Научная статья на тему 'Образовательное интегрированное пространство музея традиционной тряпичной куклы'

Образовательное интегрированное пространство музея традиционной тряпичной куклы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ / MUSEUM OF TRADITIONAL RAGDOLL / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / SECONDARY SCHOOL / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTEGRATED EDUCATION SPACE / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ерманок М.И., Радомская О.И.

В статье рассматривается проблема влияния различных форм музейной педагогики на развитие творческой личности учителя и учащегося. Раскрываются закономерности поликультурного воспитания учащихся разных возрастных групп в интегрированном пространстве музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational integrated space of the museum of traditional ragdoll

The problem of the influence of different forms of museum pedagogy in the development of the creative personality of the teacher and the student. The patterns reveals of multicultural education of pupils of different age groups in the integrated space of the museum.

Текст научной работы на тему «Образовательное интегрированное пространство музея традиционной тряпичной куклы»

Образовательное интегрированное пространство музея традиционной тряпичной куклы

М.И. Ерманок1, О.И. Радомская2

'Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 875

119526, г. Москва, Проспект Вернадского, д.101, корп. 5

State budget secondary school № 875

Vemadsky Prospekt, 101, building.5, Moscow 119526 Russia

e-mail: 4333606@mail.ru

2Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской

академии образования»

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: olgaradomskaia@mail.ru

Ключевые слова: музей традиционной тряпичной куклы, общеобразовательная школа, поликультурное воспитание, образовательное интегрированное пространство, толерантность.

Key words: museum of traditional ragdoll, secondary school, multicultural education, integrated education space, tolerance.

Резюме: В статье рассматривается проблема влияния различных форм музейной педагогики на развитие творческой личности учителя и учащегося. Раскрываются закономерности поликультурного воспитания учащихся разных возрастных групп в интегрированном пространстве музея. Abstract: The problem of the influence of different forms of museum pedagogy in the development of the creative personality of the teacher and the student. The patterns reveals of multicultural education of pupils of different age groups in the integrated space of the museum.

[Ermanok M.I., Radomskaya O.I. Educational integrated space of the museum of traditional ragdoll]

В современной школе актуальным направлением является поиск путей развития толерантности средствами искусства и в результате восприятия произведений искусства разных народов. Мы опираемся на слова Б.П. Юсова, что «формирование представления учащихся об искусстве в целом складываются, во-первых, из освоения мирового художественного наследия, во-вторых, из освоения близкого отечественного искусства,

народного творчества и, в-третьих, из развития общего кругозора, знаний о мире, природе, взаимосвязи человека и природы» (Юсов, 2003).

При продуманной организации занятий искусством (направленной на понимание региональной культуры, общезначимых, культурных ценностей, на развитие собственной художественно-творческой деятельности в различных видах искусства и построенной на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе и сотворчестве педагогов в коллективе школы) интегрированное преподавание становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий педагогического коллектива и коллектива детей.

Нами разделяется точка зрения Л.Г. Савенковой, что постепенное вхождение ребенка в мир культуры преломляется через среду, которая окружает детей в их общении с миром природы, предметами, историей, искусством, то есть - с культурой.

В ГБОУ Школа № 875 г. Москвы создана педагогическая система формирования толерантности учащихся в поликультурной среде на занятиях в музее. Основным направлением педагогической работы в музее является вовлечение детско-взрослой общности в творческую деятельность, которая направлена на развитие эстетического отношения к окружающему миру. Интегрированная образовательная среда музея построена согласно методическим принципам, разработанным Б.П. Юсовым и внедряемым Лабораторией интеграции искусств ФГБНУ «ИХОиК РАО». Так одним из основополагающих принципов по мнению Л.Г. Савенкова и О.И. Радомская является опора на живое искусство - живое слово, живые краски, звуки, формы, ритмы, движения, а не только с пластинки, репродукции. Мы убеждены, что дети должны участвовать воспринимать «живые» памятники культуры, а затем самостоятельно создавать творческий продукт, отражающий их эмоциональное и эстетическое отношение к увиденному. Главным направлением в обучении в процессе общения с миром искусства является развитие воображения и фантазии в освоении многообразия видов художественной деятельности (Козлова, 2015: 7).

