Научная статья на тему 'Образовательная политика государства и развитие коммерческого образования'

Образовательная политика государства и развитие коммерческого образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сажин В. Б., Матушкина Е. В., Половников А. Б., Селдинас И., Сажина М. Б.

Приведены различные точки зрения о путях реформирования системы образования. Часть бюджетных мест передается в негосударственные вузы, за счет чего значительно сократится число государственных вузов. Стипендию в вузах увеличат, но число получателей 106 стипендии радикально сократится. Зарплату педагогам увеличат на 30%. Будет поощряться льготное кредитование домохозяйств на коммерческое обучение. Приведены сведения о вузовском образовании в Великобритании. Установлено, что ратификация Россией Болонского соглашения разрушило привычную модель образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сажин В. Б., Матушкина Е. В., Половников А. Б., Селдинас И., Сажина М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная политика государства и развитие коммерческого образования»

Библиографические ссылки

1. Сажин, Б.С. Экологическая безопасность технологических процессов/ Б.С. Сажин, О.С. Кочетов, Л.И. Гудим, Л.М. Кочетов. М. : МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007.

2. Кочетов, Л.М. Применение напорной флотации при очистке стоков / Л.М. Кочетов, Б.С. Сажин, В.Б. Сажин, И. А Попов// Успехи в химии и химической технологии: Сб. науч. тр. [под ред. П.Д. Саркисова и В.Б. Сажина]; / РХТУ им. Д.И. Менделеева М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2010. Т. XXIV. №3 (108). С. 113-116.

3. Кочетов, Л.М. Использование фильтров с плавающей загрузкой для очистки сточных вод/ Л.М. Кочетов, Б.С. Сажин, В.Б. Сажин, И. А Попов. // Успехи в химии и химической технологии: Сб. науч. тр. [под ред. П.Д. Саркисова и В.Б. Сажина]; / РХТУ им. Д.И. Менделеева М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2009. Т. XXIII. № № 8 (101). С. 106-113.

УДК 377

В.Б. Сажин, Е.В. Матушкина, А.Б. Половников, И. Селдинас, М.Б. Сажина, Л.М. Кочетов, В.В. Козляков, М.П. Тюрин, А.С. Белоусов, И.А. Попов, М.А. Апарушкина, З.Н. Османов, О.Ю. Дорушенкова, О.С. Емельянова, А.Н. Степашкина, Б.С. Сажин

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Высшая школа нетрадиционной медицины, Нью-Йорк, США

Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности Московского государственного университета технологий и управления им. В.К. Разумовского, Москва, Россия

ООО «Научно-производственное объединение «Феррит», Астрахань, Россия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

We present different points of view about how to reform the education system. Part of the budget places in private universities is transmitted, thereby significantly reduced the number of public universities. Scholarship in higher education will increase, but the number of recipients of scholarships will be reduced drastically. Salary of teachers will increase by 30%. Incentives will be provided preferential loans for households to sales training. It provides information on Higher Education in the UK. It is established that Russia's ratification of the Bologna agreement shattered the usual model of education. Form of education has changed, but not filled with appropriate content.

Приведены различные точки зрения о путях реформирования системы образования. Часть бюджетных мест передается в негосударственные вузы, за счет чего значительно сократится число государственных вузов. Стипендию в вузах увеличат, но число получателей

стипендии радикально сократится. Зарплату педагогам увеличат на 30%. Будет поощряться льготное кредитование домохозяйств на коммерческое обучение. Приведены сведения о вузовском образовании в Великобритании. Установлено, что ратификация Россией Болон-ского соглашения разрушило привычную модель образования. Форма образования изменилась, но не наполнена адекватным содержанием.

По заявлению помощника президента РФ А. Дворковича (январь, 2011 г.), необходимо радикально изменить систему финансовой поддержки выпускников школ, решивших получить высшее образование в России. «Нужно отменить стандартные стипендии у студентов, потому что это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учебы получаешь компенсацию»,— заявил чиновник. По мнению эксперта А. Боярского, фактически президентский помощник предложил отучать молодежь от патернализма: по его словам, вчерашние школьники должны усвоить, что «работать должно стать модным» и «всего нужно добиваться своим трудом». Вместо стипендий, считает А. Дворкович, вузы должны предоставлять студентам рабочие места, а банки — доступные кредиты. В 2010 году средняя стипендия студентов вузов в РФ составила 1100 руб. в месяц (это почти втрое выше стипендии учащихся колледжей и техникумов). Отличники получают в среднем по стране 1500 руб. в месяц, такой же суммой исчисляется средняя стипендия студентов вузов Москвы (для сравнения: эта стипендия примерно равна стоимости 16 чашек кофе в столичных кафе).

