Научная статья на тему 'Образовательная роль информационных ресурсов Омского регионального центра Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина'

Образовательная роль информационных ресурсов Омского регионального центра Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES / БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / СТУДЕНТ / STUDENT / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ляхова В. А.

В статье рассматриваются изменения в доступе к ресурсам, которые предлагаются читателям в Омском региональном центре Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Отмечается роль библиотек в развитии научных компетенций студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ляхова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ROLE OF INFORMATION RESOURCES OF OMSK REGIONAL CENTER OF THE PRESIDENT ELTSIN LIBRARY

The article touches upon dynamics in approach to resources provided to its visitors by Omsk Regional Center of The President Eltsin Library. The role of libraries in developing students research competence is underlined.

Текст научной работы на тему «Образовательная роль информационных ресурсов Омского регионального центра Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина»

УДК 378

В.А. Ляхова, V.A. Lyahova, e-mail: sidorova.vera@mail.ru

БУК Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина, г. Омск, Россия Pushkin State Regional Scientific Library, Omsk, Russia

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОМСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. Б.Н. ЕЛЬЦИНА

EDUCATIONAL ROLE OF INFORMATION RESOURCES OF OMSK REGIONAL CENTER OF THE PRESIDENT ELTSIN LIBRARY

В статье рассматриваются изменения в доступе к ресурсам, которые предлагаются читателям в Омском региональном центре Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Отмечается роль библиотек в развитии научных компетенций студентов вуза.

The article touches upon dynamics in approach to resources provided to its visitors by Omsk Regional Center of The President Eltsin Library. The role of libraries in developing students research competence is underlined.

Ключевые слова: информационные ресурсы, библиотека, студент, научная деятельность

Keywords: information resources, library, student, research

В современном быстроразвивающемся обществе все острее проявляется проблема получения и обновления новых знаний как движущей силы прогресса, быстро, доступными путями и с наименьшими затратами. И в этом процессе всеми признается возрастающая роль информационно -коммуникационных технологий. Исследователями были выявлены позитивное влияние использования ИКТ на продуктивность научной деятельности и устойчивая тенденция к увеличению доли компьютерных сетей в системе коммуникаций [2, 137; 4]. По мнению ученых, ИКТ повышают эффективность, расширяют угол зрения и круг интересов исследователей, что очень важно для научной работы [2, 133]. Актуальным для развития научных знаний остается доступ к диссертациям и авторефератам [1, 156].

Модернизация коснулась и такой, достаточно консервативной, организации, как библиотека. По старой памяти, зная, что различную информацию можно найти в библиотеке, читатели приходят сюда за таковой, представленной в новых форматах, на электронных носителях. Поэтому и сотрудники осваивают новые технологии, чтобы содействовать читателям в поиске необходимой информации среди всего разнообразия представленных ее носителей.

В учебных заведениях также осознают необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения. В настоящий момент задачи создания электронных библиотек стоят уже не только перед вузами, но и перед средними учебными заведениями. В некоторых омских вузах уже существуют электронные библиотеки (ОмГТУ, СибГУФК, ОмГМА), в других используются электронные библиотечные системы и прочие электронные ресурсы. Ситуация с электронными библиотеками ссузов не так радужна, но сотрудники библиотек понимают всю серьезность и необходимость их создания, использования новых информационных технологий в процессе обучения студентов [3].

К сожалению, немногие студенты стремятся к повышению уровня своей коммуникативной культуры, однако исследователи отмечают, что за время обучения они должны пройти в развитии своих научных коммуникаций от уровня межличностного общения до уровня национальной научной среды, а, впоследствии, и до международного уровня [5 - 8]. И помочь в этом студентам могут не только библиотеки учебных заведений. Сегодня в Омской государственной областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина кроме работы с интернет-ресурсами предоставляется возможность бесплатного беспроводного доступа к сети Интернет и проведения семинаров и мастер-классов с использованием оборудования библиотеки. Кроме того в отделе «Омский региональный центр доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина» обеспечивается доступ к порталу Президентской библиотеки - электронной библиотеки, расположенной в Санкт-Петербурге, которая собирает и хранит в электронно-цифровой форме печатные и архивные материалы, аудиозаписи, видео- и иные материалы, отражающие многовековую историю российской государственности, теории и практики права, а также русского языка, как государственного языка Российской Федерации [9].

Ресурсы Президентской библиотеки по большей части гуманитарные (история, культурология, филология, право). На портале представлены как электронные книги, так и записи видеолектория «Знание о России», материалы проводившихся конференций, видеоэкскурсии, документальные фильмы на историческую тематику. Заседания видеолектория транслируются на портале Президентской библиотеки в прямом эфире. Трансляция лектория в режиме видео-конференц-связи в стенах Омского регионального центра Президентской библиотеки позволяет желающим принимать участие в качестве зрителей и участников возможной дискуссии. Такие формы информационно-коммуникационных технологий становятся все более популярны, организаторы лекций стремятся привлекать слушателей не только своего учебного заведения или даже города, но и других регионов страны.

