Научная статья на тему 'Новая Стратегия развития экспорта образования Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии'

Новая Стратегия развития экспорта образования Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONAL STUDENTS / INTERNATIONAL EDUCATION MARKET / TUITION FEES / INTERNATIONAL COOPERATION / INTERGOVERNMENTAL SCIENTIFI C AND EDUCATIONAL INITIATIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагирова Ш.В., Краснова Г.А., Ницевич В.Ф.

В данной статье рассматривается Стратегия развития образования в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, направленная на повышение конкурентных преимуществ британской системы образования. Особое внимание уделяется анализу реализации Великобританией крупных государственных и межгосударственных научно-образовательных инициатив с приоритетными странами приема: Китаем, Индией, Бразилией, Саудовской Аравией, странами Персидского залива, Турцией, Мексикой, Индонезией, Колумбией.Выявлена и обоснована необходимость более активного развития стипендиальных программ, предлагаемых вузами для привлечения наиболее талантливых иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW STRATEGYOF DEVELOPMENTOF EXPORT EDUCATIONOF THE UNITED KINGDOMOF GREAT BRITAINAND NORTHERN IRELAND

The article covers the UK International education strategy: global growth and prosperity that sets out how government and the education sector will build on UK strengths to take advantage of global opportunities. Particular attention is paid to the analysis of the implementation of the UK intergovernmental scientifi c and educational initiatives in partnership with priority countries: Brazil, China, Colombia, India, Indonesia, Mexico, Saudi Arabia, the Gulf States, Turkey.Additionally, it highlights the need for more active development of scholarship programs by universities to attract the most talented foreign students.

Текст научной работы на тему «Новая Стратегия развития экспорта образования Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии»

УДК 378.014.256(410) Ш.В. ТАГИРОВА

кандидат политических наук, директор по международным связям, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» E-mail: stagirova@hse.ru Г.А. КРАСНОВА

доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации E-mail: director_ido@mail.ru В.Ф. НИЦЕВИЧ

доктор политических наук, профессор, и.о. ректора, Орловский государственный университет E-mail: dr.nitsevich@mail.ru

UDC 378.014.256(410) SH.V. TAGIROVA

Candidate of Political Sciences, Director of International Relations, National Research University, Higher School of

Economics E-mail: stagirova@hse.ru G.A. KRASNOVA

Doctor of Philosophy, Professor, Leading researcher of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the RF E-mail: director_ido@mail.ru V.F. NITSEVICH

Doctor of Political Sciences, Professor, Acting Rector, Orel

State University E-mail: dr.nitsevich@mail.ru

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАНИЯ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

THE NEW STRATEGYOF DEVELOPMENTOF EXPORT EDUCATIONOF THE UNITED KINGDOMOF

GREAT BRITAINAND NORTHERN IRELAND

В данной статье рассматривается Стратегия развития образования в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, направленная на повышение конкурентных преимуществ британской системы образования. Особое внимание уделяется анализу реализации Великобританией крупных государственных и межгосударственных научно-образовательных инициатив с приоритетными странами приема: Китаем, Индией, Бразилией, Саудовской Аравией, странами Персидского залива, Турцией, Мексикой, Индонезией, Ко-лумбией.Выявлена и обоснована необходимость более активного развития стипендиальных программ, предлагаемых вузами для привлечения наиболее талантливых иностранных студентов.

Ключевые слова: высшее образование, иностранные студенты, рынок образовательных услуг, стоимость обучения, международное сотрудничество, межгосударственные научно-образовательные инициативы.

The article covers the UK International education strategy: global growth and prosperity that sets out how government and the education sector will build on UK strengths to take advantage of global opportunities. Particular attention is paid to the analysis of the implementation of the UK intergovernmental scientific and educational initiatives in partnership with priority countries: Brazil, China, Colombia, India, Indonesia, Mexico, Saudi Arabia, the Gulf States, Turkey.Additionally, it highlights the need for more active development of scholarship programs by universities to attract the most talented foreign students.

Keywords: Higher Education, international students, international education market, tuition fees, international cooperation, intergovernmental scientific and educational initiatives.

