Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитаризация / высшее образование / воспитание / образовательная среда / humanitarization / higher education / education / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева Мария Александровна, Мироненкова Ольга Леонидовна

В статье изложена идея гуманитаризации образования, которая раскрывается через общие подходы к его осуществлению: реализацию полисубьектного и индивидуальнотворческого характера образовательного процесса, когда содержание обучения и способы его усвоения строятся на основе осмысления предшествующего опыта обучающихся, удовлетворения жизненно значимых образовательных потребностей; создание условий для построения индивидуального образовательного процесса присвоения и созидания субъективно нового знания, а также способов его получения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY AS A FACTOR OF PERSONALIZATION OF STUDENTS

The article presents an idea of humanization of education, which is revealed through common approaches to its implementation: the implementation polysubject and individually-creative nature of the educational process, when the content of teaching and ways of learning based on reflection of previous experience of students, satisfaction is vitally important educational needs; creating the conditions for building an individual educational process of appropriation and creation subjectively new knowledge, and how to obtain it.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ»

перед каждым занятием и оценки преподавателем и студентами в конце каждого занятия насколько они реализованы. Также преподаватель при проведении промежуточного контроля возвращается к таблице целей, оценивает, насколько студенты продвинулись в реализации целей и дает обратную связь [1].

Практический опыт преподавания психологии студентам-непсихологам показывает, что процесс поиска и обретения личностных смыслов обучающимся в ходе обучения психологии возможен при создании таких условий обучения, при которых у каждого студента есть возможность осознать и сформулировать свои личные цели обучения, найти свой смысл изучения психологии, а также свобода в выборе методов и форм обучения, реализуемые в ходе диалога между обучающимся и педагогом. Процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает создание образовательной продукции через поиск личностного содержания, личностную рефлексию образовательных результатов, формирование личностной позиции к изучаемому.

Литература

1. Коренева А.А. Опыт формирования целеполагания в учебной деятельности студентов вузов. //Гуманитарное образование: цели традиции перспективы: сборник научных трудов. - выпуск 4 - Елецкий Государственный университет им И.А. Бунина - 2016 - С. 2735.

2. Осипова А. А., Дятлова Л. А., Рядинская Е. Н., Лукьяненко М. А. Психолого-педагогические технологии преодоления смыслового барьера в учебном процессе // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, № 2. С. 260-278.

3. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов (монография) - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. 183 с.

УДК 316.4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Ерофеева Мария Александровна (Россия, Москва) доктор педагогических наук,

профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя; профессор ГОУ ВО

МО «Государственный социально-гуманитарный университет»; E-mail: erofeeva-

ma72@yandex.ru

ORCID ID: 0000-0001-7176-513X

Мироненкова Ольга Леонидовна (Россия, Москва) преподаватель кафедры педагогики МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя.

Аннотация.

В статье изложена идея гуманитаризации образования, которая раскрывается через общие подходы к его осуществлению: реализацию полисубьектного и индивидуально-творческого характера образовательного процесса, когда содержание обучения и способы его усвоения строятся на основе осмысления предшествующего опыта обучающихся, удовлетворения жизненно значимых образовательных потребностей; создание условий для построения индивидуального образовательного процесса присвоения и созидания субъективно нового знания, а также способов его получения.

Ключевые слова: гуманитаризация, высшее образование, воспитание, образовательная среда

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY AS A FACTOR OF PERSONALIZATION OF STUDENTS

Maria A. Erofeeva (Russia, Moscow) Doctor of Education, Professor Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot; Professor at the Department of Pedagogy, State Social Humanitarian University. E-mail: erofeeva-ma72@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-7176-513X

Mironenkova Olga Leonidovna (Russia, Moscow) teacher of the Department of pedagogy of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot

Abstract.

The article presents an idea of humanization of education, which is revealed through common approaches to its implementation: the implementation polysubject and individually-creative nature of the educational process, when the content of teaching and ways of learning based on reflection of previous experience of students, satisfaction is vitally important educational needs; creating the conditions for building an individual educational process of appropriation and creation subjectively new knowledge, and how to obtain it.

