Научная статья на тему 'Образовательная политика Великобритании в странах Содружества'

Образовательная политика Великобритании в странах Содружества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1540
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / СОДРУЖЕСТВО / ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / GREAT BRITAIN / THE COMMONWEALTH / POLICY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аноп Агния Федоровна

Рассматривается вопрос о развитии образовательной политики Великобритании в странах Содружества со времени создания этой организации в 1948 г. до настоящего времени. Анализ источников позволяет проследить развитие принципов и целей Содружества, масштабы деятельности и вклад в развитие высшего образования, науки, культуры, экономики и социальной сферы современного общества. Ведущую роль в организации масштабного образовательного процесса в рамках этой организации играет Великобритания, что позволяет ей сохранять своё влияние и престиж на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Policy of Great Britain in the Commonwealth Countries

The article analyzes the development of the educational policy of Great Britain in the Commonwealth countries since the creation of this organization in 1948 till the present time. The author of the article attempts to highlight the evolution of the ideas from those that transformed the political and legal status of the dominions in 1931 in the document known as Westminster Status to the latest declarations of the Commonwealth. Singapore Declaration of Commonwealth Principles in 1971 may be considered ushering a new period in the activity of this organization, as it proclaimed such principles of the relationships among its members as «rejecting coercion as an instrument of policy, provision of channels for continuing exchanges of knowledge and views on professional, cultural, economic, legal and political issues, expanding human understanding among nations, elimination of discrimination. The Harara Commonwealth Declaration, published in 1991 considered the new issues that had emerged. The Declaration pledged its member countries «to work with new vigour in protecting and promoting democracy, fundamental human rights, equality for women, universal access to education, promoting sustainable development, protecting the environment, and others». The principles of the Harara Declaration found further development in Malta Declaration by the Commonwealth Heads of Governments in November 2005.The belief is expressed that the Commonwealth « as a rich, globally representative network of nations is equipped to respond to the pressing challenges of time such as poverty and inequality, that can place democracy in peril. In particular Programme for the Digital Divide was endorsed and support for the Digital Solidarity Fund was proclaimed for the purpose of making information technology accessible to all. The Report of the Commonwealth Scholarship Commission in the UK(CSC) and its Secretariat published in March 2012 is a very important document providing a lot of information assessing impact in higher education and development over the past half-century in particular Commonwealth Scholarships and Fellowships at universities in the UK. The report emphasizes that the development needs of the Commonwealth countries are taken into account. By focusing the attention on respondents who work in the field of education, the report demonstrates that many Commonwealth Scholars and Fellows not only benefited personally, but have played strong leadership roles and have lent their knowledge and experience to their home institutions and have had an impact on their counties' development.

Текст научной работы на тему «Образовательная политика Великобритании в странах Содружества»

Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 3 (29)

УДК 94:37.014.5(41-4)

А.Ф. Аноп

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА

Рассматривается вопрос о развитии образовательной политики Великобритании в странах Содружества со времени создания этой организации в 1948 г. до настоящего времени. Анализ источников позволяет проследить развитие принципов и целей Содружества, масштабы деятельности и вклад в развитие высшего образования, науки, культуры, экономики и социальной сферы современного общества. Ведущую роль в организации масштабного образовательного процесса в рамках этой организации играет Великобритания, что позволяет ей сохранять своё влияние и престиж на международной арене.

Ключевые слова: Великобритания; Содружество; политика; образование.

Британское содружество наций как добровольное объединение независимых государств, ранее входивших в состав Британской империи, имеет огромный опыт развития политических, экономических, финансовых и широкого круга культурных отношений в условиях изменившейся международной обстановки после Второй мировой войны и распада колониальных империй.

В этом смысле политика Великобритании, направленная на сохранение разнообразных связей и поддержание своего влияния на бывшие колонии, привлекает внимание широкого круга исследователей и представляет интерес для стран Содружества независимых государств, строящих свои отношения на новых принципах.

Что касается образовательной политики Великобритании, следует отметить, что она была тесно связана с историей становления Содружества и в разное время претерпевала изменения, вызванные новыми политическими, социальными и культурными условиями, как в самой Великобритании, так и в странах Содружества.

Немаловажным является факт того, что сама идея Содружества возникла ещё в 1917 г., т.е. значительно раньше официального провозглашения о создании этой организации в Вестминстерском статуте парламента в 1931 г. [1. С. 70]. Этот документ утверждал равноправие шести доминионов в их отношениях с Великобританией. Доминионы признавали английского монарха в качестве главы своего государства и главы Содружества.

