Научная статья на тему 'Факторы успеха политики «Мягкой силы» Великобритании'

Факторы успеха политики «Мягкой силы» Великобритании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4004
603
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ / "МЯГКАЯ СИЛА" / МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ / United Kingdom foreign policy / soft power / international cultural and humanitarian cooperation / international development assistance / public diplomacy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелепов Андрей Владимирович

В статье представлен анализ применения Великобританией политики «мягкой силы» по пяти основным направлениям международного культурно-гуманитарного сотрудничества: культура и продвижение языка; сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество; развитие деловых связей; развитие общественной дипломатии (молодежные обмены, деятельность НПО); содействие международному развитию.Автором были изучены приоритеты, цели и задачи; ключевые ведомства; нормативно-правовая база; система институтов, механизмов и инструментов; система финансирования и механизмы учета расходов; система информации и коммуникаций; система оценки результатов по каждому из направлений.На основании анализа автор приходит к выводу, что сочетание различных направлений международного культурно-гуманитарного сотрудничества способствует достижению основной цели политики«мягкой силы» Великобритании обеспечению влияния и успешного продвижения национальных ценностей за рубежом. К числу выявленных основных факторов успеха политики «мягкой силы» Великобритании относятся: определение четких целей сотрудничества по каждому из направлений, учет национальной специфики и уровня экономического развития стран-партнеров, устойчивость присутствия в этих странах, эффективная координация деятельности соответствующих ведомств, активное вовлечение НПО в процессы сотрудничества, а также прозрачность и развитые инструменты оценки эффективности политики «мягкой силы». При этом ресурс влияния в странах присутствия формируется в первую очередь за счет осуществления мер по направлениям развития деловых связей, общественной дипломатии и содействия международному развитию, однако реализация политики по другим направлениям также вносит существенный вклад в реализацию Великобританией эффективной комплексной стратегии «мягкой силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шелепов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The United Kingdom’s Soft Power: The Factors of Success

The article analyses the United Kingdom’s implementation of soft power instruments in five policy areas of international cultural and humanitarian cooperation: culture and language promotion; collaboration in education; cooperation in the sphere of science, technology and innovation; strengthening business relations, public diplomacy (youth exchanges, activities of non-governmental organizations [NGOs], etc.); and international development assistance. The author examines the priorities, goals and objectives; key stakeholders; regulatory framework; system of institutions, mechanisms and tools; financing system and accounting mechanisms; information and communication systems; and evaluation systems. Considering the results of the analysis, the author concludes that the combination of various aspects of international cultural and humanitarian cooperation contributes to the achievement of the main goal of the UK’s soft power policy, namely, ensuring the influence and successful promotion of national values abroad. The author identified key factors of the soft power policy success, including clear objectives for cooperation in each area; due consideration of national circumstances and the level of the economic development of partner countries; sustainability of activities in those countries; effective coordination among relevant authorities; active involvement of NGOs in collaborative processes; as well as transparency and well-developed tools for assessing the effectiveness of the soft power policy. The resource of influence in partner countries is generated primarily through activities in business relations, public diplomacy and international development assistance. However, policies in other areas also contribute to the effective implementation of the UK’s soft power strategy.

Текст научной работы на тему «Факторы успеха политики «Мягкой силы» Великобритании»

Зарубежный опыт применения «мягкой силы»

Факторы успеха политики «мягкой силы» Великобритании

А.В. Шелепов

Шелепов Андрей Владимирович — м.н.с. Центра исследований глобального управления Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ; Российская Феде-рация,101000, Москва, ул. Мясницкая, 20; E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ применения Великобританией политики «мягкой силы» по пяти основным направлениям международного культурно-гуманитарного сотрудничества: культура и продвижение языка; сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество; развитие деловых связей; развитие общественной дипломатии (молодежные обмены, деятельность НПО); содействие международному развитию.

Автором были изучены приоритеты, цели и задачи; ключевые ведомства; нормативно-правовая база; система институтов, механизмов и инструментов; система финансирования и механизмы учета расходов; система информации и коммуникаций; система оценки результатов по каждому из направлений.

На основании анализа автор приходит к выводу, что сочетание различных направлений международного культурно-гуманитарного сотрудничества способствует достижению основной цели политики «мягкой силы» Великобритании — обеспечению влияния и успешного продвижения национальных ценностей за рубежом. К числу выявленных основных факторов успеха политики «мягкой силы» Великобритании относятся: определение четких целей сотрудничества по каждому из направлений, учет национальной специфики и уровня экономического развития стран-партнеров, устойчивость присутствия в этих странах, эффективная координация деятельности соответствующих ведомств, активное вовлечение НПО в процессы сотрудничества, а также прозрачность и развитые инструменты оценки эффективности политики «мягкой силы». При этом ресурс влияния в странах присутствия формируется в первую очередь за счет осуществления мер по направлениям развития деловых связей, общественной дипломатии и содействия международному развитию, однако реализация политики по другим направлениям также вносит существенный вклад в реализацию Великобританией эффективной комплексной стратегии «мягкой силы».

Ключевые слова: политика Великобритании, «мягкая сила», международное культурногуманитарное сотрудничество, содействие международному развитию, общественная дипломатия

Введение

Великобритания является одним их признанных мировых лидеров в области использования «мягкой силы» [Monocle, 2013]. При этом власти страны, осознавая важность политики «мягкой силы» для реализации внешнеполитических интересов государства, уделяют пристальное внимание укреплению институциональных основ этой политики

и повышению ее эффективности. С этой целью 26 мая 2013 г. в рамках парламента страны был создан Комитет по «мягкой силе» и влиянию Великобритании1.

Цели политики «мягкой силы» Великобритании не зафиксированы в каких-либо концептуальных документах, однако они были озвучены в серии выступлений министра иностранных дел страны У. Хейга. Наряду с активным участием в деятельности международных организаций, реализация политики «мягкой силы», в первую очередь с помощью Британского Совета и телерадиовещательной корпорации BBC, была названа основным инструментом обеспечения влияния Великобритании в мире и продвижения британских ценностей за рубежом2.

Политика Великобритании по основным направлениям международного культурно-гуманитарного сотрудничества имеет ряд особенностей. В первую очередь к ним стоит отнести важную роль неправительственных и квазиправительственных организаций, финансируемых правительством, в реализации политики «мягкой силы». Свобода таких организаций от политического влияния при принятии решений, наряду с четкими механизмами подотчетности и оценки результатов, позволяет достичь эффективности расходования средств и прозрачности процессов международного сотрудничества. Отличительной чертой также является иерархия интересов страны на международной арене. Анализ британской политики в десяти странах присутствия, расположенных в различных регионах мира, позволяет сделать вывод о приоритетности экономических и деловых связей в сравнении с культурными, образовательными и гуманитарными. В то же время Великобритания активно использует исторически сложившиеся преимущества, связанные с распространенностью и популярностью своего национального языка в мире. В результате политика продвижения английского языка является важной частью ее культурного сотрудничества с другими странами.

