Мещеряков А.С. , Рожнов Р.В., Мещерякова О.В.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК КОМПОНЕНТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ грант «Формирование личностно-творческого компонента культуры здоровья студентов в вузе»
Формирование культуры здоровья студенческой молодежи является одним из приоритетов государственной политики в сфере высшего профессионального образования. В настоящее время 90% первокурсников имеют отклонения в состоянии здоровья, при этом нередки случаи наличия у одного студента двух-трёх заболеваний. Специалисты отмечают нарастание психосоматических нарушений и хронических заболеваний от первого к пятому курсу. Кроме того, 61,2% студентов постоянно курят, 97,6% - употребляют спиртные напитки, 4,8% -являются наркозависимыми [Арефьев А.2003,С. 193-199].
Именно поэтому процесс формирования культуры здоровья в системе профессионального образования становится насущной необходимостью. В последние годы формирование культуры здоровья студентов стало активно исследоваться. Можно выделить несколько групп исследований проблемы формирования культуры здоровья. Первую группу составляют исследования, в которых рассматриваются теоретико-методологические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни личности (Н.П. Абаскалова, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский, С.Г. Добротворская, Г.К. Зайцев, В.Н. Ирхин, Э.М. Казин, Г.А. Калачёв, В.В. Колба-
нов, Г.А. Кураев, Н.А. Рыбачук, О.Л. Терещева, З.И. Тюмасева, А.Г. Щедрина и др.).
Ко второй группе относятся исследования, направленные на раскрытие содержательных и организационных аспектов формирования культуры здоровья студентов в педагогическом процессе вуза: ценностные и мотивационные основы ориентации студентов на здоровый образ жизни (Л.И. Алешина, О.А. Ахвердова, М.Б. Доброродных, С.Ю. Лебедченко, Л.Н. Овчинникова); формирование валеологической культуры (И.А. Лавричева),
валеологических потребностей (И.И. Парчевская); приобщения к здоровому образу жизни через физическую культуру (М.В. Бутенко, В.А. Околелова, В.Ю. Салов, О.Л. Терещева); подготовка будущего учителя к деятельности по сохранению здоровья учащихся (М.Я. Виленский, А.С. Вульфович, Е.Г. Диканова, О.И. Ковалёва, И.Н. Никулин, Е.В. Осолодкова, Ф.И. Собянин и др.); формирование культуры здоровья как системного качества личности студента (Н.В. Багутдинова, Е.В. Волынская, В.А. Магин, Н.А. Рыбачук, И.А. Сорокина, В.В. Сокарев).
В большинстве диссертационных исследований формирование культуры здоровья рассматривается на примере педагогических специальностей. Особенности формирования культуры здоровья студентов медиков еще не исследованы. Актуальность формирования культуры здоровья студентов медицинских специальностей связана с тем, что культура здоровья в профессиональном образовании будущих врачей играет двоякую роль: кроме
общего социализирующего влияния это содействие профессиональному самоопределению. В современных условиях развитие профилактической медицины, ориентированной не столько на лечение заболеваний, сколько на сохранение и развитие здоровья, становится одним из приоритетов реформы системы здравоохранения. Возникает социальный заказ на подготовку врачей, способных быть носителями и ретрансляторами ценностей здорового образа жизни.
Практика профессионального образования показывает, что эта проблема не может быть решена только за счет информирования будущих врачей о основах здорового образа жизни. Как показано в исследованиях личностно-творческой теории культуры (К.А. Альбуханова-Славская, В.С. Библер, Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.) культуральная среда общества является пространством и материалом формирования индивидуальной культуры личности, ее творческой самореализации в культуре. Для трансформации индивидуальной культуры (ценностей, норм, способов деятельности) необходима культуротворческая среда, «диалог культур».
Таким образом, для полноценного формирования ценностей и мотиваций здорового образа жизни необходимо создание условий личного общения и взаимодействия студентов медиков с носителями высокоразвитой культуры здоровья. К сожалению, традиции образа жизни, сложившиеся в среде российских врачей не в полной мере способствуют формированию культуры здоровья. Следовательно, в системе профессионального образования медиков необходимо найти источники ролевых моделей (по А. Бандура) высокоразвитой культуры здоровья.
