Научная статья на тему 'Развитие исследовательской деятельности школьников в системе непрерывного образования'

Развитие исследовательской деятельности школьников в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Ирина Владимировна, Макарова Людмила Николаевна, Прокудин Юрий Петрович, Ферман Антонина Алексеевна

В реализации проекта непрерывного образования в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина ведущую роль играет педагогическое образование, нацеленное на повышение профессионализма педагогов, интеллектуального и культурного уровня общества, наращивание его инновационного потенциала, развитие других уровней образования. Решению задач проекта способствует созданный в Институте педагогики и социальной работы Центр непрерывного педагогического образования (руководитель центра – доктор педагогических наук, профессор Р.М. Куличенко).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбатова Ирина Владимировна, Макарова Людмила Николаевна, Прокудин Юрий Петрович, Ферман Антонина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательской деятельности школьников в системе непрерывного образования»

Развитие исследовательской деятельности школьников в системе непрерывного образования*

Курбатова

Ирина Владимировна,

директор муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов

Макарова

Людмила Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Прокудин

Юрий Петрович,

кандидат педагогических

наук, доцент кафедры

общей и социальной

педагогики Тамбовского

государственного

университета

им. Г.Р. Державина

Ферман

Антонина Алексеевна,

заслуженный учитель РФ, заместитель директора по научной работе муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов город Тамбов

В реализации проекта непрерывного образования в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина ведущую роль играет педагогическое образование, нацеленное на повышение профессионализма педагогов, интеллектуального и культурного уровня общества, наращивание его инновационного потенциала, развитие других уровней образования. Решению задач проекта способствует созданный в Институте педагогики и социальной работы Центр непрерывного педагогического образования (руководитель центра - доктор педагогических наук, профессор Р.М. Куличенко).

Одной из главных задач деятельности Центра стала организация в Тамбовской области университетского комплекса непрерывного педагогического образования. С целью выработки общей стратегии комплекс объединяет образовательные учреждения разного уровня подготовки педагогических кадров, а также иные научные, производственные, общественные организации, учреждения социальной сферы, заинтересованные в развитии региональной системы образования.

В деятельности комплекса активно участвуют руководители и педагоги общеобразовательных школ, колледжей и вузов города Тамбова и Тамбовской области, представители общественных и административных структур, социальных учреждений. Многие из них имеют ученые степени, звания «Заслуженный учитель РФ», «Почетный работник профессионального образования», являются победителями и лауреатами конкурсов инновационных программ развития образовательных учреждений области.

Таким образом, образовательные, социальные и общественные организации области не замыкаются каждый в своей системе; они продуктивно сотрудничают, обмениваются творческими идеями, осуществляют общие цели. У многих организаций очень интересные программы, нуждающиеся в совместной разработке.

Ведущей тенденцией научно-исследовательской деятельности Центра непрерывного педагогического образования и Центра инновационного развития кафедр Института педагогики и социальной работы является развитие проектной деятельности сотрудников Института, преподавателей колледжей, сотрудников социальной сферы, студентов и учащихся образовательных учреждений. В статье представлен опыт организации эффективного сотрудничества преподавателей Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и муниципального общеоб-

разовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов города Тамбова (первая ступень университетского комплекса - допрофессио-нальная подготовка).

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов победила в конкурсе «Лучшая школа Тамбов-щины 2006 и 2007» в номинации «Учебные достижения» и дважды выиграла в областном конкурсе «Профильная школа»; также стала, наряду с 23 другими школами Тамбовской области, победителем в конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Школа активно участвует в региональном проекте по модернизации образовательной сети, реализуемом Управлением образования и науки Тамбовской области.

МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов за два десятилетия накопила богатый опыт организации исследовательской работы учащихся в рамках школьного научного общества. Главной целью исследовательской деятельности является раскрытие творческого потенциала школьников, развитие их интеллектуальных способностей, создание обстановки совместной увлеченности и коллективного поиска.

Организация исследовательской работы в МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов осуществляется во взаимодействии учителей с преподавателями Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и Тамбовского государственного технического университета. Воспитательное значение исследований, проводимых школьниками, заключается в формировании у них убежденности в возможности познания окружающего мира, уверенности в собственных силах, в укреплении интеллектуального потенциала личности.

