Научная статья на тему 'Образовательная стратегия как важнейший элемент системы национальной безопасности России'

Образовательная стратегия как важнейший элемент системы национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
NATIONAL SECURITY THREATS / NATIONAL SECURITY SECURITY STRATEGY / STATE EDUCATIONAL POLICY / NATIONAL SECURITY CONCEPT / NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лавриченко Руслан Константинович, Болдырев Сергей Николаевич

В статье анализируются проблемы национальной безопасности России, рассматриваются условия ее обеспечения. Авторы раскрывают суть государственной образовательной политики, показывают ее влияние на защиту национальных интересов страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL STRATEGY AS THE MOST IMPORTANT ELEMENT OF THE NATIONAL SECURITY SYSTEM OF RUSSIA

The article analyzes the problems of Russia’s national security, considers the conditions for its provision. The authors reveal the essence of the state educational policy, show its influence on the protection of the national interests of the country.

Текст научной работы на тему «Образовательная стратегия как важнейший элемент системы национальной безопасности России»

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 323 (470) ББК 66.3

© 2017 г. Р. К. Лавриченко,

доцент кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института

МВД России кандидат педагогических наук.

E-mail: [email protected]

С. Н. Болдырев,

начальник кафедры теории государства и права Ростовского юридического института МВД России

кандидат юридических наук, доцент.

Тел.: 8 (928) 127-32-22.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В статье анализируются проблемы национальной безопасности России, рассматриваются условия ее обеспечения. Авторы раскрывают суть государственной образовательной политики, показывают ее влияние на защиту национальных интересов страны.

Ключевые слова: угрозы национальной безопасности, стратегия обеспечения национальной безопасности, государственная образовательная политика, концепция национальной безопасности, национальные интересы России.

R. K. Lavrichenko - Associate Professor, Department of Tactical and Special Training, Rostov Law Institute

of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Pedagogy.

S. N. Boldyrev - Chief, Department of Theory State and Law, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation, PhD in Law, Associate Professor.

EDUCATIONAL STRATEGYAS THE MOST IMPORTANT ELEMENT OFTHE NATIONAL SECURITY

SYSTEM OF RUSSIA

The article analyzes the problems of Russia's national security, considers the conditions for its provision. The authors reveal the essence of the state educational policy, show its influence on the protection of the national interests of the country.

Key words: national security threats, national security security strategy, state educational policy, national security concept, national interests of Russia.

Национальные государственные интересы всегда выступали основой внешней политики России. Они определяют главные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики страны и носят долгосрочный характер. Государственные национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции при взаимодействии с общественными организациями, действующими на основе Конституции Российской Федерации и иных законодательных актов. Интересы личности заключаются в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, в обеспечении личной безопасности, повышении уровня и качества жиз-

ни, духовном, физическом и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Развитие международных отношений сопровождается противоборством и стремлением государств увеличить свое влияние на общемировые процессы, в том числе путем разработки и создания оружия массового поражения. Влияние военных аспектов в международной политике остается значительным.

Приоритетными направлениями развития нашей страны являются широкая интеграция в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. При этом сохраняется общность интересов России с другими государствами, касающихся проблем

обеспечения международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового поражения, разрешение и предотвращение региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркотрафиком, решение важнейших экологических проблем глобального характера.

В то же время сегодня рядом государств предпринимаются активные попытки ослабить положение России в экономической, политической, военной и иных областях. Стремление изолировать государство, игнорировать его геополитические интересы при решении крупных международных, в том числе военных, конфликтов способно подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие положительные изменения в международных отношениях.

Сегодня приходится констатировать резкое обострение проблемы терроризма, имеющего международный характер. Терроризм угрожает стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всех государств, международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с ним, а также принятия неотложных мер по нейтрализации данного негативного явления.

Несмотря на реорганизацию социально-политической системы и проведенные демократические реформы, обеспечение безопасности России и ее населения остается одной из актуальных проблем, в настоящее время сместились лишь некоторые акценты, перейдя из военной плоскости (внешней) в плоскость социальную (внутреннюю). Укрепление оборонного потенциала страны непосредственно связано с развитием экономики и социально-политической системы.

В концепции национальной безопасности Российской Федерации сформулированы важнейшие направления государственной политики, а также система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней закреплено положение о том, что национальная безопасность государства в стратегическом плане определяется состоянием его системы образования.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве. В концепции также от-

мечается, что на современном этапе развития России образование становится все более мощной движущей силой экономического роста в его прочной связи с наукой. Это делает образование одним из ключевых факторов национальной безопасности. Динамику и направление развития стран, а также их конкурентоспособность на мировой арене определяет исключительно интеллектуальный потенциал. Именно поэтому ключевую роль в данном процессе играет современная доктрина национальной безопасности Российской Федерации в том виде, в котором она отражена в соответствующих нормативных актах [1; 2]. Для всестороннего изучения затронутых нами проблем необходим анализ законодательных актов, закрепляющих основные положения государственной политики России в сфере образования [3]. Во многих развитых странах мира образование считается одной из основных составляющих жизнеспособности общества, а государственная образовательная политика - значимым компонентом единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности.

