Е.Г. Червова, г. Новосибирск ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГОРОД И МУЗЕЙ» (2010 г.)
Одна из основных тенденций в современном музейном деле - утверждение «открытости» музея, представления о нем не как о хранилище ценностей, отчужденных от живого и реального течения времени, а как о части многообразной жизни человека, подразумевающей существование связей повседневного и необычного, настоящего и минувшего. В реальной музейной практике такое стремление к открытости в последние годы все больше находит выражение в попытках буквального выхода за пределы музейного пространства, в создании комплексных экскурсионных маршрутов, объединяющих образовательный потенциал музейной и городской среды в единой познавательной и развивающей программе.
Примером такого подхода к решению музейно-педагогических задач служит программа «Город и музей», разработанная и успешно апробированная в Новосибирском государственном художественном музее. Являясь комплексной, она использует ресурсы традиционных форм работы со зрителями - экскурсии по городу, экскурсии и лекции в музее - но, благодаря их синтезу, предоставляет посетителям и музейным педагогам новые условия дія совместной деятельности. Обзорная экскурсия по городу позволяет познакомиться с главными достопримечательностями города, но это происходит быстро, детали и подробности не остаются в памяти, возникает лишь общее впечатление. Экскурсия в музее обычно знакомит гостей с коллекцией и также дает общие представления об истории развития русского искусства. Объединение городских и музейных занятті предоставляет больше возможностей для развития восприятия, образного мышления, чем отдельные экскурсии по шроду и музею. Зрители - и прежде всего дети - познают родной город и закрепляют его историю в визуальных образах, предлагаемых художественным музеем.
Успешность, информированность, состояние покоя и внутреннего комфорта необходимо сегодня каждому. Вместе с тем мы все погружены в жесткий ритм жизни, мешающий понять окружающий мир. Музей способен стать той территорией, которая согласует эти две противоположности, создает условия для погружения человека в контекст культуры, истории, визуальных образов. Пу тешествуя в автобусе или гуляя по городу, мы чувствуем скорость городской жизни, движение. Тишина музея позволяет обратить внимание на то, каким был наш город много лег назад. Л маленьким детям нравится игра-путешествие, когда смена мест не утомляет, а постоянно открывает для юных исследователей что-то новое и интересное.
Программа «Город и музей» позволяет привлечь внимание зрителей к таким произведениям из постоянной экспозиции музея, которые обычно не включаются в ряд обзорной экс-94-
курсии, например, к работам Н.Д. Грицюка и И.В. Тигкова в рамках занятия, посвященного тем домам города, где жили наши знаменитые земляки-художники. Особый интерес вызывают также интерьеры музея.
Программа может быть дополнением предмета «История Сибири», введенного во многих школах, или служить факультативом по курсу краеведения для школьников и студентов. Благодаря этой программе музей может привлекать новых заинтересованных посетителей; устанавливать профессиональное сотрудничество со специалистами других музеев.
Программа «Город и музей» строится по тематическому принципу. Информация, объединенная единой темой, концентрирует внимание слушателей на одной проблеме, предлагает им роль исследователей. В настоящее время разработаны следующие занятия, в которых прогулки по городу дополняются работой в музейном пространстве:
• Городское начало. История появления города. «Кривощековский вариант». Строительство железнодорожного моста через Обь (парк « Городское начало»).
• Музей: слайд-программа «Прогулка по старым улицам Новониколаевска».
• Деревянное кружево. Каменное зодчество. История первых зданий города. Декор архитектурных фасадов начала XX в. Сибирский архитектор А.Д. Крячков. Новосибирский художественный музей как памятник архитектуры. Фасад, интерьеры музея.
• Площади и главные улицы города, история их возникновения и развития. Старая базарная площадь у речного порта. Площадь имени Свердлова, площадь имени Ленина, площадь имени Маркса.
• Музей: слайд-программа «Наш город на картинах сибирских художников».
• История символов Новосибирска. Вокзал Новосибирск-Главный. Новосибирский академический театр оперы и балета. Часовня Святого Николая Чудотворца.
• Музей: слайд-программа «Стройка века» (о строительстве Большого театра в Сибири).
• Монументы города. Сквер Героев революции. Монумент боевой славы сибиряков-гвардейцев.
• Музей: слайд-программа «Портреты героев войны».
• Знаменитые художники Сибири и известные дома города. Стоквартирный дом («Здесь жил Н.Д. Грицюк»). Магазин «Под строкой» (дом художника И.В. Титкова).
• Музей: экскурсия по мемориальному залу Н.Д. Грицюка.
• Красота городского пейзажа. Фонтаны и парки города на Оби, история их строительства. Центральный парк. Березовая роща. Нарымский сквер (клумбы, аллеи, фонтаны, скульптура). Архитектор Тсйтсль.
• Музей: слайд-программа. «Искусство оформления фонтана. Сад «Версаль».
Тема, посвященная архитектуре Новосибирска начала XX в., особенно интересно показывает связи между историей города и его художественным музеем. Здание музея, памятник архитектуры, построенный по проекту А.Д. Крячкова в 1926 г., расположено в историческом центре города. Архитекторы, скульпторы, художники, работающие в этот период в Сибири, сьирали важную роль в формировании городского пространства. Облик музейного здания дает возможность представить, как архитекторы старались воплотить идеалы времени, а большая коллекция живописи и графики позволяет узнать о творчестве сибирских мастеров, о том, каким видели город художники много лет назад. Интересна и история бытования этого здания. 7 февраля 1925 г., когда Новониколасвск стал общественным и административным центром Западно-Сибирского края, архитектору А.Д. Крячкову поручили разработку проекта здания Сибревкома. В декабре 1925 г. Сибревком передал свои полномочия Сибкрайисполкому.
До 1933 г. в здании одновременно находились партийные и советские организации; с 1933 по 1982 гт. здесь размещался Обком партии. В 1982 г. здание было передано картинной галерее, получившей с 2004 г. статус художественного музея.
Образовательное путешествие по этой теме предлагается в нескольких вариантах: Пешеходный вариант. Маршрут начинается у памятника А.Д. Крячкову, где ведется рассказ об архитекторе, о формировании пространства площади с собором Святого Александра Невского (1899), Реальным училищем Дома Романовых (1912), зданием Облисполкома (1931-1932), Стоквартирным жилым домом (1934-1937) и зданием Сибревкома (1926).
Экскурсия продолжается в здании Художественного музея, где возможно знакомство с элементами его декора (колоннами, лепниной, люстрами и т.д.)
Автобусно-пешеходный вариант. Маршрут начинается у здания краеведческого музея (Сибирского торгового корпуса - первого каменного строения главной площади города), і де предлагается рассказ об архитекторе Крячкове. Движение продолжается по улице Ленина до театра Красный факел, где, при выходе из автобуса, внимание слушателей обращается на историю здания Купеческого собрания и на кукольный театр, часть которого - бывшая школа - построена по проекту А.Д. Крячкова. Следующий выход - на площади имени Свердлова, где происходит знакомство с историей зданий на ней.
Как и в пешеходном варианте, экскурсия завершается в здании художествен ного музея.