Алексей Александрович Демидов
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ДОСТУПА К СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ РОССИЯН
Создаваемая в России Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, по мнению автора, должна стать главным звеном в формировании национальной идеологии и политики, а также способствовать сохранению и развитию духовно-нравственного потенциала русского общества. Это может быть достигнуто при межведомственном сотрудничестве библиотеки со структурами власти и институтами гражданского общества (законодательством, юриспруденцией, религиозными центрами и т. д.). В работе подробно рассмотрены направления развития Президентской библиотеки.
Ключевые слова: Президентская библиотека, роль библиотек в социуме, взаимодействие
библиотек с институтами власти.
Следует отметить, что заведения, подобные создаваемой сегодня в России Президентской библиотеке, во многих странах мира не только давно и успешно выполняют функции публичного информационно-библиотечного, аналитического, методического и методологического обеспечения институтов государства (а также структур гражданского общества и бизнес-сообщества в сфере своей прямой компетенции), но с построением информационного общества и общества знаний становятся проводниками идеологии и политики практически по всему спектру реализуемых главой государства конституционных полномочий как внутри страны, так и за ее пределами.
Зачастую к Президентской библиотеке переходят некоторые функции организационно-правового характера, особенно в части организации коммуникационного процесса президентских структур с населением, в первую очередь в части так называемой «обратной связи». Библиотека Конгресса США с сетью депозитарных библиотек и Президентская библиотека Республики Беларусь с публичными центрами правовой информации, созданными на базе публичных библиотек государства, могут рассматриваться как примеры реализации подобной политики.
Являясь практически национальными центрами по реализации политики доступа к социально значимой информации на государственных языках и языках народов, проживающих на территории страны, президентские библиотеки фактически выступают навигаторами по всем видам существующих социально-экономических отношений. Называясь библиотеками, они ориентированы также на архивные, музейные, театральные и иные направления в области культуры и искусства.
Будучи логически связанными с библиотечными сетями учреждений от дошкольного до послевузовского образования, президентские библиотеки охватывают всю проблематику образования, а также науки. В условиях развития экономики, основанной на знаниях, такие заведения становятся узловыми партнерами экономических и финансовых структур в сохранении, продвижении и предоставлении открытой информации в инновационной, инвестиционной и иных сферах, в формировании политики устойчивого развития своих стран.
Библиотеки России, начиная с монастырских, традиционно были не только хранилищами и источниками распространения книжности и грамотности, но и центрами духовно-нравственного и патриоти-
ческого воспитания. Поэтому следует серьезно задуматься о восстановлении этой функции и на современном этапе.
В мире существуют четыре универсальных регулятора социальных отношений - мораль, обычаи, религия и право. И грань между многообразными этическими кодексами, кодексами профессиональной этики, обычаями делового оборота и даже так называемым «моральным кодексом строителя коммунизма» в части нормативности этики всегда была довольно условной.
Сегодня наша страна возвращается к стандартному набору социальных регуляторов, где коммунистическая идеология вполне может и даже должна быть заменена на идеологию новой российской государственности, стержнем которой, наравне с правом, будут возрождаемые и развиваемые духовность и нравственность, закрепленные исторически сложившимися и новыми морально-этическими императивами, обычаями и устоями семьи, коллектива, общины, поселения, города, этноса, а также авторитетом традиционных религий.
Президентская библиотека в первую очередь должна выполнять функцию главного элемента в реализации политики доступа населения к официальной информации, лидера по формированию информационной и правовой культуры чиновников, бизнесменов, журналистов и т. д. Но, наравне с правовой (официальной) информацией, должна формироваться библиотечная политика и информационно-библиотечные фонды, ориентированные на поддержку и развитие морально-этических норм. Одна Президентская библиотека с этой всеобъемлющей работой не справится. Сегодня нужна разветвленная сеть каналов, центров, пунктов и точек доступа к социально значимой информации.