Таким источником может стать общение студентов со сверстниками из США, получающими медицинское образование. В зарубежной профессиональной педагогике уделяется повышенное внимание формированию культуры здоровья студентов медиков, т.к. согласно социкультурным стереотипам американской культуры врач сам должен быть образцом здорового образа жизни (в среде американских врачей популярна античная традиция заложенная еще Гиппократом «врач исцели себя сам»). Общение с носителями англо-американской культуры на английском языке может содействовать социальному научению российских студентов медицинских факультетов этнокультурным эталонам здорового образа жизни, характерным для интеллектуальной элиты американского общества.
Создание педагогических ситуаций межличностного общения и учебного взаимодействия с носителями языка способствует повышению качества лингвистической подготовки студентов медиков и в частности на развитие такой важной ее составляющей как социокультурная компетенция. В условиях расширения международных контактов, переориентации образования на компетентностный подход и гуманистические ценности, овладение иностранным языком содействует развитию социально-мобильной личности медика, обеспечивает формирование его международных профессиональных и культурных связей. Эпоха глобализации и болонский процесс стимулируют формирование единых стандартов европейской системы высшего профессионального образования. В программных документах языковой и культурной политики Совета Европы отмечается необходимость стимулировать процессы диалога культур, изыскивать новые формы культурного сотрудничества, внедрять в образовательные программы основные знания о культуре других стран и т.д.
Социальный заказ современного общества шире, чем формирование в обучении иностранному языку иноязычной речевой деятельности. В теории и практике обучения иностранному языку в вузе активно исследуется проблема формирования многоязычной личности, вобравшей в себя ценности родной и иноязычной культур и готовой к межкультурному общению. Этой проблеме был посвящен ряд зарубежных исследований в 80-90-х годах ХХ века (М. Brandt, LBredella, R.Brislin, D.Buttijes, M.Byram, P.Casse, P.Funke, J.Gumperz,
D.Hack, D.Landis, E.Murphy, R.Picht, и мн.др.).
В отечественной педагогике межкультурная коммуникация и культурологический подход к изучению иностранного языка стали предметом исследований В.П. Фурмановой, В.В. Сафоновой, Е.А. Маслыко И.Е. Шемене-вой, Л.А. Яруллиной, Л.В. Яценко, А.В. Мариничевой, М.В. Кутьевой, Г.А. Воробьева. В частности в фундаментальном исследовании В.П. Фурмановой показано, что межкультурная коммуникация и формируемая на ее основе социокультурная компетентность являются неотъемлемой частью обучения студентов иностранному языку. Она проявляется во «взаимодействие культур, эксплицирующих тип личности, несущей конкретное истори-
ческое содержание той или иной эпохи и позволяющей осмыслить взаимные ценности, самопознание и глубокую человеческую сущность» (Фурманова В.П. 1994, С.17-18).
С позиций исследований в области педагогики профессионального образования и методики преподавания иностранных языков, выполненных в русле коммуникативного подхода (М.А. Ариян, И.Л. Бим, Е.М. Верещагин, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Т.Н. Капитонова, Е.И. Пассов, А.Н. Щукина, Brooks N., Brown G., Clark E.) иностранный язык более эффективно усваивается в контексте устной и письменной коммуникации, направленной на решение личностно-значимых задач профессионального и социального развития. Как было установлено в нашем констатирующем эксперименте по массовой диагностике культуры здоровья студентов ПГУ формирование культуры здоровья для студентов медиков можно считать задачей имеющей высокую профессиональную и личностную значимость (Рожнов Р.В., Крылова Н.Н, 2006) .
С позиций коммуникативного и компетентностного подходов результатом лингвистического образования студентов в вузе должно стать нечто большее, чем система ЗУН, а именно - социокультурная коммуникативная компетенция, являющаяся синтезом профессионально-ориентированных лингвистических знаний, коммуникативных умений и навыков и приобщения студентов к социальным ценностям, традициям и образу жизни народов говорящих на изучаемом языке.
