СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
SOCIO-CULTURAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS IN HISTORICAL UNDERSTANDING
DOI 10.26105/SSPU.2019.30.46.016 уд< 94(47)"1 8":37 ББК 63.3(2)52-8
H.A. ДЕЛЬВИГ
N.A. DELVIG
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПУБАИНИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕНЕРАЛА П.К. МЕНЬКОВА
THE EDUCATIONAL VALUE OF GENERAL P. MENKOV'S PUBLICISTIC ACTIVITY
В связи с необходимостью возрождения традиций духовно-нравственного воспитания на современном этапе, обращение к историко-педагогическому опыту прошлого, демонстрирующему стремление некоторых военных деятелей поделиться не только боевым опытом, но также внести неоценимый вклад в сохранение культурно-исторического наследия России, становится кране актуальным. Целью статьи является раскрытие специфики педагогической и публицистической деятельности П.К. Менькова, что позволяет судить о существовавшем в XIX веке феномене деятельности российских военачальников, которые посвятили значительную часть своей карьеры образовательно-просветительской работе, направленной на воспитание поколения истинных патриотов - защитников своего Отечества.
Материалы и методы. Методологические положения исследования основаны на комплексном использовании аксиологического, системного, цивилизационного и др. подходов к анализу сущности и содержания деятельности представителей военно-морской интеллигенции по возрождению традиций военного образования и сохранению культурно-исторического наследия, что объясняется необходимостью рассмотрения педагогических идей и образовательно-просветительской деятельности российских флотоводцев в середине XIX века как целостного педагогического процесса. Основу исследования составляют материалы периодической печати, дневники и воспоминания военных деятелей изучаемого периода.
Результаты и научная новизна. Материал, изложенный в данной статье, раскрывает возможные пути совершенствования системы как профессиональной, так и морально-нравственной подготовки личного состава военно-морского флота России, а также формы проведения образовательно-просветительских мероприятий не только для военнослужащих, но и для учащихся военных учебных заведений.
Due to the necessity of renovating spiritual and moral upbringing traditions at present it's necessary to refer to the historical and pedagogical experience of the past that demonstrate the strive of some military leaders to share not only their combat experience but also to make a significant contribution to preserving the cultural and historical heritage of Russia. The article aims at describing the speciality of P.Menkov's publicistic and pedagogi-
cal activity that allows to judge about the phenomenon of Russian military leaders' activity existing in the 19 th century, who devoted much of it to the enlightening work striving to bring up the generation of true patriots - the defenders of their country.
Materials and methods. The research methodological statements are based on using the axiological, systemic, civilizational and other approaches to the essence analysis and contents of the Navy elite representatives' creative activity on renovating the military education traditions and preserving the cultural historical heritage which is explained by the necessity of studying the Russian Navy Commanders' pedagogical ideas and the educational activity in the middle of the 19th century as a holistic pedagogical process. The research is based on the materials of periodicals, the diaries and memoirs of political figures of the researched period.
Results and the scientific value. The material represented in the present article demonstrates the possible ways of modernizing the ways of both professional and moral training of the Russian Naval company as well as the way of conducting the educational activities both for the regular company and the cadets.
Ключевые слова: военные реформы, духовно-нравственное воспитание, военное образование, повышение культурного уровня, публицистическая деятельность, педагогическая деятельность.
Key words: military reforms, moral and spiritual upbringing, military education, cultural level increase, publicistic activity, pedagogical activity.
Введение. В первой половине XIX века, в условиях интенсивного развития военного дела и обострения политических противоречий, в России возросла роль периодической печати. Наряду с популяризацией таких печатных изданий, как «Отечественные записки», «Православное обозрение», «Время» и др., освещавших основные события, происходящие как в России, так и за ее пределами, особую необходимость представляло создание сугубо военных печатных изданий, рассчитанных как на профессионалов в области военного дела, так и образованную гражданскую аудиторию.
Цель. Данная статья ставит своей целью поиск ответа на вопрос о том, какие формы и методы педагогической и образовательно-просветительской деятельности способствовали формированию моральной составляющей личного состава российской армии и флота, повышению уровня грамотности низших чинов, а также общего культурного уровня гражданского населения.
Осознать всю масштабность деятельности выдающихся флотоводцев Российской империи помогает проведенный в данной статье анализ историко-педагогического наследия русского генерала, участника Крымской кампании Петра Кононовича Менькова (1814-1875).
