Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER-MUSICIAN / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюхина Ольга Владимировна

Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и созданием в учреждении творческой образовательной среды. Образовательная среда рассматривается в качестве целостного фактора формирования личности педагога-музыканта. Проблема формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта определяется спецификой всей его музыкально-педагогической деятельности. Именно, образовательная среда учреждения является основным условием и пространством формирования личности педагога-музыканта, формированием его профессиональной компетентности в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION AS A SPACE FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER-MUSICIAN

The formation of professional competence of a teacher-musician is influenced not only by the purposeful educational process, but also by the creation of a creative educational environment in the institution. The educational environment is considered as an integral factor in the formation of the personality of a teacher-musician. The problem of forming the professional competence of a teacher-musician is determined by the specifics of all his musical and pedagogical activities. Precisely, the educational environment of the institution is the main condition and space for the formation of the personality of a teacher-musician, the formation of his professional competence in the system of additional professional education.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»

4. Добровольская М.Г. Понимание имплицитных смыслов газетных и журнальных текстов в практике преподавания РКИ: автореф. дис.... канд. пед. наук. Москва, 2011.

5. Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: дис.... д-ра. пед. наук. Санкт-Петербург, 2001.

6. Захаренко И.В., Красных В.В., Гудков Д.Б., Багаева Д.В. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. Вып. 19. Москва, 1997. С. 82-104.

7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва, 2007.

8. Красных В.В. Коды и эталоны культуры // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. Москва, Вып. 19. 2001. С. 5-20.

9. Клименко Г.В., Шаталова Н.С. Профессиональная подготовка лингвистов-переводчиков в современном вузе // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному: Сб. статей. Москва, 2016. С. 101-109.

10. Оберемко О.Г. Теоретико-методологические основы подготовки переводчика в современных условиях: дис.... д-ра. пед. наук. Нижний Новгород, 2003.

11. Сандрикова Е.А. Обучение иностранных студентов пониманию прецедентных высказываний при чтении российской прессы: на примере газетных заголовков: автореф. дис.... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2005.

12. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. Москва, 2000.

13. Черногрудова Е.П. Заголовки с прецедентными текстами в современной публицистике (на материале центральной, региональной и местной печати): автореф. дисс... канд. филол. наук. Воронеж, 2003.

14. Шаталова Н.С., Тонгуюн В. Параметризация текстов дискурсивных практик // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 4 (690). С. 205-214.

15. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Средства объективации исторического контекста в военной прозе: факт, документ, вымысел // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 494-497.

16. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Текст современной российской прессы развлекательного типа: модель, структура, языковые средства // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 444-446.

17. Клименко Г.В., Шаталова Н.С. Профессиональная подготовка лингвистов-переводчиков в современном вузе: В сборнике: Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному сборник статей. отв. ред. Л.С. Крючкова. Москва, 2016. С. 101-109.

18. Шаталова Н.С. Теоретические основы формирования речевого компонента профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в вузе: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Москва, 2002

19. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts // SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018. Т. 2018. С. 375

УДК 378

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-

МУЗЫКАНТА

кандидат педагогических наук, преподаватель Дедюхина Ольга Владимировна Российская академия музыки имени Гнесиных (г. Москва)

Постановка проблемы. Возникший интерес к феномену «образовательная среда» во многом объясняется разработкой систем личностно-ориентированного образования. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и при условии созданной творческой образовательной среды в учреждении.

Образовательная среда - скорее сообщество единомышленников, чем коллектив «педагогов-наемников», по необходимости следующих должностным инструкциям. Особое значение это имеет для образовательных учреждений, где эмоциональное соучастие играет существенную, даже определяющую роль. Другая характерная особенность образовательной среды учреждений дополнительного образования - естественное приобщение воспитанников и молодежи к традициям музыкальной культуры в ходе их совместной с педагогами творческой и практической деятельности.

Мы рассматриваем образовательную среду учреждений дополнительного образования и включенность педагогов-музыкантов в эту систему.

Изложение основного материала исследования. В связи с этим особую значимость в практике дополнительного образования детей и молодежи приобретает функциональная деятельность педагога-музыканта по непосредственному развитию инноваций, организации образовательного процесса, его способности компетентно психолого-педагогически сопровождать обучающихся и содействовать позитивным изменениям в их личностном развитии, как интеллектуальном, физическом, так и функциональном.

Развитие социально-педагогических функций и расширение направлений деятельности педагогов-музыкантов в учреждениях дополнительного образования в условиях рыночных отношений требует опоры на новые социально-экономические условия. А также учета особенностей социокультурной образовательной среды конкретного региона, муниципального образования и учреждения, учета особенности социального заказа населения, прежде всего, подрастающего поколения, на формы, виды и содержание учреждений дополнительного образования.

Образовательная среда учреждений дополнительного образования поощряет любое активное, творческое претворение педагогами-музыкантами приобретенных знаний, умений и навыков. Не случайно в многопрофильных учреждениях образования детей и молодежи вокруг основной образовательной

направленности формируется множество вспомогательных, разрабатываются новые программы, предоставляющие педагогам возможность пробовать себя в разных видах исследовательской и просветительской деятельности. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в учреждении, является средством оптимизации познавательной деятельности обучающихся.

