Научная статья на тему 'Образовательная программа как локальный нормативный правовой акт и источник образовательного права'

Образовательная программа как локальный нормативный правовой акт и источник образовательного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
локальный акт / локальный нормативный акт / локальный нормативный правовой акт / образовательная программа / источники права / local act / local normative act / local normative legal act / educational program / sources of law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Евгеньевна Титор

На современном этапе руководством страны заявлена необходимость укрепления системы образования, ее реформирования, отмену или замену Болонской системы. Встал вопрос о возвращении к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Все происходящие изменения требуют правового осмысления и закрепления. Этим обуславливается и актуальность изучения источников образовательного права, в частности такого локального акта, как образовательная программа. В настоящем исследовании проанализирован правовой институт «образовательная программа» как локальный нормативный правовой акт. По итогам исследования сформулирован вывод о необходимости отнесения образовательной программы к источникам образовательного права с последующей корректировкой законодательства об образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светлана Евгеньевна Титор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational program as a local regulatory legal act and a source of educational law

At the present stage, the country’s leadership has declared the need to strengthen the education system, reform it, abolish or replace the Bologna system. There was a question of returning to the traditional basic training of specialists with higher education for our country. All the changes that are taking place require legal understanding and consolidation. This also determines the relevance of studying the sources of educational law, in particular such a local act as an educational program. In this study, the legal institute «educational program» is analyzed as a local regulatory legal act. According to the results of the study, the conclusion is formulated about the need to attribute the educational program to the sources of educational law with subsequent adjustment of the legislation on education.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа как локальный нормативный правовой акт и источник образовательного права»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья ■УДК 340.130.56

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-162-168 EDN: https://elibrary.ru/yltryk NIION: 2015-0066-6/23-872 MOSURED: 77/27-011-2023-06-071

Светлана Евгеньевна Титор

Государственный университет управления, Москва, Россия,

setitor@mail.ru

Аннотация. На современном этапе руководством страны заявлена необходимость укрепления системы образования, ее реформирования, отмену или замену Болонской системы. Встал вопрос о возвращении к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Все происходящие изменения требуют правового осмысления и закрепления. Этим обуславливается и актуальность изучения источников образовательного права, в частности такого локального акта, как образовательная программа. В настоящем исследовании проанализирован правовой институт «образовательная программа» как локальный нормативный правовой акт. По итогам исследования сформулирован вывод о необходимости отнесения образовательной программы к источникам образовательного права с последующей корректировкой законодательства об образовании.

Ключевые слова: локальный акт, локальный нормативный акт, локальный нормативный правовой акт, образовательная программа, источники права

Благодарности: работа выполнена в рамках гранта ГУУ (НИР № 1005-23).

Для цитирования: Титор С. Е. Образовательная программа как локальный нормативный правовой акт и источник образовательного права//Вестник экономической безопасности. 2023. №6. С. 162-168. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-162-168. EDN: YLTRYK.

Svetlana Е. Titor

State University ofManagement, Moscow, Russia,

setitor@mail.ru

Abstract. At the present stage, the country's leadership has declared the need to strengthen the education system, reform it, abolish or replace the Bologna system. There was a question of returning to the traditional basic training of specialists with higher education for our country. All the changes that are taking place require legal understanding and consolidation. This also determines the relevance of studying the sources of educational law, in particular such a local act as an educational program. In this study, the legal institute «educational program» is analyzed as a local regulatory legal act. According to the results of the study, the conclusion is formulated about the need to attribute the educational program to the sources of educational law with subsequent adjustment of the legislation on education.

Keywords: local act, local normative act, local normative legal act, educational program, sources of law

Acknowledgements: the work was carried out within the framework of the grant of the State University ofManagement (Research № 1005-23).

For citation: Titor S. E. Educational program as a local regulatory legal act and a source of educational law. Bulletin of economic security. 2023;(6):162-8. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-162-168. EDN: YLTRYK.

