Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ОЦЕНКИ ПРЕДАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ'

ИЗМЕНЕНИЕ ОЦЕНКИ ПРЕДАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинова А. А., Кравцива А. В., Асмоловский А. В., Шаматкова С. В.

Овладение практическими навыками и умение применять их в конкретных клинических ситуациях является неотъемлемой частью комплексной подготовки студента-медика. В настоящее время большой объем теоретического материала и необходимость контроля его усвоения не позволяют преподавателям оперативной хирургии и топографической анатомии в должной мере уделять внимание применению полученных знаний в практической деятельности, а также обучению студентов мануальным навыкам. Вместе с тем развитие клинического мышления, решение анатомо-хирургических задач и освоение общехирургических умений являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Включая во внимание предложения студентов СГМУ по изменению оценки их предаудиторной подготовки, в данной работе рассматривается новый способ контроля исходных теоретических знаний, обучающихся на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвинова А. А., Кравцива А. В., Асмоловский А. В., Шаматкова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE ASSESSMENT OF PRE-AUDIT TRAINING OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY AND TOPOGRAPHIC ANATOMY

Mastering practical skills and the ability to apply them in specific clinical situations is an integral part of the comprehensive training of a medical student. Currently, a large amount of theoretical material and the need to control its assimilation do not allow teachers of operative surgery and topographic anatomy to pay due attention to the application of the acquired knowledge in practice, as well as to teaching students manual skills. At the same time, the development of clinical thinking, the solution of anatomical and surgical problems and the development of General surgical skills are an integral part of the educational process. Taking into account the suggestions of SSMU students to change the assessment of their pre-audit training, this paper considers a new way to control the initial theoretical knowledge of students at the Department of topographic anatomy and operative surgery.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ОЦЕНКИ ПРЕДАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ»

УДК: 617-089+611.9 (07.07)

DOI 10.37963/SMA.2020.4.48

□ ИЗМЕНЕНИЕ ОЦЕНКИ ПРЕДАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

Литвинова А.А., Кравцива А.В., Асмоловский А.В., Шаматкова С.В.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

Alexa5582@yandex. ru - Литвинова А.А.

Резюме. Овладение практическими навыками и умение применять их в конкретных клинических ситуациях является неотъемлемой частью комплексной подготовки студента-медика. В настоящее время большой объем теоретического материала и необходимость контроля его усвоения не позволяют преподавателям оперативной хирургии и топографической анатомии в должной мере уделять внимание применению полученных знаний в практической деятельности, а также обучению студентов мануальным навыкам. Вместе с тем развитие клинического мышления, решение анатомо-хирургических задач и освоение общехирургических умений являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Включая во внимание предложения студентов СГМУ по изменению оценки их предаудиторной подготовки, в данной работе рассматривается новый способ контроля исходных теоретических знаний, обучающихся на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии.

Ключевые слова: топографическая анатомия, оперативная хирургия, контроль знаний,

практические навыки.

□ CHANGING THE ASSESSMENT OF PRE-AUDIT TRAINING OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY AND TOPOGRAPHIC ANATOMY

Litvinova A.A., Kravtsiva A. V, Asmolovsky A. V, Shamatkova S. V

Smolensk State Medical University,

Russia, 214019, Smolensk, ul. Krupskaya, 28.

Alexa5582@yandex.ru - Litvinova A.A.

Abstract. Mastering practical skills and the ability to apply them in specific clinical situations is an integral part of the comprehensive training of a medical student. Currently, a large amount of theoretical material and the need to control its assimilation do not allow teachers of operative surgery and topographic anatomy to pay due attention to the application of the acquired knowledge in practice, as well as to teaching students manual skills. At the same time, the development of clinical thinking, the solution of anatomical and surgical problems and the development of General surgical skills are an integral part of the educational process. Taking into account the suggestions of SSMU students to change the assessment of their pre-audit training, this paper considers a new way to control the initial theoretical knowledge of students at the Department of topographic anatomy and operative surgery.

Key words: topographical anatomy, operative surgery, control of knowledge, practical skills.

Введение.

В настоящее время наблюдается переход системы современного медицинского образования в новое качественное состояние. Сегодня высшая медицинская школа предоставляет студентам новые возможности реализации, новые учебные программы, электронные средства обучения [2,4]. Изучая и перерабатывая огромное количество материала, студент медицинского университета подвержен большому объему механического запоминания при подготовке к каждому занятию. Главная претензия работодателей к профессиональным медицинским учреждениям сегодня - это оторванность полученных знаний от практики, отсутствие системы профессиональной подготовки в условиях «вуз -реальная клиническая практика» [5].

