Научная статья на тему 'Образовательные стандарты третьего поколения: проблемы иперспективы внедрения (кадровый аспект)'

Образовательные стандарты третьего поколения: проблемы иперспективы внедрения (кадровый аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минёва Оксана Карловна, Горелова Ольга Игоревна

Выявлены отличительные характеристики федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения по сравнению с существующими стандартами. Определены проблемы, в частности кадровой сферы, с которыми столкнуться вузы при их внедрении, предложены мероприятия по их решению. Рассмотрены достоинства получаемых результатов от реализации образовательных программ по новым стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минёва Оксана Карловна, Горелова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The distinguishing characteristics offederal state educational standards ofhigher professional education ofthe third generation have been elucidated in comparison with the existing standards. The authors defined the problems which higher educational institutions will face in the course ofintroduction, and suggested measures oftheir solution. The advantages ofthe results, obtained by the implementation ofeducational programs according to new standards, have been considered.

Текст научной работы на тему «Образовательные стандарты третьего поколения: проблемы иперспективы внедрения (кадровый аспект)»

Минёва О.К., Горелова О.И.

образовательные стандарты третьего поколения: проблемы и перспективы внедрения (кадровый аспект)

Происходящая в настоящее время модернизация системы образования, в частности высшего профессионального образования, затронула не только саму образовательную среду, но и важнейший ресурс функционирования высшей школы, направленный на развитие системы ценностей и ценностных ориентиров, на обеспечение инновационного, социально ориентированного развития России, который выражен федеральными государственными образовательными стандартами.

Актуальность внедрения новых элементов в систему государственных стандартов образования обусловлена реализацией мероприятий по вхождению российской высшей школы в мировое образовательное сообщество, сущность которого отражена в Болонской конвенции. И как следствие, необходимостью повышения качества высшего образования, выраженного не только соблюдением вузами аккредитационных требований и повышением квалификации профессорско-преподавательского состава, но и повышением уровня знаний выпускников, и формированием у них устойчивых компетенций \

Однако, как и любое нововведение, данное изменение основных регламентирующих образовательную деятельность документов влечет за собой решение вузами ряда проблем, а именно:

- повышение квалификации профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала (в частности, региональных вузов) до уровня, отвечающего требованиям ГОС третьего поколения;

- перераспределение норм рабочего времени персонала, который будет отвечать за достижение поставленных целей согласно ГОС;

- преодоление инертности, ярко выраженной в системе высшего профессионального образования, что требует некой реорганизации отработанной системы.

С другой стороны, открываются определенные перспективы для профессорско-преподавательского состава, для выпускников и вуза в целом.

1 Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятель-

ности в определенной области [согласно проекту ФГОС ВПО].

Стандарты третьего поколения направлены на обеспечение стабильности заданного уровня качества высшего образования и его постоянного развития. Будучи стабильными в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Образовательные госстандарты в России формировались как совокупность нескольких компонентов с 1992 года (федерального, регионального), в которых были установлены самые общие требования к содержанию образования по каждому направлению и каждой специальности, зафиксированы те общеобязательные знания, навыки и умения, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы получить соответствующую квалификацию.

В 2000 году добавился компонент образовательного учреждения. В обновленных стандартах предусматривается в качестве основной образовательной цели - формирование общих профессиональных компетенций будущего специалиста. Но как показала практика, только 13 из 88 субъектов РФ приняли собственный региональный стандарт в отношении общего образования и только в части одной из составляющих стандарта - минимума содержания образования.

Предлагаемый новый вариант Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования учитывает опыт разработки и реализации ГОСов первого и второго поколения, и после принятия его в законодательном порядке каждому вузу представится возможность самостоятельно ежегодно заполнять обновляемыми образовательными программами учебный процесс по специальности, учитывая при этом потребности всех заинтересованных сторон, в первую очередь работодателей.

Рассмотрим основные отличительные содержательные аспекты образовательных стандартов третьего поколения по сравнению со вторым:

1) трудоемкость основной образовательной программы измеряется в зачетных единицах (1 семестр - 30 зачетных единиц), трудоемкость

одного учебного цикла задается до 10 зачетных единиц;

2) основная образовательная программа делится на три цикла (гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; профессиональный) вместо настоящих 4 (ГСЭ, ЕН, ОПД и СД); каждый учебный цикл делится на две части (базовую и вариативную) вместо существующих трех компонентов, причем физическая культура, практика и научно-исследовательская работа и итоговая государственная аттестация выводятся в отдельные разделы;

3) в рамках основной образовательной программы возникает необходимость постановки целей по воспитанию социально-ориентированной личности студента, со стороны вуза, а со стороны студента - обязанность активно принимать участие в развитии социокультурной жизни вуза;

