ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
МЕЩЕРЯКОВА О.В.
В современной системе высшего профессионального образования медиков наблюдается противоречие между необходимостью на новом качественном уровне формировать культуру здоровья, в том числе и в контексте развития социокультурной компетенции при изучении иностранного языка и недостаточной обоснованностью системных представлений об эффективном осуществлении этого процесса. В связи с этим нами была выбрана тема исследования «Формирование культуры здоровья студентов медицинского института в процессе иноязычной профессиональной подготовки».
В настоящем исследовании предпринята попытка разрешения научно-педагогической проблемы обоснования организационно-педагогических аспектов формирования культуры здоровья как компонента социокультурной компетенции будущих врачей в процессе изучения английского языка. Культура здоровья в рамках нашей диссертации рассматривается как результат личностно-профессионального и социального самоопределения студента в профессиональном образовании, проявляющийся в освоении ценностей здорового образа жизни, овладении системой знаний и способов деятельности по его осуществлению, формировании личностных смыслов оздоровительной деятельности в контексте профессионального и личностного саморазвития.
Формирование культуры здоровья студентов медиков в процессе изучения английского языка будет оптимально осуществляться если:
- культура здоровья рассматривается как важная составляющая общей культуры будущего специалиста медика в контексте профессионального и жизненного самоопределения;
- культура здоровья не только выполняет важную функцию профессионального развития студента-медика на этапе обучения в вузе, но и содействует процессу социализации как представителя интеллектуальной элиты общества;
- содержание иноязычной профессиональной подготовки будущего врача структурируется на основе аутентичного лингвистического и культурологического материала в логике ключевых проблем здорового образа жизни;
- выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования культуры здоровья;
- разработана и реализована модель формирования культуры здоровья, включающая в себя: цели, задачи, принципы и педагогические условия формирования культуры здоровья; содержание, методы и формы работы; критерии и уровни развития культуры здоровья.
Практика профессионального образования показывает, что проблема формирования культуры здоровья не может быть решена только за счет информирования будущих врачей об основах здорового образа жизни в курсе общепрофессиональных и специальных дисциплин. Как показано в исследованиях личностно-творческой теории культуры, культурная среда общества является пространством и материалом формирования индивидуальной культуры личности, ее творческой самореализации в культуре. Для трансформации в процессе профессионального образования индивидуальной культуры (ценностей, норм, способов деятельности) необходима особая культуротворческая среда, обеспечивающая ознакомление студента с позитивными образцами здоровой жизнедеятельности. В частности необходимо создание условий личного общения и взаимодействия студентов медиков с носителями высокоразвитой культуры здоровья. К сожалению, традиции образа жизни, сложившиеся в среде российских врачей не в полной мере способствуют формированию культуры здоровья. Следовательно, в системе профессионального образования медиков необходимо найти источники ролевых моделей (по А. Бандура) высокоразвитой культуры здоровья.
В нашем эксперименте источником ролевых моделей саморазвития культуры здоровья для студентов медицинского института Пензенского государственного университета стало общение со сверстниками из США, получающими медицинское образование в университете штата Теннеси, который славиться своими традициями воспитания культуры здоровья. Стоит отметить, что в американской профессиональной педагогике уделяется повышенное внимание формированию культуры здоровья студентов медиков, т.к. согласно социкультурным стереотипам американской культуры врач сам должен быть образцом здорового образа жизни. После исследования американских традиций воспитания культуры здоровья, проведенного нами в университете штата Теннеси, мы пришли к выводу, что для интеллектуальной элиты американского общества характерны глубокие и разносторонние традиции здорового образа жизни. Следовательно, общение российских студентов медиков с носителями американской культуры на английском языке может содействовать их социальному научению этнокультурным эталонам здорового образа жизни, характерным для американских врачей. Таким образом, мы решили использовать в целях формирования культуры здоровья распространенную в молодежной среде моду на американский образ жизни и жизненные цен-
ности, активно тиражируемую телевизионными сериалами, кинопрокатом, модными журналами, Интернет и другими СМИ.
С позиций коммуникативного и компетентностного подходов результатом иноязычной профессиональной подготовки студентов в вузе должно стать нечто большее, чем система ЗУН, а именно - социокультурная коммуникативная компетенция, являющаяся синтезом профессионально-ориентированных лингвистических знаний, коммуникативных умений и навыков и приобщения студентов к социальным ценностям, традициям и образу жизни народов говорящих на изучаемом языке.