Материалы и методы. Исследуя вклад П.К. Менькова в отечественную педагогическую науку, учитывая междисциплинарный характер исследования, представляется необходимым использовать принципы и методы различных дисциплин: истории, философии, социологии, психологии, педагогики, культурной антропологии и военной науки. Методологической основой данной статьи являются философские положения о взаимосвязи социальных процессов, исторической обусловленности характера происходящих в середине XIX века на Черноморском флоте перемен (участие России в Крымской кампании, начало проведения военных реформ, усовершенствование системы военного образования) и развития педагогической мысли. Выбранный методологический аппарат способствует установлению устойчивых связей между социальными событиями изучаемой эпохи и спецификой деятельности представителей российской военной элиты; проведению сопоставительного анализа социально-экономических и ценностных (культурных, идеологических) отношений; изучению совокупности всех форм человеческой жизнедеятельности в их историческом развитии и преемственности; поиску ценностных ориентиров духовно-нравственного воспитания современной молодежи.
С достоинством исполнив свой воинский долг, уйдя в отставку в 1855 году, будучи активным сторонником развития военного искусства и проведения прогрессивных военных реформ, П.К. Меньков в 1859 году был назначен на должность редактора столичного журнала «Военный сборник».
Один из постоянных членов редакционной коллегии «Военного сборника» писатель, полковник Н.Д. Маслов в статье «Письмо в редакцию», выразил публицистическую политику издания следующим образом: «Что военная публика имеет право требовать от своего журнала? ... Большая часть читающей публики - офицеры. На страницах «Военного сборника» уже не раз говорилось о степени их образованности, но к сожалению отмечается равнодушие многих из них к чтению, хорошо если журнал в научном отделе будет представлять для чтения не «статьи сухие», переполненные техническими терминами, так как журнал существует не для отдельного сословия, а для всей массы» [1, с. 204].
Время пребывания П.К. Менькова в должности главного редактора русского официального военного издания является одним из наиболее значимых периодов его деятельности с точки зрения просветительской работы; он был ревностным и убеждённым сторонником военных реформ, проводимых военным Министром Д.А. Милютиным, и, как журналист, умело объяснял их значение, уделяя особое внимание обсуждению всех мероприятий военной направленности. При нём «Военный сборник» был живым, интересным периодическим изданием, который сыграл немалую роль в деле воспитания преданных своему Отечеству защитников.
Работе в журнале «Военный сборник» способствовал опыт написания очерков о Крымской войне с позиции ее участника. Перед назначением на должность главного редактора П.К. Меньков писал: «Получив приглашение редакции быть сотрудником, я с радостью предложил новому журналу свои военные записки, которые составлялись мною .и потом не исправлялись сообразно вышедшим впоследствии сочинениям, составленным в досужем кабинете» [2, с. 227].
Действительно, во время участия в Севастопольской кампании П.К. Меньков вел дневник военных действий, что позволило ему быть прекрасно осведомленным о всех событиях. И, несмотря на то, что идея, заложенная в записках расходилась с официальной, версия того, что он писал их «для себя» не обязывала его соблюдать политическую субординацию. Как непосредственный участник событий, он имел право на собственную оценку произошедшего. Его отзывам о генералах зачастую была присуща радикальная критика, но в то же время и справедливость. Он, не боясь, давал характеристику Главнокомандующему 1-й армией князю М.Д. Горчакову, который «при ясном иногда взгляде на предметы, но при полной недоверчивости к себе, не мог остановиться на самой верной и обдуманной мысли» [3, с. 25]. О начальнике штаба П.Е. Коцебу автор записок говорил как о человеке, который «принадлежал к числу тех бездарных и улыбающихся личностей немецкого происхождения, которые весь век служат и живут по раз принятой системе» [3, с. 30]. Не щадил он и получившего в Севастополе известность генерала С.А. Хрулева, хотя и симпатизировал ему, отмечая, что генерал был человеком «чуждым всякого воспитания и образования, был почти безграмотный - «натуральный человек», не поврежденный никакою ученостью» [3, с. 130].
В полностью противоположном контексте П.К. Меньков прославлял подвиг простого русского солдата, которого он считал основной движущей силой любых военных действий. Журналисты, освещавшие военные события, восхваляя подвиг русских солдат, говорили: «Неприятель, оценивший дух гарнизона и оборону не позволил себе предлагать капитуляцию без сомнения уверенный в ответе отрицательном» [4, с. 58].