Электронные копии изданий библиотек, архивов, представленные на портале Президентской библиотеки, по большей части не были ранее доступны широкому кругу читателей. Искать книги на портале можно не только через электронный каталог библиотеки, но и воспользовавшись функциями поиска и расширенного поиска. По некоторым темам удобнее воспользоваться поиском через коллекции, представленные здесь же. Существует несколько крупных пополняющихся коллекций с разделами, среди которых четыре базовые цифровые тематические собрания: «Территория России», «Государственная власть», «Российский народ», «Русский язык». Таким образом, исследователь, заходя в выбранный им раздел коллекции, видит список доступных для просмотра изданий. Один из разделов каждой крупной коллекции содержит список тематических интернет-ресурсов, на которых также можно найти необходимую для исследования информацию.

За 2009-2013 гг. портал Президентской библиотеки посетило несколько миллионов удаленных пользователей. Доступность ресурса обеспечивается также посредством 60 электронных читальных залов, открытых в федеральных и региональных учреждениях культуры и образования, а также за пределами Российской Федерации на базе российских центров науки и культуры [9].

В своей концепции Президентская библиотека ставит задачи не только в области культуры, науки, государственной власти и управления, но и в области образования. Это и поддержка научно-образовательных и образовательно-просветительских проектов в области истории, теории и практики российской государственности, русского языка как государственного языка Российской Федерации, ориентированных на использование ресурсов и технологий общегосударственного хранилища; и создание образовательного мультимедийного контента; и организация публичных научно-образовательных и научно-практических мероприятий по распространению передового опыта хранения информационных ресурсов и доступу к ним в электронной среде; и поддержка школьных и студенческих конкурсов и олимпиад, связанных с поиском информации в электронных библиотеках и направленных на повышение информационной грамотности. Многие проекты библиотеки направлены именно на студентов, из этого можно заключить, что понимание необходимости взаимодействия библиотек и образовательных учреждений присутствует и в национальной библиотеке.

В Омском региональном центре Президентской библиотеки предоставляется доступ к электронным ресурсам, транслируются мероприятия национальной библиотеки, проводятся мероприятия совместно с омскими вузами (например, круглые столы «Актуальные проблемы избирательного права», 06.12.2012; «Проблемы реализации конституционного права на защиту» 03.03.2013, проведенные совместно с кафедрой государственного и муниципального права юридического факультета ОмГУ имени Ф. М. Достоевского; Всероссийская научная конференция, посвященная 68-й годовщине Победы в ВОВ 14.05.2013).

Несмотря на положительные тенденции, отмеченные выше, библиотеки вынуждены конкурировать с другими информационными каналами. Это усиливает потребность в использовании ИКТ, электронных книг, визуальных- и аудиоматериалов, необходимость освоения электронных ресурсов. Таким образом, можно увидеть, что библиотеки также внедряют в свою деятельность ИКТ, столь важных сегодня в науке и образовании, и помогают читателям в их использовании.

Библиографический список

1. Богданова И.Ф. Онлайновое пространство научных коммуникаций / И.Ф. Богданова // Социология науки и технологий. - 2010. - Т. 1. - № 1. - С. 140-161.

2. Мирская Е.З. Новые информационно-коммуникационные технологии в российской академической науке: история и результаты / Е.З. Мирская //Социология науки и технологий. - 2010. -Т. 1. - № 1. - С. 126-139.

3. Тенденции развития библиотечно-информационных ресурсов Омской области : материалы региональной научно-практической конференции 11-12 декабря 2012 г. / М-во культуры Ом. обл., Ом. гос. обл. науч. б-ка имени А. С. Пушкина. - Омск, 2012. - 187 с.

4. Тихонова Л.Н. Система научных коммуникаций и библиотеки / Л.Н. Тихонова [Электронный ресурс] - URL: http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2006-3/11.pdf.- Дата обр.: 30.03.2014 г.

5. Федорова М.А. Развитие научных коммуникаций в современном техническом университете: монография. - Новосибирск, СО РАН, 2014. - 172 с.

6. Федорова М.А. Развитие системы научных коммуникаций в техническом вузе // Вестник ИрГТУ. - 2012. - № 8. - С. 362-366.

7. Федорова М.А. Создание реферативной среды как условие развития научной коммуникации // Вестник СибАДИ. - № 1 (19). - 2011. - № .1 - 100 с. - С. 96-99.

8. Fedorova Maria The development of young researchers' communication skills (глава коллективной монографии)// Modern approaches to LSP: selected issues in teaching adults at higher educational level. Monograph- Poland. - May, 2013. - C. 19-33.

9. URL: http://www.prlib.ru/Pages/about.aspx. - Дата обр.: 15.03.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.