Научная статья на тему 'Решение технических и творческих задач в обучении подростков на основе национального образа куклы'

Решение технических и творческих задач в обучении подростков на основе национального образа куклы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ КУКЛЫ / NATIONAL DOLL IMAGE / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / ИСТОКИ МАСТЕРСТВА / THE ORIGINS OF EXCELLENCE / MODERN EDUCATIONAL IDEAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Седова Л.И.

Данная статья посвящена теме национального образа куклы как мощного инструмента в создании детской картины мира. Автором показано, что изготовление школьниками тряпичной куклы является действенным средством в решении технических и творческих задач в воспитании и приобщении школьников к декоративно-прикладному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The decision of the technical and creative challenges in teaching teenagers on the basis of the national image of the doll

This article is devoted to the theme of the national image of the doll as a powerful tool in creating children's picture of the world. The author shows that making students ragdoll is an effective tool in dealing with the technical and creative challenges in the education and admission of students to the arts and crafts.

Текст научной работы на тему «Решение технических и творческих задач в обучении подростков на основе национального образа куклы»

Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 551-557

Решение технических и творческих задач в обучении подростков на основе национального образа куклы

Л.И. Седова

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской

академии образования»

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: lari-stil@mail.ru

Ключевые слова: национальный образ куклы, декоративно-прикладное творчество, истоки мастерства.

Key words: modern educational ideal, national doll image, decorative and applied arts, the origins of excellence.

Резюме: Данная статья посвящена теме национального образа куклы как мощного инструмента в создании детской картины мира. Автором показано, что изготовление школьниками тряпичной куклы является действенным средством в решении технических и творческих задач в воспитании и приобщении школьников к декоративно-прикладному искусству. Abstract: This article is devoted to the theme of the national image of the doll as a powerful tool in creating children's picture of the world. The author shows that making students ragdoll is an effective tool in dealing with the technical and creative challenges in the education and admission of students to the arts and crafts. [Sedovа L.I The decision of the technical and creative challenges in teaching teenagers on the basis of the national image of the doll]

В настоящее время перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, современный национальный воспитательный идеал - это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,

осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (Данилюк, 2009: 39). Осознание ответственности человека за настоящее и будущее неотделимо от принятия им духовных и культурных традиций своих предков.

Практическая значимость разработки данной проблемы сохраняется на протяжении уже нескольких десятилетий, не теряя своей значимости. Искусство вдохновляет человека на творческое преобразование мира в соответствии с гуманистическими идеалами, «активно формирует его духовный мир, гражданскую позицию, идейно-нравственные убеждения, определяет индивидуальную для каждого систему человеческих ценностей» (Якушева, 2004: 218).

Формирование духовных ценностей и культурных традиций с детства можно осуществить через игрушку. История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Самая древнейшая из всех игрушек - это кукла.

Во все времена кукла была самой любимой игрушкой детей. Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» (круг) и означает что-то свернутое. Уже на первых этапах жизни ребёнок встречается с образом тряпичной куклы «пеленашки», которую сворачивали из куска любой ткани, надевали на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы.

Куклу для детей более старшего возраста одевали в юбку путём перехвата узкой полоски ткани, выполняющей роль пояса, обёрнутого в кусок холста. Такие куклы изготавливались не только для детей, но и для взрослых по случаю важных семейных событий и праздников.

Существуют разные способы изготовления куклы: столбушка (столбец, полено, чурка); крестушка или крестец (кукла на палочке); узловая (узелковая) кукла; пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка); золушка, зернушка (набивная кукла-мешочек) и другие. Эти куклы, как правило, не имели лица, но были очень разнообразны по декоративному исполнению. Как отмечают исследователи, всё зависело от

местности, что придавало отображению её внешнего облика колорит народности (Дайн, 2007).

Кукла и в наши дни находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Однако в сегодняшней России традиционная тряпичная кукла выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту предшествующих поколений. Отзвуки древних ритуальных смыслов куклы интерпретируются на фольклорной основе. Так, тряпичная кукла, как игрушка, обладает ценными воспитательными качествами, которые находят применение в практической деятельности.

Опыт работы с детьми по декоративно-прикладному творчеству в условиях дополнительного образования показал, что подростки с большим интересом учатся создавать тряпичных кукол. В процессе изготовления тряпичной куклы также открывается прекрасная возможность постигать уроки техники и технологии, формообразования и художественного конструирования из ткани.

Следует отметить, что эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение, с ней связана особая притягательность лоскутной куклы и удивительная схожесть, перекличка кукол разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых), но и общечеловеческие ценности: преемственность в родстве, семейственность и родительская опека, почитание предков и другие.

Национальное своеобразие русской куклы пропитано очарованием. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры. При всех этнографических различиях, - везде образ куклы являл собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека.

Следует отметить, что в русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерь, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д. Куклам приписывались также различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на

себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы, как и талисманы, бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. При этом кукла -это знак образа-человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы. Кукла - способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла - не иллюзия, а претворенный материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства.

С созданием куклы связаны разные материалы и технологии, от древних до новейших. К примеру, глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса, воска, металла - достоянием музеев и коллекционеров. Папье-маше и фарфор в куклах сменили целлулоид,гуттаперча, резина и смолы, на смену им пришли материалы из твердого пластика. В свою очередь полиэтилен вытеснили мягкий пластик, винил и т.д. Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. В нем многое созвучно современникам, как взрослым, так и детям.