Тесная взаимосвязь с Институтами педагогики и социальной работы, русской филологии, Академией гуманитарного и социального развития ТГУ им. Г.Р. Державина, ТГТУ позволяет целенаправленно ориентировать выпускников школы на будущую профессию. В выборе специальности старшеклассникам помогает и участие в исследовательской работе под руководством учителей и преподавателей вузов.

Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий проблемно-поискового характера, ведущая к теоретическим и эмпирическим обобщениям, к открытию неизвестных фактов, овладению умениям самостоятельно добывать знания. Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых учащиеся получают достоверные сведения, используемые для построения простейших научных теорий и выработки практических рекомендаций.

У учащихся школы формируется понимание того, что сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро

Тема поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений выс-шего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

Курбатова И.В

Макарова Л.Н.

Прокудин Ю.П.

Ферман А.А.

Герб Тамбовской Области

и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать все самое новое, передовое. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании обогащенной проблемной среды, осознания значимости и ценности творчества.

Большая роль в организации исследовательской деятельности учащихся принадлежит созданным совместно с ТГУ им. Г.Р. Державина и ТГТУ кафедрам: педагогики и психологии, гуманитарной, инженерно-технической, естественнонаучных дисциплин, а также существующему на базе школы Всероссийскому обществу рационализаторов и изобретателей. Учащиеся школы являются дипломантами и призерами межрегиональной научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура» и Всероссийского научного молодежного форума «Шаг в будущее» (Москва, 2006, 2007, 2008). Исследовательские работы учащихся также представлялись на конкурс в Рязанский технический университет.

Особенно активное участие выпускники МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов принимают в ежегодных творческих конкурсах ТГУ им Г.Р. Державина и ТГТУ, по результатам которых они могут поступить в эти вузы на льготных условиях.

МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов представляет Тамбовское областное отделение в ассоциации творческих педагогов «Исследователь». Ученики 11 «В» гуманитарного класса Д. Баранов, А. Вандышева и А. Дробжев являются членами Совета областного научно-педагогического общества «Педагогический олимп» Управления образования и науки Тамбовской области (начальник управления -д. п. н., профессор Н.Г. Астафьева) и педагогического колледжа им. К.Д. Ушинского ТГУ им. Г.Р. Державина (директор - доцент Е.П. Чербаева), задача которого - создание условий для развития творческого потенциала учащихся профильных классов, их социально-личностного, жизненного и профессионального самоопределения. Эти же учащиеся же стали призерами конкурса «Лучшая исследовательская работа» в рамках областных конференций «Прошлое, настоящее и будущее Тамбовского края в проектах учащихся» (март, 2008), «Имена и династии в педагогической теории и практике» (ноябрь, 2008).

Хорошо зарекомендовала себя существующая с 1988 года в МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов Школа молодого инженера (ШМИ), которой руководит доктор технических наук, профессор Е.И. Глинкин. Инженерно-техническая специализация ШМИ позволила дифференцировать обучение в школе по кафедральному принципу с углубленным изучением физики и математики, биологии и химии, литературы и психологии на кафедрах инженерно-технического творчества и естественных наук, гуманитарного направления и психологии, реализовывать инновационные подходы при профессионально-

ТГУ им. Г.Р. Державина

ориентированной подготовке в вузы. В рамках работы Школы молодого инженера систематически проводятся научно-технические конференции.

Например, 30-летие школы было отмечено проведением III Научно-технической конференции и выпуском сборника «Вехи творчества: 30 лет МОЛ», в котором его авторы конкретизировали и обобщили в хронологической последовательности инновационные подходы, методики обучения и воспитания молодого поколения. В сборнике представлены оригинальные находки педагогов младшего и среднего звена, а также творческие работы юных инженеров по профилирующим дисциплинам Школы молодого инженера.

К 15-летию Школы был выпущен сборник «Технологии творчества», в котором систематизирован опыт творческой деятельности.

