Можно выделить несколько причин возрастания роли принципа междисциплинарности в современном образовании, главная из которых для нас заключается в объективном процессе сближения двух областей знания - естественнонаучной и гуманитарной. Так, например, применительно к профессиональной подготовке, иностранный язык интегрирует содержание различных дисциплин, тем самым образуя «целостный конструкт, в котором усиливается профессиональная направленность лингвистической компоненты» [1], позволяя реализовать лингвистическую подготовку как существенную составляющую профессионального образования специалистов, интегрированную в целостный процесс профессиональной подготовки. Более того, сам язык влияет на содержание и формирование концептуальных основ многих дисциплин.
В условиях междисциплинарного обучения взаимосвязь различных учебных предметов существенно повлияла на построение программ подготовки студентов к конструктивной коммуникативной деятельности, структурирование учебного материала, на отбор форм и методов обучения. Другими словами, определяя и формулируя задачи обучения, мы учитывали возможность применения, развития, закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных студентами при изучении профилирующих дисциплин. В содержании учебного материала мы вычленяли вопросы, изучение которых требует опоры на знания, ранее усвоенные из других предметов. Практически все вузовские дисциплины могут дать богатый материал для осуществления межпредметных связей. Однако при этом мы учитывали, что опора на связь с какой-либо наукой представляет собой не сообщение сведений преподавателем, а активное привлечение самих студентов к поиску интересующей их полезной информации [2]. Таким образом, межпредметные связи оказывали всестороннее влияние на процесс обучения - от постановки целей и задач до его непосредственной реализации и результатов.
Мы учитывали различные виды межпредметных интегративных связей и использовали их в процессе подготовки студентов к конструктивной коммуникативной деятельности.
Это прямые и обратные связи по критерию направленности, когда один из предметов (одна из дисциплин) выступал основой межпредметной интеграции.
Примером прямой связи служит изучение специального иностранного языка на основе специализированной терминологии профильных предметов. В частности, нами были разработаны и использованы в процессе формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов такие учебно-методические материалы как: General English for Technical Students / учебное пособие; Английский язык для инженеров сварочного производства / учебное пособие и др.
Обратная связь реализовывалась, в частности, при изучении терминов, относящихся к специализированным предметам,
Библиографический список
на базе занятий по подготовке студентов к иноязычной профессионально-коммуникативной деятельности, активно применялись совместно разработанные кафедрами материалы. В соответствии с тематикой курса разрабатывались коммуникативные упражнения, которые, во-первых, являются ситуативными, во-вторых, автоматизируют языковую форму не в отрыве, а в связи с ее функцией в речи, в-третьих, направляют сознание обучаемых не на форму, а на цель и содержание высказывания.
Таким образом, при подготовке студентов к конструктивной коммуникативной деятельности мы рассматривали координирование методического взаимодействия преподавателей гуманитарного и профессионального учебных циклов вуза как одно из важных направлений педагогической деятельности.
Совместное междисциплинарное взаимодействие преподавателей мы представили в различных сферах и формах, а именно:
> совместная разработка требований к результатам освоения содержания курса по формированию профессиональнокоммуникативных иноязычных компетенций;
> консультации с преподавателями специальных кафедр при разработке рабочих программ по курсу коммуникативной подготовки студентов;
> совместное обсуждение содержательного компонента разрабатываемых учебно-методических материалов по коммуникативной подготовке студентов;
> совместная разработка учебно-методических материалов с учётом целей формирования коммуникативных компетенций будущих специалистов (учебные пособия, глоссарии, терминологические словари и т.д.);
> взаимопосещение занятий и совместное моделирование конференций, семинаров, круглых столов, презентаций и т.д., развивающих коммуникативные умения как основу опыта конструктивной коммуникации будущих специалистов в профессионально значимой сфере;
> использование рекомендаций преподавателей специальных кафедр по видам научно-исследовательской деятельности, умения вести которую потребуется студентам на старших курсах при подготовке курсовых и дипломных работ;
> подбор актуальной научно-технической информации по специальности, в том числе по проблемам национального и регионального развития в сфере современных технологий;
> совместная межкафедральная работа преподавателей и студентов по подготовке материалов по грантам с использованием иностранных источников;
> совместная разработка тематики проектирования, консультации студентов в процессе проектирования, оценка результатов проектирования с позиций коммуникативной и специализированной подготовки;
> консультации при определении форм и методов оценки результативности освоения студентами содержания учебного материала.