Введение элементов социокультурного контекста в преподавание иностранного языка предполагает знакомство со взглядами, оценками и опытом другой культурной общности. Это особенно важно для общечеловеческих культурных ценностей, например, таких как здоровье. Как показано в исследованиях О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова существуют этнокультурные эталоны здоровой личности и национальные традиции отношения к здоровью. Знакомство с элементами культуры здоровья других стран открывает возможность для обучаемых расширить их этнокультурные эталоны. Именно на занятиях по иностранному языку студенты могут осознать, что их собственное восприятие здоровья ограничено, т.к. обусловлено социокультурными факторами и коллективным менталитетом своей страны.
Экспериментальное обучение студентов медицинского института Пензенского государственного университета проводилось в рамках аудиторных занятий и дополнительного лингвистического образования на базе Информационно-ресурсного центра ПГУ. Наиболее значимой инновацией оказалась совместная проектная деятельность российских и американских студентов в рамках работы межкультурного форума «Культура здоровья: взгляд с востока и запада».
Разработанная в ходе проведенного формирующего эксперимента образовательная технология состояла из трех блоков, соответствующих трем этапам формирования культуры здоровья: адаптации к иноязычной социокультурной среде, интеграции ценностей и этнокультурных стереотипов отношения к здоровью и аккультурации: проявлению личностно-творческого компонента культуры здоровья студентов.
1. Модульный курс занятий по формированию культуры здоровья в процессе обучения английскому языку, который был интегрирован в учебную программу языковой подготовки студентов медицинского института в качестве ее вузовского и регионального компонентов.
2. Система самостоятельной внеаудиторной работы студентов с мультимедийными учебными курсами и образовательными сайтами, включающая подготовку и проведение телеконференции и межкультурного Интернет форума со студентами из США.
3. Проектная деятельность студентов по технологии Веб-квеста (Воробьев Г.А.).
Методические особенности модульного курса определялись педагогическими условиями, приведенными на схеме 1. Организация самостоятельной работы студентов в формах Интернет конференции и межкультурного Интернет форума позволила включить студентов в разнообразные виды устной и письменной коммуникации с носителями английского языка, содействующие преодолению ценностных и мотивационных барьеров формирования культуры здоровья.
Организация контрольно-обобщающего этапа профессионального обучения в форме проектной деятельности по технологии Веб-квеста была направлена на создание условий квазипрофессиональной деятельности (по А.А. Вербицкому) студентов с информацией по культуре здоровья. Таким образом, в процессе обучения иностранному языку студенты медицинского института были включены в разнообразные формы коммуникации с англоязычными коллегами, исследовали аутентичные тексты и мультимедийные ресурсы, творчески применяли социокультурные знания и умения на этапе аккультурации.
Модель разработанной образовательной технологии формирования культуры здоровья представлена на схеме 1.
Модель содержит целевой, содержательный и диагностический блоки, а также раскрывает этапы реализации образовательной технологии и педагогические условия ее эффективности. В основу модели положено представление о структуре культуры здоровья и способах ее диагностики, разработанное на кафедре профессиональной педагогики и психологии Пензенского государственного университета в рамках проектов по грантам РГНФ, выполненных под руководством А.С. Мещерякова и Р.В. Рожнова (проекты № 0706-28602 a/В «Формирование культуры здоровья студентов в гуманитарном цикле общенаучной подготовки и № 05-06-28601 «Культура здоровья в образовательном пространстве региона»).
Схема 1.
Модель формирования культуры здоровья студентов-медиков в процессе обучения иностранному языку
Формирование структуры жизненных ценностей, актуализация роли здоровья в жизненной философии.
Создание позитивной среды для активного присвоения знаний, умений и навыков, необходимых для создания индивидуальной системы ЗОЖ.
Углубление лингвострановедческих знаний, сопоставление культурных ценностей ЗОЖ в российской и американской культурах.
Создание предпосылок для дальнейшего саморазвития, углубления и применения, полученных знаний, умений и навыков ЗОЖ в профессиональной деятельности.
і
Образовательная технология формирования культуры здоровья.
Этапы формирования культуры здоровья. Содержание учебного курса и дидактические средства. Методы и формы профессионального образования.