Основная роль в реализации политики «мягкой силы» Великобритании принадлежит государственным структурам, прежде всего Министерству иностранных дел и по делам Содружества (Foreign and Commonwealth Office, FCO3), Министерству международного развития (Department for International Development, DFID4) и, в меньшей степени, Министерству культуры, СМИ и спорта (Department for Culture, Media & Sport, DCMS5). Указанные ведомства являются так называемыми министерскими департаментами, возглавляемыми министрами и занимающимися вопросами, решение которых требует прямого политического контроля. Кроме того, в систему органов, имеющих полномочия в области реализации политики «мягкой силы», можно включить Департамент торговли и инвестиций (UK Trade & Investment, UKTI6). Это ведомство относится к так называемым неминистерским департаментам, выполнение функций которых не

1 The Committee on Soft Power and the UK’s Influence // UK Parliament. Режим доступа: http:// www.parliament.uk/business/committees/committees-a-z/lords-select/soft-power-and-the-uks-influence/ (дата обращения: 21.02.2014).

2 Foreign Secretary: Britain's Values in a Networked World // UK Government. Режим доступа: https:// www.gov.uk/government/speeches/foreign-secretary-britains-values-in-a-networked-world (дата обращения: 21.02.2014).

3 Foreign & Commonwealth Office // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/govern-ment/organisations/foreign-commonwealth-office (дата обращения: 21.02.2014).

4 Department for International Development // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/ government/organisations/department-for-international-development (дата обращения: 21.02.2014).

5 Department for Culture, Media & Sport // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/ government/organisations/department-for-culture-media-sport (дата обращения: 21.02.2014).

6 UK Trade & Investment Official Website. Режим доступа: http://www.ukti.gov.uk/home.html (дата обращения: 21.02.2014).

требует прямого политического вмешательства со стороны правительства страны. Важной составной частью системы также является финансируемая на данный момент за счет средств FCO крупнейшая в мире радиовещательная организация Всемирная служба Би-би-си (BBC World Service7), имеющая статус государственной корпорации. Наконец, стоит отметить недепартаментские общественные органы (non-departmental public bodies), финансируемые за счет Министерства международного развития: Независимую комиссию по оценке влияния программ помощи (Independent Commission for Aid Impact8) и Комиссию по стипендиям Содружества наций (Commonwealth Scholarship Commission in the UK9), а также Министерства иностранных дел и по делам Содружества: Британский Совет (British Council10). Недепартаментские общественные органы, неминистерские департаменты и исполнительные агентства, имеющие ту или иную степень автономности с целью исключения политического влияния, в британской практике часто называются квазиавтономными неправительственными организациями (quasi-autonomous non-governmental organizations, quangos). Обычно такие организации получают значительное или полное финансирование за счет правительства страны по принципу «вытянутой руки», обеспечивающему их независимость от политических решений и одновременно помогающему правительству Великобритании реализовывать свои задачи и цели.

Приоритеты деятельности Великобритании по ключевым направлениям применения «мягкой силы» обусловлены общими геополитическими, экономическими и гуманитарными интересами страны. При этом задачи деятельности основных субъектов «мягкой силы» в конкретной стране присутствия во многом зависят от ее географического положения, уровня экономического и социального развития и других факторов. Основные приоритеты деятельности включают, в том числе, культурное, образовательное, торговое и экономическое сотрудничество, а также оказание помощи беднейшим странам. В то же время элементы общественной дипломатии присутствуют в деятельности по всем приоритетам11. Соответственно, анализ британской политики «мягкой силы» осуществляется по четырем основным направлениям: культура и продвижение языка; сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество; развитие деловых связей; содействие международному развитию.

Культура и продвижение языка

Ключевым ведомством, ответственным за реализацию внешней политики Великобритании в области культуры и продвижения языка, является Министерство иностранных дел и по делам Содружества. При этом основным субъектом «мягкой силы» Великобритании по данному направлению выступает Британский Совет. Этот исполнительный недепартаментский общественный орган, созданный в 1934 г., называет своими главными задачами продвижение взаимосвязей в сфере культуры и развитие понима-

7 World Service // BBC. Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/worldservice/ (дата обращения:

21.02.2014) .

8 Independent Commission for Aid Impact Official Website. Режим доступа: http://icai.independent. gov.uk/ (дата обращения: 21.02.2014).

9 Commonwealth Scholarship Commission in the United Kingdom // Department for International Development. Режим доступа: http://cscuk.dfid.gov.uk/ (дата обращения: 21.02.2014).

10 British Council Official Website. Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/ (дата обращения:

21.02.2014) .

11 Who We are // UK Foreign & Commonwealth Office. Режим доступа: https://www.gov.uk/govern-ment/organisations/foreign-commonwealth-office/about#who-we-are (дата обращения: 21.02.2014).

ния различных культур между народами Великобритании и других стран; распространение за рубежом знаний о Великобритании; содействие изучению иностранцами английского языка; стимулирование культурных, научных и технологических аспектов взаимодействия в сфере образования между Великобританией и другими странами; содействие распространению образования другими способами.

Британский Совет не имеет четкой нормативной базы присутствия в других странах. В некоторых случаях деятельность основывается на меморандумах о сотрудничестве и соглашениях различного уровня. В частности, это могут быть соглашения с НПО (соглашение с Исследовательским фондом Сан-Паулу, Бразилия12), университетами (меморандум о взаимопонимании с Бакинским государственным университетом, Азербайджан13) или представителями государственной власти (меморандум о Британском Совете, подписанный Великобританией и Узбекистаном [British Council, 2009]).

Проекты, осуществляемые Британским Советом, можно разделить на три основные группы: поддержка сотрудничества в области культуры, распространение английского языка и развитие образования. Общие затраты Британского Совета за 2012—2013 финансовый год составили 785 млн фунтов стерлингов, из них 54% было потрачено на проекты в сфере распространения английского языка, 27% — на проекты в области образования, 7% — на проекты в области культуры, науки и технологий [British Council, 2013].

Мероприятия по распространению британской культуры, проводимые Британским Советом, включают организацию и содействие в проведении выставок, фестивалей и других событий как в самостоятельном формате, так и в рамках программ, реализация которых рассчитана на несколько лет. Кроме того, прорабатываются нетрадиционные формы реализации мер в области продвижения культуры. В частности, в текущем году Британский Совет принял участие в создании Международного фонда развития деятелей искусства, ставящего своей целью финансовое содействие в проведении британскими представителями искусства мероприятий за рубежом. При этом организационная работа осуществляется самими участниками программы финансирования Фонда [Ibid.]. Еще одной широко распространенной формой деятельности Британского Совета является поддержка экономического развития в беднейших странах за счет сферы культуры и «креативных» отраслей.

