Научная статья на тему 'Проблемы коммерческого образования в России'

Проблемы коммерческого образования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сажин В. Б., Кочетов О. С., Тюрин М. П., Белоусов А. С., Сажина М. Б.

С уменьшением числа бюджетных мест растет число студентов, обучающихся на платной основе. Приводятся позиции Правительства, Госдумы и банкиров о будущем образовательных кредитов. Подробно рассмотрена современная ситуация с выдачей образовательных кредитов в России. Приведен обзор условий кредитования на образование в странах мира. Сравниваются позиции России и других стран в части образовательного кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы коммерческого образования в России»

УДК 378. 15

В.Б. Сажин, О.С. Кочетов, М.П. Тюрин, А.С. Белоусов, М.Б. Сажина, М.В. Сошенко Б.В. Ермоленко, В.В. Сажин, Л.И. Кошкин, Я.В. Семенихин, Е.В. Матушкина

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности, Москва, Россия

ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

С уменьшением числа бюджетных мест растет число студентов, обучающихся на платной основе. Приводятся позиции Правительства, Госдумы и банкиров о будущем образовательных кредитов. Подробно рассмотрена современная ситуация с выдачей образовательных кредитов в России. Приведен обзор условий кредитования на образование в странах мира. Сравниваются позиции России и других стран в части образовательного кредитования.

За последние пять лет число российских студентов удвоилось и достигло по мнению экспертов 7,2 млн. чел. (по данным Росстата - 5,25 млн., а по заявлению министра А.А. Фурсенко - 7,5 млн. чел.). Но это увеличение произошло в основном за счет коммерческих вузов. Число же бюджетных мест в госуниверситетах и академиях постоянно сокращается. В 2006 году вузы Рособразования приняли на бюджетной основе 425,2 тысячи человек — на 9,2% меньше, чем в 2005-м. Наибольшим спросом у абитуриентов пользовались естественнонаучные, технические и медицинские специальности. Традиционно высокий конкурс был среди будущих экономистов, управленцев и работников сферы обслуживания. В среднем же он составил 4 человека на место.

Количество бюджетных мест в 655 госвузах в 2007 году сократилось почти на 3% (529,6 тыс. чел. против 547,2 тыс. в 2006-м). Под секвестр попали: гуманитарные науки, экономика и управление и образование — из-за отсутствия рабочих мест на рынке труда.

По словам начальника управления Рособразования П. Анисимова, «нужно уменьшать прием в вузы на бюджетной основе. Тем более что по некоторым специальностям (юрист, экономист) у нас и так наблюдается переизбыток людей с высшим образованием. В то же время в промышленности остро не хватает квалифицированных рабочих. Однако норма, записанная в законе "Об образовании" (170 бюджетных студентов на 10 тысяч человек населения), остается неизменной».

Министр минобрнауки А. Фурсенко в своем телевыступлении в конце мая 2007 г. уточнил, что реальный уровень бюджетных мест существенно выше и составляет 2,06 % от численности населения России.

По мнению заместителя председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ В. Ивановой, «сейчас практически установилось равенство между количеством выпускников школ и числом мест в вузах. За предыдущие четыре года реализовался весь так называемый "отложенный прием" — те ребята, кто не поступил с первого-второго раза, сейчас уже учатся в институтах. Поэтому сокращение приема на бюджетные места — это вынужденная мера. Иначе придется брать всех подряд, а это недопустимо. Должен сохраниться хотя бы минимальный конкурс — чтобы учились достойные студенты».

Минобрнауки полагает целесообразным снижение затратной массы бюджетников на 10% ежегодно. Так в 2007 г. количество бюджетных мест в вузах сократилось почти на 20 тысяч. Около 40% абитуриентов вузов Рособразования обучаются за плату.

По мнению эксперта М. Степновой, несмотря на заверения правительства, что высшее образование в России останется бесплатным, растут собственно затраты граж-

дан на получение образования при том, что качество образования и доверие к дипломам даже самых уважаемых учебных заведений — падает.