Адаптация. социокультурные модули, аутентичные тексты, специализированная лексика, аудиоматериалы, видеоматериалы. Упражнения, работа с текстами, аудирование, видеопросмотр, презентация, учебная дискуссия.
Интеграция. гипертексты в сети Интернет, мультимедийные курсы, тематика Интернет форума, тематика Интернет конференции. Работа с мультимедийными курсами, переписка по электронной почте, проведение Интернет конференции и Интернет форума с американскими студентами.
Аккультурация. Исследовательский проект по технологии Веб-квеста. Учебное сотрудничество в микрогруппе при выполнении проектной задачи.
Показатели сформированности культуры здоровья.
Ценностно-смысловой. Мотивационный. Когнитивный. Поведенческий.
Осознание здоровья как одной из жизненных ценностей. Способность осознавать и транслировать ценности деятельности по сохранению здоровья. Осознание потребности в заботе о здоровье. Соотнесение социальных стереотипов со своими потребностями. Умение принимать решения в сфере жизнедеятельности, связанной со здоровьем. ЗУН, необходимые для создания индивидуальной системы ЗОЖ. Субъективное понимание природы здоровья, планирование и оценка оздоровительной деятельности. Опыт формирования индивидуальной системы ЗОЖ. Устойчивость к негативному влиянию социальной и природной среды. Умение оказывать и принимать социальную поддержку по вопросам сохранения здоровья.
і
Педагогические условия эффективного формирования культуры здоровья у студентов-медиков в процессе обу___________________________________________чения иностранному языку:____________________________________________
- использование аутентичных лингвистических материалов, ориентированных на профессионально и личностно значимые для студентов аспекты здорового образа жизни;
- диагностика уровня культуры здоровья с целью выявления ценностных и мотивационных барьеров развития культуры здоровья;
- включение студентов в разнообразные виды коммуникации с носителями английского языка - представителями высокого уровня культуры здоровья;
- использование ресурсов сети Шеп^ и мультимедийных средств для создания языковой среды на занятиях по иностранному языку.
Заключительный этап формирующего экспери- группе, по сравнению с контрольной, что показано мента выявил более высокие показатели всех ком- на соответствующих диаграммах. понентов культуры здоровья в экспериментальной
На диаграмме 1 сопоставлен уровень развития ценностно-смыслового компонента культуры здоровья в контрольной и экспериментальной группах. Первый столбец - высокий уровень, второй - средний, третий - низкий.
Данные итоговой диагностики показывают, что формирующий эксперимент обеспечил рост ценностносмыслового компонента культуры здоровья.
Влияние экспериментального обучения на мотивационный компонент культуры здоровья студентов показано на диаграмме 2. Первый столбец -высокий уровень развития мотивационного компонента, второй - средний
ш
о
I-
X
ш
5
Б
о
ш
н
о
О)
X
5
е;
о
п 90 80
70
60
<>50
'40
30
20
10
0
Диаграмма 1. Сопоставление ценностно-смыслового компонента культуры здоровья в контрольной и экспериментальной группах
78
58,5
27
15 145
7
1 1 1
12
Уровень развития компонента
контрольная гр □
экспериментальная гр
3
и третий - низкий.
Из диаграммы следует, что формирующий эксперимент оказал существенное влияние на развитие мотивационного компонента культуры здоровья студентов, что, вероятно, обусловлено большим объемом самостоятельной работы студентов в форме проектной деятельности с личностно-значимой социокультурной информацией.
Влияние экспериментального обучения на когнитивный компонент культуры здоровья студентов показано на диаграмме 3. Первый столбец - высокий уровень развития мотивационного компонента, второй - средний и третий - низкий.
Отметим, что экспериментальное обучение оказало позитивное влияние на развитие знаний и убеждений в области здорового образа жизни. Это связано с наполнением учебного процесса аутентичной профессионально ориентированной информацией социокультурного содержания. Следовательно, подтвердились положения гипотезы об эффективном формировании культуры здоровья в условиях моделирования языковой среды и включения студентов в постепенно усложняющиеся виды самостоятельной учебной деятельности, связанной с профессионально-ориентированным общением.
Данные о развитии практического компонента представлены на диаграмме 4.