Музей традиционной тряпичной куклы «Берегиня» был создан М.И. Ерманок в ГБОУ Школа № 875 г. Москвы в 2007 году. Рождению Музея способствовал капитальный ремонт школы, в результате которого появился небольшой кабинет, превратившийся усилиями моих выпускников, учеников и их родителей в настоящую русскую избу с печкой и сундуками, люлькой и лавками, чугунками, утюгами и прочей домашней утварью. Именно эта обстановка позволила разместить уникальную коллекцию кукол, состоящую на тот момент из 350 экземпляров. Сейчас коллекция насчитывает более полутора тысяч кукол.

Цель создания музея - чтобы у прошлого появилось будущее. Именно кукла, по замыслу М.И. Ерманок, должна была познакомить детей с историей нашей страны, традициями, обрядами и бытом наших далеких предков. Ведь кукла - это своеобразное отражение человека и того времени, в котором она бытовала, а значит, она несет в себе знание об истории, традициях, культуре, костюме.

С древнейших времен кукла была не только детской игрушкой, но и мерилом мастерства смастерившей ее женщины, а также инструментом обучения и воспитания ребенка. В школьном музее собраны куклы, выполненные известными мастерами России по традиционной тряпичной кукле: Агаевой И., Осиповой Н.В., Сысоевой М., Мишиной М., Коноваловой Е., Бобок А., Тарасовой Р. и другими. Есть в Музее и уникальные аутентичные, то есть подлинные, куклы, привезенные из экспедиций по Вятской и Архангельской областям. И, конечно, большое количество кукол, выполненных мною на учебных мастер-классах в Санкт-Петербурге, Калуге, Кирове и др. под руководством вышеперечисленных мастеров, с соблюдением всех канонов, правил и приемов изготовления, в соответствии с региональными особенностями.

Если классифицировать уникальную коллекцию кукол, то можно выделить три основные группы: игровые, обрядовые и обереговые. По функциям, которые выполняют эти куклы, они знаково-информационные, познавательные, заместительные и эстетические.

При воссоздании музейных образцов, хранящихся в

фондах Этнографического музея Санкт-Петербурга, в работу, М.И. Ерманок порой вносились некоторые изменения (цвет и качество ткани, отступление от первоначального размера образца). Так появились «куклы по мотивам» или «авторская реплика» на ту или иную куклу.

С помощью кукол учащиеся начальной школы знакомятся с основными семейными обрядами, такими, как сватовство, свадьба, родины, крестины и др., а также обряды земледельческого календаря: Масленица, Пасха, Троица, Духов День, Иван Купала.

В Музее представлены куклы «Зернушки» из разных регионов России от Архангельска до Поволжья, связанные с периодом уборки урожая, обещающие сытую безбедную зиму. Кукла «Десятиручка» (или «Филипповка»), которую делали в помощь женщине на праздник «Параскевы». Начиная с этого дня (28 ноября) ко всем заботам хозяйки добавлялась работа по ткачеству и прядению. Эта кукла выступала в роли оберега женских рук и помощницы женщины в рукоделии.

Символом Музея является кукла «Ведучка». Это композиция из двух кукол - матери и дитя. Фигуры соединены между собой общей рукой. Мать ведет ребенка по жизни и «ведает» про жизнь больше него, помогает ему взрослеть, узнавать мир. Если мать воспитает ребенка правильно, то в старости сможет рассчитывать на его помощь и заботу, как бы опереться на его руку. В этом мудрая связь поколений и цель воспитания.

Чтобы наиболее интересно и полно познакомить посетителей Музея с различными куклами создателем музея была придумана и сделана на основе традиции авторская кукла -кукла-перевертыш, которая была названа «Бабий век». Такое название говорит о том, что в одной кукле (состоящей из 4 кукол) указаны основные этапы жизни женщины: девочка -девушка - женщина-мать - и бабушка. И через куклу дети знакомятся с обязанностями женщины в разные периоды ее жизни. Так, в детстве, например, в 6-летнем возрасте девочке впервые доверяли сварить кашу. Чтобы справиться с этой очень серьезной работой мать делала в помощь дочери куклу. Кукла эта представляла собой мешочек крупы - туловище с головой - с

пришитыми ручками и ножками. Кукла эта была без одежды. Лишь на голове был платочек. Размером кукла была с чугунок, в котором девочка должна была варить кашу. Передавая дочери куклу, мать говорила: «Насыпь по ножки куклы крупички, по плечики налей водички, по головку кашки-то и будет». Через несколько время, запомнив пропорции приготовления каши, девочка уже сама обшивала и обвязывала свою куклу-помощницу, обучаясь при этом разным видам рукоделия (шитье, вышивка, вязание...).