1. Уварова, Н.Л. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих средствами лингвистической подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1999.
2. Сойкина, И.В. О значении профессиональной направленности в обучении иностранным языкам // Актуальные проблемы иностранного языка делового и профессионального общения. - М., 2006.
Bibliography
1. Uvarova, N.L. Gumanitarizaciya professionaljnogo obrazovaniya gosudarstvennihkh sluzhathikh sredstvami lingvisticheskoyj podgotovki: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Kazanj, 1999.
2. Soyjkina, I.V. O znachenii professionaljnoyj napravlennosti v obuchenii inostrannihm yazihkam // Aktualjnihe problemih inostrannogo yazihka delovogo i professionaljnogo obtheniya. - M., 2006.
Статья поступила в редакцию 12.02.12
УДК 378:37.03
Kaerova E.V. FORMATION OF THE COMPETENCE OF BACHELORS IN THE FEEDBACK ESTABLISHMENT. In
work the competence of an establishment of feedback quality of a structural component of professional competence of the future bachelor on a preparation profile «Technology of the organisation of sports services» is presented. The model of formation of the competence in the course of higher education reception is presented.
Key words: the approach, the competence, feedback, vocational training, formation model.
Е.В. Каерова, зав. каф. Физической культуры и спорта Владивостокского государственного медицинского университета, соискатель г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА В УСТАНОВЛЕНИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
В работе представлена компетенция в установлении обратной связи в качестве структурного компонента профессиональной компетентности будущего бакалавра по профилю подготовки «Технология организации спортивно-оздоровительных услуг». Рассмотрена модель формирования компетенции в процессе получения высшего образования.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, обратная связь, профессиональное образование, модель формирования.
Современный рынок труда диктует новые требования к качеству и уровню профессиональной подготовки выпускника. Присоединение России к Болонскому процессу определило стратегию российского образования, направленную на повышение его качества и, соответственно, конкурентоспособности страны на мировом рынке образовательных услуг, что обусловило необходимость принятия компетентностной основы образования. Новый тип образования усиливает внимание к гуманитарным проблемам и человеку, как наивысшей ценности, растет интерес к эффективным взаимоотношениям между людьми. Специалистам, участвующим в процессе организации и предоставлении спортивно- оздоровительных услуг, сегодня необходимо быть активными субъектами деятельности, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности. Очевидно, что компетенция в установлении обратной связи, будет способствовать выстраиванию межличностных отношений, выполнять при необходимости управленческие и исполнительские функции, эффективно решать профессиональные задачи, брать ответственность за качество предоставленных услуг. Считаем правомерным рассматривать компетенцию в установлении обратной связи в качестве структурного компонента профессиональной компетентности будущего бакалавра по профилю подготовки «Технология организации спортивно-оздоровительных услуг».
Исследованиями феномена обратной связи в отечественной науке занимались: Андреева, 2002; Винер, 1983; Жуков, 2003; Касаткин, 1991, 2002; Куницына, Казаринова, Погольша, 2003; Соловьева, 1987, 2007; Петровская, 1982. Современные исследователи рассматривают эффективность использования обратной связи: как позитивного влияния на формирование коммуникативных умений (Жуков, 2003). Интересна работа в аспекте нашего исследования связанная с определением факторов восприятия и принятия обратной связи при предъявлении оценок и их отсутствия в деловом общении (Ладионенко, 2009), а также работа, раскрывающая взаимосвязь между эффективностью обратной связи и характером отношений между руководителем и подчиненным (Стремоусова, 2010), представляют интерес работы, раскрывающие психологический и управленческий потенциал обратной связи в технологиях ситуационного центра (Фадеев, Чернявская, 2011).
