Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА: АДАПТАЦИЯ И ОСВОЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ХИРУРГИИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА: АДАПТАЦИЯ И ОСВОЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ХИРУРГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
симуляционное обучение / топографическая анатомия и оперативная хирургия / иностранные студенты
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мария Владимировна Елдырёва, Лариса Михайловна Меркулова, Елена Геннадьевна Драндрова, Анастасия Андреевна Котелкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА: АДАПТАЦИЯ И ОСВОЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ХИРУРГИИ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА: АДАПТАЦИЯ И ОСВОЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ХИРУРГИИ

© Мария Владимировна Елдырёва, Лариса Михайловна Меркулова, Елена Геннадьевна Драндрова, Анастасия Андреевна Котелкина

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. 428000, Чебоксары, Московский пр., д. 15 E-mail: konkova-masha@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: симуляционное обучение; топографическая анатомия и оперативная хирургия; иностранные студенты.

Введение. Широкое использование симу-ляционных образовательных технологий лежит в основе современного этапа развития высшего медицинского образования в Российской Федерации, что связано с этическими вопросами обучения в условиях клинических баз вузов. Для обучения иностранных студентов симуляционное обучение приобретает особое значение, поскольку процедура сдачи квалификационного экзамена в зарубежных странах предполагает не только проверку теоретических знаний, но и практических навыков, освоенныхеще на этапе обучения в университете. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова является одним из лидеров российского рынка по экспорту образовательных услуг, причем наибольшую долю от всей численности иностранных обучающихся составляют студенты медицинских специальностей. Топографическая анатомия и оперативная хирургия является двуединым предметом, который является связующим звеном между теоретическими и практическими дисциплинами, а также дисциплиной, в программе которой предусмотрено освоение ряда практических навыков. Кафедра нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова с 2015 года успешно использует симуляционное обучение, в том числе и для иностранных студентов, что позволило реализовать инновационный практико-ориентированный подход в обучении данной дисциплине и существенно повысило качество образовательных услуг.

Преподавательский состав кафедры нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургий, который реализует образовательные программы для иностранных студентов, владеет знанием английского языка и всех предусмотренных учебной программой практических навыков на высоком уровне.

Симуляционные образовательные технологии используются на кафедре нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией как при проведении практических занятий по дисциплине, так и при подготовке студентов в рамках студенческого хирургического кружка «Оперблок», который также успешно функционирует с 2016 года. Большой интерес у студентов вызывает проведение внутривузовской студенческой олимпиады по хирургии, поскольку она проводится с использованием симуляционных технологий и является отборочным туром для включения студентов в число участников хирургической сборной факультета для дальнейшего участия в Межрегиональной Поволжской хирургической олимпиаде — полуфинале Международной студенческой олимпиады по хирургии им. акад. М.И. Перельмана.

При подготовке студентов нами используются два вида симуляционного обучения — dry-lab (наиболее простой способ, предусматривающий использование манекенов, моделей, имитаторов для обучения таким практическим навыкам, как наложение кожного шва, шва сухожилия, обучение навыкам эндоскопических вмешательств с помощью тренажеров и компьютерных программ) и wet-lab

FORCIPE

VOLUME 6 SUPPLEMENT 3 2023

ISSN 2658-4174

(более сложный в организации процесс, поскольку предполагает использование тканей и органокомплексов животных, а также непосредственно мелких лабораторных животных; метод применяется нами при обучении таким видам оперативных вмешательств, как трепанация черепа, резекция желудка, наложение межкишечного анастомоза, аортокоронарное шунтирование и ряда других). Работа с биологическим материалом возможна для студентов в обособленном помещении кафедры — учебной операционной, имеющей необходимый набор инструментов и оборудования. Использование современных образовательных технологий симуляционного обучения позволило не только популяризировать хирургические медицинские специальности, но и привлечь к работе в кружке большое число иностранных студентов. Так, в 2022-2023 учебном году из 15 участников сборной хирургической команды факультета 5 человек — это иностранные студенты, обучающиеся на английском языке.

Цель исследования. Оценить эффективность использования симуляционных образовательных технологий при обучении практическим навыкам по хирургии и степень их влияния на адаптацию иностранных студентов к образовательной среде медицинского вуза.

Материалы и методы. Проведен анонимный опрос 88 студентов 2-6-го курсов медицинского факультета, обучающихся на английском языке. Студентам было предложено ответить на 12 вопросов, касающихся обучения практическим навыкам по хирургии и адаптации к обучению в медицинском вузе. Средний возраст опрошенных — 21,6±1,8 лет, лиц мужского пола — 80, женского — 8.

Результаты. Проведенное исследование показало следующие результаты. При ответе на вопросы об освоении практически навыков по хирургии подавляющее число опрошенных (82 студента — 93%) ответили, что освоение

указанных навыков проводилось ими с использованием симуляционных технологий, в частности, работа на манекенах, работа на кадаверном материале, использование технологий виртуальной реальности. Уровень освоения навыков 10 студентов (12%) оценили как «отличный», 52 студента (63,4%) как «хороший», 20 студентов (24,4%) — «удовлетворительный». Из числа студентов, оценивших свой уровень владения практическими навыками как «отличный» и «хороший», имеют среднюю экзаменационную оценку по хирургическим дисциплинам 4,2±0,4 балла. Напротив, среди 8 опрошенных студентов, которые оценили свои практические навыки как неудовлетворительные, 6 студентов (75%) имеют академическую задолженность по хирургическим дисциплинам. В группе вопросов по адаптации к образовательной среде вуза обращает на себя внимание категория ответов об уровне владения иностранным языком. Так, среди студентов, успешно овладевших практическими навыками, уровень владения английским языком оценен на уровне В2-С1, причем в комментариях к ответам студенты отмечали интерес к повышению уровня владения языком, а также интерес к изучению русского языка.

Выводы. Таким образом, использование симуляционных образовательных технологий при обучении иностранных студентов практическим навыкам по хирургии в рамках обучения на кафедре нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией, а также в процессе подготовки студентов к участию в студенческих хирургических олимпиадах, показало высокую эффективность при освоении образовательной программы, повысило качество образовательного процесса и оказало влияние на адаптацию иностранных студентов в образовательную среду медицинского вуза.

FORCIPE

ТОМ 6 СПЕЦВЫПУСК 3 2023

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.