УДК 378
Гурулева Татьяна Леонидовна
Заведующая кафедрой.международных информационных связей Читинского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент, gurulevat@chi,taonIine.ru, Чита
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЯЗЫКОВОГО ВОСТОКОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Guruleva Tatyana Leonidovna
Head of International Relations department of Chita state university, Candidate ofpedagogical science, assistant professor, [email protected], Chita
PRACTICAL RESULTS OF REALIZATION OF PERSONALITY FORMATION MODEL IN THE SYSTEM OF HIGHER LINGUISTIC ORIENTAL EDUCATION
Нами была разработана модель формирования личности в системе высшего языкового востоковедческого образования [3; 1]. Предложенная модель ставит своей целью формирование личности новоевразийского типа.
Личность новоевразийского типа - поликультурная личность, способная к интеграции и самостоятельной продуктивной профессиональной жизнедеятельности в поликультурном мире, как в условиях российского, так и иноязычного социума и культуры, а также к эффективному меж-культуриому взаимодействию с представителями различных культур и цивилизаций.
Личность нового евразийского типа - гражданин России, человек духовности нового евразийства, который обладает евразийским менталитетом, содержащим совокупность образа мыслей и духовных установок, в частности, в отношении взаимодействия российской и китайской культур.
Личность новоевразийского типа - это и языковая личность, способная осуществлять речевую деятельность на восточном и на европейском языках (в нашем случае на китайском и английском), владеющая национально-культурными прототипами этих языков и обладающая способностями к межкультурному взаимодействию с представителями как восточной, так и западной культур.
Содержательно модель разработана на уровне подсистем обучения и воспитания, составляющих целостный образовательный процесс, а также включает педагогические процессы социализации и инкультурации личности.
На уровне обучения разработана модель соизучения языков и культур [2; 4; 7], на уровне воспитания - воспитательная система «человек духов-82
ности нового евразийства», на уровне социализации и инкультурации -социализационно-инкультурационная система «социокультурный опыт личности новоевразийского типа».
Названные модель и системы разработаны с точки зрения теории педагогических систем, каждая из них содержит целевой, содержательный и процессуально-деятельностный компоненты. Концептуальной образовательной идеей на всех уровнях выступает идеология нового российского евразийства, представляющая теоретико-аксиологическую основу процесса высшего языкового востоковедческого образования. Модель формирования личности представлена на рисунке 1.
В рамках реализации модели нами создана целостная система - культурно-образовательная среда вуза, функционирующая в международном поликультурном образовательном регионе Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая, создающая предпосылки формирования новоевразийского поликультурного образовательного пространства [5]. Названная система представляет собой организацию разноуровневых компонентов - основных образовательных программ (ООП), программ дополнительного образования (ДОП), различных направлений деятельности международного Центра и его структурных компонентов, научно-аналитического студенческого объединения.
Разноуровневые компоненты созданной культурно-образовательной среды вуза являются базой практической реализации разработанной, нами модели формирования личности новоевразийского типа. Уровням модели формирования личности новоевразийского типа соответствует определенный комплекс компонентов высшего образования: уровню обучения соответствуют гностический и деятельностный компоненты; уровню воспитания - ценностно-ориентационный компонент, уровню социализации и инкультурации - социокультурный. Каждый компонент высшего языкового востоковедческого образования в экспериментальных условиях реализации модели формирования личности наполнен определенным содержанием и имеет формы реализации (компоненты разработанной модели формирования личности новоевразийского типа) в созданной культурно-образовательной среде.
Гностический компонент высшего языкового востоковедческого образования в условиях реализации модели формирования личности новоевразийского типа представляет собой совокупность языковых и куль-туроведческих дисциплин учебных планов, направленных на овладение знаниями, представлениями и умениями студентов в области языка, культуры, межкультурной коммуникации (РКМ, ККМ, ЯКМ и других культурно обусловленных аспектов языка), формирующими межкультурную коммуникативную компетенцию личности. Формой реализации гностического компонента является модель соизучения языков и культур, осуществляемая на практике при соизучении языковых и культуроведческих дисциплин основных и дополнительных образовательных программ.
