Научная статья на тему 'Образовательное телевидение Тамбовщины -компонент системы непрерывного образования'

Образовательное телевидение Тамбовщины -компонент системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
17
Поделиться
Журнал
Гаудеамус
Область наук

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шешерина Г. А., Астафьева Н. Е., Рыбкина Н. В., Чванова М. С., Бучнева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Образовательное телевидение Тамбовщины -компонент системы непрерывного образования»

Послевузовское образование Докторантура

ПВО ИПК курсы второе ВО и т. д. Аспирантура

Магистратура

8 ? Подготовка специалиста . .

& в оа о II СО ю о сс Бакалавриат на базе 11-летней школы Бакалавриат па базе 9-летней школы

о

11-летняя школа

си о § і 8 § >, я 9 п. о з 9-летняя школа

4-летняя школа

3*8 ё Детские дошкольные учреждения

Рис. 5. Система непрерывной подготовки кадров в регионе

Поступила в редакцию 25.04.2004.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ТАМБОВЩИНЫ -КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.А. Шешерина, Н.Е. Астафьева, Н.В. Рыбкина, М.С. Чванова, Е.В. Бучнева

Тамбовская область является одним из инициаторов реализации модели региональной системы непрерывного образования -системы, которая предоставит возможность всем людям на протяжении всей жизни включаться в образовательный процесс. Дня предоставления такой возможности необходимо создать не только сеть эффективных учебных заведений, преемственных образовательных программ, дополнительных услуг, но и создать доступное для всех информационное образовательно-культурное пространство.

Это сложная, многокомпонентная задача, для решения которой многое в данном

направлении уже создано: работает сеть Инновационно-образовательных центров Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, представительств Тамбовского государственного технического университета, других вузов. При желании жители Тамбовской области могут получить образование не выезжая из своих регионов. Школьники имеют возможность поступить в миниуниверситет, обучаться в классах с предпрофильной подготовкой, студенты -получать параллельно второе высшее образование, работающие специалисты - воспользоваться системой переподготовки, повышения квалификации или получить второе выс-

шее образование, начинается разворачиваться система внутрифирменного образования.

Формирование информационно-образовательного пространства региона включает: издание учебной литературы, выпуск образовательно-просветительских фильмов для населения области с региональной проблематикой, создание системы дистанционного обучения, создание специального канала телевидения Кроме того — обеспечение образовательных учреждений информационными технологиями и учебно-методическими материалами и комплексами, соответствующими многоуровневой системе знаний.

Значительная роль принадлежит региональному образовательному телевидению, направленному на формирование эффективной системы культурно-исторического образования, воспитания и просвещения населения области. История, культура, народное творчество - все это должно стать предметом познания, источником социального, личностного, духовного развития человека.

Исторически Тамбовская область сформировалась как аграрно-индустриальная территория, расположенная в самом центре русской равнины. На территории области проживают более I300 тысяч человек, причем около 800 тысяч - в городах и около 600 тысяч - в селах и деревнях. Свыше ¡32 тысяч учащихся обучаются в 123 городских и 713 сельских общеобразовательных учреждениях.

В области 25 научных учреждений и вузов, в их числе: Государственный университет им. Г.Р. Державина, Государственный технический университет, Мичуринский аграрный университет, Мичуринский педагогический институт, Музыкально-педагоги-ческий институт им. С.В. Рахманинова, два военных вуза. История Тамбовщины тесно связана с именами великих людей, прославивших Россию - Г.Р. Державина и Е.А. Боратынского, С.В. Рахманинова и И.В. Мичурина, А.Н. Лодыгина и А.М. Герасимова, A.C. Новикова-Прибоя и С.Н. Сергеева-Ценского, Г.В. Чичерина и В.А. Агапкина, Ф. Ушакова, преподобного Серафима Саровского, Амвросия Оптипского.

Создавая необходимые условия и механизмы для формирования историко-патрио-тичсского, культурно-нравственного и духовного воспитания жителей Тамбовщины,

региональное образовательное телевидение должно способствовать развитию телекоммуникационных технологий в учебном процессе образовательных учреждений, информированию населения области о самых важных и ярких событиях в сфере образования и культуры.