После 1945 г. в условиях подъёма национальноосвободительного движения в колониальных и зависимых странах правящие круги Великобритании вынуждены были искать новые формы сохранения своего влияния в странах своей империи. Уже в 1943 г. предложенная министром по делам колоний О. Стэнли идея партнёрства получает одобрение и позднее находит воплощение в создании нового Содружества, из названия которого исчезает слово «британское».

В 1947 г. после ряда длительных и сложных переговоров была признана независимость Индии, новое правительство которой, возглавленное Дж. Неру, в обращении к народу заявило, что будет поддерживать дру-

жеские отношения с Англией и странами Британского содружества [2. С 38, 39].

На конференции стран Содружества в Лондоне в 1948 г. был подтверждён статус независимых доминионов (Индия, Пакистан и Цейлон), а в следующем году выработана особая формула, в соответствии с которой эти государства, оставаясь республиками, признавали одновременно Британскую корону в качестве главы сообщества и его связующего центра [2. С 39].

В июле 1947 г. было создано Министерство по делам Содружества. Подавляющее большинство Британских колоний после достижения независимости вошло в состав этой организации, которая в настоящее время насчитывает 53 государства. Общая численность населения стран Содружества составляет 2 млрд человек, т.е. примерно 30% населения мира. С точки зрения численности населения на первом месте находится Индия. По результатам переписи 2001 г. в ней проживали 1 млрд человек [3. С 127].

В последующие годы были созданы постоянные органы Содружества. Высшим органом является конференция глав государств, которые собираются раз в два года. Отношения со своими партнёрами по Содружеству Великобритания осуществляет через Министерство иностранных дел и по делам Содружества. В 1965 г. был создан постоянный секретариат Содружества в Лондоне, который занимается текущими делами, а также подготовкой различных конференций [4. С 400].

Содружество имеет общий бюджет, Фонд технического сотрудничества, Молодёжную программу и Совет по науке [5. С 53].

Возвращаясь к истории создания Содружества, следует отметить, что в последующие годы были определены цели, направления и принципы взаимоотношений государств-членов Содружества, что также выразилось в тех переменах, которые произошли в сфере образования и языковой политики в частности.

Известно, что в колониальный период проводилась политика интенсивного распространения английского языка как основного средства общения деловых и политических кругов. На английском языке проводилось обучение в школах и вузах. Так, в Индии, например, преподавание на английском языке в христианских

школах началось с 1800-х гг., и уже к 1835 г. существовали билингвы, знающие английский язык. По мнению одного из миссионеров, советника генерал-губернатора Томаса Бабингтона Макколея, они должны были стать «посредниками между нами и теми миллионами, которыми мы правим». Это облегчало задачу преодоления культурной пропасти, приспособления к местным институтам и традициям. Англификация индийцев и приобщение их к западной мысли должны были привести к «созданию класса индийцев по крови и цвету кожи, но англичан по вкусам, суждениям, нравам и интеллекту» [6. С. 554 ].

Английский стал официальным и академическим языком Индии в начале ХХ в., а к 1947 г. постепенно превратился в средство официального общения в области управления и образования. При этом необходимо отметить, что решение вопроса о государственном языке тесно переплеталось с политическими и религиозными вопросами, от решения которых зависело единство страны. В разных штатах выдвигались требования уделять внимание местным, исконным языкам. Оппозиционное движение на юге противилось возвышению языка хинди как «колонизаторского», что привело к созданию партии Дравида Мумментра Кажагам. В отдельных штатах поборники местных языков приносили себя в жертву в ходе оппозиционной кампании. В 1953 г. назначенная Дж. Неру комиссия по реорганизации штатов решила вопрос о национальных языках, при этом хинди, на котором говорит большинство населения, не получил статус государственного, но стал наряду с английским и другими языками одним из официальных языков [6. С. 672, 673].

В настоящее время в Индии говорят более чем на 30 языках и 2 000 диалектов. Согласно конституции, хинди и английский являются двумя государственными языками. Правительства индийских штатов могут также использовать ещё 22 языка для различных административных целей. Как официальный английский язык используется в Индии в юриспруденции, государственном управлении, среднем и высшем образовании, в вооруженных силах, средствах массовой информации, бизнесе и индустрии туризма [7. С. 95-98].

Однако лишь около трёх процентов населения говорят на английском языке и являются представителями экономической, профессиональной и политической элиты и общественной жизни страны. Это особенно относится к южной Индии, где английский является универсальным языком, на севере эту функцию выполняет хинди. Несмотря на это, Индия находится в числе ведущих стран мира с самым большим числом жителей, говорящих на английском языке. Английский язык позволил сохранить Индии важное положение среди развивающихся стран мира [8. С. 389].