Несмотря на то, что в исследованиях имеется ряд наработок по использованию обратной связи, мы вынуждены констатировать, что проблема формирования компетенции в установлении обратной связи бакалавров по профилю подготовки «Технология организации спортивно-оздоровительных услуг» остаётся неисследованной. Предложенные методики и технологии, направленные на развитие практических умений и навыков использования обратной связи в различных сферах деятельности, не могут в полной мере решить задачу формирования компетенции в установлении обратной связи бакалавров по профилю подготовки «Технология организации спортивно-оздоровительных услуг» в силу специфичности их деятельности. В частности, нет единого подхода в педагогической теории к определению понятия «компетенция бакалавра в установлении обратной связи», не раскрыты ее содержание и сущность; не выявлены специфические особенности профессиональной деятельности; не определены возможные пути формирования компетенции в образовательном процессе в высшей школе.
Остается необходимость специальной подготовки выпускников вуза и формирования у них компетенции в установлении обратной связи, которая определяется рядом противоречий:
- между потребностью общества в специалистах с высоким уровнем развития коммуникативных компетенций и недостаточным вниманием к развитию ее структурного компонента -обратной связи в системе высшего профессионального образования;
- между необходимостью организации образовательного процесса, направленного на формирование компетенции студен-
та в установлении обратной связи в контексте его будущей профессиональной деятельности и отсутствием научно- обоснованной модели и педагогических условий, способствующих ее реализации;
- между необходимостью объективной оценки уровня сфор-мированности компетенции студента в установлении обратной связи и недостаточной разработанностью содержательных критериев, оценочных показателей на разных этапах профессиональной подготовки.
С учетом названных противоречий нами была сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости научного обоснования и практической разработки путей, обеспечивающих формирование компетенции в установлении обратной связи у выпускников вуза в образовательном процессе. Особенность данной работы обусловлена тем, что в последние годы в России наблюдается активное развитие социальнокультурной сферы, в том числе и в области предоставления спортивно-оздоровительных услуг, возросло число объектов спортивной индустрии, наблюдается бурное развитие коммерческой деятельности в сфере спортивно-оздоровительных услуг, где в первую очередь требуются практические навыки установления обратной связи. Следует учитывать, что большая часть выпускников по профилю подготовки «Технология организации спортивно- оздоровительных услуг» после окончания вуза будут заняты в этой сфере деятельности, однако, выпускники данного профиля не получают необходимых знаний и навыков в области использования обратной связи.
Апробация данных теоретических положений осуществлялась на ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», Спортивно- оздоровительный комплекс «Чемпион». В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлению 100400.62 «Туризм» по профилю подготовки «Технология организации спортивно- оздоровительных услуг», инструкторы, тренеры и клиенты, работающие и занимающиеся на спортивно- оздоровительной базе СК «Чемпион». А также специалисты, работающие в области оказания спортивно- оздоровительных услуг, педагоги, фитнес- тренеры г. Владивостока и г. Артема.
Высшее образование бакалавров должно соответствовать современным требованиям, предъявляемым к специалистам нового поколения. Наличие компетенции в установлении обратной связи выступает как проявление степени профессионализма, так как полученная информация при помощи обратной связи, обеспечивает адекватный выбор действий работника сферы услуг, способствует удовлетворению потребностей клиента и обеспечивает конкурентоспособность самого работника на рынке труда, его успешность. С этой целью обоснован и проанализирован компетентностный подход, предполагающий замену системы обязательного формирования знаний, умений и навыков комплексом компетенций, определяемых, как способность индивида решать разнообразные задачи, применяя совокупность знаний, умений и навыков в практической деятельности, при взаимодействии когнитивных навыков, мотивации, эмоциональных аспектов и ценностных установок.
Анализ понятий «компетенция» и «компетентность» позволили сделать вывод о том, что существуют различные подходы к их определению, отсутствует устоявшаяся трактовка данных понятий, разными авторами они определяются как способность, готовность, свойство, качество личности; при этом понятия «компетентность» и «компетенция» могут нести одну и ту же смысловую нагрузку (В.И. Байденко и др.), а могут быть разведены по разным основаниям (Э.Ф. Зеер, Э.А. Сыманюк, И.А. Зимняя, М. Д. Ильязова, А.В. Хуторской и др.).
