Научная статья на тему 'Уровневая система формирования у молодежи мотивации к занятию предпринимательством'

Уровневая система формирования у молодежи мотивации к занятию предпринимательством Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ENTREPRENEURSHIP / YOUTH / STUDENTS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина Р. Ф.

В работе описаны теоретические аспекты уровневой системы формирования мотивации у молодежи к занятию предпринимательством. Выделены 4 уровня: федеральный, региональный, муниципальный, университетский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF LEVELS IN BUILDING UP THE MOTIVATION OF THE YOUTH TO STARTING THE ENTERPRENEURSHIP

In this article theoretical aspects of the system of levels in building up the motivation of the youth to starting the enterpreneurship are described. Four levels are pointed out: federal, regional, municipal and university.

Текст научной работы на тему «Уровневая система формирования у молодежи мотивации к занятию предпринимательством»

открытий. - 2011. - Т. 21. - № 9,5.

11. Чернявская, В.С. Компетентность в обратной связи тренера по спортивной работе // Секреты педагогического мастерства: монография / под ред. И.А. Ахьямова [и др.]. - Новосибирск, 2009. - Кн. 3.

12. Усов, Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1989.

Bibliography

1. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetentnosti kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. - M., 2004.

2. Iljyazova, M.D. Formirovanie invariantov professionaljnoyj kompetentnosti studenta: situacionno-kontekstnihyj podkhod: avtoref. dis...d-ra

ped. nauk. - M., 2011.

3. Bolonskiyj process: evropeyjskie i nacionaljnihe strukturih kvalifikaciyj (Kniga-prilozhenie) / pod red. V.I. Bayjdenko. - M., 2009.

4. Stolyarenko, L.D. Psikhologiya delovogo obtheniya i upravleniya. - Rostov n/D, 2005.

5. Manzheleyj, I.V. Pedagogicheskie modeli fizicheskogo vospitaniya: ucheb. posobie. - M., 2005.

6. Kasatkin, S.F. Tekhnika obratnoyj svyazi. - SPb., 2002.

7. Viner, N. Kibernetika i obthestvo. - M., 1958.

8. Petrovskaya, L.A. Kompetentnostj v obthenii. Socialjno-psikhologicheskiyj trening. - M., 1989.

9. Solovjeva, O.V. Obratnaya svyazj v mezhlichnostnom obthenii. - M., 1992.

10. Chernyavskaya, V.S. Psikhologicheskiyj potencial obratnoyj svyazi v gumanitarnihkh tekhnologiyakh situacionnogo centra // V mire nauchnihkh

otkrihtiyj. - 2011. - T. 21. - № 9,5.

11. Chernyavskaya, V.S. Kompetentnostj v obratnoyj svyazi trenera po sportivnoyj rabote // Sekretih pedagogicheskogo masterstva: monografiya / pod red. I.A. Akhjyamova [i dr.]. - Novosibirsk, 2009. - Kn. 3.

12. Usov, Yu.N. Kinoobrazovanie kak sredstvo ehsteticheskogo vospitaniya i khudozhestvennogo razvitiya shkoljnikov: dis. ... d-ra ped. nauk. -M., 1989.

Статья поступила в редакцию 17.03.12

УДК 378:351.851

Lopatina R.F. THE SYSTEM OF LEVELS IN BUILDING UP THE MOTIVATION OF THE YOUTH TO STARTING THE ENTERPRENEURSHIP. In this article theoretical aspects of the system of levels in building up the motivation of the youth to starting the enterpreneurship are described. Four levels are pointed out: federal, regional, municipal and university.

Key words: entrepreneurship, youth, students, motivation.

Р. Ф. Лопатина, соискатель АКемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: altamira5@mail.ru

УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У МОЛОДЕЖИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ

В работе описаны теоретические аспекты уровневой системы формирования мотивации у молодежи к занятию предпринимательством. Выделены 4 уровня: федеральный, региональный, муниципальный, университетский.

Ключевые слова: предпринимательство, молодежь, студенты, мотивация.

В настоящее время особую актуальность приобретает целенаправленная систематическая работа по формированию нового поколения молодых предпринимателей, способных играть более активную роль в экономике, бизнесе, образовании, науке, культуре и обществе. Развитие молодежного предпринимательства признано одним из наиболее эффективных инструментов, способных ускорить процесс перехода региональной экономики, способствующей развитию социально-культурной сферы, на инновационный путь развития.