Законодательство об образовании содержит норму 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Фе-о локальных нормативных актах образовательных ор- дерации» (далее - закон об образовании) [1], которая ганизаций (ст. 30 Федерального закона от 29 декабря стала нововведением для системы образования. Закон

Образовательная программа как локальный нормативный правовой акт и источник образовательного права

Original article

Educational program as a local regulatory legal act and a source ofeducational law

© Титор С. E., 2023 162 -

JURISPRUDENCE

определяет два направления регулирования отношении локальными нормативными актами образовательной организации: трудовые отношения работников и образовательные отношения обучающихся и учреждения.

Понятие локального нормативного акта появилось в юридической литературе сравнительно недавно. В советской юридической литературе локальные нормативные акты, которые принимались государственными предприятиями, учреждениями и организациями, рассматривались как продолжение государственного волеизъявления. Они входили в систему нормативно-правовых актов, устанавливаемых государством [2]. Именно по этой причине отдельные ученые считают, что локальный нормативный акт не сливается с нормативно-правовыми актами государства и не образует с ним единую систему [3]. Такое положение в современной действительности не актуально, поскольку современные предприятия учреждения и организации не несут государственных властных полномочий. В настоящее время наблюдается децентрализация правового регулирования многих отношений.

Следует определиться с терминологией «локальный нормативный акт», «локальный нормативный правовой акт», «локальный акт». В научной литературе дискуссионным остается вопрос по поводу теоретико-правовой природы локальных актов в сфере образования. Термином «локальный акт» называют и локальный нормативный правовой акт, и локальный нормативный акт, и просто локальный акт. С точки зрения теории права имеются существенные различия в этих понятиях. В законе об образовании применяется термин «локальный нормативный акт». Однако при этом законодатель не исключает правового характера данных актов [4].

Понятийные определения локальных актов вытекают из процедур «локальное нормотворчество» и «локальное правотворчество». В современном правовом обществе, когда почти все правила поведения регулируются теми или иными законодательными актами, полагаем справедливым говорить о фактическом «слиянии» и «идентичности» понятий «правовой» и «нормативный»^; 6; 7; 8; 9]. Тем не менее, исследователи указывают на разницу между «нормативным» и «правовым» актами [10; 11; 12; 13]: в процессе «нормотворчества» создаются любые нормы (нормативные акты), а в процессе «правотворчества» - правовые (правовые акты).

Ученые подразделяют локальное регулирование на нормотворчество, которое выражается в форме принятия локальных нормативных правовых актов, и принятие конкретных решений на основе установленных норм, выраженные в форме актов применения права [14; 15].

Локальные акты правотворческого характера содержат в себе локальные нормы права, которые влекут правовые последствия в виде установления определенного круга прав и обязанностей участников правоотношений. Акты применения права реализуют эти нормы права в отношении конкретных лиц, конкретных ситуаций.

Называют основное отличие локального нормативного правового акта от локального нормативного акта в том, что первый принимается обычно во исполнение нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой, как правило, законодательных актов, где содержится указание на необходимость принятия такого акта. Локальным нормативным актом обычно регулируют специфические отношения в организации, которые характерны только для ее сотрудников [16].

Легальное определение понятия локального нормативного правового акта в настоящее время отсутствует. В целом, определение локального нормативного правового акта сводится к тому, что он создается в конкретных организации, учреждении (включая органы местного самоуправления) или на предприятии и предназначен для определенного круга лиц на определенной территории [17; 18; 19]. Отдельные исследователи [5] полагают, что локальные нормативные правовые акты занимают определенное место в правовой системе как подзаконные акты. Это объясняется тем, что законы не должны опускаться до чрезмерной детализации, такая детализация может осуществляться в локальных актах.

Дискуссионным моментом в науке является вопрос о месте локальных актов образовательных организаций в системе нормативного регулирования образовательных отношений: являются ли они источниками образовательного права. Практически все исследователи называют локальные нормативные акты образовательных организаций источниками права [4;20;21; 22].