Язык метрополии получил распространение на всех территориях империи, так как этого требовали интересы управления, торговли, делопроизводства и образования. Этот факт сыграл важную роль в принятии пла-

на Содружества 1959 г., который положил начало новому этапу взаимоотношений между Британией и странами Содружества. План стипендий Содружества (The Commonwealth Scholarship and Fellowship Plan CSFP), принятый на встрече глав правительств в 1959 г. в Оксфорде, наметил принципиально новую структуру взаимоотношений своих членов, так как предусматривал «развитие взаимного сотрудничества всех членов Содружества, обмен опытом, заключение двусторонних соглашений с целью продвижения интеллектуальных достижений самого высокого уровня, а также должен был быть «гибким и учитывать изменяющиеся потребности времени» [9. С. 3].

План стипендий Содружества является международной программой, согласно которой государства-участники предлагают стипендии (scholarships and fellowships) гражданам других стран Содружества для обучения в любом британском университете. Стипендиатами являются в основном выпускники и сотрудники университетов развивающихся стран, которым предлагаются курсы обучения для получения степени магистра, доктора философии, а также разного рода стажировки для исследователей, включая возможность дистанционного обучения.

Стипендиальная комиссия в Соединённом королевстве (CSC), созданная в 1960 г., является ответственной за вклад страны в выполнение плана выплаты этих стипендий. Во время создания в центре внимания комиссии было стремление «признания и продвижения интеллектуальных достижений высочайшего уровня».

С конца 1990-х гг. комиссия руководствовалась такими принципами, как «вклад в развитие, лидерство, международное партнёрство и сотрудничество, учёт потребностей конкретной страны», иначе говоря, учитывались цели развития тысячелетия, изложенные на всемирном саммите 2002 г.

Комиссия ежегодно выплачивает 700 стипендий. Фонд комиссии формируется Департаментом международного развития (для развивающихся стран Содружества), Министерством иностранных дел и по делам Содружества, Департаментом бизнеса и инноваций, правительством Шотландии (для развитых стран) совместно с университетами Королевства. Со времени своего создания комиссия выплатила 2 700 стипендий.

Стипендиальная комиссия является общественным органом, имеющим свои права. Члены комиссии назначаются согласно Практическому кодексу назначения должностных лиц (Code of Practice of the Office of the Commissioner for Public Appointments). Секретариат формируется Ассоциацией университетов Содружества. Службы финансовой администрации формируются Британским советом [9. С. 45].

По словам вице-канцлера университета Вест-Индии профессора Найджела Харриса, уже более полувека «деятельность комиссии играет неизменно важную роль в воспитании и образовании новых поколений высококвалифицированных молодых лидеров... а сти-

пендиаты вносят свой вклад в развитие связей между высшим образованием и обществом в целом, которому оно призвано служить» [9. С. 5].

Анализ документов Содружества, принятых в последующие годы, позволяет оценить масштабы деятельности Содружества и вклад в развитие высшего образования, науки, культуры, экономики, социальной сферы и других сторон жизни современного общества.

С этой точки зрения Сингапурская декларация Содружества 1971 г. может считаться новым важным этапом в деятельности этой организации, так как гарантировала такие общие принципы взаимоотношений между странами Содружества, как «мир во всем мире и отказ от применения силы в международной политике, поддержка деятельности ООН, свобода личности». В документе подчёркивалось, что «наша многонациональная ассоциация может внести вклад во взаимопонимание наций, содействовать искоренению дискриминации по расовой принадлежности и вероисповеданию и «призвана обеспечить обмен знаниями, мнениями по профессиональным, культурным, экономическим, юридическим и политическим вопросам» [10].

Знаменательно, что провозглашение этих принципов было отражением возросшей независимости малых и экономически отстающих стран Содружества, их стремления активно участвовать в международной политике, утвердить свой суверенитет и открыто осудить расистскую политику, проводимую в то время Южной Родезией [1. C. 76].

Принципы Сингапурской декларации нашли воплощение в Молодёжной программе Содружества (The Commonwealth Youth Programme), принятой в 1974 г., которая была призвана содействовать «продвижению таких ценностей Содружества, как социальная справедливость, демократия и права человека среди молодёжи». В Молодёжной программе ставятся цели «предоставления молодёжи жизненных средств, которые позволят им участвовать, вносить вклад и пользоваться благами развития на национальном и международном уровнях, оказывать содействие профессиональному образованию и участию молодёжи в научных исследованиях» [11. С. 4-6].

В начале ХХ1 в. крупнейшим историческим событием, усилившим процесс глобализации, явилось крушение всей социалистической системы, вследствие чего мир оказался многополярным. Декларация стран Содружества, принятая в Хараре в 1991 г., является ярчайшей характеристикой глобализации и демократических преобразований, отраженных в документах Содружества.