Keywords: humanitarization, higher education, education, educational environment

Высшее образование XXI века более чем когда-либо призвано формировать личность с высокой культурой, широкими гуманистическими воззрениями, осознавшую смысл глобальной этики и ответственности как важных норм нового гуманизма в едином и целостном мире [7, с. 8-9; 8]. Вуз должен быть не только центром подготовки профессионалов, но и широким культурно-образовательным и культурно-нравственным пространством, где преобладают гуманистически-нравственные ценности.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). В статье 2. «Принципы государственной политики в области образования» указано, что государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства и др. [13].

Идея гуманитаризации образования раскрывается через общие подходы к его осуществлению: реализацию полисубьектного и индивидуально-творческого характера образовательного процесса, когда содержание обучения и способы его усвоения строятся на основе осмысления предшествующего опыта обучающихся, удовлетворения жизненно значимых образовательных потребностей; создание условий для построения индивидуального образовательного процесса присвоения и созидания субъективно нового знания, а также способов его получения.

Концепция гуманитаризации состоит в том, что образование прежде всего должно решать задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с миром. Главное предназначение образования в современной гуманитарной парадигме состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете речь идет о восприятии образования как личностно значимой ценности. При этом в расширяющемся процессе овладения различными способами взаимодействия с миром происходит обогащение, развитие личности обучающегося.

Гуманитаризация образования предполагает увеличение доли и значимости гуманитарной составляющей образования и формирование гуманитарного мироощущения как основы нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой. При этом гуманитаризация содержания образования включает не только увеличение объема гуманитарных дисциплин в учебном процессе, но и ориентацию на развитие творческого, критического, гуманитарного мышления личности. В. А. Сластенин определяет гуманитаризацию образования как «целенаправленный процесс совершенствования (в организационном и содержательном плане) преподавания и освоения учебных заведениях общественных наук - философии, политологии, социологии, психологии, экономики, права и других -интересах формирования мировоззрения обучаемых, насыщение учебно-воспитательного процесса идеями гуманизма».

Гуманитарная идея в социально-педагогическом образовании имеет определенную специфику - получает дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие [ 11; 12 ].

Гуманитарную образовательную среду высшего учебного заведения следует рассматривать как профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое определенной педагогической системой и ориентированной на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности. Она имеет факторное значение для воспитания студентов - будущих социальных педагогов в условиях модернизации образования.

Важнейшими направлениями формирования гуманитарной образовательной среды являются: создание комфортного социально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества, реализации идеи педагогики сотрудничества, демократии и гуманизма.

Гуманитарная образовательная среда вуза представляет собой духовно насыщенную атмосферу, обусловливающую кругозор, стиль мышления и поведения включенных в нее субъектов, стимулирующую в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям [9, с. 92-95].

Инновационные аспекты такой среды органично интегрируют гуманитарное содержание учебного и внеучебного цикла средствами социокультурной, творческой, научно-исследовательской, культурно-досуговой, социально-практической, социально-педагогической деятельности в учебных и внеучебных формах развития студентов -будущих социальных педагогов.

Основными факторами, которые в наибольшей степени влияют на процесс взаимодействия гуманитарной среды и социально-педагогического образования - по опыту мировой и отечественной образовательных систем, - являются: повышение значимости науки, образования, духовных ценностей, общей культуры в формирования новой личности специалиста XXI века; расширение фундаментальной гуманитарной составляющей высшего образования как основы целостного и системного восприятия мира; возрастание роли общей и специальной информированности студента, развития его общекультурных и профессиональных компетенций, необходимость решения проблемы определения принципов, отбора и систематизации знаний, поиска новых форм их синтеза, подготовка новых учебников и учебных пособий; активное взаимодействие различных видов духовной культуры: науки, искусства, естественных и гуманитарных наук; существенные изменения во взаимоотношениях в системе «преподаватель-студент», «студент-преподаватель», что выражается в активном переходе от авторитарных методов общения к сотрудничеству, взаимодействию в учебно-воспитательном процессе.