В этом контексте необходимо отметить, что одним из результатов Всероссийской научно-практической конференции
«Правовое наследие и современная юриспруденция: связь времен» (Москва, 24 мая 2007 г.) [1] стала рекомендация о целесообразности использования созданных на базе библиотек публичных центров правовой информации (ПЦПИ), а также создаваемых с 2002 г. центров общественного доступа (ЦОД) в качестве первичных элементов региональной сети Президентской библиотеки. Всероссийская конференция была организована Российской государственной библиотекой (РГБ) и Межрегиональным объединением публичных центров правовой информации. И генеральный директор РГБ, член Оргкомитета по созданию Президентской библиотеки В. В. Федоров включил это предложение в текст рекомендаций, внесенных от имени главной библиотеки страны.
Можно утверждать, что создание Президентской библиотеки по сути является объявлением государственных приоритетов формирования межведомственной, межконфессиональной, полиэтнической, но в первую очередь - российской информационной политики. В связи с этим развитие политики доступа к правовой и иной социально значимой информации в России, определение места библиотек и библиотечного сообщества в ее реализации переходят из сферы интересов одного ведомства - Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации - в сферу общенационального вектора с ярко выраженными межведомственными, многоуровневыми и многоаспектными приоритетами. Поэтому участие в данном процессе бизнес-сообщества, институтов гражданского общества, партий, конфессий и других форм самоорганизации населения становится реально необходимым.
Президент РФ в своем последнем Послании Федеральному Собранию уделил особое внимание вопросам поддержки развития библиотечных сетей, в том числе
школьных библиотек, и созданию библиотечных сетей на базе учреждений конфессионального образования, а также значимости духовно-нравственного воспитания. В связи с этим можно предположить, что на первый план должен выйти вопрос о координации деятельности библиотечных сетей, независимо от их ведомственной принадлежности - культуры, образования, обороны, науки, исполнения наказания и др.
Проблема дальнейшего развития сотрудничества публичных библиотек и библиотек системы образования, в первую очередь школьных, а также вузов и сузов, осуществляющих подготовку педагогов, юристов (в том числе ориентирующихся на правозащитную деятельность), журналистов и служителей конфессий, в развитии информационно-правового, этико-правового и духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения становится приоритетной как для государства, так и для общества.
Этот вопрос также важен для библиотечных и клубных учреждений силового блока, где проходящие службу военнослужащие, а также члены их семей должны иметь доступ к государственному контенту. Для указанных категорий правовая и иная социально значимая информация необходима как в ходе реализации их служебных функций, так и для гармоничного развития личностных характеристик - повышения общей, а особенно правовой и информационной культуры; вопросы поддержки и развития духовности и нравственности здесь также не должны остаться в стороне. То же самое касается и личного состава учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, а также лиц, содержащихся в местах исполнения наказания.
Вопрос о межведомственном сотрудничестве библиотек с другими институтами власти и гражданского общества в рамках реализации Послания Президента
можно рассматривать и еще в одном очень важном ракурсе. Предполагается, что Конституционный Суд РФ и Президентская библиотека займут разные крылья одного здания в Санкт-Петербурге. Подобное соседство позволяет говорить о возможности более эффективной реализации Конституции РФ в части выполнения президентом страны функций гаранта конституции, в первую очередь, гаранта соблюдения прав и свобод человека в свободном, демократическом, правовом государстве, а также их неразрывного сущностного содержания -обязанностей.
Представляется, что Конституционный Суд РФ и Президентская библиотека могут, а скорее всего должны стать партнерами по созданию и распространению информационно-библиотечных ресурсов, прежде всего официального и правового характера, на уровне регионов, муниципалитетов, а также за пределами страны - для соотечественников (по вопросам реализации конституционных прав граждан, иностранцев и лиц без гражданства).
Эти ресурсы сегодня важны не только для государства, но и для институтов гражданского общества. В их создании, актуализации и распространении должны участвовать не только конституционные, уставные, арбитражные, третейские суды, суды общей юрисдикции, мировые суды, российские структуры, связанные с Европейским Судом по правам человека и другими международными судебными институциями, и библиотеки, но также институты уполномоченных по правам человека, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, прокурорские структуры, Общественная палата Российской Федерации. Участие указанных структур в формировании информационно-ресурсной базы Президентской библиотеки сегодня не менее
важно, чем традиционная информационнобиблиотечная деятельность.
Исходя из изложенного, следует сказать, что участие Президентской библиотеки в формировании национальной идеологии и политики в рассматриваемых предметных областях может развиваться в следующих направлениях.