Региональное образовательное телевидение можно рассматривать как одну из

Аппм лопопнитепьного ^неЛопмягткного^ об-

|, .. • N ' Т • Г • ■ / ■ •

разования, которая призвана реализовать право человека на образование и получение необходимой информации, что может содействовать решению ряда социально-значимых задач:

- повышению социальной активности населения, его профессиональной мобильности. уровня самосознания, расширения кругозора;

- развитию единого образовательного пространства в рамках Тамбовской области;

- формированию на территории области единого межведомственного подхода к сохранению культурного, духовного, национального наследия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде чем говорить о наиболее перспективных направлениях развития образовательного телевидения, важно было изучить и проанализировать:

а) рынок телевизионного вещания в сфере образования в регионе (объем вещания и номенклатура образовательных программ):

б) интересы зрительской аудитории;

в) имеющиеся в наличии материалы для подготовки образовательных программ, архив «готовой» видеопродукции.

Основой для такого анализа послужили результаты социологических исследований, проводимых информационно-аналитическим отделом областной администрации и независимой социологической службой АДС, которая является региональным представительством Института социологии АН РФ в нашем регионе. В опросе приняли участие более 300 человек.

Рынок телевизионного вещания в сфере образования анализировался с учетом того, что в области, наряду с федеральными телекомпаниями, существуют областные, которые осуществляют телевещание областных событий и новостей.

• Тамбовская государственная телерадиокомпания (филиал ФГУП ВГТРК);

• ТК «Полис» - сетевой партнер ТВ-6;

• ТК «ВДВ» - сетевой партнер ТНТ;

• ТК «Новый век».

Учитывая данные анализа программ передач указанных выше каналов, можно констатировать, что образовательным программам отводится не более 9 % эфирного времени, что соответствует одной-двум программам в неделю («Тамбовские хроники» -ТГТРК; «Школьные заботы», «Корифей» -ТК «Новый век»). Данный объем вещания не может удовлетворить потребность зрительской аудитории. Результаты социологического опроса среди школьников и студентов (выборка более 400 человек в возрасте от 10 до 18 лет) свидетельствуют о том, что 62 % опрошенных испытывают потребность в большем количестве образовательных программ, т. к. считают их существенным дополнительным источником информации.

В результате исследования зрительской аудитории оказалось, что 59 % респондентов интересуются информацией о традициях и культуре родного края, 50,5 % интересуются передачами о здоровье, а 41,6 % смотрят прямые эфиры с руководителями управления образования области и муниципальных отделов образования. 47 % опрошенных хотели бы больше узнать о ведущих ученых и выдающихся людях области, о тех, кто живет и работает рядом с ними, 27,7 % опрошенных волнуют проблемы культуры, 24,3 % - проблемы экологии, 58 % о~дают предпочтение образовательным программам (учебным, профориентационным, познавательным и др.).

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что необходимо формировать собственную целевую аудиторию, в которой будут представлены все возрастные и социальные группы населения (учащиеся и студенты; педагогические работники; дети, не имеющие возможности получить высококачественные образовательные услуги; липа всех возрастов, проживающие в удаленных районах; лица с ограниченной свободой перемещения).

В области могут быть использованы информационные ресурсы, областной научной библиотеки им. A.C. Пушкина; Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Дер-

жавина; областного краеведческого музея; Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования; Тамбовского государственного технического университета; Тамбовского епархиального управления.

В настоящее время данные организации располагают материалами и готовой видеопродукцией. Кроме того, в 2004 году заключен договор с издательством «Просвещение- Регион» на поставку медиатеки мультимедийных пособий, которая состоит из 69 СО-дисков, включающих электронные учебные курсы для школ. 11риобретен авторский цикл видеопрограмм О.Г. Парамонова «XXI век - глазами российских поэтов», включающий 16 СО-дисков. Мультимедийные материалы прошли успешную апробацию в школах ряда российских регионов и получили высокую оценку учителей, учащихся, методистов, ученых и деятелей культуры.

Важное значение для жителей Тамбовской области имеют фильмы с региональной тематикой. Разработка таких фильмов базируется на проведении большого числа научно-исследовательских работ по различным направлениям науки и техники. «Золотой фонд» профессорско-преподавательского состава Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина принял активное участие в создании нового цикла образовательных фильмов, связанных с реализацией регионапьного компонента (Приложение 1).