Ряд ученых, И.И. Цыркун, Л.А. Козинец, В.Н. Пунчик и др., подчеркивают значимость педагогического управления в формировании и развитии такого типа образовательной среды, центром которого призвана стать образовательная организация, обеспечивающее условия для духовно-нравственного развития личности, эффективность процесса подготовки к профессиональной деятельности. При этом исследователи подчеркивают роль

инновационного наполнения содержания образовательной среды, что содействует развитию международного сотрудничества, межкультурного взаимодействия, академической и социальной мобильности субъектов, самостоятельному выбору гендерных ценностей свободы, ответственности, справедливости, здоровья, красоты, благополучия, нравственных, семейных ценностей [5;6].

Гуманитарная образовательная среда вуза является воспитывающим фактором и звеном специфической целенаправленной системы воспитания в высшей школе.

Одним из важных направлений системы воспитания будущих социальных педагогов в вузах может стать наиболее эффективное использование потенциальных возможностей взаимодействия гуманитарной среды и гуманитарного образования. Но при определении значения воспитательного влияния данного взаимодействия на студенческую молодежь, на формирование ее мировоззрения, духовно-нравственных ценностей, общей культуры следует иметь в виду ряд существенных социально-психологических особенностей студенчества.

К важнейшим особенностям студентов - будущих социальных педагогов в настоящее время следует отнести изменение идеологии, ее ценностно-мировоззренческих ориентаций. Это связано, прежде всего, с тем, что современное студенчество как часть нашего общества переживает и отражает те же специфические противоречия и трудности, что и страна в целом, развивающаяся в условиях цифровой экономики [1, с. 14-20].

Значимым компонентом взаимодействия и взаимосвязи гуманитарной среды и гуманитарного образования выступает «мотивационный блок», интегрирующий механизмы духовного мира личности. Личные мотивы побуждают студента к деятельности и общению. Среди наиболее активных стимуляторов возникновения таких мотивов и выступают психологическое воздействие социальной среды, потребность в знаниях, личность педагога и благоприятные материально-вещественные условия [2, с. 8-15]. Все вместе способно не только обеспечить достаточно высокий уровень социализации, но и создать социально-психологические условия для целенаправленного процесса социализации. В противном случае процесс социализации не может быть реализован в степени, удовлетворяющей общество; при этом не в полной мере формируется индивидуальность личности, ее уникальность, обогащающая внутренний мир.

В процессе социализации личности осуществляется взаимодействие социальной среды, гуманитарных, естественных и специальных знаний, эмоций и чувств, суждений и поступков. Личность будущего социального педагога в процессе социализации входит в определенную систему общения, приобретает умение ориентироваться в жизненном пространстве, в приоритетах, практической деятельности [3, с. 68-75].

При формирование гуманитарной образовательной среды вуза необходимо исходить из следующих принципиальных положений:

- в современных политических и социально-экономических условиях общественного развития важной предпосылкой возрождения гуманистического начала в образовании и культуре становится гуманизация всего образовательно-культурного процесса. На первый план выдвигается задача подготовки специалиста, носителя современной культуры, где профессиональная подготовленность является лишь гранью его целостного бытия;

- развитие общемировой тенденции гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса ставит задачу научно-практического обоснования создания гуманитарной среды и изучение ее влияния на формирование специалиста XXI века.

Формирование гуманитарной образовательной среды конкретного высшего учебного заведения, как отмечает Ковыляев В.Н., предполагает решение двух целей. «Первая - создать типовую модель социокультурной среды вуза, имеющую гуманистическую направленность и соответствующую требованиям цивилизованного общества к условиям обучения и жизнедеятельности студентов в вузах, принципам гуманизации российского общества, гуманитаризации высшего образования и модели современного специалиста высшей квалификации. Вторая цель - определить систему показателей и требований к социокультурной среде, обеспечивающих благоприятные условия и комфортность для

удовлетворения профессиональных, учебных, культурных, бытовых и досуговых потребностей студентов и преподавателей» [8; 10].