Введение элементов социокультурного контекста в преподавание иностранного языка предполагает знакомство со взглядами, оценками и опытом другой культурной общности. Это особенно важно для общечеловеческих культурных ценностей, например, таких как здоровье. Как показано в исследованиях О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова существуют этнокультурные эталоны здоровой личности и национальные традиции отношения к здоровью. Знакомство с элементами культуры здоровья других стран открывает возможность для обучаемых расширить их этнокультурные эталоны. Именно на занятиях по иностранному языку студенты могут осознать, что их собственное восприятие здоровья ограничено, т.к. обусловлено социокультурными факторами и коллективным менталитетом своей страны.
Воспитательное влияние иноязычной культуры признается многими авторами (И.Л. Бим, Г.А.Воробьев, В.В. Сафонова, И.И. Халеева, Н.В. Барышников, Н.В. Баграмова, Г.В. Елизарова, Н.Б. Ишханян, Н.В. Баграмова, П.В. Сысоев, Н.Г. Соколова, А.Баумгарт, Ю.Коннор, С. Муаран, М. Байрам). В их работах анализируются проблемы культурной интерференции, формирования межкультурной личности, накопление фоновых культурных знаний, разрабатывается структура и содержание социокультурной компетенции как неотъемлемой составляющей результата лингвистического образования в вузе.
Вопрос о содержании социокультурной компетенции является достаточно дискуссионным. Мы разделяем мнение Н.Б. Ишханян о том, что в состав социокультурной компетенции должны входить элементы национальной культуры, имеющие общечеловеческое значение, к таковым можно отнести лингвистические единицы, связанные с сохранением и развитием здоровья. Данный элемент социокультурного опыта будущего специалиста согласно модели целостной социально-профессиональной компетенции предложенной И.А. Зимней является с одной стороны уникальным, культурно обусловленным, а с другой стороны имплицитно присущ каждому студенту, является одним из результатов его социализации в процессе профессионального образования.
Обобщение ряда публикаций по проблемам формирования социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей позволило выявить ряд противоречий:
- процесс обучения иностранному языку и в частности формирование социокультурной компетенции осуществляется в отрыве реального функционирования изучаемых языка и культуры;
- в обучении иностранному языку часто используются не аутентичные материалы, которые не содержат достаточно количества культурных ссылок и паттернов;
- подготовка к межкультурной коммуникации осуществляется учебным общением между студентами, являющимися носителями одной и той же культуры;
- иностранный язык изучается преимущественно с лексико-грамматической стороны, а не как средство межкультурной коммуникации, что проявляется в дефиците у студентов социокультурных фоновых знаний, в контексте которых функционирует иностранный язык.
Наличие перечисленных выше противоречий указывает на актуальность поиска новых технологий формирования социокультурной компетентности студентов не лингвистических факультетов.
Таким образом, в современной системе высшего профессионального образования медиков наблюдается противоречие между необходимостью на новом качественном уровне формировать культуру здоровья, в том числе и в контексте развития социокультурной компетенции при изучении иностранного языка и недостаточной обоснованностью системных представлений об эффективном осуществлении этого процесса.
В диссертационном исследовании О.В. Мещеряковой предпринята попытка разрешения научно-педагогической проблемы обоснования организационно-педагогических аспектов формирования культуры здоровья как компоненты социокультурной компетенции будущих врачей в процессе изучения иностранного языка.
Исследование базируется на следующей гипотезе: формирование культуры здоровья студентов медиков в процессе изучения английского языка будет оптимально осуществляться при соблюдении следующих условий:
- формирование лингвистической коммуникативной компетенции осуществляется с учетом значимости проблем сохранения здоровья и становления здорового образа жизни на основах коммуникативного подхода и методов проектного обучения;
- осуществляется систематический отбор аутентичного лингвистического социокультурного материала связанного с культурой здоровья, который структурируется в логике ключевых проблем здорового образа жизни присущих американской и российской действительности;
- в учебном процессе моделируется аутентичная американской культуре и реалиям жизни языковая среда на основе разнообразных форм опосредованного Интернет технологиями общения с носителями языка, обладающими высокой культурой здоровья;
- в процессе изучения английского языка студенты последовательно включаются в постепенно усложняющиеся виды самостоятельной учебной деятельности и взаимодействия с носителями языка в соответствие с закономерностями освоения культурных ценностей;
- организация учебного взаимодействия студентов с носителями языка осуществляется с учетом выявленных в процессе констатирующей диагностики ценностно-смысловых барьеров в формировании культуры здоровья.