В области продвижения английского языка Британский Совет в равной степени ориентирован на взаимодействие с преподавателями и изучающими язык. Проекты в области распространения за рубежом английского языка реализуются в четырех основных формах: обучение школьников и студентов и профессиональная подготовка преподавателей сотрудниками Британского Совета; обучение тех же групп с использованием информационных технологий удаленного доступа; взаимодействие с государственными органами для совершенствования систем преподавания английского языка; проведение экзаменов по английскому языку. При этом комбинация бесплатных мероприятий и платных услуг в рамках реализации указанных проектов позволяет наращивать их масштабы за счет собственных доходов Британского Совета, не исключая в то же время из сферы их влияния малообеспеченных граждан из наименее бедных стран [Ibid.].

12 New Brazil-UK Funding Awards for Science Projects // Science for Brazil. Режим доступа: http://www.scienceforbrazil.com/new-brazil-uk-funding-awards-for-science-projects/ (дата обращения:

21.02.2014).

13 Между БГУ и British Council подписан меморандум // AZE.az. Режим доступа: http://aze.az/ news_mejdu_bgu_i_53577.html (дата обращения: 21.02.2014).

Проекты, реализуемые Британским Советом, определяются в рамках ежегодного корпоративного плана, утверждаемого Министерством иностранных дел и по делам Содружества. МИД Великобритании также принимает участие в выработке Советом других важных решений, в том числе относительно открытия и закрытия представительств за рубежом [House of Commons, 2013]. В настоящий момент около 25% средств, используемых в деятельности Британского Совета, выделяется в форме грантов Министерством иностранных дел. Остальные средства поступают за счет осуществления Советом коммерческой деятельности.

Учет расходов Британского Совета осуществляется внутри организации. Затем данные по расходам и эффективности реализации проектов проходят внешний аудит и рассматриваются представителями МИД Великобритании. Ежегодно в рамках отчета о результатах и финансировании деятельности Министерства иностранных дел и по делам Содружества Британский Совет информирует о своей работе парламентскую Комиссию по иностранным делам14. Основные сведения относительно объема и механизмов финансирования, проектирования будущих расходов и контроля за расходами публикуются в открытом доступе в форме ежегодных отчетов о деятельности и корпоративных планов. Финансовые и управленческие основы взаимодействия Британского Совета и МИД Великобритании изложены в пересматриваемых минимум один раз в три года обращении руководства и финансовом меморандуме15. Несмотря на ряд финансовых скандалов, сопутствовавших деятельности Британского Совета в последнее десятилетие, в целом отмечаются его высокая эффективность и влияние. В частности, по результатам внешнего аудита деятельности Британского Совета неоднократно отмечалось, что растущие показатели охвата граждан программами Совета и высокий уровень их удовлетворенности его работой, подтверждаемый результатами опросов, свидетельствуют о растущем влиянии в плане продвижения британских культурных ценностей и национального языка [National Audit Office, 2008].

В настоящее время Британский Совет через свои страновые представительства осуществляет деятельность в 110 странах мира. Значительная часть проектов реализуется в развивающихся странах. При этом реализуемые проекты по направлению культурного сотрудничества осуществляются в традиционных формах, указанных выше.

Бразилия является одной из основных стран присутствия для Британского Совета в южноамериканском регионе. В 2012—2013 финансовом году на проекты в этой стране было затрачено 6,66 млн фунтов стерлингов, из которых примерно две трети составили средства грантов МИД Великобритании. К наиболее масштабным проектам можно отнести программу Transform — четырехлетнюю серию фестивалей культуры, в которых принимают участие представители творческих кругов из обеих стран, приуроченную к периоду между Олимпийскими играми в Лондоне и Рио-де-Жанейро. За прошедший год в мероприятиях в рамках программы, которые посетили 850 тыс. бразильцев, приняли участие 25 британских организаций культуры. Также в Бразилии продолжается реализация типичной для Британского Совета практики мер продвижения английского языка: было достигнуто соглашение о профессиональной подготовке 550 преподавателей из этой страны силами специалистов Британского Совета [British Council, 2013].

На проекты во Вьетнаме в этот же период было затрачено 8,97 млн фунтов стерлингов. Помимо программ в сфере образования, традиционно являющихся приорите-

14 How We Work // British Council. Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/organisation/how-we-work (дата обращения: 21.02.2014).

15 Corporate Reports and Documents // British Council. Режим доступа: http://www.britishcouncil. org/organisation/how-we-work/reports-documents (дата обращения: 21.02.2014).

том деятельности Британского Совета в Восточной Азии, также были выделены средства на подготовку учителей английского языка и проведение культурных мероприятий [British Council, 2013].

Восточная Европа и Центральная Азия не являются для Британского Совета приоритетными регионами. Общая сумма финансирования проектов в этих регионах за 2012—2013 финансовый год составила лишь 28,7 млн фунтов стерлингов. Среди анализируемых стран проектами Британского Совета были охвачены Украина (3,61 млн фунтов), Казахстан (2,12 млн фунтов), Азербайджан (1,34 млн фунтов), Узбекистан (1,04 млн фунтов) и Армения (0,58 млн фунтов). Необходимо отметить, что большая часть средств была направлена на цели распространения английского языка. При этом с учетом низкого развития системы изучения иностранных языков в указанных странах и повышенного спроса на такое развитие, особенно в государствах Средней Азии, Британский Совет не ограничивался подготовкой преподавателей, а вел более обширную деятельность на основе взаимодействия с местными министерствами образования. В частности, в Узбекистане Совет принял участие в модернизации программ профессиональной подготовки преподавателей английского языка в институтах повышения квалификации, а в Азербайджане материалы Британского Совета к 2014 г. будут использоваться в школах при обучении 150 тыс. учеников английскому языку [Ibid.].

В то же время влияние Британского Совета в Киргизии, Таджикистане и Монголии крайне ограничено в силу отсутствия представительств в этих странах.

Наряду с Британским Советом важную роль в культурном сотрудничестве Великобритании с другими странами играют дипломатические представительства, входящие в структуру Министерства иностранных дел и по делам Содружества. Стоит отметить, что проводимые посольствами Великобритании мероприятия в сфере культурного взаимодействия в большинстве случаев не имеют системного программного характера. Прежде всего деятельность посольств Великобритании в области культурного сотрудничества рассматривается в качестве приоритетной для тех стран, которые уже охвачены проектами Британского Совета. В частности, одной из задач посольства Великобритании в Узбекистане является повышение «осведомленности о Великобритании, включая уникальный и богатый опыт в построении демократии, культурное наследие, а также опыт Великобритании как современной, динамичной и мультикультурной страны»16. В то же время Киргизия, Таджикистан и Монголия фактически остаются вне приоритетов британской политики в области внешнего культурного взаимодействия и продвижения национального языка. Это может объясняться отсутствием у Великобритании геополитических интересов, связанных с данными странами, а также низким уровнем экономического и социального развития, в результате чего акцент делается прежде всего на программах экономического сотрудничества и содействия развитию этих стран.

Сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество

Международное сотрудничество Великобритании в сфере образования, науки, технологий и инноваций зачастую сопряжено с деятельностью по продвижению национальной культуры и языка. С учетом того, что Министерство образования страны

16 Продвигая интересы Великобритании в Узбекистане // UK Government. Режим доступа: https:// www.gov.uk/government/priority/promoting-uk-values-in-uzbekistan.ru (дата обращения: 21.02.2014).

(Department for Education)17 ответственно за деятельность в области образования только внутри страны, а Министерство по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования (Department for Business, Innovation & Skills, BIS) — за деятельность внутри страны и в рамках ЕС, ключевым ведомством в данной сфере является Министерство иностранных дел и по делам Содружества.

Соответственно, как и в случае сотрудничества в области культуры и продвижения языка, важнейшим субъектом «мягкой силы» в данной сфере является Британский Совет. Основной целью деятельности Британского Совета в области образования является его интернационализация, распространение передового опыта и инноваций Великобритании, а также реализация совместных проектов с иностранными партнерами18.

Действия Британского Совета в области образовательного сотрудничества в целом схожи с его деятельностью по направлению продвижения английского языка. Они включают, прежде всего, проведение мероприятий по обмену передовым опытом; распространение в международной среде сведений об образовательных возможностях; предлагаемых учебными заведениями Великобритании; поддержку академической мобильности; профессиональную подготовку так называемых «образовательных агентов» — сотрудников учебных заведений, занятых их продвижением на международном уровне.

Следует также отметить основной инструмент реализации Британским Советом деятельности в сфере международного образовательного сотрудничества — официальный сайт для иностранных студентов «Образование в Великобритании» (www.educationuk. org). Только за 2012 г. сайт посетили 2 млн пользователей из различных стран19.

Работа Британского Совета по направлениям академической мобильности и научно-образовательного партнерства основывается на целевых программах, охватывающих различные регионы мира. В настоящий момент их более тридцати. При этом существуют как страновые и региональные, так и тематические программы20.

Помимо участия в процессе интернационализации британского образования через финансирование программ Британского Совета, Министерство иностранных дел и по делам Содружества напрямую участвует в реализации стипендиальных программ, направленных на привлечение иностранных студентов для получения высшего образования в Великобритании. Крупнейшей стипендиальной программой является Chevening Scholarships, финансируемая совместно Министерством иностранных дел и по делам Содружества и частными спонсорами. Программа распространяется на 118 стран мира, за исключением США и Европейского союза. Таким образом, ею охвачены все десять изучаемых стран. В 2014 г. стипендиальную поддержку в рамках программы получили более 600 человек. Подчеркнем, что программа рассчитана на обучение в магистратуре ведущих университетов Великобритании. Таким образом, она позволяет привлекать студентов, уже проявивших определенные академические качества, что, как ожидается,

17 Department for Education // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/government/ organisations/department-for-education (дата обращения: 21.02.2014).

18 Our Work in Education // British Council. Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/education (дата обращения: 21.02.2014).

19 About Education UK // Education UK (Global). Режим доступа: http://www.educationuk.org/ eduk/global/help/about-us.html (дата обращения: 21.02.2014).

20 What We do // British Council. Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/education/ihe/what-we-do (дата обращения: 21.02.2014).

должно способствовать реализации «целей внешней политики и задач МИД Великобритании за счет установления долгосрочных отношений с будущими лидерами»21.

Еще одной крупной стипендиальной программой правительства Великобритании является система стипендий Содружества наций, основной вклад в функционирование которой вносит Великобритания. Система предусматривает стипендиальную поддержку по семи направлениям и охватывает студентов и ученых из других стран Содружества. Для координации участия Великобритании в данной системе в рамках Министерства международного развития создано специальное ведомство — Комиссия по стипендиям Содружества наций. Ежегодно выделяется более 900 стипендий, причем финансирование тех из них, которые предназначены для граждан развивающихся стран Содружества, осуществляется Министерством международного развития. В то же время стипендии для граждан развитых стран финансируются из средств Министерства по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования, а также правительства Шотландии22.

Кроме указанных стипендиальных и грантовых программ британское правительство принимает участие в поддержке, прежде всего за счет финансирования других подобных инициатив. Такие программы отличаются от указанных выше меньшими масштабами или отсутствием лидирующей роли Великобритании в их реализации. Примерами могут служить программа стипендий Лондонского королевского общества, которое финансируется грантом Министерства по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования23, а также европейская программа «Эразмус»24. Кроме того, весомый вклад в реализацию большинства стипендиальных программ и программ академического обмена вносят сами принимающие университеты, которые, таким образом, также являются субъектами британской «мягкой силы» в части образовательного сотрудничества.

По направлению сотрудничества в области науки и инноваций основным субъектом политики Великобритании является Сеть науки и инноваций (Science and Innovation Network, SIN) — специальный орган, совместно управляемый и финансируемый Министерством иностранных дел и по делам Содружества и Министерством по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования. Основные цели данной международной сети обусловлены высоким уровнем развития науки в Великобритании. Они включают: оказание влияния на политику иностранных правительств, бизнеса и академических кругов в соответствии с британскими национальными интересами; обмен передовым опытом в сфере науки и инноваций; осуществление совместных проектов; наращивание партнерства в сфере технологий и инвестиций в их развитие для повышения инновационного потенциала Великобритании. Реализация данных целей в основном предполагает сотрудничество со странами, уровень развития науки в которых сопоставим с британским. В результате деятельность Сети науки и инноваций осуществляется в 28 странах мира, преимущественно расположенных в Европе, при участии более 90 сотрудников, ведущих работу в рамках дипломатических миссий. При

21 About us // Chevening UK Government Scholarships. Режим доступа: http://www.chevening.org/ about_us/ (дата обращения: 21.02.2014).

22 Roles and Functions // Commonwealth Scholarship Commission in the United Kingdom. Режим доступа: http://cscuk.dfid.gov.uk/about-us/roles-and-functions/ (дата обращения: 21.02.2014).

23 The Royal Society official webpage. Режим доступа: http://royalsociety.org/ (дата обращения: 21. 02.2014).

24 United Kingdom // Erasmus Programme. Режим доступа: http://www.erasmusprogramme.com/ country.php?country=United%20Kingdom (дата обращения: 21.02.2014).

этом единственной из изучаемых стран, где присутствует Сеть науки и инноваций, является Бразилия25.

Основные сведения о деятельности Сети науки и инноваций содержатся в годовых отчетах организации. Они включают конкретные данные о реализуемых проектах, а также об их финансовом обеспечении со стороны МИД и Министерства по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования. В последние годы Сеть науки и инноваций обеспечивала активное сотрудничество с Бразилией. В частности, Сеть науки и инноваций поддерживает долгосрочные совместные проекты Кембриджского университета и Университета Сан-Паулу. Кроме того, ведется работа с ведущими британскими университетами для стимулирования их участия в бразильской программе «Наука без границ», обеспечивающей студентов и научных работников из Бразилии стипендиями для работы и обучения за рубежом [UK Government, 2012].