1. Содействие повышению правовой культуры населения.
В условиях реформирования российского общества особое значение приобретают перспективы развития личности и реализации ее прав и обязанностей. Эта проблема имеет не только познавательный, просветительский и образовательный характер, но и напрямую связана с практическим вопросом современного общества: каким путем пойдет Россия, и какая при этом роль будет отведена личности.
По результатам опросов у подавляющей части населения страны, и у молодежи в первую очередь, отсутствуют элементарные знания основных положений Конституции РФ и российского законодательства. Поэтому Президентская библиотека как самостоятельно, так и через сеть своих центров на базе библиотек и другие партнерские организации вполне могут участвовать в создании и распространении профильных информационных ресурсов и методик их использования.
Отдельным направлением деятельности здесь может стать повышение правовой культуры населения в связи с использованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения и ПО с открытым кодом в условиях реализации IV части Гражданского кодекса РФ, вступающей в силу с 2008 г.
2. Содействие повышению эффективности и качества этико-правового образования в системе общего и профессионального образования России, формирова-
нию гражданских и патриотических свойств личности.
Президентская библиотека через сеть своих филиалов может распространять информацию о лучших книгах и информационных ресурсах, а также об опыте сотрудничества органов управления культуры, образования, молодежной политики, средств массовой коммуникации, профильных общественных организаций (в первую очередь - правозащитных и молодежных) в рассматриваемой области.
В Санкт-Петербурге уже существует опыт сотрудничества библиотек, школ, педагогической науки, избирательной комиссии, общественных институтов и бизнес-сообщества в системном решении задач подготовки молодых граждан России с активной жизненной позицией, сформированной правовой и информационной культурой, способных к жизни в условиях информационного общества и общества знаний. Проект реализуется в формате интеграции деятельности и объединения возможностей школьных ресурсных центров этико-правового образования и центров правовой информации при активном участии детских публичных библиотек города.
Можно констатировать, что курс программы по созданию центров доступа к социально значимой информации и реализуемой при участии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в рамках создания региональной образовательной модели в школах города целостной системы этико-правового образования на воспитание гражданских и патриотических качеств молодых петербуржцев соответствует политике, заявленной Президентом России в Послании Федеральному Собранию в 2007 г. как в части духовно-нравственного воспитания, так и нового направления библиотечной политики, ориентированной на необходимость поддержки библиотечных сетей - от созда-
ваемой президентской до школьных. Данный опыт может более эффективно оформляться и распространяться через создаваемую сеть и, возможно, получит дальнейшее развитие.
3. Содействие развитию качественного юридического образования, его практической и социальной направленности.
Создание системы оказания бесплатной юридической помощи, которая устранит экономические препятствия для доступа малоимущих граждан к правосудию и обеспечит реальную возможность защиты ими своих прав, является сегодня актуальной задачей. Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, такая помощь оказывается бесплатно.
Но в ряде субъектов РФ к малоимущим относится пока более трети населения. К тому же в России еще не существует единой эффективной системы, обеспечивающей право малоимущих на получение бесплатной юридической помощи. Законодательство предусматривает оказание такой помощи в основном в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда.
В то же время вопросы необходимости координации деятельности государственных юридических бюро, «юридических клиник» и публичных центров правовой информации в связи с возникшими проблемами снижения качества подготовки специалистов в системе высшего и специального юридического образования России приобретают особое звучание. Сегодня деятельность государственных юридических учреждений, работающих в рамках деятельности юридических вузов по оказанию гражданам квалифицированной правовой и иной социально значимой помощи, и деятельность Первого центра правовой ин-
формации (ПЦПИ) по оказанию информационно-правовых услуг имеют и опыт, и положительные результаты.
ПЦПИ на базе «юридической клиники» юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета был открыт в 1994 г. Первая конференция в рамках Программы ПЦПИ «Участие библиотек в правовом воспитании населения и юридическом образовании» была проведена на базе юридического факультета СПбГУ в 1998 г. Во многих регионах страны, например в Кемеровской, Брянской областях, Пермском крае, уполномоченные по правам человека совместно с ведущими юридическими школами регионов и библиотеками реализуют политику «юридических клиник» на базе ПЦПИ публичных библиотек. Кемеровский опыт сегодня является наиболее удачным, в нем максимально используются новые информационные технологии, что делает его наиболее предпочтительным с точки зрения тиражирования.
