Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER-MUSICIAN / PROFESSIONAL COMPETENCE / MUSIC FESTIVAL / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюхина Ольга Владимировна

Педагогическое творчество как процесс решения педагогом многообразных педагогических задач в обучении, отражает общую логику творческого процесса, вскрытую психологической наукой. Анализ практической ситуации и формулирование самой педагогической задачи, планирование способов и средств решения поставленной задачи, практическая реализация разработанных планов, контроль и оценка полученных результатов с точки зрения эффективности развития творческих способностей ученика, являются движущей силой самопознания, самообразования, саморазвития и самореализации его творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедюхина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY IN THE FIELD OF ART AS A CONDITION OF PROFESSIONAL IMPROVEMENT OF A MUSIC TEACHER

Pedagogical creativity as a process of solving various pedagogical tasks by a teacher in training reflects the General logic of the creative process, revealed by psychological science. Analysis of the practical situation and formulation of the pedagogical task itself, planning ways and means of solving the task, practical implementation of the developed plans, monitoring and evaluating the results obtained in terms of the effectiveness of the development of creative abilities of the student, are the driving force of self-knowledge, self-education, self-development and self-realization of his creative potential.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»

2. Голованов, В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / В.П. Голованов; Тамбов, гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2006. - 54 с.

3. Дедюхина О.В. Художественно-эстетическое воспитание и обучение детей в процессе освоения игры на блокфлейте в учреждении дополнительного образования (на примерах репертуарных сборников И.Ф. Пушечникова) // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 220-222.

4. Морозова, Н.А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление [Текст]: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Морозова; Моск. пед. гос. ун-т - М., 2003. - 41 с.

УДК 378

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

кандидат педагогических наук, преподаватель Дедюхина Ольга Владимировна Российская академия музыки имени Гнесиных (г. Москва)

Постановка проблемы. Анализ современного опыта повышения профессионального уровня педагогов-музыкантов показал, что первостепенной задачей и необходимым условием модернизации системы образования России является совершенствование педагогического мастерства специалиста как высшего уровня их личностного саморазвития и профессиональной компетентности.

Изложение основного материала исследования. Одним из важных направлений работы с детьми и родителями являлась организация Международного музыкального фестиваля «ELITE» в городе Бар (Черногории), который состоялся при поддержке Посольства России в Черногории, Посольства Черногории в России, Муниципалитета города Бар (Черногория) и ГТРК «Культура» (Россия).

Главной особенностью Международного музыкального фестиваля «ELITE», являлось то, что участвовать в нем могли все желающие дети, не зависимо от уровня их музыкальных способностей и степени профессиональных навыков, студенты средних учебных заведений, высших учебных заведений, а также их родители и педагоги, которые хотели повысить свою квалификацию. Этот фестиваль являлся инновационной площадкой обучения и общения между своими сверстниками, дипломированными специалистами и выдающимися музыкантами участниками фестиваля. Совместное пребывание их в одной творческой смене участников фестиваля разного профессионального уровня способствовало успешному творческому росту профессиональных навыков у учащихся музыкальных школ, учреждений дополнительного образования и студентов. Совместное творческое участие детей, студентов, родителей, педагогов в подготовке и проведению концертных программ формировало ответственность каждого участника и ощущение его необходимости в этой творческой работе. Данный фестиваль являлся для педагогов-музыкантов возможностью познания, формирования творческой самореализации, профессиональной коммуникации, способствовал повышению уровня их профессиональной компетентности [1-8].

Для привлечения и заинтересованности большего количества желающих, и отчета www.elitefestival.me, о работе фестиваля автором необходимо было создать интернет сайт на котором размещалась вся необходимая информация.