Оперативная хирургия и топографическая анатомия - это дисциплина, предоставляющая студентам возможность не только детально изучить пространственные

взаимоотношения анатомических структур, изучить их послойное строение, овладеть теоретическим знанием о выполнении базовых хирургических вмешательств, но и освоить мануальные навыки, научиться самостоятельно выполнять ряд манипуляций, которыми должен владеть врач любой специальности. В связи с этим важной задачей становится оптимизация учебного процесса и рациональное построение аудиторных занятий, на которых должное количество времени следует уделять освоению именно практических навыков и решению ситуационных задач. Перед преподавателями стоит задача обеспечить обучающимся систему интегрированных теоретических и клинических знаний, навыков и умений. Преподаватели должны содействовать формированию клинического мышления, способности к социальной адаптации будущего специалиста. На каждом занятии студент должен овладевать мануальными навыками, начиная с завязывания узлов, правил пользования общехирургического инструментария и наложения швов [3]а также учиться применять имеющиеся теоретические знания при решении клинических задач. Вместе с тем важным аспектов остается контроль усвоения студентом теоретических знаний, поскольку без должного владения материалом приступать к решению ситуационных задач и практических навыков нельзя.

В связи с этим предлагается изменить оценку предаудиторной подготовки студентов на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии. Дистанционный контроль освоения студентами теоретического материала позволит уделять больше времени обсуждению наиболее затруднительных для обучающихся моментов, а также разбору клинических случаев и обучению практическим умениям [1].

Цель исследования. Разработать наиболее приемлемый вариант дистанционного автоматического контроля выполнения домашнего задания к текущему занятию.

Материалы и методы.

В ходе исследования была разработана анкета, состоявшая из 15 пунктов:

1. Ваш курс

2. Ваш факультет

3. Как Вы относитесь к формату дистанционного заполнения ответов в рабочих тетрадях и направлению их преподавателю по электронной почте?

4. Как Вы относитесь к формату дистанционной сдачи тестов по ОХ и ТА?

5. Как Вы считаете, тестовый контроль дает больше пользы при выполнении его на занятиях или дома?

6. Считаете ли Вы, что аудиторное тестирование только отбирает время, необходимое для разбора теоретических вопросов и освоения практических навыков?

7. Оцените уровень сложности прохождения тестирования дома после освоения лекционного материала и прочтения учебника?

8. Оцените качество составления тестов.

9. Сформулируйте Ваше отношение к идее проведения тестового контроля дистанционно на постоянной основе при подготовке домашнего задания.

10. Считаете ли Вы тестирование необходимым элементом контроля полученных знаний?

11. Сформулируйте Ваше отношение к учебным картам (картинкам) по оперативной хирургии и топографической анатомии.

12. Как Вы считаете, заполнение анатомических карт даст больше пользы при выполнении его на занятиях или дома?

13. Сформулируйте Ваше отношение к идее заполнения анатомических карт дистанционно на постоянной основе при подготовке домашнего задания.

14. Выберете более удобный для Вас формат учебных анатомических карт.

15. Ваши предложения, пожелания кафедре.

Полученные данные были проанализированы и обработаны. Статистическая достоверность различия определялась по параметрическому критерию Фишера. Критический уровень значимости при проверке принимали равным 0,01. Анализ осуществлялся с помощью пакета программ: Statistica 12.0, Microsoft Excel.

Результаты исследования и их обсуждение.

Большая часть ответов - 242 (79,6%) принадлежат студентам лечебного факультета. 1/5 (52) результатов получена от студентов педиатрического факультета, что составило 20,4% (p<0,01).

Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, первым из которых был вопрос об отношении студента к формату дистанционного заполнения ответов в рабочих тетрадях и направлению их преподавателю по электронной почте. 271 (89,1%) человек отнеслись к этому положительно, 27 человек (8,95) - негативно, 3 человека (1%) -нейтрально (p<0,01).

В ходе следующего вопроса респондентам было предложено высказать свое мнение касательно сдачи тестов по ОХ и ТА в дистанционном формате. 282 человек (93,8%) ответили положительно, 13 человек (4,3%) - негативно (p<0,01). На вопрос о пользе тестового контроля студенты ответили следующим образом: 269 человек (88,5%) -дает больше пользы при выполнении дома, 20 человек (6,6%) - дает больше пользы при выполнении на занятиях (p<0,01). Ряд учащихся отметили, что тесты не приносят пользы вообще.

Далее респондентам было предложено высказать свое мнение по поводу пользы проведения аудиторного тестирования. Большинство студентов согласны с тем, что оно лишь отбирает время, необходимое для разбора теоретических вопросов и освоения практических навыков - 262 человека (86,2%). 36 человек (11,8%) ответили «не критично», 6 человек (2%) - ответили «нет» (p<0,01).