По мнению аналитика К. Погодина, госбюджету с каждым годом все труднее содержать многочисленные школы, колледжи и вузы. Министерство образования и науки для снижения нагрузки на казну предложило несколько новых типов учебных заведений, которые, оставаясь формально государственными, будут сами себя обеспечивать. По степени коммерциализации их можно расположить в следующем порядке: ОУ-АУ-ГМАНО.

Образовательные учреждения (ОУ) останутся наиболее близкими к бюджетным, но в отличие от них смогут покупать на свои внебюджетные деньги имущество, оборудование, а также полностью распоряжаться им: сдавать помещения в аренду, использовать для научных разработок и др. Полученная прибыль останется в распоряжении ОУ. Оно сможет брать банковский кредит на свое развитие. Единственный запрет -использовать не по назначению то имущество, которое ему дал учредитель.

Автономные учреждения (АУ) более самостоятельны. Государству будут принадлежать только основные фонды — учебные корпуса, общежития, лаборатории, наиболее ценное оборудование. Всем остальным распоряжается ректор под контролем Попечительского совета. Часть студентов АУ будет готовить по госзаказу и получать за это из бюджета деньги, а остальных станет учить по коммерческому принципу. Вся прибыль, полученная от этой деятельности, остается в распоряжении самого вуза. По сути, это будет полугосударственное учебное заведение.

Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация (ГМАНО) является самой продвинутой в экономическом плане: может полностью распоряжаться всем имуществом, брать любые кредиты, сдавать в аренду помещения и пр. Обучение студентов - на коммерческой основе. Государство будет выполнять в основном надзорные функции: следить за соблюдением госстандартов, учебных планов и программ. В конце обучения госкомиссия принимает у студентов экзамены и в случае успешной сдачи выдает им дипломы государственного образца. ГМАНО во многом становятся частными учебными заведениями: сами набирают студентов, обучают и самостоятельно себя содержат. Государство получает лишь готовый продукт — специалистов.

По данным эксперта И. Сергеева, в 2007 году в российских вузах за свой счет учатся 56% студентов, и доля "платников" продолжает расти. Плата за год учебы в хорошем университете или академии стоит не менее 3—4 тысяч долларов, а в престижных вузах 5—7 тысяч долларов.

Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу на бюджетные места, остается одно - образовательные кредиты (ОК). Еще в сентябре 2005 года в Госдуму был внесен законопроект "Об образовательных кредитах". Предполагаемая схема кредитования достаточно проста: абитуриент сдает экзамены в вузе, по их результатам приемная комиссия рекомендует его для получения ОК. После этого он заключает трехсторонний договор с банком и вузом. Банк переводит сумму кредита непосредственно на расчетный счет вуза. Кредит выдается в рублях сроком на 10—11 лет под 10-12% годовых. Возвращать его предстоит сразу после получения диплома.

Предусматирвается три вида ОК: основной (140 тыс. руб. в год), дополнительный (70 тыс. руб.) и сопутствующий (равнй среднегодовому прожиточному минимуму в регионе). Первый можно потратить на «основное» образованиие, второй — на получение дополнительных знаний, а третий — на жизнь в городе (аренду квартиры, одежду, питание, учебники и т.д.). Ссуда выплачивается траншами за один семестр. При не- сданной сессии банк прекращает оплату.

По данным аналитика Т. Замахиной, пока выдачу кредитов на образование практикуют очень немногие российские банки, которые предлагают ставки, сравнимые со станками дорогих потребительских кредитов — до 23% годовых. Предложение более дешевых кредитов (от 10%>) действует только в избранных (как правило, самых дорогих) вузах: в МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете, Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, МСХА им. К.А.Тимирязева и некоторых других. Условия во всех банках разные: где-то процентная ставка высокая, зато льготный период максимальный, где-то низкая ставка, но с вас пот ребуют залог или подтверждение высокого дохода. Залог — это ценные бумаги, недвижимость, золотые слитки и так далее. С поручителями тоже не все просто: их зарплата должна быть исключительно "белой". И чем она выше, тем на больший кредит можно рассчитывать. Банку потребуется представить официальную справку о своих дох одах по форме НДФЛ-2, а большинство бухгалтерий идут на это весьма неохотно — по причине "серых" зарплат. И это лишь часть препятствий, которые расставляет перед студентом кредитор. Так по условиям некоторых банков, не менее 10% от необходимой суммы кредита вносится самим кредитуемым.

