems must be seriously considered and studied from multiple standpoints. The paper focuses on the existing opportunities of professional training of young people via developing incorporative education programs using interactive business games.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии в развитии молодежного предпринимательства»

Мельников Михаил Сергеевич

канд. экон. наук, ст. преподаватель,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва msmelnikov@yandex.ru

образовательные технологии в развитии молодежного

предпринимательства

_Аннотация

Вопрос вовлечения молодежи в экономику страны, в решение социальных, государственных, региональных задач - актуальная проблема, требующая всестороннего изучения и решения. В статье рассматривается возможность повышения профессиональной подготовки молодежи путем развития и применения инкорпоративных образовательных программ, реализуемых с применением интерактивных деловых игр.

Ключевые слова: активизация предпринимательской деятельности, молодежь, инкорпоративные образовательные программы

Необходимость модернизации экономики, развития инновационных технологий и организаций в России требуют формирования новых навыков активного и профессионального участия молодежи в решении общественных, государственных и профессиональных проблем. Молодежь - это часть населения, объединенная интеллектуальной активностью, мобильностью, желанием изменить жизнь к лучшему, амбициозной позицией «состояться в этой жизни». В этой связи перед обществом стоит важная задача интеграции молодых людей в экономическое, политическое, социокультурное пространство России. Сегодня молодежь России - это 44 939 тыс.человек(5) в возрасте от

15 до 34 лет. Составляя 32% всего населения страны, данная группа обладает уникальными качествами, определяющими возможность ее участия в предпринимательской деятельности, такими как энергичность, креативность, когнитивность мышления, способность быстро принимать решения в условиях риска и т.д. Несмотря на свой огромный предпринимательский потенциал, только 26 407 тыс. чел. молодых людей занято в экономике, что составляет 59% самой активной части населения (см. рис. 1 на с. 202). Это значит, что незанятая в экономике часть молодежи способна удвоить экономический эффект при переходе в активную позицию.

Причины молодежной экономической неактивности. Низкая степень преемственности поколений

Причин такого молодежного экономического бездействия много. Не будем брать во внимание общепринятое мнение, что в России слабая и неразвитая институциональная среда для предпринимательства, породившая беспрецедентную коррупцию. В России такая институциональная среда, какой ее сделало общество для своих целей. Причины молодежной экономической неактивности коренятся гораздо глубже. Перечислим основные.

Первой причиной является низкая степень преемственности поколений. Представители старшего поколения, которые находятся сейчас у власти и занимают ключевые места в экономической деятельности общества, профессионально сформировались еще при СССР c присущими той эпохе традициями управления, образования, ведения хозяйственной деятельности, восприятия информации. Молодежь же выросла уже в другой стране с другими моральными, нравственными, этическими принципами. Она выросла при другой экономической и поли-

тической системе. Она по-другому ориентируется в глобальном информационном пространстве. Разница между поколением, выросшем в СССР, и молодым поколением, выросшем в новой России, огромна. Из-за этой разницы старшее поколение не может качественно и эффективно передать молодежи свой лучший опыт и ценные знания, а также дать молодым свободу и возможность для хозяйственной деятельности.

Кроме того, предпринимательская деятельность в нашей стране достаточно долгий период практически отсутствовала, и официально признана лишь в конце XX века. В результате естественные феномены развития предпринимательства, обуславливающие преемственность поколений, пройденные западными странами, в нашей стране только начитают формироваться.

Проблема существующих технологий образования

Вторая ключевая причина низкой экономической активности молодежи заключается в существующих технологиях образования. Традиционно считается, что уровень образования российского насе-

Рис.1. Оценка занятости молодежи в экономике России

ления, один из самых высоких в мире (8). Действительно, по этому показателю Россия занимает 25-е место из 139, значительно опережая Китай, Индию и Бразилию. Во многом эти успехи определены образовательной системой, сформировавшейся еще в СССР. Государственная политика в тот период была направлена на повышение уровня образования, а стремления людей - на получение высшего образования, определяющего социальный статус человека. В настоящее время по количественным показателям в области высшего образования Россия опережает такие страны как Францию, Германию, а также Польшу и Чехию. Россия об ладает особенно высоким потенциалом развития деятельности, связанной с научными исследованиями и разработками, а также высокотехнологичного производства и услуг. При этом начальное и среднее профессиональное образование у нас в стране практически ликвидировано, что в некоторой степени является барьером для ведения бизнеса.

