ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Н. А. Згшарева
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Работа представлена кафедрой естественнонаучного образования
Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Научный руководитель - доктор педагогических паук, профессор И. 10. Алексаитна
Феномен образовательной среды учреждения дополнительного образования детей может быть фактором, активно влияющим на процесс их профессионального самоопределения. Каждому воспитаннику предоставляется шанс использовать ресурсы образовательной среды на любой из возрастных ступеней в различных направлениях для того, чтобы он мог раскрывать тот «образ Я», который уже изначально содержится в нем самом, культивировать способность к поиску своего собственного профессионального выбора.
The phenomenon of educational environment of children's supplementary education institution can be a factor that actively influences their vocational self-determination. Each child is given a chance to use the educational environment's resources in order to discover the «I-image» and cultivate the ability to search for his/her own professional choice.
Удовлетворяя постоянно меняющиеся потребности детей и подростков, дополнительное образование расширяет пространство самореализации личности, развивает ее познавательный интерес в различных областях, формирует гуманистические ценностные ориентации, помогает овладевать различными способами деятельности.
Образовательная среда (ОС) учреждения дополнительного образования детей (УДОД) призвана помочь взрослеющему человеку найти себя, реализовать свои способности в различных областях, самоопределиться. В ходе исследования процесса профессионального самоопределения (ПС) воспитанников УДОД (которое проводилось в отделе «Эко-центр» Дворца творчества детей и молодежи Колггинского района СПб - ДТДиМ) стояла задача - выявить особенности процесса становления ПС на разных возрастных этапах и изучить возможности ОС как фактора влияния на этот процесс.
При планировании констатирующего эксперимента одной из задач было опре-
деление показателей профессионального самоопределения личности в среде дополнительного образования и согласованность их с компонентами ПС. С целью определения показателей компонентов профессионального самоопределения детей в среде УДОД был проведен контент-анализ эссе выпускников Экоценгра, посвященных влиянию дополнительного образования на их профессиональное самоопределение, который выявил следующие эмпирические показатели компонентов ПС:
Ценностный компонент:
1. Самооценка индивидуальных способностей, качеств и умений.
2. Осознание себя как человека успешного в жизни и профессии.
3. Готовность к самостоятельному выбору (области знаний, вида деятельности, форм работы, отношений и т. д.).
4. Способность к самосовершенствованию (работа над развитием собственного нравственного, интеллектуального и культурного уровня).
5. Способность к адаптации в различных условиях.
Когнитивный компонент:
1. Приобретение знаний об окружающем мире и мире профессий.
2. Представление о путях профессионального самоопределения.
3. Знакомство с системой учебных заведений в выбранной области.
4. Потребность в самообразовании.
5. Приобретение углубленных знаний в выбранной области.
Коммуникативно-деятелъностный компонент:
1. Проба сил в профессиональной деятельности.
2. Участие в раз;шчных видах деятельности.
3. Стремление к «профессиональному мастерству» в выбранной области (интересов, деятельности).
4. Умение самостоятельно найти помощников и консультантов. Способность к сотрудничеству.
5. Коммуникативная деятельность в различных социальных группах (воспитанники разных объединений, выпускники, педагоги, социальные партнеры, научные руководители, родители и т. д.).
Для определения сформированное™ и соотношения различных компонентов профессионального самоопределения воспитанников в образовательной среде УДОД проводился контент-анализ эссе воспитанников среднего и старшего школьного возраста на тему «Экоцентр и сфера моих будущих интересов» и анкетирование. Особенности профессионального самоопределения воспитанников УДОД разных возрастных групп определялись на основе их мотивов образовательной деятельности в УДОД (образовательных потребностей). Потребность порождает мотив, мотив ве-дег к действию, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и происходит усвоение личностью социального опыта, т. с. самоопределение (в том числе профессиональное).
Респондентами для анкетирования были выбраны три группы субъект ов образовательного процесса в УДОД. Это воспитанники УДОД младшей возрастной группы (7 10 лет), средней (11-13 лет) и старшей (14-17 лег).
На первом этапе в младшей возрастной группе (7-10 лет) воспитанники проходят пропедевтический этап знакомства с выбранной областью знаний и учатся проявить себя в различных видах деятельности, готовятся к самостоятельным принятиям решений в ситуации выбора в поле интересов на второй ступени (вьгбор объединения, педагога, форм работы, стиля общения, программы, проектов и конкурсов и т. д.).
В средней и старшей возрастных группах доля вьгбора выделенных компонентов несколько отличается. У подростков доминирует коммуникативно-деятельностный компонент, а в юности все три компонента ПС имеют близкий выбор (32,2, 31,0, 36,8%), т. е. практически равнозначны друг другу. Значительно возрастают когнитивные образовательные потребности в юношеском возрасте, так как старшеклассники начинают рассматривать допо.лнителъное образование как базу, предпосььлку будущей профессиональной деятельности.
Все основные образовательные потребности воспитанников были сгруппированы и соотнесены с компонентами ПС (табл. 1).