Декларация глав правительств стран Содружества, принятая в 1991 г. на встрече в Зимбабве, призвала стран-участниц к полному и безоговорочному соблюдению прав человека и его основных свобод, а «приверженность этим принципам считалась необходимым условием членства для всех стран, стремящихся присоединиться к Содружеству».

Подтверждая своё соблюдение основополагающих политических принципов, страны Содружества заявили об обязанности членов своей организации «с новой энергией стремиться к воплощению демократических прав и ценностей, среди которых отмечалось равноправие женщин, общедоступное образование, прекращение режима апартеида в Южной Африке и другие важные проблемы, касающиеся всего международного сообщества» [12. С. 4].

Дальнейшее развитие принципы и цели Содружества нашли в Мальтийской декларации 2005 г., в которой подчеркивалось, что Содружество как мощная представительная организация стран и народов «способна противостоять новым вызовам времени». Отмечалась обеспокоенность тем, что «бедность и неравенство могут поставить под удар демократические завоевания», и было принято обязательство способствовать доступности новых технологий, в особенности информационных. «Информационные технологии, - говорилось в документе, - предоставляют человеку возможность обучения, профессионального роста, активного участия в обществе и конкурентоспособность на рынке труда. Нашей целью является сделать информационные технологии доступными для всех... Мы одобряем Программу Содружества по преодолению цифрового разрыва между развивающимися и развитыми странами и. поддерживаем Фонд цифровой солидарности в том виде, как он был утверждён Всемирным саммитом по информационному обществу» [13].

В отчёте секретариата Стипендиальной комиссии Содружества, опубликованном в марте 2012 г., даётся всесторонний анализ деятельности со времени утверждения Плана стипендий в 1960 г. Речь идёт не только о влиянии на отдельных стипендиатов, но и институты в их стране, на отдельные сообщества и общество в целом. Авторы отмечают, что для стран с низким доходом особенно актуальным является сохранение штата преподавателей и исследователей мирового класса, что поддержание сектора высшего образования составляло важную цель комиссии при распределении стипендий. Предоставление стипендий Содружества преследует такие важные цели, как поддержка талантливых и способных личностей, оказание помощи по наращиванию и развитию кадрового состава учреждений и оказание более широкого влияния на общество посредством создания благоприятной среды для обмена идеями и практикой обогащения личностей.

В 2000 г. была создана ассоциация бывших выпускников британских вузов, среди которых был проведён специальный опрос в 2008 г. Из 2 226 респондентов 63% сообщили, что работают в сфере образования, а 63% - в сфере высшего образования [9. С. 1].

Кандидаты на стипендии Содружества номинируются главным образом учреждениями по месту работы или такими организациями, как британские университеты, представляющие Департамент международного развития, который проводит политику борьбы с бедно-

стью и имеет долгосрочные программы по ликвидации основных причин бедности (DFID Consortia) [14].

Результаты опроса 6 000 бывших стипендиатов в 2008 г. показали, что 40% респондентов были из таких стран, как Индия, Нигерия, Бангладеш, Шри-Ланка, Южная Африка, Малайзия, Кения, Пакистан и Уганда. Они отмечали, что получили знания и опыт в своей специальности, в области исследования, совершенствовали свои аналитические и технические умения, обучились приёмам управления. 88% респондентов продолжали работать в своей стране.

Эти данные заслуживают внимания, так как свидетельствуют о том, что большая часть стипендиатов представляли развивающиеся страны Содружества, а также о фактическом отсутствии такой проблемы, как «утечка мозгов», что особенно важно для образования и здравоохранения.

Показатели по отдельным видам стипендий (Academic Fellowships, Academic Staff Scholarships or Split-site Scholarships) были ещё выше и составили 97% работающих в своей стране в 2008 г.

В 1998 г. для докторов философии отдельных университетов Содружества была предоставлена возможность годовой стажировки для проведения своей исследовательской работы в Соединённом Королевстве, и до 2009 г. 300 человек воспользовались этой возможностью [9. С. 8].

Более того, ещё один важный показатель свидетельствовал о значительно возросшей доле женщин, занятых в сфере образования, которая в 1960 г. составляла 10%, а в 2000 г. достигла 38%.