Несомненно, никто, кроме воинов, лично переживших описываемые события, не был в состоянии передать потомкам весь героизм и одновременно
трагедию прошедшей войны. Так, например, один из участников обороны Севастополя генерал-адъютант Д.Е. Остен-Сакен делился своими впечатлениями о пережитых событиях на страницах «Военного сборника»: «Полное сочувствие. Высокое чувство любви. Лихорадочное состояние при получении известий. Поразительная преданность царю и любовь к отечеству только русскому человеку свойственные в такой степени ...Умолкнут мелкие страсти, история беспристрастно оценит события» [5, с. 362].
Военные повествования П.К. Менькова отличаются крайней объективностью, им присуще стремление передать потомкам максимально точную информацию о происходивших событиях, в чем его поддерживали коллеги по редакции, а также авторы, публиковавшими статьи в «Военном сборнике».
Зачастую, выражая объективные мысли, в условиях нахождения под гнетом военной цензуры, авторы публикаций обозначали себя лишь инициалами. Так, в критическом обозрении Восточной (Крымской) войны, автор, несомненно участник боевых действий, подписался как К.Ш., и, полностью соглашаясь с мнением главного редактора, констатировал: «Конечно еще не настало время для истории Крымской войны - это дело потомства, но обязанность современников - собрать материалы и изложить события как они действительно были. Можно ошибаться в цели действия, его значении, но обстоятельства действия, беспристрастность современников должны быть изложены точно. Если подобный недостаток лишь умоляет достоинства частного сочинения, то в официальном описании он становится пороком» [6, с. 124].
Несмотря на прогрессивные взгляды, П.К. Меньков не настаивал на изменении классической для российской периодической печати XIX века структуры военного журнала и согласился оставить все, как было при его предшественнике Н.Г. Чернышевском.
Структура журнала включала в себя 4 традиционных раздела:
1. Официальный (извлечения из Высочайших приказов, приказы Военного министра и прочие официальные документы).
2. Военные науки (тактика, военная администрация, фортификация и артиллерия).
3. Литературный (рассказы из военного быта, мемуары, путевые заметки, биографии).
4. Смесь (новости науки, библиографические известия и прочее).
Как и другие публицистические издания, «Военный сборник» был подчинён общей цензуре, однако, не исключено, что к нему относились более сурово, так как, во-первых, журнал принадлежал к официальным военным печатным органам, а, во-вторых, до назначения П.К. Менькова на должность главного редактора журнал возглавлял Н.Г. Чернышевский, хорошо известный в российских литературных кругах, который открыто высказывался о радикальных переменах, «орудовал всем изданием и дал журналу столь дикое направление, что самые отчаянные либералы пришли в ужас! Журнал неразумно перешел известные пределы свободы слова, неразумно и бесполезно бранил все и кричал, что все глупо и нелепо, учитесь у нас, мы наставим вас и поведем по пути прогресса!» [2, с. 267].
Таким образом, до назначения Петра Кононовича на административную должность, направление, в котором велся «Военный сборник», было признано не соответствующим официальной политической позиции. Он имел присущий журналистике той эпохи резко обличительный характер.
Новый редактор получил распоряжение правительства сделать его более умеренным и научным. Инновационная образовательно-просветительская стратегия журнала фактически выражалась в статье Н.Д. Маслова, где автор констатировал, что «роль нашей журналистики в настоящую эпоху народного развития, важнее, чем когда-нибудь. Мы уже почувствовали свой разум, мы хотим действовать хорошо, честно, разумно.» [1, с. 201]. Следовательно «на обязанности «Военного сборника» ложится ответственность
знакомить нас с научной стороной нашего военного дела - легко и без малейшего педантства. Умение незаметно пробудить в человеке некоторые, самые элементарные, понятия, касающиеся его специальности - уже весьма важный шаг к пробуждению в нем желания учиться более серьезным образом» [1, с. 205].
Но, несмотря на достаточно разумную публикационную политику, в адрес «Военного сборника» нередко звучали и замечания критического характера. В 1859 году Главнокомандующий 1-й армией князь М.Д. Горчаков обвинял издание в подрыве воинской дисциплины, ответ на что Н.Д. Маслов незамедлительно изложил в статье, отражающей суть идеологической политики журнала, следующим образом: «Роль журналистики не возбуждать, а успокаивать брожение общества разносторонним и здравым мышлением, хотя не стоит думать, что мы хотим сделать из публики учеников, а из журналистов - учителей .Самый больший вред для военных людей заключается в упадке дисциплины на которой зиждется всякая военная служба и без которой никакое войско существовать не может» [1, с. 207].
