Научная статья на тему 'Региональная инновационно-ориентированная экономическая политика в сфере занятости молодежи: опыт и перспективы'

Региональная инновационно-ориентированная экономическая политика в сфере занятости молодежи: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейникова Ирина Николаевна

Обоснованы цели и инструменты инновационно-ориентированной региональной молодежной политики. Рассмотрена роль молодежи в системе инновационной экономики и особенности ее экономического поведения в сфере образования, на рынке труда. Представлена развернутая характеристика современных инновационных технологий и институциональных факторов развития молодежного потенциала регионов. Проанализирован опыт регионов России по развитию инновационной составляющей в работе с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL INNOVATION -ORIENTED ECONOMIC POLICY IN THE SPHERE OF YOUTH EMPLOYMENT: EXPERIENCE AND PROSPECTS

The aims and instruments of innovation-oriented regional youth policy are grounded. The role of youth in the system of innovation oriented economy and specific features of its economic behavior in the sphere of education, on the labour market is concerned with. A comprehensive characteristics of modern innovative technologies and institutional factors of the youth development potential of the regions are given. The expertise of the Russian regions on the development of an innovative component in the work with the youth is analyzed.

Текст научной работы на тему «Региональная инновационно-ориентированная экономическая политика в сфере занятости молодежи: опыт и перспективы»

2. Хилман Арье Л. Государство и экономическая политика: возможности и ограничения. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2009. С. 30-31.

3. Грудицына Л.Ю, Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» II http://www.consultant.ru.

4. Путин В.В. Демократия и качество государства II http://www.putin2012.ru.

5. Федеральный закон № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» II Российская газета. 2011. 8 окт.

6. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года» [Электронный ресурс] II http://www.consultant.ru. 2012.

УДК 331.5

Олейникова И.Н., д.э.н., проф.

Региональная инновационно-ориентированная экономическая политика в сфере занятости молодежи: опыт и перспективы

Обоснованы цели и инструменты инновационно-ориентированной региональной молодежной политики. Рассмотрена роль молодежи в системе инновационной экономики и особенности ее экономического поведения в сфере образования, на рынке труда. Представлена развернутая характеристика современных инновационных технологий и институциональных факторов развития молодежного потенциала регионов. Проанализирован опыт регионов России по развитию инновационной составляющей в работе с молодежью.

Ключевые слова: инновационный тип развития, человеческий капитал, потенциал, регион, молодежная политика, социальная адаптация

Инновационный тип экономической системы выражается в особом способе организации воспроизводственного процесса, для которого характерно возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Проблемы сочетания процессов стимулирования инновационного развития и интенсивного накопления человеческого капитала обусловливают необходимость внедрения инновационного социально ориентированного типа экономического развития. В этой связи одна из приоритетных задач социально-экономического развития России на ближайшие 8-10 лет - развитие человеческого потенциала России, основывающееся, с одной стороны, на создании благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшении условий жизни и качества социальной среды, а с другой - на повышении конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики [3, с. 10-11].

Региональный (пространственный) аспект данной проблемы заключается в сокращении дифференциации уровня и качества жизни посредством мер социальной и региональной политики. Комплексное развитие данных направлений в совокупности со структурной модернизацией экономики создает условия для активного внедрение модели инновационного социально ориентированного развития. В такой модели влияние человеческого капитала на экономический рост идентифицируется как прямое и косвенное [8]. Прямое влияние определяется: инвестициями в формирование индивидуального человеческого капитала, который в дальнейшем становится основной интеллектуального потенциала на

микро-, мезо- и макроуровне. Косвенное влияние обусловлено факторами, стимулирующими межрегиональную миграцию инновационно-активного населения. Таким образом, процессы накопления человеческого капитала основываются на создании условий жизнедеятельности, при которых инновационно-активное поколение будет видеть перспективы своего развития, как в социальном, так ив профессиональном плане.

