Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ПРЕДПРИЯТИЕ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ РАБОЧИХ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ПРЕДПРИЯТИЕ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ РАБОЧИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенкина Анжелика Владимировна

Статья посвящена роли образовательного пространства «школы-колледжа-предприятия» в процессе формирования профессиональной социализации будущих рабочих. Рассмотрены механизмы создания образовательного пространства и их преимущества. Определены структурные блоки образовательного пространства, обеспечивающего возможность создания индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося. Раскрыта специфика процесса профессиональной социализации в условиях образовательного пространства «школы-колледжа-предприятия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зенкина Анжелика Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SPACE "SCHOOL-COLLEGE-ENTERPRISE" AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF FUTURE WORKERS

The article is devoted to the role of the educational space «school-college-enterprise» in the process of forming the professional socialization of future workers. The mechanisms of creating an educational space and their advantages are considered. The structural blocks of the educational space that provides the possibility of creating an individual educational trajectory for each student are identified. The article reveals the specifics of the process of professional socialization in the conditions of the educational space of «school-college-enterprise».

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ПРЕДПРИЯТИЕ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ РАБОЧИХ»

Например, при работе с тканью часть второклассников после объяснения учителя приступали к выполнению стежков. Другая часть второклассников испытывала трудности, поэтому учитель рекомендовал ответить обучающимся «да» на три вопроса при проверке качества выполнения своей работы:

1. Все ли стежки одинаковой длины?

2. Все ли расстояния между стежками одинаковые?

3. Все ли стежки находятся на одной прямой?

Выводы. На контрольном этапе эксперимента мы использовали тест Е. Торренса, но с другим стимульным материалом.

По показателю «беглость» и «разработанность» обучающиеся экспериментального класса показали более высокий уровень сформированности данного аспекта творческого мышления в целом: 18% и 25% второклассников показали высокий уровень беглости и разработанности, 57% и 52% - средний уровень сформированности, 25% и 23% - низкий уровень. Таким образом, мы наблюдаем увеличение количества обучающихся, находящихся на высоком уровне и значительное снижение второклассников, обладающих низким уровнем.

Динамика результатов по показателю «оригинальность» также обозначается нами как положительная: 7% второклассников находится на высоком уровне сформированности данного показателя, на констатирующем этапе высокий уровень отсутствовал. Также отмечаем положительную динамику низкого уровня (уменьшение с 76% до 58%) и среднего уровня (увеличение с 24% до 35%). Результаты тестирования контрольного класса изменились незначительно.

Таким образом, дифференцированное обучение на уроках технологии в начальной школе способствует формированию опыта творческой деятельности младших школьников.

Литература:

1. Антонова И.В., Черкашина К.В. О дифференцированной работе с учащимися при обучении математике в общеобразовательной школе // Научное отражение. - 2017. - №5-6 (9-10). - С. 17-20.

2. Веремеева И.Г., Соломякина В.И., Чужинова Т.А. Использование групповой и парной формы работы для продуктивной и творческой деятельности на уроке // В сборнике: Традиции и инновации в современной психологии и педагогике. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 36-38.

3. Габернкорн И.И. Организация групповой учебной деятельности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-1. - С. 73-76

4. Зайцева С.А., Красильникова Л.В. Диагностические иразвивающие возможности урока технологии в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-1. - С. 123-126.

5. Нечваль Н.И., Секишева Т.А., Солошенко Н.Н. Дифференцированное обучение как технология повышения качества современного образования // В сборнике: Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества. Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 331-334.

6. Попова А.Ю., Иралиева В.М., Солнцева Ю.В. Организация дифференцированной работы с учащимися -эффективный способ повышения качества урока // В сборнике: Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. Материалы VIМеждународной научно-практической конференции. -2017. - С. 690-695.

7. Починок В.Н. Организация групповой работы в начальной школе // В сборнике: Традиции и инновации в педагогике начальной школы. - 2018. - С. 231-237.

8. Прусова И.А. Организация уровневой дифференциации при обучении второклассников решению составных текстовых задач // В сборнике: Современное начальное образование: опыт, реальность и перспективы. Сборник научных статей второй национальной научно-практической конференции. - 2020. - С. 146-153.