География фестиваля обширна, его участниками были школьники, студенты, преподаватели из разных стран: Белоруссии, Бельгии, Черногории и городов России: Архангельска, Белгорода, Брянска Ижевска, Москвы, Новороссийска Орла, Симферополя, Тобольска, Челябинска и др.; различных образовательных учреждений: центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость», государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Московской области Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» им. Г.А. Струве, Центр развития творчества детей и юношества «Гермес», музыкальной школы Российской академии музыки имени Гнесиных, Детской школы искусств № 1 им. Г.А. Корепанова (г. Ижевска), Детской школы искусств №4 (г. Ижевска), государственного музыкального училища им.Гнесиных, Московского государственного института культуры, Государственного бюджетного профессионального учреждения города Москвы «Академия джаза», Российской академии музыки имени Гнесиных и др.

Кандидат педагогических наук С.В. Каркина (г. Казань), института филологии и межкультурной коммуникации приняла участие в качестве члена попечительского совета, председателем которого была доктор педагогических наук, профессор А.Я. Журкина (г. Москва), также в совет вошли ведущие профессора вузов и школ г. Москвы (доктор искусствоведения профессор В.Д. Иванов, Заслуженный работник культуры России, профессор А.Л. Дудин, Заслуженный работник культуры Московской области, директор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» им. Г. Струве А.Л. Веремеенко и др.).

Международный музыкальный фестиваль «ELITE» - это открытая своеобразная экспериментальная площадка для всех желающих специалистов, где они могли познакомиться с профессиональными методами и приемами ведущих педагогов. Фестиваль являлся мастер-классом для всех его участников, предоставлял каждому воспитаннику, родителю и педагогам возможность раскрыть свои дарования, творчески самореализоваться, поделиться своими педагогическими находками. Именно здесь выявлялись ведущие педагогические идеи и положения, жизненные и творческие приоритеты педагогов-музыкантов, их отношения к детям, родителям, коллегам, профессии.

В программе фестиваля проходила международная научно-практическая конференция «Музыкально-педагогическое образование: проблемы и перспективы развития». В ней принимали участия преподаватели музыкальных школ, учреждений дополнительного образования, музыкальных училищ и вузов г. Москвы, Казани, Московской области и др., они делились опытом, знакомили участников конференции со своими презентациями, читали доклады, проводили круглый стол и мастер-классы. Педагог центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (г. Москва) В.Д. Набока прочитала доклад «Сценическое волнение и методы его преодоления», «Мнемотехника с детьми дошкольного возраста», был зачитан М.В. Воробьевой, музыкальным руководителем муниципального бюджетного образовательного учреждения №50 г. Ижевска (Удмуртия), А.Л. Окладникова, преподаватель и концертмейстер государственного бюджетного профессионального учреждения города Москвы «Академия

джаза» подготовила доклад: «Особенности работы преподавателя и концертмейстера в музыкальных классах МГДМШ имени В.М. Блажевича на базе Пансиона Воспитанниц Министерства Обороны России» и др.

Атмосфера, которая была создана на Международном музыкальном фестивале «ELITE», - реальная возможность словом и делом помочь педагогам-музыкантам стать лучше, совершеннее, получить шанс достичь больших высот профессионального мастерства, уровня профессиональной компетентности. Это и есть главный результат фестиваля «ELITE». Фестиваль «ELITE» - это один из инструментов повышения профессионального мастерства педагогических кадров, который позволял добиться динамики личностного развития педагогов-музыкантов, сформировать у них самостоятельность, ответственность, креативность, структуру интересов и ценностей, умения самовыражаться.

Этот фестиваль являлся временем глубокого «погружения в творчество» [6] и пространством, в котором были созданы почти совершенные условия для раскрытия творческой самореализации воспитанников и творческого потенциала педагога-музыканта формирования его творческой самореализации, компетентности: «в жизнедеятельности творческих коллективов всегда на одном из первых мест находятся лагерные сборы, поездки, экспедиции. Круглосуточное пребывание объединенных общими усилиями детей и взрослых на природе обеспечит создание воспитательной системы, связывающей воедино творчество, общение, досуг, труд, отдых» [6, с. 106].