4) поставленные задачи профессиональной деятельности выпускников должны отражать актуальные требования работодателей;

5) необходимость разработки вузами критериальных методик ("фонда оценочных средств"2) для систематического мониторинга знаний и компетенций студентов (с применением маркетингового инструментария), уровня компетентности преподавателей и разработки стратегий по повышению качественных составляющих образовательного процесса;

6) студентам должна быть предоставлена реальная возможность принимать участие в формировании своей программы обучения в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла;

7) в рамках подготовки бакалавров, магистров и специалистов четко и подробно прописываются компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза (универсальные и профессиональные);

8) по итогам изучения каждого цикла студент обязан знать, уметь и владеть заранее определенными компетенциями, а вуз должен отслеживать эффективность полученных результатов;

9) государственный экзамен выводится из состава итоговой государственной аттестации и по усмотрению вуза может быть дополнительно введен.

Новый ГОС формировался на базе общности фундаментальной части подготовки по направлениям подготовки бакалавра, специалиста и магистра.

2 Стандарты ВПО. www.edu.ru.

По мнению заместителя Директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Наталья Третьяк, деление государственного образовательного стандарта на три части - федеральную, региональную составляющие, а также составляющую образовательного учреждения, не в полной мере отвечает требованиям, которые предусмотрены пунктом 5 статьи 43 Конституции, где говорится, что в Российской Федерации устанавливается только один федеральный государственный образовательный стандарт3. В результате компонентного формирования разрушается целостность стандартов. Кроме того, как показала практика, одинаковая трехкомпонентная структура не может быть реализована на единых принципах для всех уровней образования, например, для аспирантуры и докторантуры.

Как видно из перечисленных отличительных характеристик стандартов третьего поколения, основным результатом освоения новых программ должны стать компетенции в профессиональной и в социально-личностной деятельности, что в совокупности с интеллектуальными способностями студента в итоге составляет профессиональную культуру специалиста. В результате, можно говорить о приращении человеческого капитала данного специалиста, и как следствие об увеличение его "стоимости" на рынке труда. Таким образом, новых подход к сущностному наполнению стандартов образовательных программ обеспечит (при грамотном внедрении) повышение эффективности инвестиций в высшее образование.

Для студента, как будущего специалиста, образовательные стандарты третьего поколения по сравнению с действующими стандартами должны обеспечить большую востребованность на рынке труда и более высокий уровень подготовки. В докладе Госсовета РФ "Об образовательной политике России на современном этапе" сформулированы основные требования к специалисту: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за её социально-экономическое процветание".

3 Стандарты третьего поколения [Образовательный портал Курганской области] http://www.hde.kurganobl.ru.

Для достижения данных результатов, кроме высокого уровня качества преподавательского состава, учебно-методического обеспечения и применения инновационных технологий, требуется также достаточно высокий уровень школьной подготовки абитуриентов. Однако, как показывает практика работы с первокурсниками, школьные знания по таким основным дисциплинам, как математика и информатика, находятся на низком уровне. В результате подобной тенденции, описанные в новых программах компетенции, не будут достигнуты в той мере, в которой должны быть, несмотря на комплексное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, в силу ограниченности первоначального человеческого капитала абитуриентов.

В процессе обучения в вузе практически каждый студент должен освоить такую компоненту новой образовательной программы, как научно-исследовательская деятельность, которой в стандартах нового поколения уделяется особое внимание. В силу неопытности студентов в научной сфере и необходимости наставничества и руководства ответственность за качество получаемых результатов несут преподаватели, которым, соответственно, потребуется больше времени на совместную научно-исследовательскую работу со студентами, чем прежде, что потребует увеличения трудоемкости данного процесса в связи с увеличением контингента, приходящегося на одного преподавателя. В этом случае, скорее всего, необходимо будет уменьшать учебную нагрузку преподавателей, что приведет к необходимости привлечения дополнительных профессорско-преподавательских кадров со стороны. В данном случае речь будет идти об экстенсивном пути развития образовательной деятельности вуза, для которого это обусловлено новыми затратами на оплату труда.

Если в вуз придерживается интенсивного пути развития деятельности по оказанию образовательных услуг, то внедрение ГОС третьего поколения приведет к увеличению производительности труда одного преподавателя, в результате чего учебное заведение также понесет затраты, но в данном случае они будут связаны с повышением компетентности профессорско-преподавательского состава, обучению их новейшим педагогическим технологиям.

Таким образом, модернизация системы стандартизации образования должна быть неразрывно связана с развитием научных школ, инновационных педагогических проектов, многообразием новых технологий воплощения педагогических идей.

