Научная статья на тему 'Образовательные программы во внешней политике Канады во второй половине XX - начале XXI в'

Образовательные программы во внешней политике Канады во второй половине XX - начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штиглиц М.О.

Статья представляет собой исторический обзор внешнеполитической и образовательной деятельности Канады во второй половине XX начале XXI в. В рамках статьи рассматриваются: феномен «международного образования», крупнейшие федеральные образовательные программы и основные приоритеты внешней политики Канады, начиная с 1960-х гг. Цель статьи проследить внутреннюю взаимосвязь всех трех компонентов и определить роль международных образовательных программ во внешней политике Канады в исследуемый период. В работе также рассматриваются регионы и страны, которые считаются наиболее выгодными для продвижения международных образовательных программ Канады в мире, анализируются основные причины «перспективности» данных регионов с точки зрения канадского правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational programs in Canadian foreign policy in the late 20 -beginning of 21st century

The article is a historical review of.Canadian international and educational policy in the late 20 beginning of 21 st century. It describes the phenomenon of "international education", major federal educational programs and some basic priorities of Canadian foreign policy since 1960s. The aim of the article is to reveal the connection between these three components, as well as define the role international educational programs played in Canadian foreign policy. The most advantageous regions and countries where federal programs are successfully implemented are also shown in this work. The author studies reasons why Canadian federal government considers these particular regions as the most "perspective".

Текст научной работы на тему «Образовательные программы во внешней политике Канады во второй половине XX - начале XXI в»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

М О. Штиглиц

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КАНАДЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.

В конце XX - начале XXI в. складывается новое направление в высшем образовании Канады - «международное образование», или «интернационализация высшего образования». Оно неразрывно связано с внешней политикой государства, стремящегося к развитию высокой конкурентоспособности страны в мире.

Сам термин «международное образование» обозначает процесс вхождения канадской системы образования в сеть глобального образовательного пространства, активную международную и межкультурную интеграцию в сфере преподавания, учебно-научного обмена, развития новых образовательных программ, мобильности студентов и преподавательского состава, расширение контактов в сфере научных исследований и международных проектов1,

В Канаде образование считается важнейшим государственным приоритетом. Ежегодно на развитие образовательной деятельности расходуется больше средств, чем во всех ведущих странах Запада2. Канадское правительство заинтересовано в том, чтобы в вузы поступало как можно больше молодежи из других стран, понимая, что предоставление образовательных услуг может стать существенной доходной статьей бюджета.

На сегодняшний день на федеральном уровне существуют отдельные ведомства, которые занимаются некоторыми общими вопросами международного образования. К ним относятся: совет министров образования провинций, некоторые неправительственные организации, Академический отдел МИД Канады и согласовательные комитеты, постоянные комитеты Сената и Палаты общин по иностранным делам, внешней торговле, науке и высшему образованию, министерство социального развития, министерство по делам иммиграции, канадское агентство по международному развитию (KAMP). По мнению Брайана Лонга, федеральное правительство имеет полное право участвовать в развитии высшего образования в стране, но провинции настолько ревностно охраняют это право, что сотрудники МИДа стараются в своих внешнеполитических выступлениях, заявлениях, отчетах и публикациях вообще не употреблять термин «академические программы». Они заменяют их терминами «культурные связи», «программы продвижения канадских ценностей», «программы содействия развитию» и «технические программы»3.

Образовательные программы, являясь важнейшей составляющей международного образования Канады, действительно используются во внешней политике страны в качестве инструмента, при помощи которого Канада завоевывает себе авторитет и влияние в мире. При этом, программы осуществляются во имя гуманных целей распространения канадской культуры и ценностей за рубежом, защиты прав человека и принципов демократии, технической помощи развивающимся странам, образования «лидеров», людей, в будущем потенциально способных стать частью элиты тех или иных государств. Программы обучения «лидеров», например, способствуют укреплению международной безопасности Канады, поскольку подразумевают одновременное изучение мотивации