В системе процессов накопления человеческого капитала и создания условий его расширенного воспроизводства особая роль принадлежит молодежи, что определяется ее способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся экономические и общественные отношения. Экономическая роль молодежи в системе как национального, так и регионального хозяйства заключается в раскрытии и дальнейшем развитии своего трудового потенциала, уровня профессиональной компетентности и интеллектуальной составляющей. Именно человеческий капитал на основе инновационно-активной молодежи становится основным фактором развития инновационной экономики и общества в целом.

Проблема формирования инновационной экономики молодежной среды российских регионов имеет два аспекта - это (1) достигнутый уровень накопления человеческого потенциала, отражающий сложившиеся в регионе общие условия его воспроизводства и (2) наличие механизмов развития собственно инновационного потенциала молодежи.

Межрегиональная дифференциация условий воспроизводства человеческого капитала может быть исследована на основе такого показателя, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), измеряющего достижения регионов по трем основным направлениям:

- здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении (индекс долголетия);

- доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием, (индекс образования);

- достойный уровень жизни, измеряемый величиной ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности валют (индекс дохода).

Совокупный рейтинг регионов России по показателю ИРЧП включает отдельные параметры регионального развития [7]. На первом месте в рейтинге по ИРЧП находится Москва, второе и третье - у Тюменской области и Санкт-Петербурга соответственно. В десятку регионов с самым высоким показателем ИРЧП также вошли Республика Татарстан, Белгородская, Томская, Сахалинская, Самарская, Свердловская и Липецкая области. Позитивным трендом стал продолжившееся перемещение российских регионов в группу развитых по данному показателю (со значениями индекса более 0,800). Если в 2006 г. таких регионов было только 12, в 2007 г. - 22 (более четверти всех субъектов Федерации), то к 2008 г. - 30 из 81.

Число регионов с относительно высоким ИРЧП увеличилось благодаря двум факторам. Первый и более значимый - рост индекса дохода в подавляющем большинстве регионов страны. Второй фактор - сохраняющийся рост продолжительности жизни в 86 % регионов, за исключением наиболее «постаревших» и социально проблемных областей северо-запада (Псковская, Новгородская, Вологодская области), близкой к ним Кировской области, некоторых регионов севера и востока страны (Амурская, Сахалинская, Томская, Мурманская области, Республика Саха-Якутия), а также отдельных республик юга страны (Адыгея и Северная Осетия). Еще одно позитивное следствие - почти полное исчезновение регионов с относительно низким ИРЧП (от 0,700 до 0,750).

На фоне позитивной региональной динамики развития условий воспроизводства человеческого капитала, межстрановые сопоставления свидетельствуют о том, что по уровню развития человеческого потенциала, Россия находится лишь на 66 месте - в середине списка высокоразвитых, государств [2]. По всем основным параметрам человеческого потенциала и устойчивого инновационного развития Россия отстает от развитых стран мира не менее чем на 10 лет. При этом формирование экономики инновационного типа возможно только при эффективном использовании деятельности человеческого ресурса, направленного на создание и распространение инноваций. В связи с резким сокращением численности

населения, старением его активной части, необходимо особое внимание уделять формированию человеческого капитала на основе молодого поколения, что во многом определяется личностным ресурсом молодежи, ее экономическими знаниями, ценностями и поведением.

В этой связи процесс инновационной социализации современной российской молодежи должен иметь три главные составляющие: (1) инновационную социализацию в процессе получения образования, когда обучение направлено, прежде всего, на развитие творческих способностей и профессиональных компетенций; (2) помощь в реализации предлагаемых инновационных проектов; (3) развитие инновационного потенциала молодежной среды с целью стимулирования участия молодых людей в инновационной деятельности.

Разработка региональных механизмов развития инновационной экономики молодежной среды должна базироваться на социальном инновационном проектировании, т.е. осуществлении региональных программ развития молодежи, создание в регионе благоприятного климата для реализации инновационных молодежных проектов. Программно-целевой метод должен в каждом конкретном регионе реализуется на оценке интеллектуального и профессионального потенциала современной молодежи. Для этих целей, по аналогии с индексом развития человеческого потенциала, применим индекс развития молодежи [1, с. 25-27] -комплексный показатель, оценивающий уровень развития человеческого потенциала молодого поколения по трем основным направлениям: продолжительность жизни и здоровье, образование, уровень жизни. Обобщающий индекс развития молодежи рассчитывается как среднее значение этих показателей. Индекс рассчитывался по 57 регионам РФ, в таблице представлены регионы с наиболее высокими значениями отдельных составляющих индекса.