РЕГИОН ОСТАТОК* СРЕДСТВ СЕМЬИ С ДВУМЯ ДЕТЬМИ (ТЫС. РУБ. В МЕСЯЦ) ОСТАТОК* СРЕДСТВ СЕМЬИ С ТРЕМЯ ДЕТЬМИ (ТЫС. РУБ. В МЕСЯЦ)

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ 1482,6 -3861,4

ДАГЕСТАН 2567,8 -1699,5

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ 3443,4 -1295,6

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 24 493,90 18 455,70

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 32 966,90 28 096,70

МОСКВА 47 342,80 40 153,10

ЧУКОТСКИЙ АО 49 880,20 38 752,20

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 54 520,30 49 395,10

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АО 67 436 58 588,80

В СРЕДНЕМ ПО РФ 19 366Д0 13 897,40

* После вычета минимальных расходов ; данные РОССТАТа

Рис. 1. Уровень доходов российской семьи по регионам в 2010 году (по данным расчетов «РИА-Аналитика, апрель 2011 года)

Министр Минобрнауки А. Фурсенко объявил, что «стипендиальный фонд надо увеличить, но «жестче подойти к распределению стипендий». Сейчас, по данным министра, на стипендии уходит около 60 млрд. руб. бюджетных средств, а чтобы стипендии достигли уровня минимальной зарплаты, потребуется 150-180 млрд. руб. Как полагает министр А. Фурсенко, «необходимо уходить от уравниловки», оставив «небольшое количество академических стипендий для тех, кто учится блестяще» и социальные сти-

пендии для тех. кто учится хорошо, но плохо обеспечен. По расчетам министра, после перераспределения такие стипендии могли бы достичь 5-6 тыс. руб. Какому количеству студентов они достанутся, пока не подсчитано.

По информации, предоставленной Д. Полонским, эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» провели исследование уровня доходов семьи в 2010 году по регионам России (рис. 1). Расчет для каждого региона производился сложением номинальных зарплат двух взрослых, из этой суммы вычитались четыре либо пять прожиточных минимумов (для семей с двумя и тремя детьми соответственно). В целом, заключают аналитики, двух зарплат едва хватает на четыре прожиточных минимума; в 36 регионах РФ остаток на семью не превышает 10 тыс. руб., при том, что прожиточный минимум в России — «величина более чем скромная и с большой натяжкой характеризует биологический уровень выживания». Как отмечает эксперт В. Меркулов, в 2011 году менее половины выпускников школ смогут получить высшее образование бесплатно: число бюджетных мест дневной формы обучения: 438 на 1000 выпускников школ (рис.2). Остальным придется оплачивать учебу на коммерческой основе, надеясь на помощь родителей либо самостоятельно оформляя кредит в банке. В рамках новой государственной программы по поддержке студентов, обучающихся на платных отделениях вузов, можно получить ссуду на оплату обучения уже с 14 лет, а выплачивать основную часть задолженности нужно будет после получения диплома. При этом процентная ставка составит всего 5% годовых.

Рис. 2. Численность обучающихся 1999-2009 гг. (по данным Росстат)

В России до сих пор не удается закрепить на законодательном уровне возможность получения студентами льготных кредитов на обучение. Нынешние правила кредитования действуют лишь в рамках очередного, уже второго по счету, эксперимента. Так в 2009 году правительством РФ было

принято постановление» «Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию». Летом 2010-го ссуды на оплату высшего образования стали выдавать Сбербанк и банк «Союз».

Табл. 1. Рейтинг наиболее популярных вузов России по заявкам на коммерческое обучение в 2010 году (по данным Рейтор и Е. Барышевой, август 2010 г.)

Место в рейтинге популярности Вуз Минимальная СТОИМОСТЬ обучения за 1 год Основные сведения

1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 261 000 рублей в год Наибольшим спросом пользуются факультеты, созданные в последние 10 лет,— «Мировая политика» и «Глобальные процессы». Второе по популярности место уже много лет занимает факультет иностранных языков и регионоведения.

2. Государственный университет -Высшая школа экономики 180 000 рублей в год. Университет по-прежнему привлекает большое количество абитуриентов на факультеты экономики, мировой экономики и мировой политики. Огромное количество заявок от абитуриентов традиционно принимает факультет «Международный институт экономики и финансов», учитывая даже то, что бюджетных мест там практически нет.

3. Санкт-Петербургский государственный университет 115 000 рублей в год Самым популярным — во многом благодаря большому количеству кафедр — неизменно остается факультет филологии и искусств. Неожиданный спрос в этом году был на факультет географии и геоэкологии, особенно на кафедру океанологии.

4. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 107 000 рублей в год «Модным» считается факультет «Информатика и системы управления». В то же время быстрее, чем на остальные факультеты, растет число абитуриентов, подающих заявки на биомедицинскую технику.

5. Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова 105 000 рублей в год Стабильно популярны нефтегазовый и экономический факультеты. Однако в последние годы абитуриентов все больше привлекает факультет освоения подземного пространства.

6. Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина 96 000 рублей в год Стабильно популярны все факультеты. Больше других заявок от абитуриентов приходится на факультеты «Экономика и управление» и юридический.

7. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 80 000 рублей в год Спросом пользуются факультеты «Институт экономики и управления промышленными предприятиями» и «Институт новых материалов и нанотех-нологий».

8. Российский государственный медицинский университет им. Н.И. Пирогова 79 000 рублей в год Популярные факультеты «Лечебный», «Педиатрический» и «Стоматологический» — стабильно самые массовые факультеты в университете. Ежегодно конкурс до 50-70 чел. на место.

9. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 76 000 рублей в год Большинство абитуриентов стремится поступить на два факультета «Информационная безопасность» и «Кибернетика». В этом году количество заявок превышало возможности вуза в среднем в 16 раз.

10. Московский государственный строительный университет 66 000 рублей в год Популярны из года в год все технические факультеты. Повышенным спросом у абитуриентов пользуется факультет «Экономика, управление и менеджмент в строительстве».

Суть эксперимента - в непосредственном участии государства в субсидировании ставок по кредитам на обучение. Прежний эксперимент, стартовавший в 2008 году, предполагал использование бюджетных средств только для возмещения возможных невозвратов по кредитам в пределах 10% от общего объема их выдачи, а максимальная ставка по образовательным кредитам устанавливалась в 10% годовых. Тогда пытались привлечь к льготному кредитованию помимо банков еще и компании, которые должны

были стать поручителями по ссудам. В целом предложенные условия копировали уже действовавшую на тот момент кредитную программу «Кредо», предлагаемую банком «Союз» при стопроцентном поручительстве компании «Крейн». Правда, кроме «Союза» и «Крейна», желающих поучаствовать в том проекте не нашлось ни среди банков, ни среди компаний-поручителей. С точки зрения банков, процентная ставка в том эксперименте была слишком низкой, они намекали на необходимость субсидирования разницы между льготной стоимостью кредитов и своими реальными ставками. Черту под экспериментом подвел финансовый кризис, когда банк «Союз» подпал под программу финансового оздоровления.

По информации Е. Барышевой и данных Рейтор, домохозяйства России активно вкладывают средства в образование детей. Причем, наиболее популярны при выборе коммерческого образования известные вузы, хотя минимальная стоимость обучения в них от 66 тысяч до 216 тысяч руб. в год (таблица 1, рисунки 3 и 4). Сейчас у желающего оплачивать обучение в вузе за счет банковского кредита нет необходимости в поручительстве. По сути, эту обязанность взяло на себя государство, которое также компенсирует Сбербанку и банку «Союз» 20% от невозвращенных займов. Кроме того, госсубсидии распространяются и на возмещение банкам 0,75% ставки рефинансирования от действующих ставок. А максимальная ставка, которую может устанавливать кредитор, привязана к учетной ставке Банка России (в мае 2011 года - 8%) и не может превышать ее более чем на четверть плюс 3%.

Таким образом, на сегодняшний день максимальная стоимость кредита составляет всего 5% годовых. К тому же сегодня льготный кредит на образование может получить молодой человек начиная с 14-летнего возраста, тогда как в рамках стандартных кредитных программ получить кредит в банке до 18-летия невозможно. Совсем без участия родителей в процессе оформления льготного кредита несовершеннолетнему заемщику все же не обойтись.

Однако такое участие скорее формальность: родители должны дать нотариально заверенное согласие на оформление кредита. Для получения кредита на льготных условиях нужно соответствовать строгим критериям по успеваемости и обучаться в вузе из перечня, установленного Минобрнауки РФ. Позицию власти озвучил зам. министра Минобрнауки РФ (ныне - ректор Дальневосточного Федерального университета) В. Миклушевский: «На образовательные кредиты могут рассчитывать те студенты, которые, во-первых, хорошо учатся, во-вторых, учатся на востребованных экономикой специальностях и, в-третьих, в тех вузах, которые дают качественное образование. Это три принципа, которых мы придерживаемся».

Список одобренных к участию в эксперименте состоит из 56 учебных заведений и охватывает практически всю территорию страны. Определен и перечень из 256 наиболее востребованных профессий, платное обучение по которым подпадает под действие льготных кредитов. По информации эксперта В. Меркулова, обратиться за льготным кредитом могут не только абитуриенты, но и продолжающие обучение. Главным условием для получения

заемных средств в обоих случаях является хорошая успеваемость. Для студентов это означает, что сессия перед оформлением кредита должна быть сдана на «хорошо» и «отлично» либо с одной тройкой, если она получена не вторую сессию подряд. Для тех, кто только поступает, нужно набрать минимально необходимое количество баллов, рассчитываемых по формуле, предложенной Минобрнауки.