Оптимальным вариантом, по сведениям Т. Замахиной, является кредит под поручительство юридического лица (например, компании, в которой работает заемщик). Но дело в том, что этот вариант подходит в основном для решившихся на "второе высшее", а не для вчерашних школьников. Понятно, что если к восемнадцати годам молодой человек сумеет найти высокооплачиваемую работу с "белой" зарплатой и обзавестись ценными бумагами, вряд ли ему понадобится банковский кредит. И причина таких банковских придирок опять же в отсутствии нормальных госгарантий. Вид займа мы на Западе скопировали, но не до конца: в банках кредиты на образование уже есть, а вот государственного патроната этой системы нет и в зародыше.

Банки на благотворительность не идут, и их поведение объяснимо. Ведь для кредитной организации студент — самый ненадежный заемщик. В случае невозврата кредита взять с него практически будет нечего: имущества почти никакого, а купленные знания изъять в уплату долга невозможно. Процент невозврата при этом высок во всем мире. К тому же возвращения средств по образовательным кредитам банкирам приходится ждать лет десять

В большинстве случаев образовательные кредиты выдаются частями. Очередной транш поступает в вуз раз в семестр и только после того, как банк получает подтверждение об успешной сдаче сессии студентом. Кредит можно получить на любом этапе обучения: как для оплаты всего обучения, так и нескольких семестров. Большинство банков кредитуют обучение в российских вузах, и получить в России ссуду для обучения за рубежом гораздо сложнее. В случае призыва на воинскую службу студента предоставляется отсрочка по погашению основного долга. Если учащийся уходит в академический отпуск, банки также дают отсрочку (как правило, не более одного года). Но проценты по-прежнему будут начисляться. Только после того, как студент представит договор с вузом, гарантирующим целевое использование средств, нужную сумму банк положит на открытый кредитополучателем счет с последующим перечислением на счет учебного заведения. Банк вправе затребовать в учебном заведении справку об успеваемости кредитополучателя, не предупреждая его об этом. В случае частых прогулов занятий и не сданных вовремя зачетов и экзаменов, банк вправе досрочно прервать договор о кредитовании.

По законопроекту Госдумы государство должно выступить гарантом возврата денег, то есть будет нести субсидиарную ответственность. Это значит, что если молодой человек внезапно потеряет трудоспособность или станет безработным, то проценты за него заплатит казна с последующим востребованием долга. На время службы в ар-

мии уплату процентов также гарантирует государство. Как считают в Госдуме, через несколько лет ежегодно может предоставляться до 115—120 тысяч кредитов па учебу. Стоимость вопроса для госказны — 1,7 млрд. руб. в год. Это 1,5-2% бюджетных расходов на образование.

По концепции Правительства РФ, государство гарантирует банкам возврат 10% денег, взятых на учебу. Сумма гарантий составляет 650 миллионов рублей. Министерство образования и науки РФ совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и Ассоциацией российских банков разработало новую систему образовательных кредитов. Государство гарантирует возврат десятой части образовательной ссуды. Деньги на эти цели возьмут из специального фонда, куда станут перечислять 10% от выданных банками кредитов.В 2007—2010 годах ссуду на образование смогут получить до 10 тысяч абитуриентов. Ссуду выдадут в первую очередь тем, кто недобрал несколько баллов на экзаменах в госвузах или сразу решил учиться в них па платной основе. Все расчеты будут безналичными — деньги станут переводиться на счет вуза каждый семестр. Взятую в долг сумму надо будет вернуть в течение пяти лет после получения диплома Ставка—10-12% годовых. Если же студента отчислят, то ею кредитование прекратится и уже потраченные на учебу деньги все же придется отдать банку.