В то же время законодатель не относит локальные нормативные акты к источникам образовательного права. Доказательством тому служит статья 4 закона об образовании, где говорится о том, что отношения в сфере образования регулируются Конституцией и федеральными законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Не относит локальный нормативные акты к источникам права и ряд ученых [16; 23; 24, с. 161-162]

Тем не менее, многие ученые относят локальные нормативные акты к источникам права, указывая на их производный от законодательства характер, т. е. они возникают и принимаются в силу непосредственного указания в законе [25].

Локальные акты все же следует признавать и рассматривать в качестве нормативных правовых актов, которые должны входить в систему нормативных правовых актов являясь частью их иерархии.

В научной литературе, в основном, среди локальных нормативных актов, выделяют и исследуют только те, которые принимаются образовательными организациями по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, например, правила приема обучающихся режим занятий обучающихся форма периодичности порядок текущего контроля успеваемо-

сти и промежуточная аттестация и так далее [26; 27; 14; 16; 28].

Список локальных нормативных актов, определенных статьей 30 закона об образовании, не является исчерпывающим. Однако, в нем не содержится отсылка на такой, не менее важных документ в системе образования как образовательная программа.

Образовательные программы профессионального образования (среднего и высшего) разрабатываются на основании федеральных государственных образовательных стандартов, а также с учетом профессиональных стандартов (при их наличии). Образовательные программы наряду с федеральными государственными образовательными стандартами включены в систему образования. В связи с этим возникает вопрос об определении правовой природы образовательной программы: к какому виду документа она относится с точки зрения теории права.

Нормативный правовой акт выступает источником права, локальный акт также содержит нормы права, то есть общеобязательные правила поведения, направленные на неоднократное регулирование однородных образовательных отношений данной образовательной организации. Локальный нормативный правовой акт устанавливает границы возможного или должного поведения участников образовательных правоотношений.

Исследователи указывают [29] на основные признаки локальных нормативных правовых актов в сфере образования:

- положение локального нормативного правового акта должны четко определять механизм регулирования образовательных и иных связанных с образованием отношений;

- локальный нормативный правовой акт должен быть принят в соответствии с требованиями законодательства об образовании;

- целями принятия локальных нормативных правовых актов является конкретизация и детализация общих норм образовательного законодательства применительно к условиям образовательной организации.

Под образовательной программой законодатель понимает комплекс основных характеристик образования, который включает в себя:

- объем, содержание, планируемые результаты обучения (матрица компетенций);

- организационно-педагогические условия реализации обучения.

Законодательно определена структура образовательной программы, которая включает в себя:

- учебный план. Понятие учебного плана определено законодательно: это документ, в котором образовательная организация определяет трудоемкость дисциплин программы, курсов, их последовательность изучения, виды практики, их периодичность и временные рамки, формы текущей и промежуточной аттестации;

- календарный учебный график детализирует учебный план во временных рамках;

- рабочие программы учебных предметов, дисциплин, модулей - документы, входящие в состав образовательной программы, где содержится информация по каждой изучаемой в рамках программы дисциплины (предмета, модуля, курса). Рабочая программа включает в себя: объем, содержание дисциплины (предмета, модуля, курса); содержание и последовательность изучения вопросов; требования к результатам освоения дисциплины: или перечень компетенций, которые должен получить обучающийся в результате изучения этой дисциплины; перечень примерных вопросов к текущей и промежуточной аттестации; обязательные требования к материально-техническому обеспечению, необходимому для изучения дисциплины; необходимое программное и методическое обеспечение; порядок оценки знаний и умений обучающегося по данной дисциплине и другие составляющие;

- оценочные материалы, которые включают в себя перечень примерных вопросов, тестов, заданий, задач по изучаемой дисциплине;

- методические материалы - это перечень необходимых для изучения дисциплины учебных, учебно-методических и методических материалов: учебники, пособия, рабочие тетради ит.д.;

- формы аттестации - это способы оценки знаний и умений обучающихся по данной дисциплины. Образовательные процессы знают следующие формы аттестации: зачет, экзамен, защита курсовой работы и т. д.