В настоящее время особым требованием являются качественно новые характеристики молодого предпринимательского сообщества: инициативность, креативность, инновационное мышление. На наш взгляд, одной из основных проблем развития молодежного предпринимательства является отсутствие мотивации молодого человека к открытию собственного бизнеса. Мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрением человека и особенностями его представления о себе, личностными особенностями и функциональным состоянием, переживаниями, знаниями о среде и прогнозах ее изменения, ожидаемыми последствиями и оценками других людей [1; 2].

Мотивация (от лат. moveo - двигаю) - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности [3].

В своей работе «Мотивация и личность» (1954) А. Маслоу отмечает, что все потребности человека - врожденные или инстинктивные и, что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, делясь на:

1) физиологические;

2) безопасность;

3) любовь / принадлежность к чему-либо;

4) уважение;

5) познание;

6) эстетика;

7) самоактуализация (самовыражение, самоутверждение).

Стремление к самоутверждению является важнейшей социальной потребностью, «венцом» так называемой «пирамиды Маслоу» [4].

В настоящее время возможность самоактуализации с помощью организации собственного бизнеса в России доступна практически каждому молодому человеку Важное значение при этом имеет формирование правильной мотивационной установки на осуществление данного вида деятельности. В современных условиях в нашей стране формирование мотивации к занятию предпринимательской деятельностью осуществляется с использованием административного ресурса, поскольку власть заинтересована в создании нового поколения молодых и инициативных бизнесменов. Внешние мотивы в данном случае являются стимулами, т.к. их целью является стимулирование определенных действий или определенного поведения субъекта. Административная политика, направленная на создание стимулов для развития молодежного предпринимательства, осуществляется на различных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный, вузовский и др.) и носит комплексный характер.

Федеральный уровень. Реализация данного направления включает целый спектр мероприятий: образовательные, направленные на повышение личных и предпринимательских компетенций молодых людей, желающих открыть собственное дело; пре-

доставление финансовой поддержки начинающим молодым предпринимателям в виде грантов и субсидий; сопровождение начинающих молодых предпринимателей на ранних стадиях открытия бизнеса.

Федеральный орган молодежной политики Росмолодежь реализует различные проекты, направленные на поддержку молодых предпринимателей: Зворыкинский проект, Молодежный образовательный форум «Селигер», общероссийский проект «Ты

- предприниматель» и др. [5; 6; 7].

В целом, данные проекты работают по трем основным направлениям:

1) вовлечение молодежи в предпринимательство - создание системы мероприятий, сопровождающей молодых авторов перспективных предпринимательских идей на всем пути до этапа создания нового предприятия;

2) поддержка начинающих молодых предпринимателей на первых этапах хозяйственной деятельности предприятий - оказание консультационной, инвестиционной, инфраструктурной поддержки;

3) поддержка успешных молодых предпринимателей - создание коммуникационных, консультационных площадок для успешных молодых предпринимателей.

Региональный уровень. Как правило, осуществляется в субъектах Российской Федерации и включает мероприятия регионального уровня. Необходимость мер практической поддержки предпринимательства в Кемеровской области отмечена в Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г. [8].

В 2011 году в составе долгосрочной целевой программы «Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области» на 2008-2013 гг. была принята Подпрограмма «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» с целью реализации регионального этапа всероссийского проекта «Ты -предприниматель». Основной целью данной подпрограммы стало: «стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательства путем реализации на территории Кемеровской области действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность» [9]. Реализация проекта предполагала конкурсный отбор участников, проведение образовательных программ общего и углубленного содержания, организацию стажировок на предприятиях страны и за рубежом.

Большую роль в реализации мероприятий, направленных на развитие и поддержку молодежного предпринимательства играет Кемеровский региональный ресурсный центр [10], основными видами деятельности которого по данному направлению являются организация профессиональной подготовки и переподготовки руководителей и сотрудников предприятий всех форм собственности в российских и зарубежных образовательных учреждениях; информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также бизнес-сообществ о проектах и программах, реализуемых с участием российских и зарубежных организаций, по распространению новых моделей управления, об инициативах и конкурсах зарубежных программ подготовки специалистов; подбор по базе данных выпускников Президентской программы, являющихся специалистами для организаций всех форм собственности Сибирского региона на основе профессиональных способностей, личных качеств и опыта работы соискателей; содействие в реализации инновационных проектов малого и среднего бизне-

са, привлечение инвестиций в регион, содействие в установлении деловых контактов; подготовка бизнес-проектов, проведение маркетинговых исследований, участие в выставках и ярмарках.