Тамбовский государственный университет является жемчужиной региона и в научном и в образовательном смысле: в университете работают около 120 докторов наук по различным областям научных знаний: это филологи и химики, историки и математики, биологи и физики, философы и психологи, педагоги и социологи... Многие из них занимаются проблемами региона. Это сложная и трудоемкая аналитическая и научно-практическая задача. Результаты работы признаны научным сообществом России и за рубежом. Такой потенциал университета в регионе должен быть реализован. Профессорско-преподавательский состав университета взял на себя ту часть работы, которую не выполнит никто - создать научно-образо-вательные фильмы в рамках проекта «Университет - для всех», содержание которых

охватывает региональные проблемы экологии, истории, культуры, социальной работы, религиоведения и другие.

Фильмы предназначены для широкой аудитории - они полезны для школьников и студентов, людей среднего и пожилого возраста, а также специалистов различных областей деятельности. Отсюда и название проекта «Университет - для всех».

Проект «Университет — для всех» — это калейдоскоп интереснейших по содержанию фильмов с региональной проблематикой. Содержание видеолекций охватывает разные стороны научной, культурной, духовной жизни региона. Авторы видеолекций - высококвалифицированные специалисты, известные в России и за рубежом, люди, чья деятельность многим знакома по публикациям, выступлениям на телевидении, радио.

Среди которых - профессор Руделев Владимир Георгиевич. Он знакомит зрителей с проблемами русского языка в современном мире, говорит о трудностях, которые испытывает русский язык в настоящее время, сокращая свое мировое пространство.

Профессор Ромах Ольга Викторовна анализирует тенденции и динамику изменений культурной среды Тамбовщины. Исследует преемственность поколений, проявляющуюся на уровне языка, мышления, творчества.

Профессор Дудник Николай Иванович повествует об особенностях и богатстве природы Тамбовской области и необходимости умелого природопользования.

Экологическую оценку современных ландшафтов Тамбовской области представляет в своей лекции доцент Петухов Борис Егорович. Он обращает внимание на необходимость бережного отношения к природе.

Знакомя с яркими патриотическими традициями в истории Тамбовщины, доцент Щербинин Павел Петрович впервые анализирует героизм наших земляков не только на полях сражений, но и в тылу.

Об истоках и развитии благотворительного движения в Тамбовской губернии идет речь в лекциях доцента Деревягиной Татьяны Георгиевны.

Профессор Головин Юрий Иванович сообщает о самых перспективных направлениях в физике - наноматериалах и нанотехно-

логиях, развитие которых соразмерно с компьютерной революцией. Данное перспективное направление закономерно приведет к безотходному производству самых разных материалов в промышленности. Он знакомит с уникальной научной школой университета.

Удивительно проникновенно и захватывающе погружает в мир Державина, Лермонтова, Боратынского доцент Буянова Галина Борисовна. Она повествует о страницах жизни известных поэтов, связанных с Тамбовским краем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доцент Жилкин Владимир Владимирович размышляет о неоднозначности феномена массовой культуры и его воздействии на современного человека.

Вера Олеговна Алексеева знакомит зрителей с основами языка социального статуса, обращает внимание на неречевые средства современного общения, которые позволяют понять собеседника, завоевать его внимание и расположение.

Об уроженцах Тамбовщины, ярких представителях серебряного века русской культуры рассказывает доцент Жилкина I !аталия Владимировна.

Проблемы религиозной толерантности, наследования духовных традиций на Тамбовщине затрагивает в своей лекции доцент Бохорова Светлана Антоновна. Она повествует о религиозной жизни Тамбовского края.

Данные видеолекции являются только частью большого инновационно-образова-тельного проекта «Университет - для всех», который динамично претворяется в жизнь и органично вписывается в образовательное пространство Тамбовщины.

Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО) накоплен достаточно большой фонд образовательных фильмов, небольшая часть из которых представлена в приложении 2. Фильмы представлены по следующим направлениям: конкурсы, авторские уроки, лекции ученых и методистов, передовой педагогический опыт. Важно заметить, что представленные фильмы отражают большой объем работы, проделанный ТОИПКРО в данном направлении. Среди видеофильмов:

Конкурсы: психология - «Путешествие по городу познавательных процессов», ин-

форматика - «Моделирование движения», история - «Жители древнерусского государства» и другие.

