Научная статья на тему 'Акмео-валео-культурологическая концепция формирования культуры здоровья студентов'

Акмео-валео-культурологическая концепция формирования культуры здоровья студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕО-ВАЛЕО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещеряков А. С., Мещерякова О. В., Рожнов Р. В., Логинов О. Н.

Описана акмео-валео-культурологическая концепция формирования культуры здоровья в высшем профессиональном образовании, представлены этапы, психолого-педагогические механизмы и педагогические условия этого процесса в контексте личностно-профессионального самоопределения студентов. Раскрыты стадии, формы и методы формирования культуры здоровья студентов: адаптация, интеграция и аккультурация на примере преподавания английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмео-валео-культурологическая концепция формирования культуры здоровья студентов»

АКМЕО-ВАЛЕО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

МЕЩЕРЯКОВ А.С., МЕЩЕРЯКОВА О.В., РОЖНОВ Р.В., ЛОГИНОВ О.Н.

Описана акмео-валео-культурологи-ческая концепция формирования культуры здоровья в высшем профессиональном образовании, представлены этапы, психологопедагогические механизмы и педагогические условия этого процесса в контексте личностно-профессионального самоопределения студентов. Раскрыты стадии, формы и методы формирования культуры здоровья студентов: адаптация, интеграция и аккультурация на примере преподавания английского языка.

Acmeo-valeo-cultural conception of forming health culture has been proposed with regard for students' personal and professional selfdeveloping. The research defined the model of forming health culture, some specific methods and pedagogical conditions of this process. It has shown the role of selfcognitition, selfdetermination and selfdeveloping of integral personality in forming health culture. The article describe stages of forming health culture on the bases of students' personal and professional self-developing in culture; they are: adaptation, integration, acculturation.

Состояние здоровья молодежи, а также переход на государственные образовательные стандарты третьего поколения диктуют необходимость исследования процессов формирования социально-личностных компетенций специалистов и в частности компетенций связанных с культурой здоровья. Целью данной работы является описание модели формирования культуры здоровья студентов на основе акмео-валео-культурологической концепции на примере преподавания английского языка.

Большинство исследователей, описывая компоненты культуры здоровья, имплицитно исходят из структуры содержания образования, т.е. описывают культуру здоровья как совокупность знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. В рамках деятельностной трактовки образования культура здоровья рассматривается как ориентировочномотивационная основа здравотворчества (валеологически обоснованной жизнедеятельности по Г.К. Зайцеву). В этом случае в структуре культуры здоровья выделяются целевой, мотивационный, когнитивный (знаниевый), поведенческий (исполнительский) и рефлексивный компоненты [1, 2].

На основе культурологического подхода культура здоровья, как компонент профессионально-педагогической культуры педагога, исследована В.В. Сокаревым [3]. Однако большинство исследователей, декларируя формирование культуры здоровья, на деле описывают формирование знаний о здоровом образе жизни и выработку умений здравосбере-гающей деятельности. Если нашей целью является культура здоровья, то и формироваться она должна согласно закономерностям становления культуры, выходящим за рамки формирования триады знание, умение, навык.

В этой связи необходимо точно определить, что мы понимаем под термином «культура здоровья» и каковы закономерности формирования этого психолого-педагогического явления в образовательном процессе.

На кафедре профессиональной педагогики и психологии Пензенского государственного университета под руководством д.п.н., проф., действительного члена академии профессионального образования А.С. Мещерякова культура здоровья исследуется в контексте проблемы личностного и профессионального самоопределения будущего специалиста. С этой точки зрения Р.В. Рожновым предложена акмео-валео-культурологическая концепция культуры здоровья, в которой феномен индивидуального здоровья рассматривается в физическом, психологическом, социальном и духовно-нравственном аспектах в связи цело-

стным развитием индивидуальности человека (по Б.Г. Ананьеву) [4]. Описание динамики формирования культуры здоровья студентов основывается на методологии культурологического, информационно-потребностного, компетентностного и акмеологического подходов с учетом закономерностей личностного, жизненного, социального и профессионального самоопределения студента.