Возвращаясь к заявленной Президентом РФ политике повышения духовнонравственной составляющей в сохранении и развитии государственности и общества и реализации ст. 48 Конституции РФ, нужно отметить создание «юридической клиники» на базе церкви св. Татьяны, реализованной юридическим факультетом Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова при участии и поддержке Русской Православной церкви. Развитие идеологии этого направления также возможно в рамках Оптинского форума, сопредседателем которого является Министр культуры и массовых коммуникаций РФ А. С. Соколов. 16 мая 2007 г. в рамках проведенного в министерстве совещания он поддержал эту инициативу Использование организационных, информационных и аналитических возможностей создаваемой Президентской библиотеки поможет скоординировать рабо-
ту в рассматриваемом направлении и увеличит ее эффективность.
4. Содействие повышению духовности и нравственности населения России.
Президент России заявил об этом в Послании Федеральному Собранию РФ в 2007 г. Данной проблематике посвящен реализуемый при участии Минкультуры России проект Оптинского форума «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». На форуме рассматриваются проблемы реализации духовнонравственных приоритетов во всех сферах жизни: экономике и предпринимательстве, науке и культуре, образовании, государственном управлении, общественной жизни, информационных отношениях. В рамках Форума-2006 была принята «Декларация о информационно-коммуникационных технологиях» [2], в которой особое внимание уделено тому факту, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются доминирующим фактором развития культуры в условиях техногенной цивилизации.
При построении информационного общества и общества знаний необходимостью становится сохранение и развитие таких свойств личности, как духовность, нравственность и мораль. По-новому нужно посмотреть на вопросы сохранения и развития культурного разнообразия и многоязычия, обычаев и традиций, а развитие ИКТ надо осуществлять с учетом сохранения и развития духовного наследия России.
В Декларации также отмечалось, что необходимо обеспечить повышение личной ответственности разработчиков и пользователей ИКТ за моральное изменение проектных решений на основе гармоничного сочетания мер государственного и общественного воздействия, а также обратить более пристальное внимание на опасность использования некоторых информационных средств и методов, противоречащих сло-
жившимся базовым принципам духовности, нравственности и морали.
В ходе подготовки ко II Оптинскому форуму его организаторами было принято решение о создании на базе Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского в рамках Программы ПЦПИ [1] центра доступа к социально значимой информации с акцентом на духовно-нравственном компоненте, и 21 мая 2007 г. в Калуге был открыт первый в России подобный центр. В мероприятии принял участие Председатель Оптинского форума - митрополит Климент. Новый ПЦПИ начал работать на базе Центра духовно-интеллектуального развития молодежи, созданного при КГПУ совместно с Калужской епархией Русской Православной церкви и Российским центром информации, культуры и технологий при содействии Межрегиональной общественной организации в поддержку Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
5. Содействие поддержке соотечественников.
Особым вопросом становится проблема направленности деятельности Президентской библиотеки вне границ РФ. Согласно поручению Президента, Министерством иностранных дел России подготовлен «Обзор внешней политики Российской Федерации» [Там же]. Он одобрен главой государства, позволяет дать комплексную оценку международной ситуации и текущего международного положения страны, сформулировать обоснованные рекомендации о дальнейших шагах в конкретных внешнеполитических направлениях с учетом реалий международной жизни, прогнозов развития глобальной ситуации и укрепившегося положения РФ.
Восстановление и развитие информационно-культурного присутствия России за рубежом обозначено в Отчете о качестве первоочередной задачи. Речь идет об уско-
рении процесса организации (на базе действующих представительств Росзарубеж-центра) региональных российских центров науки и культуры (РЦНК), обеспечивающих работу за рубежом, прежде всего в странах СНГ. Указанную в Обзоре МИД России информационно-культурную и иные информационно-библиотечные функции в рамках предполагаемой сетевой деятельности Президентской библиотеки на первом этапе могут взять на себя открываемые за пределами России с 2004 г. центры доступа к правовой и иной социально значимой информации.
