Научная статья на тему 'Русская народная кукла в музее-заповеднике «Томская Писаница»: из опыта работы'

Русская народная кукла в музее-заповеднике «Томская Писаница»: из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Васильевна

Статья посвящена истории изготовления и популяризации русской народной куклы в музее-заповеднике «Томская Писаница». Музей, выполняя одну из социальных функций культурно-образовательную, на примере народной куклы вносит весомый вклад в дело воспитания духовно и интеллектуально развитой личности, сохранения историко-культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FOLK DOLL IN THE MUSEUM-RESERVE "TOMSKAYA PISANITSA": FROM WORK EXPERIENCE

The article is focused on the history of manufacturing and popularization of the Russian folk doll in the Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa". Realizing one of the social functions, cultural and educational, in the case of the folk doll the museum makes a significant contribution to the upbringing of the spiritually and intellectually developed personality, preservation of the historical and cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Русская народная кукла в музее-заповеднике «Томская Писаница»: из опыта работы»

УДК 069.1

РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА В МУЗЕЕ-ЗАПОВЕДНИКЕ «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА»: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

С. В. Иванова

Музей-заповедник «Томская Писаница»

Статья посвящена истории изготовления и популяризации русской народной куклы в музее-заповеднике «Томская Писаница». Музей, выполняя одну из социальных функций - культурно-образовательную, - на примере народной куклы вносит весомый вклад в дело воспитания духовно и интеллектуально развитой личности, сохранения историко-культурного наследия. Ключевые слова: русская народная кукла, музейная педагогика, историко-культурное наследие, музей-заповедник «Томская Писаница».

RUSSIAN FOLK DOLL IN THE MUSEUM-RESERVE "TOMSKAYA PISANITSA":

FROM WORK EXPERIENCE

S. V. Ivanova

Museum-Reserve 'Tomskaya Pisanitsa"

The article is focused on the history of manufacturing and popularization of the Russian folk doll in the Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa". Realizing one of the social functions, cultural and educational, in the case of the folk doll the museum makes a significant contribution to the upbringing of the spiritually and intellectually developed personality, preservation of the historical and cultural heritage. Keywords: Russian folk doll, museum pedagogy, historical and cultural heritage, Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa"

Характерной чертой современного общества является внимание к народному духовному и материальному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для развития и воспитания гармоничной личности.

Сегодня отечественные музеи совместно с образовательными учреждениями решают важнейшие учебно-воспитательные задачи: приобретение исторических и культурных знаний, формирование чувства любви к Родине, уважительного отношения к своему народу и представителям других национальностей. Одной из важных задач является развитие творческого потенциала детей и подростков. Изучение народной куклы способствует сохранению национальных традиций и позволяет оглянуться в историческое прошлое, дарит жизненную мудрость. Приобщение к традициям народной культуры является основой формирования национального самосознания подрастающего поколения.

В этом важном деле свою значимую роль играет русская народная кукла как часть традиционной культуры. Кукла известна и почитаема с глубокой древности и остаётся востребованной сегодня. Традиционные народные куклы были и игрушками, и оберегами. С помощью игрушки ребёнок постигал мир: быт и традиции своей семьи, роли отца и матери, трудовую деятельность и праздничную обрядность, а взрослые с помощью кукол стремились уберечь детей от всех бед, подготовить к будущему.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе черты создающего её народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. Куклы сопровождали наших предков всю жизнь, приносили в дом радость познания секретов творчества и мастерства. Русь признавала за ними добрососедство и защиту [Это было недавно..., 2009, с. 9].

В музее-заповеднике «Томская Писаница» проводятся мастер-классы по русской

народной кукле из ткани, мочала, льна, сена, соломы, дерева (цв. илл. 1). Основной их целью является приобщение детей к отечественной истории, истокам богатейшей культуры русского народа, что в конечном итоге способствует формированию всесторонне и гармонически развитой личности. Декоративно-прикладное творчество неразрывно связано с обрядами, сказками, играми, песнями, праздниками. Это всё является незаменимыми средствами и формами воспитания, повышения уровня знаний по истории, культуре, развития наглядно-образного мышления, тактильно-двигательной активности. Такие занятия также являются хорошим методом для развития коммуникативных способностей, дисциплинируют, формируют нравственно-этические идеалы, социализируют.

Русская народная кукла появилась в музее-заповеднике «Томская Писаница» десять лет назад - в феврале 2008 г. наши посетители в день празднования Масленицы изготавливали из соломы и сена календарно-обрядовую куклу «Домашняя Масленица». С того времени мастер-классы по изготовлению обережных, календарно-обрядовых и игровых кукол стали традиционными.

В дни рождественских праздников посетители делают куклу Рождественский Ангел, в последний день масленичной недели - Домашнюю Масленицу, весной -Пасхальную куклу, Пасхального зайчика, Веснянку, Птицу-радость, летом - Купавку, Берегиню, Подорожницу, Колокольчик, Покосницу, осенью - Зерновушку, Невесту, Параскеву, Филипповку и др.