В условиях возрастающей конкуренции на международном образовательном рынке Правительство Соединенного Королевства разработало новую концепцию действий по привлечению иностранных граждан к обучению - Стратегию развития образования Соединенного Королевства (далее - Стратегия), в которой предлагается ряд существенных мер, направленных на усиление позиций Соединенного Королевства на международном рынке образовательных услуг. Ожидается, что данные меры позволят к 2018 году увеличить количество иностранных студентов в британских вузах на 15-20%.

В настоящее время Великобритания занимает вто-

рое место по числу иностранных студентов в мире после США. Наметившийся спад числа студентов в 2011-2013 годах быстро завершился, и в 2013-2014 году рост составил уже 4%. Некоторое падение числа иностранных студентов вызвало многочисленные широкие дискуссии и исследования причин спада в Великобритании.

Экспорт образования -совокупный доход университетов Соединенного Королевства - составил в 20112012 учебном году 27,9 млрд. фунтов стерлингов1. Доля

1 Universities UK. The impact of Universities on the UK economy.URL: http://www.universitiesuk.ac.uk/highereducation/

Documents/2014/TheImpactOfUniversitiesOnTheUkEconomy.pdf (дата-обращения: 12.02.2015).

© Ш.В. Тагирова, Г.А. Краснова, В.Ф. Ницевич © Sh.V. Tagirova, G.A. Krasnova, V.F. Nitsevich

доходов вузов от международной деятельности составила 20% от общей суммы финансовых поступлений, или же около 5,7 млрд. ф. ст., причем оплата обучения иностранными студентами составляет более 75%. В 20132014 доход Соединенного Королевства только от оплаты обучения иностранными студентами, не являющимися гражданами ЕС, составил 3,9 млрд. фунтов стерлингов (12,7%)2.

В 2013-2014 учебном году число иностранных граждан, прибывших на обучение в британские вузы, составило 435 500 человек3, при этом число иностранных студентов из Китая возросло на 5%, однако количество студентов из Индии снизилось на 12%4. Тем не менее Индия, как и прежде, занимает второе место по количеству граждан, обучающихся в британских вузах, - 29,9 тыс. человек.

Что касается иностранных абитуриентов из стран ЕС, то здесь в 2013-2014 учебном году, по сравнению с предыдущим годом, отмечаются незначительные колебания динамики в сторону уменьшения, однако страны, из которых приезжает наибольшее количество иностранных студентов, не изменились: Германия (снижение на 3 %) и Франция (снижение на 2 %). Кроме того, зафиксирован рост количества студентов из Италии (20%) и Польши (10%)5.

Более половины английских университетов планируют увеличить количество иностранных студентов в ближайшие 5 лет6. Так, университеты группы «Рассел» (англ. Russell Group Universities), Лондонский университет королевы Марии, Саутгемптонский университет, Университет Шеффилда, Йоркский университет и Ньюкаслский университет особый акцент делают на привлечение большего количества иностранных студентов к программам бакалавриата7. Эссекский университет планирует увеличить контингент учащихся на 50% до 2019 года в целом, в том числе за счет привлечения иностранных студентов. Однако ряд британских вузов - Бирмингемский, Бристольский, Кембриджский, Даремский, Эксетерский, Манчестерский,

Ноттингемский университеты, Имперский колледж Лондона, Королевский колледж Лондона, Лондонская школа экономики и политических наук, а также Университет Уорвика - дальнейшее увеличение количества студентов не планируют, так как в них уже произошел значительный рост учащихся, включая ино-

2 Тамже.

3 International Unit.International Higher Education in Facts and Figures.2013.URL: http://www.international.ac.uk/media/2416084/ intfacts2013.pdf (дата обращения: 12.03.2015)

4 Higher Education Statistics Agency. Higher Education Student Enrolments and Qualifications Obtained at Higher Education Providers in the United Kingdom 2013/14. URL: https://www.hesa.ac.uk/pr/3349-statistical-first-release-210 (дата обращения: 23.02.2015).

5 Тамже.

6 The Guardian. Almost half of English universities plan to recruit more students after cap is lifted. URL: http://www.theguardian. com/higher-education-network/2015/mar/18/almost-half-of-english-universities-plan-to-recruit-more-students-after-cap-is-lifted (дата обращения: 19.03.2015).