В отличие от сферы культуры и продвижения языка, в области образовательного и научного сотрудничества Великобритания взаимодействует со всеми из предложенных для изучения стран. Однако с Бразилией и Вьетнамом сотрудничество намного более интенсивное, чем с остальными странами.

Сотрудничество Великобритании с десятью изучаемыми странами в сфере образования, науки и инноваций в большинстве случаев реализуется в формах стипендиальных программ, а также программ академической мобильности и научного партнерства между университетами. В то же время в некоторых из стран используются нетрадиционные подходы. Во всех странах, где присутствует Британский Совет (все из изучаемых стран, за исключением Монголии, Киргизии и Таджикистана), ведется поддержка продвижения британских университетов, обмен знаниями, консультирование по вопросам образовательной политики26. Различные субъекты «мягкой силы» в данной сфере, включая Британский Совет, Сеть науки и инноваций, университеты и научные сообщества, координируют свою деятельность по долгосрочным приоритетам сотрудничества. Наборы этих приоритетов зависят от конкретных условий и британских интересов в каждой из стран. Например, недавно озвученные основные направления сотрудничества в научной и образовательной сфере между Великобританией и Казахстаном включают академические обмены, обеспечение дистанционного обучения, курсы английского языка для казахстанских гражданских служащих, передачу британского опыта в сфере профессионального обучения, реализацию совместных научных проектов в сфере добычи полезных ископаемых, сельскохозяйственных, строительных и космических технологий27.

Взаимодействие со странами Средней Азии ограничивается осуществлением рассмотренных выше стипендиальных программ, деятельностью представительств Британского Совета и ознакомительными программами для студентов28. Как отмечалось выше, важную роль в научно-образовательном сотрудничестве с Бразилией играет Сеть науки и инноваций. Стоит упомянуть и ряд важных и крупных проектов, осуществляе-

25 UK Science and Innovation Network // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/gov-ernment/world/organisations/uk-science-and-innovation-network (дата обращения: 21.02.2014).

26 Образование // British Council Kazakhstan. Режим доступа: http://www.britishcouncil.kz/ru/ work-in-kazakhstan/education (дата обращения: 21.02.2014).

27 Ministerial Visit Highlights Education Opportunities in Kazakhstan // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/government/world-location-news/ministerial-visit-highlights-education-opportu-nities-in-kazakhstan (дата обращения: 21.02.2014).

28 Meet Top UK Universities in Baku on October 26 // UK Government. Режим доступа: https://www. gov.uk/government/world-location-news/meet-top-uk-universities-in-baku-on-october-26 (дата обращения: 21.02.2014).

мых во Вьетнаме. Среди них создание на основе Университета Дананга совместного Британско-вьетнамского университета силами Британского Совета и правительства Вьетнама [British Council, 2013], а также масштабный проект «Неделя Великобритании», который объединил проекты в различных сферах, в том числе семинар по вопросам профессиональной подготовки, фестивали моды и культуры, кинофестиваль и другие мероприятия29.

Развитие деловых связей

Основными целями британской политики в области развития деловых связей являются: содействие британским компаниям, осуществляющим деятельность на внешних рынках; поддержка прямых иностранных инвестиций в британскую экономику с акцентом на инновационные отрасли; улучшение репутации Великобритании и британских компаний в качестве надежных деловых партнеров30.

Ключевым ведомством, ответственным за реализацию государственной политики в этой сфере, является Департамент торговли и инвестиций (UK Trade & Investment, UKTI). Департамент одновременно является частью Министерства иностранных дел и по делам Содружества и Министерства по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования. Основными направлениями деятельности Департамента торговли и инвестиций являются поддержка британских экспортеров и повышение привлекательности Великобритании для иностранных инвестиций. За 2012—2013 финансовый год общий бюджет Департамента торговли и инвестиций составил около 316 млн фунтов стерлингов и был сформирован за счет грантов курирующих министерств, а также из собственных доходов Департамента торговли и инвестиций. Почти три четверти этой суммы были потрачены на продвижение британского экспорта. При этом оценка результатов деятельности Департамента, основанная на опросах и исследованиях, свидетельствует о ее высокой эффективности. При этом исследуются как количественные показатели (прежде всего, охват программ), так и качественные (посредством опросов участников программ Департамента относительно степени их удовлетворенности работой ведомства)31. Например, программы поддержки экспорта в сумме 235 млн фунтов стерлингов позволили британским компаниям увеличить продажи за рубежом примерно на 50 млрд. Подробная информация о проектах Департамента торговли и инвестиций, выделяемых средствах и эффективности их расходования содержится в регулярно публикуемых годовых отчетах и докладах об инвестициях32.

Основными формами развития международных деловых связей, которые реализует Департамент торговли и инвестиций, являются программы прямой финансовой поддержки бизнеса для выхода на внешние рынки; информирование британского бизнеса о деловых возможностях за рубежом посредством собственного сайта и социальных сетей; поддержка деятельности ассоциаций британского бизнеса за рубежом; про-

29 The UK Celebrates all that is GREAT in Vietnam // UK Government. Режим доступа: https://www. gov.uk/government/world-location-news/the-uk-celebrates-all-that-is-great-in-Vietnam (дата обращения:

21.02.2014).

30 Aims & Objectives // UK Trade & Investment. Режим доступа: http://www.ukti.gov.uk/uktihome/ aboutukti/aimsobjectives.html (дата обращения: 21.02.2014).

31 Evaluation // UK Trade & Investment. Режим доступа: http://www.ukti.gov.uk/uktihome/aboutukti/ ourperformance/evaluation.html (дата обращения: 21.02.2014).

32 Official Reports // UK Trade & Investment. Режим доступа: http://www.ukti.gov.uk/uktihome/ aboutukti/ourperformance/officialreports.html (дата обращения: 21.02.2014).

ведение презентаций и дней британского бизнеса, подготовка руководств по ведению бизнеса в конкретных странах и др.

Очевидно, что развитие экономических связей является более приоритетным направлением для британских властей, чем образовательное и культурное сотрудничество. Доказательством этому служит упоминание развития деловых целей в качестве одной из главных задач международного сотрудничества практически всеми дипломатическими миссиями Великобритании. В то же время ряд стран, играющих меньшую роль в системе внешнеэкономических интересов Великобритании, не имеют отдельных представительств Департамента торговли и инвестиций. Так, защитой интересов британских экспортеров и продвижением экономики страны в качестве объекта инвестирования в Киргизии и Таджикистане занимается турецкий офис Департамента торговли и инвестиций33. В то же время в Монголии34, Азербайджане35, Казахстане36, Украине37, Вьетнаме38 и Бразилии39 действуют отдельные представительства Департамента. В Армении указанная деятельность осуществляется посредством совместной работы МИД (через посольства) и Департамента торговли и инвестиций40. Единственной из десяти стран, в которой Департамент торговли и инвестиций не ведет активную деятельность, является Узбекистан. Однако в этой стране функции Департамента торговли и инвестиций принимает на себя специально созданный на основе межправительственного соглашения 1992 г. Узбекско-Британский Совет по торговле и промышленности. Совет финансируется правительствами двух стран. Таким образом, система взаимодействия Великобритании с изучаемыми странами в области бизнеса и экономических связей имеет институциональные отличия. Тем не менее она обеспечивает присутствие в каждой из стран, что свидетельствует о важной роли деловых контактов с другими государствами в системе внешнеполитических приоритетов Великобритании.

