УДК 378.14
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент
(e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru) Козлова Анастасия Дмитриевна магистрант (e-mail: stasy97@list.ru) Барабина Ирина Евгеньевна магистрант
(e-mail: barabinaie@gmail.com) Карпова Мария Александровна, студент (e-mail: mashka_718@mail.ru) Лапшина Ирина Александровна, магистрант (e-mail: irina.lapshina@yandex.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия
Современные образовательные технологии нацелены на обеспечение эффективности и вариативности педагогического процесса, при этом возраст и уровень образования обучающихся уходят на второй план. Подготовка конкурентноспособного выпускника, который будет способен к эффективной профессиональной деятельности - главная цель современного образования. Целью написания статьи является рассмотрение того, каким образом современные образовательные технологии выступают средством управления при их применении в педагогическом процессе. Авторы раскрывают понятие «образовательные технологии», а также выявляют их особенности.
Применение современных образовательных технологий в педагогическом процессе открывает новые возможности при реализации индивидуализации и дифференциации обучения, оказывает положительное воздействие на развитие познавательной деятельности студентов, а также их сознательности. Использование образовательных технологий создаёт условия для перехода обучающихся к самообучению и является средством повышения эффективности педагогического процесса, таким образом образовательные технологии выступают средством управления данным процессом.
Ключевые слова: образовательные технологии,технология, обучающиеся, компетенция, образовательный процесс
Для того, чтобы нам точнее понимать, что такое образовательная технология обратимся к её изначальному пониманию. Термин «технология» в течение длительного времени находился вне понятийного аппарата педагогики и определялся как совокупность знаний о способах и средствах поведения производственных процессов [1].
Рассматривая данное понятие дальше мы обратимся к древнегреческому словарю. Таким образом мы узнаём, что образовательная технология переводится как учение о мастерстве. Такое определение понятия технология уже точнее определяет его сущность [7].
Такие зарубежные авторы, как Дж. Кэрролл, Д. Брунер, Б. Блум являются разработчиками современных образовательных технологий. В России изучением образовательных технологий занимались П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Бабанский, В.П.Беспалько и др.[15]
Мнения учёных по отношению к данной проблеме неоднозначны и иногда бывают крайне противоположны, поэтому в настоящее время имеется немало работ, посвящённых образовательным технологиям [10].
Следует отметить, что под педагогической технологией необходимо понимать систему определённых действий педагога, которая связана и направлена на решение педагогических задач в образовательном процессе
[4].
Можно дать образовательным технологиям и такое определение. «Образовательные технологии представляют собой совокупность определённых методов, приёмов, способов, которые педагоги применяют при передаче знаний» [5].
В современное время в сфере образования ставятся цели, направленные на повышения качества образовательного процесса. Логично, что сам педагогический процесс должен обеспечивать и гарантировать достижение поставленных целей [16].
Поэтому сущность понятия «образовательная технология» заключается в том, что построенный с их применением образовательный процесс позволяет добиться эффективного усвоения знаний обучающимися [8].
Мы постарались выделить наиболее важные особенности образовательных технологий. Это поможет нам также оценить их эффективность при применении в учебном процессе. Наиболее важными особенностями образовательных технологий являются следующие:
-экономичность, которая выражается в том, что применение образовательных технологий позволяет оптимизировать рабочее время и дать возможность обучающимся усвоить необходимый материал в короткие сроки;
-этапность, проявляется в том, что образовательные технологии имеют определённый алгоритм действий, который обучающиеся могут воспроизводить;
-корректируемость представляет собой обратную связь между педагогом и обучающимися, так как педагог выступает консультантом в таком случае. Поэтому знания, которые студенты получают самостоятельно постоянно обсуждаются с педагогом в рамках учебного занятия с применением образовательных технологий;
-наглядность мы также выделили в качестве важной особенности образовательных технологий, так как в учебном процессе применяются различ-
ные аудиовизуальные средства, разнообразные дидактические материалы и наглядные пособия [20].
Управление образовательным процессом через организацию учебных занятий с применением образовательных технологий следует считать наиболее эффективным. В таком случае меняются роли педагога и обучающихся. Педагог выступает в качестве консультанта, а у обучающихся появляется самостоятельность. Поэтому их познавательная активность увеличивается.