Авторские уроки: «Источники света. Распространение света (физика)», «Закон сохранения механической энергии» (Физика, 10 класс), «Революция 1905-1907 гг. в России», «Шуточный фольклор» (2 класс) и многие другие.

Лекции ученых и методистов'. Восторго-ва Е.В., научный сотрудник лаборатории Давыдова, кандидат педагогических наук (г. Москва) - «Обучение грамоте по системе Элько-нина - Давыдова»; Чиханова О.В., методист-консультант образовательной системы «Шко-ла-2001» (г. Москва) - «Окружающий мир. A.A. Вахрушев»; Е.В. Колесникова- автор программы но математике и по обучению грамоте детей дошкольного возраста; Мусар-ский М.М., директор центра образовательных услуг, кандидат педагогических наук (г. Москва) - «Экономика образования» и другие.

Передовой педагогический опыт: урок: «Царственная осанка - залог здоровья учащихся»; внеклассное мероприятие: «Алкоголизм: добро или зло?»; Заседание научного общества учащихся «Перекресток», посвященное И. Ньютону, «Слава рода человеческого»; использование русских национальных традиций на уроках технологии и другое.

Кроме перечисленных выше видеоматериалов, предполагается привлекать программный продукт, произведенный телекомпаниями ЦФО - на условиях бартерного обмена, а также продукцию лучших отечественных и зарубежных производителей.

Для каждой социальной группы можно определить следующие цели образовательного телевидения:

для учахцшея и студентов:

- формирование ценностных установок на развитие личности обучающихся в условиях современного образования;

- формирование духовно-нравственной, социально-активной, творческой личности;

- воспитание патриотизма, любви к родному краю, чувства национальной гордости и уважения к обычаям и традициям предков;

для педагогических работников:

- продвижение современного образования и развитие новых образовательных технологий;

- повышение качества и эффективности педагогического труда;

для широкого круга населения:

- формирование общей культуры населения;

- повышение роли и значимости образования.

С учетом структуры и интересов зрительской аудитории можно условно выде-лить следующие поправления оброзоваглель-ного телевидения'.

Учебное телевидение: создание образовательных видеоматериалов - учебных, методических, профориентационных фильмов, а также создание видеофильмов, отражающих региональный компонент базисного учебного плана; использование архивных материатов.

«Профессия - Учитель»: создание образовательных передач по итогам конкурсов профессионатьного мастерства, педагогических выставок, аукционов педагогических идей; трансляция педагогических находок из опыта работы педагогов области (лучшие уроки и мероприятия учителей области, по возможности, Заслуженных учителей России. Соросовских учителей).

Наука и образование: трансляция авторских курсов ученых области по актуальным проблемам различных научных областей знаний, пропаганда научных школ области.

Культура и воспитание: подготовка образовательных передач, рассказывающих о народных традициях, промыслах, ремеслах, истории и развитии живописи и музыки; об истории религии; пропаганда здорового образа жизни.

Техническая основа регионального образовательного телевидения должна включать следующие требования:

- обеспечение первоначального объема вещания 2 часа в неделю с последующим постепенным увеличением;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- монтажные системы должны быть современными и достаточно мощными, чтобы обеспечивать широкие творческие возможности и кратчайшие сроки подготовки видеопрограмм;

- возможность трансляции программ в прямом эфире;

система должна быть «открытой», т. е. иметь в дашнейшем возможность наращива-

ния состава оборудования с минимальными затратами на его интеграцию;

- максимальное использование оборудования одной «базовой» фирмы-производите-ля в целях сокращения расходов на техническую поддержку и сервис.

В основном видеопродукция хранится на магнитных носителях - видеокассеты формата VHS. Видеоматериалы данного формата совместимы с аппаратными комплексами телекомпании «Новый век», однако их качество не всегда соответствует современным требованиям. Для обеспечения качественного эфира необходимо проводить оцифровку имеющихся видеоматери&пов, а новые программные продукты создавать на основе оборудования формата DVCAM, с использованием не только цифровых видеокамер и видеомагнитофонов, но и мощных компьютерных систем.