В учреждениях дополнительного образования формируется особый стиль отношений, который напоминает устройство взрослого профессионального коллектива. Не случайно детские объединения, в которых последовательно реализовывались принципы формирования образовательной среды, в свое время получали название творческих студий. Студийные принципы работы - совместный досуг, летние лагеря, праздники, гастроли - все это незаменимые формы работы многопрофильных учреждений образования детей.

Важно понимать, что среда в образовании - это не столько укомплектованный программами и методическими рекомендациями «пакет» образовательных технологий, сколько своеобразный микросоциум -живая общность воспитанников и педагогов, реализующих в совместной деятельности содержание и традиции избранной сферы культуры.

Педагогическая ценность образовательных учреждений работающих с детьми и молодежью заключается в том, что, функционируя как социально-педагогическая система на основе социального заказа, они выполняют заданную обществом социальную функцию (роль), реализуя личностно-ориентированный подход, заложенный в содержание, виды и формы деятельности обучающихся (воспитанников), позволяют удовлетворять образовательные и социокультурные запросы духовного, интеллектуального и физического развития различных социальных, возрастных категорий детей и подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья или из малообеспеченных семей. Используя потенциал свободного времени, эти учреждения при осуществлении социального партнерства с общеобразовательными учреждениями и клубами, центрами по месту жительства детей и подростков создают условия для самореализации, социальной адаптации, социализации, оздоровления, мотивационного и творческого развития, профессионального самоопределения личности ребенка, подростка, юноши в выбранном профиле (направлении) деятельности [1, 2, 3].

Обращает на себя внимание и тот факт, что при исследовании эффективности системы дополнительного профессионального образования особое внимание уделяется образовательной среде. Потому что организация творческой образовательной среды в учреждении способствует формированию профессиональной компетентности педагога-музыканта.

Следовательно, проблема развития личности педагога-музыканта учреждения дополнительного образования является ведущей в общей подготовке специалиста.

Поэтому, система дополнительного профессионального образования, рассматриваемая нами как составная часть непрерывного музыкально-педагогического образования, выступает не только средством, но и целью самосовершенствования педагога: необходимостью совершенствования себя для решения задач инновационной музыкально-педагогической деятельности. На основании чего мы приходим к выводу, что именно дополнительное профессиональное образование создает необходимые условия для формирования качественно нового уровня педагога-музыканта.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что образование достигается за счёт обучения и воспитания. Каким бы хорошим оно ни было, его не следует считать завершённым. Поэтому мы полагаем, что дополнительное профессиональное образование педагога-музыканта - это личностное его становление и развитие в учреждении дополнительного образования. Формирование его культуры в процессе целенаправленного, целостного, преемственного и непрерывного воспитания и обучения средствами музыки, переходящее в самообразование на определённом этапе творческого развития.

Этому процессу в XXI веке присуща полисферная направленность, которая способствует творческому поиску педагогами-музыкантами инновационных форм и методов организации дополнительного образования, обновлению его содержания и расширению видов и форм деятельности. Направления поиска связаны с обновлением форм организации и включением механизмов, обеспечивающих социальное партнерство в повышении профессиональной квалификации педагогов, внедрением педагогических инноваций, формированием профессиональной компетентности, развитием педагогического мастерства как составной части профессиональной культуры педагога, мотивацией педагогов-музыкантов на проектирование персонифицированных образовательных маршрутов дополнительного профессионального образования.

Аннотация. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и созданием в учреждении творческой образовательной среды. Образовательная среда рассматривается в качестве целостного фактора формирования личности педагога-музыканта. Проблема формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта определяется спецификой всей его музыкально-педагогической деятельности. Именно, образовательная среда учреждения является основным условием и пространством формирования личности педагога-музыканта, формированием его профессиональной компетентности в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: педагог-музыкант, образовательная среда, профессиональная компетентность, система дополнительного профессионального образования, дополнительное профессиональное образование.

Annotation. The formation of professional competence of a teacher-musician is influenced not only by the purposeful educational process, but also by the creation of a creative educational environment in the institution. The educational environment is considered as an integral factor in the formation of the personality of a teacher-musician. The problem of forming the professional competence of a teacher-musician is determined by the specifics of all his musical and pedagogical activities. Precisely, the educational environment of the institution is the main condition and space for the formation of the personality of a teacher-musician, the formation of his professional competence in the system of additional professional education.

Keywords: teacher-musician, educational environment, professional competence, system of additional professional education, additional professional education.

Литература:

1. Боговарова, В.А. Социально-педагогическая деятельность региональной системы учреждений дополнительного образования детей: (на примере Республики Татарстан): автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.01 / В.А. Боговарова; Ин-т сред. проф. образования Рос. акад. образования. - Казань, 2003. - 34 с.

2. Голованов, В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / В.П. Голованов; Тамбов, гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2006. - 54 с.

