УДК 617.5 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.183
^ ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Шаматкова С.В., Асмоловский А.В., Тугай В.В. Смоленский государственный медицинский университет Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Svetlanash 05@mail.ru - Шаматкова С.В.
Резюме. Новые методы активного обучения используются с целью внедрения практики цифрового обучения хирургическим навыкам в условиях нового учебного плана. При использовании имеющихся на кафедре 3-D атласов для освоения топографической анатомии, а также прототипов устройств для отработки хирургических практических навыков самостоятельно разработаны клинические ситуационные задачи, при решении которых, сенсорный топографоанатомический тренажер помогает визуализировать любую область тела человека. Многолетняя активная научно-исследовательская работа сотрудников кафедры направлена на разработку и создание доступных разноуровневых тренажеров для отработки практических навыков, с целью внедрения современных цифровых технологий обучения в регулярном режиме с использованием дистанционных технологий.
Опыт проведения олимпиады по оперативной хирургии в СГМУ с привлечением команд из других регионов страны и зарубежья подтверждает, что кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии является филиалом симуляционного центра Университета.
Ключевые слова: цифровые технологии обучения, анатомические 3-D атласы, тренажеры для отработки практических навыков
^ FORMATION OF A SIMULATION TRAINING MODEL AT THE DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY AND TOPOGRAPHIC ANATOMY AT A MEDICAL UNIVERSITY
Shamatkova S. V, Asmolovsky A. V, Tugai V.V. Smolensk State Medical University 28, Krupskoy str., Smolensk, 214019, Russia Svetlanash_05@mail.ru -Shamatkova S.V.
Abstract
New methods of active learning are used to introduce the practice of digital teaching of surgical skills in the context of the new curriculum. When using the 3-D atlases available at the department for the development oftopographic anatomy, as well as prototypes of devicesfor practicing surgicalpractical skills, clinical situational tasks have been independently developed, in solving which, a sensory topographic anatomical simulator helps to visualize any area of the human body. The long-term active research work of the staff of the department is aimed at developing and creating accessible multi-level simulators for practicing practical skills, in order to introduce modern digital learning technologies in a regular mode using remote technologies. The experience of conducting the Olympiad in operative surgery at SSMU with the involvement of teams from other regions of the country and abroad confirms that the Department of Operative Surgery and Topographic Anatomy is a branch of the University simulation center.
Keywords: digital learning technologies, anatomical 3-D atlases, simulators for practicing practical skills
Введение. Одной из задач целевой программы развития Смоленского государственного медицинского университета до 2030 года является "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательной организации, развитие эффективной системы молодежной науки..."[1]. На кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии ФГБОУ ВО СГМУ МЗ РФ в течение нескольких лет проделана большая методическая работа по профилизации преподавания на факультетах, шире используются новые методы активного обучения, что
способствует формированию междисциплинарной командной работы по направлениям «цифровая медицина» и «цифровая трансформация образовательной деятельности», внедрению современных цифровых технологий обучения в регулярном режиме с использованием дистанционных технологий.
В рамках этой задачи преподаватели и студенты, члены научного кружка, принимают самое активное участие в организации и оборудовании кафедры. Традицией кафедры является активная научно-исследовательская работа. Одно из направлений работы— отработка техники различных приемов хирургических вмешательств, формирование навыков научно-исследовательской работы, что соответствует современным требованиям к выпускникам медицинских ВУЗов.
Цель - внедрение практики цифрового обучения хирургическим навыкам на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии в условиях современного учебного плана.
Материалы и методы
После анализа использования имеющихся на кафедре 3-0 атласов для освоения топографической анатомии, а также прототипов устройств для отработки хирургических практических навыков самостоятельно разработаны клинические ситуационные задачи, при решении которых, сенсорный топографоанатомический тренажер помогает визуализировать любую область тела человека. Многолетняя активная научно-исследовательская работа сотрудников кафедры с привлечением членов студенческого кружка направлена на разработку и создание доступных разноуровневых тренажеров для отработки практических навыков общехирургического профиля и эндоскопической техники, выполнения манипуляций с легко заменяемыми функциональными узлами. Патенты на изобретения и рационализаторские предложения на разработанные модели являются подтверждением актуальности этой работы.
