Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КАРЛ РОДЖЕРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сараева Оксана Николаевна, Литвинова Жанна Борисовна

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования, созданию образовательной среды «центрированной» на личности обучающегося, согласованной со взглядами известного американского психотерапевта Карла Роджерса. В статье авторы приводят подробное описание характеристик образовательной среды и ее компонентов, содержащей необходимые психолого-педагогические условия для проявления эмоционально-смысловых и коммуникативных возможностей личности обучающегося. Оценка эффективности авторской модели была проведена на основе методики выявления эмоционального отношения обучающихся к понятию «школа» (автор О.И. Кочеткова, В.А. Ясвин, модификация Ж.Б. Литвинова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сараева Оксана Николаевна, Литвинова Жанна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF EMOTIONAL, SEMANTIC AND COMMUNICATIVE CAPABILITIES OF THE INDIVIDUAL

This article is devoted to the actual problem of modern education, the creation of the educational environment "focused" on the student's personality, corresponding to the views of the famous American psychotherapist Carl Rogers. In the article, the authors give the detailed description of the characteristics of the educational environment and its components, containing the necessary psychological and pedagogical conditions for the manifestation of the emotional, semantic and communicative capabilities of the student's personality. The evaluation of the effectiveness of the author's model was carried out on the basis of the methodology for identifying the emotional attitude of students to the concept of "school" (author O.I. Kochetkova, V.A. Yasvin modification of Zh.B. Litvinova).

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ»

тивации интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни» : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань, 2018. -Т.2. - С. 101-102.

3. Зайнуллин, Ш.Р. Эффективная методика развития у студентов физических качеств силы и скорости с использованием тренажеров / Ш.Р. Зайнуллин, К.Б. Тумаров, А.Р. Давлятчина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, - 2020. - № 4 (182) - С. 172-175.

4. Тумаров, К.Б. Характеристика спортивной культуры, личности и общества / К.Б. Тумаров, А.Н. Кудяшева, Н.Х. Кудяшев // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-7. - С. 447-454.

REFERENCES

1. Akmaletdinov, R.A., Kuznetsov, A.S., Shemuratov, DF. and Shemuratov, F. A. (2018), "Inertia-free speed-power simulators as a means of prevention and rehabilitation of the human musculoskeletal system", "Problems of the musculoskeletal system in athletes": collection of materials of the International Scientific and Practical Conference, Volgograd, pp. 4-6.

2. Akmaletdinov, R.A., Demidov, V.A., Ostrovsky, E.V. and Shemuratov, F. A. (2014), "Multifunctional simulators of the line "Heyvus": practical aspects of use, "The need to motivate the population's interest in physical culture and sports, the formation of a healthy lifestyle": materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Kazan, p. 101-102.

3. Zainullin, Sh. R.., Tumarov, K. B and Davlyatshina A.R (2020), "The influence of non-inertia speed and weightmachines on the development of students' speed and strength qualities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), рp. 172-175.

4. Tumarov, K.B., Kudyasheva, A.N., Kudyashev, N.Kh. (2016), "Characteristics of sports culture, personality and society", Problems of modern teacher education, No. 52-7, pp. 447-454.

Контактная информация: akuna2005@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2021

УДК 378.147.88

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Оксана Николаевна Сараева, кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет», Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Жанна Борисовна Литвинова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования, созданию образовательной среды «центрированной» на личности обучающегося, согласованной со взглядами известного американского психотерапевта Карла Роджерса. В статье авторы приводят подробное описание характеристик образовательной среды и ее компонентов, содержащей необходимые психолого-педагогические условия для проявления эмоционально-смысловых и коммуникативных возможностей личности обучающегося. Оценка эффективности авторской модели была проведена на основе методики выявления эмоционального отношения обучающихся к понятию «школа» (автор О.И. Кочеткова, В.А. Ясвин, модификация Ж.Б. Литвинова).