Существует также значительный разрыв между теоретическими знаниями, полученными в процессе обучения, и практикой их применения. По мнению А.Г. Грязновой (7) «...изучаемая в вузах экономическая теория помогает практику не в большей степени, чем знание принципиальной (школьной) схемы работы двигателя внутреннего сгорания способно помочь конструктору разработать мотор нового автомобиля». Переход к обучению, ориентированному на практику, в котором бы учитывалась специфика и потребности различных областей экономики, не может произойти мгновенно. Для этого необходимо усиление взаимодействия

между вузами и организациями отрасли. Причем, эти альянсы должны охватывать как область производственной практики, так и научно-исследовательские разработки, научные семинары и конференции, преподавание по типу «Приглашенный лектор» или «Гостевая неделя», широко используемое на факультете Бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова, а также совместное издание учебной и методической литературы. Залогом профессионального роста в большинстве стран является система непрерывного образования, которая подразумевает в широком смысле этого слова как непрерывное образование на протяжении всей жизни, так и, в узком смысле, непрерывное профессиональное образование, обеспечивающее соответствие знаний и умений современным динамичным потребностям различных секторов экономики. В условиях постоянного повышения уровня информатизации общества для образовательный структур и населения открылось в этой связи много новых возможностей: дистанционное и очно-заочное обучение, интерактивный обмен знаниями и др.

молодежь - это часть населения, объединенная не только юным возрастом и пока еще незначительным жизненным опытом, но и ... амбициозной позицией «состояться в этой жизни»

Нежелание молодежи экономически развивать общество

Третья проблема низкой экономической активности молодежи коренится в ней самой - это нежелание экономически развивать общество и неверие в возможность успешной реализации этого процесса, вызванное неудовлетворительным ходом отдельных экономических реформ, серией экономических кризисов, высоким уровнем коррупции, недостаточным развитием инфраструктуры, необходимой для повышения активности в сфере предпринимательства.

Для решения ключевой задачи второго десятилетия XXI века в России - массового включения молодого предпринимательства в экономическое развитие страны, необходимо объединить молодежь вокруг развития своей территории посредством применения современных телекоммуникационных возможностей. На местах - территориях проживания, необходимо активизировать экономическую активность молодого населения, разработав и внедрив программы экономико-управленческого образования, формирующие управленческую компетентность и реализуемые в виде интерактивных командных управленческих деловых игр в сети интернет.

Центральными программами экономико-управленческого образования населения должны являться образовательные программы, обучающие основам инкорпоративного метода хозяйствования и решения конкретных

сегодня молодежь России -это 44 939 тыс. человек в возрасте от 15 до 34 лет

задач по формированию институциональной среды, инкорпоративного социального, политического, финансового, экологического и экономического развития территорий и регионов. Инкорпоративные образовательные программы позволят населению овладеть навыками разработки муниципальных программ «Социально-экономической и правовой поддержки инкорпоративных интересов населения» и «Создание муниципальных финансово-производственных инкор-поративных организаций».

Молодежные инкорпоративные образовательные программы

Молодежь, которая обладает преимуществом в освоении интернет-пространства, может обучиться на инкорпо-ративных образовательных программах и объединиться в молодежные команды лидеров инкорпоративного муниципального развития. Эти команды смогут разработать концепцию и стратегию инновационного(инкорпоративного) социально-экономического развития территории своего проживания и приступить к их реализации посредством муниципальных программ социально-экономической и правовой поддержки инкорпоративных интересов молодых инновационных предпринимателей, создав муниципальные финансово-производственные инкор-поративные организации. Молодежные инкорпоративные образовательные программы имеют три взаимопроникающих направления:

- «Муниципальные программы социально-экономической и правовой поддержки инкорпоративных интересов молодых инновационных предпринимателей»;

- «Молодой лидер муниципальной власти»;

Муниципальные программы социально-экономической и правовой поддержки инкорпоративных интересов молодых инновационных предпринимателей

Создание молодежью инкорпоративной собственности на местах

Созданиесоциально-экономическихусловий для ускоренного развития высокотехнологичной кластерной экономики

Рис. 2. Муниципальные программы социально-экономической и правовой поддержки инкорпоративных интересов молодых инновационных предпринимателей

Молодой лидер муниципальной власти

Создание молодежью институциональных условий для высокоэффективного управления территориями

Создание социально-экономических условий для ускоренного развития высокотехнологичной кластерной экономики