В то же самое время император Александр II выразил благодарность редакции в своей резолюции словами: «Читал с удовольствием и благодарю искренне главного редактора за данное направление, совершенно соответствующее Моим желаниям» [7, с. 29].
Осознавая, что большинством читателей «Военного сборника» была аудитория, нацеленная на популярное чтение, редакция старалась не публиковать радикальных статей, осуществляя плавный переход к серьезным литературным жанрам и научной литературе, постепенно пробуждая в читателях желание самостоятельно мылить. Именно в этих условиях читатели позитивно восприняли вместо научных статей различные исторические очерки, рассказы очевидцев прошлых войн, случаи из военной жизни. И действительно, статьи этой категории изначально составляли значительное большинство «Военного сборника».
Так, политика «Военного сборника», до 1869 года - момента его объединения с редакцией газеты «Русский инвалид», оставалась неизменной.
«Русский инвалид, или Военные ведомости», издавались в Петербурге с 1813-го по 1917 год как русская военная газета. Ее основатель - российский интеллигент П.П. Пезаровиус преследовал благотворительные цели оказания помощи участникам Отечественной войны 1812 года, перечисляя доход от продажи газеты инвалидам, солдатским вдовам и сиротам. Газета сразу же приобрела популярность в связи с тем, что получила право первой публиковать военные новости [8].
Дмитрий Алексеевич Милютин в ряду реформаторских начинаний предпринимал все меры к созданию благоприятных условий для развития военной печати, активизации выпуска и распространения военных изданий, в которых нуждалась реформируемая армия. Он обращал внимание на печать, видя в ней средство урегулирования вопросов внутренней и внешней политики, а также позаботился об улучшении работы «Русского инвалида». Он распорядился, чтобы, «редактор неуклонно каждый день к 9 часам вечера приезжал к нему и представлял на его усмотрение все сколь-нибудь выдающиеся статьи; как бы ни был занят Милютин, у него всегда хватало времени весьма внимательно заняться ими; он дорожил «Русским инвалидом» как самым удобным средством распространять известного рода идеи не только в военном сословии, но и вообще в публике» [2, с. 34].
Объединившись с «Военным сборником», спектр публикационных возможностей «Русского инвалида» был значительно расширен, и кроме лаконичных газетных заметок в ней печатались сведения об иностранных армиях, статьи по военным вопросам, военная корреспонденция. Таким образом, издание выполняло целый ряд образовательно-просветительских задач: социально-информационную, адаптивно-нормативную, образовательно-развивающую.
1860-70-е годы представляли собой период активного внедрения системы обучения грамотности в войсках, что являлось частью реформаторского плана Д.А. Милютина. «Наука находится в тесной связи с жизнью. Наука должна быть постоянно представлена учащемуся таком виде, чтобы сделать его способным находить и открывать новые для него истины», - так характеризовал образовательную миссию командиров автор статьи «Грамотность в войсках».
Автор заведовал ротной школой и поделился опытом, как производилось обучение низших чинов в его полку, проанализировал приемы и методы обучения грамоте, а также формы воспитательной работы. В статье предлагалось создать ротные школы для 20 рядовых в каждой под руководством грамотного офицера. Предусматривалась обязательная сдача ежегодного экзамена как обучаемыми, так и учителями школы (полковыми унтер офицерами или офицерами). Экзамены предполагали проверку знаний и навыков по чтению, чистописанию, письму под диктовку, арифметике, выкладке на счетах и Закону Божьему. Для поощрения самых старательных учащихся обсуждалась возможность досрочного присвоения звания ефрейтора. Также в учебный курс ротных школ было необходимо ввести обучение составлению служебных бумаг, что для низших чинов предполагало прошение об отпуске, отчет о принятии провианта, вещей и т.д. [9].
После публикации этой статьи по инициативе П.К. Менькова при Главном штабе была создана Комиссия для решения вопроса об образовании войск. И хотя, обязательным обучение грамотности стало только в пехоте, «Военный сборник» выступил инициатором создания войсковых школ [8].
Таким образом, нельзя не учитывать тот факт, что к концу XIX века большинство мужского населения, особенно из крестьян, именно в армии получили возможность овладеть грамотой, приобщиться к чтению литературы и получить знания, необходимые не только для военной службы, но и для работы после окончания службы в армии. В воинских частях планомерно создавались солдатские библиотеки; на их комплектование целенаправленно выделялись казенные денежные средства из расчета на каждый нижний чин.