© М.О. Штиглиц, 2006

поведения правительственных лидеров других стран на международной арене, знание политической, экономической и социальной структуры того или иного государства для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания в рамках своих национальных интересов4, Например, в 1992 г. по инициативе канадского премьер министра М.Б. Малруни была создана программа технического сотрудничества с Россией. При этом Малруни исходил, прежде всего, из национальных интересов безопасности Канады, связанных с созданием системы международной региональной безопасности, которая обеспечила бы Канаде прочные позиции в регионе Центральной и Восточной Европе. Помимо содействия демократическим преобразованиям новой России, расширению торговых связей с ней, программа была нацелена на обучение российских представителей бизнеса и государственных административных структур. В рамках программы работал канадско-российский Фонд Партнерства (под управлением KAMP), который развивал сотрудничество вузов Канады и России и финансировал образовательные программы для российских студентов и специалистов5. Образовательная программа, предложенная университетом Калгари российским участникам, к примеру, была посвящена природным ресурсам Канады, проблемам освоения Севера и базовым принципам демократии.

Если рассматривать образовательные программы Канады в контексте ее внешней политики, то история их создания и развития тесно связана с государственными приоритетами страны и событиями, происходящими во всем мире. Внешняя политика Канады имеет ясно выраженный глобальный характер. Многоэтнический состав населения и колониальное прошлое страны во многом объясняют повышенное внимание и сочувственное отношение к развивающимся странам и оказание существенной экономической и гуманитарной помощи их развитию6.

Во второй половине XX в. для канадской внешней политики характерно стремление к многостороннему и региональному сотрудничеству, при этом Канада реализует себя в качестве одного из главных доноров помощи образовательным учреждениям и молодежи из развивающихся стран7. В рамках многостороннего сотрудничества формируются крупнейшие международные образовательные программы. В 1950-е гг. шел интенсивный процесс деколонизации в Британской империи. Индия, Пакистан, Бирма и Гана первыми получили независимость и нуждались в опытных специалистах и квалифицированной технической помощи. Возникла потребность оказывать этим и другим странам финансовую, техническую и образовательную помощь.

В 1958 г. была создана первая крупная канадская правительственная программа стипендий для аспирантов и магистрантов из развивающихся стран Содружества "Commonwealth Scholarship and Fellow Plan", которая позволяет им проходить учебу и стажировку в Канаде; позднее была разработана программа "Coirmionweallh Higher Education Programme Canada". В 1961 г. создается канадская университетская зарубежная служба (Canadian University Services Overseas), которая не только оказывала финансовую поддержку студентам из бывших британских колоний, желающим продолжить учебу в Канаде, но и отправляла канадских волонтеров преподавать в образовательных учреждениях этих стран. К 1968 г. в рамках CUSO работало свыше 1000 волонтеров по два года более чем в 40 странах8. В том же году начала осуществляться двусторонняя образовательная программа с Индией "Shastri Indo-Canadian Program", названная в честь основания института индийских и канадских исследований. Программа предполагала предоставление стипендий как индийским, так и канадским студентам и специалистам для развития взаимопонимания и сотрудничества между двумя странами. В начале 1970-х гг. в рамках Фонда технического

сотрудничества Содружества возникла новая образовательная программа международной «мобильности» студентов (Youth Program), а в 1987 г. на саммите Содружества, проходившем в Ванкувере, по инициативе Канады была создана образовательная сеть Содружества, получившая название "Commonwealth of Learning", Эта структура занимается формированием международных образовательных программ дистанционного обучения, созданием сети образовательных центров и учебных программ для преподавателей из развивающихся стран и стран-членов Содружества.

В 1970 г, правительство П.Э. Трюдо пересмотрело внешнеполитический курс Канады и издало Белую книгу «Внешняя политика для канадцев»9, в которой был сделан вывод об ослаблении роли Канады в изменившемся мире10. Задачей политики «третьей альтернативы» Трюдо было создание влиятельной роли Канады в мире, реализация политики «многокультурности» и канадских гуманных ценностей. В 1970-е гг. во внешней политике Канады возникло новое направление - отношение с франкоязычными странами (особенно с бывшими французскими колониями в Западной Африке). Было создано Агентство культурного и технического сотрудничества в Франкофонии, целью которого являлась помощь развитию высшего образования в слаборазвитых странах. Значительно укрепился статус Канады как «благородного посредника», что содействовало продвижению принципа много культурно сти и внедрению канадских ценностей в развивающиеся франкоязычные страны11. Канадским агентством международного развития реализовывалась образовательная программа "Canadian Fellowship Program for French-Speaking Countries", по которой предоставлялись стипендии на учебу в Канаду бакалаврам и магистрантам из многих развивающихся франкоязычных стран. Расширение помощи развивающимся странам в сфере защиты прав человека, особенно в ЮАР, привело к созданию финансируемой KAMP африканской программы "Canadian Education and Training Awards Africa", которая распространилась затем в Гвинею, Сенегал, Эфиопию и Мали. Программа была рассчитана на обучение африканских лидеров в области политики, экономики и образования. В конце 1990-х гг. появляется еще одна новая канадская программа для африканских студентов "Education Program for South Africa", ориентированная на ЮАР. Заслуживают упоминания общественный Фонд Трюдо и академическая программа "Trudeau Scholars Program" в Квебеке. Программа направлена на выделение стипендий «особо значимым» и выдающимся специалистам по Канаде в области общественных и гуманитарных наук. Фонд предлагает ежегодно до 15 стипендий иностранным специалистам с кандидатской степенью.