Опрос, проведённый в 2008 г., даёт богатый материал о сферах деятельности и видах работы, которой они занимаются в своей стране по окончании срока обучения. Анализ их влияния и вклада в развитие своей страны проводился с учётом соответствия тем целям, которые были выдвинуты на всемирном саммите 2002 г. 29% респондентов, работающих в сфере высшего образования, говорили о своём вкладе в решение такой проблемы, как искоренение крайней бедности и голода. Так, например, Бернард Чови, доктор одного из сельскохозяйственных университетов Танзании, ранее закончивший курс обучения в университете г. Рединга, отмечает, что по окончании курса он активно включился в основное и прикладное исследование и продолжает поддерживать связи со своими руководителями из университета. Совместно с ними были опубликованы две научные работы. В области прикладного исследования он участвовал в нескольких проектах по снижению бедности. Наиболее успешный проект заключался в обучении овцеводов одного из районов способам консервирования мяса и завершился формированием бизнес-групп, занятых продажей консервированного мяса. Ещё один успешный проект по обучению уличных торговцев гигиене и бухгалтерскому учёту привёл к созданию бизнес-группы, способной обслуживать разнообразные заказы, включая свадебные церемонии.

Их доходы значительно выросли. Он также принимал участие в правительственной программе по обучению взрослых английскому языку [9. С. 12, 13].

Другие респонденты отмечали свой вклад в разработку образовательных программ и практических мер, позволивших детям, в особенности девочкам, посещать школы и проводить там большую часть времени [9. С. 14].

Облегчение доступа к образованию на всех уровнях для женщин и детей к 2015 г. является одной из конкретных целей нового тысячелетия, выдвинутой всемирным саммитом. Профессионалы, прошедшие обучение в британских университетах, внесли свой вклад в реализацию этой цели. Профессор Таслима Монсур, декан юридического факультета Университета Дакки, особое внимание в своей диссертации уделила положению женщин в Народной Республике Бангладеш. Она подчеркивает мысль о том, что «реальные нужды женщин в Бангладеш - не только юридическое равенство в рамках семейного права, но и право справедливости, которое является более реалистичным и достижимым». «Я также внесла свой вклад в многосторонний проект “насилие против женщин” с тем, чтобы показать недостатки системы криминальной юстиции и положение в ней женщин. Женщины Бангладеш требуют, чтобы их не подвергали физическому насилию и не ущемляли в экономическом плане», - пишет она [9. С. 14].

Немаловажным является вклад выпускников в решение таких глобальных проблем, как снижение детской смертности и борьба с опасными болезнями, такими как СПИД, малярия и др. Об этом речь шла в рассказах о своей профессиональной деятельности бывших выпускников британских университетов из Африки. Профессор Хелен Кимби из Камеруна рассказала об обучении жителей деревень правильному приёму лекарств и влиянию на окружающую среду с целью предотвращения распространения многих тропических болезней. Лектор Клементина Машуама из Свазиленда рассказала о благотворительной деятельности с осиротевшим детьми. «Наш проект был начат в 2005 г. и имеет целью помочь детям от 6 до 12 лет и тем, кто заботится о них, обеспечить им условия для нормального роста и развития в приобретении важных жизненных навыков», - отмечается в её сообщении [9. С. 15].

Профессор Индра Гуневардене из Шри-Ланки смогла рассказать о своём важном вкладе в восстановление медицинских учреждений, наполовину разрушенных цунами в 2004 г., с привлечением помощи национальных и зарубежных доноров [9. С. 16].

Сокращение наполовину количества людей, не имеющих доступа к безопасным источникам питьевой воды, - одна из важнейших целей развития тысячелетия. О своём вкладе в решение этой проблемы сообщили многие респонденты из стран Содружества. Профессор экологии университета Манаша в Мельбурне обучался в университете Саутгемптона с 1964 по 1967 г. Он проводит исследование, которое было использовано при разработке политики по борьбе с за-

грязнениями. «Я подготовил 20 докторов философии, многие из которых стали экологами. Они работают в правительственных органах и индустрии водоснабжения», - говорится в его отчете [9. С. 16].

Развитие глобального партнёрства подразумевает совершенствование профессиональной и финансовой систем, доступность технологий, стратегии по улучшению жизни молодёжи, решение потребностей островных, не имеющих выхода к морю и слаборазвитых стран. В этом отношении Атиур Рахман, обучавшийся в Лондонском университете в 1978 г. с целью получения степени доктора философии в области экономики, сообщает о том, что, будучи профессором университета в Дакке, совмещает свою работу во многих других организациях. Он входит в правление крупнейшего коммерческого банка в общественном секторе Бангладеш. В качестве генерального секретаря Экономической ассоциации Бангладеш он работал советником и консультантом во многих международных организациях. Его работа затрагивает участие в деятельности по ликвидации последствий катастроф, борьбе с бедностью и охране окружающей среды [9. С. 17].