Именно для того, чтобы активизировать познавательную и творческую активность студентов используются образовательные технологии. С их помощью появляется возможность снижать время на выполнение домашнего задания. Тем самым повышается эффективность работы обучающихся в учебное время.
Следуя современным тенденциям, которые направлены на повышение качества образования, можно утверждать, что применение образовательных технологий имеет своей целью организацию результативного педагогического процесса. Использование в педагогической деятельности различных технологий осуществляется с ориентацией на личностный подход, так как в центр образовательного процесса ставятся студенты [13].
Гарихина К.Е., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. в своей статье считают, что такой подход при применении технологий является достойным, так как развиваются не только способности к самостоятельности студентов, но и формируется творческий их творческий потенциал, что немало важно в современном мире [9].
К подготовке выпускников образовательных учреждений предъявляются определённые требования, которые выражаются в компетенциях. Получается, что у студентов за весь период обучения должны быть сформированы те или иные компетенции. Они могут быть универсальные и общепрофессиональные [6].
Под компетенцией следует понимать совокупность определённых знаний, умений и навыков, а также способность выполнения тех действий, которые предусмотрены той или иной профессиональной деятельностью.
Именно компетенции выступают целью, ориентиром для образовательного процесса. Образовательные технологии представляют собой некоторую последовательность действий педагога и студентов, которые будут обеспечивать достижение поставленных целей и намеченного результата образовательной деятельности [3].
В современное время существуют различные варианты образовательного процесса. Каждый педагог, являясь руководителем такого процесса, привносить что-то особенное, отличное от других. Таким образом возникают различные образовательные технологии, а если говорить точнее, то они являются авторскими. С этим мнением нельзя не согласиться.
Но получается так, что некоторые образовательные технологии могут между собой быть схожи по содержанию, методам и средствам, а также по целям. По этим признакам их можно объединить в некоторые группы.
Среди современных педагогических технологий исследователи выделяют следующие технологии:
-проблемное обучение - развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся;
-концентрированное обучение - создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса;
-модульное обучение - обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки;
-развивающее обучение - развитие личности и ее способностей, ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию;
-дифференцированное обучение - создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей;
-активное (контекстное) обучение - организация активности обучаемых; -игровое обучение - обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений;
-обучение развитию критического мышления - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс и другие [18].
Каждая образовательная технология уникальна по-своему. Применяя их в процессе обучения педагоги смогут повысить его эффективность .Ключевым моментом здесь выступает, как уже говорилось выше, что меняются функции педагога. Теперь он больше выступает как консультант, а студенты стараются самостоятельно получить знания по той или иной теме. Доказать это нам поможет рассмотрение некоторых технологий^].
Технологии кейсов в настоящее время очень популярны, так как ни один педагог не обходится без их применения в процессе обучения, независимо от преподаваемой дисциплины [14].
Как считают многие авторы, такие технологии занимают достаточно небольшое количество времени на учебном занятии, но позволяют активизировать умственные способности обучающихся. Данные технологии представляют собой определённые ситуационные задачи, которые предлагается решить студентам. Их можно применять для актуализации знаний, а также для закрепления и контроля полученных знаний обучающимися [2].
Технологии кейс-обучения позволяют повлиять на учебный процесс. Кейс-задачи могут быть небольшими по содержанию, но их сущность отражает ту или иную ситуацию, погружаясь в которую студенты должны решить. Как показывает практика применение технологии кейсов улучшает образовательный процесс, студенты стараются быстрее думать над
предложенными задачами, тем самым активизируется их познавательная активность.
В кейс-задачах могут быть предложены не только ситуации по изучаемой теме, но также нестандартные ситуации. Рассуждая над такими задачами студенты, как правило, находят немало ответов на них. Таким образом развивается их творческая активность.
Рассмотрим также дискуссионные технологии обучения. Такие технологии применяют в основном на занятиях получения новых знаний. Они позволяют студентам как много больше узнать об изучаемой теме, так как каждый высказывает свою точку зрения. Но в итоге получается ясное представление о той теме, которая обсуждалась [12].
Также можно применять дискуссионные технологии и на практических занятиях, когда у студентов уже имеются знания по той или иной теме. Каждый высказывает то, что он усвоил и таким образом все дополняют свои знания [1].
Стоит обратить внимание и на технологию игрового обучения. Их эффективность заключается в том, что на учебных занятиях студенты имеют возможность «примерить» на себя ту или иную роль. Например, это может быть деловая игра «Судебное заседание», в который обучающиеся выступают судьями, истцами, ответчиками, свидетелями [4].