Компетентностный подход, как это отмечено И.А. Зимней, по сути своей есть системный подход, то есть совокупность всех характеристик (компетенций) выпускника рассматривается как
единое целое. При последовательном системном подходе к компетенциям подходить следует из ожидаемых результатов образования. В научной литературе последних лет компетенция определяется, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [1].
По определению М.Д. Ильязовой (2011), понятия «компетенция» и «компетентность» «характеризуют профессионально-личностные качества выпускника вуза и определяют качество профессиональной деятельности, различаются тем, что «компетенция» - способность к выполнению какой-то деятельности, а «компетентность» - способность, реализованная на практике» [2, с. 5].
Компетентность многими исследователями характеризуется, как способность человека реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности [3].
Рассматривая профессиональную подготовку бакалавров по профилю «Технология организации спортивно-оздоровительных услуг» с позиции компетентностного подхода, прежде всего, нужно отметить, что компетенция (готовность) будущего выпускника к установлению обратной связи в процессе коммуникации является условием для его дальнейшей успешной трудовой деятельности и конкурентоспособности.
Компетенцию студента в установлении обратной связи, мы выделяем, как ключевую и рассматриваем, в контексте нашего исследования, в качестве целевого ориентира, показателя результативности, качества образования и конкурентоспособности бакалавра по профилю подготовки «Технология организации спортивно-оздоровительных услуг». Выделение компетенции в установлении обратной связи в качестве целевого ориентира, связано со специфичностью будущей профессиональной деятельности бакалавров по профилю подготовки «Технология организации спортивно-оздоровительных услуг», в основе которой лежат «субъект-субъектные» отношения, предполагающие коммуникативное взаимодействие.
В педагогической науке накоплен определенный потенциал знаний в этой области. Так Л.Д. Столяренко рассматривает коммуникативную компетентность «как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми» [4]. Особый характер взаимодействия субъектов заключается в необходимости получения информации об удовлетворенности клиентов от полученной услуги, необходимости постоянной мотивации клиентов к занятиям, получения «информации об активности, самочувствии и настроении занимающихся, как в плане оптимальности параметров физических нагрузок, так и в плане эффективности используемых средств и методов» [5]. Главное свойство обратной связи, считает Касаткин, корректировать прямое воздействие и в этом «заключены значительные потенциальные возможности для практического использования с целью повышения эффективности процессов взаимодействия» [6]. Использование обратной связи дает возможность повысить эффективность спортивно-оздоровительных занятий.
Понятие «обратная связь» ввел Н. Винер, который характеризовал обратную связь как «цепочку передачи и возврата информации» и определял обратную связь как «метод управления системой, путем включения в нее результатов предшествующего выполнения ею своих задач» [7, с. 71]. По определению Л.А. Петровской, «под обратной связью можно понимать информацию, исходящую от объекта воздействия, воспринимаемую носителем воздействия и несущую в себе характеристику результатов этого воздействия» [8, с. 22].
О.В. Соловьева определяет межличностную обратную связь как «намеренное вербальное сообщение другому лицу того, как его поведение или последствия его поведения восприняты или пережиты» [9, с. 5].
Под обратной связью понимается техника и приёмы получения информации о партнёре по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения. По мнению В.С. Чернявской обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнёром и оценку его реакций, последующее изме-
нение в соответствии с этим собственного поведения [10]. В.С. Чернявская считает, что «обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнёр воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют её использовать» [11, с. 29].
Формирование любой компетенции является сложным и системным процессом. Модель позволяет спланировать процесс формирования компетенции в установлении обратной связи в целом и представить его следующими компонентами: целевой, процессуальный, содержательный, диагностирующий, результативный.
Целевой компонент. Формирование компетенции в первую очередь зависит от уровня профессионального интереса. В предлагаемой нами модели в основе целевого компонента заложена задача формирования компетенции в установлении обратной связи на основе повышения мотивации, направленной на получение специальных знаний , умений и навыков в области обратной связи, активное творческое участие самого студента. Процессуальный компонент включает комплекс форм, методов и методических приемов.
Содержательный компонент предполагает, что содержание профессиональной подготовки бакалавра, согласно логике нашего исследования, должно быть наполнено соответствующим содержанием, способствующим эффективному формированию компетенции в установлении обратной связи. Для этого мы посчитали выделить педагогические условия.