Результат реализации модели - поликультурная, полилингвальная личность новоевразийского типа
Восточный язык и восточная культура -----------
Русский язык и российская культура
Западный язык и западная культура
Язык и
культура как
теоретические
конструкты -г-----1-І------
Модель соизучения языков и культур
Закономерности, принципы, содержания, методы, формы, технологии
Воспитательная система «человек духовности нового евразийства»
Закономерности, принципы, содержания, методы, формы, технологии
I
Социализационно-инкультурационная система «социокультурный опыт личности новоевразийского типа»
Содержания, формы, технологии
Социализация - процесс адаптации, интеграции, и индивидуализации в иноязычном обществе Аккультурация - процесс адаптации, интеграции, и индивидуализации в культуре изучаемого языка
Продолжение процесса социализации в российском обществе Продолжение процесса инкультурации в российской культуре
1 4
Идеология российского нового евразийства как концептуальная образовательная идея
Т 4
Обучение в целостном образовательном процессе Воспитание в целостном образовательном Педагогические процессы социализация и
процессе инкультурация
+
Подсистемы целостного образовательного процесса Педагогические процессы
4 * 4 і
Становление евразийского менталитета Формирование Формирование Воспита- Формирование у личности собственного социального и
личности, воспитание у неё системы новоевразийских духовных ценностей, т.е. формирование профессиональной направленности личности на основе профессиональ ных компетенций личности профессиональн о значимых качеств личности ние базовой культуры личности культурного опыта и стиля (форм и способов) как профессиональной жизнедеятельности в поликультурном мире, так и межкультурного взаимодействия с представителями различных культур и цивилизаций
идеологических установок нового евразийства
4 * 4 4
Задачи
Цель -- формирование личности новоевразийского типа, способности к интеграции и самостоятельной продуктивной профессиональной жизнедеятельности в поликультурном мире, как в условиях российского, так и иноязычного социума и культуры, а также к эффективному межкультурному взаимодействию с представителями различных культур и цивилизаций
Рисунок 1 - Модель формирования личности новоевразийского типа
Деятельностный компонент высшего языкового востоковедческого образования представлен системой дополнительного образования, внеаудиторными формами образовательной деятельности: клубами, ассоциациями, обществами, формирующими основные профессиональные компетенции. Формой реализации компонента служит модель соизучения языков и культур, осуществляемая в системе дополнительного образования (дополнительные курсы) и при внеаудиторной образовательной деятельности. Во внеаудиторной образовательной деятельности реализация модели соизучения языков и культур происходит в условиях различных видов деятельности, осуществляемых в процессе формирования личности: учебной, профессионально-ориентационной, научно-практической, воспитательной, информационно-аналитической, творческой, эстетической.
На гностическом и деятельностном уровнях высшего языкового востоковедческого образования происходит практическая реализация модели соизучения языков и культур в общей модели формирования личности новоевразийского типа.
На гностическом уровне высшего языкового востоковедческого образования модель соизучения языка и культуры рассмотрена нами с точки зрения определения механизма взаимодействия языковых и культуровед-ческих дисциплин. Суть механизма соизучения языковых и культуро-ведческих дисциплин заключается в том, что, с одной стороны обучение иноязычной культуре на родном языке начинается через изучение фактов реального мира (РКМ) и понимание культурных представлений и понятий (ККМ), затем происходит исследование отражения этих двух картин (реальной и культурной) в ЯКМ. что, выводит нас на языковые нормы и факты и, в конечном счете, приводит к овладению языком. С другой стороны организуется обучение языку через постижение ЯКМ, что неизменно приводит к изучению культурных представлений и понятий (ККМ) и стоящей за ними РКМ, что, в конечном счете, формирует у обучаемых систему культуровед-ческих знаний. Описанный механизм действует поэтапно и на каждом этапе изучения языка характеризуется определенными процессами.
На деятельностном уровне высшего языкового востоковедческого образования модель соизучения языков и культур реализуется дополнительными культуроведческими и языковыми курсами, а также внеаудиторными формами образовательной деятельности.