Национальный образ народной куклы имеет особое значение в воспитании ребенка. Это такая игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей. Являясь образом человека, кукла позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений, она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности, «говорит» ее словами и чувствами. В игре с куклой ребенок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства. Благодаря кукле, ребенок проходит школу первичной социализации, у него появляются навыки общения.

Духовная близость ребёнка и взрослого возникает в

пространстве детско-взрослой общности, в той особой реальности, которая становится колыбелью развития ребёнка (Войдинова,1998). Это «пространство между ними не может существовать вне языка, вне психологических орудий -«медиаторов» (Топоров, 1995). Как отмечают ученые, человечество за свою историю «изобрело» всего четыре «медиатора» - знак, слово, символ, миф. «Кукла» как знак, является обозначением предмета или человека, как символ является обобщённым образом человека, Другого и одновременно своего «Я». Кукла способна вступать в диалог с ребёнком, поскольку воспринимается им как носитель слова, т.е. «живое» существо, она транслирует текст, заложенный создавшим её взрослым. «Кукла» - она и миф, с которым связана генетически. Таким образом, кукла способна принять на себя роль любого из созданных культурой медиаторов.

Так, существуя в особом пространстве событийной общности, игрушка преодолевает свою «вещность» и становится посредником между ребёнком и миром культуры. Диалогичность игрушки является её чрезвычайно значимой функцией. Кукла через диалог вписывается в семиотическое поле. Она несет в себе вербальные и невербальные смыслы, социальные и личностные перцепции, за которыми стоит глубокий контекст культуры. Образная игрушка способна вступать в деятельный конструктивный диалог с ребёнком, в котором постепенно раскрываются её различные смыслы.

Как известно, феномен декоративно-прикладного искусства, приобщение к творческому труду на примере изготовления школьниками тряпичной куклы пронизывает все стороны жизни: организацию быта, уклад семейных, родовых и межличностных отношений. Не всегда роль и функции декоративно-прикладного творчества (просветительские, обрядовые, эстетические и др.) четко осознаются, но они стабильно содержатся в проявлениях поведения и мышления детей, что служит источником развития воображения и универсальной способности творческого развития ребенка, основы «человеческого в человеке» (Лотман, 1992).

В работе с современными подростками изготовление тряпичной куклы вошло в проект экспериментальной

программы по декоративно-прикладному творчеству «Истоки мастерства» (автор Л.И. Седова). В составлении программы учитывалось, что в данном возрасте успешность всякой деятельности зависит от наличия или отсутствия интереса, который характеризует направленность личности на определенный вид деятельности, знаменует собой эмоциональный и интеллектуальный отклик на новые знания, избирательное отношение к определенной сфере деятельности, а также стимулирует высокие достижения в ней.

Занятия по программе «Истоки мастерства» дают возможность подростку прочувствовать и воспроизвести особые, первичные формы творчества и прикоснуться к богатейшим полузабытым пластам общечеловеческой культуры. На занятиях по программе «Истоки мастерства» формируется, прежде всего, отношение человека к искусству и к жизни вообще, развивается способность адекватно воспринимать, оценивать, а также приумножать навыки народных умельцев. При этом творческая деятельность становится также исходной позицией для развития интереса к освоению разных видов искусства. Именно поэтому в подростковый период формирование творческого отношения к образу куклы приобретает особый смысл и значение. Программа занятий построена таким образом, чтобы дети, не имеющие первоначальных навыков, могли чувствовать себя более уверенно и с первых занятий добиваться продуктивных результатов.

Следует отметить, что целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов.

Практическая значимость разработки данной проблемы сохраняется на протяжении уже нескольких десятилетий, не теряя своей значимости. Искусство вдохновляет человека на творческое преобразование мира в соответствии с гуманистическими идеалами, активно формирует его духовный мир, гражданскую позицию, идейно-нравственные убеждения, определяет индивидуальную для каждого систему человеческих ценностей. Также замечено, что повышение уровня развития

мелкой моторики положительно сказывается на полноценном нервно-психическом функционировании ребенка в повседневной жизнедеятельности.

Таким образом, процесс изготовления тряпичной куклы способствует: приобщению к культурным ценностям, отражающих богатство общечеловеческой культуры своего и других народов; выявлению и развитию природных задатков, художественного интереса и потребностей; формированию норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпения по отношения к людям); развитию готовности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувств собственного достоинства, самоуважения, способности к рефлексии; становлению социальной и гражданской ответственности как важнейших духовно-нравственных черт личности, что является важной составляющей современного образования в решении комплекса познавательных и воспитательных задач.

ЛИТЕРАТУРА

Войдинова Н.М. 1998. Куклы в доме. М.: Профиздат. 136 с.

Дайн Г.Л., Дайн М.Б. 2007. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,

технология. М.: Культура и традиции. 120 с. Данилюк А.Я. 2009. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение. 24 с. Лотман Ю.П. 1992. Куклы в системе культуры. Избранные статьи: в 3 т-x. Таллин.

Топоров В.Н. 1995. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области

мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс-Культура. 624 с. Якушева Г.И. 2004. Народная кукла как современное педагогическое средство. - Начальная школа. № 12: 54-56.

Получена/Received: 29.09.2016 Принята/Accepted: 13.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.