Содействие международному развитию

Реализация Великобританией политики в сфере содействия международному развитию направлена на искоренение бедности в мире и решение основных проблем, с которыми сталкиваются развивающиеся страны41. Ключевым ведомством, отвечающим за политику в этой области, является Министерство международного развития

33 UK Trade & Investment Turkey // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/govern-ment/world/organisations/uk-trade-investment-turkey (дата обращения: 21.02.2014).

34 UK Trade & Investment Mongolia // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/govern-ment/world/organisations/ukti-mongolia (дата обращения: 21.02.2014).

35 UK Trade & Investment Azerbaijan // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/govern-ment/world/organisations/uk-trade-investment-azerbaijan (дата обращения: 21.02.2014).

36 Increasing business with Kazakhstan // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/gov-ernment/priority/increasing-business-with-kazakhstan (дата обращения: 21.02.2014).

37 UK Trade & Investment Ukraine // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/govern-ment/world/organisations/uk-trade-investment-ukraine (дата обращения: 21.02.2014).

38 UK Trade & Investment Vietnam // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/govern-ment/world/organisations/uk-trade-investment-vietnam (дата обращения: 21.02.2014).

39 UK Trade & Investment Brazil // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/govern-ment/world/organisations/uk-trade-investment-brazil (дата обращения: 21.02.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Promoting business and trade links with Armenia // UK Government. Режим доступа: https://

www.gov.uk/government/priority/promoting-business-and-trade-links-with-armenia (дата обращения:

21.02.2014).

41 International aid and development policies // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/ government/policies?topics%5B%5D=international-aid-and-development (дата обращения: 21.02.2014).

(Department for International Development, DFID)42. При этом финансирование помощи развитию наряду с ним осуществляет также Министерство иностранных дел и по делам Содружества. Существует большое количество различных программ финансирования помощи, которые различаются по географическому признаку, а также объектам и сферам финансирования43.

Деятельность Великобритании в сфере содействия международному развитию опирается на два основных законодательных акта. Закон о международном развитии [National Archives, 2002], принятый в 2002 г., является основополагающим документом, в нем изложены основные цели и концепции СМР, процедуры деятельности Министерства международного развития и его взаимодействия с другими государственными органами и международными институтами. Закон об отчетности и прозрачности международного развития [National Archives, 2006], принятый в 2006 г., устанавливает процедуры ежегодной отчетности Министерства перед парламентом Великобритании. Ежегодный отчет [UK Government, 2013] включает данные об объемах финансирования конкретных программ помощи, оценку их эффективности для достижения целей СМР и оценку последовательности политики в области содействия развитию. Перед представлением парламенту ежегодного доклада Национальный аудиторский орган проводит независимую проверку расходов Министерства. Экспертная поддержка Министерства международного развития, направленная на повышение эффективности программ помощи, а также последующая оценка долгосрочной эффективности, осуществляются специальным органом — Независимой комиссией по оценке влияния программ помощи (Independent Commission for Aid Impact44). Помимо ежегодных отчетов и отчетов о реализации конкретных страновых и региональных проектов, подробная информация о программах Министерства международного развития, стадии их осуществления и соответствующих объемах финансирования представлена на специальном портале Development Tracker45.

Общий объем британской помощи развитию в 2012 г. составил более 8,6 млрд фунтов стерлингов, или 0,56% ВНД [DFID, 2013]. На различные программы, осуществляемые DFID, было выделено 87% этой суммы. В 2013 г. запланировано довести объем помощи до 0,7% ВНД (эта цель законодательно закреплена в 2009 г. [UK Parliament, 2013]), в соответствии с долгосрочной целью DFID, и в дальнейшем поддерживать показатель не ниже этого уровня [UK Government, 2013].

Министерство международного развития взаимодействует со странами-партне-рами напрямую, а также через соответствующие международные и неправительственные организации. Чаще всего работа строится на основе страновых программ, рассчитанных на среднесрочный период (3—5 лет). Текущие страновые программы охватывают преимущественно государства Восточной Африки, а также Южной и Центральной Азии, включая Киргизию и Таджикистан [Ibid.].

DFID имеет два центральных офиса в Великобритании, 28 страновых офисов в так называемых приоритетных государствах, а также офисы в странах, охваченных региональными программами [Ibid.]. Министерство международного развития осуществля-

42 Department for International Development // UK Government. Режим доступа: https://www.gov. uk/government/organisations/department-for-international-development (дата обращения: 21.02.2014).

43 International Development Funding // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/ browse/citizenship/international-development (дата обращения: 21.02.2014).

44 Independent Commission for Aid Impact Official Website. Режим доступа: http://icai.independent. gov.uk/ (дата обращения: 21.02.2014).

45 Портал Development Tracker. Режим доступа: http://devtracker.dfid.gov.uk/ (дата обращения:

21.02.2014).

ет деятельность во всех десяти изучаемых странах, при этом Киргизия и Таджикистан относятся к числу приоритетных государств. Последовательность реализации Великобританией политики в сфере СМР обуславливает изменение объемов финансирования и секторальных приоритетов программ помощи. В результате в настоящий момент страновыми и региональными проектами Министерства международного развития охвачены только три из десяти рассматриваемых стран присутствия. Среди них Киргизия, Таджикистан и Вьетнам. При этом во Вьетнаме на фоне успехов страны в искоренении бедности и достижении Целей развития тысячелетия Великобритания планирует отказаться от помощи по ряду направлений, включая образование и здравоохранение, по завершении реализации соответствующих проектов46 и сместить акцент на экономическое сотрудничество, противодействие коррупции и борьбу с изменением климата [UK Government, 2013].

Помощь Таджикистану и Киргизии британское Министерство международного развития мотивирует тем, что указанные страны являются беднейшими в регионе Центральной Азии. Тем не менее на программы в этих странах в 2013—2014 гг. приходится менее 0,2% суммарного бюджета Министерства международного развития (для сравнения, доля программ, осуществляемых в Эфиопии, составляет более 3,6%47). Программы помощи Таджикистану осуществляются в сферах развития сельских территорий, совершенствования сельского хозяйства, реформы государственных финансов, управления миграционными процессами, противодействия коррупции, повышения благосостояния женщин и пр.48 В Киргизии деятельность Министерства международного развития сфокусирована на программах содействия развитию демократии и прав человека, а также предотвращения региональных конфликтов49.

Таким образом, политика Великобритании в сфере содействия международному развитию благодаря своей прозрачности, согласованности, четким механизмам це-леполагания и отчетности может считаться одной из наиболее эффективных в мире. В то же время указанные преимущества, в первую очередь — согласованность с другими приоритетами сотрудничества, обуславливают достаточно низкий уровень активности Великобритании по направлению содействия международному развитию в десяти изучаемых странах.