9. Рунова Т.А., Гуцу Е.Г., Няголова М.Д. Исследование становления отношений учебного сотрудничества младших школьников // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №3. - С. 12.

10. Селюкова Е.А., Путилина К.А. Групповая работа на уроках математики в начальной школе // В сборнике: Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 169-172.

11. Трегуб О.Д. Дифференцированный подход к учащимся на уроках трудового обучения // В сборнике: Проблемно-информационный подход к использованию средств современного образования: вопросы теории и практики. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». -2019. - С. 61-64.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - 2012. - С. 47.

13. Хабибуллина Ф.Г., Куренова Н.А., Зиганшина Г.Г. Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе//В сборнике: Педагогика: традиции и инновации. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2017. - С. 89-92.

Педагогика

УДК 378

директор Зенкина Анжелика Владимировна

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский строительный колледж» (г. Смоленск)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ПРЕДПРИЯТИЕ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ РАБОЧИХ

Аннотация. Статья посвящена роли образовательного пространства «школы-колледжа-предприятия» в процессе формирования профессиональной социализации будущих рабочих. Рассмотрены механизмы создания образовательного пространства и их преимущества. Определены структурные блоки образовательного пространства, обеспечивающего возможность создания индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося. Раскрыта специфика процесса профессиональной социализации в условиях образовательного пространства «школы-колледжа-предприятия».

Ключевые слова: образовательное пространство, профессиональная социализация, сетевое взаимодействие, интеграция, индивидуальная образовательная траектория.

Annotation. The article is devoted to the role of the educational space «school-college-enterprise» in the process of forming the professional socialization of future workers. The mechanisms of creating an educational space and their advantages are considered.

The structural blocks of the educational space that provides the possibility of creating an individual educational trajectory for each student are identified. The article reveals the specifics of the process of professional socialization in the conditions of the educational space of «school-college-enterprise».

Keywords: educational space, professional socialization, network interaction, integration, individual educational trajectory.

Введение. В настоящее время подготовка молодых рабочих, отвечающих современным общественным запросам, определяет новые подходы к профессиональному образованию. Успешность профессионального становления будущего рабочего, выбор правильного профессионального пути в соответствии с потребностями, осознание возможностей профессионального и личностного роста обеспечивается профессиональной социализации обучающихся, интегрирующей процессы обучения, воспитания, саморазвития, осознанной деятельности и др.

Создание образовательного пространства, как основы для формирования профессиональной социализации обучающихся, способствует конструированию благоприятных условий «для протекания на личностном уровне таких аспектов-этапов профессиональной социализации как: оценка возможностей удовлетворения своих потребностей в данной профессиональной деятельности; получение всесторонней информации о содержании профессиональной деятельности, ее статусно-ролевой структуре, выбор предпочтительных статусно-ролевых позиций в сфере профессиональной деятельности; формирование учебной стратегии по овладению профессиональной деятельностью; формирование и корректировка профессиональных диспозиций (ценностных ориентаций и установок)» [6].

Анализируя практику создания образовательного пространства учреждениями образования, можно выделить ряд тенденций, используемых при его формировании:

1) развитие многоуровневой системы обучения, которая характерна в первую очередь для профессиональной школы. Такая система организации профессионального образования обеспечивает широкую мобильность обучения и выбора будущей профессии;

2) интенсивное развитие образовательных дистанционных и онлайн платформ, широкое использование современных информационных технологий;

3) сетевое взаимодействие и интеграция образовательных организаций разного типа, например «школа-ВУЗ», «школа- колледж»;

4) сетевое взаимодействие и интеграция образовательных организаций с предприятиями («колледж-предприятие», «ВУЗ-предприятие»);

5) расширение взаимного сотрудничества с различными мировыми образовательными организациями, переход на обучение с использованием мировых стандартов.

Изложение основного материала статьи. Продуктивность формирования профессиональной социализации будущих рабочих зависит от возможностей общеобразовательных школ, как института начального этапа профессиональной социализации обучающихся, и профессиональных образовательных организаций, как института социализации, в котором происходят ее основные этапы. Ускоренное внедрение научных инновационных разработок, развитие наукоемких производств, информатизация экономики не позволяют образованию и бизнесу развиваться изолированно друг от друга и обуславливают совместную адаптацию ко всем изменениям, происходящим в обществе.