В переводе с греческого языка термин «программа» означает «предписание», т. е. заданную последовательность действий. В некоторых источниках образовательную программу называют нормативно-управленческим, образовательно-правовым документом [30; 31]. Полагаем возможным рассмотреть образовательную программу с точки зрения локального нормативного правового акта.

Рассмотрим основные признаки нормативного правового акта [32; 33] применительно к образовательной программе:

- официальный характер.

Безусловно, образовательная программа имеет официальный характер, и это определяется следующим:

• Вся образовательная деятельность, ее направленность сводится к осваиванию соответствующих образовательных программ;

• Понятие и содержание образовательной программы (п. 9 ст. 2 (здесь и далее - закон об образовании), структура (п. 1, ч. 3, ст. 11), условия реализации (п. 2, ч. 3, ст. 11), результаты освоения (п. 3, ч. 3, ст. 11), общие требования к реализации (ст. 13), формы реализации (ст. 15, 16) определены законодательно: они обеспечиваются федеральными государственными образовательными стандартами, примерными образовательными программами среднего профессионального образования;

• Закреплена обязанность образовательных учреждений размещать полную информацию о реализуемых

JURISPRUDENCE

образовательных программах информацию на сайте в сети «Интернет» [34];

- вхождение в единую систему. Как говорилось выше, законодательно закреплено, что образовательная программа является составляющей частью системы образования (п. 1,ч. 1. ст. 10);

- нормативность, которая характеризуется двумя признаками: возможность неоднократного применения нормы и распространение норм на круг лиц, объединенных общим признаком. Нормативность образовательной программы определяется тем, что в ней содержится целый ряд обязательных для применения компонентов, порождающих взаимные права и обязанности сторон образовательных отношений. Так, например, учебный план содержит обязательные для применения в процессе образования нормы по объему (трудоемкости) дисциплин образовательной программы. Это означает, что обучающийся имеет право требовать, а образовательная организация предоставить преподавание учебной дисциплины (в целом образовательной программы) в таком объеме, в каком прописано в программе. Другой пример: учебный план содержит информацию о формах текущей и промежуточной аттестации. Это значит, что преподаватель при реализации учебной дисциплины (курса, модуля) не может применить иные, чем предусмотрено учебным планом, формы аттестации. Из учебного плана вытекает обязанность обучающегося пройти, и обязанность образовательной организации организовать прохождение всех видов практик, которые предусмотрены образовательной программой. Календарный учебный план порождает обязанность обеих сторон образовательных отношений соблюдения периодов и сроков обучения. Нормативную функцию рабочих программ дисциплин (модулей, курсов) выделяют многие исследователи [35]. Рабочие программы дисциплин содержат обязательные требования к материально-техническому оснащению учебного процесса по данной дисциплине, что также указывает на наличие обязательств образовательной организации. Наконец, рабочие программы дисциплин устанавливают шкалу оценивания знаний, навыков и умений обучающегося. Шкала оценивания нормативно определяет какой оценкой должен оцениваться тот или иной уровень знаний и умений обучающегося;

- письменный документ. Безусловно, образовательная программа имеет письменный характер, поскольку, не только публикуется на сайте образовательной организации, но и является внутренним документов контроля учебного процесса;

- определенный порядок принятия или утверждения. Законодательно определено, что образовательные программы утверждаются образовательной организацией (ст. И). Как правило, порядок утверждения образовательных программ определен уставом образовательной организации или иными локальными нормативными актами;

- регулятор общественных отношений. Содержательные компоненты образовательной программы ре-