В качестве первого педагогического условия мы выделили междисциплинарную интеграцию, что позволило формировать компетенцию в установлении обратной связи у студента по различным дисциплинам в рамках их будущей профессиональной деятельности, то есть дисциплина адаптируется к профилю специалиста. Междисциплинарная интеграция помогает студенту осознать связь между дисциплинами и в условиях компетентно-стного подхода способствует формированию компетенции в установлении обратной связи студента, используя ранее полученные знания по различным дисциплинам в новых условиях. Студенты, изучая различные дисциплины, одновременно учатся применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности. Так в отдельные дисциплины (блока ОПД и ГСЭ), изучаемые студентами были внесены отдельные темы и разделы, ориентированные на формирование компетенции в установлении обратной связи. Например, по дисциплине «Общая психология» во время изучения темы «Коммуникативная компетентность», наряду с понятиями о процессах взаимодействия между людьми и функциями общения, студенты знакомились с понятием обратной связи, рассматривали функции обратной связи в процессе коммуникации; подчеркивалось решающее значение обратной связи в обеспечении взаимопонимания между участниками общения.
Второе условие предполагало включить в программу подготовки бакалавров специальную программу «Обратная связь в процессе профессиональной коммуникации». Программа предлагалась в качестве курса по выбору, рассчитана на 72 часа и включает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел представлен девятью темами: «Коммуникация в деятельности предприятия. Особенности коммуникации на предприятиях спортивной индустрии», «Виды коммуникаций. Вербальная и невербальная коммуникации», «Среда общения. Формирования коммуникативной среды», «Коммуникация в деловом общении. Особенности деловой беседы, коммуникации при проведении переговоров. Общение по телефону. Интернет», «Изучение внимательного слушания, активного слушания. Отработка навыков постановки вопросов», «Обратная связь в коммуникации. Проявление обратной связи в вербальной и невербальной коммуникации», «Овладение навыками передачи и приема обратной связи». «Приемы повышения эффективности коммуникации, снижение коммуникативных барьеров». Цель программы: сформировать у студентов компетенцию, связанную с пониманием и грамотным использованием обратной связи в процессе коммуникации, последующего использования полученных знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности.
В качестве третьего условия мы выявили необходимость обеспечить специальную программу видео съемкой. Специфику, функции и потенциал аудиовизуальных средств отмечает исследователь Ю.Н. Усов, который на примере коллективных
обсуждений конкретных медиа текстов в учебной аудитории ярко и убедительно показал ее качественность и эффективность. По мнению Ю.Н. Усова, «целесообразность использования видео средств в учебном процессе имеет под собой физиологическую и психологическую основу, сущность которой определяется как свойствами самого видео способа, так и особенностями его восприятия. Оптимальность выбора видео способа предъявления информации помогает в решении профессиональных ситуаций, развивает творческую активность студентов, активизирует познавательную деятельность, повышает мотивацию при изучении данного предмета» [12].
Видео съемка во время практических занятий помогала студентам увидеть свои действия со стороны, оценить отношения в группе, увидеть свои эмоции, детально проанализировать их, обсудить в группе и т.д., оценить обратную связь, предложить свой вариант обратной связи. Основная цель выполнения видео заданий- развить у студентов воображение, проявить творчество, развить ассоциативное и критическое мышление, не-
вербальное восприятие аудитории: умение студента в невербальной форме передать свои впечатления от увиденного сюжета.
Диагностический компонент включает диагностические методики, и мониторинг позволяющий получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции, прогнозирования процесса.
Эффективность реализации спроектированной модели и педагогических условий, обеспечивающих ее представлена результативным компонентом. Результаты оценивались в соответствии с критерии и показатели уровня сформированности компетенции студента в установлении обратной и удовлетворяли следующим требованиям: объективность, комплексное отражение всех сторон изучаемого явления, диагностичность. В качестве основных критериев сформированности компетенции мы выделили- когнитивный; мотивационный; личностно-деятельностный; рефлексивный и определены соответствующие показатели, представленные в таблице1.