Определяющей для нашего исследования является концепция ценностно-смысловой природы личностного самоопределения предложенная М.И. Гинзбургом. Субъектом личностного самоопределения выступает индивидуальность, которая проявляется через самосознание, субъектное начало деятельности и ценностно-смысловые структуры личности. В рамках предлагаемой концепции индивидуальность человека есть уникальная структура его психики, формируемая на основе развертывания потенциала генетической памяти в конкретно исторических условиях культуры, социума, деятельности и общения индивида с другими людьми. Индивидуальность представляет собой интериоризированную культуру человечества, представленную архетипами, личностными смыслами и ценностями. Она выступает глубинной личностной основой всего подлинно человеческого и может быть осмыслена с позиции категории «духовность» в ее философском значении.

Самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отн ошений. Самоопределение связано со стремлением личности занять собственную позицию в структуре культурных, профессиональных, социальных, межличностных связей с другими людьми.

Личностное самоопределение связано со способностью человека строить самого себя, свою индивидуальную историю и переосмысливать свою собственную сущность, т.е. реструктурировать систему личностных смыслов (Гинзбург М.И., 1987, Щедровицкий Г.П., 1993).

Мы разделяем продуктивную идею С.Н. Чистяковой о выделении в процессе самоопределения личности таких составляющих как жизненное (социальное) самоопределение (социальные общественно значимые результаты самоопределения), личностное самоопределение (формирование личностного смыслового и деятельностного своеобразия человека), профессиональное самоопределение (адаптация и самоутверждение личности в социально-трудовой сфере) (Чистякова С.Н., 2005).

Н.С. Пряжников подчеркивает неразрывную связь личностного и профессионального самоопределения на основе самореализации в конкретной культурно-исторической ситуации. Он выделил семь типов самоопределения от самоопределения в конкретной трудовой функции до жизненного и личностного самоопределения. Причем по мере восхождения от профессионального к жизненному, личностному самоопределению все ярче проявляется субъектность человека. На уровне жизненного самоопределения человек выходит за рамки, предоставляемые отдельными социальными ролями и выбирает стиль и образ жизни. Личностный уровень самоопределения по Н.С. Пряжникову приводит к тому, что человек становится хозяином ситуации своей жизни. Он не только овладевает своей профессиональной ролью, но и создает новые роли, находит самобытный образ «Я». Происходит постоянное развитие этого образа. Самоопределение личности в культуре становится вершиной личностного самоопределения.

В педагогическом плане исходным звеном личностно-профессионального самоопределения выступают социально детерминированные процессы адаптации, интеграции и креативной самореализации молодого человека в культурной и социальной жизни общества. Главной педагогической проблемой является стимулирование индивидуализации студен-

тов в системе высшего профессионального образования, ориентированной на осуществление целенаправленной социализации.

Юношеский период развития является временем сензитивным для ценностносмыслового самоопределения в культуре. С позиций формирования здоровья в этом возрасте мы имеем дело не столько с сохранением себя, но скорее с многоуровневым самоопределением, охватывающим духовно-нравственный, личностный, социальный и профессиональный уровни бытия индивидуальности в обществе. Причем в вузовском обучении они формируются постепенно, в целом соответствуя приведенной последовательности: от духовно-нравственного к социальному (выработка гражданской позиции и социального статуса) и профессиональному (выбор позиции в рамках профессиональной деятельности и построение карьеры).

В понимании психологических закономерностей развития индивидуальности в онтогенезе мы опираемся на концепцию поуровневого развития личности предложенную Д.И. Фильдштейном, в частности на идею закономерной смены тенденций социализации и индивидуализации, связанных с переходом из одного периода онтогенеза в другой, и выделения трех фаз этого процесса, которые мы предлагаем рассматривать не только в рамках деятельностного, но также субъектного и культурологического подходов и обозначить как адаптацию, интеграцию и аккультурацию.

Структура культуры здоровья как результата личностно-профессионального самоопределения будущего специалиста в мировой, национальной культурах и конкретных условиях социокультурной среды общества раскрывается во взаимодействии следующих компонентов:

1. Ценностно-смыслового: осознание ценности индивидуального здоровья, формирование личностного смысла оздоровительной деятельности в контексте личностного самоопределения, освоение этно-психологического эталона здоровья и этических норм здорового образа жизни.