Государственная образовательная стратегия обеспечения всех уровней безопасности должна формироваться, опираясь на достижения двух научных направлений: общей теории безопасности и политики государства в области образования.

Неоценимый вклад в развитие теории безопасности и обеспечения социально-политической и военно-политической стабильности внесли Э. Т. Агаев, Л. Я. Аверьянов, М. Г. Анохин, А. Г. Арбатов, В. М. Барынькин, Э. М. Баталов, А. В. Болятко, И. С. Даниленко, А. А. Деркач, О. В. Золотарев, Н. Р. Маликова, С. А. Модестов, А. И. Николаев, Д. В. Ольшанский, С. З. Павленко, И. Р. Панарин, В. Ф. Пирумов,

A. А. Прохожев, В. П. Пугачев, С. М. Рогов, Н. И. Рыжак, А. П. Родионов, Г. Ю. Семи-гин, В. В. Серебрянников, Е. Ю. Сцепинский, Н. И. Турко, Г. А. Трофименко, Э. Г. Шевелев, Л. И. Шершнев и многие другие исследователи.

Проблемам российской государственной политики и образования в сфере укрепления национальной безопасности и развития национального потенциала посвящены работы А. П. Булкина, В. А. Грачева, В. И. Жукова,

B. М. Жураковского, В. Г. Кинелева, Н. Н. Молчанова, А. Я. Савельева, О. К. Смолина, В. В. Сударенкова, В. В. Филиппова и других авторов.

Образовательная политика, проводимая в целях обеспечения национальной безопасности России, имеет свои специфические задачи, требующие научного осмысления. Сегодня научные и образовательные ресурсы оказывают влияние на современные процессы инновационного развития, модернизацию структуры национальной безопасности, выполняют ряд функций, связанных с задачами обеспечения национальной безопасности государства, в числе которых:

- сохранение взаимопонимания между гражданами государства, наличие единого языкового поля;

- поддержание высокого уровня общей грамотности населения в области возможных и перспективных угроз безопасности жизни и здоровью (начальная военная подготовка в общеобразовательных школах, готовность к действиям в условиях техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе террористических угроз);

- осуществление процессов гражданского нравственного и правового воспитания, гражданской социализации;

- формирование единого ценностного пространства в стране на основе привития нравственных ценностей путем создания социокультурных предпосылок для этого, обучение навыкам межнационального взаимодействия и взаимовыручки;

- расширение состава профессиональных кадров, сохранение их преемственности, обеспечивающей национальную безопасность, развитие новых направлений профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Следует отметить, что в рассматриваемой сфере в последнее время появился целый ряд негативных тенденций, таких как:

- снижение общего уровня грамотности населения;

- снижение уровня готовности выполнять важные для безопасности граждан и страны обязанности гражданского воспитания, снижение национальной и социальной толерантности;

- несоблюдение традиционных нравственных ценностей и устоев, частичная утрата исторической и национальной памяти на уровне образовательных программ;

- появление групп несоциализированной молодежи;

- низкий уровень оплаты труда педагогических работников, их обеднение и сокра-

щение духовного влияния на современную молодежь в частности и на общество в целом;

- невосполнимая утрата образовательного потенциала, а также основ подготовки квалифицированных рабочих узких специальностей.

Несомненно, для решения всех вышеуказанных проблем государству необходимо проводить взвешенную политику в области образования [4].

Образовательная политика - это государственная политика в области образования, представляющая собой определенную деятельность государственных органов, образовательных организаций и иных социальных институтов в сфере воспитания и образования. Государственная политика в области безопасности направлена на обеспечение безопасности населения и территорий Российской Федерации от угроз различного характера, а также создание системы воспитания и образования, формирующих культуру безопасности личности и общества, помогающую человеку приобретать необходимые компетенции в области обеспечения безопасности жизни и здоровья.