Интегральное мировоззрение в области профильного обучения с единых позиций науки и техники, искусства и культуры в рамках информационной технологии и концепции творчества отражает монография «Мир творчества». В основу отраженной в ней концепции положено диалектическое развитие процессов познания от простой функции обучения к образованию, через созидание к воспитанию гармонично развитой личности. Воспитание культуры для становления личности - непрерывный процесс от рождения до старости в ходе интеграции функций обучения научным знаниям, образования технических навыков и создания художественного мастерства. Совокупность научной и технической, художественной и духовной форм представляет мировоззрение личности и творческого коллектива, разделяемое с методической точки зрения на сферы: наука и техника, искусство и культура.

На базе школы в 2007 году открыта экспериментальная лаборатория Комитета образования администрации города Тамбова «Организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся». Сотрудниками лаборатории проводятся открытые консультации, обучение по проблемам организации, осуществления и представления научных исследований, готовятся тематические заседания кафедр, создается банк методических разработок по организации исследовательской работы.

Кафедра общей и социальной педагогики ТГУ им. Г.Р. Державина (заведующая кафедрой - доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Макарова) совместно с кафедрой педагогики и психологии МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов (заведующий кафедрой - кандидат педагогических наук, доцент Ю.П. Прокудин) активно внедряют исследовательские методы обучения в учебно-воспитательный процесс. Психолого-педагогическая лаборатория школы является уникальной базой для прохождения студентами педагогической и производственной практики, в ходе которой они подключаются к исследовательской деятельности старшеклассников.

Обогащению научных исследований способствует работа в рамках национального проекта как на уровне областной, так и на уровне муниципальной образовательной системы, направленная на создание эффективного, инновационного, технологически выстроенного и в то же время доступного образования на всех ступенях, начиная со средней школы и заканчивая послевузовским.

Вошло в традицию проведение ежегодных Дней науки для всех ступеней школьного образования. В прошлом году День науки был посвящен основным аспектам научного проектирования. Актуальными темами были: для первой ступени - «Опыт, достижения, перспективы образовательной системы Л.В. Занкова», для второй - «Реализация склонностей и потребностей обучающихся через систему предпрофильного обучения», для третьей - «Современные аспекты научного творчества». В работе научных секций «Психолого-педагогические подходы к научно-исследовательской деятельности», «Информационно-коммуникативные технологии XXI века», «Русская классическая литература в XXI веке» и «Современные пути развития естествознания» приняли участие более 200 старшеклассников.

Примечательно, что изучить опыт проведения Дня науки, проходившего в ноябре 2008 года, приехали около 50 заместителей директоров по научно-методической работе школ городов и районов области. Обсуждение было посвящено исследовательской деятельности школьников как фактору инновационного сотрудничества образовательных учреждений региона. Открывая День науки, директор школы Ирина Владимировна Курбатова отметила исключительную значимость сотрудничества образовательного учреждения с ведущими тамбовскими университетами -Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина и Тамбовским государственным техническим университетом. Актуальные проблемы и результаты сотрудничества были раскрыты в сообщениях заведующих кафедрами д. т. н., профессора Е.И. Глинкина, д. ф. н., профессора А.И. Иванова, к. б. н., доцента Е.А. Ганжи, к.п.н, доцента Прокудина Ю.П.

Более 300 человек приняли участие в работе кафедральных круглых столов, на которых обсуждались следующие проблемы:

• инженерно-техническая кафедра - «Информационные технологии инженерно-технического творчества»;

• гуманитарная кафедра - «Гуманитарные дисциплины и интернет: за и против»;

• естественно-научная кафедра - «Юный исследователь как образовательная технология для формирования компетенции обучающихся в области исследовательской деятельности»;

• кафедра педагогики и психологии - «Психолого-педагогические подходы в профессионально-творческом саморазвитии обучающихся».

Например, в работе круглого стола кафедры педагогики

и психологии принимали участие заместители директоров лицея-интерната города Мичуринска О.Н. Чернышова, Избердеевской СОШ Петровского района С.А. Авдеев, Умётской СОШ С.Б. Шаш-кова и другие.

С докладами о результатах исследовательской работы в области психолого-педагогических знаний выступили 11 человек.