Рис. 3. Первая пятерка самых популярных вузов России в 2010 году:

1-Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова;

2-Государственный университет - Высшая школа экономики;

3-Санкт-Петербургский государственный университет;

4-Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана;

5-Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова

Принимаются в расчет как баллы, набранные по результатам единого госэкзамена, так и баллы, полученные в ходе вступительных испытаний в вузе. Студенты, недостаточно преуспевшие в учебе для получения льготного кредита, и те, чей вуз не попал в список участников льготной программы кредитования, могут оформить ссуду в банках, но уже на более жестких условиях (табл. 2).

Рис. 4. Вторая пятерка самых популярных вузов России в 2010 году:

6-Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина;

7-Национальный исследовательский технологический университет МИСиС»;

8-Российский государственный медицинский университет им. Н.И. Пирогова;

9-Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;

10-Московский государственный строительный университет.

Хотя некоторые банки готовы финансировать не только первое и очное высшее образование, но и обучение за рубежом. Кроме того, поскольку вне рамок госпрограммы банки при принятии решения о выдаче кредита вынуждены исходить из платежеспособности заемщика, обойтись без посторонней помощи у вчерашнего школьника не получится. Абитуриент, никогда не сталкивавшийся с денежными обязательствами, не может иметь ни кредитной истории, ни трудового стажа, ни личного дохода за длительный период. Поэтому выдать кредит такому человеку ни один банк не рискнет. Таким образом, основная долговая нагрузка по обслуживанию кредита ложится на фактических заемщиков, которыми чаще всего выступают родители студента. Сам студент играет в процессе оформления кредита скорее номинальную роль. Именно родители должны иметь и постоянное место работы, и доход, позволяющий получить кредит. При этом в некоторых случаях банки готовы рассматривать в качестве обеспечения по кредиту не только доходы заемщиков, но и имущество семьи.

Схема получения кредита на обучение во всех банках примерно одинакова: поскольку кредит является целевым, то и деньги перечисляются на счет учебного заведения, а не выдаются заемщикам на руки. При этом получить кредит можно как сразу после поступления, так и в процессе обучения, к примеру на втором или третьем курсе. Кредит одобряется на весь оставшийся срок обучения, а средства на счет вуза поступают частями, например раз в семестр или раз в год в зависимости от требований учебного заведения. Решение о перечислении очередной части средств принимается самим заемщиком и банком по результатам обучения и обслуживания ранее перечисленных сумм. И хотя у большинства банков дополнительные комиссии, взимаемые с заемщика, отсутствуют, заплатить за перевод денег на счет учебного заведения все же придется. Размер такого сбора составляет, как правило, не более 1% от переводимой суммы.

По мнению эксперта В. Меркулова, наиболее привлекательные условия по кредитам на образование вне рамок госэксперимента действуют в Сбербанке, где ставка по такому кредиту составляет 12% годовых. Здесь кредит можно оформить на оплату обучения практически в любом образовательном учреждении России. Банк прокредитует получение не только высшего, но и начального, среднего или дополнительного образования. Вплоть до получения диплома Сбербанк будет требовать возврата лишь процентов по кредиту, общий срок которого не должен превышать 11 лет. Также студенту может предоставляться рассрочка по выплате и процентов, и основного долга не более чем на год на время академического отпуска или на время воинской службы. Однако Сбербанк кредитует только 90% суммы на обучение. Не менее 10% от стоимости учебы придется самостоятельно заплатить и желающим обучаться за счет кредитной образовательной программы банка «Сосьете Женераль Восток» (БСЖВ). Впрочем, это условие не касается студентов, решивших учиться за рубежом, в этом случае банк выплатит всю стоимость обучения. Надо сказать, что БСЖВ — пока единственный российский банк, который кредитует желающих получить диплом за пределами страны. Процентная ставка по кредиту варьируется в зависимости от жела-

ния заемщика оформить страховку жизни и трудоспособности. При оформлении полиса в компаниях, рекомендованных банком, годовая ставка составит 14% в рублях, 12 и 13% в долларах и евро соответственно. Страховка в других компаниях, как и нежелание страховаться, увеличивает ставку на 3%.

Табл. 2. Условия предоставления кредитов на обучение

Банк Учебное заведение Макс. Про- Макси- Дополни-

размер центная мальный тельные

кредита от ставка в срок кре- сборы, ко-

СТОИМОСТИ рублях дита (лет) миссии

обученния ' (%) (% годовых)

АК БАРС Любое на территории РФ 100 15,917,9 3 -

БАЛТИЙСКИЙ Из списка банка* 100 19 7 -

БАНК

БАНК СОСБЕТЕ Российский и зару- 90 14* 6 Единовре-

ЖЕНЕРАЛБ бежный вуз, курсы менно 3900

ВОСТОК иностранного языка за рубежом, МВА в России*, Курсы повышения квалификации* руб. или $/€ 200

МИ-БАНК Из списка банка* 70 20 В пределах срока обучения

БАНК Государственные 100 15 5 Единовре-

ОБРАЗОВАНИЕ вузы, аспирантура, МВА менно 100 руб.

