Научная статья на тему 'Здания музеев для Новосибирска в проектах студентов-архитекторов 1930–1950-х гг'

Здания музеев для Новосибирска в проектах студентов-архитекторов 1930–1950-х гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / В.Л. ГОФМАН / Л.К. МИНЕРТ / Л.Т. САКОВИЧ / АРХИТЕКТУРА НОВОСИБИРСКА / НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ / МУЗЕЙНОЕ ЗДАНИЕ / МУЗЕЙ-БИБЛИОТЕКА / МУЗЕЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / МУЗЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бушма Дарья Дмитриевна

В статье описываются архитектурные проекты музеев для города Новосибирска, выполненные студентами Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева в 1930-1950-е гг. Проектируемые здания посвящены нескольким темам, определенным актуальной государственной идеологией: музей-библиотека, музей Великой Отечественной войны, музей русской культуры. Подлинники и фотокопии упоминаемых проектов хранятся в собрании Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бушма Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum buildings for Novosibirsk in students’ projects of 1930s-1950s

In the article there are described architectural projects of museum buildings for Novosibirsk, made by students of Novosibirsk Institute of Civil Engineering and Construction in 1930s-1950s. The museum buildings were intended for some themes, which were formulated by actual governmental ideology. These themes are muzei-biblioteka (a museum and library simultaneously), a museum of the Great Patriotic War, muzei russkoi kulturi (a museum of Russian culture). Originals and copies of these works are kept nowadays in collection of the Balandin’s Museum of Siberian Architectural History.

Текст научной работы на тему «Здания музеев для Новосибирска в проектах студентов-архитекторов 1930–1950-х гг»

Д.Д. Еушма, г. Новосибирск

ііішші музеев для Новосибирска в проектах студентов-

архитекторов 1 *>30—31950-х гг.

Музей учреждение с яркой харизмой, способное вносить сущее і венный вклад н разнообразие культурной среды любого населенного пункта. Большое значение и создании и подкреплении бренда музея, помимо фондов, персонала и концепции деятельности, имеет музейное здание. Теоретически открыть музеи можно где угодно. Но после пого топографические, архитектурные, инженерно-технические и художественные характеристики ідапия буду і иметь определяющее шачение для образа музея 11 всей его де я гельности.

В наечоя щем очерке мы хотели бы представить проекты музейных зданий, которые были созданы для Новосибирска студентами архитектурной специальности 1 Іовоспбирского инженерно-строительного института (НИСИ) им. В.В. Куйбышева в 1930 1950-х гг. Следует сразу оговориться, что данные работы выполнялись как учебные задания и по своему содержанию далеки о і реализации в материале. Однако по своим идеолог ическим и образно-графическим характернепікам эти проекты могут выступать как своеобразные маркеры исюрпческою кремени и общественной мысли, н шм числе о су гп и целях музейной деятельное I и.

Студенческие проекты указанного периода представлены в собрании Му:іся истории архитектуры Сибири им. С,Н, Баландина (НГЛХА) е.ї виде оригиналов на ватманской бумаге и черно-белых фотокопии на фотобумаге. Представлена также рукописная поясни тельная записка к дипломному проекту «Музей русской культуры» Л.К. Минер та* 1950 г Руководителями проектов вы-

-205-

ступали ведущие преподаватели архитектурном кафедры НИ СИ им. В.Н. Куйбышева профессор, гражданским инженер Андреи Дмитриевич Кряч ков (1876 1950) и етаршЩ преподаватель, ар-хитектйр-:худ ожн и к Виталий Семенович Маслеиппков (] 880(|) 1959). Оба редагога-пр&ктика пол учи.ти образование в традициях дореволюционной архитектурной школы, стажировались и Европе н в проектировании были склонны к использованию выразительных исторических стилей. Совместно и Новосибирске они работали над проектом жилого Стоквартирного дома, признанного памятником архитектуры федеральною уровня*