Таблица1
Критерии и показатели сформированности компетенции в установлении обратной связи
Критерии Показатели
Мотивационный -отношение к общению как к ценности;- степень развития профессиональной мотивации и познавательного интереса, стремления к овладению компетенцией в установлении обратной связи
Когнитивный - системность и полнота знаний - степень проявления знаний в процессе профессиональной коммуникации и эффективного взаимодействия
Личностно-деятельностный - применение навыков обратной связи в профессиональных ситуациях с учетом личностных качеств
Рефлексивный - инициативность, активность, самооценка, стремление к самосовершенствованию
Качество проявления у будущих бакалавров перечисленных выше показателей в их совокупности дает основание отнести студентов к определенной группе в соответствии с достигнутым ими уровнем компетенции в установлении обратной связи. Нами выделены четыре уровня компетенции в установлении обратной связи: низкий (пороговый) уровень - минимальная степень владения знаниями, умениями и навыками в области обратной связи. Средний (достаточный) уровень - достаточный объем научных знаний, которые системно организованы и позволяют
использовать их в типовых ситуациях. Высокий (активный) уровень - значительный объем осознанных, прочных, системных научных знаний, студент способен использовать их в нетиповых ситуациях. Творческий (креативный)- способность использовать полученные знания в непредвиденных ситуациях и создавать новые правила, новые продуктивные действия.
Результаты динамики исследуемой компетенции в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице 2.
Таблица 2
Этапы Уровни сформированности
Пороговый Достаточный Активный Т ворческий
(низкий) (средний) (высокий) (креативный)
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Экспериментальная группа
Констатирующий 23 47,8 18 34,8 9 17,3 -
Формирующий 9 8,7 18 43,5 24 39,1 9 8,7
Контрольная группа
Констатирующий 24 46,3 19 35,19 10 18,52 - -
Формирующий 19 35,2 22 40,74 13 24,07 - -
Анализ результатов свидетельствует, что в экспериментальной и контрольной группах произошло перераспределение студентов по уровням сформированности компетенции в установлении обратной связи. Таким образом, исследование подтвердило эффективность разработанной модели и педагогических условий,
Библиографический список
обеспечивающих ее реализацию, и апробированных в ходе экспериментального исследования. Педагогические условия активизировали интерес к будущей профессиональной деятельности, способствовали успешному усвоению знаний, расширению практического опыта и готовности в использовании обратной связи.
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.
2. Ильязова, М.Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно-контекстный подход: авто-реф. дис...д-ра пед. наук. - М., 2011.
3. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение) / под ред. В.И. Байденко. - М., 2009.
4. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. - Ростов н/Д, 2005.
5. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания: учеб. пособие. - М., 2005.
6. Касаткин, С.Ф. Техника обратной связи. - СПб., 2002.
7. Винер, Н. Кибернетика и общество. - М., 1958.
8. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М., 1989.
9. Соловьева, О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М., 1992.
10. Чернявская, В.С. Психологический потенциал обратной связи в гуманитарных технологиях ситуационного центра // В мире научных
открытий. - 2011. - Т. 21. - № 9,5.
11. Чернявская, В.С. Компетентность в обратной связи тренера по спортивной работе // Секреты педагогического мастерства: монография / под ред. И.А. Ахьямова [и др.]. - Новосибирск, 2009. - Кн. 3.
12. Усов, Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1989.
Bibliography
1. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetentnosti kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. - M., 2004.
2. Iljyazova, M.D. Formirovanie invariantov professionaljnoyj kompetentnosti studenta: situacionno-kontekstnihyj podkhod: avtoref. dis...d-ra
ped. nauk. - M., 2011.
3. Bolonskiyj process: evropeyjskie i nacionaljnihe strukturih kvalifikaciyj (Kniga-prilozhenie) / pod red. V.I. Bayjdenko. - M., 2009.