Особого внимания заслуживают обобщенные данные опроса 2008 г., которые характеризуют вклад бывших питомцев британских университетов в развитие двенадцати ключевых сфер, таких как здравоохранение, сельскохозяйственная производительность, количественные и качественные показатели в образовании, управлении и ряд других. В частности, было отмечено, что из 1 357 респондентов, работающих в высшем образовании, 92% говорили о своём влиянии по крайней мере на одну из вышеуказанных областей, а 44% опрошенных смогли рассказать о своём влиянии на политику правительства и 44% - о социальноэкономическом влиянии. Неудивительно, что самые высокие показатели были в сферах применения научных исследований и влиянии на количественные и качественные стороны образования. Почти четыре пятых респондентов продолжают поддерживать связи с британскими университетами [9. С. 22].

В заключительной части отчёта приводятся данные о трёх университетах Содружества, которые играют важную роль в региональном и национальном контексте и имеют большее число стипендиатов Содружества, работающих у себя в стране. При этом отмечается, что политика комиссии не имеет целью предпочтительного назначения стипендий кандидатам из крупных вузов. Так, количество стипендиатов из Университета Вест-Индии составило 47 человек, причём количество женщин равнялось 26 [9. С. 25].

Университет Вест-Индии является многонациональным институтом, в котором обучаются представители 15 стран. Первоначально университет был открыт как колледж Лондонского университета в 1948 г. на Ямайке. В 1962 г. университетский колледж стал независимым институтом и объединил другие колледжи и институты на Карибах в рамках университета. Имперский колледж

тропического сельского хозяйства в Тринидаде был основан как кампус Вест-Индского университета в 1960 г., вслед за которым появился Кейв Хилл Кампус на Барбадосе в 1963 г. Кроме этих трёх кампусов Вест-Индский университет включает Открытый кампус, являющийся центром дистанционного образования. Сегодня на пяти факультетах университета обучаются 36 000 студентов, а штат сотрудников насчитывает 1 000 человек. В число факультетов входят педагогический, гуманитарный, общественных наук, естественнонаучный и факультет прикладных наук.

Большая часть национальных лидеров являются выпускниками Вест-Индского университета, включая многочисленных премьер-министров и генерал-губернаторов. Многие сотрудники университета обучались за границей. Вест-Индский университет играет ведущую роль в исследовательской работе в регионе, в особенности в изучении изменений климата, охране окружающей среды, исследований в области бизнеса, снижения уровня бедности.

В 2006 г. университет открыл собственный Исследовательский институт устойчивого развития, в котором проводятся исследования по широкому кругу вопросов, связанных с изменениями климата, технологическим инновациям, городскому планированию и жилищному строительству. Университет также принимает участие в международных программах по выполнению ряда совместных проектов [9. С. 38].

Профессор Брайен Микс является директором Института социальных и экономических исследований имени сэра Артура Льюиса в Вест-Индском университете. Он обучался на отделении Латиноамериканских исследований в университете Кембриджа после получения академической стипендии Содружества в 1989 г. Коллегиальная атмосфера обучения, возможность работы и общения с сотрудниками ряда университетов Соединённого королевства, доступ к библиотечным ресурсам и научной информации сыграли важную роль в его стажировке в Кембридже. По возвращении на Карибы он основал центр по исследованию влияния карибских философов, социологов и писателей на развитие общественных институтов и социальных перемен. Являясь также известным карибским поэтом, он участвует в качестве советника правительства и средств массовой информации по политическим и социальным вопросам [9. С. 41, 42].

Следует отметить, что отчёт секретариата Содружества содержит большое количество отзывов других респондентов, большое количество статистических данных по разным рубрикам в виде графиков и таблиц и, таким образом, является всесторонним исследованием деятельности Содружества в области образования.

Очевидным является тот факт, что ключевая роль в этом широкомасштабном образовательном процессе принадлежит Британии, и в первую очередь британским университетам, осуществляющим свою деятель-

ность в рамках Ассоциации университетов Содружества, которая насчитывает 480 университетов и существует с 1948 г. [15].

При этом идеология образовательной политики прошла путь от колониальной, в основе которой лежала идея превосходства английских социально-культурных ценностей, до признания принципов сотрудничества, интеграции, антирасизма и принятия в качестве основополагающих ориентиров целей развития тысячелетия, выдвинутых на Всемирном саммите в 2002 г.

Важно и то, что обучение в британских вузах большого количества граждан Содружества помогает созданию интеллектуальных элит и поддерживает статус английского языка в качестве международного в культурной, экономической и политической сферах, что, в

конечном счёте, способствует сохранению влияния Британии на международной арене.

В заключение можно отметить и тот факт, что в последние годы «правительство призвало вузы рассматривать развитие международной деятельности. как важнейшее условие долгосрочного укрепления репутации британского высшего образования как в Великобритании, так и за её пределами», и что 77% вузов Великобритании включают в свои планы стратегического развития специальный раздел, посвящённый международной деятельности [16. С. 96].