Результаты и обсуждение
Традиционные особенности учебного процесса на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии в России, сочетающие изучение топографии и хирургии, с обязательным использованием биологических тканей и отработкой практических навыков общехирургического профиля расширяют современные возможности студента-медика [2]. В условиях резко ограниченного количества фиксированного биологического материала и лабораторных животных кафедра постоянно готовит студентов и ординаторов для самостоятельного выполнения хирургических манипуляций. Традиционные формы клинических ситуационных задач широко представлены в учебной литературе по топографической анатомии и оперативной хирургии, но современные объективные диагностические методы позволяют объединить знания по топографической анатомии с современными лучевыми и малоинвазивными исследованиями. Регулярное обновление учебно-методического комплекса кафедры происходит при взаимодействии с клиническими структурными подразделениями Университета. К каждой задаче предлагаются вопросы разного уровня сложности, при ответе на которые студент самостоятельно выявляет пробелы по теме и расширяет знания. Регулярное использование в учебном процессе имеющихся на кафедре 3-0 атласов для освоения топографической анатомии, а также прототипов устройств для отработки хирургических практических навыков существенно повышает вовлеченность в процесс студентов с разной мотивацией к учебе. Предлагаемый нами вариант оценки исходного уровня знаний при решении многоуровневых ситуационных задач рождает внутреннюю положительную мотивацию к овладению определенной темой и позволяет конструктивно изменить форму проведения зянятия, делая его интересным для обоих участников этого процесса.
Лишь небольшая часть студентов посвятит себя в последующем хирургии. Однако, существует ряд вмешательств, выполнить которые в экстремальных условиях обязан врач любой специальности. Под этим подразумеваются: навыки квалифицированной временной и окончательной остановки кровотечения, хирургической обработки ран, трахеостомия и некоторые другие экстренные вмешательства. Сохранение преемственности в преподавании, изучение предмета по принципу «от простого к сложному», с постоянным повторением наиболее важных разделов хирургии и отработкой практических навыков на симуляторах разной степени сложности позволяет студентам участвовать в практических олимпиадах международного уровня по различным хирургическим направлениям.
Многолетний опыт проведения олимпиады по оперативной хирургии в СГМУ с привлечением команд из других регионов страны и зарубежья подтверждает, что кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии является филиалом симуляционного центра Университета. Особенности образовательного процесса на кафедре позволяют учащимся объективно оценить свои знания, проявить творческие и организаторские способности, а также укрепиться в желании выбрать
специальность хирургического профиля или, напротив, углубиться в изучение какой-то другой дисциплины.
Выводы
Стратегия развития симуляционного обучения в медицинских ВУЗах страны несомненно помогает реализации учебных программ по всем специальностям и направлениям. Филиал симуляционного центра на базе кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии может быть промежуточным звеном между занятиями в симуляционном центре и обучением на клинических дисциплинах «у постели больного». Этап обучения на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии, с использованием элементов симуляционного обучения и формированием простых навыков у студентов младших курсов, и проведением тренингов для молодых специалистов хирургических направлений в рамках программ дополнительного профессионального образования может стать основой для усиления мотивации обучающегося. Возможно, что имеет смысл обмениваться подобными материалами с целью создания банка (реестра) данных в рамках программы непрерывного медицинского образования, которая должна начинаться на доклинических кафедрах, проходя через кафедры хирургического профиля на старших курсах в ВУЗе и далее, через постдипломное образование, продолжаться всю жизнь, включая все этапы профессионального роста специалистов.
Литература
1. Программа развития Смоленского государственного медицинского университета до 2030 года. http://smolgmu.ru/help/prioritet_2030/p2030_sgmu.pdf
2. Ефимов Е.В., Шапкин Ю.Г. Симуляционное обучение хирургии на младших курсах медицинского вуза: чему учить, как, когда. / Е.В. Ефимов, Ю.Г. Шапкин// Виртуальные технологии в медицине. - № 2 (16) 2016. С. 39-42.