Кроме того, в Кемеровской области организуются и проводятся традиционные форумы, целевой аудиторией которых являются начинающие и молодые бизнесмены: «Старт», «Точка роста» и др. [11]. Все они направлены на создание коммуникативной площадки для обмена позитивным опытом среди кузбасских предпринимателей, привлечение ведущих экспертов России, повышение информированности о мировых трендах в экономическом развитии.

Значительную роль в консолидации молодых предпринимателей региона играют некоммерческие региональные общественные организации: Ассоциация молодых предпринимателей Кемеровское региональное отделение [12], Кемеровское областное отделение «ОПОРА РОССИИ», включающего Комитет молодежного предпринимательства, в функции которого входит изучение и мониторинг состояния молодежной предпринимательской деятельности в России, Кемеровской области и тенденций ее развития; осуществление сотрудничества с государственными, общественными и бизнес-структурами с целью решения проблемных вопросов молодых предпринимателей кузбасского региона; реализация программ, проектов и инициатив, ведение консультаций, направленных на оказание помощи представителям молодежного предпринимательства в области экономики, права, образования, науки и культуры и др. [13].

В целом, можно констатировать, что значимость создания благоприятной социокультурной среды для развития молодежного предпринимательства, структурной перестройки экономики, повышения ее устойчивости и разнообразия предложений на рынке труда очевидна для региональных властей и их деятельность направлена на развитие мотивации к предпринимательской деятельности.

Муниципальный уровень. На муниципальном уровне реализуется комплекс мероприятий в рамках федеральной и региональной политики. Функционирует Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства, предоставляющий спектр услуг, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в городах; проводится ежегодный форум «Город нового поколения», работа одной из площадок которого направлена на поддержку проектов в области молодежного предпринимательства.

В целом, на наш взгляд, особое место в данной уровневой системе занимает вузовский уровень, этому способствует несколько факторов:

1) большинство молодых людей впервые посещают мысли о создании собственного бизнеса именно в студенчестве;

2) наиболее полная официальная информация о планируемых и реализуемых властями мероприятиях направляется и аккумулируется в вузах;

3) распространение получило создание и функционирование на базе вузов малых инновационных и бизнес-предприятий.

На наш взгляд, для успешной реализации указанной уровне-вой политики необходима полная интеграция в нее вузов, которые не только являются медиаторами между властью и студентами - потенциальными предпринимателями, но и играют особую роль в формировании и развитии мотивации к предпринимательской деятельности.

Библиографический список

1. Иванников, В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. - 1985. - № 3.

2. Иванников, В.А. Проблема воли: история и современность // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.

3. Мотивация [Э/р]. - Р/д: ru.wikipedia.org

4. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. - СПб., 1999.

5. Зворыкинский проект - описание [Э/р]. - Р/д: http://www.innovaterussia.ru/info/project_description

6. Молодежный образовательный форум «Селигер» [Э/р]. - Р/д: http://www.forumseliger.ru

7. Общероссийский проект «Ты-предприниматель» [Э/р]. - Р/д: http://molpred.ru

8. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года [Э/р]. - Р/д: http://www.ako.ru/PRESS/MESS/TEXT/ doktrina/str25_rus.pdf

9. Реализация регионального этапа общероссйского проекта «Ты-предприниматель» [Э/р]. - Р/д: http://molpred42.ru

10. Кемеровский региональный ресурсный центр [Э/р]. - Р/д: http://www.pprog-kuzbass.ru

11. Форум «Старт. Точка роста» [Э/р]. - Р/д: http://www.ampr-kuzbass.ru/point

12. Региональное отделение Ассоциации молодых предпринимателей России [Э/р]. - Р/д: http://ampr-kuzbass.ru

13. НКО в Кузбассе. - 2011. - № 6 (117) ноябрь-декабрь.

Bibliography

1. Ivannikov, V.A. Formirovanie pobuzhdeniya k deyjstviyu // Voprosih psikhologii. - 1985. - № 3.

2. Ivannikov, V.A. Problema voli: istoriya i sovremennostj // Problemih psikhologii voli.- Ryazanj, 1991.

3. Motivaciya [Eh/r]. - R/d: ru.wikipedia.org

4. Maslou, A.G. Motivaciya i lichnostj. - SPb., 1999.

5. Zvorihkinskiyj proekt - opisanie [Eh/r]. - R/d: http://www.innovaterussia.ru/info/project_description

6. Molodezhnihyj obrazovateljnihyj forum «Seliger» [Eh/r]. - R/d: http://www.forumseliger.ru

7. Obtherossiyjskiyj proekt «Tih-predprinimatelj» [Eh/r]. - R/d: http://molpred.ru

8. Strategiya socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya Kemerovskoyj oblasti do 2025 goda [Eh/r]. - R/d: http://www.ako.ru/PRESS/MESS/TEXT/ doktrina/str25_rus.pdf