Когда девушка выходит замуж, к свадьбе ее мать дарит ей несколько кукол - «Зольную» (чтобы помнила о традициях родного дома и могла создать свой семейный очаг), «Платочницу» (чтобы, не вынося сор из избы, могла поделиться с куколкой своими трудностями), «Зернушку» (чтобы жизнь ее была сытой и благополучной) и другие.

Когда рождался в доме малыш, мать делала из кусочка своей старой одежды несколько бесшитьевых кукол -«Пеленашек», являвшихся оберегом для новорожденного. Их клали в люльку, давали в ручку малышу, заворачивали в пеленки. Считалось, что эта куколка хранит ребенка от сглаза.

Приведем авторское стихотворение, которое иллюстрирует педагогическую работу в Музее традиционной тряпичной куклы «Берегиня».

Есть в столице, во Москве В Тропаревской во земле Знаменитый храм наук -Школой храм этот зовут Среди прочих всех затей В школе этой есть музей. Как же в XXI веке В школе, где есть интернет, Где все дети изучают ОБЖ и этикет Вдруг изба? В сказке или наяву Печку вижу -Не пойму!

Есть тут люлька, сундуки,

Прялка, ступа, чугунки.

Куклы в той избе живут

И про жизнь рассказ ведут.

Как женились в старину,

Как детей растили,

Как их разуму-уму

От души учили.

Как к ремеслам с малых лет

Дети приобщались

И беречь краюху хлеба

С детства приучались.

Много кукол на Руси

Исстари водилось.

Имена их всех узнать

Нам бы пригодилось.

Зольная кукла и кукла столбушка,

Кукла-Московка и кукла-стригушка

У каждой история будет своя,

Музей познакомит вас с куклой, друзья!

М.И. Ерманок

В Музее часто проводятся уроки, связанные с устным народным творчеством и фольклором не только для начальной школы, но и для учащихся 5-7 классов. Так, например, очень ярко прошел интегрированный урок «Пестуньи». Для этого урока ребята 2 и 6 классов, изображавшие членов крестьянской семьи, облачились в аутентичную одежду (порты, рубахи, сарафаны, головные уборы - платки и сороку) и с помощью кукол и музейных предметов домашнего обихода воссоздали колорит крестьянского дома конца XIX века.

В Музее проходят экскурсии по темам: «Щи да каша -пища наша», «Как рубашка в поле выросла», «У печки про печку», «Аз да буки, а там и науки», «Пестуньи», «Честным пирком, да за Свадебку», «Не нужен и клад, когда в семье мир и лад», «Кукольные календарь» (Обрядовые куклы земледельческого цикла) и другие.

На базе Музея с момента его создания работает семейный

клуб «Иван-да-Марья», где каждую пятницу дети вместе со своими мамами и бабушками не только мастерят кукол (а каждое занятие - это изготовление новой куклы для собственной коллекции), но и узнают историю создания этой куклы, регион, откуда она привезена. Членам семейного клуба от 3 до 70 лет. Таким образом, в школе создается дружественная детско-взрослая общность учащихся, педагогов и родителей, ведущей деятельностью которых является совместная творческая, развивающая работа, построенная на принципах сотворчества.

Благодаря участию в мастер-классах, посвященных национальным куклам народов ближнего и дальнего Зарубежья и народов нашей страны, коллекция пополнилась татарскими, чувашскими, марийскими, калмыцкими, таджикскими, узбекскими, туркменскими, а также африканскими куклами.

Это дало возможность через куклу поближе познакомиться с разнообразием культурного наследия не только русского, но и других народов нашей страны и людей всего мира и способствовало развитию познавательного интереса ребят, явилось инструментом воспитания толерантности.

ЛИТЕРАТУРА

Козлова И.С. 2015. Состояние и перспективы развития профессиональной готовности учителя к инновационной и исследовательской деятельности в школе. С.6-11. - В сб. Из опыта работы школ города Москвы в рамках городской инновационной площадки «Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы» / Департамент образования города Москвы, ФГБНУ «Институт художественного образования РАО». М.: Интеллект-Центр. 176 с. Юсов Б.П. 2003. Новые горизонты школьного искусства и культуры. - В сб. Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. М.: ИХО РАО. С. 5-28.

Получена/Received: 29.09.2016 Принята/Accepted: 11.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.