Первым шагом в организации образовательного телевидения является создание рабочей группы, деятельность которой ориентирована на решение следующих задач (Таблица I).

Руководство и координацию деятельности рабочей группы может осуществлять ко-

ординационный совет на уровне Администрации области, основными функциями которого являются:

- принятие стратегических решений по вопросам развития образовательного телевидения;

- контроль за созданием и функционированием регионального образовательного телевидения;

_ УАиТЛЛ ПI. 0*3 (/ОИРОТОЛ»* ГТАПЙП01Г М ».»V

й\\УП л М --»V* Ли I 11 а и ж и%

соответствия учебным программам, современным педагогическим технологиям;

- привлечение внебюджетных инвестиций для развития образовательного телевидения.

В процессе развития образовательного телевидения могут быть достигнуты следующие результаты:

- созданы оптимальные условия для предоставления образовательной информации широкому кругу населения;

- повышается престиж профессии учителя;

- апробированы новые формы и методы формирования нравственности, духовности, гражданской ответственности населения Тамбовской области;

Таблица 1

Задачи организации образовательного телевидения

Организационно-

управленческие

Научно-

методические

- разработка программы развития образовательного телевидения;

- создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения;

- разработка и осуществление программы проведения рекламной компании, направленной на ознакомление населения с принципами функционирования, возможностями и преимуществами образовательного телевидения;

- развитие региональных контактов и связей;

- организация взаимополезного обмена идеями, опытом, научно-методическим материалом между заинтересованными организациями области;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение доступа к информационно-образовательному ресур-су посредством региональной телекоммуникационной инфраструктуры

- создание специализированных информационно-образовательных рубрик;

- разработка критериев, средств и систем контроля качества образовательных программ;

- апробация разработанных (и приобретенных) учебных программ в образовательном процессе

- подготовка требуемого количества обладающих необходимыми знаниями и навыками педагогических и технических кадров;

- подготовка необходимой материально-технической базы_____________

Кадрово-

производственные

- накопление банка образовательных программ (до 80 программ в год);

- пополнение банка видеофильмов (40 фильмов в год);

- продолжается создание филиалов регионального образовательного телевидения в районах области (2 в год);

- осуществлено обучение специалистов, задействованных в подготовке образователь-

III IV ППЛ1 'П о К 4 Я Д /1 ГТ\*/ЛЛО __ /П НОПАПОи- о глп^ 11Ш^1 11^01 |7и1>11«1 I р^пии Л-\* I К/--> I ЧУ«»V/1» и

Поступила в редакцию 31.05.2004.

Приложение I

Образовательные фильмы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (с региональной компонентой, все лекции в формате С О-КОМ)

Темы лекций Хроно- метраж, мин. Кол-во лекций Исполнитель

1 2 3 4

'Iс тория

Повседневная жизнь жителей Тамбовщины в годы русско-японской войны 20-25 1 Щербинин Павел Петрович, кандидат исторических наук, доцент ТГУ им. Г .Р. Державина

Патриотические традиции жителей Тамбовского края XVIII - начала XX веков 20-25 1 Щербинин Павел Петрович, кандидат исторических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Литература

Г.Р. Державин. Личность. Жизнь. Творчество 20-25 1 Буянова Галина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

М.Ю. Лермонтов. К 190-ле-тию со дня рождения 20-25 ' Буянова Галина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Е.А. Боратынский. Поэзия и жизнь 20-25 1 Буянова Галина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Общ ествозиание

Человек. Общество. Деятельность 40-50 2 Ляшева Жанна Михайловна, кандидат философских наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Человек как субъект биологической и культурной революции 40-50 2 Гребенькова Людмила Александровна, кандидат социологических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Общество как социальная система 40-50 2 Крылова Марина Алексеевна, кандидат социологических наук, преподаватель ТГУ им. Г.Р. Державина

- созданы условия для формирования на территории области единого культурного, духовного, образовательного пространства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- произойдет содержательное накопление регионального компонента базисного учебного плана, регионального компонента учебных планов средних и высших учебных заведений;

- усовершенствование социального парт-

и^пг^гио 1/иПЙМГПРиММ Л^ПООЛиОииа и-\/'И-ГГЯ/ТЛС I М

I ии ^ 111/1^ ^ ■ и I ^ рь»1 и

общественных организаций;