Развитие общественной дипломатии

Великобритания на государственном уровне осуществляет поддержку неправительственных организаций по двум основным направлениям. В первую очередь поддерживаются НПО, осуществляющие деятельность по направлению содействия международному развитию. Финансирование таких НПО в Великобритании в значительной степени обеспечивается за счет специальных государственных фондов, в настоящее время их семь. Это фонды по развитию систем адаптации к изменению климата и экстремальным погодным явлениям, поддержке малого бизнеса, помощи инвалидам, борьбе с бедностью и пр. Указанные фонды поддерживаются Министерством между-

46 Vietnam // Development Tracker. Режим доступа: http://devtracker.dfid.gov.uk/countries/VN/proj-ects/ (дата обращения: 21.02.2014).

47 Ethiopia // Development Tracker. Режим доступа: http://devtracker.dfid.gov.uk/countries/ET/ (дата обращения: 21.02.2014).

48 Tajikistan // Development Tracker. Режим доступа: http://devtracker.dfid.gov.uk/countries/TJ/proj-ects/ (дата обращения: 21.02.2014).

49 Kyrgyzstan // Development Tracker. Режим доступа: http://devtracker.dfid.gov.uk/countries/KG/ projects/ (дата обращения: 21.02.2014).

народного развития и обеспечивают финансовую помощь для более чем 200 неправительственных организаций50.

Учитывая уровень экономического развития десяти рассматриваемых стран (все являются получателями помощи), указанная форма охватывает фактически все страны.

Еще одним субъектом деятельности по данному направлению является Комиссия по делам благотворительных организаций (Charity Commission)51 — неминистерский департамент, ответственный за регулирование сектора НПО. Несмотря на независимость от правительства, Комиссия ежегодно отчитывается перед парламентом страны о результатах своей деятельности52. С 2002 г. Комиссия осуществляет так называемую Международную программу, в рамках которой финансируются проекты по созданию «сильных, подотчетных и независимых» НПО в различных регионах мира, в первую очередь в развивающихся странах. Основными целями Международной программы являются улучшение практики регулирования в отношении НПО, повышение эффективности регуляторов, профессиональная подготовка сотрудников регуляторных ведомств, обеспечение диалога между правительствами и НПО53. Также Комиссия по делам благотворительных организаций управляет сайтом http://www.ngoregnet.org, основной задачей которого является распространение информации о регулировании сектора НПО в различных странах мира. В настоящее время единственной из рассматриваемых стран, информация о системе регулирования которой доступна на сайте, является Вьетнам54, однако в будущем ожидается расширение списка стран. Кроме того, необходимо отметить, что консультационные услуги Комиссии доступны НПО и государственным органам любого государства.

Еще одним аспектом развития общественной дипломатии является поддержка молодежных программ и обменов. Правительство Великобритании в первую очередь финансирует молодежные проекты в образовательной сфере, основные из них были рассмотрены выше. Главным субъектом политики по данному направлению является Британский Совет, предлагающий молодым людям в возрасте от 18 до 25 лет краткосрочные образовательные программы за рубежом, а также возможности для работы, волонтерской деятельности или стажировки в рамках собственных проектов в рассмотренных выше сферах культуры, образования и продвижения языка55. Прежде всего стоит отметить Программу поддержки креативного предпринимательства, предоставляющую молодым людям возможность реализовать свои проекты в пяти развивающихся странах, включая Бразилию и Вьетнам56, а также софинансируемую Британским Советом программу Международной ассоциации обмена студентами технических специ-

50 Development Funding for NGOs // UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/browse/ citizenship/intemational-development/development-funding-ngos (дата обращения: 21.02.2014).

51 Charity Commission Official Website. Режим доступа: https://www.charitycommission.gov.uk/ (дата обращения: 21.02.2014).

52 Our Status // Charity Commission. Режим доступа: https://www.charitycommission.gov.uk/about-the-commission/our-status/ (дата обращения: 21.02.2014).

53 International Programme // Charity Commission. Режим доступа: https://www.charitycommission. gov.uk/about-the-commission/our-status/our-work-with-other-regulators-and-organisations/international-programme/ (дата обращения: 21.02.2014).

54 NGO Regulation Network. Режим доступа: http://wwwngoregnet.org/Library/Vietnam_website. doc (дата обращения: 21.02.2014).

55 Study, Work, Create // British Council. Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/study-work-create (дата обращения: 21.02.2014).

56 Young Creative Entrepreneur Programme // British Council. Режим доступа: http://wwwbritish-council.org/study-work-create/funding-creativity/creative-entrepreneur-programme (дата обращения:

21.02.2014).

альностей, предусматривающую оплату обучения в Великобритании длительностью от полутора месяцев до одного года по соответствующим направлениям для иностранных студентов57.

Заключение

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что сочетание различных направлений международного культурно-гуманитарного сотрудничества позволяет достичь основной цели политики «мягкой силы» Великобритании — обеспечения влияния и успешного продвижения британских ценностей в других государствах. Важнейшими факторами успеха политики «мягкой силы» Великобритании являются определение четких целей сотрудничества по каждому из направлений, учет национальной специфики и уровня экономического развития стран-партнеров, устойчивость присутствия в этих странах, эффективная координация деятельности соответствующих ведомств, активное вовлечение НПО в процессы сотрудничества, а также прозрачность и развитые инструменты оценки эффективности политики «мягкой силы».

Активность субъектов «мягкой силы» Великобритании во всех рассмотренных странах присутствия отличается относительной полнотой и системностью по всем направлениям сотрудничества. В то же время отчетливо проявляется акцент политики «мягкой силы» Великобритании — это, прежде всего, развитие деловых связей, общественной дипломатии и содействия международному развитию, что соответствует направленности стратегии отношений страны с другими государствами на приоритетную реализацию экономических и геополитических задач.

Несмотря на меньшие масштабы и роль в политике «мягкой силы», культурные связи и продвижение языка также используются властями Великобритании, осознающими ценность и возможности этих ресурсов, популярность английского языка и важное место страны в общемировом культурном пространстве. Великобритания проводит активную работу по обеспечению влияния на будущие элиты других стран через образовательные и научно-технические программы. Таким образом, элементы различных направлений (культуры, продвижения языка, экспорта образовательных услуг и пр.) способствуют последовательному развитию общественной дипломатии как основной сферы политики «мягкой силы».

Политика Великобритании в сфере содействия международному развитию благодаря своей согласованности с другими направлениями сотрудничества, развитым механизмам отчетности и иным преимуществам по праву считается одной из наиболее эффективных в мире. В то же время в рассматриваемых в данной статье странах присутствия активность Великобритании в данной сфере невысока в сравнении с другими направлениями сотрудничества.