В процессе воспитания студентов влияние гуманитарной образовательной среды проявляется в следующих аспектах: мировоззренческом - как освоение гуманитарных идеалов и ценностей; мотивационном - как создание положительной установки на освоение профессионально-образовательной программы подготовки специалиста, развитие своих способностей и общекультурной социализации; в плане социализации личности - как освоение социально значимой информации и технологии деятельности в различных сферах социокультурного бытия (политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой и др.); в формировании гражданских качеств, развитии способностей и творческого потенциала личности.

Одним из основных условий успешного формирования гуманитарной образовательной среды вуза как фактора воспитания будущих социальных педагогов является общекультурная и профессиональная компетенций студентов. Неотъемлемым компонентом такой деятельности является педагог (умный, воспитанный, гуманный и духовно-нравственный) и его «педагогическая культура». Исследования в области психологии и педагогики (В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. В. Петровский, В. А. Сластенин и др.) позволяют выделять основные черты педагогической культуры преподавателя исходя из классического понимания культуры, структуры личности и структуры деятельности прийти к заключению о необходимости интеграции их показателей. В педагогической культуре объединяются две общественные системы: трансляция социального опыта и общечеловеческая культура, и поэтому она является неотъемлемой частью эффективности процесса формирования общекультурных компетенций студентов.

Основными свойствами общекультурных компетенций являются: интегративность, отражает воздействие всех ее компонентов на личность в целом; социальность: высокий уровень общекультурных компетенций имеет, кроме личностного характера (уважение студентов, авторитет среди товарищей и коллег, внутренняя удовлетворенность и др.), также и общественное значение (поднимает престиж системы образования в обществе, авторитет педагога); peгулятивность, показывающая, что общекультурные компетенции способствуют самопознанию и саморегуляции деятельности и личности; персонализация, которая предполагает формирование социального педагога как творческой индивидуальности; непрерывность, поддерживающая постоянную потребность субъекта в саморазвитии, выстраивании личностной траектории непрерывного образования [4 ].

Формирование общекультурных компетенций студентов позволяет эффективно осуществлять: развитие системы информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.); популяризацию ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность); разработку и распространение информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан; разработку специальных проектов; участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.

Общей целевой направленностью гуманитарной образовательной среды является ее воздействие на личность студентов - будущих социальных педагогов в интересах формирования гуманитарной культуры, включающей в себя не только гуманитарное знание и соответствующие умения, навыки, компетенции, но и постоянное их использование как в профессиональной, так и во всех других социально значимых сферах деятельности.

Важным условием и особенностью гуманитарной образовательной среды является диалогичность. Условия диалога в этом случае обеспечиваются путём преднамеренного

конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений.

Наиболее распространенные технологии в практике подготовки будущих социальных педагогов, способствующие эффективному формированию общекультурных компетенций студентов являются: личностно-ориентированная технология (И. С. Якиманская), концепция проблемного обучения (Дж. Дьюи., С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Т. В. Кудрявцев); технологии развивающего обучения; педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак); игровых технологий (С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.); технологии активного обучения (А. Вербицкий, М. Новик др.).