Таким образом, идея формирования образовательного пространства в условиях диалогового взаимодействия «школа-колледж-предприятие» обеспечивает ориентацию на всеобщую полезность и синергетический эффект за счет соединения воедино процессов «образование-общество-бизнес», что в целом позволят создать оптимальную основу для формирования успешной профессиональной социализации будущих рабочих на всех этапах обучения.

Во взаимодействии «школа-колледж-предприятие» на работодателях, как на основных заказчиках подготовки кадров в соответствии с собственными потребностями, лежат обязанности по следующим направлениям деятельности:

- определение потребности в работниках, востребованных предприятием в текущей, среднесрочной и дальней перспективе;

- участие в разработке учебно-программного комплекса в соответствии с принципами практикориентированности обучения и специфики предприятия, в том числе корректировка учебных программ, обеспечивающая интеграцию теории и практики; внедрение системы наставничества на предприятии в период организации производственных практик;

- участие в мероприятиях, направленных на профориентационную работу, на формирование профессиональной адаптации обучающихся к профессиональной деятельности, развитие профессионально-личностных качеств будущих работников;

- участие в оценке качества подготовленности выпускников к самостоятельной производственной деятельности.

К направлению деятельности образовательных организаций, как исполнителей заказа на подготовку кадров, в рамках сформированного образовательного пространства относится:

- организация и проведение профориентационной работы совместно с представителями работодателей;

- проектирование образовательного процесса с опорой на компетентностный, контекстный и личностно-деятельностный подходы;

- организация процедур промежуточного контроля качества реализации профессиональной подготовки и профессиональной социализации обучающихся;

- информирование обучающихся о ситуации на рынке труда, кадровых потребностях региональной экономики, возможностях предприятий.

В процессе формирования профессиональной социализации будущих рабочих в условиях образовательного пространства, необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Образование должно стать для человека сферой духовности, создавая условия для формирования мультикультурной личности, сочетающей в себе «гармоничное национальное самосознание, ориентацию на духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому диалогу» [1].

2. Образование должно обеспечить профессионализацию: подготовку специалиста, востребованного на рынке труда, мотивированного к получению новых знаний и личностному росту, умеющего быстро адаптироваться в социуме.

3. Образование должно стать гарантом социальной востребованности человека в обществе, сформировав у выпускника умение к саморазвитию, творческой самореализации и самоактуализации.

Любое образовательное пространство, в том числе, пространство школы, колледжа, предприятия, само по себе неоднородно и состоит из различных компонентов. Все эти компоненты преобразуются в единое пространство, если их связи и взаимодействия приобретают интеграционный характер, а все процессов становятся преемственными и непрерывными.

Интеграция в целях создания образовательного пространства призвана:

- осуществить организационное слияние путем концентрации и оптимального применения материальных и человеческих ресурсов, которые становятся доступны более широким массам и обеспечивают условия для совместного развития;

- создать конкурентные преимущества, исключив «нездоровую» конкуренцию;

- оптимизировать затраты на реализацию образовательных услуг, в том числе и финансовые.

«Образовательное пространство, созданное на условиях сетевого взаимодействия, позволяет организациям для достижения общей цели развивать партнерские отношения, обмениваться или объединять ресурсы, совместно использовать их, при этом сохраняя свою уникальность» [4].

Таким образом, организованное в рамках образовательного пространства сетевое взаимодействие всех участников пространства (органов власти, образовательных организаций, профильных профессиональных организаций, предприятий) будет способствовать:

- выработке и практической реализации эффективных управленческих решений, что обеспечит формирование единой стратегии в вопросах организации профессиональной социализации будущих рабочих кадров, востребованных региональной экономикой;

- непрерывности образования, обуславливающее развитие мобильности в сфере образования;

- созданию условий для успешной профессиональной социализации обучающихся на всех уровнях обучения за счет консолидации и совместного использования ресурсов (материально-технических, учебно-методических, кадровых, информационных и др.) каждой отдельной организации;

- интеграции информационных потоков и организацию информационного обмена, что позволит своевременно и качественно обеспечивать всех заинтересованных субъектов необходимой и достоверной информацией;

- формированию единой системы мониторинга и разработке общих параметров, характеризующих качество образования, что позволит обеспечить доступность и повысить качество образования на всех уровнях и ступенях.