3. Дедюхина О.В. Художественно-эстетическое воспитание и обучение детей в процессе освоения игры на блокфлейте в учреждении дополнительного образования (на примерах репертуарных сборников И.Ф. Пушечникова) // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 220-222.

4. Морозова, Н.А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление [Текст]: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Морозова; Моск. пед. гос. ун-т - М., 2003. - 41 с.

УДК 378

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

кандидат педагогических наук, преподаватель Дедюхина Ольга Владимировна Российская академия музыки имени Гнесиных (г. Москва)

Постановка проблемы. Анализ современного опыта повышения профессионального уровня педагогов-музыкантов показал, что первостепенной задачей и необходимым условием модернизации системы образования России является совершенствование педагогического мастерства специалиста как высшего уровня их личностного саморазвития и профессиональной компетентности.

Изложение основного материала исследования. Одним из важных направлений работы с детьми и родителями являлась организация Международного музыкального фестиваля «ELITE» в городе Бар (Черногории), который состоялся при поддержке Посольства России в Черногории, Посольства Черногории в России, Муниципалитета города Бар (Черногория) и ГТРК «Культура» (Россия).

Главной особенностью Международного музыкального фестиваля «ELITE», являлось то, что участвовать в нем могли все желающие дети, не зависимо от уровня их музыкальных способностей и степени профессиональных навыков, студенты средних учебных заведений, высших учебных заведений, а также их родители и педагоги, которые хотели повысить свою квалификацию. Этот фестиваль являлся инновационной площадкой обучения и общения между своими сверстниками, дипломированными специалистами и выдающимися музыкантами участниками фестиваля. Совместное пребывание их в одной творческой смене участников фестиваля разного профессионального уровня способствовало успешному творческому росту профессиональных навыков у учащихся музыкальных школ, учреждений дополнительного образования и студентов. Совместное творческое участие детей, студентов, родителей, педагогов в подготовке и проведению концертных программ формировало ответственность каждого участника и ощущение его необходимости в этой творческой работе. Данный фестиваль являлся для педагогов-музыкантов возможностью познания, формирования творческой самореализации, профессиональной коммуникации, способствовал повышению уровня их профессиональной компетентности [1-8].

Для привлечения и заинтересованности большего количества желающих, и отчета www.elitefestival.me, о работе фестиваля автором необходимо было создать интернет сайт на котором размещалась вся необходимая информация.

География фестиваля обширна, его участниками были школьники, студенты, преподаватели из разных стран: Белоруссии, Бельгии, Черногории и городов России: Архангельска, Белгорода, Брянска Ижевска, Москвы, Новороссийска Орла, Симферополя, Тобольска, Челябинска и др.; различных образовательных учреждений: центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость», государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Московской области Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» им. Г.А. Струве, Центр развития творчества детей и юношества «Гермес», музыкальной школы Российской академии музыки имени Гнесиных, Детской школы искусств № 1 им. Г.А. Корепанова (г. Ижевска), Детской школы искусств №4 (г. Ижевска), государственного музыкального училища им.Гнесиных, Московского государственного института культуры, Государственного бюджетного профессионального учреждения города Москвы «Академия джаза», Российской академии музыки имени Гнесиных и др.

Кандидат педагогических наук С.В. Каркина (г. Казань), института филологии и межкультурной коммуникации приняла участие в качестве члена попечительского совета, председателем которого была доктор педагогических наук, профессор А.Я. Журкина (г. Москва), также в совет вошли ведущие профессора вузов и школ г. Москвы (доктор искусствоведения профессор В.Д. Иванов, Заслуженный работник культуры России, профессор А.Л. Дудин, Заслуженный работник культуры Московской области, директор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» им. Г. Струве А.Л. Веремеенко и др.).

Международный музыкальный фестиваль «ELITE» - это открытая своеобразная экспериментальная площадка для всех желающих специалистов, где они могли познакомиться с профессиональными методами и приемами ведущих педагогов. Фестиваль являлся мастер-классом для всех его участников, предоставлял каждому воспитаннику, родителю и педагогам возможность раскрыть свои дарования, творчески самореализоваться, поделиться своими педагогическими находками. Именно здесь выявлялись ведущие педагогические идеи и положения, жизненные и творческие приоритеты педагогов-музыкантов, их отношения к детям, родителям, коллегам, профессии.

В программе фестиваля проходила международная научно-практическая конференция «Музыкально-педагогическое образование: проблемы и перспективы развития». В ней принимали участия преподаватели музыкальных школ, учреждений дополнительного образования, музыкальных училищ и вузов г. Москвы, Казани, Московской области и др., они делились опытом, знакомили участников конференции со своими презентациями, читали доклады, проводили круглый стол и мастер-классы. Педагог центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (г. Москва) В.Д. Набока прочитала доклад «Сценическое волнение и методы его преодоления», «Мнемотехника с детьми дошкольного возраста», был зачитан М.В. Воробьевой, музыкальным руководителем муниципального бюджетного образовательного учреждения №50 г. Ижевска (Удмуртия), А.Л. Окладникова, преподаватель и концертмейстер государственного бюджетного профессионального учреждения города Москвы «Академия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.