Этот факт подтверждается данными о том, что в 1995 г. в Британию въехали 81 000 студентов из стран Евросоюза, 56 000 - из стран Азии и Африки и 13 000 -из Северной Америки [17. С. 86].

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухорукое A.B. Британское содружество наций: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. 2006. № 5. С. 70-85. URL:

http://ebiblioteka.ru/browser/doc/103/2017, свободный (дата обращения: 31.01.2013).

2. Заболотный B.M. Лорд Маутбеттен - последний вице-король Британской Индии : опыт реконструкции переходного периода от Британской

империи к содружеству наций // Вестник РУДН. Сер. Всеобщая история. 2010. № 2. С. 27-44.

3. Заболотный B.M. Мир Британского содружества наций : учеб.-практич. пособие. Москов. гос. ун-т экономики, статистики и информатики.

Евразийский открытый ин-т. М. : Изд. центр ЕАОИ. 2010. 319 с.

4. Содружество // Дипломатический словарь : в 3 т. / гл. ред. А. А. Громыко [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Наука, 1986. Т. 3 : С-Я.

5. Социально-экономические концепции стран мира на рубеже тысячелетий (власть, экономика, социальная сфера) : междунар. энцикл. / под науч.

ред. М.А. Севрука. М., 2000.

6. Кей Д. История Индии : пер. с англ. М. : АСТ : Астрель, 2011. 761 с.

7. Курченкова E.A. Английский язык в Индии: история и актуальные проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1 (32). С. 388-391.

8. Курченкова E.A. Особенности языковой ситуации в странах Британского содружества в постколониальный период // Филологические науки.

Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (16). С. 95-98.

9. Evaluating Commonwealth Scholarships in the United Kingdom: Assessing impact in higher education and development. URL:

http://cscuk.dfid.gov.uk/wp-content/uploads/2011/03/evaluation-impact-key-report.pdf, свободный (дата обращения: 25.02.2013).

10. Singapore Declaration of Commonwealth Principles 1971. URL: http://www.thecommonwealth.org/shared_asp_files/GFSR.asp?NodeID=141097 (дата

обращения: 25.02.2013).

11. What is CYP. URL: www.thecommonwealth.Org/Internal/152816/152828/what_is_cyp, свободный (дата обращения: 26.03. 2013).

12. Harara Commonwealth Declaration 1991. URL: http://www.thecommonwealth.org/shared_asp_files/GFSR.asp?NodeID=141095, свободный (дата

обращения: 26.03. 2013).

13. Malta Declaration on Networking the Commonwealth Development. URL: http://www.thecommonwealth.org/Templates/Internal.asp?NodeID=147541,

свободный (дата обращения: 26.03. 2013).

14. Department for International Development. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Department_for_International_Development, свободный (дата обраще-

ния: 26.03. 2013).

15. Association of Commonwealth Universities. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Association_of_Commonwealth_Universities, свободный (дата обраще-

ния: 26.03. 2013).

16. Bулфрид С. Международная активность вузов Великобритании // Экономика образования. 2008. № 2. С. 96-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Джуринский A.H. Интернационализация высшего образования в современном мире // Порталус: научная онлайн-библиотека. Электрон. текст.

дан. [Б.м., б.г.]. URL: http://portalus.ru, свободный (дата обращения: 26.03. 2013).

Anop Agniya F. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: vpz@tsu.ru.

EDUCATIONAL POLICY OF GREAT BRITAIN IN THE COMMONWEALTH COUNTRIES.

Key words: Great Britain; the Commonwealth; policy; education.

The article analyzes the development of the educational policy of Great Britain in the Commonwealth countries since the creation of this organization in 1948 till the present time. The author of the article attempts to highlight the evolution of the ideas from those that transformed the political and legal status of the dominions in 1931 in the document known as Westminster Status to the latest declarations of the Commonwealth. Singapore Declaration of Commonwealth Principles in 1971 may be considered ushering a new period in the activity of this organization, as it proclaimed such principles of the relationships among its members as «rejecting coercion as an instrument of policy, provision of channels for continuing exchanges of knowledge and views on professional, cultural, economic, legal and political issues, expanding human understanding among nations, elimination of discrimination. The Harara Commonwealth Declaration, published in 1991 considered the new issues that had emerged. The Declaration pledged its member countries «to work with new vigour in protecting and promoting democracy, fundamental human rights, equality for women, universal access to education, promoting sustainable development, protecting the environment, and others». The principles of the Harara Declaration found further development in Malta Declaration by the Commonwealth Heads of Governments in November 2005.The belief is expressed that the Commonwealth « as a rich, globally representative network of nations is equipped to respond to the pressing challenges of time such as poverty and inequality, that can place democracy in peril. In particular Programme for the Digital Divide was endorsed and support for the Digital Solidarity Fund was proclaimed for the purpose of making information technology accessible to all. The Report of the Commonwealth Scholarship Commission in the UK(CSC) and its Secretariat published in March 2012 is a very important document providing a lot of information assessing impact in higher education and development over the past half-century in particular Commonwealth Scholarships and Fellow-