Таблица

10 регионов с наибольшим значением индексов: здоровья, образования, дохода

Индекс здоровья Индекс образования Индекс дохода

Кабардино-Балкарская Республика 0,715 Республика Мордовия 0,717 Тюменская область 0,865

Республика Северная Осетия - Алания 0,704 г. Москва с областью 0,713 г. Москва с областью 0,708

Карачаево-Черкесская Республика 0,695 г. Санкт-Петербург с Ленинградской областью 0,694 Красноярский край 0,700

Ростовская область 0,693 Чувашская Республика 0,688 Республика Саха (Якутия) 0,680

Республика Адыгея 0,690 Новосибирская область 0,684 Пермская область 0,676

Белгородская область 0,689 Воронежская область 0,677 Самарская область 0,672

Краснодарский край 0,686 Удмуртская Республика 0,675 Томская область 0,666

г. Москва с областью 0,685 Республика Марий Эл 0,672 Вологодская ласть об- 0,657

Мурманская область 0,682 Томская область 0,668 Ярославская ласть об- 0,657

Курская область 0,681 Челябинская область 0,668 Липецкая область 0,655

Лидирующие значения по уровню образования молодежи составляют Республика Мордовия (0,71), Москва и Московская область (0,71), Санкт-Петербург и Ленинградская область (0,69). Причем именно эти регионы имеют высокие значения показателей, составляющих индекс образования: индексу грамотности, охвата образованием и качества полученного образования. Самые низкие значения индекса образования имеют такие субъекты Российской Федерации, как Республика Тыва (0,58), Карачаево-Черкесская Республика (0,60), Тюменская (0,60) и Читинская (0,60) области. Самый высокий индекс дохода имеют Тюменская область (0,865), Москва с Московской областью (0,70) и Красноярский край (0,70), а низкий - Республика Тыва (0,47), Республика Адыгея (0,51) и Еврейская автономная область (0,51), т.е. именно те регионы, которые заняли последние места и в рейтинге итогового индекса развития молодежи (1-е, 7-е и 4-е места с конца, соответственно).

Проанализировав отдельные составляющие итогового индекса развития молодежи, можно сделать вывод о том, что лишь значения индекса образования молодежи варьируют по регионам не существенно (разница между максимальным и минимальным значением составила 22 %). По остальным составляющим итогового показателя разброс значений достаточно велик. Если анализировать все регионы, то, можно говорить об имеющейся взаимосвязи между такими составляющими итогового индекса развития молодежи, как здоровье и образование (коэффициент корреляции 0,32). Между уровнем дохода молодежи и уровнем ее образования и здоровья зависимость практически отсутствует (коэффициенты корреляции 0,20 и 0,16 соответственно).

Общим выводом по результатам данного анализа является существенность проблем для всех регионов России формирования института инновационной молодежной политики как совокупности инициатив, конкретных мер и программ, осуществляемых на региональном уровне, и направленных на решение проблем молодежи, на развитие ее самостоятельности и ответственности, стимулирования инновационной активности молодого поколения.

В настоящее время наблюдается развитие инфраструктуры молодежной политики в регионах: механизм социальной адаптации молодежи, идеология молодежной политики, инновационное проектирование в региональной молодежной политике, кадровая подготовка и переподготовка молодежных лидеров, информационное обеспечение региональной молодежной политики.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [3] государственная молодежная политика рассматривается как самостоятельное направление деятельности, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями. В Стратегии государственной молодежной политики в РФ до 2020 г. одними из приоритетных направлений деятельности являются [6]:

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

- развитие созидательной активности молодежи.