Многосубъектность образовательного пространства «школа-колледж-предприятие» дает возможность формирования разноуровневой профессиональной социализации путем построения образовательного процесса, способствующего моделированию будущей профессиональной деятельности. Формирование профессиональной социализации в условиях образовательного пространства «школа-колледж-предприятие» имеет многоуровневый характер с «четко выстроенной преемственностью, поскольку личность сопровождается от профильных классов общеобразовательных школ до послеколледжного образования в одном образовательном пространстве» [6].

В сформированном образовательном пространстве «школа-колледж-предприятие» мы выделяем структурные блоки: координационно-целевой, организационно-деятельностный, информационно-коммуникативный, оценочно-результативный.

Координационно-целевой блок образовательного пространства отражает вопросы целеполагания, определение ценностных ориентаций, постановку целей и задач, направленных на формирование профессиональной социализации в условиях созданного пространства; координацию пространственных многообразных связей, действий и поведений участников данного пространства для достижения единой цели.

Организационно-деятельностный блок - это совокупность условий и средств для построения любых образовательных траекторий, способствующих обученности индивида, его саморазвитию и профессиональному становлению. В данном блоке можно выделить две составляющие:

- содержательная составляющая, которая включает в себя интегративный подход к содержанию образования с ориентацией на требования рынка труда; практикоориентированный подход в реализации обучения; наличие в содержании образования мер, направленных на развития личности и его профессиональную социализацию;

- методическая составляющая, обеспечивает методическое сопровождение образовательных маршрутов, технологизацию образовательного процесса, использование передовых технологий и новейших практик.

Информатизация образования «проявляется в новых технологиях получения и хранения знания, «внепространственности» и ускорении получения информации...» [3]. В связи с этим важной составляющей образовательного пространства «школа-колледж-предприятие» является информационно-коммуникативный блок, обеспечивающий информационную насыщенность, обмен опытом, успешность взаимодействия всех участников данного пространства.

Созданная информационно-коммуникативная среда в рамках образовательного пространства «школа-колледж-предприятие» позволяет применять в организации образовательного процесса инновационные формы и современные педагогические технологии, основанные на свободном доступе всех субъектов образовательного процесса к распределенному информационному ресурсу вообще и образовательного назначения, в частности. Данный блок создает условия по формированию у студентов компетенций, обеспечивающих самостоятельный сбор, систематизацию материалов и анализ полученной информации, умение проектировать объекты, процессы и свою деятельность.

Оценочно-результативный блок предусматривает оценку уровня профессиональной социализации обучающихся в созданном образовательном пространстве «школа-колледж-предприятие».

В рамках данного блока реализуются следующие функции:

- оценка достижений запланированных целей и задач, поставленных при формировании профессиональной социализации обучающихся в условиях образовательного пространства «школа-колледж-предприятие»;

- сопоставление полученных результатов уровня профессиональной социализации с установленными критериями;

- корректировка системы профессиональной социализации, созданной в рамках образовательного пространства «школа-колледж-предприятие»;

- обобщение полученных результатов, их интерпретация, принятие решений о корректировке содержания модели образовательного пространства.

Таким образом, структура образовательного пространства «школа-колледж-предприятие» позволяет активизировать процесс профессиональной социализации обучающихся и его важные аспекты:

- расширение образовательно-профессиональной деятельности обучающихся за счет многоуровневости обучения; интеграции теоретического и практического обучения; внедрения внешних контекстов, обуславливающих трансформацию учебной деятельности обучающихся в профессиональную «с постепенной сменой потребностей, мотивов, целей, действий (поступков)» [2];

- формирование самосознания личности путем активации процесса профессиональной ориентации и профессионального самоопределения (создание профильных классов, реализации совместных профориентационных мероприятий, мастер-классов, групповых и индивидуальных тренингов;

- развитие профессиональной коммуникации посредством эффективно организованной производственной практики, где происходит профессиональное общение, передача профессиональных знаний, идентификация индивида как профессионала. Организация совместной профессиональной деятельности «студент-наставник» придается смысл

дальнейшей профессиональной деятельности будущего рабочего, происходит сопоставление индивидуальных и профессиональных целей и задач, актуализируется такой принцип профессиональной социализации, как принцип сопричастности, вытекающий из принципа корпоративности [6];

- развитие профессионально важных качеств личности: ответственности, стрессоустойчивости, самооценки, ориентации на конечный результат.