Проекты музеев, выполненные студентами, можно разделил» на две группы: проекты 2-й полоЩны 1930гХ гг, и проекты конца 194Й-Х - начала ! 950-х гг,. Такое хронологическое деление отвечает и тема і ич ее кому: проекты разных десятилетий имеют разное содержание и стилистические приемы. Если рассматривать 1930е гг., то веяние еще Сохраняющего своіі вес конструктивизма прослеживаемся в тенденции К проектированию комплексов рядом стоящих и соединенных переходами корпусов с разными функциями, Одновременно компоновка объемов здания симметричная, что является уже отходом сі конбтрукшвичма (рис. 1). Студенты рачрабатывалн тему «Муэ^^библиотеки»* или «Библиотеки-музе йй (перестановка слов з десь Скорее для благозвучности. чем в связи е большим статусом одного пт учреждений). В плане <да-ние обычно буквально делилось на две половины, Симмегричные чалы, коридоры, кабинеты и другие помещения использовались для разных необходимых пелен: размещения му чей пых экслози-ций, читальных чалов, абопемепюн. буфета и др. Библиотека и музеи имели несколько самостоятельных входов. Образующиеся ча счет планировки внеіпнис и внутренние дворы здания музея-библиотеки должны были использоваться как пространства для прогулок среди Цветов И зелени.

Внешне здания декорировались объемной скул ь игу рой в большом количестве и разнообразий; как на фасадах,чак и на пилонах перед ними. Напомним, что в «реальном» архитектуре Новосибирска в конце 1920-х - 1930-х гг. действительна использовались объемные скульптуры, и юбражающие людей (например, круглые скульптуры на здании Госучреждений н ТекСііильсиндиката до

-206-

их реконструкции, на здании Сибревкома, барельефы на здании Запсибзолота и на школе № 54 н др.), однако совершенно не в таком объеме, как на проектах, В остальном оформление зданий музеев-библиотек выполнено в переходной 01 конструктивизма к «сталинской» неоклассике стилистике.

Проектирование музеев не выходило из списка учебных заданий и в военные годы; а этот период студентами разрабатывались музеи-памятники Великой Отечественной войны, Мемориалы Славы, где могли бы быть размещены военные трофеи. Такие проекты часто создавались для разрушенных городов европейской части СССР. В собрании Музея НГАХА представлены листы из проекта тайный фасад и перспектива здания Панорамы Великой Отечественной войны в городе Киеве, выполненные в 1942 г. студентом-новосибирцем под руководством профессора Ленинградского инженерно-строительного института, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, В.Л, Гофмана^работавшеш в эвакуации в ПИСИ им. В.В. Куйбышева. Здание грандиозного размера венчает фигура Сталина, который указывает направление атаки. Есть и несколько подобных проектов для Новосибирска: в проекте 1944 I. студента Л.Т. Саковича музей-памятник Великой Отечественной войне выполнен с множеством иитат из античной архитектуры, со скульптурами на пилонах перед зданием и фигурами львов у входов. Руководил проектом B.C. Масленников. Другой музеи-памятник, разрабатываемый студентом Серебряковым в 1947 г. под руководством А.Д. Крячкова, венчает высокий шпиль с пятиконечной звездой на вершине, до этого не появлявшийся в музейных студенческих проектах.

Тенденцией послевоеннош времени стало проектирование музеев русской культуры. Заданная тема стала едва ли не первым обращением к дореволюционному прошлому российского государства, до этого подвергаемо! о намеренному забвению. Проекты музеев русской культуры выполнялись часто как компиляция ни-тат из самых разных исторических стилей: классицизма, русского. или псевдорусского стиля, архитектуры Древней Греции, Рима и Египта. При планировании помещений равный объем отводился залам по всей дореволюционной истории русского государства и но истории после И)! 7 г. Лучшее, центральное место предостав-

-207-

лилось Ленинскому залу, где помешалась большая скульптура ііо-ждя революции. Остальные герои - пари, полководцы, ученые, видные общественные деятели и советские люди представали в проектах музеев русской культуры в іні де рельефных фигур ІЇ м у -три и снаружи здания (рис. 2, 3). Фигуры были одеты в античные тоги л держали в руках классические символические предметы: лавровые венки, жсэлы. книги. Так как проекты выполнялись для Новосибирска, то приводилась реальная приварка их к местности, В частности, проектируемый Музей русской культуры, ббльшое выразительное здание, студент Л.К. Минерт предлагал разместить «между долиной реки Каменки* садом им, Кирова л улицей Кирова», эффективно иепбльзуя возрастающий рельеф местности.