Образовательные кредиты станут выдавать лишь абитуриентам, поступившим в вузы, утвержденные в специальном списке Минобрнауки. Для эксперимента выбраны ведущие российские вузы, гарантирующие высокое качество обучения и трудоустройство на хорошую работу после их окончания. Список банков, имеющих право выдавать образовательные кредиты, утверждается Правительством РФ.

По сведениям экспертов «Ъ» Число кредитных учреждений, предоставляющих образовательные кредиты, порядка десяти на всю страну. Право на получение кредита имеет любой 1 ражданин РФ в возрасте от 14 лет, а заемщиками и созаемщиками могут быть только совершеннолетние лица. Все предполагаемые выплаты по кредиту должны быть осуществлены до достижения заемщиком возраста от 60 до 75 лет. Заемщик также должен предоставить документы о своей трудовой деятельности и зарплате. Так, на текущем месте работы с постоянным заработком заемщик должен проработать не менее шести месяцев и иметь стабильные доходы на протяжении последнего года.

При рассмотрении заявки практически любой банк будет рассчитывать сумму кредита на основании размера заработной платы. В среднем ежемесячный платеж по обслуживанию процентов по вкладу не будет превышать трети от общих доходов заемщика.

В большинстве случаев целевой кредит на обучение предоставляется в безналичном порядке путем перевода средств на счет образовательного учреждения. Кроме того, заемщик должен проживать или иметь постоянную регистрацию на той террито-рииЛ где находится соответствующее отделение банка. Следует иметь в виду, что в случае временной регистрации кредит будет предоставлен лишь на срок ее действия.

Если все необходимые документы собраны и определен вуз, в который абитуриент намерен поступить на платное отделение, можно приступить к выбору банка и оптимальной кредитной программы. Для сравнения выбраны аналогичные кредитные линии нескольких крупных российских банков, и, как видно из таблицы 1, условия выдачи и обслуживания таких кредитов предоставляют заемщикам весьма разнообразные возможности.

По словам заместителя директора управления кредитования частных клиентов Сбербанка России В. Бурзаева, Сбербанк еще в 2000 году ввел образовательный кредит в свой продуктовый ряд кредитов для населения и за время существования программы выдал образовательных кредитов на общую сумму свыше 57 млн рублей.

Следует отметить, что условия Сбербанка наиболее соответствуют идеальным

Табл. 1. Условия предоставления образовательных кредитов Российскими банками

Банк Срок Процент- Процент- Объем Льготный Обеспечение кредита

кредита ная ставка по кредитам в руб. (%) ная ставка по кредитам в $ (%) кредита период

Сбербанк Рос- До 11 лет 7 90% стои- На период Поручительства граждан

сии мости обучения обучения и юрлиц, залог имущества, госгарантии

Уралсиб» До 5 лет 17,5-19* 11-13* До 1 млн. руб. Нет Поручительства физлиц, залог недвижимости

Банк «Союз» До 16 лет 10 Сумма На период Поручительство ком-

(программа «Кредо») стоимости обучения обучения пании «Крэйн»

Банк Сосьете До 6 лет 18-20* 11-14** До $50 тыс До 2 лет** Поручительства физ-

Женераль Вос- (или экви- лиц

ток валент в рублях)

Пробизнесбанк До 3 лет 15%плюс комиссия 0,8% в месяц До 750 тыс. руб. Нет Поручительство физ-лица (при комиссии 1.5% — без обеспечения

Балтийский До 7 лет 19 Сумма Нет Без обеспечения

банк (Санкт- стоимости

Петербург) обучения

Меткомбанк До 10 лет 19*** Сумма На период Поручительства, залог

(Екатеринбург) стоимости обучения обучения ликвидного имущества

* В зависимости от срока предоставления кредита

* * В зависимости от конкретной образовательной программы банка

* * * 18%без предоставления льготного периода во время обучения

представлениям об образовательном кредите. Основное отличие кредита на образование от широко распространенных сегодня кредитов на любые цели — большой срок для погашения долга. Логика также подсказывает, что основную финансовую нагрузку по обслуживанию кредита следует перенести на момент окончания вуза, когда бывший студент станет квалифицированным специалистом и сможет рассчитывать устроиться на более высокооплачиваемую работу. Для этого банки определяют так называемый льготный период, в течение которого заемщик оплачивает лишь проценты за предоставленный кредит, а выплата основного долга откладывается до лучших времен.