Ключевые слова: личностно-центрированный подход, Карл Роджерс, образовательная среда, компоненты образовательной среды.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p359-362

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF EMOTIONAL, SEMANTIC AND COMMUNICATIVE CAPABILITIES OF THE INDIVIDUAL

Oksana Nikolaevna Saraeva, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Baikal State University, Irkutsk; Zhanna Borisovna Litvinova, the candidate of pedagogical scienses,

senior lecturer, Kuban State University, Krasnodar

Abstract

This article is devoted to the actual problem of modern education, the creation of the educational environment "focused" on the student's personality, corresponding to the views of the famous American psychotherapist Carl Rogers. In the article, the authors give the detailed description of the characteristics of the educational environment and its components, containing the necessary psychological and pedagogical conditions for the manifestation of the emotional, semantic and communicative capabilities of the student's personality. The evaluation of the effectiveness of the author's model was carried out on the basis of the methodology for identifying the emotional attitude of students to the concept of "school" (author O.I. Kochetkova, V.A. Yasvin modification of Zh.B. Litvinova).

Keywords: person-centered-approach, Carl Rogers, educational environment, components of the educational environment.

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная среда эмоционально-смысловых и коммуникативных возможностей личности ставит перед собой задачу не только развить личность обучающегося, но и сформировать его эмоциональную сферу, приобрести устойчивость к стрессорам, укрепить здоровье [2], уверенность в себе и упрочнить приятие себя как личности с позитивной «Я»-концепцией, научиться позитивному отношению к окружающему миру и принятию других как личностей, развить мотивацию самоактуализации как достижения конечной точки личностного роста, что в большей степени удовлетворяет современным требованиям общества и учитывает интересы и склонности личности каждого обучающегося.

МЕТОДИКА

Образовательное учреждение (школа или Вуз) моделирующее образовательную среду на основе приоритета эмоционально-смысловых и коммуникативных возможностей личности обучающегося [1, 3] и концепции личностно-центрированного подхода -это учреждение, стремящееся создать благоприятные условия для взаимодействия субъектов образования, предоставляющее им полную свободу выбора образовательных альтернатив, содержащих возможности для личностного роста и самоактуализации.

Субъекты среды (педагог, имеющий гуманистическую педагогическую позицию, положительную «Я-концепцию», адекватную самооценку, владеющий методами субъект-субъектных взаимоотношений, развивающий коммуникативные и организаторские способности у обучащийся)

Социальный компонент (благоприятный «психологический климат», комфортная «психологическая атмосфера», доверительный «психологический настрой группы», оптимистичный «эмоциональный настрой коллектива»)

Образовательная среда и ее компоненты

Пространственно-предметный компонент

(окружающая обстановка эмоционально насыщенная и яркая, легко подстраивающаяся под потребности обучающегося, стимулирующая внутренний познавательный интерес и предоставляющая возможности осуществления различных форм образовательной деятельности)

Психо-дидактический компонент (гуманистические образовательные технологии, личностно-центрированные формы и интерактивные методы

образования, стимулирующие активность, самостоятельность, ответственность обучающихся)

Рисунок 1 - Характеристики компонентов образовательной среды

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Настоящее исследование организовано в рамках непосредственной педагогической деятельности авторов исследования при проведении занятий по дисциплинам «Управле -ние личной эффективностью», «Стратегический менеджмент», «Стратегический маркетинг», «Управление проектами», «Введение в теоретическую физику». Для эффективной