гулируют образовательные отношения обучающегося и образовательной организации, а также обучающегося и преподавателя (например, для оценки знаний обучающегося преподавателем образовательной программой предусмотрена шкала оценивания, которая порождает обязанности преподавателя при оценке ответов обучающегося. Соответственно, у обучающегося возникает право опротестования полученной оценки. Законодательно закреплены права обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, участие в формировании содержания своего профессионального образования в виде выбора факультативных или элективных учебных предметов дисциплин;

- гарантируется принудительной силой государства. Законодательно закреплено, что государством создаются условия по обеспечению системы образования, предоставляется возможность изучения различных образовательных программ (ч. 7 ст. 10). Федеральные государственные образовательные стандарты, будучи нормативными правовыми актами, поскольку они утверждены приказами Минобранауки, обеспечивают преемственность и возможность формирования образовательных программ (ст. И). Нарушение условий обучения, закрепленных в образовательной программе, может повлечь за собой ряд санкций со стороны контрольно-надзорных органов в сфере образования. Образовательная организация при необеспечении необходимых материально-технических, учебно-методических условий реализации образовательной программы может лишиться не только государственной аккредитации, но и лицензии на образовательную деятельность [36; 37; 38]. Права обучающихся также охраняются административным законодательством. Предусмотрена административная ответственность должностных лиц и образовательных организаций за нарушения учебного процесса в виде реализации не в полном объеме образовательной программы и учебного плана (ст. 19.20 КоАП РФ) [39]. Нарушения прав обучающихся защищено и гражданским законодательством: законодательством о защите прав потребителей [40; 41].

Таким образом, исследование показало, что образовательную программу как элемент системы образования следует рассматривать с точки зрения локального нормативного правового акта, порождающего круг прав и обязанностей для участников образовательного процесса. В этой связи, имеется необходимость корректировки статей 4 и 30 Закона об образовании, путем включения в перечень источников регулирования образовательных отношений локальных нормативных правовых актов, включив в их перечень образовательные программы.

Список источников

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 11.08.2023).

2. Самигуллин В. К. Локальные нормы в советском праве : автореф. дне. ... канд. юрид. наук / Самигуллин Венир Калимуллович. Свердловск, 1975.

3. Рубайло Э. А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 5. С. 72-80.

4. Новикова Ю. С. Методологические основы исследования практики применения нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность организаций высшего образования // Проблемы права. 2016. № 3 (57). С. 81-88.

5. Лапшин В. Е., Шаханов В. В. Локальное нормотворчество как элемент локального правопорядка // lus Publicum et Privatum. 2021. № 4 (14). С. 23-28.

6. Арзамасов Ю. Г. Ведомственное нормотворчество : современное состояние, проблемы модернизации // Юрид. техника. 2012. № 6. С. 28-36.

7. Арзамасов Ю. Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России : монография. М. : Юр-литинформ, 2013. 480 с.

8. Ведомственное нормотворчество : теория и практика применения : монография / под ред.

B. А. Баранова, М. А. Лапиной. М. : Проспект, 2014. 240 с.

9. Нормография : теория и методология нормотворчества : науч.-метод. и учеб. пособие / под ред. Ю. Г. Арзамасова. М. : Акад. проект, 2007. 480 с.

10. Кабакова Э. Г. Проблемы нормотворчества на муниципальном уровне // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. № 23. С. 12.

11. Ярмонова Е. Н. Отличие нормотворчества от правотворчества как одна из основных проблем юриспруденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S16. http://ekoncept. ru/2016/76189.htm.

12. Мамчун В. В. Проблема соотношения понятий §равотворчества и нормотворчества // Вестник Владимирского юридического института. 2019. № 1 (50).

C. 176-182. EDN: DCBHAU.

13. Лапшин В. Е., Шаханов В. В. Локальное нормотворчество как элемент локального правопорядка // lus Publicum et Privatum. 2021. № 4 (14). С. 23-28.