Совершенствование военной науки обусловило необходимость предъявления более высоких требований к содержанию, методам обучения и воспитания личного состава армии. Строевой офицер должен был обладать не только навыками командования, но и определенной теоретической подготовкой, знанием основополагающих принципов общей и военной педагогики [10].
В связи с активным участием в образовательно-просветительских проектах, по распоряжению военного министра, П.К. Меньков был назначен председателем комиссии для проверки состояния преподавания военных наук в Николаевской академии генерального штаба. Однако, после проверки он был вынужден констатировать, что в данном учебном заведении обучение военным наукам было поверхностным, а многое из изученного материла было вообще бесполезно, «отчетливой идеи или связи между науками не существовало» [2, с. 315]. По мнению П.К. Менькова «причины не совсем удовлетворительной подготовки будущих офицеров генерального штаба заключаются в системе образования офицеров до поступления в академию и в программах академического курса, не устраняющих недостатков первоначального образования» [2, с. 315].
Петр Кононович выступал за восстановление традиционной формы экзамена, предполагающей проверку знаний в виде контрольных работ, устных ответов на вопросы по пройденному материалу. «По моему мнению возобновление в Академии периодических экзаменов или репетиций необходимо, чтобы преподаватель имел возможность убедится как поняты его лекции, а офицеры будут прочнее и своевременнее усваивать прочитанное, и главное - приобретут навык говорить и умение стройно и правильно излагать усвоенные ими знания» [2, с. 315].
П.К. Меньков был сторонником «системы критического изучения военных событий» [2, с. 316]. Он считал, что аналитический подход к изучению всемирной истории является единственным эффективным методом, позволяющим сформировать умение самостоятельно мыслить, что только через несколько десятилетий удалось ввести в практику преподавания военной истории и тактики Н.Л. Кладо. П.К. Меньков считал недопустимым экзаменовать выпускников военных Академий в форме так называемых годовых сочинений, так как они не способствовали развитию умений лаконично излагать мысли и концентрировать внимание на главном.
Позицию П.К. Менькова по поводу состояния образования поддержал генерал А.Э. Циммерман в своих «Заметках о Крымской войне», подчеркивая значимость как теории, так и практики. С его точки зрения, «Военная ученость без боевой опытности, есть также зло, хотя и не меньшее. Мы не отрицаем пользы военных наук, но надо, чтобы офицеры. узнали на самом деле, а не книжным путем, что такое война. О военных способностях офицера нельзя судить по тому, как он выдержал экзамены в военной школе» [11, с. 382].
Тем не менее П.К. Меньков никогда не был сторонником жесткой муштры в высших военных учебных заведениях, и всячески критиковал ту систему, где «из первоклассного военного заведения, в котором собрались учиться из всей армии 25 офицеров, ухитрились сделать заведение школьников; проверяли минуты прихода на лекции, казнили расстегнутую пуговицу, непричесанные волосы и т.п. От офицера требовали не изучения предмета и обсуждения со всех сторон, а безусловное повторение слов импровизированного доморощенного профессора, выучившего свой предмет по коротенькой тетрадке выписок из науки» [2, с. 21].
В целях реализации идеи всестороннего развития личности военнослужащего, П.К. Меньков сотрудничал с такими периодическими изданиями, как «Педагогический сборник», издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений с 1864 года, ранее выходившим под названием «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений». Основание журнала совпало с периодом реформ военного образования (1860-е гг.) В издании печатались работы выдающихся педагогов - К.Д. Ушинского, В.П. Острогорского, В.И. Водовозова, в нем также публиковались записки П.К. Менькова. Главным образом в нем печатались статьи о военных училищах и гимназиях. В официальном разделе - материалы о постановке учебного процесса в военно-учебных заведениях, протоколы заседаний педагогических советов, приказы Главного управления военно-учебных заведений, программы преподавания общеобразовательных и военных дисциплин. В так называемом неофициальном отделе размещались статьи по различным вопросам теории и практики обучения и воспитания в военно-учебных заведениях, материалы, отражающие опыт работы этих заведений в России и за рубежом. В отделе библиографии - критические обзоры педагогических сочинений. В приложении публиковались библиографические указатели по различным педагогическим темам, примерные каталоги библиотек для военно-учебных заведений.