1 столбец высокий уровень, 2 столбец - средний, 3 - низкий. Формирующий эксперимент был в основном направлен на развитие ценностно-смыслового и мотивационного компонентов культуры здоровья, что продиктовано спецификой учебной дисциплины «Английский язык». Тем не менее, отмечены позитивные изменения в практическом компоненте культуры здоровья студентов. Так, высокий уровень практического компонента культуры здоровья в экспериментальной группе встречается на 12,% чаще, низкий уровень на 14,% реже. Они не столь выражены как в ценностно-смысловом и мотивационном компонентах по причине того, что поведенческие аспекты культуры здоровья основываются на привычках, формирующихся годами. Позитивная динамика практического компонента в экспериментальной группе подтверждает действенность сформированных ценностно-смысловых и мотивационных основ культуры здоровья по таким направлениям здорового образа жизни, как рациональное питание, профилактика химической зависимости, стрессовых состояний в процессе обучения и физическая активность. Важно отметить, что именно эти темы были основными в социокультурных модулях, интегрированных в курс английского языка и проектах, предложенных студентам для организации самостоятельной работы.
Результаты экспериментального обучения позволяют заключить, что система формирования культуры здоровья обеспечивает развитие ценностно-смыслового, мотивационного, когнитивного и практического компонентов культуры здоровья, что позволяет считать цель исследования достигнутой и сформулировать некоторые общие выводы.
80
70
60
е;
о
ш
5 50 Р
40
о
Р 30 о
? 20
10
0
Диаграмма 3. Сопоставление когнитивного компонента в контрольной и экспериментальной группах
48,5
42
23
9,5
2
Уровень развития компонента
контрольная гр □
3
о ш
о ш щ О X I-
100
80
60
40
20
0
Диаграмма 2. Сопоставление мотивационного компонента культуры здоровья в контрольной и экспериментальной группах
77
I-40Ж
т
23^
10
2
Уровень развития компонента
контрольная гр
□
экспериментальная гр
0
3
1. Культура здоровья студентов медицинского института является одним из центральных личностных новообразований, интегрирующих социально-профессиональную компетентность и общую культуру личности будущего врача. В структуре общей социальнопрофессиональной компетентности культура здоровья играет двоякую роль: с одной стороны, она содействует процессу социализации студента как представителя интеллектуальной элиты общества, с другой стороны, выполняет важную функцию профессионального развития на этапе обучения в вузе. Культура здоровья затрагивает ценностно-смысловую, мотивационную, когнитивную и поведенческую сферу личности, поэтому важным условием ее формирования является межкультурное взаимодействие студентов с носителями развитой культуры здоровья. Межкультурное взаимодействие в процессе формирования культуры здоровья предполагает повышение социокультурной компетентности студентов при изучении английского языка.
2. Социокультурная компетенция проявляется как способность индивида осуществлять межкультурную коммуникацию и связана с набором профессиональных знаний, умений, навыков и способностей, позволяющих обучаемому варьировать свою иноязычную речевую деятельность в зависимости от сферы и ситуации общения. Содержанием валеологического компонента социокультурной компетенции являются связанные со здоровьем и здоровым образом жизни лингвострановедческие, социально-психологические и культурологические знания и умения.
3. Формирование культуры здоровья в контексте социокультурной компетенции соответствует динамике освоения студентами культурных ценностей и норм, что обусловливает выделение в образовательном процессе этапов адаптации, интеграции и творческого применения студентами элементов культуры здоровья в рамках аккультурации.
4. Образовательная технология формирования культуры здоровья студентов медицинского института соответствует динамике освоения социокультурной компетенции в процессе изучения английского языка в вузе и состоит из интегрированных в учебный курс социокультурных модулей, заданий для самостоятельной работы с Интернет ресурсами и межкультурной коммуникации с англоязычными студентами.*
*
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. В рамках проекта РГНФ № 07-06-28602 а/В «Формирование культуры здоровья студентов в гуманитарном цикле общенаучной подготовки
ш
о
н
X
ф
5
н
о
о :
ш
н
о
ф
т
5
Ц
О
Диаграмма 4. Сопоставление практического компонента в контрольной и экспериментальной группах
70
60
50
40
30
20
10
0
62 64
и
26,5 ...
п 23,5
1 4,5 9,5
23 Уровень развития компонента
контрольная гр □
экспериментальная гр и