Процессуально-деятельностный компонент модели соизучения языков И культур Представлен инновационными технологиями обучения ЯЗЫКОВЫМ и культуроведческим дисциплинам (курсам), а также формами внеаудиторной образовательной деятельности, направленными на овладение знаниями, представлениями и умениями студентов в области языка, культуры, межкультурной коммуникации, формирующими основные профессиональные. компетенции личности новоевразийского типа, евразийский менталитет личности и ее профессионально значимые качества.
Ценностно-ориентационный компонент высшего языкового востоковедческого образования содержательно представлен системой вос-
питательной работы, ориентированной на воспитание поликультурной, полилингвальной личности новоевразийского типа. Формой реализации компонента является воспитательная система «человек духовности нового евразийства», формирующая субъектную профессионально-личностную позицию личности на различных уровнях: социально-нормативном, цен-ностно-деятельностном, индивидуально-смысловом.
Практическая реализация системы «человек духовности нового евразийства» содержит определенные формы и технологии для каждого компонента системы. Для социально-нормативного компонента формы и технологии воспитательной системы включают проведение мероприятий, формирующих активную патриотическую и гражданскую позицию личности, активизирующих участие личности в общественно-полезной деятельности, воспитывающих национальное достоинство и позитивные ценностные ориентации личности по отношению к российской культуре, развивающих социальный интеллект личности и формирующих направленность на здоровый образ жизни, антинаркотическую и антиалкогольную направленности личности. Формы и технологии ценностно-деятельностного компонента представлены проведением мероприятий, формирующих профессиональное развитие личности в контексте идей нового российского евразийства, активизирующих профессиональный и личностный рост студентов. Формы и технологии индивидуально-смыслового компонента включают проведение мероприятий, способствующих осознанию личности собственных жизненных и профессиональных планов и перспектив, развивающих навыки личностного и профессионального рефлексивного анализа; способствующих укреплению национальной идентичности и осознанию евразийской самоидентичности, а также активизации креативности личности.
Описанный процессуально /деятельностный компонент воспитательной системы «человек духовности нового евразийства» способствует становлению сформированной на основе духовных ценностей нового российского евразийства профессионально-личностной позиции студента, содержательно представляющей совокупность выявленных нами ранее профессионально значимых качеств и качеств базовой культуры личности новоевразийского типа. Кроме того, перечисленный инструментарий способствует формированию у студента идеологических установок, ценностей, убеждений, мотивов нового российского евразийства, на базе которых происходит продолжение процессов социализации и инкультурации в российской культуре, формирование социокультурного опыта в условиях российского общества и культуры.
Социокультурный компонент высшего языкового востоковедческого образования содержательно представлен педагогическими процессами вторичной (профессиональной) социализации и инкультурации в российском обществе и культуре и процессами вторичной (профессиональной) социализации и аккультурации в обществе и культуре изучаемого языка. Формой реализации компонента выступает социализационно-инкультурационная
система «социокультурный опыт личности новоевразийского типа», формирующая социокультурный опыт личности и опыт ее межкультурного взаимодействия в российском и китайском обществе и культуре. Эта система в нашей модели формирования личности новоевразийского типа реализуется различными формами и технологиями.
Формами реализации социализационно-инкулыурационной системы в российском обществе выступает организованное участие студентов в работе региональных общественных организаций, производственной (языковой) практики (предусмотренной учебными планами ООП), переводческой практики (предусмотренной учебным планом ДОП). Продолжение процесса инкультурации личности в российскую культуру планомерно осуществляется в рамках дополнительного образования (дополнительные курсы по истории и культуре России, родного края), а также путем организации разнонаправленной художественно-эстетической деятельности, обеспечивающих освоение российских культурных норм и ценностей (участие в творческой деятельности, проведение дней культуры, празднование национальных праздников).
Профессиональная социализация в китайском обществе осуществляется, через организацию переводческой практики в КНР, краткосрочные языковые стажировки и научно-практичкские мини-исследования. Формами аккультурации в китайскую культуру, в основном выступают длительные языковые стажировки, научно-полевые исследования, проводимые в период долгосрочных стажировок, программы образовательного и межкультурного обмена.
Технологиями социализационно-инкультурационной системы выступают: технология педагогической поддержки при профессиональной социализации и аккультурации в общество и культуру изучаемого языка, технология социального и культурного самоопределения личности в условиях иноязычного общества и культуры и др.