Естественно-математические пауки

Нанотехнологии в современной жизни 40-50 2 Головин Юрий Иванович, доктор физико-математических наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина, заслуженный деятель науки РФ

Экологическая оценка современных ландшафтов Тамбовской области 20-25 I Петухов Борис Егорович, кандидат географических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Особенности природы Тамбовской области 40-50 2 Дудник Николай Иванович, кандидат географических наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина

Классификация природных ресурсов Тамбовской обласги 20-25 I Дудник Николай Иванович, кандидат географических наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина

История освоения природных богатств Тамбовской области 20-25 I Дудник Николай Иванович, кандидат географических наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина

Окружающая среда и здоровье 20-25 ' Сухорукова Надежда Александровна, кандидат медицинских наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Рекреационные ресурсы Тамбовской области 20-25 1 I Петухов Борис Егорович, кандидат географических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

_л"и і г/г \rnojі ы::ура

Образ народа в древнерусской культуре і 20-25 | ! Ромах Ольга Викторовна, к лософских наук, профессор У им. Г.Р. Державина

Культурное пространство древних городов Руси 20-25 1 Жилкина Наталия Владимировна, кандидат философских наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Русский народ в период татаро-монгольского нашествия 20-25 1

Материальная культу ра и быт жителей Тамбовской губернии 20-25 1

Творчество Золотого века 20-25 1 Ромах Ольга Викторовна, доктор философских наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина

Трансформация личности и культурной среды Тамбовщины 20-25 1 Ромах Ольга Викторовна, доктор философских наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина

Творчество Серебряного века. Таланты Тамбовского края 20-25 1 Жилкина Наталия Владимировна, кандидат философских наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Личность и массовая культура 20-25 1 Жилкин Владимир Владимирович, кандидат философских наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Личность и культура. Параметры взаимодействия. 20-25 і Ромах Ольга Викторовна, доктор философских наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина

1 2 3 4

Русский язык и культура речи

Русский язык в современном мире 20-25 1 Руделев Владимир Георгиевич, доктор филологических наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина, заслуженный работник высшего профессионального образования РФ

Говоры Тамбовской области 40-50 2 Щербак Антонина Семеновна, кандидат филологических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Фамилии Тамбовской области как один из факторов изучения края 40-50 2 Дмитриевна Людмила Ивановна, кандидат филологических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Невербальные средства создания имиджа 20-25 1 Алексеева Вера Олеговна, кандидат филологических наук ТГУ им. Г.Р. Державина

Язык социального статуса 20-25 1 Алексеева Вера Олеговна, кандидат филологических наук ТГУ им. Г.Р. Державина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы образования. Педагогика

Возможности и перспективы развивающей системы обучения первоклассников грамоте 20-25 1 Агаркова Нелли Георгиевна, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина

Религиоведение

История Тамбовской епархии 20-25 1 Бохорова Светлана Антоновна, кандидат философских наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

История религиозных организаций Тамбовской области 20-25 1 Бохорова Светлана Антоновна, кандидат философских наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Состояние религиозных организаций Тамбовской области на современном этапе 40-50 2 Бохорова Светлана Антоновна, кандидат философских наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Проблемы межконфессио-нальной толерантности 40-50 2 Бохорова Светлана Антоновна, кандидат философских наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Проблемы нетрадиционной религиозности на Тамбовщине 20-25 1 Бохорова Светлана Антоновна, кандидат философских наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Социальная работа

Особенности развития благотворительности и социальной работы в России 20-25 1 Деревягина Татьяна Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Социальная защита взрослого населения Тамбовской губернии на рубеже XIX - XX веков 20-25 1 Деревягина Татьяна Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Направления и формы социальной помощи дет ям в Тамбовской губернии на рубеже XIX-XX веков 20-25 1 Деревягина Татьяна Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Приложение 2

Образовательные фильмы из архива Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования (все лекции в формате VHS, тип носителя - видеокассета)

Конкурсы

№ п/п Название сюжета, год выпуска Краткая аннотация Хронометраж, мин

I 2 3 4

1 Психология. «Путешествие по городу познавательных процессов». 2003 г. Фрагмент урока участника конкурса «Учитель года-2003» Лыси-ковой Е.А., г. Жердевка