7 Там же.

странных студентов8.

В нашей статье мы коснемся одной, мало исследованной темы в рамках плана действий по привлечению иностранных студентов в Великобританию, которая могла быть востребована и реализована в России. А именно - реализация Великобританией крупных государственных и межгосударственных научно-образовательных инициатив с приоритетными странами приема: Китаем, Индией, Бразилией, Саудовской Аравией, странами Персидского залива, Турцией, Мексикой, Индонезией, Колумбией.

Так, сотрудничество с Бразилией развивается в рамках программы «Наука без границ» (англ. Sciencewithout Borders UK), целью которой стало стимулирование академической мобильности бразильских студентов, молодых ученых в ведущие университеты мира. Сотрудничество получило поддержку на самом высоком уровне - правительств двух государств, началось в 2012 году и успешно продолжается в наши дни. В программе принимают участие более сотни британских вузов различного профиля: от научно-исследовательских до узкопрофильных, специализированных. С 2012 по 2016 г.г. в рамках программы в вузах Соединенного Королевства пройдут обучение до 10 тыс. бразильских студентов. Курирующим органом программы на территории Великобритании является Международный отдел высшего образования Соединенного Королевства (англ. UK Higher Education International Unit)9, который представляет интересы всех британских вузов. Значение данной программы для развития сотрудничества в области образования между двумя государствами сложно переоценить. Подобное взаимодействие позволяет повысить уровень академической мобильности, укрепить сотрудничество в области проведения совместных исследований, а также усилить институциональное партнерство между двумя странами в целом.

Особое значение Правительство Великобритании придает устойчивому развитию сотрудничества в области образования с Индией. С этой целью в апреле 2006 года была запущена межправительственная программа «Великобритания - Индия: образование и научно-исследовательская инициатива» (англ. UK - India Educationand Research Initiative - UKIERI). Главной целью Программы является взаимодействие двух стран в области образования,партнерства в области инноваций, двусторонней академической мобильности. С момента запуска совместной инициативы было заключено более 1000 партнерских соглашений, осуществлено более 25 000 академических обменов, более 35 млн. молодых людей смогли воспользоваться различными тренинго-выми программами10. Достигнутые успехи позволили в 2010 году подписать новое Соглашение о запуске второй фазы Программы.

Важную роль в привлечении талантливых студентов

8 Там же.

9 Международный отдел высшего образования Соединенного Королевства URL: http://www.international.ac.uk/

10 UK-India Education and Research Initiative.URL: http://www. ukieri.org/ (датаобращения: 19.03.2015).

в Великобританию играют программы Международной ассоциации по обмену студентами для прохождения производственной практики (англ. International Associationforthe Exchangeof Studentsfor Technical Experience - далее IAESTE). Ассоциация организует обмен студентами для прохождения производственной практики за рубежом. Ассоциация является независимой организацией, активно сотрудничающей с ЮНЕСКО, ЭКОСОС, ЮНИДО, Международной организацией труда. В программах обмена могут принимать участие студенты и аспиранты в возрасте до 32 лет, владеющие иностранным языком, как правило, английским.При наличии вакантных мест студенты технических специальностей могут получить оплачиваемую производственную практику в любой стране мира. В программе участвуют более 90 стран. Продолжительность производственной практики в рамках IAESTE может составлять от 1,5 месяца до года и более. В 2011 году в Соединенное Королевство в рамках обменных программ IAESTE прибыло 120 иностранных студентов из стран, не являющихся членами ЕС, а в 2012 году - 111 человек.

Сотрудничество Великобритании с Индонезией в области науки и образования осуществляется в рамках стипендиальной программы DIKTI11 (англ. UK Indonesia DIKTIS cholarship Programme).Стипендиальная программа DIKTI рассчитана на обучение в британских вузах до 750 студентов из Индонезии, главным образом по послевузовским программам: магистратуры и аспирантуры. К реализации данной научно-образовательной программы допускаются все британские вузы. Основным координирующим органом является Международный отдел высшего образования Соединенного Королевства.