Рис. 3. Инкорпоративная образовательная программа «Молодой лидер муниципальной власти»

Инновационная система отбора и формирования молодежного резерва управленческих кадров

_

Эффективное управление собственностью на местах и в регионах

V —

Создание большого количества профессиональных менеджеров по эффективному управлению социально-экономическим развитием российского общества

Рис. 4. Инкорпоративная образовательная программа «Инновационная система отбора и формирования молодежного резерва управленческих кадров»

...естественные феномены развития предпринимательства, обуславливающие преемственность поколений, пройденные западными

странами, в нашей стране только начитают формироваться

- «Инновационная система отбора и формирования молодежного резерва управленческих кадров». Центральными в молодежных инкорпо-ративных образовательных программах выступают «Муниципальные программы социально-экономической и правовой поддержки инкорпоративных интересов молодых инновационных предпринимателей». Обучившись по этим программам, молодежь сможет создать свою инкорпоративную собственность на местах, которая позволит повысить качество жизни населения не только для себя, но и для всей территории (см. рис. 2 на с. 205). Программа «Молодой лидер муниципальной власти» позволит молодежи сориентироваться в политических переплетениях общества и включиться в создание и совершенствование институциональных условий устойчивого ускоренного социально-экономического развития своей территории, своего региона и России в целом (см. рис. 3 на с. 205).

Программа «Инновационная система отбора и формирования молодеж-

ного резерва управленческих кадров» ориентирована на подготовку молодежи эффективно управлять своей инкорпоративной собственностью, развивая ее и получая ценнейшие управленческие навыки (см. рис. 4 на с.205). Впоследствии большое количество молодых команд профессиональных менеджеров по эффективному управлению социально-экономическим развитием территорий и регионов смогут на конкурсной основе управлять развитием территорий в любой точке России.

Заключение

Проект экономико-управленческого образования населения в целом и программы молодежного инкор-поративного образования, в частности, позволят молодежи удобным и привычным для нее способом получить с помощью интерактивных управленческих деловых игр знания и способность вовлечься в экономическую жизнь общества, повысить уровень качества как своей жизни, так и жизни всего российского общества. Молодежные инкорпора-тивные образовательные программы позволят решить и проблему преемственности поколений, ведь грамотные и энергичные профессиональные менеджеры и предприниматели всегда были востребованы на всех уровнях власти и бизнеса и могли самостоятельно прокладывать себе дорогу.

Литература

1. Инкорпоративное социально-экономическое развитие территорий и регионов: теоретико-методологические основы / К.Л. Жихарев, С.Б. Мельников, Н.С. Мельникова, В.Ю. Романова. - М.: Муниципальный мир, 2007.

2. Управление развитием муниципальной экономики: инкорпоративный подход: В двух частях. Ч.1: Основы инкорпоративного подхода к управлению развитием муниципальной экономики / В.Л.Асанов, Л.Г. Дяченко, С.Б. Мельников. - М.: МАКС Пресс, 2007.

3. Управление развитием муниципальной экономики: инкорпоративный подход: В двух частях. Ч.11: Управление развитием некоммерческого сектора муниципальной экономки на основе местных ресурсов / В.Л. Асанов, Л.Г Дяченко, С.Б. Мельников. - М.: МАКС Пресс, 2007.

4. Инновационная система управления развитием территорий / С.Б. Мельников Н.С. Мельникова, К.П. Ткаченко. - М.: МАКС Пресс, 2008.

5. Федеральная служба государственной статистики (Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru.

6. Народный проект Экономико-управленческое образование населения (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.incorp-pion.ru.

7. Грязнова А.Г. О роли экономической теории в подготовке экономистов-практиков // Вестник Финансовой Академии. - 2005. - №1.

8. Доклад о конкурентоспособности России 2011 «Закладывая фундамент устойчивого развития» / Маргарет Држенек Хануз, Всемирный экономический форум, Алексей Праздничных, Стратеджи Партнерс Группа, Евразийский институт конкурентоспособ-

Mikhail S. Melnikov

Cand. of Econ. Sci., Senior Lecturer,

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Educational Technologies and Business Opportunities for Young People

_Abstract

Attracting young people to national economy, getting them involved in finding solutions to social as well as governmental and regional problems must be seriously considered and studied from multiple standpoints. The paper focuses on the existing opportunities of professional training of young people via developing incorporative education programs using interactive business games.

Keywords: intensification of business activities, young people, incorporative education programs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.