Материалы выпусков широко использовались для внеклассного чтения воспитанников кадетских корпусов, так как целью редакционной коллегии сборника было ознакомить кадет с военным прошлым России, биографиями военных деятелей, с солдатским бытом, подвигами солдат и офицеров в войнах прошлого. Кроме того, в нем регулярно размещались отрывки из художественных произведений русских писателей, научно-популярные статьи, что пробуждало интерес к чтению у представителей самых различных социальных слоев, и, тем самым, способствовало повышению всеобщего уровня образованности и культуры гражданского населения.
П.К. Меньков был твердо уверен в том, что военная служба во все времена имела свою специфику и отличалась от других профессий тем, что именно в ней была заключена система не только профессиональных, но и моральных ценностей, в ряду которых стоит высокая нравственная позиция,
духовность и умение сострадать ближнему. Облик армии в значительной степени определяется нравственными началами в делах и поступках военнослужащих, уровнем культуры офицерского состава, готовностью честно служить Родине [8].
Выводы. Как было изложено выше, история содержит немало примеров проявления российскими военачальниками воинской доблести и чести, умения управлять боевыми подразделениями как мирное, так и в военное время. Но, уникальность деятельности некоторых военных деятелей и заключается в том, что помимо напрямую предписанных офицеру обязанностей служить России, они посвятили значимую часть своей карьеры сохранению исторического наследия, а также образовательной деятельности, способствовавшей формированию личности патриота, с честью и достоинством выполняющего свой профессиональный и моральный долг.
Литература
1. Маслов Н.Д. // Военный сборник. 1860. № 1. С. 201-209.
2. Меньков П.К. Записки П.К. Менькова. СПб.: Изд-во В. Березовского, 1898. Т. 3. 368 с.
3. Меньков П.К. Записки П.К. Менькова. СПб.: Изд-во В. Березовского, 1898. Т. 2. 384 с.
4. Russell W. My diary North and South. Boston: T.O.H.P. Burnham, 1863. 403 p.
5. Остен-Сакен Д.Е. Оборона против нападающих на оборону Севастополя // Военный сборник. 1860. № 2. С. 258-364.
6. К. Ш. Критическое обозрение. Восточная война. Оборона Севастополя (Статья первая) // Военный сборник. 1860. № 1. С. 121-164.
7. Милютин Д.А. Дневник. М., 1947. Т. 1. 282 с.
8. Коткова Ю.В. Становление и развитие социально-культурных функций информационных изданий Вооруженных сил России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 192 c.
9. В-чий С. Грамотность в войсках // Военный сборник. 1860. № 10. С. 309-332.
10. Ransel D. «Pre-Reform Russia: 1801-1855» in Gregory L. Freeze. Russia: A History. Oxford, 2011. pp. 143-169.
11. Циммерман А.Э. Заметки о Крымской войне // Военный сборник. 1859. № 1. С. 378-453.
References
1. Maslov N.D. Letter to the editors. Voyennyy sbornik [Military Journal], 1860, N 1, pp. 201-209 (in Russian).
2. Men'kov P.K. P.K. Menkov's Notes. St. Petersburg, Berezovskiy Printing House, 1898. V 3. 368 p.
3. Men'kov P.K. P.K. Menkov's Notes. St. Petersburg, Berezovskiy Printing House, 1898. V 2. 384 p.
4. Russell W. My diary North and South. Boston: T.O.H.P. Burnham, 1863, 403 p.
5. Osten-Saken D.Ye. Defense against attackers on the defense of Sevastopol. Voyennyy sbornik [Military Journal], 1860, N 2, pp. 258-364 (in Russian).
6. К. Sh. Critical review. Eastern war. Defence of Sevastopol (Article One). Voyennyy sbornik [Military Journal], 1860, N 1, pp. 121-164 (in Russian).
7. Milyutin D.A. Diary. Moscow, 1947. Vol. 1. 282 p.
8. Kotkova Yu.V Stanovleniye i razvitiye sotsial'no-kul'turnykh funktsiy informatsionnykh izdaniy Vooruzhennykh sil Rossii [Social and cultural functions of information publications of the Armed Forces of Russia foundation and development]: Candidate's (Pedagogical Science) Thesis. St. Petersburg, 2004, 192 р. (in Russian).
9. V-chiy S. Literacy in the Army. Voyennyy sbornik [Military Journal], 1860, N 2, pp. 309-332 (in Russian).
10. Ransel D. Pre-Reform Russia: 1801-1855: Gregory L. Freeze. Russia: A History. Oxford, 2011, pp. 143-169.
11. Zimmerman A.E. Notes on the Crimean War. Voyennyy sbornik [Military Journal], 1859, N 1, pp. 378-453 (in Russian).