2 Информатика. «Моделирование движения». 2003 г. Фрагмент урока участника конкурса «Учитель года-2003» Шатровой H.H., Мичуринский район

3 История. «Жители древнерусского государства». 2003 г. Фрагмент урока участника конкурса «Учитель года-2003» Петрова Л.H.. Уметский район

Авторские уроки

№ п/п Название сюжета, год выпуска Краткая аннотация Хронометраж, мин

! 2 3 4

1 Источники света. Распространение света (физика). 2003 г. Пономарева Е.А., учитель физики. Сосновский район 45

2 Закон сохранения механической энергии. (Физика. 10 класс). 2003 г. Бучнева Н.В., учитель физики СОШ № 35, г. Тамбов 40

3 Урок подведения итогов по теме: «Революция 1905-1907 гг. в России». 2003 г. Шубенкова Т.И., учитель истории лицея № 29, г. Тамбов Была ли случайной русская революция? Возможен ли был другой путь развития страны. 11 класс 49

4 Урок смеха: «Шуточный фольклор». (2 класс). 2003 г. Викторова Г.А., учитель на-чальных классов ДОУ школа-детский сад «Эврика», г. Тамбов 40

5 «Игра с водой». Развивающая педагогика оздоровления. Средняя группа. 2003 г. Ермолова А.Е., воспитатель ДОУ школа-детский сад «Эврика» 20

6 Пластиковая гимнастика- «Дансте-рапия». 2003 г. Гриднева М.Н., учитель ритмики ДОУ школа-детский сад «Эврика» 13

Лекции ученых, методистов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Название сюжета, год выпуска Краткая аннотация Хроно- метраж, мин

1 2 3 4

I Обучение грамоте по системе Эльконина - Давыдова (букварь). ЛЛЛ"] _ 1. Восторгова Е.В., научный сотрудник лаборатории Давыдова, кандидат педагогических наук i. Москва 145

2 «Окружающий мир» А.А. Вахрушев. Начальная школа. 2003 г. Чиханова О.В., методист-консультант образовательной системы: «Школа-2001» 223

3 Программа по математике и по обучению грамоте детей дошкольного возраста. 2003 г. Авторская программа Е.В. Колесниковой 180

4 Экономика и образование. 2003 г. Мусарский М.М., директор центра образовательных услуг, кандидат педагогических наук, г. Москва. Семинар руководителей школ и МОО Тамбовской области 180

5 Современные технологии обучения. 2003 г. Воскобойникова Н.П., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно-математического цикла ТОИПКРО 100

6 Технологии коллективных занятий. 2003 г. Воскобойникова П.П., доцент кафедры преподавания дисциплин естественноматематического цикла ТОИПКРО 80

7 Дидактические многомерные инструменты. 2003 г. Воскобойникова Н.П., доцент кафедры преподавания дисциплин естественноматематического цикла ТОИПКРО 180

Передовой педагогический опыт

№ п/п Название сюжета, год выпуска Краткая аннотация Хро- номет- раж, мин

1 2 3 4

1 Урок: «Царственная осанка - залог здоровья учащихся». 6 класс. 2003 г. Кирсанова О.Н., учитель биологии, СОШ № 20, г. Тамбов 40

2 Внеклассное мероприятие: «Алкоголизм: добро или зло?» 11 класс. 2003 г. Кирсанова О.Н., учитель биологии, СОШ №20, г. Тамбов* 26

3 Заседание научного общества учащихся «Перекресток», посвященное И. Ньютону «Слава рода человеческого». 2003 г. Из опыта работы Скворцовой И.М., учителя физики СОШ № 2, г. Уварово. Интегрированное занятие по физике (физика + английский язык) 53

4 Адажио (толерантность). 2003 г. Притча о толпе, которая не помнит своей истории, не знает и не хочет ее знать 10

I 2 3 4

5 Самопрезентация. Урок «Япония на пути модернизации» СШ № 28. 8 класс. Мини-классный час «Правоведение». Хобби. 2003 г. Саликов В.Ю., учитель истории и общественно-политических наук COUL1 № 36, г. Тамбов, победитель конкурса «Учитель года-2003», финалист конкурса «Учитель года России» 75