9. Realizaciya regionaljnogo ehtapa obtherossyjskogo proekta «Tih-predprinimatelj» [Eh/r]. - R/d: http://molpred42.ru

10. Kemerovskiyj regionaljnihyj resursnihyj centr [Eh/r]. - R/d: http://www.pprog-kuzbass.ru

11. Forum «Start. Tochka rosta» [Eh/r]. - R/d: http://www.ampr-kuzbass.ru/point

12. Regionaljnoe otdelenie Associacii molodihkh predprinimateleyj Rossii [Eh/r]. - R/d: http://ampr-kuzbass.ru

13. NKO v Kuzbasse. - 2011. - № 6 (117) noyabrj-dekabrj.

Статья поступила в редакцию 07.03.12

УДК 372.8

Kerimova A.V. TO THE QUESTION OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS TO ECOLOGICAL FORMATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. The article is devoted to environmental education in preschool educational institutions. The author examines theoretical and methodological basis of training future teachers of natural sciences for environmental education preschool children.

Key words: ecological education and upbringing, preschool education, strategy of continuous ecological education, ecological culture.

А.В. Керимова, канд. пед. наук, проф. ДГПУ, РД. г. Махачкала, E-mail: aida.karim@yandex.ru

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена вопросам экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях. Автор рассматривает теоретические и методические основы подготовки будущих педагогов естественнонаучного профиля для осуществления экологического образования дошкольников.

Ключевые слова: экологическое образование и воспитание, дошкольный уровень образования, концепция непрерывного экологического образования, экологическая культура.

На всех этапах своего исторического развития общество предъявляет высокие требования к специалистам в области образования, так как от них зависит образовательный уровень общества. В настоящее время подготовка современного педагога должна обеспечивать высокий уровень его компетентности и мобильности.

К современному специалисту в области образования предъявляются принципиально новые требования, для реализации которых необходимы изменения структуры и содержания всей системы высшего педагогического образования. Одним из них является требование готовности выпускника педагогического вуза решать задачи экологического образования в практике обучения и воспитания на всех уровнях общего и профессионального образования.

Экологическое образование в мировой педагогической практике развивается как важнейшее условие сохранения и развития человеческой цивилизации. По мнению И.Н. Пономаревой,

В.П. Соломина, экологическое образование подрастающего поколения и подготовка учителя к этой деятельности стало частью мировой стратегии в развитии современного российского образования [1].

Необходимо отметить, что экологическое образование в России затрагивает все уровни образования. Одним из важнейших сегментов предметного поля экологического образования является образование дошкольников, становление которого происходило различными путями. Первый путь - инициатива внедрения элементов экологического образования принадлежит непосредственно коллективу дошкольного учреждения, который работает самостоятельно в данном направлении, используя и адаптируя известные программы или создавая собственные; второй - разрабатывается региональная концепция непрерывного экологического образования, в которой отводиться место дошкольной ступени; третий - дошкольные учреждения, выбравшие экологическую тематику включаются в общую региональную систему экологического образования [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Синтезом идеи экологического образования является концепция непрерывного экологического образования, сущность которой выражается в следующих целях: развитие экологического сознания и мышления; экологической культуры личности и общества; ответственного отношения каждого человека к природе; формирование практического опыта природопользования, компетентного принятия решений. Опираясь на труды Н.А. Рыжовой-[3] нами выделены следующие составляющие современного экологического образования дошкольников:

- традиционные методы, которые осуществляются на тесном контакте детей с природой (натуралистические наблюдения, экскурсии);

- народные традиции (фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки);

- мировой опыт: зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников, наиболее известны разработки специалистов США, Швеции.

Реализация современного экологического образования в нашей стране начинается в 90-е годы ХХ века, разрабатываются экологические программы и элементы технологий их достижения, появляются стандарты подготовки специалистов в области экологического образования (1995 г., 2000 г., 2005 г.). Так с принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), «Об экологической безопасности России» (1993 г.) и Постановления об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ (1994 г.) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, начальным звеном которого является дошкольное, где закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру [4].

Экологическое образование на этапе дошкольного образования играет важную роль, так как именно в этом возрасте у детей закладывается фундамент отношений с природой и начинает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.