В 1970-е гг. упорный поиск «третьей альтернативы» Трюдо поворачивает Канаду лицом к странам АТР и Восточной Европы. Признание Канадой КНР в 1970 г., развитие политического и экономического диалога двух стран повлекло за собой появление крупнейшей двусторонней обменной программы "Canada-China Scholarship Exchange Program". Эта программа, организованная Пекином и Оттавой, давала студентам двух стран возможность учиться в вузе страны-партнера и проводить исследования по канадской или китайской тематике.

П. Трюдо внес важную лепту в развитие советско-канадских отношений в целом и в области образования в частности. В 1971 г, было официально подписано первое правительственное соглашение об обменах и сотрудничестве в области образования между Канадой и СССР.

Консервативное правительство Б. Малруни продолжило линию Трюдо по сотрудничеству со странами АТР в области образования и разработало новую стратегию Канады

в этом регионе «Пасифик-2000»12, предусматривающую создание Фонда содействия изучению языков и культур стран региона. Фонд осуществляет финансовую поддержку образовательных языковых и культурных программ стран АТР, в основном, по линии канадских образовательных центров АТР в Торонто и Ванкувере, а также Азиатско-тихоокеанского фонда Канады, созданного в 1983 г. С 1995 г. Азиатско-тихоокеанский фонд получает право на управление сетью образовательных канадских центров в этом регионе под патронажем МИД Канады, канадского агентства по международному развитию и канадского министерства по делам иммиграции. Впоследствии сеть центров была отделена от основной деятельности фонда и развивалась как самостоятельный образовательный сектор, являясь важнейшим органом по распространению канадских образовательных программ и услуг в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в новом тысячелетии.

Внешнеполитические приоритеты премьер-министра Малруни также были обращены к странам Северной Америки, к США и Мексике13. Одновременно со вступлением в 1990 г. Канады в Организацию американских государств (ОАГ) деятельность крупнейшего американского Фонда Фулбрайта была распространена на Канаду. Фонд курировал программу академических связей между Канадой и США (Canada-United States Fulbright Program), которая была организована также для развития мобильности студентов, преподавателей и аспирантов на основе двусторонних обменов.

В рамках ОАГ, пытаясь создать противовес влиянию США, Канада заключила экономические соглашения с Чили, Бразилией, Венесуэлой и Мексикой, значительно увеличив помощь на развитие международной торговли, гражданского общества, прав человека, демократии и безопасности в этих странах. В то же самое время Канада вступила в межправительственную образовательную программу ОАГ под названием "OAS Regular Training Program", направленную на предоставление стипендий и стажировок магистрам и аспирантам стран-членов организации для развития сотрудничества в вышеуказанных областях. С 1990 г. в рамках канадской организации Услуги канадских вузов в мире (World University Services Canada) начала действовать программа "Refugee Sponsorship Program", в которую вовлечены многие вузы Канады. Цель программы - содействовать глобальному развитию и мирному процветанию слабых стран посредством обучающих технических и гуманитарных программ14. Традиционно программа распространяется на три основных региона: Азия (Шри-Ланка, Вьетнам, Бангладеш, Камбоджа, Бирма, Китай, Индия, Индонезия), вся Африка, Америка (Перу, Гаити, страны Карибского бассейна, Латинская Америка).