Описанный процессуально-деятельностный компонент социализацион-но-инкультурационной системы способствует формированию социального и культурного опыта личности в российском и китайском обществе и культуре, а также укрепляет направленность личности новоевразийского типа на профессию, связанную с международным и межкультурным взаимодействием, реализует на практике сформированные профессиональные компетенций личности, ее профессионально значимые качества и качества базовой культуры.
Поскольку результатом деятельности модели формирования личности новоевразийского типа является личность специалиста по международному и межкультурному взаимодействию, которая может быть рассмотрена как целостное системно-структурное образование, представляющее совокупность ряда компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного, эмоционально-волевого, мировоззренческого, и деятельностнопрактического, то мы сочли целесообразным осуществлять диагностику сформированности указанной личности как совокупность сформированное™ ее отдельных компонентов.
Таким образом, показателями (индикаторами) сформированности личности новоевразийского типа в нашем исследовании выступают:
- профессиональная направленность личности (мотивационно-ценност-ный компонент) - измерялись мотивы овладения профессией в процентном отношении, структура эмоционального отношения к профессии в процентном отношении, суммарные индексы распределений по критериям профессиональной направленности в балльных оценках;
- профессиональные компетенции личности (когнитивно-деятельностный компонент) - измерялись в балльных оценках;
- профессионально-значимые качества личности (эмоционально-волевой компонент) - измерялись в балльных оценках;
- качества базовой культуры личности (мировоззренческий компонент) -измерялось количество рангов сформированных качеств, выявляемых самими студентами, а также выявленные студентами качества в процентном отношении;
- социальный и культурный опыт и стиль профессиональной жизнедеятельности в поликультурном мире и опыт межкультурного взаимодействия с представителями различных культур и цивилизаций (деятельностно-практический компонент) - производилась качественная оценка китайскими коллегами, количественная (балльная) и качественная оценка российскими коллегами.
Анализ эмпирических данных формирующего эксперимента показал, что предложенная концепция и модель высшего языкового образования:
- способствует развитию внутренних мотивов овладения профессией, связанных с содержанием профессиональной деятельности по международному и межкулыурному взаимодействию, с идеологией нового евразийства. Так, данные показали, что до эксперимента в контрольной и экспериментальной группах (поток 2003-2008 гг., специальность «Международные отношения») мотивы овладения профессией были приблизительно одинаковыми. Основное предпочтение в овладении профессией, во многом связанной с изучением китайского языка и культуры, студенты отдавали внешним мотивам: «возможность обучения и работы за границей», «общественный престиж профессии», «возможность открыть свой бизнес», «совет друзей, родителей и т. д.». После проведения эксперимента, среди мотивов овладения профессией студенты стали выделять и внутренние мотивы. На первые места вышли мотивы: «возможность профессионального роста, самосовершенствования, самореализации» (61,1%); «интерес к китайскому языку и культуре» (55,6%); «содействие экономическому подъему регионов Сибири и Дальнего Востока» (50%>); «возможность внести вклад в укрепление дружбы с Китаем, мира во всем мире» (44,4%). Среди внешних мотивов высоко оценен мотив «возможность хорошо зарабатывать» (44,4%). В структуре мотивационной сферы студентов контрольной группы после эксперимента лидирующее место по-прежнему занимали внешние мотивы: «возможность обучения и работы за границей» (75%>), «возможность хорошо зарабатывать» (66,7%), «обществен-
ный престиж избранной профессии» (50%), «возможность карьерного роста» (41,7%>), среди внутренних мотивов предпочтение было отдано лишь мотиву «интерес к китайскому языку и культуре» (41,7%»);
- усиливает направленность личности на профессию, связанную с международным и межкулыурным взаимодействием, акцентируя в ней ценности, мотивы, убеждения, установки, идеалы, нового российского евразийства; Направленность личности на профессию, связанную с осуществлением международного и межкультурного взаимодействия осуществлялась нами по 6 критериям. До эксперимента и после измерялись суммарные индексы распределений по критериям профессиональной направленности. На рисунках 2 и 3 можно проследить рост суммарных индексов распределений по критериям профессиональной направленности в экспериментальной и контрольной группах.