В других банках название «образовательный кредит» далеко не всегда реально отражается на условиях кредитования. Например, в Банке «Уралсиб» максимальный срок кредита на обучение совсем небольшой — всего пять лет, а процентная ставка будет меньше, чем у конкурентов, лишь в том случае, если срок кредита сократится до двух-трех лет. Кроме того, банк не предоставляет льготного периода погашения основного долга, что делает практически невозможным для студента очного отделения обслуживание кредита без помощи родителей. Сравнение условий образовательного кредита с условиями потребительского кредитования того же банка показывает, что принципиально они не отличаются.

Такое положение объясняется тем, что риски невозврата по кредиту весьма высоки, а чтобы точнее их рассчитать, у банков просто нет достаточного опыта.

По мнению начальника отдела партнерских программ Пробизнесбанка В. Куни-на, хотя расчетные риски по образовательным кредитам сопоставимы с рисками по кредитам на неотложные нужды.однако статистика показывает обратное. Сами усло-

вия образовательного кредита Пробизнесбанка похожи на потребительский кредит: идентичная процентная ставка, отсутствие льготного периода, максимальный срок кредитной линии три года. В то же время банк планирует дополнить условия образовательного кредита отсрочкой основного платежа на полгода.

По мнению издания «Ъ», региональные банки оказались более внимательными к нуждам абитуриентов и стараются соответствовать их возможностям. Так, например, питерский Балтийский банк предоставляет кредиты сроком до семи лет и не требует материального обеспечения возврата средств. По словам заместителя директора дирекции по комиссионным доходам Балтийского банка А. Сотникова, среди партнеров банка более ста петербургских и региональных вузов. Отличием образовательного кредита в этом банке по сравнению с другими финансовыми учреждениями является открытие кредитной линии на каждый семестр обучения. По мнению А. Сотникова, это в интересах самих студентов - не брать крупный кредит на оплату всего срока учебы, а обращаться в банк за деньгами каждый семестр по мере необходимости. Правда авторам не удалось уточнить, насколько ставки по таким краткосрочным кредитам превышают ставки по крупному долгосрочному.

В уральском Меткомбанке пошли дальше и дополнили условия кредитования системой поощрения успеваемости студентов. За каждый семестр без «троек» базовая процентная ставка по кредиту снижается на один пункт, а за все «пятерки» — на два. Остальные условия вполне соответствуют параметрам образовательного кредита, хотя и требуют от заемщика обеспечения кредита в виде поручительств и залога имущества. Предложения Банка Сосьете Женераль Восток преимущественно ориентированы на бизнес-образование, в том числе и за рубежом. Молодежный банк BSGV предлагает специальные условия кредитования более десятка различных образовательных программ MBA, среди которых бизнес-школы Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Высшая школа бизнеса МГУ, факультет менеджмента Высшей школы экономики, испанская школа бизнеса Institute de Empresa и т. д.

По сведениям экспертов «Ъ», принципиально отличается рыночное предложение компании «Крэйн», которая реализует специальную программу кредитования студентов под названием «Кредо». Кредитным оператором программы является банк «Союз», а «Крэйн» гарантирует банку возврат средств, если заемщик по каким-либо причинам не смог выполнить условия оплаты. В этом случае компания будет самостоятельно искать пути взыскания денег с нерадивого студента. «Кредо» работает с ограниченным перечнем ведущих российских вузов и предоставляет долгосрочные кредиты (до 16 лет) с отсрочкой любых платежей до самого конца обучения. Кроме того, процентная ставка по кредиту является самой низкой среди всех предложений кредитования обучения в валюте. Разработка этой программы осуществлялась по инициативе промышленного холдинга «Базовый элемент».