Пристальное внимание уделяется развитию сотрудничества Великобритании с Китаем. Одной из таких совместных государственных инициатив является программа «Соединенное Королевство - Китай: партнерство в образовании» (англ. UK-China Partnersin Education UKCPIE), которая является одной из крупнейших форм сотрудничества двух государств в области STEM-дисциплин, бизнеса и финансов посредством развития академической мобильности студентов и молодых исследователей в рамках совместных исследовательских проектов.

Программа развития академической мобильности между Соединенным Королевством и Чили (англ. SupportingUK-Chileacademicmobility) направлена на интенсивное развитие академической мобильности. Успех ее реализации позволил приступить к переговорам о заключении Соглашения о взаимном признании документов об образовании и квалификаций. А 2013 году между Великобританией и Чили началось сотрудничество в области науки и инноваций12.

11 International Unit.UKIndonesia DIKTI Scholarship Programme. URL: http://www.international.ac.uk/programmes/partner-ships/indonesia-uk-dikti-scholarship-programme.aspx (дата обращения: 09.01.2015).

12 International Relations CONICYT. URL: http://www.conicyt. cl/pci/files/ 2012/08/Bolet%C3%ADn-22_spreads.pdf (датаобращения: 19.02.2015).

Динамично развивается сотрудничество в области образования у Великобритании с Турцией. В декабре 2012 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Ассоциацией британских вузов (англ. Universities UK) и Турецким Советом по высшему образованию (англ. the Turkish Councilof Higher Education - CoHE). В рамках Меморандума в начале 2013 года была создана британо-турецкая рабочая группа по вопросам международного высшего образования, в которую вошли представители Британского Совета, Международного отдела высшего образования Соединенного Королевства, Департамента содействия торговле и инвестициям Великобритании (англ. UK Tradeand Investment) и Турецкого Совета по высшему образованию. В числе направлений сотрудничества: развитие академической мобильности, обучение английскому языку.

Страны Персидского залива традиционно представляют интерес для британских вузов13. Основными приоритетами в области образования и науки для Великобритании в этом регионе являются:

- расширение сотрудничества в области развития инноваций;

- привлечение иностранных студентов;

- стимулированиестратегическогомежправитель-ственного сотрудничества в области науки;

- взаимодействие в области развития технологий.

Особенно активно сотрудничество в области образования развивается с Саудовской Аравией, Бахрейном, ОАЭ, Катаром. Об этом свидетельствуют следующие данные. В сентябре 2013 года между Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Фондом Катара сроком на пять лет был подписан Меморандум о взаимопонимании в области исследований и образования, который ознаменовал начало более интенсивного научно-образовательного взаимодействия двух государств. В рамках развития национальных приоритетов Катара Исследовательский Фонд Катара и Исследовательская программа Правительства Катара предполагают активное вовлечение международных партнеров в свою деятельность. С этой целью было выделено около 650 млн. долл. США на шесть лет, в среднем по 1 млн. долл. США на каждый исследовательский проект длительностью до трех лет. 35% выделенных средств могут быть потрачены за рубежом. В рамках Программы британские вузы приняли участие уже в 69 проектах14.

ВСаудовской Аравии, обладающей самой развитой исследовательской базой в регионе, созданной в исследовательских вузах по всей стране, британские провайдеры образовательных услуг в 2014 году выиграли 4 контракта на общую сумму 850 млн. ф. ст. на создание

13 The UK's relations with Saudi Arabia and Bahrain.Government Response to the House of Commons Foreign Affairs Committee's Fifth Report of Session 2013-2014 (HC88).2014.URL: https://www.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/ 282518/8780. pdf (датаобращения: 11.02.2015).

14 UK Science and Innovation Network: Gulf. URL: https://www. gov.uk/government/priority/uk-science-and-innovation-network-gulf (дата обращения: 30.01.2015).

12 профессионально-технических колледжей15. Всего такого типа колледжей планируется создать около 100 на территории всей Саудовской Аравии. Кроме того, в британских вузах обучается около 22 тыс. граждан Саудовской Аравии16.