6 Использование краеведческою компонента в процессе обучения истории. 2003 г. Опыт работы Петровой JI.H., учителя истории, обществознания, права Селезневской COLL1 Тамбовского района 25

*7 1 Изучение культурного наследия русского народа - неотъемлемая часть воспитания учащихся. 2003 г. Опыт работы Гончаровой Г.А., учителя музыки Терской СОШ Мичуринского района. Обряд «Дожинки». Труд моих земляков. Троица. Дорога к храму А О

8 Художественная обработка материалов. 2003 г. Проект по фриволите. Планирование и содержание работы (2 курс). Из опыта работы Жмаевой Т.П., преподавателя технологии педучилища № 2, г. Тамбов 40

9 Художественная обработка материалов. 2003 г. Выставка творческих работ Смаги-ной A.A., педагога дополнительного образования дома творчества Тамбовского района. Бисероплегение 10

10 Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты. 2003 г. Из опыта работы педколлектива COI.II № 36, г. Тамбов. Опыт работы представляет зам. директора по воспитательной работе, учитель биологии Иехаева Т.Н. 1. Инсценировка «Злодей никотин». 2. Подвижные игры на переменах. 3. Урок «Кожа - нежный скафандр» 90

i 1 Организация уроков внеклассного чтения. 2003 г. Опыт работы Дмитриевой Н.Е., учителя русского языка и литературы Соснов-ской СОШ № 2. Представление опыта учителям. Театрализованное представление «Теремок». Обзор произведений Платонова в форме музыкальной викторины. Конкурс «Толкование неизвестных слов». Урок в библиотеке «Поэзия родной земли». Встреча с местным поэтом К.В. Дробы-шевой

12 Развитие художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности с введением элементов театра. 2003 г. Опыт Лазаревой H.A., воспитателя ДОУ № 5 «Березка», г. Котовск. Самоанализ опыта работы. Занятия. Спектакль

13 Использование русских национальных традиций на уроках технологии. 2003 г. Опыт Смирновой В.М., учителя технологии СШ № 24. г. Тамбов. Изготовление «Куклы - закругки», 6 класс 45

1 2 3 4

14 До и после уроков. 2003 г. Встреча с членом союза писателей России поэтессой Курбатовой Т.Л. За горизонтом души... 25

15 Вечер-портрет М. Цветаевой. 2002 г. СОШ № 2, г. Тамбов. Театральные классы 52

16 Организация деятельности учащихся при обучении решению задач. Задачи на движение. 3-й класс. Остроумова А.В. 2003 г. Подготовлен группой преподавателей Мурманского государственного пединститута и Московского государственно-ю пединст иту та иод руководством Истоминой Н.Б. 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Первое знакомство с задачами на пропорционапьное деление и нахождение неизвестного по двум разностям. 4-й класс. Истомина Н.Б. 2003 г. Подготовлен группой преподавателей Мурманского государственного пединститута и Московского государственного пединститута под руководством Истоминой Н.Б. 44

18 Количественные и порядковые числа. Счет предметов. Отрезок натурального ряда чисел. 1-й класс. Микулина Г.Г. 2003 г. Подготовлен группой преподавателей Мурманского государственного пединститута и Московского государственного пединститута под руководством Истоминой Н.Б. 45

19 Бумагопластика (фрагменты). 2003 г. Киор 'Г.А. Мастер-класс для участников семинара, г. Мичуринск. 34

20 Резьба по дереву. 1999 г. Мастер-класс. Из опыта работы учителя технологии СОШ № 3 Селезнева А.И.

21 Использование вторичного сырья в качестве объектов труда. 2004 г. Мастер-класс. Из опыта работы учителя технологии СОШ № 3 Селезнева А.И.

МОДЕРНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.Е. Астафьева, Г.А. Шешерина, Е.И. Агаркова

Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшею профессионального образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образогания и перспективными потребностями развития личности, общества и государства. Подготовленные в системе педагогического образования спе-

циалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

Основная идея непрерывного образования - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Непрерывное педагогическое образование обеспечивает формирование профессионачьно-компетептной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты; способствует социальной