В том же 2008 г. в школе № 7 г. Кемерово в течение нескольких месяцев сотрудниками музея проводились занятия по изучению и изготовлению кукол детства и некоторых обрядовых кукол, в том числе и Домашней Масленицы. Итогом совместного творчества детей, школьных педагогов, родителей и музейщиков стали праздничные мероприятия в классах и выставка работ учащихся, организованная в дни празднования Масленицы на территории музея-заповедника «Томская Писаница».

В это же время началось сотрудничество музея-заповедника «Томская Писаница» с преподавателями и студентами Кемеровского профессионально-педагогического колледжа: совместные выставки, лекции и мастер-классы, методическая помощь. В 2009 г. студенты колледжа стали лауреатами научно-студенческой конференции в г. Омске, представив свою научно-исследовательскую работу по теме «Русская тряпичная кукла».

Позже изучение русской народной куклы стало частью курса по музейной педагогике в Центре дополнительного образования детей им В. Волошиной и в школах г. Кемерово.

В рамках проекта «Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями» (автор проекта - ст. хранитель отдела фондов музея Е.А. Демидова) с осени 2009 г. по март 2010 г. проводились занятия с учащимися средних и старших классов школы-интерната № 22 г. Кемерово. Ребята научились делать из ткани ангелов, птиц, берегинь, из мочала -первобытных людей, лосей и коней. Работы детей заслужили самой высокой оценки профессиональных художников и всех, кто посетил в Топкинском историческом музее выставку «Первобытное искусство в творчестве кузбасских художников и детей».

Кукла - один из важных персонажей арт-терапии. Специалисты считают, что изготовление куклы помогает справиться с любым недугом - укрепляется вера в свои силы, улучшается общее состояние человека, настроение, а также появляется новый друг - кукла, которому можно поведать самое сокровенное [Иванова, 2014, с. 7]. Это очень важно в работе с детьми и подростками, имеющими особенности в развитии. Наши занятия показали, что такие дети всегда настроены на успех, очень самостоятельны, стремятся обязательно завершить начатую работу, всегда готовы помочь товарищу.

В 2013 г. сотрудники «Томской Писаницы» совместно с работниками Кемеровской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих провели мастер-классы по изготовлению обрядо-

вых кукол. 21 февраля 2014 г. был организован фольклорно-обрядовый праздник «Куклы-обереги глубокой старины» для учащихся средних и старших классов школы-интерната № 23 г. Полысаево. Ребята узнали много интересного об обрядовых куклах, которых наши предки изготавливали весной, своими руками смастерили Веснянку - небольшую куклу в ярком платье на ниточке. Маленькие дети надевали куколку петелькой на пальчик и водили её как куклу-марионетку [Берстенева, Догаева, 2010, с. 56].

С 2014 г. русскую народную куклу изучают учащиеся школы № 36, с 2017 г. -дети и взрослые, посещающие библиотеку им. В. Киселёва, а также летом в выходные дни - посетители музея-заповедника «Томская Писаница».

Опыт практической работы показывает, что народная кукла является превосходным средством для приобщения детей к изучению декоративно-прикладного творчества, а её изготовление не требует сложных схем, т.к. вековые традиции донесли выверенные традиционные размеры кукол - мизинчиковые, с ладонь, с локоть. Мудрость предков и здесь выразилась в сложившихся веками требованиях к размерам кукол (они удобны для изготовления) и времени создания (делаются достаточно быстро). При работе с младшими школьниками надо учитывать, что в силу своего возраста они импульсивны, быстро утомляются, поэтому ведущим методом является игра. Именно в процессе игры с куклой крестьянские дети усваивали веками укоренившиеся традиции и жизненно важные умения. Во время наших занятий по изготовлению кукол дети могут играть, используя созданные ими игрушки.

Ещё одним важным моментом является то, что у каждого человека кукла получается уникальной даже при наличии стандартного набора материалов для изготовления. Это и удивляет, и вдохновляет, и, на что мы всегда надеемся, открывает дорогу в новый мир - мир творчества и новых знаний о традиционной культуре.

Практические занятия по изготовлению народных кукол сопровождаются бе-

седой об истории изготавливаемой куклы, знакомством с некоторыми традициями и обрядами. Например, Домашнюю Масленицу выставляли в масленичную неделю на подоконник, что служило сигналом - можно было идти к тёще на блины. Кукла Пеленашка - идеальная игрушка для того, чтобы познакомить детей с потешками и колыбельными песнями русского народа.

Творческие занятия показали, что все дети талантливы, рады встрече с сотрудниками музея, верят в успех начатого дела. За всё время не было ни одного случая отказа закончить свою работу, редко, когда дети переделывали своё изделие -получалось сразу правильно и красиво. Тем не менее, во время работы с детьми стало ясно, что многие школьники не только младших, но и средних классов не умеют шить, завязывать узелки, у них нет навыка работы с тканью - дети не знают, что такое кромка, где у материи лицевая сторона, не умеют плести из ниток косичку. Отрадно, что часть детей занимаются рисованием, вышивкой, лепкой и т.п., что сказывается на их умении работать с любым материалом, в том числе и с тканью. Такие дети реже просят помощи у музейного педагога.