С середины 1990-х гг., с приходом к власти либералов во главе с Ж. Кретьеном, возникло наибольшее количество за всю историю международного образования Канады новых международных образовательных программ. Правительство Кретьена основывало свою внешнюю политику на принципах «нового интернационализма» и многостороннего регионального сотрудничества во всех сферах, включая высшее образование и культуру, которые изложены в основополагающем программном документе «Канада в мире»15. При этом, помимо укрепления отношений со странами ЕС, особое внимание уделялось содей-* ствию демократического развития слабых регионов АТР, Центральной и Южной Америке, Центральной и Восточной Европе. Внешнеполитический документ нового премьера во многом реализуется в культурных и образовательных проектах. Ярким примером может служить правительственная программа помощи развитию молодой России. Созданная в 1993 г. программа президента Б. Ельцина по подготовке управленческих кадров, развитию демократии и содружества носила название "Yeltsin Democracy Fellowship Program".

Подобные программы постепенно распространялись на Ближний Восток и страны бывшего советского пространства (Украину, Румынию, Болгарию).

В то же самое время либералы во главе с Кретьеном постепенно переориентировали торговые и образовательные рынки Канады на страны Азии и Латинской Америки16. К примеру, в середине - конце 1990-х гг. и начале XXI в. известная федеральная образовательная программа "Government of Canada Awards", которая изначально ориентировалась на Северную Америку и страны Европы, впервые начала работать с Чили, Колумбией, Кубой, Венесуэлой и Кореей. В 1994 г. премьер Ж. Кретьен посетил Китай, Гонконг и Японию, с 1995 г. начала работать учебная программа "Government of Canada Awards" в этих странах, а также в России.

Деятельность правительства Кретьена в сфере образования и его внешнеполитические инициативы являются показательными потому, что впервые международное образование было признано важнейшим условием развития конкурентоспособности Канады в мире17 и впервые высшее образование включено в приоритетные статьи внешнеполитического курса 1990-х гг. в рамках продвижения культурных ценностей за рубеж18. Результатом такой политики стало создание новой федеральной программы "Youth International Internship Program", ряда новых канадских образовательных центров в АТР и в Восточной Европе. Курируемая KAMP "International Youth Internship Program" была адресована канадским студентам всех академических уровней, которые направлись для работы и стажировки в этих регионах с целью получения опыта и реализации профессиональных университетских знаний на практике.

В 1995 г. правительство Кретьена разработало внутригосударственную «Инновационную стратегию» развития канадского общества в новом тысячелетии (Canada's Innovation Strategy). Одним из ее приоритетов являлось формирование международной конкурентоспособности Канады, основанной на знаниях, высоких профессиональных квалификациях, международном опыте и высоком образовательном уровне канадцев19. При этом важнейшее значение придавалось финансовой поддержке научных школ и развитию международного образования, молодежной политике, повышению международной мобильности студентов для учебы за границей, в качестве наиболее желательной иммиграционной политики привлечения молодых специалистов с кандидатскими степенями20. Для реализации этой цели в рамках сотрудничества с канадскими вузами выделялась финансовая поддержка на новые специализированные сдвоенные и комбинированные учебные программы со странами ЕС, Мексикой, США, а также со странами АТР, Южной Америкой и Восточной Европой. При этом АТР стал одним из самых крупных рынков экспорта образовательных программ Канады. Страны этого региона также были крупнейшим «источником» новых канадцев, быстро растет количество выходцев из Азии - магистрантов и аспирантов в канадских вузах, которые являются потенциальными бизнесменами и торговыми партнерами Канады в будущем21.

Вследствие новой стратегии в том же 1995 г. появились крупнейшие образовательные проекты международной мобильности для канадских студентов. В рамках проекта «Инициативы международной академической мобильности»22 министерства социального развития и иностранных дел Канады были реализованы три основные международные программы по высшему образованию с университетами США, Мексики, Европейского Союза и Тайваня. Эти программы построены по принципу европейских международных программ «ИРАСМУС» (ERASMUS) и «СОКРАТЕС» (SOCRATES).

В 1996 и 1997 гг. Кретьен посетил Индию, Пакистан, Индонезию, Малайзию, Южную Корею, Филиппины, Таиланд с целью активизации политического, экономического

и культурного сотрудничества с этими странами. При этом Китай, Филиппины и Вьетнам рассматривались Оттавой как наиболее перспективные партнеры, в которых необходимо вкладывать инвестиции. В плане культурного сотрудничества, с 1997 г. во Вьетнаме вводилась канадская федеральная программа "Global Challenge" для обучения английскому и французскому языкам в университетах. Таким образом, реализация международных образовательных программ Канады становится неразрывной составляющей внешнеполитического курса премьер-министра.