СБЕРБАНК Любое 90 12 11 -

РОССИИ на территории РФ

Дополнительные условия

Как и в Сбербанке, в БСЖВ предусматривается отсрочка по погашению основного долга: в течение первых двух лет обучения можно оплачивать только проценты. У абитуриентов есть возможность выбирать учебное заведение из перечня, предложенного самим банком. К примеру, Балтийский банк выдает кредиты желающим обучаться на платных отделениях учебных заведений, с которыми у этого кредитного учреждения заключены соглашения о сотрудничестве. Стоит отметить, что такой список в Балтийском банке довольно широк и включает в себя больше сотни заведений, где можно получить высшее или среднее специальное образование. Большая часть учебных заведений находится в Северо-Западном регионе страны, а из московских вузов в списке значатся Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова и Московский государственный текстильный университет им. А. Н. Косыгина. Никаких льгот по погашению кредита в банке не предусмотрено, и ежемесячные платежи будут рассчитываться по ставке 19% годовых. В Международном инвестиционном

банке получить образовательный кредит могут обучающиеся на всех факультетах дневных и вечерних отделений МГУ им. М. В. Ломоносова и ММА им. И. М. Сеченова. Правда, банк выдаст кредит, покрывающий не более 70% стоимости обучения на платных отделениях этих вузов. А рублевая ставка за пользование кредитом составит 20% годовых. Кредитная программа для получения образования у банка «Ак Барс» не ограничивает заемщика ни в выборе учебного заведения, ни в максимальной сумме кредита, которая зависит лишь от платежеспособности клиента. Процентная ставка будет зависеть от срока кредита. Если ссуда берется на срок до года, платежи банк будет рассчитывать исходя из ставки 15,9% годовых. При максимальном сроке кредита три года ставка увеличивается до 17,9%.

Существенное снижение общего качества образования, высокие требования потенциальных работодателей, высокая конкуренция на рынке интересных вакансий, - вот некоторые из факторов востребованности коммерческого образования (рис. 5). Стабильно острая конкуренция на рынке вакансий определяется значимым уровнем безработицы в России.

По информации экспертов Д. Николаевой и Д. Бутрина, в апреле 2011 года общее число зарегистрированных в службах занятости составило 1,6 млн. чел, что практически соответствует уровню октября 2008 года, когда страна вступила в экономический кризис. Если рассматривать безработицу, которая определяется по методологии Международной организации труда (МОТ), то оказывается, что нынешняя безработица выше, чем докризисная, на 0,5% и составляет 7,6%. Так если в 2008 году общая безработица составляла 5,3 млн. человек, то сейчас — 5,7 млн., то есть больше на 400 тыс. На этом фоне численность экономически активного населения, к которому относятся как занятые, так и безработные в возрасте 15-72 лет, увеличилась за три года с 74,8 млн. до 75,2 млн. человек. Между тем уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) сократился с 66,8 до 62,7%.

Рис. 5. Результаты опроса целевой аудитории о готовности взять кредит на обучение: 1-данные КОММЕРСАНТ-ДЕНЬГИ (28/04 - 05/05/2011,2025 чел); 2-данные FINAM.RU (28/04 - 05/05/2011,1383 чел);

По мнению авторитетного специалиста заведующего лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов ИНП РАН А. Коровкина, занятость падала быстрее, чем росло население. А уровень экономически активного населения был поддержан за счет вовлечения в трудовую деятельность других когорт, скорее всего, старшего поколения. При этом эксперт сомневается, что, как следует из данных, застойная безработица снизилась с 36,7 до 33,7% — именно столько безработных от общего числа искали работу один год и более. А. Коровкин уверен: «Такое снижение произошло за счет роста общей безработицы по методологии.

Застойная безработица, как это можно понять из данных, менялась неравномерно. Ее доля среди сельских жителей снизилась с 47 до 35%, а застойная городская безработица увеличилась с 30 до 32,7%. Один из выводов, которые эксперты не подвергают сомнению, это то, что безработица «состарилась». Поскольку в кризис увольняли работающих, то в основном они, а не студенты и выпускники дополняли армию безработных. Так, средний возраст безработных увеличился за три года с 34,8 до 35,6 года, а уровень молодежной безработицы (до 25 лет) снизился с 29 до 25,9%. При этом безработица стала более «опытная». Численность безработных, которые не имели опыта трудовой деятельности, за три года снизилась с 28,6 до 26,5%. Впрочем, статистические данные показывают, что численность тех, кто был уволен по собственному желанию, сократилась, впрочем, как и доля тех, кого уволили по «экономическим причинам». Так, в 2008 году из общего числа безработных 29,4% были уволившиеся по собственному желанию и 27,6%— те, кто оставил последнее место работы в связи с сокращением персонала. В феврале 2011 года доля тех и других была заметно ниже — 23,4% и 21% соответственно. Эксперты Д. Николаева и Д. Бутрин подчеркивают, что достаточно быстрому снижению безработицы в кризис содействовали развернутые в 2009 году правительственные программы на десятки миллиардов рублей — однако отразились они преимущественно не на тех секторах рынка труда, которые собирались спасать в Белом доме: борьба с застойной и молодежной безработицей прямой целью Ростру да и Минздрава не числилась. Впрочем, неизвестно, дошли бы до этих секторов рынка у правительства руки в иных обстоятельствах — а эффект от снижения именно этих видов безработицы будет иметь, в отличие от борьбы с ней на основном сегменте рынка труда, более долгосрочные последствия.