Также надо отметить роль куклы в изучении народного костюма. Мы стараемся следовать традициям - используем натуральные ткани определённой цветовой гаммы - красный, синий, бордовый, чёрный, жёлтый, голубой, зелёный для сарафана и юбки, светлый или белый для рубахи и платка. Наряжая свою куклу, дети узнают, что раньше наши женщины и девушки носили широкие юбки, чтобы было удобно работать, что чем старше была женщина, тем темнее у неё был наряд, что только маленькие девочки и незамужние девушки могли на людях не покрывать голову платком. Никого уже не удивляет, что наши современницы за редким исключением не умеют повязывать платок. При изготовлении таких кукол, как Берегини, Мамушки, Невесты мы рассказываем о значении головного убора для наших предков.

Надо отметить, что умение создавать народную игрушку может найти примене-

ние и в жизни, ведь кукол и игрушки всегда делали не только для домашнего использования, но и для продажи - куклы были предметом надомного труда, их продавали на ярмарках.

Уделяя особое внимание детям и подросткам, мы проводим занятия по изготовлению народной куклы с посетителями всех возрастов и видим, насколько интересна кукла, как она помогает поднять настроение, заставляя вспомнить детство. Творчество для многих наших современников является необходимой составляющей, рукоделие давно в моде, способов проявить себя очень много, и нам представляется важным определить достойное место народной куклы в творческой деятельности наших посетителей. Мы считаем, что многим помогаем сделать первый шаг на пути в мир народного творчества, обогащая тем самым свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Опрос посетительниц музея-заповедника «Томская Писаница» среднего и старшего возраста показывает, что во многих семьях мамы и бабушки шили или скручивали куклы, часто шили куклам одежду, а дети сами рисовали лицо. Иногда матери просто скручивали большой платок, и получался «младенец». Если говорить о способах изготовления, то это куклы-скрутки, столбики, сшитые куклы с ручками и ножками.

Кроме того, сотрудники музея-заповедника «Томская Писаница» во время этнографических экспедиций по Кемеровской области интересуются у информа-

торов, кто шил или крутил куклы, какие они были, рисовали ли им лицо, в какие игры играли. К сожалению, основная масса опрашиваемых - это люди, родившиеся в 30-е годы прошлого столетия, и многим неведомы древние традиции изготовления тряпичной куклы, тем не менее, нам важна любая информация по данной теме. Как рассказывала жительница с. Варюхино Юргинского района Пелагея Фёдоровна Литасова, 1918 г.р.,: «в детстве делали куклы: лицо белое, углём рисовали глаза, губы, брови, а ртом была пришитая красная тряпочка. Внутри куколки была старая материя, а сверху - что получше. Делали и мальчиков, и девочек» (информация собрана 02.08.2013 г.) [Дневник этнографической экспедиции, 2013, с. 77].

На сегодняшний день мы предлагаем групповые и индивидуальные занятия по изготовлению русской традиционной куклы на территории музея, в стенах общеобразовательных учреждений, в библиотеках, на выставках. Опыт работы показал, что нами выбрано правильное направление и в дальнейшем мы планируем обратить внимание на историю традиционных кукол других народов России.

Таким образом, изучение русской традиционной культуры в музее-заповеднике «Томская Писаница» является одним из способов сохранения богатого историко-культурного наследия русского народа, а знакомство с историей и традициями обе-режных, календарно-обрядовых и игровых кукол - важной составляющей процесса воспитания подрастающего поколения.

Источники

Дневник этнографической экспедиции по обследованию районов расселения русского населения Притомья (Яшкинский, Юргинский, Крапивинский районы Кемеровской области). 27 июля -7 августа 2013 г. // МЗТП. Ф. 3. Оп. 1. Д. 143.

Литература

Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками (для чтения взрослым и детям). М.: ООО «Белый город», 2010. 111 с.

Иванова С. В. Русская тряпичная кукла в музее-заповеднике «Томская Писаница» (из опыта работы с детьми, имеющими ограничения в здоровье) // Социокультурная реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями музейными средствами. Новокузнецк, 2014. 20 с. Это было недавно, это было давно. Каталог выставки из фондов музея-заповедника «Томская Писаница». Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2009. 22 с.

Цветные иллюстрации к статье

Цв. илл. 1. Мастер-классы по изготовлению народной куклы: 1, 5 - изготовление обережных кукол на выставке в Доме художников г. Кемерово; 2, 3 - изготовление куклы Веснянки в библиотеке им. А. Гайдара г. Кемерово; 4 - изготовление куклы Берегини на территории музея-заповедника «Томская Писаница»; 6 - изготовление куклы Кубышки-травницы во время проведения праздника Сибирского самовара на территории музея-заповедника «Томская Писаница»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.