2. Мотивационного: осознание системы актуальных базовых валеологических потребностей (по Г.К. Зайцеву), формирование мотивации валеологической деятельности в контексте личной жизненной философии и стратегии жизни (по К.А. Альбухановой-Славской), концепция индивидуальной и профессиональной самоэффективности .

3. Когнитивного: знания о закономерностях сохранения и развития здоровья, социальная компетентность в плане формирования здорового образа жизни, ориентировка в региональной социокультурной среде, конструирование индивидуальной системы здорового образа жизни.

4. Поведенческого: владение поведенческими моделями здорового образа жизни и технологиями оздоровительной деятельности.

В рамках предложенной концепции культуру здоровья специалиста можно трактовать как результат целостного развития его индивидуальности, проявляющийся в высокой активности по освоению и трансляции ценностей здорового образа жизни, системы знаний и способов деятельности по его осуществлению с учетом индивидуальных и личностных особенностей.

Основным источником энергии саморазвития культуры здоровья является противоречие реального и идеального Я. Это противоречие, будучи осознанным, запускает две противоположные тенденции: самомотивацию (преобладание представлений о себе, связанных с идеальным Я (состояние вдохновения и духовного восторга) и самокритику (пессимистичное самовосприятие, сомнение в своих силах). Самокритика и самомотивация объединены кольцом обратной связи: одно является порождением другого. Я-идеальное имеет обратную проекцию в Я-реальном и наоборот. Саморазвитие студента является

итоговым явлением в следующем ряду педагогических процессов: ознакомление с культурными образцами поведенческих моделей здоровой жизнедеятельности, познание особенностей своей культуры здоровья, идентификация с ролевыми моделями, соотнесение модели с имеющимся жизненным опытом, проекция поведенческого компонента ролевой модели на условия индивидуального образа жизни, активация личностной рефлексии, осознание диалектики взаимных переходов Я-идеального и Я-реального, трансформация системы личностных смыслов, освоение новых ценностных ориентаций, формирование здравотворческих поведенческих установок и мотивов здорового образа жизни, оптимизация повседневного образа жизни. Таким образом, саморазвитие начинается с самопознания и проходит через самоопределение - диалог внутренней культуры личности студента с зафиксированными в культуре общества символами ролевых моделей здоровой жизнедеятельности.

Динамика освоения культуры лимитируется процессом формирования ценностных ориентаций, в котором выделяются этапы адаптации, интеграции, и аккультурации или самореализации человека в культуре общества. Трансформация ценностных ориентаций является наиболее сложным с точки зрения педагогической технологии и вероятно наиболее длительным по времени этапом. Основная педагогическая трудность данного этапа - это поиск и трансляция подходящей для воспитанников социальной модели. В качестве конкретного примера применения акмео-валео-культурологической концепции в практике образовательного процесса приведем модель формирования культуры здоровья разработанную в рамках проекта РГНФ (№07-06-28602 а/В «Формирование культуры здоровья студентов в гуманитарном цикле общенаучной подготовки») О.В. Мещеряковой (см. схему 1). В модели представлены целевой, содержательный технологический и результативный компоненты формирования культуры здоровья на основе акмео-валео-культурологической концепции. Приведены педагогические условия этого процесса. Показана преемственность между тремя этапами формирования культуры здоровья: адаптацией, интеграцией и аккультурацией, соответствующими динамике освоения культурных ценностей и формирования личностных смыслов здоровьесберегающей и здравотворческой деятельности студентов в образовательном процессе.

Заключительный этап формирующего эксперимента выявил более высокие показатели всех компонентов культуры здоровья в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной. Приведем часть данных полученных на этапе итоговой диагностики, касающихся уровня развития ценностно-смыслового и практического компонентов культуры здоровья, отмеченных в экспериментальной и контрольной группах (см. таблицу 1).