Рисунок 2 - Показатели суммарных индексов профессиональной направленности в экспериментальной и контрольной группах до эксперимента
Рисунок 3 - Показатели суммарных индексов профессиональной направленности в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента
щ - индекс дифференциации убеждения
[в - индекс валентности
]у - индекс степени удовлетворенности профессией
]с - индекс сопротивляемости
що - индекс количества и силы связей с соответствующей системой ценностей
щ - индекс центральности
У студентов экспериментальной группы на протяжении всего формирующего эксперимента наблюдался устойчивый рост профессиональной направленности, отразившийся в росте суммарных индексов по критериям. Рост суммарного индекса дифференциации убеждения (с - 0,4565 до
0,2500) свидетельствует об увеличении степени осознанности и понимания студентами своей будущей профессиональной деятельности, связанной с осуществлением международного и межкультурного взаимодействия, что выражается в увеличении аргументированности положительного отношения к этой деятельности, акцентировании внутренних мотивов овладения профессиональной деятельностью, связанных с идеологическими установками нового российского евразийства. Увеличение индекса валентности (с - 0,6739 до 0,3333) произошло за счет усиления связи направленности на профессию с направленностью на другие объекты, связанные с профессиональной деятельностью специалиста по международному и межкультурному взаимодействию: социально значимую общественную и политическую деятельность, активную международную деятельность по укреплению дружбы и сотрудничества, участие в работе обществ дружбы, направленностью на науку, образование, иностранные язьпси и культуры и т. д. Увеличение суммарного индекса удовлетворенности свидетельствует о росте количества удовлетворенных и максимально удовлетворенных профессией студентов. Рост суммарного индекса сопротивляемости (с - 0,2174 до 0,1944) показывает, что студенты научились преодолевать трудности, связанные с профессиональным обучением, во многом благодаря приобретению социального и культурного опыта профессиональной жизнедеятельности, который облегчил процесс овладения китайским языком и культурой, формирования ключевых профессиональных компетенций новоевразийской личности. За время формирующего эксперимента также произошел рост суммарного индекса связи с соответствующей системой ценностей (с - 0,6957 до 0,2500). Увеличение индекса свидетельствует, что у студентов экспериментальной группы акцентирована система новоевразийских ценностей и усилены связи направленности на профессию с названной системой ценностей. Рост суммарного индекса центральности (с - 0,1304 до 0,4722) показывает повышение самооценки профессиональных свойств и качеств личностью. Что касается студентов контрольной группы, то там произошел лишь небольшой рост суммарных индексов распределений по критериям профессиональной направленности;
- повышает учебную успеваемость студентов, усиливает познавательные и профессиональные мотивы в структуре учебной мотивации личности. Средняя академическая успеваемость студентов контрольной и экспериментальной группы представлена на рисунках 4 и 5.
Доз кс-та П о с л е э кс-та
Рисунок 4 -Динамика средней академической успеваемости студентов контрольной группы
эг
До экс-та После экс-та
Рисунок 5 - Динамика средней академической успеваемости студентов экспериментальной группы
Динамика учебной мотивации студентов представлена в таблице 1 (оценивалась студентами по 10-балльной шкале).
Таблица 1 - Динамика учебной мотивации студентов
Учебные мотивы Студенты контрольной группы Студенты экспериментальной группы
До экс-та 3 курс После экс-та До экс-та 3 курс После экс-га
Профессиональные мотивы 2,9 зд 3,3 2,7 3,7 8,5
Познавательные мотивы 3,2 3 3,25 2,9 6,2 7,5
Утилитарные мотивы 4,5 4,5 5,2 3,2 2,5 2,5
Мотивы социальной идентификации 2,4 2 4,8 2,5 2,5 2,5
- способствует развитию ключевых профессиональных компетенций личности новоевразийского типа. Динамика формирования ключевых профессиональных компетенций личности новоевразийского типа представлена в таблице 2 (по 5-балльной шкале).