Высокая конкуренция на рынке труда, сравнительно невысокое пенсионное обеспечение заставляет различные категории работников мириться с низким уровнем оплаты. Недопустимая обстановка сложилась с оплатой труда учителей. Декларируя ценность учительского труда, власти допускают зарплатную дискриминацию российского учительства. Принято решение о дополнительном финансировании модернизации школьного образования в 2011-2013 годах. По заявлению министра А. Фурсенко за три года из федерального бюджета будет дополнительно выделено 120 млрд. руб. (20 млрд. руб. в 2011 году, 60 млрд. руб. в 2012 году, 40 млрд. руб. в 2013 году). Глав-

ная цель дополнительного финансирования — повысить среднюю зарплату учителей до уровня средней зарплаты по экономике регионов. Можно согласиться со словами А. Фурсенко, что учитель «должен чувствовать себя обеспеченным человеком». Удивляет лишь, что из года в год эта мысль рефреном звучит в обращениях власти, но до сих пор, по данным председателя правительства В. Путина (31 мая 2011 года) зарплата учителя в регионах составляет около 7-7,5 тысяч руб., а у молодых специалистов - 5,5 тысяч руб. (при «официальной» средней по России зарплате учительства - порядка 15 тысяч руб.).

По информации экспертов Д. Николаевой и Д. Бутрина, в результате принятых мер, зарплата учителей возрастет в среднем на 20-30%.

Декларируется, что реформирование образования имеет целью, в частности, повысить готовность выпускников вузов к условиям труда по специальности. Однако, по информации Российского союза промышленников и предпринимателей, большинство потенциальных работодателей не включают современных выпускников вузов в число квалифицированных кадров, ставя непременное условие наличия опыта работы не менее 1-3 лет. Принимая Болонское соглашение, Россия декларировала озабоченность правами молодых людей на получение высшего образования и востребованности на рынке труда. Для этого пришлось, по существу, разрушить привычную модель образования в России. При этом «продавив» новую форму образования не озаботились адекватным изменением её содержания.

По мнению отраслевого эксперта М. Лемуткиной, в отличие от России, где вуз — это семинарские аудитории и лекционные залы, британский университет начинается с лабораторий и мастерских. Притом самых невероятных. Например, по усовершенствованию и тестированию молотков, как на инженерном факультете Шеффилдского университета Хэллэм. Здесь убеждены: чтобы руководить персоналом, специалист — инженер, дизайнер, менеджер по туризму или гостиничному бизнесу — должен все уметь сам. Поэтому теоретические занятия перемежаются с практическими, число которых доходит до 20—40 часов в неделю. Да и само здание университета устроено так, что учебные аудитории и студии с мастерскими находятся друг против друга—через коридор со стеклянными дверями, как, скажем, у полиграфистов. Например, будущие мебельные дизайнеры постигают азы мастерства в университетских деревообделочных мастерских — учатся вырезать детали из больших деревянных листов, а заодно тестируют мебель на прочность, причем не только собственного изготовления, но и для городских компаний. Так же обучают рестораторов и хоспитальеров. В аудиториях, оборудованных как современные кухни, их учат готовить, печь хлеб, сервировать столы. Не важно, что на будущей работе им самим этого делать не придется. Полученный опыт позволит сразу влиться в работу ресторана или производство продуктов питания. А для лучшего осознания ответственности будущим рестораторам и пищевикам показывают, что происходит с их продукцией в организме потребителя, на пугающе реальных муляжах пищева-