Активную международную деятельность Великобритания ведет в некоторых странах СНГ. Так, в 2014 году Великобритания и Казахстан запустили совместную пятилетнюю программу «Ньютон - Аль-Фараби» ('англ. Newton-Al-Farabi Partnership Programme) с общим бюджетом в 20 миллионов фунтов стерлингов. Финансирование ведется на паритетных условиях. Программа осуществляется за счет средств Фонда Ньютона, управляемого Министерством предпринимательства, инноваций и профессионального образования Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Программа направлена на наращивание научного потенциала, обмен кадрами и создание совместных исследовательских центров. Основное внимание уделяется следующим шести приоритетным направлениям: энергетике;здравоохранению и благосостоянию сельскохозяйственным технологиям;восстановлению после стихийных бедствий;экологии и окружающей среде;продовольствию и воде.

Предполагается, что в дальнейшем Программа будет оказывать все большую поддержку научному сотрудничеству между Великобританией и Казахстаном по указанным направлениям, а также внесет существенный вклад в повышение экономической и социальной ценности инноваций двух государств.Предполагается, что ежегодно в целях развития социально-экономического сотрудничества двух государств Фонд Ньютона будет выделять 4 млн. долл. США17.

Наряду с межгосударственными программами существенный вклад в привлечение иностранных студентов к обучению вносят сами британские вузы, предлагая множество различных стипендиальных программ для обучения по программам всех уровней высшего образования. Так, Кембриджский университет предоставляет иностранным студентам стипендию «Gates Cambridge Scholarships» для обучения по программаммагистратуры или аспирантуры. В конкурсном отборе на получение престижной стипендии могут принять участие иностранные граждане, продемонстрировавшие выдающиеся интеллектуальные способности, лидерский потенциал, приверженность делу улучшения жизни других людей, высокую степень соответствия квалификации и устремлений кандидата требованиям той университетской программы, на которой они планируют обучение. К настоящему времени

15 £1 billion exports win for UK éducation in Saudi Arabia. URL: https://www.gov.uk/government/news/1-billion-exports-win-for-uk-education-in-saudi-arabia (дата обращения: 09.02.2015).

16 House of Commons Foreign Affairs Committee. Fifth Report of Session 2013-2014. The UK's relations with Saudi Arabia and Bahrain, p. 136.URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201213/cmse-lect/cmfaff/writev/bahrain/sab40.htm (датаобращения: 09.02.2015).

17 BritishCouncil. Партнерская программа «Ньютон-Аль-Фараби». URL: http://www.britishcouncil.kz/ru/newton-al-farabi (дата обращения: 11.02.2015).

насчитывается более 1000 выпускников стипендиальной программы «Gates Cambridge Scholarships» из 90 стран мира. Ежегодно новыми стипендиатами программы становятся 90 иностранных граждан (40 стипендий получают граждане США, 50 - других стран мира). Не менее престижной стипендиальной программой является стипендияРодса (англ. Rodes Scholarshipsat University of Oxford), предлагаемая Оксфордским университетом. Даннаястипендиальная программа являетсяодной из старейших в мире и присуждается за высокие академические способности, спортивные достижения, выдающиеся лидерские качества. Стипендиаты программы могут обучаться на любом курсе магистратуры или аспирантуры Оксфордского университета. Стипендия рассчитана на два года обучения и покрывает стоимость обучения и часть проживания.

Университет Кардиффа предоставляет международные стипендии (англ. Cardiff University Elite International Scholarships) для наиболее талантливых иностранных студентов для обучения по программамбакалавриата и магистратуры. Стипендия полностью покрывает стоимость обучения.

Программа стипендий Бирмингемского университета для иностранных студентов (англ. University of Birmingham Scholarships for International Students) предусматривает номинирование 18 стипендий иностранным студентам для обучения в рамках любой одногодичной магистерской программы Университета. Стипендия покрывает стоимость обучения.

Совместные стипендии Лондонского Университета Метрополитен (далее - ЛУМ) и Международного дома студента (англ. ISH - London Met Scholarship Scheme) позволяют иностранным студентам из определенных стран пройти обучение в магистратуре ЛУМ. Стипендия покрывает полную стоимость обучения и предоставляет возможность бесплатного проживания сроком на 1 год. Стипендии международного офиса Бристольского университета (англ. Bristol University International Office Scholarships) размером 8,5 тыс. ф. ст. предоставляют возможность наиболее талантливым иностранным студентам обучаться по программам бакалавриата и магистратуры. Стипендия покрывает стоимость обучения по следующей схеме: 3 тысячи фунтов стерлингов за первый год обучения, 3 тыс. за второй год и 2,5 тыс. за третий.