Несмотря на многолетнюю успешность программы, в компании считают, что развитие образовательного кредитования в масштабах страны без участия государства невозможно, и ссылаются на зарубежный опыт.

По данным генерального директора компании «Крэйн» М. Матросова, в США, где система образовательных кредитов действует более 40 лет, государство выступает гарантом по четырем видам студенческих займов, а гарантия составляет от 75 до 100% суммы кредита. По одному из таких кредитов — субсидируемому - за студента погашаются проценты. Чтобы получить субсидируемый кредит, нужно доказать финансовую необходимость в нем. Другой вид кредита — несубсидируемый заемщик выплачивает весь кредит самостоятельно, но уже после окончания вуза. Аналогичный принцип заложен и в программе „Кредо" компании «Крэйн».

Банки вполне оптимистично смотрят на перспективы развития спроса на подоб-

ные программы. По словам заместителя директора управления кредитования частных клиентов Сбербанка России В. Бурзаева, по всей вероятности, менталитет рядового российского потребителя еще не полностью готов к тому, что качественное образование — это будущий капитал. Далеко не все родители считают возможным вкладывать в обу чение своих детей заемные средства. Поэтому спрос на образовательные кредиты не так велик. Тем не менее, интерес к этому виду кредита стабильно растет. За 2003-2005 гг. остаток задолженности по этим кредитам вырос более чем в пять раз и по итогам первого полугодия 2006 года составил почти 31 млн рублей.

Конечно, самостоятельно выдержать столь существенную финансовую нагрузку абитуриентам, только что закончившим школу, будет отнюдь не легко. Учитывая сегодняшние реалии рынка труда, чрезвычайно сложно представить себе, что новоиспеченный дипломированный специалист устроится на работу с окладом, значительно превышающим $1 тыс. В то же время сумма ежемесячного платежа, пополнившись равными долями основного долга по окончании льготного периода, будет вплотную подступать к этой цифре.

Как подчеркивает большинство аналитиков, образовательные кредиты до сих пор отличаются от обычных потребительских только более сложным процессом получения. По мнению президента Всероссийского фонда образования С. Комкова, даже льготный кредит (по ставке 10% годовых:) неприемлем: несостоятельные студенты как не могли себе позволить учиться, так и не смогут впредь..

Россияне в отличие от сверстников из других стран не могут в полной мере воспользоваться услугами зарубежных образовательных учреждений. Наше государство не поощряет зарубежное обучение, а обучаться там за собственные деньги могут очень немногие из наших граждан.

На Западе ссуды на учебу очень популярны (табл. 2). Выпускники школ берут кредиты, а потом в течение 10—15 лет возвращают долг. При этом процент невозврата (личного дефолта) очень невысок.

В Европе кредиты на образование носят социальный характер — их дают в первую очередь небогатым семьям. Процент от 0% (для особо нуждающихся) до 5—6% в год, В Швеции банковская ставка за ОК всего 1,5—2% годовых, а срок возврата неограничен. В Германии деньги дают на 10 лет под 2— 5% годовых, во Франции и Англии — под 2— 5,5% на тот же срок. В некоторых европейских странах возврат ссуды связан с ежемесячным доходом. Если он ниже среднего по стране, то выплата откладывается до тех пор, пока заработок заемщика не возрастет.

Австралийские студенты имеют возможность взять беспроцентный кредит (лишь периодически происходит корректировка в соответствии с темпами инфляции). Период погашения не ограничен.

Голландские студенты должны вернуть всю сумму кредита не позднее чем через 15 лет. Процентная ставка — около 4%. Студенты, которые не располагают достаточным уровнем дохода, получают скидку.

В Латвии государство гасит долг перед банком за студенток, которые родили детей. Для остальных на время учебы процентная ставка равна нулю, а начиная с 12-го месяца после окончания учебы — 5% годовых. Если гражданин полностью погашает заем сразу после окончания учебы, то проценты он не платит.