рительного тракта в натуральную величину. Следующая ступенька овладения будущей специальностью—участие старшекурсников в научных исследованиях университета. Все проекты настоящие: часть по заказу частных фирм, другая - правительств своей и зарубежных стран, третья - социальные проекты. Например, разработка материалов и технологий для пожилых людей, аппаратура для слепых, позволяющая ориентироваться в пространстве. Самое главное, что в какой бы области ни проводились исследования, они всегда носят междисциплинарный, межфакультетский характер. Инженеры и химики, медики и социологи объединяют усилия, и это дает удивительные плоды. Например, в виде экзотических свадебных платьев, созданных университетскими дизайнерами, химиками и инженерами: дизайнеры придумали модели, инженеры — каркас платьев, а химики — водоотталкивающий материал, из которого их сделали. Понятно, что выпускника вуза с таким проектом в портфолио работодатели охотно возьмут и без опыта работы. Тем более что в британском вузе ему всегда помогут две специальные университетские службы — карьерная и коммерческая. По наблюдению эксперта М. Лемуткиной, британский вуз начинает работать на студента до того, как тот приходит учиться. Прежде чем открыть новую специальность, университет проводит маркетинговые исследования, убеждается в ее востребованности, а затем ищет компании, где студенты будут проходить практику. Годичная производственная практика на третьем курсе — ключевой момент в подготовке специалистов в Великобритании. А ее сочетание с трехлетним бакалавриатом называется «сэндвич-пакетом»: год практики меж двумя пластами учебы. Причем, весь этот год студенты работают по будущей специальности в одной из фирм, одобренных вузом.

По свидетельству проректора по международным делам Астонского университета Бирмингема профессора Хелен Хигсон, статус в это время у них двоякий. С одной стороны, они остаются студентами: пользуются университетскими лабораториями, получают консультации профессоров. С другой — являются сотрудниками фирмы и получают там небольшую зарплату — около 15 тыс. фунтов в год. Итог — дипломная работа по реальным проблемам компании. Бакалавр без практики на британском рынке труда не котируется — совсем как молодой специалист в России. Зато у прошедших ее проблем с работой практически нет. Например, из выпускников Астонского университета Бирмингема не трудоустраиваются не более 3,7% (в среднем по Великобритании — 6%). Понятно, что при таком раскладе сэндвич-пакет в Англии более чем востребован, тем более что он позволяет найти рабочее место заранее. Толкового практиканта всегда заметят и предложат постоянную работу в компании. Даже в самой брендовой, а их среди партнеров Астонского университета немало (например Lloyd's, IBM и Intel). Важно и другое. Британские компании и вузы заинтересованы в студенческой практике не меньше студентов. Бизнес сэндвич-пакет снабжает дешевой рабочей силой и дает возможность планомерно готовить себе кадры. Университеты же благодаря тесным связям с компаниями находят инвесторов для научных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исследований. И тут на первый план выходит проблема коммерциализации университетских разработок. Дело это сложное даже в Великобритании, где им занимаются давным-давно. Тут и бюрократические препоны, и риск промахнуться: ведь далеко не все даже самые блестящие научные идеи могут быть коммерциализированы. Главная же проблема — доводка, в которой нуждаются многие исследования. А точнее, поиск необходимых для этого средств — государственных и частных. Зато успех может быть очень значительным. По информации профессора Хелен Хигсон, в, например, разработали хирургические инструменты столь точного действия, что, проникнув через скорлупу яйца, они оставляют неповрежденной его мембрану. Или нанотехнологии, позволяющие убедиться, что после операции из тела больного удалены все раковые клетки. По мнению российского специалиста по лазерной технике В. Мезенцева, работающего в Астоиском университете Великобритании профессором-исследователем, неудивительно, что при таком подходе исследовательские лаборатории в британских университетах «оснащены бесконечно лучше, чем в России. Массу программ финансирует промышленность. Плюс бюджетное финансирование, распределяемое в соответствии с рейтингом вузов. В итоге наша исследовательская группа в Асто не оснащена как лучшая компания: на небольшую группу выделяется из бюджета около 1 млн. фунтов в год».

Эксперт М. Лемуткина уверена: именно подготовка специалистов-практиков, способных сразу приступить к работе, а потому особо ценимых работодателем, и привлекает в вузы Великобритании не только собственных, но все чаще и российских студентов. Усиливает эту тягу и возможность совмещать учебу с наукой. Главным сдерживающим фактором до сих пор была стоимость обучения. Но это не навечно. Российское высшее образование все больше становится платным (процесс слегка затормозился лишь в кризис), а его стоимость в лучших вузах приближается к британской.

Так, например, по информации Е. Барышевой, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова минимальная стоимость обучения на коммерческих местах составляет 261 тысяч руб. в год (т.е. свыше 9 тысяч долларов в год). В таких условиях выбор ребят все чаще будет не в пользу отечественного образования. Тем более что в той же Британии работает система грантов, претендовать на которые могут и иностранцы: здесь охотятся за талантливой молодежью и понимают, что сегодняшние вложения в нее многократно окупятся завтра.