Стипендии Университета Западного Лондона «Международный посол» (англ. University of West London International Ambassador Scholarships) предоставляет лучшим иностранным студентам возможность обучения по программам бакалавриата и магистратуры. Студенты выступают в роли международных послов Университета, участвуя в рекламных кампаниях, проводимых отделом по работе с иностранными студентами. Всего предоставляется 100 стипендий по 5тыс. ф. ст. каждая.

Стипендии Шефилдского Халлам Университета «TransformTogetherScholarships» (англ. Sheffield Hallam University Transform Together Scholarships) предо-

ставляются иностранным студентам из стран ЕС и не входящих в ЕС государств, желающих обучаться по программам бакалавриата, магистратуры или аспирантуры. Стипендия полностью покрывает стоимость обучения в магистратуре или аспирантуре и предоставляет 50% скидку ежегодно по программам балакавриата при условии успешного обучения.

Стипендии для иностранных студентов Вестминстерского университета (англ. University of Westminster International Scholarsh/ps)предоставляются иностранным гражданам из развивающихся стран, желающим обучаться по любой магистерской программе Университета. Стипендия покрывает стоимость обучения, проживание, текущие расходы и авиабилет в два конца от места проживания до Лондона и обратно.

Стипендии Ноттингемского университета для иностранных студентов (англ. Developing Solutions Scholarshipsat University of Nottingham) предоставляются гражданам Африки, Индии и одной из развивающихся стран Содружества для обучения в магистратуре. Ежегодно присуждается 105 стипендий: 30 стипендий покрывают полную стоимость обучения, 75 стипендий - половину.

Брэдфорский университет предоставляет стипендии иностранным студентам из развивающихся государств, оказавшихся в условиях чрезвычайной ситуации (англ. University of Bradford Scholarshipsfor Developing Countriesin Crisis). Стипендии Брэндфорского университета направлены на оказание помощи иностранным студентам, оказавшимся в сложных финансовыхуслови-ях в результате чрезвычайной ситуации в своей стране (политические события, военные действия, природные катаклизмы и т. п.). Стипендия покрывает полную стоимость обучения, проживание и ежегодно предоставляет 2 тыс. ф. ст. на текущие расходы.

Существуют также государственные стипендиальные программы, направленные на привлечение иностранных граждан к обучению в британских вузах. Активное участие в их реализации принимает Министерство иностранных дел и по делам Содружества. Размер стипен-

дии обычно позволяет оплатить стоимость обучения и проживание в течение года. Одной из таких правительственных стипендиальных программ является стипендия «Чивнинг», которая позволяет привлекать в британские вузы наиболее талантливых молодых людей со всего мира. В рамках Программы предоставляется полное или частичное финансирование стоимости обучения в любом британском университете по любой постградуальной образовательной программе. Как правило, стипендия «Чивнинг» покрывает расходы на обучение, проживание, билет экономического класса от места проживания до места обучения и обратно. В некоторых случаях финансирование предоставляется либо только для оплаты обучения, либо только проживания.

Другой, не менее известной стипендиальной программой Правительства Великобритании является система стипендий Содружества наций (англ. the Commonwealth Scholarships), которая предоставляется студентам и ученым только из стран Содружества. Для координации участия Великобритании в данной системе в рамках Министерства международного развития создано специальное ведомство - Комиссия по стипендиям Содружества наций. Ежегодно выделяется более 900 стипендий, причем финансирование тех из них, которые предназначены для граждан развивающихся стран Содружества, осуществляется Министерством международного развития. В то же время стипендии для граждан развитых стран финансируются из средств Министерства по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования, а также Правительства Шотландии.

Таким образом, политика выделения стипендий, инициация и финансирование двусторонних проектов с зарубежными странами, проводимая Правительством Великобритании, совершенно очевидно оказывает существенное влияние на привлечение иностранных студентов из приоритетных стран приема. И финансовые затраты на осуществление подобных мер в тысячи раз превышают доходы от экспорта образования Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.