14. Петров M. П. Локальные акты организации высшего образования : правовая природа, виды и основания принятия. Ежегодник российского образовательного законодательства. 2014. Т. 9. С. 7-69.

15. Новикова Ю. С. Локальные нормативные акты организации высшего образования : понятие, особенности и оценка эффективности регулирующего воздействия // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 1. № 3. С. 20-25.

16. Ладнушкина H. М. Локальные нормативные акты образовательной организации. М., 2021.

17. Власов В. И. Теория государства и права : учебное пособие / В. И. Власов, Г. Б. Власова. Ростов н/д: Феникс, 2017. 415 с.

18. Шукаева Е. С. Локальное правотворчество работодателя : о понятии, признаках и пределах // Труд и социальные отношения. 2016. № 6. С. 161-168.

19. Усцов А. В. Локальный нормативный акт : теоретико-правовой анализ понятийной характеристики // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества : исто-рико-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2020. № 18. С. 156-162.

20. Минбалеев А. В., Георгиева Е. В. Локальное нормативное регулирование в вузах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2014. Т. 14. № 4. С. 103-108.

21. Маленко Т. В. Локальный нормативный акт в системе объектов правового мониторинга // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 54-62.

22. Кривченков А. С. Юридическая природа локальных актов // Бизнес. Менеджмент. Право. 2008. С.9-10.

23. Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005.

24. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для бакалавров. М., 2013.

25. Пытикова Т. А., Бошно С. В. Правовая природа и признакиых правовых актов // Юрист. 2006. № 5. С. 9.

26. Минбалеев А. В., Георгиева Е. В. Локальное нормативное регулирование в вузах // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Право. 2014. Т. 14. № 4. С. 103-108.

27. Пуляева Е. В. Локальное регулирование в сфере образования // Журнал российского права. 2010. № 12 (168). С. 38-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Карпов Э. С. Локальные нормативные акты образовательной организации : идея кодификации // Пенитенциарное право : юридическая теория и правоприменительная практика. 2017. № 3 (13). С. 99-102.

29. Игишев К. А. Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. В сборнике: Правовые и научно-методологические основы развития образования в Российской Федерации. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Отв. за вып. А. А. Воронина. 2016. С. 23-29.

30. https://studopedia.org/7-10843.html.

31. https://studfie.net/preview/16706173/page:12/.

32. Чиннова М. В. Признаки нормативного правового акта // Бизнес в законе. 2010. № 3. fie:///C:/Users/ setit/Downloads/priznaki-normativnogo-pravovogo-akta. pdf.

33. Яшников С. С. Правовая природа локальных правовых актов // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2017. № 14. С. 75-79.

34. Приказ Рособрнадзора от 14 августа 2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информацион-

но-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации» // https://online.consultant. ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=RDTdKjTALsNhUTfF& cacheid=29A7AE4727CD5393CBE332DBF449D114&mo de=splus&rnd=CFAFC4B22075AlB2F2F0A497B0FE8A AB&base=LAW&n=417365#X7sBLjT4MpqX81k22.

35. Ходячих А. Д., Саливон E. Г. Статус рабочих программ в общеобразовательном учреждении // Вестник научного общества студентов, аспирантов и моло-дыхученых. 2017. № 3. С. 130-133.

36. Постановление Правительства РФ от 19 мая 2023 г. № 797 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2022 г. № 3» (действует с 01.09.2023 г.).

37. Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности».

38. Цакаев А. X. Механизм управления рисками аккредитованного эксперта Рособрнадзора // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2020. № 4 (40). С. 54-64.

39. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // https://online.consultant.ru/ riv/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=449656&dst=0 &edition=etD&rnd=CFAFC4B22075AlB2F2F0A497B0F E8AAB#Vpt4PjTAXRtsmELw.

40. Закон РФ от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // https://online.consultant.ru/riv/ cgi/online.cgi?req=doc&rnd=fi2uA&base=LAW&n=43329 4&dst=100197&fild=134#lRs8PjTylzJP7UK7.

41. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // https://online. consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=fi2uA&ba se=LAW&n=362652&dst=100064&fild=134#7sB9PjTF ri47Jye9.

References

1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation» // https://base. garant.ru/70291362/ (accessed: 11.08.2023).

2. Samigullin V. K. Local norms in Soviet law : abstract, dis. cand. jurid. sciences / Samigullin Venir Kalimullovich. Sverdlovsk, 1975.

3. Rubailo E. A. Local acts in the system of legal acts of the Russian Federation. Journal of Russian Law. 2010. No. 5. P. 72-80.

4. Novikova Yu. S. Methodological foundations of the study of the practice of applying regulatory legal acts regulating the educational activities of higher education organizations // Problems of law. 2016. No. 3 (57). P. 81-88.

5. Lapshin V. E., Shakhanov V V Local rulemaking as an element of local law and order // Ius Publicum et Privatum. 2021. No. 4 (14). P. 23-28.

6. Arzamasov Yu. G. Departmental rulemaking : the current state, problems of modernization // Legal technology. 2012.No. 6.P. 28-36.

7. Arzamasov Yu. G. Theory and practice of departmental rulemaking in Russia : monograph. M. : Yurlitinform, 2013. 480 p.

8. Departmental rulemaking : theory and practice of application : monograph / edited by V. A. Baranov, M. A. Lapina. M. : Prospect, 2014. 240 p.

9. Normography : theory and methodology of rulemaking : scientific method, and stud, manual / edited by Yu. G. Arzamasov. M. : Akad. project, 2007. 480 p.

10. Kabakova E. G. Problems of rulemaking at the municipal level // Legality and law and order in modern society. 2015.No. 23.P. 12.

11. Yarmonova E. N. The diffrence between rulemaking and law-making as one of the main problems of jurisprudence // Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2016. no. S16. URL: http://ekoncept. ru/2016/76189.html.

12. Mamchun V. V The problem of the correlation of the concepts of law-making and norm-making / V. V Mamchun // Bulletin of the Vladimir Law Institute.

2019. No. 1 (50). P. 176-182. EDN: DCBHAU.

13. Lapshin V. E., Shakhanov V. V. Local rulemaking as an element of local law and order // Ius Publicum et Privatum. 2021. No. 4 (14). P. 23-28.

14. Petrov M. P. Local acts of higher education organization: legal nature, types and grounds for adoption // Yearbook of Russian Educational Legislation. 2014. Vol. 9. P. 7-69.

15. Novikova Yu. S. Local regulations of the organization of higher education : the concept, features and evaluation of the effctiveness of regulatory impact // Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2016. Vol. 1. No. 3. P. 20-25.

16. Ladnushkina N. M. Local regulations of an educational organization. M., 2021.

17. Vlasov V I. Theory of State and law : textbook / V. I. Vlasov, G. B. Vlasova. Rostov n/a : Phoenix, 2017. 415 p.

18. Shukaeva E. S. Local lawmaking of the employer : about the concept, signs and limits // Labor and social relations. 2016. No. 6. P. 161-168.

19. Ustsov A. V. Local normative act: theoretical and legal analysis of conceptual characteristics // Bulletin of the Public Research Laboratory «Interaction of the penal enforcement system with civil Society institutions : historical, legal, theoretical and methodological aspects».

2020. No. 18. P. 156-162.

20. Minbaleev A. V, Georgieva E. V. Local regulatory regulation in universities // Bulletin of the South Ural State University. The series «Law». 2014. Vol. 14. No. 4. P. 103-108.

21. Malenko T. V Local normative act in the system of objects of legal monitoring // Journal of Russian Law. 2010. No. 1. P. 54-62.