Проанализируем подходы к формированию инновационной молодежной политики в регионах с относительно устойчивыми темпами экономического развития. В Нижегород-

ской области определены основные направления развития и точки роста молодежной политики региона, среди которых ключевыми являются: образование и профессиональная самореализация. В рамках направления «Образование» рассматриваются две проектные линии: «Гражданское образование» и «Талантливая молодежь». Основной точкой роста в рамках данного направления является реализация проекта «Образовательный форсайт». Для повышения инвестиционной привлекательности региона за счет ликвидации дефицита специалистов для вновь открывшихся производств планируется создание образовательного стратегического центра на базе вузов, куда поступают прогнозы относительно направления развития и динамики рынков труда, вновь открывающихся предприятиях, решения инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области.

Направление «Профессиональная самореализации» нацелено на создание условий для свободного доступа молодежи к процессу освоении ключевых знаний и компетенций, необходимых для эффективного поведении на рынке труда, построении успешной карьеры, реализации творческих потребностей, интеграции в бизнес-сообщество. В рамках данного направления реализуются две проектные линии: профессиональное самоопределение и карьерный start-up. Основной точкой роста является развитие молодежного предпринимательства.

Для формировании инновационно-активной молодежи в Самарской области реализуются две масштабные программы: развитие инновационной активности молодежи; развитие кадрового потенциала организаций и учреждений сферы молодежной политики. В рамках реализации программы развития инновационной активности молодежи проводятся следующие мероприятия: «Самарская студенческая весна», Ежегодная областная Самарская студенческая конференция, Ежегодный межрегиональный фестиваль интеллектуальных игр «СамариУм», Областной фестиваль команд эрудитов «Созвездие талантов». Для обеспечении программы развитии кадрового потенциала организаций и учреждений сферы молодежной политики проводятся: Конкурс «Лидер XXI века», Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики

Большой интерес для анализа представляют инновации в сфере региональной молодежной политики Новосибирской области, поскольку это один из немногих субъектов РФ, в котором принят специальный закон [5]. С целью развития потенциала инновационно-активной молодежи введены две статьи: «Государственная поддержка в развитии предпринимательской деятельности молодежи» и «Государственная поддержка талантливой молодежи». Реализуется ряд приоритетных проектов: «Регион успеха» - включение молодежи в процессы, связанные с выработкой, принятием и реализацией решений по важнейшим направлениям социально-экономического развитии; «Муниципальный менеджер 2.0» - формирование профессиональных управленческих команд, готовых к модернизации своих территорий, привлечении к разработке и реализации инновационных социальных и экономических проектов; «Артмарафон» - развитие молодежных творческих проектов, создание условий для формировании и закреплении творческой активности молодежи; «Лаврентьевский прорыв» - привлечение молодежи к научной, исследовательской и инновационной деятельности; «Ты - предприниматель» - формирование предпринимательских навыков у молодежи; «НовоМедиа» - повышение уровня информированности молодежи о реализуемой молодежной политике и повышение профессионализма в области масс-медиа.

В Ростовской области в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Молодежь Ростовской области (2011-2013 гг.)», цель которой - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях собственного развитии: активизации моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую деятельность, выстраивание профессиональных установок и карьерных траекторий, популяризации предпринимательства как перспективного вида деятельности в молодежной среде. В регионе созданы органы молодежного самоуправлении, реализующие задачу формирования граж-

данскои и политической позиции молодых людей, для поддержки талантливой молодежи сформирована электронная база «Таланты Дона», куда включены победители и лауреаты международных, национальных конкурсов, стипендиатов премий Президента РФ, губернатора области.

Важнейшим аспектом развития интеллектуального потенциала молодежи является система поддержки молодежного предпринимательства в образовательных учреждениях регионов. По данным Центра исследований и статистики науки, на апрель 2011 г. зарегистрировано 874 хозяйственных общества (малых инновационных предприятий), из них 850 созданы 172 вузами; еще 24 организованы 20 НИИ. Большинство регионов, реализующих целевые программы в сфере формирования целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, талантливой молодежи, предусматривают различные формы развития взаимодействия с вузами по данному направлению.