Необходимость учета этого направления при создании первого центра в Ташкенте еще в 2004 г. одобрил митрополит Владимир, представляющий Русскую Православную церковь в Киргизии и Узбекистане. Для успешной реализации данного положения 6 июля 2007 г. Росзарубежцентр и Федеральная служба охраны РФ заключили Соглашение о взаимодействии при создании и обеспечении деятельности центров публичного доступа к правовой информации РФ при загранпредставительст-вах Росзарубежцентра.
6. Использование сетевого, содержательного и кадрового потенциала Программы ПЦПИ в разработке стратегии Президентской библиотеки.
Программу по созданию сети центров доступа к правовой информации на базе общедоступных библиотек с 1998 г. реализовывали Минкультуры России, Спецсвязь Федеральной службы охраны России (ранее - Федеральное агентство Правительственной связи и информации), органы власти субъектов Федерации под эгидой и в рамках реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Подобные центры существуют и успешно функционируют сегодня на базе практически всех федеральных, региональных и большинства крупных муниципальных библио-
тек. Всего в России по экспертным оценкам создано около 4 тыс. центров на базе библиотек, учебных заведений, органов власти, средств массовой коммуникации, учреждений исполнения наказания, военных госпиталей и прокуратур, иных частей и соединений.
Центры правовой информации в образовательных учреждениях значительно расширяют возможности формирования правовой культуры педагогов и учащейся молодежи. С 2002 г. в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» Минэкономразвития России создает ЦОД, которые в последние годы практически объединились с сетью центров, создаваемых в рамках Программы ПЦПИ. В 2005 г. на базе РГБ было проведено соответствующее мероприятие в честь подписания соглашения о сотрудничестве Минкультуры России и Минэкономразвития России в данной области.
Изложенные в пунктах 1-6 положения были оформлены в виде Аналитической записки и предложены для обсуждения экспертному сообществу на портале www.ifap.ru [1] с 8 июня 2007 г. Организаторам акции поступил ряд отзывов, ни один из которых не был отрицательным. Так, Тульская областная универсальная научная библиотека (ТОУНБ) в своем письме отметила, что первоначальной задачей ПЦПИ было обеспечение доступа граждан к правовой информации. Сегодня же посетители могут получить ответы на более широкий круг вопросов. ПЦПИ ТОУНБ реализовал ряд инициатив по обеспечению доступа к потребительской информации, а также активно участвует в информационном просвещении населения в связи с «монетизацией льгот» и реформой ЖКХ. Сегодня около 17 тыс. пользователей ТОУНБ ежегодно получают доступ не только к правовой информации. Анализ запросов, проводимых Центром, ежегодно показывает, что
50 % читателей - это молодежь (студенты юридических и исторических факультетов тульских вузов, учащиеся колледжей и техникумов), около 20 % - преподаватели, аспиранты, адъюнкты. Особая роль в деятельности Центра отводится работе по воспитанию молодежи, с этой целью на базе ПЦПИ работает «Школа правовых знаний для всех», призванная показать слушателям необходимость их участия в гражданских процессах современного общества. С первых дней деятельности Центра открыта «Общественная юридическая приемная», в которую обращаются как малоимущие граждане, пенсионеры, так и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Главная Тульская библиотека приступила к обсуждению и разработке концепции создания центра Президентской библиотеки в Тульской области. По мнению руководства библиотеки, «использование публичных центров правовой информации как основы такого проекта - наиболее рациональное решение, способное принести эффективный результат в достаточно краткие сроки».
Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе России (ПРИОР Северо-Запад) также одобрило изложенное в Аналитической записке видение проблемы и высказало ряд предложений в части реализации проектов, направленных на развитие региональной информационной составляющей деятельности создаваемой Президентской библиотеки. По их мнению, существенным компонентом сотрудничества с Президентской библиотекой может стать совместная деятельность Партнерства и Российской ассоциации электронных библиотек (Некоммерческого партнерства «Электронные библиотеки» - НП ЭЛБИ), функционирующей на базе РГБ. ПРИОР Северо-Запад является учредителем НП ЭЛБИ и принимает актив-
ное участие в формировании региональной политики Ассоциации, в частности, в проектах, направленных на создание региональных ресурсных центров. На базе ПРИОР Северо-Запад в сотрудничестве с НП ЭЛБИ и Санкт-Петербургским государственным университетом создается СевероЗападный ресурсный центр электронных библиотек и коллекций. Его деятельность может быть ориентирована на сотрудничество с Президентской библиотекой, а в регионах Северо-Запада опираться на сеть центров доступа к социально значимой информации, основанных на базе библиотек в рамках Программы ПЦПИ.