В основном преподаватели применяют данную технологию, чтобы обучающиеся почувствовали себя участниками различных ситуаций в игровой форме. Таким образом знания усваиваются прочнее, по сравнению с традиционным урок [11].
В итоге мы хотим сказать, что образовательная технология подразумевает под собой совокупность определённых методов и подходов при этом включая принципы их реализации. Также, рассмотрев некоторые образовательные технологии, мы можем утверждать, что с их помощью управляют образовательным процессом, а именно повышают эффективность обучения через проектирование разнообразных приемов, методов.
Список литературы
1. Абрамова Н.С., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Организация самостоятельной работы в условиях реализации практико-ориентированного подхода//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 13-15.
2.Булаева М.Н., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 167-170.
3.Булаева М.Н., Ваганова О.И., Цветкова К. Д. Исследовательская компетентность обучающегося как выпускника профессиональной образовательной организации/Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 67-70.
4.Ваганова О. И. Методика отбора содержания учебного материала //Вестник СевероКавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 230-233.
5.Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Попыкина А.С. Кейс-метод как способ формирования и оценки профессиональных компетенций студентов вуза В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство
образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 191-194.
6.Ваганова О.И., Булаева М.Н., Шагалова О.Г. Методы и технологии образования в условиях практико-ориентированного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 289-292.
7.Ваганова О.И., Иляшенко Л.К., Белоусова Г. А. Современные технологии профори-ентационной деятельности в системе высшего образования //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 5-2. С. 45-48.
8.Ваганова О.И., Лапшова А.В. Инновационная направленность профессионально-педагогической деятельности педагогов В сборнике: Проблемы развития современного общества сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 429-433.
9.Ваганова О.И., Карпова М.А., Смирнова Ж.В. Методы реализации технологии дискуссионного обучения//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 91-95.
10. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Максимова К.А. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 11-14.
11.Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Карпова М.А. Реализация инновационной образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 225-227.
12.Гарихина К.Е., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Кейс-обучение в подготовке будущих бакалавров профессионального обучения В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 183-187.
13.Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274-276.
14.Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Толчина М.А. Особенности реализации технологии дискуссионного обучения при изучении педагогических дисцип-лин//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 34-39.
15.Кутепова Л.И., Тростин В. Л., Леонтьева Г. А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 186-189
16.Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.
17.Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4
18.Прохорова М.П., Ваганова О.И., Румянцева Н.А. Методика проектирования образовательного события в профессиональном образовании //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 153-157.
19.Саляева Е.Ю., Кутепова Л.И., Ваганова О.И. Проектные технологии в подготовке бакалавров по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис"//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 217-219
20.Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Карпова М.А. Роль технологии дискуссионного обучения в формировании коммуникативных компетенций обучающихся //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 9-2. С. 113-116.
21.Трутанова А.В., Ваганова О.И. Организация смешанного обучения в высшей школе В сборнике: Неофит Сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. Мининский университет. 2017. С. 168171.
Smirnova Zhanna Venediktovna Ph. D., associate Professor (e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru) Kozlova Anastasia Dmitrievna, undergraduate (e-mail: stasy97@list.ru) Barabina Irina Evgenievna , undergraduate ( e-mail:barabinaie@gmail.com ) Karpova Maria Aleksandrovna, student (e-mail: mashka_718@mail.ru) Lapshina Irina Aleksandrovna, undergraduate
Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minina, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: irina.lapshina@yandex.ru)
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS A WAY TO MANAGE THE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract. Modern educational technologies are aimed at ensuring the effectiveness and variability of the pedagogical process, while the age and level of education of students go by the wayside. Preparation of a competitive graduate who will be capable of effective professional activity is the main goal of modern education. The purpose of the article is to consider the role that modern educational technologies play in their application in the pedagogical process. The authors reveal the concept of "educational technology", as well as identify theirfea-tures.
The use of modern educational technologies in the pedagogical process opens up new opportunities for the implementation of individualization and differentiation of education, has a positive impact on the development of cognitive activity of students, as well as their consciousness. The use of technology creates the conditions for the transition of students to self-learning and is a means of increasing the effectiveness of the pedagogical process. Key words: educational technologies, technology, students, competence, educational process