Успешность формирования общекультурных компетенций социальных педагогов, в условиях гуманитарной образовательной среды, достигается посредством применения разнообразных форм воспитательной работы, наполнения этих форм современным содержанием, в связи с чем необходимо:

• развитие студенческого самоуправления;

• создание в вузе социальной гостиной;

• участие студентов во Всероссийском конкурсе лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века», Всероссийском конкурсе лидеров детских общественных объединений, Всероссийской акции «Я - гражданин России» и т. д.;

создание в вузе центров социально-педагогических инновационных проектов; участие в молодежных студенческих форумах;

обогащение содержания форм воспитательной работы, по формированию навыков здорового образа жизни;

реализация программ «Диалог культур»; участие в работе общественных организаций и др. Таким образом, среда вуза - часть социальной макросферы, включающая условия, необходимые для обучения и воспитания будущего специалиста в соответствии с требованиями ФГОС ВПО РФ. Социокультурная среда вуза представляет собой часть вузовской среды и направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями. Гуманитарная образовательная среда выступает как совокупность элементов, воздействующих на процесс гуманитарного образования и характеризуемых гуманистической направленностью, включая материальный и духовный компоненты социокультурной сферы и другие элементы микросреды вуза, является ключевым фактором воспитания студентов - будущих социальных педагогов.

Литература

1. Антипьев А.Г., Захаров Н.Н. Духовно-нравственные ценности российского студенчества по результатам социологического исследования // Alma mater (вестник высшей школы). 2013. 3. С. 14-20.

2. Быков А.К. Социокультурные проблемы воспитания российской гражданственности и патриотизма в системе образования // Педагогическое образование и наука. 2011. № 2. С. 815.

3. Виттенбек В.К. Формирование социокультурной среды как условие реализации компетентностного подхода в вузе // Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Часть 3. / Материалы IX Международной научной конференции / Отв. ред.: А.В. Семёнов, Ю.С. Руденко. - М.: НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте, 2013. С.68-75.

4. Гладилина И. П., Королева Г. М. Формирование общекультурных компетенций студенческой молодёжи: концептуальные основы: монография. - М. : Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2012. - 136 с.

5. Ерофеева М.А. Педагогическая система профессиональной готовности студентов к тендерному воспитанию школьников. М.: Экон-информ, 2015. - 320 с.

6. Ерофеева М.А. Формирование тендерной компетентности студентов в условиях образовательного кластера вуза // UK Academy of Education: scientific magazine № 4-1 (30-1). 2019. С. 19-31

7. Запесоцкий А. Образование: философия, культурология, политика / А. Запесоцкий. -М.: Наука, 2002.

8. Ковыляев К.Н. Гуманитарная среда вуза как фактор формирования и развития личности // Вестник Московского университет имени С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образования ресурс ы и психологии 2013.1 (2). С.53-58.

9. Мартынова Е.А. Гуманитарная среда вуза как условие формирования культурной компетенции выпускника // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 92-95.

10. Минзарипов Р.Г., Ившина Г.В. Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности// Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 42-50.

11. Ульянова И.В. Формирование гуманистической личности сотрудника ПДН как актуальный фактор успешности его профессиональной деятельности. // Педагогика и психология. 2018. № 1. С. 72-77.

12. Ульянова И.В. Информационные риски современной образовательной системы // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2.

13. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», ст.2.

УДК 37.0 (092)+373

К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОРИЕНТИРУЮЩИХ ВЧЕРАШНИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СМЫСЛЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ4

Беляев Геннадий Юрьевич-кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник АНО «Научно-исследовательский институт антропогенеза», г. Москва,Е-шаП: gennady.belyaev2011@yandex.ru

Беляева Алла Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры физиологии, экологии человека и медико-биологических знаний биолого-химического факультета Московского государственного областного университета, г. МоскваЕ-шаП: 29fdda@mail.ru ORCID 0000-0002-1970-3385

Аннотация.

В статье показана связь понятийного ряда «ценности - смыслы - личностный смысл -мотивация к деятельности» в аспекте подготовки студентов-перевокурсников к профессиональной деятельности, анализируются значимые факторы влияния на процесс формирования смыслов жизнедеятельности будущих специалистов, исходя из требований, предъявляемых современному педагогу (профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» в мотивационную сферу вчерашних школьников включаются феномены цифровой среды социализации и воспитания.

4Работа выполнена при поддержке РФФИ Проект "а" 20-013-00310 Потенциалы и риски цифровой среды в воспитании школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.