Таблица 2 - Динамика формирования ключевых профессиональных компетенций личности новоевразийского типа
Ключевые компетенции личности Студенты контрольной группы Студенты экспериментальной группы
До экс-та 3 курс После экс-та До экс-та 3 курс После экс-та
Новоевразийски-ориентированная поликультурная компетенция 1 1,13 1,41 1 1,26 3,27
Межкультурная коммуникативная компетенция 1,3 1,46 2,08 1,4 1,53 3,83
Речеповеденческая субкомпетенция китайской языковой личности 1,09 1,2 1,25 1,09 1,89 3,83
Речеповеденческая субкомпетенция англоязычной языковой личности 1,09 1,2 1,25 1,09 1,89 3,78
Реченоведенческая субкомпетенция российской языковой личности 1,19 1,2 1,33 1,13 2,11 4,2
Профессиональноэтическая компетенция 1,23 1,33 2 1,26 2,11 3,5
Системная компетенция 1,33 1,4 1,91 1,3 1,2 2,8
Интел лекту ал ьно-эвристическая компетенция 1,43 1,53 2,25 1,4 1,42 3,72
Учебно-познава-тельная компетенция 1,29 1,66 2,33 1,4 2,32 3,6
Средний балл сформированное™ умений 1,22 1,35 1,78 1,23 1,75 3,61
- способствует воспитанию профессионально значимых качеств и базовой культуры личности новоевразийского типа. Динамика формирования профессионально-значимых качеств личности студентов контрольной и экспериментальной групп представлена в таблице 3 (по 5-балльной шкале).
Таблица 3 - Динамика формирования профессиональнозначимых качеств личности
Профессиональнозначимые качества личности Студенты контрольной группы Студенты экспериментальной группы
До экс-та 3 курс После экс-та До экс-та 3 курс После экс-та
Диалогизм 1,38 1,73 2,25 1,3 2,42 4
Симфонизм 1,14 1,13 1,17 1,09 1,37 2,78
Соборность 1 1 1,17 1,04 1,17 2,5
Уважение к «другому» 1,48 2,47 2,58 1,52 2,42 4
Патриотизм 2,24 2,4 2,83 2,26 2,58 4
Гуманизм 2,1 2,27 2,42 2,09 2,32 3,78
Самоуважение 2,67 2,93 3 2,61 2,63 4
Глубокая национальная идентичность 1,33 1,53 1,58 1,3 1,58 3,5
Национальное достоинство 1,38 1,87 2 1,35 2 3,95
Осознанные позитивные ценностные ориентации личности по отношению к собственной российской культуре 1,52 1,8 2,25 1,48 2,11 4
Стремление к взаимопомощи и сотруд-ничеств 2 2,2 2,5 2,04 2,32 3,5
Стремление к сораз-витию и сопроцвета-нию 1,43 1,53 1,5 1,43 1,48 3,89
Способность понимать и принимать многообразие 1,52 1,8 2,17 1,52 2,11 4
Стремление к дружбе, содружеству 1,71 2,47 2,67 1,62 2,11 3,89
Стремление к равноправию 1,71 1,93 2,08 1,65 1,95 4
Евразийская самоидентификация 1Д 1,07 1,17 1 1,89 3,95
Евразийская духовность 1 1 1 1 1,35 3,28
Преемственность 1,8 1,87 2,08 1,7 1,95 4
Ноосферное качество 1 1,13 1,17 1 1,73 3,28
Средний балл оценки сформированности качеств 1,55 1,8 1,98 1,52 1,97 3,7
Что касается сформированное™ базовой культуры личности, то к концу эксперимента студенты экспериментальной группы стали отмечать высокую сформированное™ таких качеств как гражданская зрелое™ (83,3%), чувство достоинства (72,2%), ориентация на достижение успеха (66,7%),
социальная мобильность (77,8%), способность к конструктивному разрешению конфликтов (61%), способность к сотрудничеству (667%), способность к адаптации (55,6%), способность брать на себя ответственность (61%) и т. д., при сохранении качеств, отмечаемых до эксперимента. Обращает на себя внимание увеличение количества отмечамых рангов сформированных в достаточной степени качеств в экспериментальной группе - почти в два раза - в среднем до 32. У студентов контрольной группы количество рангов отмечаемых качеств увеличилось на 6 и составило 18. В структуре качеств базовой культуры личности студентов контрольной группы в целом не произошло значимых изменений. К основным, названным на первом курсе качествам, добавились общительность (50%), справедливость (41,6%), искренность (33,3%>), находчивость (33,3%) и др. Анализ качеств в структуре базовой культуры личности студентов экспериментальной и контрольной групп показал, что кроме преимущества в количестве отмечаемых рангов, студенты экспериментальной группы обладают большей социальной активностью, в связи с чем в структуре их личности наблюдается больше социально важных качеств и качеств, необходимых для межличностного общения;