Наполнение образовательных стандартов новыми требованиями приводит к увеличению занятости не только преподавательского состава, но и структурных подразделений, обеспечивающих и контролирующих учебный процесс. Это в первую очередь, деканаты и кафедры.

Для повышения эффективности работы руководящих сотрудников факультета целесообразным представляется прохождение курсов тайм-менеджмента, позволяющего рационально планировать свое рабочее время, а также возникает необходимость оптимизации системы нормирования труда. С одной стороны, это обеспечит выполнение заданного объема работы по реализации мероприятий воспитательной, учебной и научной деятельности, а также мониторингу знаний и компетенций студентов, а с другой стороны - позволит избежать перегрузок персонала и будет отвечать принципам справедливой оплаты труда.

Решение стратегической задачи по обеспечению качества образования достигается путем реализации программных мероприятий развития инновационных технологий внутренней и внешней диагностики образовательного процесса в высшей школе.

С целью совершенствования системы диагностики образовательного процесса, т.е. стандартизации качества подготовки, уровня профессиональных и личностных характеристик выпускника учебного учреждения, должно происходить более широкое привлечение к оценочным процедурам студентов и представителей объединений работодателей.

На рисунке 1 приведена схема взаимодействия различных подразделений вуза и субъектов хозяйствования, которая, на наш взгляд, может обеспечить устойчивую работу вуза в рамках новых образовательных стандартов.

При внедрении новых образовательных стандартов на первом этапе требуется провести анализ на соответствие предъявляемых требований реальной ситуации на факультете, в результате чего выявляется необходимый объем работ. Кафедры при тесном сотрудничестве с работодателями всегда будут обладать актуальной информацией о востребованности своих выпускников. Кафедры также формируют научную базу факультета и осуществляют контроль за исследовательской деятельностью студентов, объединенных в научные школы из состава студенческого самоуправления. Факультет по запросам кафедры (по итогам работы того или иного преподавателя в научной школе) организовывает мероприятия по повышению квалификации ППС.

Рис. 1. Схема качественного взаимодействия основных участников образовательного процесса

Отдел мониторинга качества знаний и компетенций студентов, являющийся составной частью научной школы, обязан своевременно подготавливать информацию о происходящих изменениях в образовательном, научном и воспитательном процессах в центр мониторинга вуза и руководству факультета для дальнейшей с их стороны разработки стратегий действий.

В рамках существующих в настоящее время стандартов второго поколения простой переход на многоуровневую систему был бы болезненным. Сочетая переход на двухуровневое образование и внедрение новых стандартов в высшие школы, которое ожидается в краткосрочном периоде, качество высшего профессионального образования не только не потеряется, но и повыситься 4.

Инновационная составляющая в разработанных новых стандартах состоит в достижении деятельностного подхода, позволяющего выделить основные результаты обучения и воспитания.

На наш взгляд, для успешного внедрения новых государственных образовательных стандартов в вузы целесообразно провести ряд следующих мероприятий:

- определение вузом пути развития образовательной деятельности при внедрении стандартов третьего поколения (экстенсивный или интенсивный);

4 Стандарты третьего поколения [Первая интернет-газета Республики Башкортостан] http://www.bashvest.ru.

- проведение комплекса работ по анализу соответствия новых требований и проделанной на факультетах работы;

- активизация работы структурных под -разделений по разработке и утверждению ряда нормативно-правовых актов по упрощению процедуры внедрения ГОС третьего поколения, например, усовершенствование положения о распределении нагрузки профессорско-преподавательского состава, в том числе нормирование труда персонала вуза, разработка концепции развития воспитательной работы, разработка или доработка положения о контроле знаний и критериальной методики оценки компетенций и т.д.;

- кадровый аудит профессорско-преподавательского состава с целью выявления "слабых мест" кафедр, оценки удовлетворения работой и возможности дополнительной нагрузки преподавателей, анализа производительности труда и трудоемкости модулей учебного процесса, приведение в соответствие оплаты труда и производительности/норм времени;

- создание подразделения (научной школы) в составе факультетов, отвечающего за мониторинг качества знаний и компетенций студентов, отслеживания их трудоустройства и карьерного роста;

- активизация на факультетах общественной и творческой деятельности, на кафедрах - научно-исследовательской работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Распоряжение № 1340-р от 03.09.05 г. М., 2005.

2. Концепция развития профессиональных квалификаций/ Материалы агентства национальных квалификаций при РСПП. М., 2006.

3. Н Булгакова// Поиск. М. февраль 2007.

4. Федеральный образовательный портал: нормативные документы. Протокол заседания коллегии Министерства образования и науки РФ № ПК-1 от 01.02.2007 г http://www.edu.ru

5.Федеральные государственные образовательные стандарты. http://standart.edu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.