Когда респондентов попросили оценить уровень сложности прохождения тестирования дома после освоения лекционного материала и прочтения учебника, то было выявлено: 211 человек (69,4%) считают, что было просто, 85 человек (28%) указали, что тестовый контроль вызывал затруднения, 6 человек (2%) выбрали ответ «было сложно» (p<0,01).

Далее студентам было предложено высказать мнение о качестве составления тестов. Респонденты могли выбрать 2 и более ответа. Результаты распределились следующим образом: 241 человек (79,3%) ответили, что тесты доступные, 57 человек (18,8%) - в тестах много ошибок, 24 человека (7,9%) считают, что тесты разнятся с материалами для подготовки к занятию (p<0,01). Основной причиной этого является отсутствие в библиотеке ВУЗа достаточного количества одного из учебников.

На вопрос об отношении респондентов к идее проведения тестового контроля дистанционно на постоянной основе при подготовке домашнего задания были получены следующие ответы: 272 человек (90,5%) относятся к данной идее положительно, 20 человек (6,6%) - негативно (p<0,01), при этом отмечая, что тесты не несут в себе пользы и не помогают в освоении и закреплении материала.

Было выявлено, что большинство студентов - 231 человек (76%) не считают аудиторное тестирование необходимым элементом контроля полученных знаний, только 67 человек (22%) считают, что тестирование должно проводиться в обязательном порядке (p<0,01).

Респондентам было предложено высказать свое отношение к заполнению учебных карт (картинок) по оперативной хирургии и топографической анатомии. Большинство анкетируемых - 157 человек (51,6 %) выбрали два варианта ответа: анатомические карты положительно влияют на учебный процесс, однако черно-белый формат затрудняет запоминание материала. 225 человек (74%) считают, что анатомические карты положительно влияют на учебный процесс, 17 человек (5,6%) выбрали вариант «негативное влияние»

(р<0,01). Для 14 человек (4,6%) анатомические карты не оказали никакого влияния на учебный процесс.

При обозначении своего отношения к решению анатомических карт в дистанционном формате 269 человек (88,5%) отметили, что заполнение анатомических карты в домашних условиях дает больше пользы, чем при заполнении на практических занятиях, 32 человека (10,5%) считают, что более эффективным является их заполнение в аудитории (р<0,01). При этом 282 человека (92,8%) относятся положительно к идее заполнения анатомических карт дистанционно на постоянной основе при подготовке домашнего задания, 20 человек (6,6%) -отрицательно (р<0,01).

В завершении опроса респондентам было предложено два варианта анатомических карт с изображением топографических особенностей строения передней поверхности предплечья - в черно-белом и цветном вариантах (рис.1). 290 человек (95,4%) указали, что удобнее и эффективнее работать с картами в цветном формате, 14 человек (4,6%) проголосовали за черно-белый вариант (р<0,01).

Рисунок 1. Строение передней поверхности предплечья (черно-белый и цветной варианты)

В графе «предложения и пожелания кафедре» большинство студентов указали на необходимость более тщательного и длительного освоения практических навыков, а также высказали пожелание большее количество времени уделять разбору конкретных клинических ситуаций, поскольку простое заучивание материала не приносит особой пользы и не помогает успешно ориентироваться в практической деятельности.

Выводы. Учитывая результаты анкетирования, на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии была создана собственная электронная платформа, позволяющая перевести предаудиторный контроль знаний студентов в дистанционный формат. На платформе в удобной для восприятия форме размещены лекции и ссылки на нужные главы учебника, тесты и анатомические карты. При этом вопросы для тестового контроля были пересмотрены и исправлены в соответствии с опубликованными лекциями и единым рекомендованным электронным учебником, а анатомические карты переведены из черно-белой варианты в цветной формат.

С сентября 2020 года данная платформа активно используется в учебном процессе студентов лечебного и педиатрического факультета. Получена возможность более качественного разбора задач по клинической анатомии и освоения практических навыков, а также повышена эффективность изучения и запоминания материала.

а а

Литература

1. Антонович М.Ю., Любченко М.Ю. Дистанционное образование в медицине // Медицина и экология. - 2019. - №1. - С.119-122.

2. Глыбочко П.В. Обеспечение инновационного характера непрерывного медицинского образования качественно нового уровня // Материалы I Национального съезда врачей Российской Федерации. - М., 2012.

3. Долгова Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века // Интерактивное образование. - 2017. -№5. -С. 2-8.

4. Каган И.И., Чемезов С.В. Организационно-методическое обеспечение освоения хирургический навыков на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2011. - №3.

5. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №11-2. -С. 4752.

6. Олифирова О.С., Оразлиев Д.А. Организация обучения хирургии по программе НМО // Амурский медицинский журнал. - 2018. - № 1-2. - С.128-129.

7. Щедрина Т.Т. Особенности подготовки студентов медицинского колледжа в условиях применения симуляционного обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции - Краснодар: Новация, 2016. - С. 232-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.