Что касается периода пребывания у власти кабинета П. Мартина (декабрь 2003 г. - январь 2006 г.), то в тот период приоритеты в сфере международного образования в целом сохранились, Мартин также продолжил идеи Ж. Кретьена в сфере международной деятельности для обеспечения достойного, конкурентоспособного и влиятельного положения Канады в мире. Однако, увеличилась финансовая поддержка развитию только 25 странам, например, Южной Корее, Индии, Китаю и Бразилии, в которых Канада видела самых выгодных для себя партнеров в новом веке. Удвоилась помощь и африканским государствам23. Что касается развития международного образования, то особо стоит отметить создание в 2004 г. под управлением и финансированием МИДа и KAMP новой международной организации «Канадский Корпус» (Canada Corps). Организация призвана содействовать развитию государственных институтов, демократии, гражданского права, законных выборов, прежде всего в тех развивающихся странах и странах с переходной экономикой, в укреплении отношений с которыми в новом тысячелетии заинтересована Канада. В рамках «Канадского корпуса» формируется образовательная программа "Canada Corps University Partnership Program", переименованная в "Students for Development", цель которой - мобилизация канадских студентов для работы и стажировки в эти страны. Например, в 2005 г. в данные страны, в основном в Африку, было отправлено до 140 студентов, 10 профессоров из 59 канадских вузов24.

В новом тысячелетии канадское правительство планирует войти в пятерку лидеров по инвестициям, ресурсам и экономическому развитию25. Как отмечается в докладе МИД Канады: «Чтобы преуспеть в этом мире, Канада должна найти подходящих иностранных партнеров в области инвестиций, образования и исследований»26. Для сравнения, на развитие международного образования и исследования Австралия тратит, в среднем, $ 9,7 на человека, США - $ 4,7, Германия - $ 3,2, а Канада только 80 центов27.

Так, для реализации этих целей увеличивается финансирование международных программ мобильности канадских студентов за границей, например, в страны Франкофонии и Содружества, а также программ, которые способны дать Канаде конкурентоспособные кадры с профессиональным международным опытом. Особую актуальность получают программы мобильности с присвоением кредитов или квалификаций по международным стандартам. Напомним, что к 2003 г. менее 1% канадских студентов участвовало в краткосрочных программах с присвоением международных кредитов, в то время как в США эта цифра достигала - 2,7%, Великобритании - 3,2%, а в Германии - 5,2%.

В XXI в. начали работать две новые федеральные программы для канадцев всех вузов "Students Without Borders", адресованные странам Южной Америки, Индии, Юго-Восточ-ной Азии и Африки, по окончании которых студенты получают академические кредиты и сертификат о прохождении профессиональной стажировки (Certificate of co-op work). Программы рассчитаны на поддержку демократических преобразований в регионах, в которые канадцы могут привнести свой вклад, используя свои знания и опыт, одновременно проходя практику международного содействия развитию для своей будущей карьеры.

В целом, в период правления П. Мартина значительных перемен в образовательной сфере не происходит, за исключением того, что увеличивается финансирование на программы международной мобильности канадских студентов за рубеж, дабы привлечь канадскую молодежь к участию во внешней политике страны28.

В заключение стоит отметить, что юридические сложности в распределении полномочий на международную деятельность между провинциями и центром, при наличии четко установленных конституционных прав провинций на образовательную деятельность, оставляют открытым вопрос в отношении статуса «международного образования». Неправительственные организации Канады пытаются разрешить этот вопрос, направляя рекомендации в Палату представителей и в МИД Канады, в которых указывается, что «до сих пор (2005 г.) высшее образование остается за кулисами внешней политики Канады, в то время как развитые страны уже давно рассматривают его как важнейший приоритет своей международной деятельности»29.

Тем не менее, невозможно не признать наличие прямой зависимости федеральных образовательных программ от деятельности провинций и вузов Канады, куда направляются иностранные студенты на учебу и откуда отбираются лучшие канадские студенты по программам Оттавы. Сотрудничество «вузы - провинции - федеральное правительство» в сфере образовательных программ и внешнеполитической деятельности подчеркивает внутреннюю взаимосвязь этих трех участников «международного образования».