4. Stolyarenko, L.D. Psikhologiya delovogo obtheniya i upravleniya. - Rostov n/D, 2005.
5. Manzheleyj, I.V. Pedagogicheskie modeli fizicheskogo vospitaniya: ucheb. posobie. - M., 2005.
6. Kasatkin, S.F. Tekhnika obratnoyj svyazi. - SPb., 2002.
7. Viner, N. Kibernetika i obthestvo. - M., 1958.
8. Petrovskaya, L.A. Kompetentnostj v obthenii. Socialjno-psikhologicheskiyj trening. - M., 1989.
9. Solovjeva, O.V. Obratnaya svyazj v mezhlichnostnom obthenii. - M., 1992.
10. Chernyavskaya, V.S. Psikhologicheskiyj potencial obratnoyj svyazi v gumanitarnihkh tekhnologiyakh situacionnogo centra // V mire nauchnihkh
otkrihtiyj. - 2011. - T. 21. - № 9,5.
11. Chernyavskaya, V.S. Kompetentnostj v obratnoyj svyazi trenera po sportivnoyj rabote // Sekretih pedagogicheskogo masterstva: monografiya / pod red. I.A. Akhjyamova [i dr.]. - Novosibirsk, 2009. - Kn. 3.
12. Usov, Yu.N. Kinoobrazovanie kak sredstvo ehsteticheskogo vospitaniya i khudozhestvennogo razvitiya shkoljnikov: dis. ... d-ra ped. nauk. -M., 1989.
Статья поступила в редакцию 17.03.12
УДК 378:351.851
Lopatina R.F. THE SYSTEM OF LEVELS IN BUILDING UP THE MOTIVATION OF THE YOUTH TO STARTING THE ENTERPRENEURSHIP. In this article theoretical aspects of the system of levels in building up the motivation of the youth to starting the enterpreneurship are described. Four levels are pointed out: federal, regional, municipal and university.
Key words: entrepreneurship, youth, students, motivation.
Р. Ф. Лопатина, соискатель АКемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У МОЛОДЕЖИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ
В работе описаны теоретические аспекты уровневой системы формирования мотивации у молодежи к занятию предпринимательством. Выделены 4 уровня: федеральный, региональный, муниципальный, университетский.
Ключевые слова: предпринимательство, молодежь, студенты, мотивация.
В настоящее время особую актуальность приобретает целенаправленная систематическая работа по формированию нового поколения молодых предпринимателей, способных играть более активную роль в экономике, бизнесе, образовании, науке, культуре и обществе. Развитие молодежного предпринимательства признано одним из наиболее эффективных инструментов, способных ускорить процесс перехода региональной экономики, способствующей развитию социально-культурной сферы, на инновационный путь развития.
В настоящее время особым требованием являются качественно новые характеристики молодого предпринимательского сообщества: инициативность, креативность, инновационное мышление. На наш взгляд, одной из основных проблем развития молодежного предпринимательства является отсутствие мотивации молодого человека к открытию собственного бизнеса. Мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрением человека и особенностями его представления о себе, личностными особенностями и функциональным состоянием, переживаниями, знаниями о среде и прогнозах ее изменения, ожидаемыми последствиями и оценками других людей [1; 2].
Мотивация (от лат. moveo - двигаю) - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности [3].
В своей работе «Мотивация и личность» (1954) А. Маслоу отмечает, что все потребности человека - врожденные или инстинктивные и, что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, делясь на:
1) физиологические;
2) безопасность;
3) любовь / принадлежность к чему-либо;
4) уважение;
5) познание;
6) эстетика;
7) самоактуализация (самовыражение, самоутверждение).
Стремление к самоутверждению является важнейшей социальной потребностью, «венцом» так называемой «пирамиды Маслоу» [4].
В настоящее время возможность самоактуализации с помощью организации собственного бизнеса в России доступна практически каждому молодому человеку. Важное значение при этом имеет формирование правильной мотивационной установки на осуществление данного вида деятельности. В современных условиях в нашей стране формирование мотивации к занятию предпринимательской деятельностью осуществляется с использованием административного ресурса, поскольку власть заинтересована в создании нового поколения молодых и инициативных бизнесменов. Внешние мотивы в данном случае являются стимулами, т.к. их целью является стимулирование определенных действий или определенного поведения субъекта. Административная политика, направленная на создание стимулов для развития молодежного предпринимательства, осуществляется на различных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный, вузовский и др.) и носит комплексный характер.
Федеральный уровень. Реализация данного направления включает целый спектр мероприятий: образовательные, направленные на повышение личных и предпринимательских компетенций молодых людей, желающих открыть собственное дело; пре-