В США можно взять кредит по ставке 1 % на 30—40 лет и выплачивать кредит по 50 долларов ежемесячно. Можно и взять в долг на 10 лет под 3—6% годовых. Возврат займов гарантирует государство — если выпускник объявляет себя банкротом, министерство образования выплачивает задолженность. Для этого создана целая система профилактики студенческих банкротств, причем настолько эффективная, что уровень невозвратов ОК составляет всего 5%.

Табл. 2. Образовательные кредиты в странах мира

Страна Сумма, тыс. долларов США % по кредиту в год Срок возврата (лет после окончания учебы)

США 5-150 3-6 10

Германия 1,5—130 0 (для неимущих) 2—5,5 (для всех) 10

Франция 1,5—105 до 5,5 10

Англия 7—32 до 5 10

Швеция 20-27 1,5-2 Неограничен

Польша 12,5 6,8 6

Россия (проект) 5,5 + 2,7 + 0,3 от 10 до 23 5

Американский рынок образовательных кредитов, по мнению эксперта Е. Хвостика, оценивается в $85 млрд. Крупнейшей в США компанией, занимающейся выдачей кредитов на образование является, кредитно-финансовая организация Sallie Мае. В 1972 году законом конгресса США Sallie Мае (общепринятое сокращение полного официального названия Student Loan Marketing Association —Ассоциация кредитования учащихся) была создана как государственная финансовая компания. В 1997-2004 гг. Sallie Мае была приватизирована, став публичной компанией, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Sallie Мае управляет счетами на сумму $11 млрд по кредитам на образование, выданным более 10 млн. учащихся. Совет директоров Sallie Мае одобрил сог лашение о продаже компании консорциуму частных инвест-фондов и банков. Сумма сделки — $25 млрд. Консорциум инвесторов состоит из банков Bank of America и JP Morgan Chase и частных инвестфондов С. Flowers & Company и Friedman Fleischer & Lowe. По условиям соглашения частные инвестфонды буду! контролировать 50,2% Sallie Мае и инвестируют в ее развитие $4,4 млрд. По мнению конгрессменов США, предоставляя общественности недостаточно информации о своей работе, индустрия образовательных кредитов теряет авторитет.

В России на пути образовательных кредитов пока немало препятствий. Во- первых, в эксперименте участвует очень небольшое число банков и вузов (10 московских и 1 петербургский). Во-вторых, количество выдаваемых ОК пока ограничено — всего 7500 ежегодно. В-третьих, в эксперименте задействованы только государственные учебные заведения. Это положение вызывает острую критику со стороны правительства: первый вице-премьер Д. Медведев и руководитель Минпромэнерго В. Христенко считают, что студент должен иметь право самостоятельно распоряжаться деньгами. Иначе получается дискриминация негосударственных вузов, имеющих госачте-стацию и равные права с бюджетными учебными заведениями. К тому же в частных вузах стоимость обучения зачастую ниже, чем в госуниверситетах и академиях. В- четвертых, Комитет по кредитным организациям Госдумы настороженно относится к законопроекту "Об образовательных кредитах". Депутаты полагают, что установление Правительством РФ максимального фиксированного процента по кредитам противоречит Гражданскому кодексу России. Кроме того, в законопроекте не оговорено, из каких средств станут погашаться проценты, пока студент будет учиться. Пока эксперимент с образовательными ссудами рассчитан на четыре года, но есть надежда, что его продолжат, причем в большем масштабе.

Минобрнауки РФ предложило аиьтернативную схему погашения ОК. Если выпускник не может вовремя вернуть ссуду, то министерство возвращает за него весь долг, а за это он должен отработать три года на госпредприятии — в детском саду, школе, библиотеке. В Москве подобная схема уже действует. Первокурсники городских педвузов обязуются после получения диплома провести три года у классной доски. Город платит за студентов и получает молодых педагогов, а студенты учатся бесплатно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.