Федеральные программы демонстрируют согласованность с внешнеполитическими приоритетами государства и четко следуют за внешнеполитическим курсом Канады. Правительство, искусно используя колониальное прошлое и наличие многоэтнического состава населения, выступает в качестве миротворца - посредника по международным делами борца за права человека. Образовательные программы рассматриваются в качестве «гуманного инструмента» политического влияния Канады в мире, в основном в сфере содействия развитию, помощи демократическим преобразованиям и безопасности личности в слабо развитых странах. С середины 1990-х гг. образовательные программы активно применяются в качестве каналов распространения канадских культурных ценностей за рубеж, особенно в регионах Латинской Америки, АТР, Африканского континента и в Восточной Европе.

1 Canadian Efforts to Internationalize the Curriculum. Association of Universities and Colleges of Canada. 2000, R 1-4.

2 Акимов Ю.Г., Аленичева Л.ВМинкова КВ. Образование в Канаде. СПб., 2005. С. 3-4.

3 Интервью с представителем академического отдела МИД Канады Брайоном Лонгом по теме: «International Cultural Relations in the Context of Canadian Foreign Policy», Международная конференция, 4-е канадские чтения. 9-10 октября. 2006 г.

3 Там же.

4 Молочков С.Ф. Внешняя политика Канады: факторы, особенности, проблемы // США - Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 10. С. 63.

5 Молочков С.Ф. Канадская программа технического сотрудничества с Россией // Актуальные проблемы российско-канадских отношений. М., 1999. С. 54-56.

6 Doxey M Canada and the Commonwealth // Making a difference? 1992. P. 35-45.

7 Canadian University Services Overseas / About CUSO / What we've Done Since 1961 // URL: http://www.cuso.org/ about_cuso/since_6 l/index_e.php.

8 Foreign Policy for Canadians. Ottawa, 1970.

9 Молочков С.Ф. Внешняя политика Канады в 70-е гг.: судьба «третьей альтернативы» // США: экономика, политика, идеология. 1979. № 3. С. 7.

10 Therien J.-P: Canada and Francophone Multilateral Cooperation I I Making a difference? P. 54, 64, 69,72.

11 Pacific. Foreign Policy for Canadians. Ottawa, 1970. P. 11

12 Молочков С. Ф. Успех и проблемы южной инициативы: Канада в Латинской Америке // США-Канада: политика, экономика, культура. 1999. № 8.

13 World University Services Canada // URL: http://www.wusc.ca/expertise.

14 Canada. Canada in the World: Government Statement. Ottawa, 1995.

15 NossalK.R. The politics of Canadian foreign policy. 1997. P. 185.

16 «А Strategy for the International Marketing of Canadian Education». Draft №7. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Statement. 1997.

17 «The Third Pillars» of Canadian Foreign Policy. Canada. Canada in the World: Government Statement. Ottawa, 1995.

18 Canada's Innovation Strategy. Investing in People, Knowledge and Opportunity. Government of Canada. Ottawa, 2001. P. 24, 56, 57, 80, 84.

19 Ibid. P. 49-56.

20 Комкова Е.Г. ATP в планах Оттавы // США: экономика, политика, идеология. 1997. №8. С. 109-110.

21 International Academic Mobility Initiative. Policy & Programs. Human Resources and Social Development Canada // URL: http://www.hrsdc.gc.ca/enygateways/nav/top_nav/program/iam.shtml.

22 International Policy Statement. №> 68 Government of Canada Releases. Ottawa. DFAIT. 2005. April, 19,

23 Canada Corps. Programs & Projects // URL: http://www.acdi-cida.gc.ca/cidaweb/acdicida.nsf/En/NIC-5483548-GSJ.

24 Canadian Excellence In and For the World: how the Globalization of Higher Education Resources contributes to Canada's Foreign Policy. AUCC to the Dialogue on Canadian Foreign Policy conducted by the DFAIT. May, 2003.

25 DFAIT. A Dialogue on Foreign Policy. 2003. Section 4. P. 4.

26 Turning the Forces of Globalization to our Advantage. An International Learning Strategy. AUCC, 1998.

27 Canada 25. From Middle Power to Model Power: recharging Canada's role in the world. AUCC, DFAIT. Ottawa, 2004.

28 Achieving Canadian Excellence in and for the World: Knowledge Partnership as Building Blocks of Canada's International Relations. Resume. AUCC. 2005. Oct., 27.

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.