В рамках фестиваля была организована музыкально-исполнительская школа. Летняя музыкально-исполнительская школа занимала большое место в жизни учащихся и их родителей, а также педагогов. Ученики не только жили, отдыхали, участвовали в различных мероприятиях, они разучивали новый репертуар, совершенствовали свое исполнительское мастерство, игру в ансамбле, вместе учились играть в оркестре. Итогами работы школы стал ряд концертов, в том числе в концертном зале Королевского дворца Николы I в г. Бар, Краеведческом музее города - месте проведения национальных фестивалей, на главной площади в г. Цетине. Также был организован отдых на берегу Адриатического моря и культурная, экскурсионная программа, знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями Черногории (г. Будва, Котор, Ульцин, Старый Бар).

Выводы. Таким образом, преимущество Международного музыкального фестиваля заключалось: в возможности творческой самореализации и формирования профессиональной компетентности педагогов-музыкантов; в возможности тесного контакта педагога-музыканта с воспитанниками и их родителями, коллегами: в различных ситуациях - в быту, во время учебы, на досуге; в обмене опытом в атмосфере общения с педагогами и родителями близкой направленности, что способствовало повышению профессионального мастерства; в необходимости за ограниченное количество дней сделать большой объем работы; в возможности создания серии «ситуаций успеха» [1] и предотвращения «ситуаций неудач» [1], а также использования этих ситуаций для разработки новых образовательных программ, методических рекомендаций, реализации новых творческих находок в профессионально-педагогической деятельности.

Были намечены дальнейшие перспективы развития международного музыкального фестиваля «ELITE», включающие активизацию сотрудничества с музыкальными образовательными учреждениями Черногории, проведение международного конкурса исполнительского мастерства учащихся, студентов и педагогов-музыкантов, участие в концертных программах профессиональных музыкантов, выступление ансамблей, оркестров и др., дальнейшая организация и проведение международной научно-практической конференции, где планировалось бы обсуждение итогов и перспектив развития системы дополнительного профессионального образования педагогов в сфере культуры и искусства в России и странах Западной Европы, вопросы межкультурной интеграции и возможности расширения творческих связей России и Черногории.

Аннотация. Педагогическое творчество как процесс решения педагогом многообразных педагогических задач в обучении, отражает общую логику творческого процесса, вскрытую психологической наукой. Анализ практической ситуации и формулирование самой педагогической задачи, планирование способов и средств решения поставленной задачи, практическая реализация разработанных планов, контроль и оценка полученных результатов с точки зрения эффективности развития творческих способностей ученика, являются движущей силой самопознания, самообразования, саморазвития и самореализации его творческого потенциала.

Ключевые слова: педагог-музыкант, профессиональная компетентность, музыкальный фестиваль, дополнительное профессиональное образование.

Annotation. Pedagogical creativity as a process of solving various pedagogical tasks by a teacher in training reflects the General logic of the creative process, revealed by psychological science. Analysis of the practical situation and formulation of the pedagogical task itself, planning ways and means of solving the task, practical implementation of the developed plans, monitoring and evaluating the results obtained in terms of the effectiveness of the development of creative abilities of the student, are the driving force of self-knowledge, self-education, self-development and self-realization of his creative potential.

Keywords: teacher-musician, professional competence, music festival, additional professional education.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: ACT: Астрель, 2010. - 671 с.

2. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера - Москва, 2019.

3. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2016. № 4 (36). С. 11-18.

4. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 66-69.

5. Дедюхина, О.В. Реализация профессионального потенциала педагогов в работе с воспитанниками младшего школьного возраста // Начальное образование - М.; 2014 - Т.4 - №3 - С. 24-29

6. Дедюхина, О.В. Персонифицированный образовательный маршрут педагога-музыканта // Дискуссия - Екатеринбург; 2015 - №1 - С. 101-106

7. Дедюхина О.В. Художественно-эстетическое воспитание и обучение детей в процессе освоения игры на блокфлейте в учреждении дополнительного образования (на примерах репертуарных сборников И.Ф. Пушечникова) // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 220-222.