Как же обстояло реальное положение дел с музейными зданиями в Новосибирске? Самый первый музеи города, Новоникола-евекий центральный музей, будущий Краеведческий* располагался первоначально в национализированных купеческих домах: в 1920 1926 гЦ в доме купца Кагана на улице Гудимовской (Революции), затем до 1972 г- в бывшем доме купца Маштаков а на Красном проспекте. Оба здания в 1990-2000-х і г, были признаны памятниками архи гектуры дореволюционного \ Іовониколаевска, однако в 1921) 1930-е гг., при размещении в них музея, им было отдано предпочтение скорее благодаря просторным внутренним помещениям и подведенным коммуникациям и электричеству. В 1970-е Краеведческому музею выделяют первый этаж жилого дома па Вокзальной магистрали; этот филиал музея становится известен как «музей за ЦУМом». Интересного уллчпот дизайна помещению на Вокзальной магистрали не удалось придать до настоящего времени, так ч і о музею очень пове зло получить до-пол ни гель но в 19К{)-е гг. здание бывшего Городского торгового корпуса, памятник истории федерального значения. Здание-памятник истории находится и в распоряжении Новоеибирского xv-дожее і венного музея. В начале 1980*х музею была передана уже не купеческая постройка, а здание Сибирского революционного комитета символ Советской власТи и нового сі ату с а Новонико-лае вс ка как центра Западно-Сибирского края. Многие музеи Новое к Пирс кон области также располагаются в дореволюционных

-208-

или. lib крайнем мере, довоенных постройках, имеющих историческую ценность.

Пример новосибирского здания, полностью реконструированного для размещения в нем музея» это здание бывшею детского сада на улице Ком му fine тиче скин, где сейчас размещается Музей ПК. Ре ріг ха. Есть в городе и несколько мемориальных здании-музеев! дом С.М. Кирова на ул. Лёнина (филиал Новосибирского краеведческого музея)* контора «Со юз хлеб», где работал пионер отечественной космонавтики Ю.В. Кондратюк. Почти все остальные городские музеи занимают часть помещении в зданиях, при проектировании которых не было и мысли о музее. Отсюда неудобства входных зон, отсутствие хранилищ и ряда служебных помещении, оіранич^нньїе возможности экспозиционных залов, Остаезся надеяться, что в будущем специализированные здания для музеев Новосибирска буду! проектироваться и строиться, Тем более что первые положительный примеры уже есть - отдельные здания были выстроены для музейной экспозиции Детского астрофизического комплекса и для Музея мировой погребальной культуры в Парке памяти Новосибирского крематория.

Рассматриваемый материал представляем большие возможности для дальнейшего исследования и интерпретации, осуществленные пока золь ко в самом общем приближении. Сотрудники Музея истории архитектуры Сибири им. ( П. Баландина планирую] продолжать работу в этом направлении.

! S ЗЕ1І

й

Рис. 1. Музей-библиотека и Новосибирске, Главный фасад. Успейская,

Рук. А. Д. Кряч ков. 1936 Щ.

Рис. 2. Музей русской культуры в Новосибирске. Перспектива* Автор неизвестен. Рук. А.Д. Крячков. 2-я пол. 14*411-\ - 195(М гг

Рис. 3. Музей русской культуры в Новосибирске. I Иггерьер. Фрагмент. Автор и руководитель неизвестны. 2-я пол. 1940-х 1950-е и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.