Вместе с тем, развивается не только сеть регионов, внедряющих механизмы поддержки инновационной активности молодежи, но и внедряются инновационные формы развития и реализации молодежного потенциала, в том числе имеющие сугубо территориальную привязку. В число таких можно включить:

- молодежные инновационные (научные) парки и центры - это специально выделяемые относительно большие территории, на которых размещаются наукоемкие компании с производством, основанным на научно-технических разработках университета или любого другого местного исследовательского центра, локализованного на территории региона. Получили развитие технологические парки, которые представляют собой новую форму территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Для поддержки и развития института была принята государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», в сферу интересов которой были включены технопарки ряда регионов России;

- региональные молодежные форумы - это организационная форма развития инновационного потенциала молодежи, которая может проводиться в виде деловых игр, семинаров, конференций, творческих встреч и др. Её потенциал возрастает при условии привлечения к организации региональных образовательных учреждений. К числу таких относятся Международный молодежный форум «Медиаполигон-2011», проводимый в Южном федеральном университете в г. Ростове-на-Дону, Молодежный инновационный форум Приволжского федерального округа проводится на базе Ульяновского государственного технического университета, Всероссийский инновационный форум молодежи «Творчество и инновации молодежи - 2011», проводится МОУ ВПО «Южно-уральский профессиональный институт»;

- региональные молодежные инновационные конвенты - ежегодное профессионально ориентированное мероприятие, собирающее молодых авторов инновационных проектов, в программе которого проходят выступления лидеров инновационного развития, уникальные тренинги, учебные программы, бизнес-игры, выставка лучших инновационных проектов. Так в рамках Международного бизнес-форума в Ростове-на-Дону в 2009-2010 гг. был проведен Молодежный инновационный Конвент Южного федерального округа [4]. В рамках Международного текстильно-промышленного форума «Золотое кольцо» в г. Иваново проводится региональный молодежный инновационный конвент, представляющий собой выставку достижений молодых ученых в инновационной сфере и региональный конкурс инновационных проектов. Для участников Конвента организовывается образовательная программа «Система подготовки инновационных проектов», в рамках которой проходят мастер-классы, посвященные вопросам формирования команды в бизнесе высоких технологий и привлечению средств в инвестиционные проекты.

Обобщая опыт регионов в разработке и реализации механизмов, направленных на развитие инновационной экономики молодежной среды, можно систематизировать данные механизмы следующим образом (см. рис.).

Система региональных механизмов развития инновационной экономики молодежной среды

Таким образом, устанавливая курс на инновационное развитие регионов, на модернизацию, технологический вектор, нужно понимать, что для реализации этих целей необходимо изменить парадигму сознания, ценности, ориентировать молодых людей на техническое творчество, коммерциализацию своих идей. В этой связи особую значимость приобретают подходы и механизмы формирования у молодых людей экономического сознания и поведения, основанного на элементах инновационной культуры, т.е. развитие таких личностных качеств, которые позволят молодому человеку адаптироваться в условиях инновационной эконотки.

Литература

1. Агранович М.Л., Королева Н.Ю. и др. Положение молодежи в России. Аналитический доклад. М.: Издательский комплекс «Машмирь», 2005.

2. Доклад о человеческом развитии 2011. (Human Development Report 2011). Опубликовано для Программы развития Организации Объединенных Наций // http ://hdr .undp. org/en/media/HDR_2011 _RU_Complete.pdf

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

4. Молодежный инновационный конвент Южного федерального округа. Электронный ресурс // http :Hwww .rostov -gorod. ru

5. Областной закон «О молодёжной политике в Новосибирской области» от 12 июля 2004 года № 207-03 // http://www.nso.ru/society/molodeg/Pages/default.aspx

6. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р.

7. Цели развития второго тысячелетия в России: взгляд в будущее. Интернет ресурс // http://gtmarket.ru/news/state/2010/10/29/

8. Шульгина Е.В. Развитие человеческого потенциала. Практика работы с бизнес-корпорациями и муниципальными структурами управления. Дальневосточный международный экономический форум, 2008 // http://www.dvforum.ru

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.