8. Караковский, В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика воспитательных систем. / Под ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

УДК 371.71

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

студент Джафарова Эльмира Эльчин кызы Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Важнейшим приоритетом в жизни общества и каждого конкретного человека является здоровье. На данном историческом этапе общество наблюдает тенденцию, которая направлена на ухудшение здоровья: увеличение болезней, расширение групп риска, снижение уровня рождаемости и сокращение продолжительности жизни. Здоровье нации является одним из условий благополучного развития государства [3, с. 7]. В современных условиях жизни общества, здравоохранение разрабатывает меры по профилактике заболеваний, а также по обеспечению условий, способствующих укреплению здоровья населения.

Однако залог здоровья все же заключается в понимании самим человеком необходимости его укрепления, посредством развития тех физических возможностей, которыми его наделила природа. Понимание человеком того, что состояние здоровья, в первую очередь, зависит от него самого, является основополагающим фактором для формирования и соблюдения здорового образа жизни.

Изучением вопросов формирования здорового образа жизни в детской среде занимались Н.М. Амосов, Н.А. Ананьева, И.И. Брехман, П.А. Виноградов и другие исследователи.

Изложение основного материала исследования. Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучие, а не отсутствие физических дефектов и болезней (согласно Уставу Всемирной организации здоровья). Исходя из определения здоровья, определяются его компоненты:

1. Физическое здоровье - развитие органов и систем организма;

2. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека;

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, состояние общего душевного комфорта;

4. Нравственное здоровье - система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе [4, с. 10].

Согласно определению Всемирной организации здоровья (ВОЗ), здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ) -поведение и мышление человека, которое обеспечивает ему охрану и укрепление здоровья; это индивидуальная система привычек, обеспечивающая необходимый уровень жизнедеятельности.

Формирование здорового образа жизни является, прежде всего, воспитательной задачей, так как ЗОЖ формируется обществом или же средой, в которой живет человек. Будучи явлением социальным, ЗОЖ имеет такие социальные принципы, без которых его реализация невозможна: нравственность, самоорганизация, способность к самоограничению, сила воли, эстетичность [1, с. 9].

Здоровый образ жизни заключает в себе следующие компоненты:

1. Физическая (двигательная) активность - обязательный компонент здорового образа жизни, который раскрывается в правильном сочетании различных физических нагрузок, необходимых человеку в любом возрасте. В рамках школьного обучения данный компонент реализуется в больше части на системных занятиях физической культурой, где двигательная активность направляется на укрепление здоровья ребенка, а также на его гармоничное и всестороннее развитие.

2. Рациональное питание - своевременное и правильно организованное снабжение организма качественно приготовленной и питательно пищей, содержащей оптимальное количество пищевых веществ, необходимых для его полноценного развития и функционирования. Так, в школах реализуются основные медико-биологические требования по организации питания школьников:

- рацион обучающихся должен состоять из завтрака (обеспечивает 20-25% суточной потребности в энергии) и обеда (30-35%);

- рацион в учебном учреждении должен быть щадящим и по способу приготовления, и по химическому составу;

- рационы должны быть дифференцированы по своей энергетической ценности, содержанию витаминов, белков, жиров и микроэлементов в зависимости от возраста обучающихся;

- обязательное соблюдение режима питания, который характеризуется наличием завтрака перед уходом ребенка в школу (реализуют родители), второго завтрака в школе (около 10-11 ч.), обеда (в школе или дома), полдника и ужина (не позднее, чем за 2 часа до сна) [5, с. 17].

3. Отсутствие перенагрузок в учебном процессе. В первую очередь, это относится к необходимости во время урока поддерживать статическую позу, в то время как школьный возраст (особенно младший школьный возраст) характеризуется естественной двигательной активностью. Длительное поддерживание статической позы приводит к снижению работоспособности, снижению уровня функционирования высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.). С целью исключения перенагрузок педагоги реализуют на уроке принцип разнообразия видов деятельности, куда входят, в том числе, динамические игры и физкультминутки [7, с. 158].

4. Организация досугового времени с преобладанием двигательной активности - следующий важный и психо-физиологически обоснованный компонент здорового образа жизни, реализация которого вызывает бодрость и положительные эмоции.

5. Соблюдение правил личной гигиены. Данный компонент предполагает: соблюдение суточного режима, соблюдение гигиены тела, уход за одеждой и обувью каждый человеком в процессе его жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.