Особенно заинтересованно обсуждались доклады под научным руководством доцента кафедры общей и социальной педагогики ТГУ им. Г.Р. Державина Ю.П. Прокудина: «Общение и социальное познание» (А. Болотина и М. Торопчин, 10 «В» класс), «Юношеское общение» и «Спор как элемент делового общения» (Д. Баранов, А. Дробжев и А. Вандышева, 11 «В» класс), «Становление психологии и педагогики как науки. Исторический экскурс» (группа учащихся 10 «В» класса), «Всестороннее развитие личности - веление времени» (И. Щербатюк, М. Дубовицкий и Н. Зотов) и другие.

Доклад о Всероссийских конкурсах исследовательской деятельности школьников прочел при подведении итогов Дня науки председатель Тамбовского областного отделения Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» М.Е. Буковский, информировав также о создании Регионального консультационного центра «Грани творчества».

Под эгидой движения творческих педагогов МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов наладила сотрудничество со Специализированным учебно-научным центром для одарённых детей Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; результатом этого взаимодействия стала поддержка сетевого проекта «Школа 5 +».

Старшеклассники получили возможность заниматься по лекциям ведущих преподавателей СУНЦ. У каждого учащегося есть свой тьютор из числа студентов Московского университета, который помогает освоить сложный материал.

Итоги исследовательской деятельности выпускников школы за последние 20 лет свидетельствуют о том, что для некоторых из них исследование стало делом всей жизни.

Кандидатские диссертации подготовили и защитили бывшие учащиеся школы: на звание кандидата медицинских наук -А.Р. Киселёв; юридических наук - А.М. Кузнецов и А.Н. Копырю-лин; физико-математических наук - Т.Н. Ружникова и Г.А. Назван-цева; филологических наук - О.Ю. Богданова, И.В. Трикозенко и А.С. Коржов; технических наук - Д.В. Букреев; географических наук - И. Якунина.

Проведение Дня науки стало очередным шагом в реализации национального проекта «Образование».

Особое место в развитии исследовательской деятельности занимает областная научно-практическая конференция учащихся инновационных учреждений «Грани творчества», проводимая совместно с Управлением образования и науки Тамбовской

области. Конференция - это завершающий этап самостоятельной исследовательской работы учащихся под руководством учителей-предметников и преподавателей вузов. В процессе подготовки к научно-практической конференции решается ряд учебных и развивающих задач: совершенствуются умения учащихся работать с различными источниками информации, философской, исторической, художественной, психолого-педагогической литературой, умения представлять свои работы в презентативном виде; развиваются коммуникативные способности, навыки публичных выступлений; формируется интерес к исследовательской деятельности.

Школьники получают коллективную оценку своего труда, что способствует повышению их социальной активности, формированию умения объективно оценить собственную работу. Как правило, на конференции работают десять и более секций различной тематической направленности, которые возглавляют ученые вузов и учителя школ. Анализ результатов проведенных конференций свидетельствует о тенденции развития их содержания.

С каждым годом становится все более заметным исследовательский и поисковый характер научных работ, выступления учащихся находят живой отклик у участников конференции. Знания, полученные в ходе подготовки и проведения научно-практической конференции «Грани творчества», значительно обогащают учебно-исследовательский опыт учащихся, расширяют кругозор, развивают мировоззренческие позиции, способствуют раскрытию личностных качеств, выявлению будущих и настоящих лидеров. Данное мероприятие объединяет взрослых и детей, увлеченных общей идеей сотворчества, значимости работы для всех ее участников.

Начиная с 2009 года, один из победителей научно-практической конференции «Грани творчества» будет получать президентский грант.

О значимости исследовательской деятельности школьников в системе непрерывного образования свидетельствует и тот факт, что на базе школы состоялась Всероссийская научно-практическая конференция директоров образовательных учреждений по проблеме модернизации современной системы образования. Участники конференции также побывали на занятиях научных кружков и секций, где старшеклассники делились опытом своей исследовательской деятельности, выступали с сообщениями и докладами.

Проблема развития творческих способностей многоаспектна и многогранна. Творческая исследовательская направленность личности проявляется в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Развитие таких свойств личности требует длительной целенаправленной работы. Ориентиром для нее являются замечательные слова И. Канта «Не мыслям надо учить, а учить мыслить». Э

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.