Методологическую основой исследования является системно-деятельностный и компетентностный подходы к исследованию проблем профессионального образования, теория коммуникаций, коммуникативный и культурологический подходы к формированию иноязычной устной и письменной речи студентов в процессе обучения в вузе; аксиологический подход в изучении педагогических явлений, философия гуманистического подхода к образованию и обучению, акмео-валео-культурологический подход к формированию культуры здоровья студентов в образовательном процессе вуза, предполагающий максимальное использование достижений национальной и мировой культур, обеспечение диалога культур, формирование здорового образа жизни в контексте решения задач профессионально-личностного развития и карьерного продвижения будущего специалиста.
Теоретической основой данного диссертационного исследования послужили теория культурологического образования (А.В. Барабанщиков, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, М.Я. Виленский, В.И. Максаковой, А.И. Мищенко, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, А.Н. Ходусов, Е.Н. Шиянов); теоретические положения о структуре культуры здоровья и здорового образа жизни (З.И. Тюмасева, Л.Г. Татарникова, Г.К. Зайцев, В.С. Кукушин, Л.Б. Дыхан, О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, С.Г. Добротворская, В.И. Андреев, Л.М. Митина, В.В. Колбанов, Э.М. Казин, И.А. Лавричева, А.С. Мещеряков, Р.В. Рожнов); концепция целостной социальнопрофессиональной компетентности специалиста (И.А. Зимняя); дидактические и методические исследования в области преподавания иностранных языков в системе высшего и дополнительного образования: интенсивного обучения (Г.А. Китайгородская, А.В. Петровский), культурологического подхода в обучении иностранным языкам (И.Е. Шеменева, Л.А. Яруллина, Л.В. Яценко, А.В. Мариничева, М.В. Кутьева), коммуникативного обучения (Е.И. Пассов, И.А. Зимняя, Н.Н. Болдырев, М.В. Мазо, Л.М. Демчук), лингводидактических основ формирования межкультурной коммуникации (В.П. Фурманова, В.В. Сафонова, Е.А. Маслыко, M.Byram,
E.Murphy, P.Casse, P.Funke), формирования коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности (А.Я. Багрова, Т.Б. Лесохина, Л.С. Каменская, Е.С. Мусницкая), взаимосвязи обучения иностранному языку и контекста будущей профессиональной деятельности (Э.М. Багдасарян, И.М. Берман, В.М. Хальзова, Н.И. Беришвили); исследования по проблемам формирования коммуникативной и социокультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку (И.Л. Бим, Г.А.Воробьев, В.В. Сафонова, И.И. Халеева, Н.В. Барышников, Н.В. Баграмова, Г.В. Елизарова, Н.Б. Ишханян, Н.В. Баграмова, П.В. Сысоев, Н.Г. Соколова, А.Баумгарт, Ю.Коннор, С. Муаран, М. Байрам).
В ходе исследования проведен формирующий эксперимент, направленный на воплощение в образовательном процессе вуза положений сформулированных в гипотезе. Экспериментальное обучение студентов медицинского института ПГУ проводилось в рамках аудиторных занятий, совместной проектной деятельности российских и американских студентов и дополнительного лингвистического образования на базе Информационно-ресурсного центра ПГУ.
В ходе эксперимента были выявлены следующие педагогические условия повышения качества формирования культуры здоровья студентов медиков:
Осуществление диагностики уровня культуры здоровья как элемента общей социокультурной компетенции будущего врача с целью выявления ценностных и мотивационных барьеров развития культуры здоровья.
Формирование культуры здоровья студентов медиков в процессе изучения иностранного языка в контексте социокультурной компетенции на основе индивидуально-дифференцированного подхода и проектных методов обучения.
Оптимальное сочетание комплекса форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, соответствующего динамике формирования культурных ценностей.
Включение студентов в разнообразные виды опосредованной коммуникации с носителями английского языка и культуры здоровья, содействующие развитию общей социокультурной и лингвистической коммуникативной компетенции и преодолению ценностных и мотивационных барьеров формирования культуры здоровья, в ситуациях совместной учебно-исследовательской деятельности и межличностного общения.