Многообразие всех средств ОС (образовательные программы и формы деятельности, оснащение и партнерские связи) в УДОД должны быть направлены на удовлетворение всех этих образовательных потребностей.
В результате констатарующего эксперимента были выделены области рассогласования у детей и взрослых установок (мотивов) на ПС воспитанников в образовательной среде УДОД.
На следующем этапе исследования была разработана модель процесса профессионального самоопределения личности в ОС
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Таблица 1
Образовательные потребности и компоненты профессионального самоопределения
воспитанников УДОД
Образовательные потребности Компоненты ПС
Развитие творческих способностей Ценностный
Развитие индивидуальных способностей
Самореализация
Коррекция недостатков развития
Са моутверждение
Удовлетворение познавательных интересов Когнитивный
Повышение уровня образованности
Оказание помощи в обучении в школе
Знакомство с областями знаний, не изучаемыми в школе
Содержательное проведение свободного времени, занятие любимым делом Коммуникативно-деятельностный
Обучение навыкам общения и сотрудничества с другими людьми
Подготовка к будущей профессии
Таблица 2
Соотношение проявления компонентов ПС в различных возрастных группах
Возрастная группа Компоненты профессионального самоопределения (доля выбора, %)
ценностный когнитивный коммуникативно-деятельностный
11-13 лет 38,0 16,4 45,6
14-17 лет 32,2 31,0 36,8
УДОД. Учитывались возможности обогащения образовательной среды за счет ее внутреннего и внешнего потенциалов, интеграция со школами района и другими образовательными учреждениями, для создания условий, призванных помочь воспитанникам в их профессиональном самоопределении. После внедрения модели, использования многообразия средств ПС, образовательных программ, потенциала социума и партнерского сотрудничества произошли изменения. Вся структура процесса ПС в ОС УДОД выстраивалась согласно принципам целостности, преемственности и вариативности. Это дает возможность создания условий для раннего формирования ПС (профессиональных намерений) воспитанников в ОС УДОД на пропедевтическом этапе (7-13 лет) и становления ПС на основном этапе (14-17 лет).
Модель процесса профессионального самоопределения личности в учреждении
дополнительного образования представлена в настоящем исследовании в виде целостной структуры, которая выступает в тесной связи ее основных структурных элементов: целеполагание; содержание и структура; образовательная деятельность; участники образовательного процесса и партнеры (см. рис. 1).
Положительные изменения, зафиксированные в ходе экспериментальной работы, приведены в таб. 3.
Проведенные исследования показали, что профессиональное самоопределение воспитанников в учреждении дополнительного образования детей будет эффективнее, а образовательная среда УДОД будет являться фактором их профессионального самоопределения (ценностный, когнитивный и коммуникативно-деятельностный компоненты) при осуществлении педагогического обеспечения, которое должно включать в себя:
Пенят Д) Воспитанник Семья
Целеполагание I
на уровне воспитанника
- знакомство с миром профессий
- приобретение
I,
опыта [Анализ
- формирование [профессий профессиональны^ намерений \
- использование !
возможностей \
[
социума |
!
Средства
КотитивныДАА1дио] ■, компонент \ /вшт^штш \ X компонент у
Проф. пробы
3 ступень
- формы и методы
- технологии
- оснащение
- УМК программ
Диагностика
12 ступень рташФшмш
Ш5мп
1 ступень Углубленная
МО Л»> 1
йсшупещ
Профильная
Ш1тт
Многоуровневая образовательная прогсамма'Шага в природ/
ЛроЛшшшл
Профсрентарованная ; программа ДТДиМ
"Каждый выбирает У
для.себя' И
Основной
Партнеры в системе образования
-д/сады, школы,
интернаты, д/дома -УДОД
- ЩТЮ, ДЭЦ
- ГорСЮТур
- Балтийский фонд защиты природы
- ВУЗы и колледжи -НИИ, АППО
Социальные партнеры
- Водоканал
- Ветстанция
- Эрмитаж
- Океанариум
- Зоопарк
- Ботсад
жп
-СМИ
Рис. 1. Модель процесса профессионального самоопределения личности в образовательной среде
удод
Таблица 3
Динамика выбора образовательной потребности - «подготовка к будущей профессии»
у разных категорий
Возрастная группа детей Доля выбора, %
Воспитанники Родители Педагоги УДОД
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
11-13 лет 55,4 64,0 34,0 56,0 38,0 60,0
14-17 лет 66,3 68,0 39,0 62,0 42,0 88,0
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
• формирование мотивации всех субъектов образовательного процесса (воспитанников, их родителей, педагогов), направленной на процесс профессионального самоопределения личности ребенка;
• расширение возможностей выбора у воспитанников за счет вариативности программ, направлений, подходов, технологий, форм и методов работы на любом эта-
пе процесса ПС (пропедевтическом и основном);
• активное использование возможностей социума в процессе ПС;
• готовность педагогов и детей к организации и совершенствованию развивающей образовательной среды на основе принципов целостности, вариативности, преемственности.