Научная статья на тему 'Образовательная программа «Город и музей» (2010 г. )'

Образовательная программа «Город и музей» (2010 г. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / АРХИТЕКТУРА НОВОСИБИРСКА / ГОРОДСКОЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Червова Е. Г.

Статья представляет авторскую музейно-педагогическую программу «Город и музей», разработанную в Новосибирском государственном художественном музее. Программа объединяет в общий цикл экскурсии по городу и занятия в музейной экспозиции, посвященные истории градостроительства и памятникам архитектуры и монументального искусства Новосибирска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Червова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Museum And The City – educational program of Novosibirsk State Art Museum

The author of the article presents her own program in the museum pedagogy, named The Museum And The City. The program has been made in Novosibirsk State Art Museum, and includes city excursions and lessons in the museum. The subject of the lessons is the history of Novosibirsk architecture and urban planning, its architectural and art monuments.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа «Город и музей» (2010 г. )»

Е.Г. Червова, г. Новосибирск ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГОРОД И МУЗЕЙ» (2010 г.)

Одна из основных тенденций в современном музейном деле - утверждение «открытости» музея, представления о нем не как о хранилище ценностей, отчужденных от живого и реального течения времени, а как о части многообразной жизни человека, подразумевающей существование связей повседневного и необычного, настоящего и минувшего. В реальной музейной практике такое стремление к открытости в последние годы все больше находит выражение в попытках буквального выхода за пределы музейного пространства, в создании комплексных экскурсионных маршрутов, объединяющих образовательный потенциал музейной и городской среды в единой познавательной и развивающей программе.

Примером такого подхода к решению музейно-педагогических задач служит программа «Город и музей», разработанная и успешно апробированная в Новосибирском государственном художественном музее. Являясь комплексной, она использует ресурсы традиционных форм работы со зрителями - экскурсии по городу, экскурсии и лекции в музее - но, благодаря их синтезу, предоставляет посетителям и музейным педагогам новые условия дія совместной деятельности. Обзорная экскурсия по городу позволяет познакомиться с главными достопримечательностями города, но это происходит быстро, детали и подробности не остаются в памяти, возникает лишь общее впечатление. Экскурсия в музее обычно знакомит гостей с коллекцией и также дает общие представления об истории развития русского искусства. Объединение городских и музейных занятті предоставляет больше возможностей для развития восприятия, образного мышления, чем отдельные экскурсии по шроду и музею. Зрители - и прежде всего дети - познают родной город и закрепляют его историю в визуальных образах, предлагаемых художественным музеем.

Успешность, информированность, состояние покоя и внутреннего комфорта необходимо сегодня каждому. Вместе с тем мы все погружены в жесткий ритм жизни, мешающий понять окружающий мир. Музей способен стать той территорией, которая согласует эти две противоположности, создает условия для погружения человека в контекст культуры, истории, визуальных образов. Пу тешествуя в автобусе или гуляя по городу, мы чувствуем скорость городской жизни, движение. Тишина музея позволяет обратить внимание на то, каким был наш город много лег назад. Л маленьким детям нравится игра-путешествие, когда смена мест не утомляет, а постоянно открывает для юных исследователей что-то новое и интересное.

Программа «Город и музей» позволяет привлечь внимание зрителей к таким произведениям из постоянной экспозиции музея, которые обычно не включаются в ряд обзорной экс-94-

курсии, например, к работам Н.Д. Грицюка и И.В. Тигкова в рамках занятия, посвященного тем домам города, где жили наши знаменитые земляки-художники. Особый интерес вызывают также интерьеры музея.

Программа может быть дополнением предмета «История Сибири», введенного во многих школах, или служить факультативом по курсу краеведения для школьников и студентов. Благодаря этой программе музей может привлекать новых заинтересованных посетителей; устанавливать профессиональное сотрудничество со специалистами других музеев.

Программа «Город и музей» строится по тематическому принципу. Информация, объединенная единой темой, концентрирует внимание слушателей на одной проблеме, предлагает им роль исследователей. В настоящее время разработаны следующие занятия, в которых прогулки по городу дополняются работой в музейном пространстве:

• Городское начало. История появления города. «Кривощековский вариант». Строительство железнодорожного моста через Обь (парк « Городское начало»).