Выводы. Таким образом, рассматривая формирование профессиональной социализации будущих рабочих через призму пространственности, мы обеспечиваем разнообразие образовательных траекторий для каждого обучающегося, связанность и мозаичность образовательных ситуаций, направленных на развитие индивида, его профессиональное становление.

Литература:

1. Бакутина, Н.С. Взаимодействие органов власти, бизнеса и элементов гражданского общества в процессе политического управления инновационным развитием: автореф. дис. ... канд. полит. Наук / Н.С. Бакуниной. - Нижний Новгород, 2015. - 41 с.

2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС. - 2004. - 84 с.

3. Горбачук, З.И. Информатизация образования: социокультурный контекст: дис. ... канд. социол. наук / З.И. Горбачук. - Ростов-н/Д, 2005. - 169 с.

4. Зенкина, А.В. Модель профессиональной социализации личности молодого рабочего в условиях образовательного пространства «школа-колледж-предприятие» / Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - № 1-1. - С. 298-308.

5. Зенкина, А.В. Профессиональной социализации студентов колледжа в условиях образовательного пространства «школа-колледж-предприятие». Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-1. - С. 128-132.

6. Разуваев С.Г., Желтов П.В. Многоуровневый образовательный комплекс как фактор оптимизации профессиональной социализации будущего специалиста // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogourovnevyy-obrazovatelnyy-kompleks-kak-faktor-optimizatsii-professionalnoy-sotsializatsii-buduschego-spetsialista (дата обращения: 09.02.2021).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Депсамес Лидия Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОЛЬ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО - ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме гармонизации становления личности обучающегося и рассмотрена роль развития художественно-образного мышления в повышение эффективности этого процесса в условиях повсеместной цифровизации общества.

Ключевые слова: художественно-образное мышление, цифровизация, гармонизация, становления личности, обучающийся.

Anmtation. The article is devoted to the problem of harmonization of the student's personality formation and the role of the development of artistic and imaginative thinking in increasing the efficiency of this process in the context of widespread digitalization of society is considered.

Keywords: artistic and imaginative thinking, digitalization, harmonization, personality formation, student.

Введение. В условиях изменений, происходящих в социальных и экономических структурах современного общества, вступившего в постиндустриальный период своего развития, отличающегося стремительно развивающейся цифровизацией во всех видах деятельности, остро стоит вопрос о перспективе развития обучающегося с минимальными деформационными процессами в становление его личности.

Главной причиной деформации личности является недостаточный эмоционально- чувственный опыт, что является результатом погружения в цифромиры, а следствием становится неспособность сформировать целостный образ действительности.

Развитие художественно-образного мышления способствует эмоционально-чувственному вживанию в образ и получению впечатлений от окружающего мира природы, предметов, искусства, что способно уменьшить деформационные процессы от цифровизации.

Формирование личности, отличающейся объективным восприятием действительности, отвечает парадигме современного гуманистического образования.

Изложение основного материала статьи. Важно отметить, что в современной педагогике утвердилась новая гуманистическая личностно-ориентированная парадигма педагогического образования, максимально опирающаяся на идею саморазвития личности [11].

Педагогика стала «гуманной, и ее, ценности общечеловеческого уровня, за которыми будущее» [1].

В то же время, перед образованием стоит задача подготовить личность готовую социализироваться в условиях повсеместной цифровизации.

Положительные аспекты цифровых технологий это появление новых:

- возможностей взаимодействия с новым материалом;

- инструментов и форматов для общения;

- ресурсов, доступных учащимся для самовыражения;

- средств, способствующих гибкости процесса обучения.

Однако исследователи отмечают, что цифровизация провоцирует определенную деформацию личности:

- поверхностное понимание;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.