Схема 1. Модель формирования культуры здоровья студентов-медиков

в процессе обучения иностранному языку

формирование структуры жизненных ценностей, актуализация роли здоровья в жизненной философии

создание позитивном среды для активного присвоения знаний, умений и навыков, необходимых для создания индивидуальной системы ЗОЖ

углубление лингвострановедческих знаний, сопоставление культурных ценностей ЗОЖ в российской и американской культурах

создание предпосылок для дальнейшего саморазвития, углубления и применения, полученных знаний, умений и навыков ЗОЖ в профессиональной деятельности

Содержание формирования культуры здоровья

Этапы Содержание учебного курса Методы и формы работы

адаптация социокультурные модули, аутентичные тексты, специализированная лексика, аудиоматериалы, видеоматериалы упражнения, работа с текстами, аудирование, видеопросмотр, презентация, учебная дискуссия

интеграция гипертексты в сети ШвтеЪ мультимедийные курсы, тематика Веб -форума, тематика Веб-конференции работа с мультимедийными курсами, переписка по электронной почте, проведение Веб-конференции и Веб-форума с американскими студентами

аккультурация Исследовательский проект по технологии Веб-квеста учебное сотрудничество в микрогруппе при выполнении проектной задачи

4 4 4

Показатели сформированности культуры здоровья

Ценностно- смысловой Мотивационный Когнитивный Поведенческий

- осознание здоровья как одной из жизненных ценностей; - способность осознавать и транслировать ценности деятельности по сохранению здоровья - осознание потребности в заботе о здоровье; - соотношение социальных стереотипов со своими потребностями; - умение принимать решения в сфере жизнедеятель-нос-ти, связанной со здоровьем - ЗУН, необходимые для создания индивидуальной системы ЗОЖ; - субъективное понимание природы здоровья; - планирование и оценка оздоровительной деятельности. - опыт формирования индивидуальной системы ЗОЖ; - устойчивость к негативному влиянию среды; - умение оказывать и принимать социальную поддержку по вопросам сохранения здоровья

________________________________________________1___________________________________________________

Педагогические условия эффективного формирования культуры здоровья у студентов-медиков в процес___________________________________се обучения иностранному языку___________________________________

- использование аутентичных лингвистических материалов, ориентированных на профессионально и лично-стно значимые для студентов аспекты здорового образа жизни;

- диагностика уровня культуры здоровья с целью выявления ценностных и мотивационных барьеров развития культуры здоровья;

- включение студентов в разнообразные виды коммуникации с носителями английского языка - представителями высокого уровня культуры здоровья;

- использование ресурсов сети 1п1ете1 и мультимедийных средств для создания языковой среды на занятиях по иностранному языку

Формирующий эксперимент был в основном направлен на развитие ценностносмыслового и мотивационного компонентов культуры здоровья, что продиктовано спецификой учебной дисциплины «Английский язык». Тем не менее, отмечены позитивные изменения в практическом компоненте культуры здоровья студентов. Так, высокий уровень развития практического компонента культуры здоровья в экспериментальной группе встречается на 12% чаще, а низкий уровень на 14% реже. Эффективность экспериментального обучения не столь выражена как в ценностно-смысловом и мотивационном компонентах по причине того, что поведенческие аспекты культуры здоровья основываются на привычках, формирующихся годами. Наблюдаемая позитивная динамика практического компонента в экспериментальной группе подтверждает действенность сформированных ценностно-смысловых и мотивационных основ культуры здоровья.

Таблица 1. Уровень культуры здоровья студентов на этапе итоговой диагно-

стики (показано количество студентов, в %)

Группы студентов Уровень культуры здоровья

Ценностно-смысловой компонент Практический компонент

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Контрольная 58,5 27 14,5 14,5 62 23,5

Экспериментальная 78 15 7 26,5 64 9,5

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о эффективности модели формирования культуры здоровья студентов, разработанной на основе акмео-валео-культурологической концепции, для развития ценностно-смыслового, мотивационного, когнитивного и практического компонентов культуры здоровья студентов.

Библиографический список

1. Ахвердова. О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «культура здоровья»в области профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. -№1. - 2003. - С. 28-35.

2. Лебедченко С.Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс...к.п.н. - Волгоград, 2000

3. Сокарев В.В. Педагогические условия формирования культуры здоровья будущего учителя в процессе общепрофессиональной подготовки: дисс. канд. пед. наук. 13.00.08. - Белгород, 2004.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер, 2002.

Ключевые слова: акмео-валео-культурологическая концепция, личностно-

профессиональное самоопределение, культура здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.