22. Krivchenkov A. S. The legal nature of local acts // Business. Management. Pravo.2008. P. 9-10.

23. Kozlova N. V. Legal personality of a legal entity. M., 2005.

24. Radko T. N., Lazarev V. V., Morozova L. A. Theory of state and law : textbook forbachelors. M.,2013.

25. Pytikova T. A., Boshno S. V. The legal nature and signs oflocal legal acts // Lawyer. 2006. №5.P. 9.

26. Minbaleev A. V., Georgieva E. V. Local regulatory regulation in universities // Bulletin of the South Ural State University. Series: Law. 2014. Vol. 14. No. 4. P. 103-108.

27. Pulyaeva E. V. Local regulation in the fild of education. Journal of Russian Law. 2010. No. 12 (168). P. 38-43.

28. Karpov E. S. Local regulations of an educational organization : the idea of codifiation // Penitentiary law : legal theory and law enforcement practice. 2017. No. 3 (13). P. 99-102.

29. Igishev K. A. Local regulations on the main issues of the organization and implementation of educational activities. In the collection : Legal and scientific methodological foundations of the development of education in the Russian Federation. Materials of the All-Russian correspondence scientifi and practical conference. Rel. for the issue of A. A. Voronin. 2016. P. 23-29.

30. https://studopedia.org/7-10843.html.

31. https://studfie.net/preview/16706173/page:12.

32. Chinnova M. V Signs of a normative legal act // Business inlaw. 2010. № 3. fie:///C:/Users/setit/Downloads/ priznaki-normativnogo-pravovogo-akta.pdf.

33. Yashnikov S. S. The legal nature of local legal acts // Bulletin of the Essentuki Institute of Management, Business andLaw. 2017. No. 14. P. 75-79.

34. Order of Rosobrnadzor dated 14.08.2020 № 831 «On approval of Requirements for the structure of the offial website of an educational organization in the information and telecommunications network «Internet» and the format

of information presentation» // https://online.consultant.ru/ riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=RDTdKjTALsNhUTfF&cac heid=29A7AE4727CD5393CBE332DBF449D114&mode= splus&rnd=CFAFC4B22075AlB2F2F0A497B0FE8AAB& base=LAW&n=417365#X7sBLjT4MpqX81k22.

35. Khodyachikh A. D., Salivon E. G. The status of work programs in a general education institution. Bulletin of the Scientifi Society of Students, postgraduates and young scientists. 2017. No. 3. P. 130-133.

36. Decree of the Government of the Russian Federation of 19.05.2023 № 797 «On approval of the Regulations on state accreditation of educational activities and on invalidation of the Decree of the Government of the Russian Federation of January 14, 2022 № 3» (effective from 01.09.2023).

37. Decree of the Government of the Russian Federation of 18.09.2020 № 1490 «On licensing of educational activities».

38. Tsakaev A. H. Risk management mechanism of the accredited expert of Rosobrnadzor // Bulletin of the Chechen State University named after A.A. Kadyrov. 2020. No. 4 (40). P. 54-64.

39. The Code of Administrative Offnces of the Russian Federation // https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi7r eq=doc&base=LAW&n=449656&dst=0&edition=etD&rnd =CFAFC4B22075AlB2F2F0A497B0FE8AAB#Vpt4PjTA XRtsmELw.

40. The Law of the Russian Federation of 07.02.1992 № 2300-1 «On consumer rights protection» // https://online. consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=fi2uA&bas e=LAW&n=433294&dst= 100197&fild= 134# lRs8PjTy lz JP7UK7.

41. Decree of the Government of the Russian Federation dated 15.09.2020 No. 1441 «On approval of the Rules for the provision of paid educational services» // https://online.consuhant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&rnd =fi2uA&base=LAW&n=362652&dst=100064&fild=134#7 sB9PjTFri47Jye9.

Информация об авторе С. Е. Титор - кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author S. E. Titor - Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 22.09.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 01.12.2023.

The article was submitted 22.09.2023; approved after reviewing 31.10.2023; acceptedforpublication 01.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.