ПРИОР Северо-Запад является также инициатором создания концепции общественной программы, направленной на поддержку формирования российского сегмента сети Интернет как среды цивилизованного социально-информационного взаимодействия, - программы «Чистый Интернет», которая вполне вписывается в предложенную сетевую модель Президентской библиотеки и может стать ее частью.
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования и Гуманитарный педагогический центр «Гражданин XXI века» в своем письме сообщили о том, что созданный в 2006 г. на базе академии центр правовой информации выполняет сегодня функцию консультационной и научно-методической площадки для всех ПЦПИ, основанных при помощи сети информационно-ресурсных центров гражданско-правового образования в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга. Он помогает готовить как методистов по этико-правовому образованию школьников, так и «учителей для учителей», способных передавать своим коллегам навыки в сфере методики и методологии этико-правового образования и основ информационной культуры. По мнению авторов отзыва, подобные центры, создан-
ные на базе вузов и школ, смогут выполнять функции центров доступа к информации Президентской библиотеки, через которые в распоряжение учителей, школьников и их родителей будут поступать так необходимые сегодня материалы по вопросам права, государственного управления, образовательной политики, формирования духовности и нравственности. Также было предложено провести обсуждение вопросов о возможности логической увязки проблем информационно-правового и этико-правового образования и духовно-нравственного воспитания молодежи, пригласив для этого представителей Оргкомитета по созданию Президентской библиотеки и Оргкомитета Оптинского форума.
Таким образом, можно сделать вывод, что рекомендация РГБ о целесообразности использования созданных на базе библиотек ПЦПИ/центров общественного доступа в качестве первичных элементов региональной сети Президентской библиотеки получила одобрение, и представители экспертного сообщества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях видят вполне конкретные точки приложения реализации данной рекомендации.
Это становится тем более очевидным и высоко приоритетным в связи с тем, что 25 июля 2007 г. Совет Безопасности России одобрил Стратегию развития информационного общества в России, а 16 августа 2007 г. Правительство РФ - Концепцию формирования «Электронного правительства» до 2010 г., разработанную Министерством информационных технологий и связи РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой охраны РФ.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной в Стратегии развития информационного общества в России цели, помимо прочих, относятся: предоставление на основе исполь-
зования ИКТ качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий; повышение качества образования, социальной защиты населения; совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере; повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг; сохранение культуры многонационального народа РФ, укрепление нравственных и патриотических ценностей в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения.
Для решения поставленных задач государство обеспечивает условия равного доступа граждан к информации, в том числе через создание системы центров общественного доступа населения к государственным информационным ресурсам, включая государственную систему правовой информации.
В частности, в области сохранения культуры многонационального народа РФ, укрепления нравственных и патриотических ценностей в общественном сознании, культурного и гуманитарного просвещения предполагается: развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина; поддержка деятельности государственных и негосударственных организаций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе; пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа; сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.
Одним из основных приоритетов Концепции формирования «Электронного правительства» до 2010 г. обозначено «формирование инфраструктуры общест-
венного доступа к размещаемой в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти и предоставляемых государственных услугах гражданам и организациям».
Итак, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина со своей сетевой инфраструктурой должна стать не только логическим итогом реализации национальной политики доступа населения к официальной информации и новым системообразующим
звеном русскоязычного сегмента киберпространства, но и базовым элементом в реализации Стратегии развития информационного общества в России и Концепции формирования «Электронного правительства» до 2010 г. в части создания новой идеологии, политики и механизмов доступа к информации в России, а также сохранения и развития духовно-нравственного потенциала российского народа.
1. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifap.ru.
2. Religare.ru - Религия и СМИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.religare.ru.
10