Заместитель декана инженерно-математического факультета Сити Юниверсити Лондон Саноар Хан вполне откровенно замечает, что в иностранных студентах нас привлекают не их деньги, а таланты. 32% из 24 тыс. наших студентов — иностранцы из 156 стран мира, и среди них около 150 из России: с Россией, как и с США, у нас особо активные связи. На некоторых факультетах университета иностранцами укомплектована практически вся аспирантура. И эта отличительная черта вуза щедро окупается: научные исследования, которые ведут интернациональные коллективы, приносят уни-

верситету большую славу. И большие деньги. Заинтересованные компании хорошо финансируют научные разработки. Характерная особенность: минимум бюрократии, британские исследователи отчитываются всего раз в год. Основное время тратится на науку. Как это отличается от ситуации в России.

По информации эксперта А. Черных, в России работают 462 частных вуза (по состоянию на июнь 2011 года), их студенты сами оплачивают обучение либо учатся за счет грантов, полученных от работодателей. Группа депутатов Госдумы РФ под руководством председателя комитета по образованию Г. Балыхина (в прошлом - заместителя министра образования, затем - руководителя Рособразования РФ) внесли законопроект , в котором предлагают дать лучшим частным учебным заведениям государственную поддержку — возможность для части студентов учиться за счет бюджета. Законодатели называют инициативу «расширением возможности для граждан получения бесплатного профессионального образования». Прием на бюджетные места в частные вузы будет проходить на тех же условиях, что и в государственные. При этом студенты смогут даже получать стипендию. Депутаты подчеркивают, что такая поддержка может быть выделена лишь 4,5 тыс. студентов из «не более 40» лучших негосударственных вузов. По свидетельству эксперта А. Черных, в самом тексте не приводятся критерии отбора таких заведений, но из сопроводительной записки к документу следует, что шансы появятся у вузов с направлениями «физико-математические науки», «естественные науки», «гуманитарные науки», «образование и педагогика», «экономика и управление» и у некоторых других. При этом выделения дополнительных средств не предусмотрено: будет снижено финансирование «отстающих» государственных вузов. «Уменьшение бюджетных мест может коснуться 590 государственных и муниципальных высших учебных заведений, контрольные цифры приема в которые в настоящее время составляют 420 тыс. человек». Это коснется почти всех вузов, учитывая, что всего в стране 653 государственных вуза (по информации комитета по образованию Госдумы РФ на июнь 2011 года. В законопроекте не указаны критерии и не предложен механизм лишения вузов бюджетных мест. Авторы лишь выражают надежду, что «фактор конкуренции в получении квоты будет способствовать повышению качества подготовки». Уже сейчас можно предположить, что для ряда государственных вузов сокращение бюджетного финансирования будет фатальным. Таким образом, законодательная инициатива депутатов укладывается в концепцию сокращения числа российских вузов, о необходимости которого неоднократно заявлял министр образования А. Фурсенко. По заявлению президента страны Д. Медведева (ноябоь, 2010 г.), «Высшее образование подверглось девальвации. Мы получили огромное количество высших учебных заведений, часть из которых никуда не годится. Университетов должно быть существенно меньше, чем сейчас». Президент тогда предложил «сливать» отстающие вузы с более успешными. По словам руководителя Ассоциации негосударственных вузов РФ, ректора

Российского нового университета (РОСНОУ) профессора В. Зернова, частные вузы давно добивались такого признания со стороны государства. «Этот вопрос неоднократно поднимался с начала 90-х. Еще прошлый министр образования обещал, что мы получим бюджетную поддержку, но каждый раз о нас забывали». «В России есть «под сотню» частных вузов, которые существенно превосходят большинство государственных по научным и образовательным достижениям». Причем, профессор В. Зернов по-прежнему уверен, что в стране существует неоправданная дискриминация частных вузов со стороны Министерства образования и науки и правительства в целом: «Нам приходится платить налог на землю, от которого освобождены государственные вузы. Нас не хотят признавать серьезными соперниками в науке, практически невозможно выиграть какой-то грант по причине недостаточной известности. Когда создавали категорию „национально-исследовательский университет", обещали, что разрешат и частным вузам претендовать на такое звание, но позже отказали».

По мнению ректора Высшей школы экономики (ВШЭ-ГУ) профессора Я. Кузьминова, большинство негосударственных вузов «находятся в нижней зоне конкурентоспособности», но «есть некоторые, которые действительно могут конкурировать с государственными: Российская экономическая школа, Московская школа социально-экономических наук, Международный университет, РОСНОУ, Европейский университет в Петербурге. Есть еще около десятка вузов по стране, которые сколько-нибудь прилично учат». Единых официальных рейтингов вузов — что государственных, что частных — в России не существует, хотя отдельные компании периодически публикуют свои исследования. Профессор Я. Кузьминов полагает что «бюджетные деньги надо выдавать на основании четких критериев. Например, можно оценивать вузы по качеству приема — те, кто принимает абитуриентов с 50 баллами за ЕГЭ из 100, заведомо не должны получать бюджетное финансирование». Профессор Я. Кузьминов также считает возможным «не давать денег вузам, которые не ведут научной работы,— «иначе налогоплательщики сильно рискуют получить непрофессионалов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.