ships at universities in the UK. The report emphasizes that the development needs of the Commonwealth countries are taken into account. By focusing the attention on respondents who work in the field of education, the report demonstrates that many Commonwealth Scholars and Fellows not only benefited personally, but have played strong leadership roles and have lent their knowledge and experience to their home institutions and have had an impact on their counties’ development.

REFERENCES

1. Sukhorukov A.V. Britanskoe sodruzhestvo natsiy: proshloe i nastoyashchee [The British Commonwealth: past and present]. Novaya i noveyshaya

istoriya, 2006, no. 5, pp. 70-85. Available at: http://ebiblioteka.ru/browser/doc/103/2017. (Accessed: 31st January 2013).

2. Zabolotnyy V.M. Lord Mountbatten - the last viceroy of British India (An attempt of reconstruction of transition period from the British Empire into

the New Commonwealth of Nations). Vestnik RUDN. Vseobshchaya istoriya - Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. World history, 2010, no. 2, pp. 27-44. (In Russian).

3. Zabolotnyy V.M. MirBritanskogo sodruzhestva natsiy [The British Commonwealth world]. Moscow: Eurasian Open Institute Publ., 2010. 319 p.

4. Sodruzhestvo [The Commonwealth]. In: Gromyko A.A. (ed.) Diplomaticheskiy slovar': v 3 t. [Diplomatic Dictionary: 3 vols.]. Moscow: Nauka Publ.,

1986. Vol. III.

5. Sevruk M.A. (ed.) Sotsial'no-ekonomicheskie kontseptsii stran mira na rubezhe tysyacheletiy (vlast', ekonomika, sotsial'naya sfera) [Social and eco-

nomic concepts of the countries at the turn of the millennium (power, economy, social sphere)]. Moscow: International University Sodruzhestvo Publ., 2000. 191 p.

6. Kay D. Istoriya Indii [History of India]. Translated from English by I. Letberg. Moscow: AST Publ., 2011. 761 p.

7. Kurchenkova E.A. English in India: the history and actual problems. Mir Nauki, Kutury, Obrazovania — The World of Science, Culture and Education,

2012, no. 1 (32), pp. 388-391. (In Russian).

8. Kurchenkova E.A. Features of language situation within British Commonwealth countries in post-colonial period. Philologia. Voprosy Teorii and

Paktiki — Philological Sciences. Issues of Theory and Practice, 2012, no. 5 (16), pp. 95-98. (In Russian).

9. Evaluating Commonwealth scholarships in the United Kingdom: Assessing Impact in Higher Education and Development Available at:

http://cscuk.dfid.gov.uk/wp-content/uploads/2011/03/evaluation-impact-key-report.pdf. (Accessed: 25th February 2013).

10. Singapore Declaration of Commonwealth Principles 1971. Available at:

http://www.thecommonwealth.org/shared_asp_files/GFSR.asp?NodeID=141097. (Accessed: 25th February 2013).

11. What is CYP. Available at: www.thecommonwealth.Org/Internal/152816/152828/what_is_cyp. (Accessed: 26th March 2013).

12. Harara Commonwealth Declaration 1991. Available at: http://www.thecommonwealth.org/shared_asp_files/GFSR.asp?NodeID=141095. (Accessed: 26th March 2013).

13. Malta Declaration on Networking the Commonwealth Development. Available at:

http://www.thecommonwealth.org/Templates/Internal.asp?NodeID=147541. (Accessed: 26th March 2013).

14. Department for International Development. Available at: http://en.wikipedia.org/wiki/Department_for_International_Development. (Accessed: 26th March 2013).

15. Association of Commonwealth Universities. Available at: http://en.wikipedia.org/wiki/Association_of_Commonwealth_Universities. (Accessed: 26th March 2013).

16. Vulfrid C. Mezhdunarodnaya aktivnost' vuzov Velikobritanii [International Activity of the UK Universities]. Ekonomika obrazovaniya, 2008, no. 2, pp. 96-98.

17. Dzhurinsky A.N. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya v sovremennom mire [Internationalization of Higher Education in the Modern World]. Available at: http://portalus.ru. (Accessed: 26th March 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.