Основой государственной образовательной политики в области обеспечения безопасности должна стать концепция национальной образовательной политики в области безопасности. Концепция определяет основные задачи, цели и сущность образования, фундамент образовательной политики в области безопасности. В соответствии с концепцией образовательная политика государства должна быть направлена на формирование мировоззрения человека, культуры его безопасности и осведомленности в области обеспечения социальной, экологической и личной безопасности, являющихся крайне важными составляющими национальной безопасности Российской Федерации [5]. К ним можно отнести:

- повышение статуса профессорско-преподавательского состава, присвоение профессорско-преподавательскому составу вузов, колледжей, средних школ статуса муниципальных и гражданских служащих;

- совершенствование материально-технического и финансового обеспечения всех без исключения образовательных организаций;

- подготовка и выпуск новых учебников и учебных пособий в гуманитарной области с

полным исключением идеологизации и политизации;

- опережающее развитие коррекционного образования, обеспечивающего полную реализацию личностного потенциала соответствующих категорий детей и молодежи;

- реализацию государственных программ контроля качества образования на разных уровнях;

- широкое использование программ дистанционного образования;

- создание государственного образовательно-развивающего теле- и радиоканала;

- проведение занятий на постоянной основе в общеобразовательных школах и иных учебных учреждениях специалистами в области начальной военной подготовки и гражданского воспитания.

Государственная образовательная стратегия национальной безопасности должна отвечать современным запросам общества и таким требованиям, как:

- постоянный охват всех стадий и этапов образовательных процессов, непрерывность и опережение;

- междисциплинарность и интегратив-ность;

- согласованность и преемственность образовательных программ различных этапов и ступеней;

- использование передового научного опыта и достижений.

По окончании школьного обучения у человека должны быть выработаны основы культуры, личной и коллективной безопасности, этико-нравственного мировоззрения, экологического поведения, предусматривающего заботу не только о личной безопасности, но и о безопасности окружающих людей, формирования плодотворных для жизни и деятельности условий. Это является залогом того, что в своей деятельности он будет рассматривать в качестве приоритета проблемы обеспечения личной безопасности, создания благоприятной и безопасной для человека окружающей среды.

Основой формирования культуры профессиональной безопасности в рамках профессионального образования выступает дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Она подлежит обязательному включению в образовательные программы всех специальностей и направлений. В рамках этой дисциплины должны изучаться опасные и негатив-

ные факторы профессиональной сферы, их влияние на среду обитания и человека, а также методы выявления опасных факторов и защиты от них с ориентацией на методы коллективной защиты. Человек, имеющий профессиональное образование, должен быть знаком с комплексом опасностей современной среды обитания, уметь их выявлять и противостоять им. Компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности складываются из уровня начального профессионального образования, среднего и высшего профессионального образования.

Задачей начального профессионального образования является формирование профессиональных компетенций, связанных с определенным видом труда. Однако компетенции, приобретенные в рамках школьного образования, должны приумножаться в процессе усвоения профессиональных компетенций. Основной задачей высшего профессионального образования должно быть приобретение знаний, умений и навыков, обеспечивающих защиту окружающей среды и коллективную безопасность при осуществлении профессиональной деятельности.

Не вызывает сомнений тот факт, что в современном мире невозможно обеспечить достаточный уровень национальной безопасности исключительно усилиями правоохранительной системы. Для достижения такой цели требуется объединение колоссальных усилий всех отраслей страны: образования, науки, средств массовой информации, искусства и религии.

Очевидно, что национальная безопасность нашего государства в значительной степени зависит от эффективности системы образования. К сожалению, в настоящее время система российского образования подорвана. Работники государственного аппарата, увлекшиеся современными и модными западными инновациями, такими как ЕГЭ, профильная школа и двенадцатилетняя система обучения, не понимают или не хотят понимать глубины растущих проблем.

Вместе с тем главное условие национальной безопасности России - это конкурентоспособная экономика страны. Благоприятные условия, при которых производственные технологии меняются и развиваются, постоянно обновляются, а для этого необходимо совершенствовать систему образования, охватывающую все этапы жизни человека.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Совет безопасности России.

2. О безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 28 дек. 2010 г. № 390-Ф3. URL: http://base .garant.ru

3. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http://consultant.ru

4. Ярошенко Г. В. Государственная образовательная политика и национальная безопасность России: федеральный и региональный аспекты: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2004.

5. Белов С. В., Девисилов В. А. Российская концепция непрерывного многоуровневого образования в сфере безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. 2005. № 4.

Bibliography

1. The National Security Strategy of the Russian Federation until 2020: approved by Presidential Decree of12 May 2009 № 537 // Security Council of Russia.

2. About security: Federal law of the Russian Federation of 28 December. 2010 № 390-FL. URL: http:// base.garant.ru

3. On education in the Russian Federation: Federal law of Russian Federation of27.12.2012 № 273-FL. URL: http://consultant.ru

4. Yaroshenko G. V. State Educational Policy and National Security of Russia: federal and regional aspects: abstract of dis ... PhD in Law. Rostov-on-Don, 2004.

5. Belov S. V., Devisilov V. A. The Russian Concept of Continuous Multi-level Education in the Field of Life Safety // Life Safety. 2005. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.