• Музей: слайд-программа «Прогулка по старым улицам Новониколаевска».

• Деревянное кружево. Каменное зодчество. История первых зданий города. Декор архитектурных фасадов начала XX в. Сибирский архитектор А.Д. Крячков. Новосибирский художественный музей как памятник архитектуры. Фасад, интерьеры музея.

• Площади и главные улицы города, история их возникновения и развития. Старая базарная площадь у речного порта. Площадь имени Свердлова, площадь имени Ленина, площадь имени Маркса.

• Музей: слайд-программа «Наш город на картинах сибирских художников».

• История символов Новосибирска. Вокзал Новосибирск-Главный. Новосибирский академический театр оперы и балета. Часовня Святого Николая Чудотворца.

• Музей: слайд-программа «Стройка века» (о строительстве Большого театра в Сибири).

• Монументы города. Сквер Героев революции. Монумент боевой славы сибиряков-гвардейцев.

• Музей: слайд-программа «Портреты героев войны».

• Знаменитые художники Сибири и известные дома города. Стоквартирный дом («Здесь жил Н.Д. Грицюк»). Магазин «Под строкой» (дом художника И.В. Титкова).

• Музей: экскурсия по мемориальному залу Н.Д. Грицюка.

• Красота городского пейзажа. Фонтаны и парки города на Оби, история их строительства. Центральный парк. Березовая роща. Нарымский сквер (клумбы, аллеи, фонтаны, скульптура). Архитектор Тсйтсль.

• Музей: слайд-программа. «Искусство оформления фонтана. Сад «Версаль».

Тема, посвященная архитектуре Новосибирска начала XX в., особенно интересно показывает связи между историей города и его художественным музеем. Здание музея, памятник архитектуры, построенный по проекту А.Д. Крячкова в 1926 г., расположено в историческом центре города. Архитекторы, скульпторы, художники, работающие в этот период в Сибири, сьирали важную роль в формировании городского пространства. Облик музейного здания дает возможность представить, как архитекторы старались воплотить идеалы времени, а большая коллекция живописи и графики позволяет узнать о творчестве сибирских мастеров, о том, каким видели город художники много лет назад. Интересна и история бытования этого здания. 7 февраля 1925 г., когда Новониколасвск стал общественным и административным центром Западно-Сибирского края, архитектору А.Д. Крячкову поручили разработку проекта здания Сибревкома. В декабре 1925 г. Сибревком передал свои полномочия Сибкрайисполкому.

До 1933 г. в здании одновременно находились партийные и советские организации; с 1933 по 1982 гт. здесь размещался Обком партии. В 1982 г. здание было передано картинной галерее, получившей с 2004 г. статус художественного музея.

Образовательное путешествие по этой теме предлагается в нескольких вариантах: Пешеходный вариант. Маршрут начинается у памятника А.Д. Крячкову, где ведется рассказ об архитекторе, о формировании пространства площади с собором Святого Александра Невского (1899), Реальным училищем Дома Романовых (1912), зданием Облисполкома (1931-1932), Стоквартирным жилым домом (1934-1937) и зданием Сибревкома (1926).

Экскурсия продолжается в здании Художественного музея, где возможно знакомство с элементами его декора (колоннами, лепниной, люстрами и т.д.)

Автобусно-пешеходный вариант. Маршрут начинается у здания краеведческого музея (Сибирского торгового корпуса - первого каменного строения главной площади города), і де предлагается рассказ об архитекторе Крячкове. Движение продолжается по улице Ленина до театра Красный факел, где, при выходе из автобуса, внимание слушателей обращается на историю здания Купеческого собрания и на кукольный театр, часть которого - бывшая школа - построена по проекту А.Д. Крячкова. Следующий выход - на площади имени Свердлова, где происходит знакомство с историей зданий на ней.

Как и в пешеходном варианте, экскурсия завершается в здании художествен ного музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.