реализации в образовательной среде идей «личностно-центрированного подхода» необходимо не только создать определенные психолого-педагогические условия, но и при ее проектировании необходимо заложить в ее основу принципы свободы, самостоятельности, ответственности. Социальный компонент, характеризующийся как неблагоприятный и некомфортный, может привести к остановке личного роста, т.к. обучающийся, столкнувшись с непониманием окружающих или с собственной внутренней слабостью и неуверенностью, может отказаться от желания проявить себя в коллективе и самоактуализироваться. Пространственно-предметный компонент для обеспечения свободы выбора различных путей индивидуального развития личности должен обладать определенной степенью насыщенности, вариативности, внутренним разнообразием, быть гибким, управляемым, комфортным предоставлять личности возможность свободно перемещаться во всех измерениях пространства и легко подстраиваться под цели образования. Образовательная среда эмоционально-смысловых и коммуникативных возможностей личности не требует большого количества учебной литературы и пособий, дорогостоящего учебного оборудования и демонстраций, аудиовизуальных средств обучения, кроме персонального компьютера.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка эффективности внедрения концептуальных идей личностно-центрированного подхода и реализации авторского подхода к созданию образовательной среды осуществлялось на основе методики выявления эмоционального отношения обучающихся к понятию «школа» (в нашем исследовании «образовательная среда») по шкале «нравится - не нравится» (автор О.И. Кочеткова, В.А. Ясвин, модификация Ж.Б.Литвинова) позволила заключить следующее. В таблице 1 и на диаграмме 1 представлена позитивная динамика (демонстрирующая результативность экспериментальной работы авторов) эмоционального восприятия обучающимися субъектов образовательной среды - педагогов (на 19%)и обучающихся (на 16%), образовательного процесса, включающего психо-дидактический компонент (на 17%), школьных помещений и оборудования (на 4%) т.е. ее пространственно-предметного компонента.

Таблица 1 - Динамика эмоционального восприятия обучающихся понятия «образовательная среда» и ее компонентов_

Элементы понятия «образовательная среда» \ Диагностика Компоненты отношения(эмоциональный компонент), %

Обучающиеся Педагоги Образовательный процесс Помещение и оборудование

Исходная 39 48 56 67

Итоговая 58 64 73 71

71

67 73

56 64

48

39 59

Исходная Итоговая

Обучающиеся ■ Педагоги ■ Образовательный процесс ■ Помещение и оборудование

Рисунок 2 - Динамика эмоционального восприятия обучающихся понятия «образовательная среда» и ее

компонентов

ВЫВОДЫ

По итогам экспериментальной работы обучающиеся отмечают, что опыт сотрудничества с другими субъектами образования был успешным (для 58% с обучающимися и для 64% с педагогами), они считают их приятными, симпатичными, развитыми личностями, а педагогов еще и высококвалифицированными профессионалами. В ходе учебных занятий и совместных мероприятий 73% обучающихся испытали положительные эмоции и результативно взаимодействовали, 71% считают помещение и оборудование комфортным и уютным. Особенностью образовательной среды эмоционально-смысловых и коммуникативных возможностей личности является его открытость для субъектов образования, позволяющая им не только иметь необходимую информацию (информирование об успешности обучения, индивидуальные консультации, но и принимать участие в выработке управленческих решений и их реализации, вовлечение субъектов образования в жизнь образовательного учреждения, привлечение к участию в решении образовательных проблем, проведению совместных воспитательных и здоровье укрепляющих мероприятий).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бражникова, А.Н. Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала / А.Н. Бражникова, А.А. Зюзя // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 6(76). - С. 12-16.

2. Внедрение кроссфита в образовательный процесс вуза / Н. В. Казанцева, В. С. Казанцев, Е. В. Глазова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6(172). -С. 105-108.

3. Татаринов, К. А. Принципы саморазвития личности / К. А. Татаринов, А.Ф. Зверев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, - № 2 (31). - С. 99-102.

REFERENCES

1. Brazhnikova, A.N. (2011), "Empathy as one of the components of the morality of a future professional", Uchenye Zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (76), pp. 12-16.

2. Kazantseva, N.V. (2019), "Introduction of crossfit into the educational process of the university", Uchenye Zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6(172), pp. 105-108.

3. Tatarinov, K. A. (2020), "Principles of self-development of personality", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, No.2(31), pp. 99-102.

Контактная информация: litv-zhanna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2022

УДК 355.233

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИИ

Евгений Григорьевич Светличный, кандидат педагогических наук, директор, Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Ялта; Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград; Евгений Александрович Хенцинский, преподаватель, Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации г. Симферополь; Владимир Витальевич Хорольский, кандидат педагогических наук, доцент, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону; Александр Александрович Белецкий, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.