- способствует формированию социального и культурного опыта и стиля профессиональной жизнедеятельности личности в поликулыурном мире и опыта ее межкультурного взаимодействия с представителями различных культур. Сформированность деятельностно-практического компонента личности новоевразийского типа - социального и культурного опыта и стиля профессиональной жизнедеятельности в поликультурном мире и опыта межкультурного взаимодействия с представителями различных культур и цивилизаций оценивалась на основе мнения китайских коллег, которые определяли соответствие поведения и стиля жизни российских студентов нормам китайского общества и культуры во время их длительного (до одного семестра) пребывания в Китае на завершающем этапе эксперимента. На основании отзывов китайских преподавателей было отмечено, что студенты экспериментальной группы демонстрировали большее соответствие своего поведения нормам и ценностям китайского общества и культуры, владение необходимыми профессиональными компетенциями, обладали большей способностью и эффективностью осуществления учебной и профессиональной жизнедеятельности в условиях китайского общества и культуры, а также опытом межкультурного взаимодействия с представителями китайской культуры.
Опыт и стиль профессиональной жизнедеятельности студентов экспериментальной и контрольной групп в российских условиях количественно и качественно оценивались российскими коллегами - китаистами, руководителями учебных и производственных практик и преподавателями. Р1ми также было отмечено, что студенты экспериментальной группы обладают большим знанием социокультурной действительности, положительным эмоциональным настроем в отношении осуществления профессиональной
деятельности и межкультурного взаимодействия с представителями других культур, а также адекватными поведенческими характеристиками в процессе осуществления профессиональной деятельности в контакте с представителями других культур и цивилизаций.
Анализ статистически значимого повышения суммарных индексов распределений по критериям профессиональной направленности, средних балльных оценок сформированное™ ключевых профессиональных компетенций личности новоевразийского типа, средних балльных оценок сформированное™ профессионально значимых качеств личности новоевразийского типа осуществлялся методами математической статистики 1>критерия Стьюдента и критерия Крамера-Уэлча. Анализ показал, что произошло статистически значимое повышение названных величин у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Вероятность допустимой статистической ошибки не превышает 5%.
Библиографический список
1. Гурулева, Т. Л. Высшее языковое образование в России: восточный вектор [Текст]/ Т. Л. Гурулева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 11 - С. 252-261.
2. Гурулева, Т. Л. Основополагающие принципы организации процесса соизучения языка и культуры в системе пол и культурной модели высшего языкового образования [Текст]/Т. Л. Гурулева// Сибирский педагогический журнал. -2009. -№ 1 - С. 167-184.
3. Гурулева, Т. Л. Поликультурная модель высшего языкового образования с учетом специфики обучения восточным языкам / Т. Л. Гурулева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4 - С. 95-121.
4. Гурулева, Т. Л. Практическая реализация модели соизучения языков и культур в системе высшего языкового образования / Т. Л. Гурулева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2 - С. 131-151.
5. Гурулева, Т. Л. Предпосылки и проблемы формирования международного поликультурного образовательного региона Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая [Текст]/ Ю. Н. Резник, Т. Л. Гурулева // Вестник Читинского государственного университета. - 2009. - № 6 (57) - С. 85-93.
6. Гурулева, Т. Л. Теоретико-методологические основы формирования поли-культурной полилингвальной личности в системе высшего языкового образования [Текст]/ Т. Л. Гурулева // Вестник Читинского государственного университета. -2009.-№4( 55)-С. 37-48.
7. Гурулева, Т. Л. Теоретическая модель соизучения языков и культур как составляющая поликультурной модели высшего языкового образования (на материале восточных языков и культур) [Текст]/ Т. Л. Гурулева // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 12 - С. 51-74.