Таким образом, сбалансированное сочетание различных направлений и инструментов сотрудничества, учет собственных приоритетов и интересов стран-партнеров, активное вовлечение в процессы взаимодействия НПО, целенаправленная работа с будущими элитами и поддержание позитивного имиджа страны в различных сферах формируют основу для эффективного перехода Великобритании от присутствия к влиянию посредством политики «мягкой силы».

В то же время существуют возможности для обеспечения дальнейшего перехода от присутствия к влиянию, в том числе в десяти рассматриваемых странах-партнерах.

57IAESTE Work Placements // British Council. Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/study-work-create/work-volunteer/iaeste-work-placements (дата обращения: 21.02.2014).

В частности, наиболее масштабное сотрудничество с указанными странами в настоящий момент осуществляется по направлениям общественной дипломатии, содействия международному развитию и развития деловых связей. В то же время потенциал в области научно-технологического партнерства, экспорта образовательных услуг и продвижения английского языка и британской культуры реализован не в полной мере. Наиболее активно Великобритания сотрудничает с двумя из рассматриваемых стран — Бразилией и Вьетнамом, которые охвачены программами по различным направлениям. Взаимодействие со странами Центральной Азии, напротив, в некоторых случаях ограничивается сферами СМР и общественной дипломатии. Таким образом, расширение географии присутствия в сочетании с увеличением количества направлений сотрудничества может способствовать усилению влияния Великобритании посредством инструментов «мягкой силы».

Литература

British Council (2009) Uzbekistan and UK Sign Memorandum on British Council. Режим доступа: http:// www.britishcouncil.org/memorandum_press_release_19_august_2009_english_and_russian.doc (дата обращения: 21.02.2014).

British Council (2013) Annual Report 2012—2013. Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/sites/brit-ishcouncil.uk2/files/annual-report-2012-13.pdf (дата обращения: 21.02.2014).

DFID (2013) Provisional UK Official Development Assistance as a Proportion of Gross National Income 2012. Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/175529/ Prov-UK-_ODA-2012-_stats-release.pdf (дата обращения: 21.02.2014).

House of Commons (2013) FCO Performance and Finances 2011—2012.Foreign Affairs Committee. Режим доступа: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201213/cmselect/cmfaff/690/690.pdf (дата обращения: 21.02.2014).

Monocle (2013) Soft Power Survey 2013. Режим доступа: http://monocle.com/film/affairs/soft-power-sur-vey-2013/ (дата обращения: 21.02.2014).

National Audit Office (2008) The British Council: Achieving Impact. Режим доступа: http://www.nao.org. uk/report/the-british-council-achieving-impact/ (дата обращения: 21.02.2014).

National Archives (2002) International Development Act. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2002/1/contents (дата обращения: 21.02.2014).

National Archives (2006) International Development (Reporting and Transparency) Act. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/31/contents (дата обращения: 21.02.2014).

UK Government (2012) Science and Innovation Network: Annual Report 2011—2012. Режим доступа: ht-tps://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/36762/BIS-Science_and_In-novation_Report_Accessible.pdf (дата обращения: 21.02.2014).

UK Government (2013) Department for International Development. Annual Report and Accounts 2012—2013. Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/208445/ annual-report-accounts2013-13.pdf (дата обращения: 21.02.2014).

UK Parliament (2013) The 0,7% Aid Target. Режим доступа: http://www.parliament.uk/Templates/Briefing-Papers/Pages/BPPdfDownload.aspx?bp-id=SN03714 (дата обращения: 21.02.2014).

The United Kingdom’s Soft Power: The Factors of Success

A. Shelepov

Andrey Shelepov — Junior Researcher at the Global Governance Research Centre of the International Organisations Research Institute, National Research University Higher School of Economics; 20, Myasnitskaya, 101000 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]

Abstract

The article analyses the United Kingdom’s implementation of soft power instruments in five policy areas of international cultural and humanitarian cooperation: culture and language promotion; collaboration in education; cooperation in the sphere of science, technology and innovation; strengthening business relations, public diplomacy (youth exchanges, activities of non-governmental organizations[NGOs], etc.); and international development assistance.

The author examines the priorities, goals and objectives; key stakeholders; regulatory framework; system of institutions, mechanisms and tools; financing system and accounting mechanisms; information and communication systems; and evaluation systems.

Considering the results of the analysis, the author concludes that the combination of various aspects of international cultural and humanitarian cooperation contributes to the achievement of the main goal of the UK’s soft power policy, namely, ensuring the influence and successful promotion of national values abroad. The author identified key factors of the soft power policy success, including clear objectives for cooperation in each area; due consideration of national circumstances and the level of the economic development of partner countries; sustainability of activities in those countries; effective coordination among relevant authorities; active involvement of NGOs in collaborative processes; as well as transparency and well-developed tools for assessing the effectiveness of the soft power policy. The resource of influence in partner countries is generated primarily through activities in business relations, public diplomacy and international development assistance. However, policies in other areas also contribute to the effective implementation of the UK’s soft power strategy.

Key words: United Kingdom foreign policy, soft power, international cultural and humanitarian cooperation, international development assistance, public diplomacy

References

British Council (2009) Uzbekistan and UK Sign Memorandum on British Council. Available at: http://www. britishcouncil.org/memorandum_press_release_19_august_2009_english_and_russian.doc (accessed 21 February 2014).

British Council (2013) Annual Report 2012-2013. Available at: http://www.britishcouncil.org/sites/british-council.uk2/files/annual-report-2012-13.pdf (accessed 21 February 2014).

DFID (2013) Provisional UK Official Development Assistance as a Proportion of Gross National Income 2012. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/175529/Prov-UK-_ODA-2012-_stats-release.pdf (accessed 21 February 2014).

House of Commons (2013) FCO Performance and Finances 2011—2012. Foreign Affairs Committee. Available at: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201213/cmselect/cmfaff/690/690.pdf (accessed 21 February 2014).

Monocle (2013) Soft Power Survey 2013. Available at: http://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2013/ (accessed 21 February 2014).

National Audit Office (2008) The British Council: Achieving Impact. Available at: http://www.nao.org.uk/re-port/the-british-council-achieving-impact/ (accessed 21 February 2014).

National Archives (2002) International Development Act. Available at: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2002/1/contents (accessed 21 February 2014).

National Archives (2006) International Development (Reporting and Transparency) Act. Available at: http:// www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/31/contents (accessed 21 February 2014).

UK Government (2012) Science and Innovation Network: Annual Report 2011—2012. Available at: https://www. gov.uk/govemment/uploads/system/uploads/attachment_data/file/36762/BIS-Science_and_Innovation_ Report_Accessible.pdf (accessed 21 February 2014).

UK Government (2013) Department for International Development. Annual Report and Accounts 2012—2013. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/208445/annual-report-accounts2013-13.pdf (accessed 21 February 2014).

UK Parliament (2013) The 0.7% Aid Target. Available at: http://www.parliament.uk/Templates/BriefingPa-pers/Pages/BPPdfDownload.aspx?bp-id=SN03714 (accessed 21 February 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.